В. В. Беличенко
(Санкт-Петербург)
Развитие индивидуальности студентов в образовательном
процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО
В статье рассмотрены организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО как средство индивидуализации образовательного процесса в вузе. Приводится авторская модель индивидуализации образовательного процесса средствами организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО, принципы ее реализации и механизмы разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Информационное общество предъявляет новые требования к подготовке студентов в системе высшего профессионального образования. В новых социально-экономических условиях отечественное образование является ключевым элементом устойчивого развития, а также фактором успеха в конкурентной борьбе в мировом сообществе. Социальный заказ требует от системы высшего образования большой гибкости, открытости к переменам, способности адекватно на них реагировать. Именно поэтому были разработаны и введены в систему высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО], обладающие богатыми организационно-педагогическими ресурсами, понимаемыми как запас, источник, потенциальные возможности их реализации, для развития высшей школы, в целом, и развития обучающихся, в частности,
ФГОС ВПО ориентированы на социально-профессиональную и личностную составляющую подготовки обучающихся, исходя из этого, показателями подготовленности студента явились не только способность решать профессиональные задачи, но и направленность на самосовершенствование и развитие индивидуальности студентов. При этом на первый план выходят такие качества личности как самостоятельность, инициативность, активность, креативность, умение делать выбор, выдвигать и проверять гипотезы, способность к проектной деятельности и т.п. Именно эти качества востребованы сферой труда и составляют основу индивидуальности человека.
В связи с этим оказывается востребованной теоретико-методологическая база развития индивидуальности студента в образовательном процессе вуза. Сегодня требуется всестороннее изучение человеческой индивидуальности, т.к. она является основной формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества. Понятие индивидуальности, несмотря на довольно большое количество исследований в этой области, продолжает оставаться недостаточно изученной в науке категорией. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о дальнейшей разработке понятия индивидуальности и ее развитии, в том числе в образовательном процессе вуза, используя организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО.
В профессиональной педагогике проблеме индивидуальности человека также уделяется большое внимание: вопросы индивидуальных различий субъектов образовательной деятельности, индивидуализация обучения в системе профориентации и профотбора, аттестация педагогических кадров, разработка индивидуализированных программ учебных дисциплин и т.д. Индивидуальность позволяет человеку удовлетворить ведущие потребности в самосознании, самовыражении, самоутверждении в деятельности и общении; организовать свое поведение и труд в соответствии со способностями. А. Г. Асмолов (1996]
[1] связывает индивидуальность со смыслом жизни человека, его ценностными ориента-циями, личностной и профессиональной позицией. О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк (2000]
[2] отмечают необходимость уделять внима-
ние проблемам формирования индивидуальности человека педагогическими средствами. Индивидуальные характеристики человека структурируют его внутренний мир, делая его уникальным, неповторимым. Во времени индивидуальность трансформируется, что находит выражение в изменении человека на протяжении его жизненного пути, считают С. В. Кривых и А. А. Макареня (2007] [3].
Мы согласны с мнением А. Г. Асмолова [1], В. К. Гербачевского [4, 5, 6, 7], С. В. Кривых, А. А. Макарени [3] и других ученых, рассматривающих индивидуальность человека как динамическую систему социально-педагогических свойств (качеств) личности, отличающих его от других личностей. Индивидуальность студентов является результатом индивидуализации образовательного процесса в вузе. В качестве одного из эффективных механизмов индивидуализации образования нами предложен индивидуальный образовательный маршрут студента, который позволяет разработать и реализовать организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО.
В нашем исследовании выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические ресурсы стандартов третьего поколения, реализуя которые возможно существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе с целью развития нереализованных потенциалов:
1. Разработаны требования к результатам освоения основных образовательных программ ООП], в первую очередь к компетенциям выпускника вуза (общекультурным и профессиональным]. Важным приобретением стандартов нового поколения стала направленность на социально-личностные качества выпускника.
2. Оптимизированы требования к минимуму содержания образования за счет использования потенциала вариативности: сокращены обязательные к изучению предметы, значительно расширена (до 50%] вариативная часть учебного плана, которая состоит из вариативных дисциплин или модулей, установленных учебным заведением в соответствии с профилем подготовки, и предметов по выбору обучающихся (не меньше 30% от вариативной составляющей]. Это дает возможность разнообразить содержание образования (перечень дисциплин, формы и технологии обучения] с целью развития индивидуальности студентов, различное сочетание
учебных дисциплин вариативной составляющей учебного плана позволяет «нелинейно» организовать образовательный процесс.
3. Ограничено количество занятий лекционного типа (лекции не могут составлять более 40 % всех аудиторных занятий], что дает возможность насытить учебный процесс разнообразными формами проведения занятий, в том числе креативными; предусмотрено широкое внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения (фестивалей, конкурсов, экспедиций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов личностного роста и иных тренингов и т.д.], в рамках учебных занятий предусматриваются встречи с представителями науки и культуры, мастер-классы успешных представителей профессий, экспертов и узких специалистов.
4. Усилена практическая направленность образовательного процесса, вузу дано право наполнить индивидуальным содержанием курсовые работы, учебные и иные практики (цели и задачи, программы и формы отчетности], дана большая свобода в назначении форм, объемов и структуры ВКР (дипломной работы или дипломного проекта], где студенты также могут раскрыть свои нереализованные потенциалы.
5. Предусмотрена диверсификация индивидуальных образовательных маршрутов студентов - появляется возможность разрабатывать и реализовывать несколько ООП в рамках одного профиля с учетом индивидуальных особенностей программы подготовки. Кроме того, предусмотрена разработка и реализация индивидуального образовательного плана для конкретного студента с учетом его образовательных потребностей, интересов и склонностей. Это позволяет расширить спектр специализаций подготовки с учетом индивидуальных запросов студентов. Использование зачетных (кредитных] единиц как меры трудоемкости учебных дисциплин позволяет учитывать и оценивать индивидуальную и творческую работу студентов.
Нами разработана и реализована на практике модель развития индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО (рис.].
В представленной модели показаны механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов творческих
ЦЕЛЬ: формирование индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза, используя организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО
Принципы функционирования: открытости, динамичности, вариативности, индивидуализации, осознанной перспективы
Механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов
Активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой Реализация вариативности содержания образования Использование интерактивных и разнообразных форм и средств образования Стимулирование творческой активности через социальную практику
Организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО Сформулированы требования к результатам освоения ООП в виде компетенций как совокупности профессионально-личностных качеств выпускника Создание творческих объединений студентов. Усиление доли самостоятельной креативной работы Проведение конкурсов, смотров, фестивалей, выставок и др. Выступление творческих коллективов студентов в социуме.
Оптимизированы требования к минимуму содержания образования средствами вариативности Разнообразный набор дисциплин по выбору и факультативов. Применение индивидуализированных заданий и задач. Индивидуализация учебных и иных практик. Выполнение курсовых и дипломных проектов на рабочем месте. Поощрение творческой активности в учебном процессе.
Усилена практическая направленность обучения,использование активных форм обучения и интерактивных технологий Приглашение к преподаванию ведущих специалистов 8 своей профессиональной сфере. Проведение мастер-классов представителей уникальных профессий. Реализация креативных форм и интерактивных технологий обучения. Обеспечение креативной направленности ВКР.
Предусмотрена диверсификация индивидуальных образовательных маршрутов студентов Ежегодное обновление вариативного компонента учебного плана. Предложение многообразия профилей обучения и специализаций. Использование зачетных единице целью более полного оценивания индивидуальной творческой работы.
Показатели: Уровень самоактуализации личности, уровень личностной креативности, уровень развития творческого потенциала, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей
Результат: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Рис. Модель развития индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО.
профилей обучения (музыкально-компьютерные технологии, художественный текстиль в интерьере, дизайн, художественный металл и др.], индивидуальность студентов развивается через познавательную, социальную, творческую активность студентов в образовательном процессе вуза.
Нами выделены принципы эффективного функционирования модели:
- открытости, подразумевающий в образовательном процессе активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой;
- динамичности, связанный с необходимостью быстрого реагирования на изменения, происходящие в обществе, экономике при подготовке выпускников;
- вариативности, способствующий удовлетворению образовательных запросов, интересов участников образовательного процесса и отвечающий вызовам времени и социального заказа;
- индивидуализации, согласно которому содержание образования, темпы освоения программы, пути приобретения профессиональных компетенций соотносятся с потребностями, потенциалом и уровнем притязания личности студента;
- осознанной перспективы, связанный с выстраиванием жизненных и профессиональных перспектив студента, основанных на его индивидуальном выборе и предпочтениях.
Указанные принципы учитываются в проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут студента реализуется в нашей модели следующими механизмами.
1. Активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой в организации образовательного процесса, которое включает тесное взаимодействие с культурной и социально-трудовой сферой региона (приглашение к преподаванию ведущих специалистов в своей сфере, проведение со студентами мастер-классов представителей уникальных профессий, творческие встречи с ведущими представителями культуры и искусства], организацию практик, выполнение курсовых и дипломных проектов на рабочем месте, создание на базе вуза творческих коллективов студентов и их выступление в социуме, - все это способствует развитию социальной активности, целеустремленности, инициативности.
Для индивидуализации образовательного процесса важное значение имеет взаимодействие с открытой социальной средой, в которой студентам обеспечен доступ к разнообразным информационным, научным, культурным и иным ресурсам, активно влияющим на развитие индивидуальности студентов (интеллектуальной, креативной, творческой и др.]. ФГОС ВПО рекомендует различные способы взаимодействия с социальной средой. В стандартах всех направлений подготовки (в разделе 7] отмечается: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности, ... способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».
В опытно-экспериментальной работе были созданы условия для: реализации социально-воспитательного аспекта образовательного процесса, развития студенческого самоуправления, участия студентов в работе научных обществ, художественных коллективов, спортивных и творческих клубов, экспедиций и практик.
2. Реализация вариативности содержания образования, включающая многообразие профилей обучения, регулярное обновление вариативного компонента учебного плана, разнообразный набор дисциплин по выбору и факультативных предметов, что способствует развитию у студентов познавательной активности, любознательности, самостоятельности, умения делать обоснованный выбор. Сегодня продолжается разработка новых профессиональных стандартов, исходя из требований развития производства и науки, а также исходя их потребностей жизни. Так, автор исследования в составе рабочей группы принимал участие в разработке стандартов третьего поколения по следующим направлениям обучения:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 071600Музыкальное искусство эстрады, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 2288;
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 071700Цирковое искусство, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Беличенко В. В. Развитие индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием.,
Российской Федерации от 15 сентября 2011 г. № 2298.
Еще большими возможностями в удовлетворении индивидуальных потребностей и профессиональных интересов обладает Основная образовательная программа (ООП], которая разрабатывается и утверждается вузом (в нескольких вариантах - для каждого профиля отдельно].
В ходе экспериментальной работы при непосредственном участии автора в Институте дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (г. Санкт-Петербург] разработаны профили направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование: Музыкально-компьютерных технологий; Дизайна и компьютерной графики; Театрально-сценического искусства; Экранных искусств; Музыкального искусства; Вокального искусства; Изобразительного искусства; Декоративно-прикладного искусства; Эстетики и эстетического воспитания; Искусствоведения; Музейной педагогики; Основ религиозных культур и светской этики, Хореографического искусства. Учебные планы перечисленных профилей подготовки существенно разнятся в своей вариативной части учебных планов.
3. Использование интерактивных и разнообразных форм и средств образования, подразумевающее реализацию креативных форм занятий, введение интерактивных технологий обучения, индивидуализацию учебных и иных практик, курсовых и дипломных работ, использование зачетных единиц с целью более полного оценивания индивидуальной творческой работы студентов, - все это способствует развитию познавательной и творческой активности, оригинальности мышления, коммуникативных способностей студентов.
Важным способом индивидуализации образовательного маршрута студента является проектирование и организация учебных, производственных и иных практик. Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой вуза, т.е. тоже нестатичны, и могут устанавливаться вузом, исходя из профиля обучения, интересов студентов, региональных особенностей.
4. Стимулирование творческой активности средствами создания и деятельности творческих объединений студентов, проведения конкурсов, смотров, фестивалей, выставок и др., усиления доли самостоятельной
креативной работы, поощрения творческой деятельности в учебном процессе, придания особого творческого статуса выпускным квалификационным работам, что способствует развитию эвристичности, воображения, инициативности, организаторских способностей студентов.
Самостоятельная научно-исследовательская или художественно-творческая работа осуществлялась с участием в работе СНТО (студенческое научное и творческое объединение], в форме проведения конференций, пленэров, фольклорных экспедиций, выступлений агитбригад и т.д.
Потребность в художественном творчестве у обучающихся может проявляться в появлении желания не только выбирать учебные материалы (произведения искусства] из того, что рекомендовалось и предлагалось в образовательном процессе, но и выискивать новые образцы художественного творчества в социально-культурной среде или создавать их в своем индивидуальном творчестве. Включение обучающегося в социальные отношения способствовало формированию культурной картины мира, определению собственной позиции, способов социального поведения в жизненных ситуациях, влияя на развитие индивидуальности студентов. Здесь, действительно, творчество во всех его проявлениях - как система знаний, вид деятельности и культуротворческий потенциал - может выступать интегратором всех видов образовательной деятельности, способствуя развитию индивидуальности студента.
Стимулирование познавательной и творческой активности студентов происходило на занятиях учебных дисциплин. В диссертации приводятся иллюстрации приобщения к познавательной и творческой активности на предмете «История графического дизайна и рекламы» студентов направления подготовки «Графический дизайн», а также по развитию индивидуальности студентов средствами проектирования восточного костюма на занятиях по дизайну костюма.
Особыми возможностями в творческом выражении индивидуальности студента обладают подготовка и защита выпускной квалификационной работы по таким направлениям подготовки как «Художественный текстиль в интерьере», «Художественный металл», «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Хореографическое искусство», «Музы-
кально-компьютерные технологии». Выпускник использует все знания и навыки, полученные в процессе обучения в вузе, для творческого самовыражения. В дипломном проекте творчески раскрывается его индивидуальность, поэтому на защите выпускных квали-
фикационных работ проявляется полет фантазий, творческая смелость и жизненный оптимизм студентов, выраженные через созданные ими произведения искусства - результат выражения их творческой индивидуальности.
Литература
1. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности.- М., 1996.
2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2000. - 571 с.
3. Кривых С. В., Макареня А. А. Педагогическая антропоэколо-гия. Педагогика жизнедеятельности. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - 359
с/
4. Гербачевский В. К. Индивидуальность и развитие познавательной активности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1990. Сер. 6. Вып. 3. - С.49-54.
5. Гербачевский В. К. Категория активности и индивидуальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. -Сер. 6. - Вып.2. - С. 37-46.
6. Гербачевский В. К., Гербачевская Н. В. Концепция психологической индивидуальности : моногр. - СПб.: ИПК СПО, 2008. - 311 с.
7. Гербачевский В. К. Понятие индивидуальности // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. Вып. 2. - 1989. - № 13. -С. 48-56.
-^-