Щф}
jjZша/fOc
Н. Н. Мурованая, И. А. Тяллева, Ю. Ю. Курбангалиева
УДК 378.147
РАЗВИТИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ъЗ адачи, стоящие перед российским образованием, предъявляют принципиально новые требования к системе подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Учитывая перечень трудовых функций, обоснованных в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», учитель должен уметь применять современные образовательные технологии, выстраивать индивидуально ориентированную траекторию обучения и воспитания учащихся, владеть ИКТ-компетентностями, в том числе общепользовательской; общепедагогической; предметно-педагогической, отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности.
Это акцентирует внимание на изменение видов профессиональной деятельности любого современного учителя, в том числе учителя иностранных языков, т. к. междисциплинарная интеграция, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения иностран-
ным языком предусматривает использование цифрового потенциала учебной среды.
Соответственно важной задачей процесса профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка является поиск современных подходов, методов, средств, форм обучения, которые способствовали бы его профессиональному становлению.
Проблемами профессиональной подготовки педагогических кадров в отечественной науке занимались Е. П. Белозерцев [2], В. С. Леднев [8], Е. С. Полат [12], В. А. Сла-стёнин [13, с. 61] и др. Из зарубежных исследователей данной области следует отметить работы L. C. A. Claessens [16], F. Coenders [17], J. A. Luft [18], A. Schleicher, C. Terlouw и др. При этом проблема подготовки будущих учителей иностранного языка рассматривалась в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (И. А. Зимняя [6], Е. И. Пассов [11], Е. Н. Соловова [14], А. Н. Щукин [15] и др.). Должное внимание было уделено развитию ИКТ-компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки. При этом не в полной мере освещены вопросы подготовки будущего учителя иностранного языка к использованию цифровых ресурсов в практической деятельности.
Учитывая важность заявленной проблемы, целью нашей статьи является обоснование необходимости развития информационно-коммуникационной составляющей операциональной компетенции будущего учителя иностранного языка и пути реализации данного процесса в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Для рассмотрения заявленной проблемы возьмем за основу результаты ранее проведенного исследования по развитию профессиональной компетентности учителей, в рамках которого было доказано, что профессиональная компетентность учителя (ПРКУ) - это сложное интегративное понятие, включающее в себя совокупность знаний, умений, опыта, мотивации и личностных качеств, которые обеспечивают готовность к активному выполнению педагогической деятельности [10].
Данное утверждение основывалось на мнении российских и зарубежных ученых (Н. А Глузман [4], В. А Адольф [1], В. Н. Введенский [3], НВ. Горбунова [7], ЛМ. Митина [9] и др.), которые утверждали, что:
- «профессиональная компетентность» интерпретируется как общая способность специалиста мобилизовать свои знания, навыки и способности реализовать свою деятельность (Е. Ф. Зеер [5]);
- профессионалы отличаются от других специалистов своим уровнем компетентности в умении принимать необходимые решения и способностью эффективно осуществлять свои профессиональные обязанности (D. Britel, D. Podell, S. Kaminski, T. Crowl, Sh. Feiman-Nemser and B. Yusko [10]).
Анализ существующих различных подходов к обоснованию структуры профессиональной компетентности учителя позволил утверждать: структура ПРКУ - это совокупность следующих компонентов:
- информационный - включает владение определенным количеством информации -знания (З);
- регуляторный - способность управлять собственным поведением - умения (У);
- коммуникативный - формируется в процессе развития и саморазвития учителя - знания, умения и опыт (З, У, О);
- операциональный - набор определенных навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности - опыт (О);
- интеллектуально-педагогический - выработка способов инновацционной деятельности - опыт, мотивация и личностные качества учителя (О, М, Л).
Данная структура профессиональной компетентности учителя отражает специфику профессиональной деятельности и может быть использована в контексте деятельности любого учителя. При этом вызовы современности диктуют необходимость особого внимания к цифровому аспекту как регулятивной, так и операциональной составляющих профессиональной компетентности учителя. Это также актуально с позиций деятельности учи-
теля иностранного языка, т. к. использование цифровых ресурсов позволяет повысить эффективность обучения коммуникации на иностранном языке. В настоящее время это представлено достаточно разнообразно.
Так, сервисы Quizlet и Wordwall способствуют быстрому запоминанию лексических единиц необходимого уровня сложности и тематики через игровой формат обучения. Учителя и обучающиеся могут создавать свои собственные тематические словари терминов и дефиниций, соответствующие изучаемым темам. Эти ресурсы предоставляют возможность учащимся запоминать лексические единицы любого уровня сложности в процессе игровой деятельности.
Использование технологий Digital Storytelling, VideoClass, Scribing позволяет стимулировать речевую деятельность обучающихся на уроках иностранного языка.
Для проведения экспериментального исследования были выбраны указанные выше программы и платформы, как наиболее активно используемые продвинутыми высокопрофессиональными учителями. Это, прежде всего, меняет ракурс подготовки будущих учителей иностранного языка с позиций пересмотра структурных и содержательных составляющих учебного плана.
В Севастопольском государственном университете процесс дополнительной профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка ведется с учетом вышеизложенного подхода. Так, в рамках учебного модуля по методике обучения слушателей иностранному языку предусмотрена дисциплина «Инновационные технологии обучения», включающая ознакомление с рядом сервисов для овладения иностранным языком и затем методическими аспектами их использования на уроке. Кроме того, в содержание дисциплины входят технологии, позволяющие стимулировать иноязычную речевую деятельность. Запуск работы по данному модулю предусматривает предварительное анкетирование слушателей.
К примеру, результаты анкетирования слушателей в 2022 году показали, что никто из
Щф}
jjZfuü/tOL
респондентов не знаком со всеми представленными им в анкете цифровыми ресурсами (Digital Storytelling, Scribing, Video Class, Quiz-let, Wordwall). Только 12 % из общего числа слушателей слышали о таких цифровых ресурсах, как Digital Storytelling, Video Class, и лишь 5 % - о Quizlet. При этом никто из них не использовал данные цифровые ресурсы в практической деятельности. Это позволяет утверждать, что выбранные темы для изучения являются актуальными.
С позиций полученных результатов анкетирования слушателей был выстроен процесс обучения. Использование методики ажурной пилы позволило ознакомить слушателей с цифровыми сервисами, организовать углубленное изучение с целью дальнейшего применения в практической деятельности. На первоначальном этапе слушатели были разделены на 4 группы по 5 человек, каждый участник группы получил индивидуальное задание по подготовке материала об одном из цифровых ресурсов. При этом необходимо было продемонстрировать использование выбранного ресурса для разработки фрагмента урока по конкретной теме (модулю), выбранной группой. Базовым учебным пособием послужил УМК Spotlight для 8, 9, 10 и 11 классов. Выбранные темы включали Travelling, Environmental Problems, Charity and Donations, Modern Gargets. Конечной целью работы каждой группы являлась разработка технологических карт уроков по теме с обязательным использованием всех указанных выше конкретных цифровых ресурсов.
Во время проведения второго этапа исследования внутри каждой группы было организовано обсуждение представленных ресурсов с позиции целесообразности их использования в урочной деятельности с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений обучающихся в рамках изучаемой темы.
Кроме того, согласно методике ажурной пилы, перед слушателями стояла задача представления изученных ресурсов другим группам. Каждой группе предстояло выстроить ра-
боту над модулем таким образом, чтобы все цифровые ресурсы позволили логично раскрыть тему. Например, на начальном этапе изучения темы группа 1 предложила использовать ресурс Scribing, группа 2 особое внимание уделила Video Class как технологии, позволяющей создать проблемную атмосферу для дальнейшего изучения темы.
Следующий шаг включал работу экспертных групп по каждому ресурсу. В процессе обмена мнениями слушатели детально освоили специфику работы с выбранным цифровым ресурсом, обсудили эффективные споро-бы его демонстрации. Это позволило им представить полученные знания в своей группе и в целом повысить качество своей методичне-ской разработки.
Четвертый, завершающий, этап исследования включал реализацию разработанных планов-конспектов уроков, демонстрирующих методический потенциал цифровых ресурсов.
Проведение тематических занятий предваряла разработка критериев оценивания использования цифровых ресурсов на уроке. В процессе обсуждения были выделены следующие критерии:
- целесообразность использования цифрового ресурса,
- эффективность усвоения материала при его использовании,
- доступность цифрового ресурса на уроке.
Оценивание проводилось по шкале 0-5
баллов.
Каждая из групп демонстрировала свои разработки, которые оценивались участниками других групп. Затем для каждого ресурса рассчитывалась средняя оценка, полученная на основе суммарной оценки всех членов группы. Анализ результатов по критерию «целесообразность использования» показал, что реализация всех цифровых ресурсов являлась актуальной и своевременной.
При оценке эффективности усвоения материала особенно были отмечены игровые платформы Quizlet и Wordwall, как позволяющие формировать лексические навыки обучающихся. Некоторые трудности вызвала ра-
бота с технологиями Digital Storytelling и Video Class, требующая достаточно высокого уровня владения иноязычной речью у обучающихся. Уровень доступности цифровых ресурсов на уроке был оценен в пределах 3-4 балла, что свидетельствует о необходимости развивать цифровую среду образовательных учреждений.
Кроме того, были проанализированы результаты самооценки участников учебного процесса. Слушатели должны были отметить наиболее сложный цифровой ресурс для овладения и использования в практической деятельности критерий «сложность овладения», им оказался Video Class.
Завершающим этапом исследования явилось использование разработанных материалов на производственной практике, которую слушатели проходили в школе. Основной задачей практики являлась реализация разработанных уроков в учебном процессе и оценка эффективности использования вышеописанных ресурсов (согласно предложенным выше критериям).
Анализ результатов практической реализации разработанных с использованием цифровых ресурсов уроков в школе показал, что в целом оценка целесообразности использования данных цифровых ресурсов, их доступности и эффективности усвоения материала при их использовании лишь незначительно отличается от приведенной выше оценки слушателей. Анкетирование проводилось как с учителями иностранных языков, присутствующими на уроках практикантов, так и с обучающимися.
В качестве одной из проблем была отмечена нестабильность интернет связей в контексте функционирования цифровой среды школы.
Таким образом, проведенное исследование показало важность развития информационно-коммуникационной составляющей операциональной компетенции будущего учителя иностранного языка как неотъемлемого компонента подготовки будущего учителя. Разнообразие цифровых ресурсов, которое мо-
жет быть использовано для обучения иностранным языкам в современных условиях образования, ставит перед учителем (в том числе будущим) сложную задачу не только по овладению этими ресурсами, но и по выбору и внедрению наиболее эффективных для учебного процесса.
В качестве перспективы исследования нам видится расширение рамок профильной ориентации будущих специалистов в процессе получения дополнительного образования (учителей начальной школы, логопедов и т. д.), а также спектра цифровых ресурсов для обучения.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности обучения будущих учителей использованию современных цифровых ресурсов на уроках иностранных языков в контексте формирования информационно-коммуникационной составляющей операционального компонента профессиональной компетентности учителя в Севастопольском государственном университете.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная составляющая, операциональный компонент, профессиональная компетентность учителя, учителя иностранного языка, цифровой ресурс.
SUMMARY
The article discusses the features of teaching future teachers to use modern digital resources in foreign language lessons in the context of the formation of the information and communication component of the operational component of a teacher's professional competence at Sevastopol State University.
Key words: information and communication component, operational component, teacher's professional competence, foreign language teacher, digital resource.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адольф В. А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №» 3. - С. 9-13.
2. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
3. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования //Стандарты и мониторинг. -№ 4. - 2003. - С. 41-44.
4. Глузман Н. А. Ресурсная личность педагога в контексте образовательных трансформаций // Социальные трансформации в контексте пространственного развития России: сборник материалов Второго Крымского социологического форума. - 2020. - С. 109-115.
5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентно-стный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
7. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы: монография / Т. П. Гордиенко, Н. В. Горбунова, О. Ю. Смирнова. - Ялта: ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2016. - С. 148-150.
8. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. -М.: Гардарики, 2002. - 120 с.
9. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
10. Мурованая Н. Н., Тяллева И. А., Кур-бангалиева Ю. Ю. Теоретические основы и практико-ориентированные технологии для развития профессиональной компетентности учителей музыки в системе повышения квалификации /««Профессионализм педагога: психолого-педагогическое сопровождение успе-ной карьеры»: материалы международной научно-практической конференци (Ялта, 05-07 мая 2021 г.). - Т. 113. - Номер статьи 00006.
11. Пассов Е. И., Кузовлёв В. П., Царь-кова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М., 1993. - 160 с.
12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
13. Сластёнин В. А, Мищенко А. И Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - 79 с.
14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. -М.: Просвещение, 2002. - 215 с.
15. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 168 с.
16. Claessens L. C. A. [etc.] Positive teacher-student relationships go beyond the classroom, problematic ones stay inside // The Journal of Educational Research. 2017. - Pp. 478-493.
17. Coenders F., Terlouw C. A Model for In-service Teacher Learning in the Context of an Innovation // Journal of Science Teacher Education. - 2015. - P. 451-470.
18. Luft J. A., Wong S. S. Semken S. Rethinking Recruitment: The Comprehensive and Strategic Recruitment of Secondary Science Teachers // Journal of Science Teacher Education. - 2011. - Pp. 459-474.