Научная статья на тему 'Развитие информационно-финансового капитала -религиозно-культурный аспект'

Развитие информационно-финансового капитала -религиозно-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ / РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ / ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотов Ю.О., Зиниша О.С.

Проведено исследование различных подходов к анализу роли финансов с точки зрения ключевых мировых религий (христианства и его ветвей, иудаизма, ислама) с исторической позиции, а также проанализировано влияние цивилизационных факторов на развитие финансовой системы и функционирующего в ней информационно-финансового капитала. По мнению авторов, развитие информационно-финансового капитала (ИФК) основывается не только на финансовых и информационных аспектах, но и на религиозно-культурных основах, которые выполняют важную роль в развитии экономики любой страны. В этой связи сделан вывод о необходимости учета цивилизационных особенностей и культурного многообразия относительно степени влияния этих факторов на развитие финансовой и инфокоммуникационной инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-финансового капитала -религиозно-культурный аспект»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА -РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Ю.О. КОЛОТОВ, кандидат экономических наук Проект «Мобильные платежи» Инфокоммуникационного союза

О.С. ЗИНИША,

преподаватель кафедры денежного обращения и кредита Кубанский государственный аграрный университет

Проведено исследование различных подходов к анализу роли финансов с точки зрения ключевых мировых религий (христианства и его ветвей, иудаизма, ислама) с исторической позиции, а также проанализировано влияние циви-лизационных факторов на развитие финансовой системы и функционирующего в ней информационно-финансового капитала. По мнению авторов, развитие информационно-финансового капитала (ИФК) основывается не только на финансовых и информационных аспектах, но и на религиозно-культурных основах, которые выполняют важную роль в развитии экономики любой страны. В этой связи сделан вывод о необходимости учета цивилизационных особенностей и культурного многообразия относительно степени влияния этих факторов на развитие финансовой и инфокоммуникационной инфраструктур.

Ключевые слова: информационный финансовый капитал, цивилизационный аспект, религиозно-культурные основы, универсальная рыночная модель, этические системы, экономическое поведение, национальная финансовая система.

Становление системы геофинансов, функционирующей на основе новейших информационных технологий, превратило финансовый капитал в господствующую форму кругооборота совокупного мирового капитала. Анализ финансового капитала и современное его состояние предполагают исследование генезиса финансового капитала и становления его современных форм.

Исследование нового состояния финансового капитала позволяет сделать вывод об изменении его сущности и превращении его в информационно-финансовый капитал (ИФК), требующий качественно отличной от прежней инфраструктуры рынка финансовых услуг, призванной сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики России, выборе направления и темпов преобразований.

Развитие ИФК, на наш взгляд, основывается не только на финансовых и информационных аспектах, но и на религиозно-культурных основах, которые выполняют важную роль в развитии экономики любой страны.

Следует отметить, что религия оказывает влияние на экономику априори, как фактор системного баланса.

При этом существует иная точка зрения. Так, В. И. Ленин отмечал, что «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью» [8].

Однако, по данным Структуры населения земного шара, в отношении к религии только 14,8 % являются неверующими и атеистами [14]. Отсюда исследование степени влияния цивилизационных аспектов (прежде всего, религиозно-культурных) на развитие ИФК является значимым и целесообразным.

Экономические аспекты в той или иной мере просматриваются во всех религиях. Но наиболее ярко, исторически, у трех ветвей «людей Писания» (христиан, иудеев, мусульман). Особое внимание уделялось ссуже-нию денег ради прибыли. В итоге, христиане и евреи стали разделять ссудный процент и ростовщичество. Лишь мусульмане такого различия не проводят.

При этом существует точка зрения, что наиболее развитые страны мира процветают именно потому, что бизнес постоянно находится там под прессом жесткой религиозной морали (Заявление главного раввина России Б. Лазара по поводу послания Президента России В. Путина Федеральному собранию) [1].

В христианстве у каждого из трех основных направлений (православие, католицизм, протестантизм) существуют особенности в развитии экономики и финансов.

Следует отметить, что важнейшими сторонами христианства являются: 1) всеобщее равенство; 2) осуждение богатства и стяжательства, подчеркивание всеобщей обязанности трудиться.

Различные подходы относительно экономического развития наметились в результате раскола христианства в 1054 г. (православие, римско-католическое). С точки зрения цивилизационного подхода наметились два пути: западный (рационалистический) и восточный (коллективистский).

Православие не получило особой самостоятельности и политического влияния. Русская православная церковь (РПЦ) подчинялась царской власти (исключение — патриарх Никон, XVII в.). В Византии (потом и в России) она попала в зависимость от власти. Ряд авторов отмечают отсутствие у православия мотиваци-онных комплексов для экономического развития. «А вообще, нет в мире экономически успешных стран православной культуры. Мы жили триста лет при имперской системе вертикальной власти. И элементы культуры, которые помогают горизонтальной организации — торговле, самоорганизации городской жизни, — они отошли у нас на второй план. В России эта сила сейчас начинает появляться. Именно культурные, моральные скрепы позволят развить мощную конкуренцию и, значит, экономику» [10].

На наш взгляд, православие способствует развитию финансов не в меньшей степени, чем другие религии. С этой целью Русская православная церковь предложила предпринимателям свод нравственных правил [10].

Римско-католическая церковь стала властью в Западной Европе и развивалась следующим путем: Инквизиция — Реформация / Протестантизм—развитие Западной Европы по капиталистическому пути.

Католицизм по сравнению с протестантскими течениями меньше способствует развитию экономики. Однако разница между протестантами и католиками становится менее выраженной, вместе с тем, в католицизме существуют направления, открыто враждебные капитализму (например, так называемая теология освобождения).

Наибольшую предрасположенность к развитию финансов (соответственно, экономики в целом) имеют протестантские направления христианства.

Особое развитие протестантизм получил в странах Западной Европы и США. Особенностью протестантской трудовой этики является способность образовывать сплоченные коллективы, которые представляют собой основу развития средних предприятий. Опыт США показывает, что протестантско-сектантский тип религии представляет собой важнейший источник коллективного взаимодействия. При этом протестан-

тизм в США оказывает влияние на слои населения иных религиозных убеждений1. Как справедливо отмечает А. Дугин: «Протестантское мессианство американской геополитики сочетается, таким образом, с предложением универсальной рыночной модели и либеральной системой ценностей» [5, с. 695].

Несколько иные подходы к развитию финансов присутствуют в иудаизме. Так, стремление к богатству не является грехом и в Ветхом Завете считается благословением. Целых два тома Хошен Мишпат (раздел Талмуда2) посвящены проблемам этики труда и бизнеса, правовых процедур.

Особенно ярко экономические аспекты проявляются в исламе. Специфика ислама — слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти.

Влияние ислама на экономику и финансы априори базируется на религиозно-этической посылке, что делает выбор исламского финансового института предпочтительным для мусульманина и создает определенную перспективу для данных финансовых институтов. При этом согласно доктрине существует исламский запрет на чисто денежные операции. Все финансовые операции должны основываться на реальных активах (товар, услуга, интеллектуальный продукт и т. д.). В отличие от общемировой практики, в исламском банке защита вклада не гарантирована, т. е. вкладчик разделяет вместе с банком риски снижения прибыльности работы банка.

Деньги не являются товаром, за продажу которого можно получить доход. Данная позиция относительно денежных операций представляет собой центральное положение исламской экономической доктрины, отличной от традиционной практики.

Исламское страхование также обладает рядом специфических свойств. В целом западные подходы к страхованию обладают свойствами неопределенности, азарта и ростовщичества (запрещенными в исламе).

Именно с целью преодоления этих недостатков и стала разрабатываться альтернативная система страхования, получившая впоследствии название «такафул» — «взаимное предоставление гарантии». «... в тех странах, где пока нет возможности для учреждения такафул-компаний, используются возможности кооперативного страхования (такафул-оператор управляет средствами участников, при этом участники имеют право на 100 % излишка)» [3].

Следует отметить, что в современных исламских финансах существуют две параллельные тенденции.

1 В американской политике преобладает так называемый WASP — «White Anglo-Saxon Protestant», «Белый англосаксонский протестант».

2 Талмуд — толкование Торы, сформировался к III—V вв.

С одной стороны, отмечается существенный рост исламских финансовых продуктов и институтов, с другой, общемировая финансовая практика укоренилась среди профессиональных финансистов в исламском мире. При этом законодательная база, регулирующая деятельность исламских финансовых институтов, предполагала либо исключения из сферы действия традиционного законодательства регулирования исламских финансовых компаний, либо рассматривало их согласно действующим законам.

Большая часть исламских банков базируется в государствах, сохраняющих, условно говоря, западные формы организации хозяйственной жизни. Поэтому данные финансовые учреждения (за исключением банков Ирана, Пакистана и Судана) занимают в своих национальных финансовых системах анклавное положение [2].

При этом ряд аналитиков отмечают, что «Тегеран стал лидером той части мусульманского мира, которая, сопротивляясь вестернизации, развернула собственный, исламистский, проект глобализации» [ 12]. Следует отметить, что данный проект базируется, в том числе и на приоритетном развитии исламских финансов.

Вопросам влияния цивилизационных факторов уделяется большое внимание. Так, А. Дугин отмечает: «Исходя из культурных, этнических, религиозных, географических, климатических и т. д. условий конкретного региона следует предельно дифференцировать не только экономическую или промышленную ориентацию, но и сам экономический уклад. Вплоть до того, что на территории Империи могут возникнуть области с разным экономическим порядком — от максимально-рыночного до почти коммунистического. Те народы, которые отвергают банковскую систему (мусульмане), должны сконструировать свои финансовые модели, исключающие процентное финансирование промышленности, тогда как в других регионах, напротив, банки могут развиваться и процветать» [5, с. 289].

Исламский финансовый рынок активно развивается на межгосударственном уровне. Так, в 2002 г. начала функционировать организация — Международный исламский финансовый рынок (1№М), основной целью деятельности которой является решение проблемы управления ликвидностью и создание новых исламских финансовых продуктов. К таковым следует отнести финансовый инструмент — «исламская облигация» («сукук»3). К 2006 г. их выпуск исламскими государствами составил более чем 32 млрд долл., в том числе 28 млрд долл. выпущено

3 Sukuk — исламские среднесрочные облигации. Мусульманские кредитные организации получают свой процент не от выданной суммы, а от дохода компании-должника.

Малайзией. Быстрыми темпами растет выпуск «исламских облигаций» корпоративными эмитентами и банками исламских стран. В 2003—2005 гг. корпорации арабских стран выпустили таких облигаций на сумму более 5,5 млрд долл. В 75 странах мира действует более 300 финансовых институтов и организаций, которые в своей деятельности придерживаются исламских норм регулирования. Общий объем контролируемых ими активов превышает 300 млрд долл., а размер уже размещенных в соответствии с требованиями шариата финансовых инвестиций достиг 400 млрд долл.

В последние пять лет годовой рост капиталов исламских инвесторов достигал 15 %. Потенциальный объем рынка финансовых услуг, оказываемых в соответствии с принципами шариата, оценивается в 4 трлн долл. [11, с. 63].

Так, согласно докладу International Financial Service London (IFSL) Великобритания является ведущим в Западной Европе исламским финансовым центром.

Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос втрое: с 150 млрд долл. в середине 1990-х гг. до 531 млрд долл. в 2006 г. При этом, по оценкам рейтингового агентства Standard and Poor's, он обладает семикратным потенциалом развития — до 4 трлн долл.

Великобритания занимает девятое место в мире по объему соответствующих нормам шариата активов (10,4 млрд долл.). Услуги в этой области предоставляют 23 банка, вчетверо больше, чем в любой другой европейской стране: для сравнения: в Швейцарии на рынке исламских финансов присутствуют пять банков, во Франции и Люксембурге — по четыре [7]. Объем выдачи кредитов под названием «сукук» в III квартале 2007 г. составил около 37,3 млрд долл., что практически вдвое больше, чем в III квартале 2006 г. [6].

Очевидно, что в основе культуры находятся религии и этические системы. Представляется необходимым при разработке экономических концепций, наряду с религиозным фактором, учитывать исторический и культурный аспекты.

Как справедливо отмечает Ф. Фукуяма, «... проблемы глобальной конкуренции, как политической, так и экономической, все чаще будут формулироваться именно в терминах культуры» [13, с. 18].

Дискуссия относительно того, что первично — экономика формирует культуру или наоборот, ведется достаточно давно. Так, М. Вебер в своей работе [4] оспаривал позицию К. Маркса, утверждая, что культура формообразует экономическое поведение.

Культурнообусловленное поведение является одним из основополагающих при построении национальных экономик, их структуры и других состав-

Цивилизационные особенности развития мировой экономики

Цивилизации Доминирующие религии Роль в мировой экономике Степень развитости инфраструктуры

инфокоммуни-кационная финансовая

Западная (атлантистская) Католицизм, протестантизм Высокая Высокая Высокая

Славяно-православная Православие Средняя Высокая Средняя

Латино-американская Католицизм Средняя Высокая Средняя

Исламская Ислам Низкая Средняя Средняя

Конфуцианская (китайская) Конфуцианство, буддизм Высокая Высокая Средняя

Индуистская Индуизм Средняя Средняя Средняя

Японская (тихоокеанская) Буддизм Высокая Высокая Высокая

Африканская (потенциальная) Ислам, христианство Низкая Низкая Низкая

ляющих. Особую роль играет фактор доверия между экономическими субъектами. Наиболее фундаментально, на наш взгляд, это понятие проанализировал в своей работе Ф. Фукуяма [6]. Именно наличие доверия, по его мнению, является системообразующим в экономике любой страны.

В странах, где сильны фамилистические позиции (в соответствии с религией), но отсутствует доверие в средней части спектра, происходит «седлообразное» распределение коммерческих организаций (Тайвань, Гонконг, Италия, Франция). То есть, на одной части спектра располагается огромное количество мелких (семейных) фирм, а на другой — небольшое число очень крупных государственных корпораций. В обществах с высоким уровнем доверия (Япония, Германия, США) сильны организации в средней части спектра, что позволяет им удерживать лидирующие позиции в глобальной экономике. Очевидно, что протестантизм оказывает очень сильное влияние на трудовую этику этих стран.

Социальный капитал, существующий как нерациональная привычка и берущий начало в таких «иррациональных» феноменах, как религия и традиционная этика, является неотъемлемым элементом правильного функционирования современных и рационально устроенных экономических и политических институтов4 [13, с. 529].

Растущую роль культуры в глобальном мире констатировал С. Хантингтон и предположил, что идеология уступит место культурным факторам [15]. В соответствии с его классификацией цивилизаций в мире нами составлена таблица.

4 Социальный капитал — это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен и в мельчайшем базовом социальном коллективе — семье, и в самом большом коллективе из возможных — нации, и во всех коллективах, существующих в промежутке между ними. Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурных механизмов — таких как религия, традиция, обычай [16, с. 52].

Таким образом, религиозно-культурные факторы играют очень важную роль в развитии мировой экономики и, соответственно, информационно-финансового капитала.

Представляется необходимым учитывать циви-лизационные особенности и культурное многообразие относительно степени влияния этих факторов на развитие финансовой и инфокоммуникационной инфраструктур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович М. Л. Бизнес по-еврейски с нуля. Десять историй на $ 1000000. - Ростов н/Д: Феникс. 2008. С. 132 (155 с.).

2. Беккин Р. И. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты: учеб. пособие. Под ред. Р. И. Беккин. - М.: УММА. 2004. С. 74.

3. Беккин Р. И. Исламское страхование в зарубежных странах. // Финансы. 2007. № 11. С. 46-52.

4. Вебер М. Протестантская этика. — М. 1992.

5. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТОГЕЯ-центр. 1999. - 928 с.

6. Исламские облигации пользуются все большей популярностью. // РБК-РИА «РосБизнесКонсалтинг». 10.12.2007.

7. Котов А. Исламский банкинг наступает на Европу. // РБК daily. - 21.01.2008.

8. Ленин В. И. Социализм и религия. Полное собрание сочинений, т. 12. - М.: Издательство политической литературы. 1976. С. 143.

9. Не убий конкурента // Аргументы и факты. 2004. № 6.

10. Никонов А. Виталий Найшуль: Ни в одной православной стране нет нормальной экономики // Огонек. Декабрь, 2000. № 45.

11. Пахомов С. Б. Рынок «исламских облигаций»: проблемы и перспективы // Финансы. 2007. № 4. С. 62-65.

12. Сатановский Е. Победная логика Тегерана // ФОРБС (FORBES). - Март, 2006. С. 26.

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ. 2006. - 730 с.

14. Эрлихман В. Рим и мы. // Профиль. 11 апреля 2005. С. 26-27.

15. Samuel E. Huntington. The Clash of Civilizations? - Foreign Affairs 72 (1994): 22-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.