УДК 378
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО МОДУЛЬНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»
В статье представлен опыт создания интерактивного модульного курса «Компьютерные сети» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на базе обучающих приложений LearningApps.org, способствующего развитию профессиональных компетенций студентов, одной из которых является информационная компетенция. Развитие информационной компетенции студентов в рамках данного курса осуществляется не только в направлении профессионального роста, освоения учебного контента и развития субъектного опыта, но и в направлении овладения способами создания интерактивных модулей для профессиональной деятельности с помощью обучающих приложений LeamingApps.org.
Ключевые слова: информационная компетенция личности студента, интерактивный модульный курс, LearningApps.org.
В настоящее время в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования уделяется внимание профессиональным компетенциям личности, развиваемым в рамках реализации образовательных программ, и построению интерактивных модульных курсов.
В ранее проведенных исследованиях Н. П. Табачук отмечалось, что как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъектного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельнос-тного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обще-стве через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе [1].
Интерактивные модульные курсы направлены на взаимодействие и обмен информацией, совместное решение
Н. П. Табачук, В. В. Мельникова N. P. Tabachuk, V. V. Melnikova
DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF INTERACTIVE MODULAR COURSE "COMPUTER NETWORKS"
The article presents the experience of creating an interactive modular course "Computer Networks" for students in the training direction of "Pedagogical Education" on the basis of LearningApps.org training applications, which contributes to the development of the students' professional competences, one of which is information competence. The development of information competence of students within the framework of this course is carried out not only in the direction of professional growth, mastering of educational content and development of subject experience, but also in the direction of mastering the ways of creating interactive modules for professional activity with the help of learning applications LearningApps.org.
Keywords: information competence of the student's personality, interactive module course, LearningApps.org.
проблем и моделирование ситуаций. Использование интерактивных модульных курсов в образовательном процессе позволяет развивать навыки анализа, активизировать познавательную и мыслительную деятельность студентов, формировать навыки самостоятельной работы, развивать профессиональные компетенции.
А. Е. Поличка, М. А. Кислякова отмечают необходимость трансформации содержания образования и выделяют педагогический потенциал формирования содержания учебной дисциплины на базе использования онлайн-технологий и ресурсов интернета, приобретающего интерактивный характер [2]. А. Е. Поличка подчеркивает, что при подготовке к профессиональной деятельности студентов важно выделять системообразующую информационную составляющую дисциплины и рассмотрение объектов познания осуществлять сквозь призму категории информации [3].
Выделение в интерактивных модульных курсах информационной составляющей и педагогического потенциала дисциплины направлено на развитие информационной культуры личности студента как составляющей его информационной компетенции. Как отмечает Н. А. Шулика, информационная культура проявляется во владении студентами способами поиска и каналами получения необходимой информации из различных источников, в том числе интернета, в степени включенности в интернет-сообщество, в умении применять полученную информацию в различных сферах деятельности, в саморазвитии и самосовершенствовании [4]. Вслед за О. В. Нефёдовым, который отмечает, что интерактивный характер обучения, создаваемый при использовании обучающих интерактивных приложений, определяет условия для варьирования активности обучаемых, для рационального сочетания аудиторного обучения
с самообучением, мы утверждаем, что внедрение интерактивных модульных курсов способствует саморазвитию и самообучению студентов [5].
Представим опыт создания интерактивного модульного курса «Компьютерные сети» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на базе обучающих приложений LearningApps.org. Нами выделена дисциплина «Компьютерные сети» в связи с тем, что она изучается студентами и магистрантами разных профилей:
- 44.03.05 «Педагогическое образование», с двумя профилями «Математика и информатика» (бакалавриат);
- 44.03.05 «Педагогическое образование», с двумя профилями «Физика и информатика»(бакалавриат);
- 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика и информационные технологии в образовании».
Создание интерактивного модульного курса для студентов по дисциплине «Компьютерные сети» способствует развитию у них следующих профессиональных компетенций, закрепленных в стандартах:
- способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способность к созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, тестов;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
Развитие данных профессиональных компетенций возможно в обучающих приложениях LearningApps.org. К особенностям среды LearningApps.org относятся: наглядность; интерактивность как возможность организации обратной связи с помощью онлайн-технологий; доступность, характеризующаяся бесплатностью сервиса; комбинированность и многообразие представления интерактивных модулей, которые делятся по типам; возможность обмена интерактивными заданиями.
Использование среды LearningApps.org в процессе изучения дисциплины «Компьютерные сети» позволяет сформировать банк обучающих приложений, которые могут применяться для реализации образовательных задач и помощи процессу обмена информацией в диалоговом режиме. Создание интерактивных упражнений к разным модулям дисциплины позволяет сформировать базу оценочных средств и организовать обучение в диалоговом режиме с применением компьютерных технологий, направленное на обогащение субъектного опыта студентов в овладении основами компьютерных сетей.
В ранее проведенных исследованиях В. В. Мельниковой отмечалось, что применение интерактивных упражнений, созданных в среде LearningApps.org позволяет вовлечь студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников; повысить эффективность обучения за счет возможности самоконтроля и повышения мотивации студентов к изучению дисциплины «Компьютерные сети» [6].
Под интерактивным модульным курсом по дисциплине «Компьютерные сети» будем понимать комплекс обучающих интерактивных приложений, созданных для развития
у студентов профессиональных компетенций, в том числе и информационной, и обогащения субъектного опыта в овладении основами компьютерных сетей.
Учебными элементами интерактивного модульного курса в среде LearningApps.org являются: тесты, таблицы соответствий, онлайн-игры, хронологические линейки, кроссворды.
В курсе «Компьютерные сети» нами было выделено пять модулей:
1. Основы построения компьютерных сетей.
2. Технологии локальных сетей.
3. Сети TCP/IP.
4. Технологии глобальных сетей.
5. Службы интернет.
К каждому модулю были разработаны учебные элементы и интегрированы в одну общую среду, представленную по ссылке http://LearningApps.org/display?v=puanxg8wn17
Разработанные учебные модули (основы построения компьютерных сетей, технологии локальных сетей, сети TCP/IP, технологии глобальных сетей, службы интернет) по дисциплине «Компьютерные сети» следует использовать в образовательном процессе для активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов, повышения уровня усвоения учебного контента, обогащения субъектного опыта студентов в овладении основами компьютерных сетей.
Созданный интерактивный модульный курс в среде LearningApps.org по дисциплине «Компьютерные сети» при его использовании в образовательном процессе повышает эффективность обучения, делает процесс обучения более увлекательным, творческим. Он может быть внедрен в процесс дистанционного обучения и интегрирован в учебные дисциплины «Информатика», «Интернет-технологии в учебном процессе», «Компьютерные технологии в обучении математике», «Математика и информационные технологии», изучаемые студентами направления подготовки «Педагогическое образование».
1. Табачук Н. П. Информационная компетенция личности как субъекта деятельности // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2017. Вып. 3(17). С. 40-44. URL: http://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/ tabachuk_n._p._40_44_3_17_2017.pdf (дата обращения: 17.09.2017).
2. Поличка А. Е., Кислякова М. А. Принципы отбора содержания обучения бакалавров для реализации педагогического потенциала математических дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 3. С. 71-74. URL: http:// sp-journal.ru/article/2277 (дата обращения: 17.09.2017).
3. Поличка А. Е. Выделение информационной составляющей при разработке учебной дисциплины // Проблемы высшего образования. 2017. Т. 1. С. 142-144.
4. Шулика Н. А. Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия // Вестник Томского государственного педагогического университета (TomskStatePedagogicalUniversityBulletin). 2016. Вып. 1(166). С. 98-104. URL:https://vestnik.tspu.edu.ru/ fi l es/vestn i k/P D F/articles/sh u l i ka_n ._a._98_104_1_16 6_2016. pdf (дата обращения: 10.09.2017).
170
Гуманитарные исследования • 2017 • № 3 (16)
5. Нефёдов О. В. Опыт применения мультимедийного двухуровневого учебника по английскому языку и методика работы с ним // Вестник Омского государственного педагогического университета: гуманитарные исследования. 2017. № 1(14). С. 92-94. URL: http://www.omgpu.ru/sites/default/ files/files/basic/2/%5Bnode%3Anid%5D/vestnik_omgpu_2017_ по114^(дата обращения: 17.09.2017).
УДК 75.01 (075.8)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПАСТОЗНОЙ ЖИВОПИСИ
В статье рассматривается процесс формирования творческих способностей обучающихся в среде дополнительного художественного образования в ходе освоения учебного предмета «Композиция». Представлена методика развития художественно-творческих способностей в процессе создания композиции обучающимися среднего школьного возраста. Выделены этапы развития композиционно-творческих способностей, описана методика развития творческих способностей.
Ключевые слова: творческие способности, композиционно-творческая деятельность, формирование композиционных способностей, способности у обучающихся в детской художественной школе, композиция в живописи, пастозная живопись.
6. Мельникова В. В. Современные тенденции развития науки и технологий: периодический науч. сб. по материалам XXIII Междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2017 г. № 2. Ч. 10 / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е. П. 2017. С. 77-79. URL: http://issledo. ru/wp-content/uploads/2017/03/Sb_k-2-10^(дата обращения: 10.09.2017).
© Табачук Н. П., Мельникова В. В., 2017
А. В. Терсковa A.V. Terskova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT THE COMPOSITION LESSONS THROUGH PASTY PAINTING
The article considers the process of forming creative abilities of learners in conditions of additional art education in process of mastering the subject "Composition". The technique of development of artistic and creative abilities in the process of creating compositions by students of secondary school age is presented. The stages of the development of compositional and creative abilities are singled out, the method of developing creative abilities is described.
Keywords: creative abilities, composition and creative activity, formation of compositional abilities, abilities of learners in children's art school, composition in painting, pasty painting.
Развитие творческих способностей является одной из основных целей образования детей, особенно художественного образования. Главный задачей в дополнительном художественном образовании является воспитание способностей к композиционно-творческой деятельности, которую понимают как сложный процесс формирования у обучающегося композиционного мышления, развития практических приемов и способов реализации композиционного замысла.
Важную роль в развитии творческих способностей к композиции у обучающихся в детских художественных школах являются базовые знания по данному предмету. На сегодняшний день есть разработанные программы и опыт в преподавании «Станковой композиции». Преподаватели дополнительного художественного образования опираются на федеральные государственные стандарты, методические и учебные пособия, собственный опыт и опыт коллег в области изучения композиции. Многие педагоги, у которых есть большой опыт в преподавании композиции детям разного возраста, разрабатывая индивидуальную методику преподавания композиции, не интересуются разработкой и публикацией своей методики и практики преподавания.
Творческие способности «можно определить... как совокупность индивидуальных врожденных анатомо-физиологи-ческих и приобретенных регуляционных свойств функциональных систем, которые реализуют отдельные психические
функции, которые проявляются в успешности обучения, реализации и совершенствования в каком-либо определенном или различных видах общественно-полезной деятельности» [1]. Творческие способности не ограничиваются только знаниями, умениями и навыками, они развиваются на их основе и определяются успешностью овладения какой-либо деятельностью.
Согласно «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы» развитее творческих способностей у детей является одним из самых важных средств развития художественного образования. Там же указывается необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации. В концепции развития художественного образования поставлено несколько задач, в частности: 1) выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение надлежащих условий для их образования и творческого развития; 2) эстетическое воспитание подрастающего поколения; 3) реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества; 4) приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства [2].