Научная статья на тему 'Развитие индустрии фитнеса в России: вопросы правового регулирования и предпринимательства'

Развитие индустрии фитнеса в России: вопросы правового регулирования и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4431
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ФИТНЕС УСЛУГ / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИТНЕС-КЛУБОВ / ФИТНЕС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДУСТРИЯ ФИТНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСЛУГИ / FITNESS / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION / INDUSTRY / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / PHYSICAL TRAINING / LEGAL REGULATION / SERVICES / INJURIES / COMPETITION IN THE MARKET OF FITNESS SERVICES / COMPETITIVE STRATEGIES OF FITNESS CLUBS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко О.А., Воронцов Д.И.

В рамках статьи приводится исследование правовых основ законодательного закрепления индустрии фитнеса путем анализа и оценки различных подходов к понятию «фитнес», а также вопросов развития предпринимательской деятельности в указанной сфере. Значимость правового регулирования данной сферы определяется комплексом факторов, среди которых: легальное отражение крупной коммерческой индустрии, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и развитие добросовестной конкуренции на рынке фитнес услуг. В статье анализируются позиции иностранных и российских исследователей по вопросам определения понятия «фитнес» и его ключевых особенностей. Исследуется содержание действующей терминологии Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для понимания схожих и отличительных признаков в понятиях «физическая культура» и «фитнес». В статье также анализируются различные положения отечественного законодательства, которые в той или иной степени регламентируют правовые основы функционирования фитнеса в России, который стал предпринимательским сегментом индустрии спорта. Среди ключевых признаков, необходимых для закрепления понятия «фитнес», указывается его ярко выраженная коммерческая составляющая при безусловном сохранении основополагающих характеристик, свойственных понятию «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the fitness industry in Russia: legal regulation and entrepreneurship

The article contains a research of the legal framework for the legislative consolidation of the fitness industry by analyzing and evaluating various approaches to the concept of fitness, as well as other fundamental aspects of activities in this field. The importance of legal regulation of this sphere is determined by a set of factors, including: legal reflection of a large commercial industry, enlarging the population of systematic physical training, preventing the emergence of various diseases associated with insufficient physical activity, the need to prevent injuries in fitness, and many others. The article analyzes the positions of foreign and Russian researchers on the definition of «fitness» and its key features. The content of the current terminology of Federal Law No. 329-FZ of 04.12.2007 «Physical Culture and Sport in the Russian Federation** for understanding similar and distinctive features in terms of «physical culture» and «fitness» is explored. The article also analyzes the various provisions of domestic legislation that to some extent regulate the legal basis for the functioning of fitness in Russia, and identify areas for improving the current legislation. Among the key signs necessary to consolidate the concept of «fitness» is its commercial component, while preserving the fundamental characteristics inherent in the concept of «physical culture».

Текст научной работы на тему «Развитие индустрии фитнеса в России: вопросы правового регулирования и предпринимательства»

Шевченко О. А., докт. юрид. наук, доцент, профессор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), iabouriaw@bk.ru

Воронцов Д. И., канд. юрид. наук, начальник отдела сопровождения конкурсов и реализации научных проектов Управления организации научных исследований Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), vorontsov3339@gmaii.com

Развитие индустрии фитнеса в России: вопросы правового регулирования и предпринимательства

В рамках статьи приводится исследование правовых основ законодательного закрепления индустрии фитнеса путем анализа и оценки различных подходов к понятию «фитнес», а также вопросов развития предпринимательской деятельности в указанной сфере. Значимость правового регулирования данной сферы определяется комплексом факторов, среди которых: легальное отражение крупной коммерческой индустрии, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и развитие добросовестной конкуренции на рынке фитнес услуг. В статье анализируются позиции иностранных и российских исследователей по вопросам определения понятия «фитнес» и его ключевых особенностей. Исследуется содержание действующей терминологии Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для понимания схожих и отличительных признаков в понятиях «физическая культура» и «фитнес». В статье также анализируются различные положения отечественного законодательства, которые в той или иной степени регламентируют правовые основы функционирования фитнеса в России, который стал предпринимательским сегментом индустрии спорта. Среди ключевых признаков, необходимых для закрепления понятия «фитнес», указывается его ярко выраженная коммерческая составляющая при безусловном сохранении основополагающих характеристик, свойственных понятию «физическая культура».

Ключевые слова: бизнес, конкуренция на рынке фитнес услуг, конкурентные стратегии фитнес-клубов, фитнес, физическая культура, индустрия фитнеса, предпринимательство, правовое регулирование, услуги.

Введение

Индустрия фитнеса в России — это динамично развивающийся коммерческий сектор, который появился в конце XX в. и до сих пор активными темпами набирает свою популярность. Согласно официальным статистическим данным, объем платных услуг в сфере физической культуры и спорта по итогам 2017 г. составил более 72 млрд руб. и, по оценке экспертов, значительная часть данного сектора находится в «серой» зоне экономики. По данным статистики Минспорта России за 2017 г., в России функционируют около 6,3 тыс. фитнес-клубов. По сути, это серьез-

ная индустрия, где оказываются платные спортивно-оздоровительные услуги населению. Большая часть имеющихся в России фитнес-клубов — это частный бизнес. Последовательный подход к правовому регулированию фитнеса, который начинается с формирования необходимых правовых основ, позволит положительно повлиять на данное обстоятельство и даст дополнительный импульс для развития индустрии фитнеса в России с учетом ее конкурентных особенностей. Однако данный вопрос имеет сложную природу, так как находится на стыке коммерческих интересов частного бизнеса и необходимости обеспечения

жизни и здоровья населения, в связи с чем при конструировании подходов к легальному закреплению фитнеса следует понимать всестороннюю значимость данной сферы.

Важной частью выстраивания подходов к обеспечению синергии коммерческих интересов и необходимости обеспечения жизни и здоровья населения является установление приемлемого уровня требований к качеству предоставляемых услуг участниками индустрии фитнеса, что должно найти непосредственное отражение в конкурентных стратегиях фитнес-клубов. В планах фит-нес-сообщества — возможная классификация фитнес-клубов по аналогии с присвоением звезд в туристической отрасли.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, отсутствие физической активности является четвертым ведущим фактором риска глобальной смертности (по приблизительным оценкам, порядка 6% смертей в мире) [Global Strategy on Diet...]. Приведенные выше данные подтверждают значимость привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом на регулярной основе, что возможно только при наличии понятной для государства стратегии развития индустрии фитнеса.

Также необходимо принимать во внимание и тот факт, что регулярный и умеренный уровень физической активности является крайне важным фактором для поддержания нормального функционирования организма человека. Наблюдения Всемирной организации здравоохранения подтверждают, что занятия физическими упражнениями позволяют уменьшить риск многих заболеваний, улучшить здоровье костной системы и функциональное состояние человека, является ключевым фактором для сохранения баланса сил и энергии в организме человека.

В советское время наблюдались тенденции по привлечению общества к занятиям физической культуры. Так, широкое распространение получил физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который впоследствии был возрожден и в современ-

ной России. Активно развивались различные физкультурные движения, пропагандировалось ведение здорового образа жизни. Переход на рыночную модель экономики не умалил значимости физкультурного движения, однако оказал непосредственное влияние на подходы к его реализации. Например, относительно недавно широкое распространение в Российской Федерации получил термин «фитнес», однако сразу же стал опорным для формирования мощной индустрии, нацеленной на оказание услуг по предоставлению гражданам возможностей занятия физической культурой в специально подготовленных для этого залах, содержащих необходимое оборудование, тренажеры и персонал. При этом до сих пор указанный термин не получил законодательного закрепления, что является существенной преградой на пути должного правового регулирования указанной сферы предпринимательской деятельности. Это объясняется тем, что правовое регулирование просто невозможно без определения основных структурных элементов предмета регулирования, в который понятия, безусловно, входят.

Исследование зарубежных подходов к пониманию понятия «фитнес»

Для того чтобы определить, какие ключевые признаки входят в понятие «финес», необходимо проанализировать действующие подходы к определению данного понятия в различной, в том числе зарубежной, литературе. Так, Кембриджский словарь содержит следующие определения понятия «фитнес», релевантные к сфере физической культуры и спорта:

а) фитнес — это состояние быть физически сильным и здоровым1;

б) фитнес — это занятия, позволяющие поддерживать здоровье и физическую силу, в особенности посредством осуществления упражнений2 [Definition of «Fitness»].

1 Примечание: перевод автора.

2 Примечание: перевод автора.

Следует отметить, что в зарубежной литературе можно найти несколько крайне похожих понятий, которые все же принято различать (например, термины: «физическая активность», «упражнения» и «фит-нес (или физический фитнес)» [Caspersen et al., 1985]). Так, «физическая активность» определяется как любое телесное движение, создаваемое мышцами, что приводит к расходу энергии3. «Упражнение» — это понятие, находящееся в рамках термина «физическая активность», и отражает запланированный, структурированный и повторяемый вид физической активности, который ставит своей конечной или промежуточной целью улучшение или поддержание физической формы4. «Фитнес (или физический фитнес)» — это комплекс признаков, которые связаны либо со здоровьем, либо с навыками человека, а также степень, в которой люди соответствуют данным признакам, которая может измеряться с помощью различных тестов5 [Caspersen et al., 1985].

В отличие от физической активности, которая связана с движениями, выполняемыми человеком, фитнес — это набор качеств, которые люди имеют или вырабатывают. Фитнес нередко определяется как «способность выполнять повседневные задачи энергично и настороженно, без излишней усталости и с достаточным запасом сил, чтобы при этом наслаждаться занятиями досугом и адекватно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации» [Caspersen et al., 1985]. Ряд измеряемых параметров вносит свой вклад в физическую форму. Последние как правило, делятся на две группы: качества, которые связаны со здоровьем человека (мышечная выносливость, мышечная сила, гибкость), а также уровень конкретных навыков и способностей индивида [Caspersen et al., 1985].

Указанное выше позволяет говорить о том, что фитнес в зарубежных странах в

3 Примечание: перевод автора.

4 Примечание: перевод автора.

5 Примечание: перевод автора.

большей степени определяется через определенную совокупность индивидуальных характеристик индивида, нежели с видом деятельности или сферой общественной жизни.

Исследование отечественных подходов к пониманию понятия «фитнес»

Следует отметить, что в данной трактовке термин «фитнес» полностью находится в границах более привычного для России термина «физическая культура» и фактически не имеет сущностных признаков, позволяющих его выделение. Так, в соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Следует отметить, что и отечественные авторы не имеют единого мнения относительно того, что включает в себя понятие «фитнес». Ряд авторов склонны считать, что фитнес представляет собой определенный набор упражнений, иные полагают, что данное понятие отражает мировоззренческий подход к своему здоровью и целям в жизни. Существуют также позиции, в соответствии с которыми фитнес — комплексный социальный феномен [Бартенева, 2017]. Вместе с тем некоторые авторы полагают, что термин «фитнес» пришел на смену термину «физическая культура» и стал «системой занятий физической культурой, включающей не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало» [Сапожникова, 2015]. Естественно, приведенные выше подходы к пониманию

исследуемого термина имеют свое обоснование и не лишены смысла, однако они не позволяют выработать подходы к закреплению понятия «фитнес» в действующем законодательстве в связи с тем,что фактически находят свое отражение в ранее указанном понятии «физическая культура».

Для того чтобы понять особенности применения фитнеса в России, следует обратить внимание на действующие профессиональные объединения, отражающие в своей деятельности термин «фитнес»: Национальное фитнес-сообщество, Национальный союз фитнеса, Ассоциация Профессионалов Фитнеса и иные. При более детальном рассмотрении становится очевидно, что деятельность данных объединений во многом связана с предоставлением помощи в оказании услуг в сфере фитнеса. Вместе с тем указанные и иные схожие по своему роду деятельности организации на своих официальных сайтах используют такие словосочетания, как «фитнес-услуги», «фитнес-индустрия», «бизнес в сфере фитнеса», «фитнес-клуб». Приведенные термины отражают непосредственную взаимосвязь с коммерческой составляющей данного рода деятельности. Крайне важно со временем привести в полное соответствие и упорядочить уже практически общепринятые термины (например, «фитнес-индустрия», «фитнес-клуб») в рамках правового регулирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности основных субъектов индустрии фитнеса в России.

Подтверждением наличия признаков коммерческой направленности понятия «фитнес» в отечественной практике применения служит общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), в рамках которого содержится код 93.13.10 «Услуги фит-нес-центров», включающий в себя услуги, предоставляемые клубами и центрами фит-неса и бодибилдинга. Причем платными услугами таких фитнес-центров, фитнес-клубов и спортивно-оздоровительных клубов поль-

зуются уже достаточно большое количество граждан страны. По данным официальной статистики за 2017 г., их количество уже превысило 5,2 млн человек.

Вместе с тем важно отметить, что вопрос предоставления соответствующих услуг не ограничен исключительно понятием «фитнес», однако именно оно в большинстве случаев связано с основными производителями спортивно-оздоровительных услуг, которыми выступают спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы. Наиболее важным обстоятельством в данном случае выступает тот факт, что такие услуги оказываются населению на платной основе [Леднев, 2011].

Выявление признаков понятия «фитнес», необходимых для его закрепления в качестве отдельного термина

Указанное выше выявляет основания для выделения термина «фитнес» в качестве самостоятельного и отличного от термина «физическая культура». Однако необходимо также проанализировать, какие сущностные признаки нужно отразить для формулировки такого понятия. В связи с этим следует пояснить ряд терминов, входящих в понятие «физическая культура» и определенных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», среди которых необходимо отметить «физическое воспитание» и «физическая подготовка». Так, в соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическое воспитание — процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Вместе с тем в соответствии с п. 27 ст. 2 названного Закона физическая подготовка — процесс, направленный на

развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Приведенные определения терминов во многом предопределяют корреляцию с изложенной выше в рамках данной статьи позиции иностранных и отечественных исследователей к содержанию понятия «фитнес». Таким образом, можно сделать вывод, что «фитнес» по своей природе, среди прочего, включает в себя понятия «физическое воспитание» и «физическая подготовка».

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» также включает в себя основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Следует отметить, что, следуя представленной выше логике тесной взаимосвязи понятий «физическая культура» и «фитнес», данные принципы должны найти свое отражение и для целей регулирования деятельности последнего. Принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта подчеркивает значимость деятельности общественных объединений в данной области, содействует развитию гражданской инициативы. Принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий играет существенную роль, поскольку направлен на предотвращение травматизма при занятиях физической культурой и спортом, что является одним из необходимых условий успешного функционирования фитнес-индустрии.

Указанные выше принципы, приведенные в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» являются неотъемлемой частью фитнеса настолько же, насколько они характерны для занятий физической культурой в целом.

Исходя из содержания проведенного исследования, можно выделить следующие признаки понятия фитнеса, которые должны найти свое отражение при его законодательном закреплении:

1) фитнес — это часть физической культуры. Приведенный выше анализ закрепленных в законодательстве терминов позволил сделать вывод о том, что основные сущностные признаки, на которые указывают отечественные и зарубежные исследователи при выстраивании подходов к пониманию понятия «фитнес», уже нашли свое отражение в действующем определении понятия «физическая культура». Указанные законодательные подходы к регулированию физической культуры по своему содержанию и направленности полностью соответствуют любой деятельности, сопряженной с организацией физических упражнений и активности населения, и, следовательно, имеют непосредственное значение для понятия «фитнес»;

2) фитнес направлен на поддержание здоровья человека и на развитие его навыков. Проведенный анализ позиций иностранных и отечественных исследователей по анализу понятия «фитнес» обуславливает необходимость установления непосредственной связи между данным термином и здоровым образом жизни человека, который включает в себя развитие соответствующих способностей;

3) фитнес — это организованная и специфическая коммерческая деятельность по оказанию соответствующих услуг. Исследование отечественного опыта применения термина «фитнес» и его производных свидетельствует о сложившемся отечественном подходе к интерпретации деятельности в данной области как исключительно коммерческой и представляемой в виде услуги. Закрепление этого признака позволит нивелировать неоднозначный статус понятия «фитнес» в рамках более широкого понятия «физическая культура» и позволит установить характерную особенность, являющуюся итогом экспансии фитнес-индустрии в России,

которая уже давно стала важным предпринимательским сегментом индустрии спорта. Безусловно, эту предпринимательскую деятельность в фитнес-индустрии можно и нужно законодательно регулировать, что позволит сформулировать цивилизованный рынок спортивно-оздоровительных услуг в России.

Учитывая многообразие различных способов и форм организованной предпринимательской деятельности в исследуемой сфере, представляется обязательным уточнение, что деятельность в сфере фитнеса проводится путем проведения занятий как с привлечением для этих целей тренера, так и самостоятельно, на специально оборудованной для этого территории. Последнее позволит указать, что сам факт предоставления площадки для занятия фитнесом уже является предоставлением соответствующей услуги. Это позволит исключить возможные тенденции по уклонению от ответственности организаций, оказывающих услуги в сфере фитнеса для граждан, изъявляющих желание заниматься самостоятельно. В связи с тем, что предоставление такого рода услуг связано с опасностью травматизма, необходимо подчеркнуть обязанность соответствующих организаций обеспечивать должный уровень безопасности жизни и здоровья граждан, являющихся конечными потребителями их услуг. Это позволит со временем создать систему независимой оценки качества спортивно-оздоровительных услуг, что будет непреодолимым барьером выхода на этот рынок некачественных услуг. Рано или поздно с рынка фитнес-услуг уйдут недобросовестные производители.

Отдельные вопросы, связанные с законодательным закреплением понятия «фитнес»

Следует отметить, что для полноценного регулирования сферы фитнеса закрепления соответствующего понятия, естественно, недостаточно. Необходимо понимать, что проблематика правового регулирова-

ния, пусть и начинается с понятия, однако им не ограничивается. Закрепление в законодательстве соответствующего термина формирует необходимый фундамент для правового регулирования, поэтому в законодательных актах необходимо также обозначить основные правовые регуляторы в соответствующей сфере, которыми должны стать Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятые в развитие его положений иные нормативные правовые акты, соответствующие профессиональные стандарты специалистов, занятых в данной сфере.

Профессиональные стандарты — это очень важный атрибут цивилизованного развития рынка индустрии фитнеса. Это одновременно требования к работодателям в отношении профессиональных компетенций к специалистам фитнес-клубов и требования к качеству оказываемых услуг, которые может оценить конечный потребитель, т.е. граждане. Профессиональные стандарты будут способствовать добросовестной конкуренции фитнес-клубов, постоянному повышению квалификации специалистов в сфере фитнеса и позволят оптимизировать ценовую политику.

Вместе с тем логичным порядком осуществления данной деятельности должно стать активное привлечение российского фитнес-сообщества на всех процессах и стадиях разработки соответствующего правового регулирования при непосредственном учете интересов конечных потребителей услуг — граждан. Этому также способствует и тот факт, что переход на любую новую модель правового регулирования фитнеса потребует максимальной вовлеченности всех сторон. Одновременно с этим организациям и объединениям в сфере фит-неса следует предоставить возможность самим оказывать воздействие на регламентируемые отношения при непосредственном соблюдении минимальных требований, установленных законодательством или нормативными правовыми актами.

Представляется, что также необходимо рассмотреть вопрос о необходимости закрепления такого понятия, как «фитнес-ин-дустрия», или иных подобных терминов в отечественном законодательстве. Приведенный термин является довольно распространенным в фитнес-сообществе, и некоторые эксперты предлагают закрепить его в качестве самостоятельного термина в отечественном законодательстве. Представляется, что такой подход пока не совсем корректен в связи с рядом факторов. Так, именно «фитнес» является родовым понятием для всех производных от него слов и словообразований. Термин «индустрия» в целом не характерен для Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», контент-анализ которого показывает, что данный термин не встречается в положениях рассматриваемого Закона. Понятие «фитнес» само по себе во многом включает в себя основные признаки, которые могут быть заложены в понятие «фит-нес-индустрия», в связи с чем оснований для закрепления иных терминов пока нет.

Заключение

В рамках статьи было проведено исследование различных позиций и подходов к пониманию понятия «фитнес». В связи с отсутствием на данный момент указанного понятия в законодательстве Российской Федерации, его закрепление в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» должно стать позитивным шагом по совершенствованию отношений в соответствующей сфере, которая активно коммерчески развивается.

В работе были проанализированы позиции иностранных и российских исследователей по вопросу определения понятия «фитнес» и его ключевых особенностей. Также в работе были проанализированы действующие термины, закрепленные в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и

имеющие непосредственную связь с понятием «фитнес», в том числе термин «физическая культура». Исследовано отечественное законодательство, положения которого в определенной степени воздействуют на правовые основы функционирования фит-неса как сферы предпринимательской деятельности в России. Были определены вероятные направления для совершенствования действующего законодательства. Среди них отмечается необходимость закрепления понятия «фитнеса» в действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». При этом предлагается закрепить в его составе следующие основные признаки:

1) фитнес — это часть физической культуры. Основные сущностные признаки, на которые указывают исследователи при выстраивании подходов к пониманию понятия «фитнес», нашли свое отражение в более широком понятии «физическая культура», поэтому указанные положения полностью распространяются и на деятельность в сфере фитнеса;

2) фитнес — это поддержание здоровья человека и развитие его навыков. Исследователи также обращают внимание на то, что одним из основных атрибутов понятия «фитнес» является то, что деятельность в данной области направлена на ведение человеком здорового образа жизни;

3) фитнес — это организованная коммерческая деятельность по оказанию услуг. Отечественный опыт использования термина «фитнес» в коммерческой сфере имеет свое воздействие на выстраивание соответствующих подходов к его закреплению в действующем законодательстве. Вместе с тем данный признак становится ключевым в понимании причин выделения его в качестве отдельной составляющей термина «физическая культура». Более того, в связи с тем, что большинство норм, направленных на регулирование данной сферы, сопряжено с определенным воздействием именно на участников рынка фитнес услуг, учет их

мнения остается важной задачей при проектировании соответствующих законодательных изменений.

Перспективным видится регулирование, проходящее параллельно совершенствованию соответствующих условий конкурентной рыночной борьбы, что позволяет обеспечить не только минимальный уровень качества и безопасности предоставляемых услуг, но и его превышение, поскольку соответствующие вопросы постепенно интегрируются в конкурентные стратегии многих крупных фитнес-клубов. Именно синергети-ческий эффект применяемых норм и совершенствующихся конкурентных отношений может стать тем условием, которое ляжет в основу постоянного повышения потребительского спроса на фитнес в России. Вместе с тем следует избегать чрезмерного государственного регулирования, что может отпугнуть региональных участников рынка и нанести непоправимый ущерб уже сложившейся коммерческой среде, которая на данный момент в значительной степени и так находится в «серой» зоне;

4) фитнес — это проведение занятий как самостоятельно, так и с привлечением тренера. Фактический допуск граждан для занятий физическими упражнениями на определенной территории порождает обязанность соответствующей организации (т.е. фитнес-клуб) в полной мере обеспечивать необходимый уровень безопасности жизни и здоровья граждан, являющихся конечными потребителями их услуг.

В работе уточняется, что закрепление понятия «фитнес» недостаточно для полноценного регулирования соответствующей сферы предпринимательской деятельности. Сформулирован вывод о необходимости обозначения в законодательных актах основные правовых регуляторов в соответствующей сфере, которыми должны стать Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятые в развитие его положений иные нормативные правовые акты, соответствую-

щие профессиональные стандарты специалистов, занятых в соответствующей сфере.

В статье отмечается, что привлечение российского фитнес-сообщества на всех процессах и стадиях разработки соответствующего правового регулирования при непосредственном учете интересов конечных потребителей услуг является важным и необходимым элементом совершенствования указанной сферы отношений.

Сделан вывод о необходимости предоставить возможность организациям и объединениям в сфере фитнеса самостоятельно воздействовать на регламентируемые отношения при обязательном соблюдении требований, установленных законодательством или нормативными правовыми актами. Это приведет к развитию добросовестной конкуренции в данном секторе экономики, позволит участникам рынка наиболее гибко и своевременно реагировать на происходящие изменения, а также адаптироваться к новым вызовам. Необходимо иметь в виду, что правовое регулирование индустрии фитнеса будет способствовать интересам государства по максимальному вовлечению граждан к занятиям спортом. Сегодня есть возможность говорить о предпосылках к долгосрочному частно-государственному партнерству государства, частных фитнес-клубов и профессионального фитнес-сообщества.

Список литературы

1. Бартенева Н. Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг: дис. ... канд. соц. наук наук. Иваново, 2017.

2. Леднев В.А. Индустрия спорта: обучение предпринимательству и менеджменту // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 45-62.

3. Леднев В. А. Развитие индустрии спорта в России: тенденции и перспективы // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. 2011. № 1 (1). С. 56-61.

4. Малыгин А.В., Силина Е.А. Специфика продуктовой политики спортивно-оздоровительного клуба в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5 (59). С. 75-80.

5. Сапожникова О. В. Фитнес: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.

6. Caspersen C. J., Powell K. E, Christensen G. M. Physical activity, exercise, and physical fitness: definitions and dis-

tinctions for health-related research. Public Health Reports. 1985. Vol. 100. Pp. 126-131.

7. Definition of «Fitness» // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fitness (дата обращения: 25.07.2018).

8. Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/dietphysicalactivity/ pa/en/ (дата обращения: 25.07.2018).

References

1. Barteneva N. E. Povedenie potrebitelei na rossiiskom rynke fitnes-uslug [Consumer behavior in the Russian market of fitness services]: PhD thesis, PhD in social sciences. Ivanovo, 2017 (in Russian, abstr. in English).

2. Lednev V. A. Sport industry: entrepreneurship and management teaching // Journal of modern competition. 2017. Vol. 11. № 4 (64). P. 45-62.

Caspersen C. J., Powell K. E., Christensen G. M. Physical activity, exercise, and physical fitness: definitions and distinctions for health-related research. Public Health Reports, 1985, vol. 100, pp. 126-131.

Malygin A.V., Silina E. A. Specifics of the product policy of the sports and health club in a competitive environment // Journal of modern competition. 2016. Vol. 10. № 5 (59). P. 75-80. Definition of «Fitness» // Cambridge Dictionary Available at: URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fit-ness (data obrashcheniya: 25.07.2018). Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health // Official site of World Health Organization URL: http://www.who.int/di-etphysicalactivity/pa/en/ (data obrashcheniya: 25.07.2018). Lednev V. A. Razvitie industrii sporta v Rossii: tendentsii i perspektivy [The development of the sport industry in Russia: trends and prospects]. RIOU Herald, 2011, no. 1-1, pp. 56-61 (in Russian, abstr. in English). Sapozhnikova O.V. Fitness: tutorial. Ekaterinburg: Publishing house Ural university, 2015 (in Russian, abstr. in English).

Shevchenko O., Kutafin Moscow State Law University, labourlaw@bk.ru Vorontsov D., Kutafin Moscow State Law University, vorontsov3339@gmail.com

Development of the fitness industry in Russia: legal regulation and entrepreneurship

The article contains a research of the legal framework for the legislative consolidation of the fitness industry by analyzing and evaluating various approaches to the concept of fitness, as well as other fundamental aspects of activities in this field. The importance of legal regulation of this sphere is determined by a set of factors, including: legal reflection of a large commercial industry, enlarging the population of systematic physical training, preventing the emergence of various diseases associated with insufficient physical activity, the need to prevent injuries in fitness, and many others. The article analyzes the positions of foreign and Russian researchers on the definition of «fitness» and its key features. The content of the current terminology of Federal Law No. 329-FZ of 04.12.2007 «Physical Culture and Sport in the Russian Federation» for understanding similar and distinctive features in terms of «physical culture» and «fitness» is explored. The article also analyzes the various provisions of domestic legislation that to some extent regulate the legal basis for the functioning of fitness in Russia, and identify areas for improving the current legislation. Among the key signs necessary to consolidate the concept of «fitness» is its commercial component, while preserving the fundamental characteristics inherent in the concept of «physical culture».

Keywords: fitness, physical culture, physical activity, physical education, industry, business, entrepreneurship, physical training, legal regulation, services, injuries, competition in the market of fitness services, competitive strategies of fitness clubs.

About authors:

Shevchenko O. A., Doctor of science (Law); Vorontsov D. I., PhD (Law) For citation:

Shevchenko O. A., Vorontsov D. I. Development of the fitness industry in Russia: legal regulation and entrepreneurship. Journal of Modern Competition, 2019, vol. 13, no. 1(73), pp. 131-139 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.