Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АУДИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АУДИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМНАЯ УЧЕНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВНЕУЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АУДИТОРСКОЕ МНЕНИЕ / АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Елена Николаевна

Объективными реалиями современной аудиторской деятельности является потребность в сокращении количества аудиторских процедур без ухудшения их качества, что обуславливает потребность в развитии новых походов к пониманию сущности и классификации источников информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций. Исследование, результаты которого систематизированы в статье позволяет расширить понимание роли информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций в формировании доброкачественного аудиторского мнения. Представлены новые классификационные признаки информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций, отличающиеся от существующих строгой иерархией и ориентацией на отраслевую специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT FOR AUDIT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Objective realities of modern audit activity are the need to reduce the number of audit procedures without compromising their quality, which leads to the need to develop new approaches to understanding the essence and classification of sources of information support for the audit of agricultural organizations. The research, the results of which are systematized in the article, allows us to expand the understanding of the role of information support for the audit of agricultural organizations in the formation of a good audit opinion. New classification features of information support for the audit of agricultural organizations are presented, which differ from the existing ones by a strict hierarchy and orientation to industry specifics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АУДИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 33:657.6 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10496

ББК 65.052 © Е.Н. Колесникова, 2020

Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АУДИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Елена Николаевна Колесникова, профессор кафедры экономической безопасности, доктор экономических наук, доцент

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная, д. 18) E-mail: e.kolesnikova_rfmu@mail.ru

Аннотация. Объективными реалиями современной аудиторской деятельности является потребность в сокращении количества аудиторских процедур без ухудшения их качества, что обуславливает потребность в развитии новых походов к пониманию сущности и классификации источников информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций. Исследование, результаты которого систематизированы в статье позволяет расширить понимание роли информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций в формировании доброкачественного аудиторского мнения. Представлены новые классификационные признаки информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций, отличающиеся от существующих строгой иерархией и ориентацией на отраслевую специфику.

Ключевые слова: аудит, сельскохозяйственные организации, информационное обеспечение, источники информации, нормативно-справочная информация, системная ученая информация, внеучетная информация, аудиторское мнение, аудиторские доказательства.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT FOR AUDIT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Elena N. Kolesnikova, Professor of the Economic Security Department, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (390043, Ryazan, ul. 1-ya Krasnaya, 18) E-mail: e.kolesnikova_rfmu@mail.ru

Abstract. Objective realities of modern audit activity are the need to reduce the number of audit procedures without compromising their quality, which leads to the need to develop new approaches to understanding the essence and classification of sources of information support for the audit of agricultural organizations. The research, the results of which are systematized in the article, allows us to expand the understanding of the role of information support for the audit of agricultural organizations in the formation of a good audit opinion. New classification features of information support for the audit of agricultural organizations are presented, which differ from the existing ones by a strict hierarchy and orientation to industry specifics.

Keywords: audit, agricultural organizations, information support, sources of information, regulatory information, system scientific information, out-of-account information, audit opinion, audit evidence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Колесникова Е.Н. Развитие информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):269-73.

Наиболее важным и ответственным шагом при организации аудита, определяющим выбор эффективной методики проверки и являющимся залогом формулирования верных выводов в аудиторском заключении, является подбор релевантной информации.

Информационное обеспечение аудита в отече-

ственной науке традиционно интерпретируется как должным образом упорядоченная совокупность информации, формируемая и используемая на разных стадиях процесса аудита. В частности, данная позиция высказывается в трудах Д.И. Зюзина и Е.А. Лобу-рец [6, с. 190; 10, с. 111].

Аналогичная позиция высказывается и в многочисленной учебной литературе, например под авторством Г.А. Скачко [11], С.А. Касьяновой [7] и др., что формирует в аудиторской профессии «потребительский» подход в использовании разнообразных источников информации в ходе аудита.

Данный подход закрепляется и положениями профессионального стандарта «Аудитор» [4], утвержденным Минтрудом России в 2015 году, где в качестве необходимого умения указана способность «собирать информацию из различных источников, систематизировать, обобщать и анализировать ее», но ничего не говорится об умениях проводить отбор релевантной информации и способность элиминировать источники информации для целей формирования аудиторского мнения.

Трактование информационного обеспечения аудита, как вспомогательного инструмента необходимого для организации и проведения аудиторской проверки (по отношении к основному инструментарию — способам и приемам аудиторских процедур) сформировалось в момент становления аудиторской профессии в стране и, в частности, было закреплено в отечественных стандартах аудиторской деятельности. Так, в соответствии с правилом (стандартом) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», одобренном в 1996 г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России в ходе аудиторской проверки «аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета ...», «... обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта» [5].

Этим же стандартом, в той или иной форме поименованы и ключевые составляющие информационного обеспечения аудита. Это:

• учетная политика и иные локальные документы в сфере организации и ведения бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта;

• локальные нормативные акты, раскрывающие вопросы организации и проведения мероприятий внутреннего контроля;

• должностные инструкции учетных работников и документация в части организации работы бухгалтерской службы;

• документы, содержащие описание порядка документооборота, в целом, и технологии ведения первичного учета;

• документы, фиксирующие порядок формирования информации о хозяйственных операциях в учетных регистрах, и особенности ведения синтетического и аналитического учета;

• документы, описывающие порядок проведения подготовительных работ и основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во введенных в действие на территории Российской Федерации с 2017 года международных стандартах ау-

дита наблюдается расширение роли информационного обеспечения аудита в инструментарии аудиторских проверок. Так, в соответствии с МСА 520 «Аналитические процедуры» аудитор должен проводить оценку надежности информации и ее пригодность для тех или иных аналитических процедур. Исходя из положений МСА 500 «Аудиторские доказательства» информация, используемая аудитором при формировании выводов, на которых основывается аудиторское мнение, формирует аудиторские доказательства. А аудиторские доказательства, в свою очередь, обуславливают возможность сделать обоснованные выводы, которые послужат основанием для аудиторского мнения [3].

То есть, можно с уверенностью утверждать о повышении роли информационного обеспечения в методологии аудиторских проверок и превращении его в важнейший инструмент повышения эффективности аудиторской деятельности. Именно надлежащим образом сформированная информационная база обеспечивает сокращение времени на проведение аудиторских процедур и обеспечивает получение доброкачественных аудиторских доказательств при сохранении базовых требований к полноте, объективности и доброкачественности формируемого аудиторского мнения.

Особое значение развитие информационного обеспечения аудита имеет для сельскохозяйственных организаций. Существенные отличия от общепринятых стандартов бухгалтерского учета, обусловленные широким использованием данных производственного, зоотехнического учета, запущенность и низкий уровень ведения учетных работ, использование устаревших форм организации документооборота, существенно осложняет получение аудиторских доказательств и выводит на первый план качественную подготовку информации для реализации аудиторских процедур и составления необходимых аудиторских документов [8, с. 2; 9, с. 65].

Для формирования информационного обеспечения аудита сельскохозяйственных организаций значение имеет:

а) правовой статус аудируемого хозяйствующего субъекта (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, крестьянское фермерское хозяйство, сельскохозяйственный производственный кооператив и другие) (влияет на организацию ведения бухгалтерского учета);

б) признание субъектом малого или среднего предпринимательства и включение в соответствующий реестр (определяет возможность применения упрощенного или простого способа ведения бухгалтерского учета);

в) признание сельскохозяйственным товаропроизводителем (влияет на систему налогообложения);

г) отраслевые особенности (растениеводство, животноводство, переработка и другие);

д) наличие предпосылок для проведения ревизии (в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации») или обязательного аудита (в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности) [1, 2];

е) отдельные условия хозяйственной деятельности (зона рискованного земледелия и др.).

В целях проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций все источники информации считаем целесообразным разделить на следующие укрупненные группы:

Нормативно-справочная информация — включает совокупность источников информации, заимствуемую аудитором из законодательных актов, нормативно-правовых документов и справочной литературы. Использование законодательных и подзаконных нормативных актов при проведении аудиторской проверки сельскохозяйственной организации является главным фактором обеспечения достоверности и объективности формирования аудиторского мнения.

Системная учетная информация — охватывает это совокупность учетной информации, отражаемой в документах бухгалтерского и налогового учета, регистрах и бухгалтерской отчетности. Также к данной группе относится и любая другая санкционирующая документация как создаваемая внутри субъекта предпринимательской деятельности в АПК, так и получаемая от третьих лиц, но относящаяся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемой сельскохозяйственной организации и предваряющая создание документов бухгалтерского учета.

Внеучетная информация — формируется из источников, имеющих прямое отношение к проводимому аудиту, но которые невозможно отнести к предыдущим группам. Это акты налоговых проверок, акты ревизий и предыдущих аудиторских проверок Сюда же могут быть отнесены документы чернового учета, «двойной бухгалтерии», которые не входят в систему информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственной организации и появляются эпизодически.

При ознакомлении с деятельностью сельскохозяйственной организации аудитор должен определить, какие нормативные правовые акты и справочные материалы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, ему потребуются. Их целесообразно представить в виде следующей системы:

1 уровень — законодательные акты высшей юридической силы, содержит указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, федеральные законы и иные законодательные акты, прямо не регулирующие ведение учета и организацию налогообложения экономического субъекта, оценку его финансового состояния, но оказывающие существенное влияние на понимание

деятельности сельскохозяйственной организации. К числу таких документов следует, например, отнести: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и другие.

2 уровень — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие общие для всех экономических субъектов, в том числе и для предприятий сферы АПК, правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, налогообложения и оценки финансового состояния.

3 уровень — методические рекомендации (указания), инструкции и иные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других министерств и ведомств, раскрывающие содержание документов первого и второго уровней и распространяющие действие либо на определенный круг сельскохозяйственных организаций, либо регулирующие отдельные вопросы их деятельности.

4 уровень — методические рекомендации (указания), инструкции и иные правовые акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, иных связанных с сельскохозяйственным производством и переработкой министерств и ведомств, позволяющие учесть специфику их хозяйствования, справочные материалы (например, справочники по нормам естественной убыли, агромелиорации, технологии выращивания животных и т.п.).

5 уровень — информационные ресурсы и сервисы. Так, на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в разделе «Аналитика» представлен перечень информационных систем, данные которых могут быть полезными при проведении аудиторских проверок. Это:

• автоматизированная информационная система реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ);

• комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса (АИС «Субсидии АПК»);

• функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (ФП АЗСН);

• федеральная государственная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ);

• единая автоматизированная система учета бланков ветеринарных сопроводительных документов (АИС «ВЕТБЛАНК»);

• центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (ЦИАС СГИО СХ);

• автоматизированная информационная систе-

ма «Реестр федеральной собственности АПК» (РФС АПК);

• единая Федеральная Информационная Система о Землях Сельскохозяйственного Назначения (ЕФИС ЗСН) и другие.

Системные источники информации формирующие информационное обеспечение аудита сельскохозяйственных организаций систематизированы в таблице 1.

Таблица 1

Системное информационное обеспечение аудита сельскохозяйственных организаций

Наименование источника информации Характеристика источника информации

Организационно-распорядительные документы сельскохозяйственной организации, сельскохозяйственного кооператива или крестьянского (фермерского) хозяйства Включает учетную политику для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения, приложения к ним. Также ценная информация для проведения аудита может содержаться в приказах, распоряжениях должностных лиц, санкционирующих ту или иную операцию или сделку.

Первичные и сводные учетные документы (распорядительные, оправдательные и комбинированные) Являются основными источниками доказательств для аудиторских проверок, так как подтверждают факт совершения хозяйственной операции и составляются в момент и местах ее совершения.

Документы бухгалтерского оформления Обеспечивают оформление фактов хозяйственной жизни бухгалтерскими записями, выполняя вспомогательные функции по отношению к первичным и сводным документам. Самостоятельного значения при проведении аудита традиционно не имеют.

Инвентаризационные документы Обеспечивают количественное и качественное отражение результатов инвентаризации. Используются при получении аудиорских доказательств, преимущественно для установления факта, суммы, времени образования недостачи дли излишка денежных средств, товарно-материальных и иных ценностей, реальности их движения и круга ответственных лиц.

Учетные регистры Обеспечивают регистрацию и обобщение документов. Используются для подтверждения и анализа информации, содержащейся в первичных учетных документах.

Бухгалтерская отчетность (в том числе специализированная сельскохозяйственных организаций). Является сводом взаимосвязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые регистры и налоговая отчетность Обобщают информацию в части начисления определенных видов налогов и сборов. Используются для установления реальности фактов хозяйственной жизни, операций, сделок косвенным путем, преимущественно в целях установления реальности наличия объекта налогообложения.

Иные учетные документы и документы, вовлекаемые в систему бухгалтерского учета (приказы, распоряжения трудовые договора и др.) Используются для проведения аудита совместно с иными документами бухгалтерского учета, формами отчетности.

Системная информация, используемая аудитором при проведении проверок весьма разнообразна, но в основе ее всегда лежат бухгалтерские документы. В отличии от нее внеучетная информация появляется разово и при ее использовании аудитор должен действовать с должной степенью осмотрительности, чтобы убедиться в связи используемой документации с деятельностью аудируемого субъекта.

Таким образом, роль информационного обеспечения аудита в методологии аудиторской деятельности в настоящее время недооценена. Трансформация подходов к формированию источников информации при про-

ведении аудита сельскохозяйственных организаций, в том числе на основе использования предложенных в настоящей статье новых классификационных признаков, призвана обеспечить повышение эффективности получения аудиторских доказательств. Надлежащее информационное обеспечение аудита сельскохозяйственных организаций обеспечивает формирование доброкачественного аудиторского мнения и достоверного аудиторского заключения.

Литература 1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3

(ред. от 26.11.2019, с изм. от 01.04.2020) «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. № 267. 31.12.2008.

2. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4870.

3. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.08.2020).

4. Приказ Минтруда России от 19.10.2015 № 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.08.2020).

5. Правило (Стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»: одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996, протокол № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.08.2020).

6. Зюзин Д.И. Развитие информационного обеспечения аудита финансово отчетности групп компаний / Д.И. Зюзин // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 190-196.

7. Касьянова С.А. Аудит: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. 196 с.

8. Колесникова Е.Н. Теоретико-методологические основы контроля и ревизии в сельскохозяйственных производственных кооперативах: монография / Е.Н. Колесникова. Рязань: Рязанский фил. Московского ун-та МВД России, 2010. 561 с.

9. Колесникова Е.Н. Концепция комплаенс-кон-троля деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов / Е.Н. Колесникова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 36. С. 65-71.

10. Лобурец Е.А. Информационное обеспечение аудита / Е.А. Лобурец // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 111-119.

11. Скачко Г.А. Аудит: учебник / Г.А. Скачко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2018. 300 с.

References

1. Federal law No. 307-FZ of 30.12.2008 (as amended on 26.11.2019, as amended). from 01.04.2020) "On audit activity" // Rossiyskaya Gazeta. No. 267. 31.12.2008.

2. Federal law No. 193-FZ of 08.12.1995 (as amended on 31.07.2020) "On agricultural cooperation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. no. 50. St. 4870.

3. The order of the Ministry of Finance of Russia from 09.01.2019 № 2H "On introduction of international standards on auditing in the Russian Federation and about recognition become invalid some orders of the Ministry of Finance of the Russian Federation" Federal law dated 30.12.2008 No. 307-FZ" [Electronic resource]. Access mode: Reference legal system "Consultant Plus" (accessed: 20.08.2020).

4. Order of the Ministry of labor of Russia from 19.10.2015 No. 728n "On approval of the professional standard "Auditor "" [Electronic resource]. Access mode: legal Reference system "Consultant Plus" (accessed: 30.08.2020).

5. Rule (Standard) of audit activity "Study and evaluation of accounting and internal control systems during the audit": approved By the Commission on audit activity under the President of the Russian Federation on 25.12.1996, Protocol No. 6 [Electronic resource]. Access mode: Reference legal system "Consultant Plus" (accessed 28.08.2020).

6. Zyuzin D.I. Development of information support for audit of financial statements of groups of companies / D.I. Zyuzin // Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. 2019. No. 4-2. Pp. 190-196.

7. Kasyanova S.A. Audit: textbook. manual. M.: University textbook: INFRA-M, 2016. 196 p.

8. Kolesnikova E.N. Theoretical and methodological foundations of control and revision in agricultural production cooperatives: monograph / E.N. Kolesnikova. Ryazan: Ryazan Phil. Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2010. 561 p.

9. Kolesnikova E.N. the Concept of compliance control of agricultural production cooperatives / E.N. Kolesnikova // Financial Analytics: problems and solutions. 2011. No. 36. P. 65-71.

10. Loburets E.A. Information support of audit / E.A. Loburets // Successes of modern science. 2016. No. 1. Pp. 111-119.

11. Skachko G.A. Audit: textbook / G.A. Skachko. 3rd ed., reprint. and add. M.: Dashkov and Co., 2018. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.