Научная статья на тему 'Развитие индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО'

Развитие индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ФГОС ВПО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / STUDENT'S INDIVIDUALITY / INDIVIDUALIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL RESOURCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / SOCIO-CULTURAL / ARTISTIC-AND-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беличенко Владимир Владимирович

В статье рассмотрены организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО как средство индивидуализации образовательного процесса в вузе. Приводится авторская модель индивидуализации образовательного процесса средствами организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО, принципы ее реализации и механизмы разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ personality in university educational process using organizational-and-pedagogical resources of Federal state educational standards of higher education

The article considers organizational and pedagogical resources of Federal state educational standards of higher education as a means of individualization of the educational process at a university. The author's model of individualization of educational process, principles of its implementation into practice, mechanisms for the development of students’ individual educational routes are given

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО»

В. В. Беличенко

(Санкт-Петербург)

Развитие индивидуальности студентов в образовательном

процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО

В статье рассмотрены организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО как средство индивидуализации образовательного процесса в вузе. Приводится авторская модель индивидуализации образовательного процесса средствами организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО, принципы ее реализации и механизмы разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Информационное общество предъявляет новые требования к подготовке студентов в системе высшего профессионального образования. В новых социально-экономических условиях отечественное образование является ключевым элементом устойчивого развития, а также фактором успеха в конкурентной борьбе в мировом сообществе. Социальный заказ требует от системы высшего образования большой гибкости, открытости к переменам, способности адекватно на них реагировать. Именно поэтому были разработаны и введены в систему высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО], обладающие богатыми организационно-педагогическими ресурсами, понимаемыми как запас, источник, потенциальные возможности их реализации, для развития высшей школы, в целом, и развития обучающихся, в частности,

ФГОС ВПО ориентированы на социально-профессиональную и личностную составляющую подготовки обучающихся, исходя из этого, показателями подготовленности студента явились не только способность решать профессиональные задачи, но и направленность на самосовершенствование и развитие индивидуальности студентов. При этом на первый план выходят такие качества личности как самостоятельность, инициативность, активность, креативность, умение делать выбор, выдвигать и проверять гипотезы, способность к проектной деятельности и т.п. Именно эти качества востребованы сферой труда и составляют основу индивидуальности человека.

В связи с этим оказывается востребованной теоретико-методологическая база развития индивидуальности студента в образовательном процессе вуза. Сегодня требуется всестороннее изучение человеческой индивидуальности, т.к. она является основной формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества. Понятие индивидуальности, несмотря на довольно большое количество исследований в этой области, продолжает оставаться недостаточно изученной в науке категорией. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о дальнейшей разработке понятия индивидуальности и ее развитии, в том числе в образовательном процессе вуза, используя организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО.

В профессиональной педагогике проблеме индивидуальности человека также уделяется большое внимание: вопросы индивидуальных различий субъектов образовательной деятельности, индивидуализация обучения в системе профориентации и профотбора, аттестация педагогических кадров, разработка индивидуализированных программ учебных дисциплин и т.д. Индивидуальность позволяет человеку удовлетворить ведущие потребности в самосознании, самовыражении, самоутверждении в деятельности и общении; организовать свое поведение и труд в соответствии со способностями. А. Г. Асмолов (1996]

[1] связывает индивидуальность со смыслом жизни человека, его ценностными ориента-циями, личностной и профессиональной позицией. О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк (2000]

[2] отмечают необходимость уделять внима-

ние проблемам формирования индивидуальности человека педагогическими средствами. Индивидуальные характеристики человека структурируют его внутренний мир, делая его уникальным, неповторимым. Во времени индивидуальность трансформируется, что находит выражение в изменении человека на протяжении его жизненного пути, считают С. В. Кривых и А. А. Макареня (2007] [3].

Мы согласны с мнением А. Г. Асмолова [1], В. К. Гербачевского [4, 5, 6, 7], С. В. Кривых, А. А. Макарени [3] и других ученых, рассматривающих индивидуальность человека как динамическую систему социально-педагогических свойств (качеств) личности, отличающих его от других личностей. Индивидуальность студентов является результатом индивидуализации образовательного процесса в вузе. В качестве одного из эффективных механизмов индивидуализации образования нами предложен индивидуальный образовательный маршрут студента, который позволяет разработать и реализовать организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО.

В нашем исследовании выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические ресурсы стандартов третьего поколения, реализуя которые возможно существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе с целью развития нереализованных потенциалов:

1. Разработаны требования к результатам освоения основных образовательных программ ООП], в первую очередь к компетенциям выпускника вуза (общекультурным и профессиональным]. Важным приобретением стандартов нового поколения стала направленность на социально-личностные качества выпускника.

2. Оптимизированы требования к минимуму содержания образования за счет использования потенциала вариативности: сокращены обязательные к изучению предметы, значительно расширена (до 50%] вариативная часть учебного плана, которая состоит из вариативных дисциплин или модулей, установленных учебным заведением в соответствии с профилем подготовки, и предметов по выбору обучающихся (не меньше 30% от вариативной составляющей]. Это дает возможность разнообразить содержание образования (перечень дисциплин, формы и технологии обучения] с целью развития индивидуальности студентов, различное сочетание

учебных дисциплин вариативной составляющей учебного плана позволяет «нелинейно» организовать образовательный процесс.

3. Ограничено количество занятий лекционного типа (лекции не могут составлять более 40 % всех аудиторных занятий], что дает возможность насытить учебный процесс разнообразными формами проведения занятий, в том числе креативными; предусмотрено широкое внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения (фестивалей, конкурсов, экспедиций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов личностного роста и иных тренингов и т.д.], в рамках учебных занятий предусматриваются встречи с представителями науки и культуры, мастер-классы успешных представителей профессий, экспертов и узких специалистов.

4. Усилена практическая направленность образовательного процесса, вузу дано право наполнить индивидуальным содержанием курсовые работы, учебные и иные практики (цели и задачи, программы и формы отчетности], дана большая свобода в назначении форм, объемов и структуры ВКР (дипломной работы или дипломного проекта], где студенты также могут раскрыть свои нереализованные потенциалы.

5. Предусмотрена диверсификация индивидуальных образовательных маршрутов студентов - появляется возможность разрабатывать и реализовывать несколько ООП в рамках одного профиля с учетом индивидуальных особенностей программы подготовки. Кроме того, предусмотрена разработка и реализация индивидуального образовательного плана для конкретного студента с учетом его образовательных потребностей, интересов и склонностей. Это позволяет расширить спектр специализаций подготовки с учетом индивидуальных запросов студентов. Использование зачетных (кредитных] единиц как меры трудоемкости учебных дисциплин позволяет учитывать и оценивать индивидуальную и творческую работу студентов.

Нами разработана и реализована на практике модель развития индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО (рис.].

В представленной модели показаны механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов творческих

ЦЕЛЬ: формирование индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза, используя организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО

Принципы функционирования: открытости, динамичности, вариативности, индивидуализации, осознанной перспективы

Механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов

Активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой Реализация вариативности содержания образования Использование интерактивных и разнообразных форм и средств образования Стимулирование творческой активности через социальную практику

Организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО Сформулированы требования к результатам освоения ООП в виде компетенций как совокупности профессионально-личностных качеств выпускника Создание творческих объединений студентов. Усиление доли самостоятельной креативной работы Проведение конкурсов, смотров, фестивалей, выставок и др. Выступление творческих коллективов студентов в социуме.

Оптимизированы требования к минимуму содержания образования средствами вариативности Разнообразный набор дисциплин по выбору и факультативов. Применение индивидуализированных заданий и задач. Индивидуализация учебных и иных практик. Выполнение курсовых и дипломных проектов на рабочем месте. Поощрение творческой активности в учебном процессе.

Усилена практическая направленность обучения,использование активных форм обучения и интерактивных технологий Приглашение к преподаванию ведущих специалистов 8 своей профессиональной сфере. Проведение мастер-классов представителей уникальных профессий. Реализация креативных форм и интерактивных технологий обучения. Обеспечение креативной направленности ВКР.

Предусмотрена диверсификация индивидуальных образовательных маршрутов студентов Ежегодное обновление вариативного компонента учебного плана. Предложение многообразия профилей обучения и специализаций. Использование зачетных единице целью более полного оценивания индивидуальной творческой работы.

Показатели: Уровень самоактуализации личности, уровень личностной креативности, уровень развития творческого потенциала, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей

Результат: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Рис. Модель развития индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием организационно-педагогических ресурсов ФГОС ВПО.

профилей обучения (музыкально-компьютерные технологии, художественный текстиль в интерьере, дизайн, художественный металл и др.], индивидуальность студентов развивается через познавательную, социальную, творческую активность студентов в образовательном процессе вуза.

Нами выделены принципы эффективного функционирования модели:

- открытости, подразумевающий в образовательном процессе активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой;

- динамичности, связанный с необходимостью быстрого реагирования на изменения, происходящие в обществе, экономике при подготовке выпускников;

- вариативности, способствующий удовлетворению образовательных запросов, интересов участников образовательного процесса и отвечающий вызовам времени и социального заказа;

- индивидуализации, согласно которому содержание образования, темпы освоения программы, пути приобретения профессиональных компетенций соотносятся с потребностями, потенциалом и уровнем притязания личности студента;

- осознанной перспективы, связанный с выстраиванием жизненных и профессиональных перспектив студента, основанных на его индивидуальном выборе и предпочтениях.

Указанные принципы учитываются в проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут студента реализуется в нашей модели следующими механизмами.

1. Активное взаимодействие с социально-культурной и профессиональной средой в организации образовательного процесса, которое включает тесное взаимодействие с культурной и социально-трудовой сферой региона (приглашение к преподаванию ведущих специалистов в своей сфере, проведение со студентами мастер-классов представителей уникальных профессий, творческие встречи с ведущими представителями культуры и искусства], организацию практик, выполнение курсовых и дипломных проектов на рабочем месте, создание на базе вуза творческих коллективов студентов и их выступление в социуме, - все это способствует развитию социальной активности, целеустремленности, инициативности.

Для индивидуализации образовательного процесса важное значение имеет взаимодействие с открытой социальной средой, в которой студентам обеспечен доступ к разнообразным информационным, научным, культурным и иным ресурсам, активно влияющим на развитие индивидуальности студентов (интеллектуальной, креативной, творческой и др.]. ФГОС ВПО рекомендует различные способы взаимодействия с социальной средой. В стандартах всех направлений подготовки (в разделе 7] отмечается: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности, ... способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

В опытно-экспериментальной работе были созданы условия для: реализации социально-воспитательного аспекта образовательного процесса, развития студенческого самоуправления, участия студентов в работе научных обществ, художественных коллективов, спортивных и творческих клубов, экспедиций и практик.

2. Реализация вариативности содержания образования, включающая многообразие профилей обучения, регулярное обновление вариативного компонента учебного плана, разнообразный набор дисциплин по выбору и факультативных предметов, что способствует развитию у студентов познавательной активности, любознательности, самостоятельности, умения делать обоснованный выбор. Сегодня продолжается разработка новых профессиональных стандартов, исходя из требований развития производства и науки, а также исходя их потребностей жизни. Так, автор исследования в составе рабочей группы принимал участие в разработке стандартов третьего поколения по следующим направлениям обучения:

- ФГОС ВПО по направлению подготовки 071600Музыкальное искусство эстрады, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 2288;

- ФГОС ВПО по направлению подготовки 071700Цирковое искусство, утвержденный приказом Министерства образования и науки

Беличенко В. В. Развитие индивидуальности студентов в образовательном процессе вуза с использованием.,

Российской Федерации от 15 сентября 2011 г. № 2298.

Еще большими возможностями в удовлетворении индивидуальных потребностей и профессиональных интересов обладает Основная образовательная программа (ООП], которая разрабатывается и утверждается вузом (в нескольких вариантах - для каждого профиля отдельно].

В ходе экспериментальной работы при непосредственном участии автора в Институте дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (г. Санкт-Петербург] разработаны профили направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование: Музыкально-компьютерных технологий; Дизайна и компьютерной графики; Театрально-сценического искусства; Экранных искусств; Музыкального искусства; Вокального искусства; Изобразительного искусства; Декоративно-прикладного искусства; Эстетики и эстетического воспитания; Искусствоведения; Музейной педагогики; Основ религиозных культур и светской этики, Хореографического искусства. Учебные планы перечисленных профилей подготовки существенно разнятся в своей вариативной части учебных планов.

3. Использование интерактивных и разнообразных форм и средств образования, подразумевающее реализацию креативных форм занятий, введение интерактивных технологий обучения, индивидуализацию учебных и иных практик, курсовых и дипломных работ, использование зачетных единиц с целью более полного оценивания индивидуальной творческой работы студентов, - все это способствует развитию познавательной и творческой активности, оригинальности мышления, коммуникативных способностей студентов.

Важным способом индивидуализации образовательного маршрута студента является проектирование и организация учебных, производственных и иных практик. Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой вуза, т.е. тоже нестатичны, и могут устанавливаться вузом, исходя из профиля обучения, интересов студентов, региональных особенностей.

4. Стимулирование творческой активности средствами создания и деятельности творческих объединений студентов, проведения конкурсов, смотров, фестивалей, выставок и др., усиления доли самостоятельной

креативной работы, поощрения творческой деятельности в учебном процессе, придания особого творческого статуса выпускным квалификационным работам, что способствует развитию эвристичности, воображения, инициативности, организаторских способностей студентов.

Самостоятельная научно-исследовательская или художественно-творческая работа осуществлялась с участием в работе СНТО (студенческое научное и творческое объединение], в форме проведения конференций, пленэров, фольклорных экспедиций, выступлений агитбригад и т.д.

Потребность в художественном творчестве у обучающихся может проявляться в появлении желания не только выбирать учебные материалы (произведения искусства] из того, что рекомендовалось и предлагалось в образовательном процессе, но и выискивать новые образцы художественного творчества в социально-культурной среде или создавать их в своем индивидуальном творчестве. Включение обучающегося в социальные отношения способствовало формированию культурной картины мира, определению собственной позиции, способов социального поведения в жизненных ситуациях, влияя на развитие индивидуальности студентов. Здесь, действительно, творчество во всех его проявлениях - как система знаний, вид деятельности и культуротворческий потенциал - может выступать интегратором всех видов образовательной деятельности, способствуя развитию индивидуальности студента.

Стимулирование познавательной и творческой активности студентов происходило на занятиях учебных дисциплин. В диссертации приводятся иллюстрации приобщения к познавательной и творческой активности на предмете «История графического дизайна и рекламы» студентов направления подготовки «Графический дизайн», а также по развитию индивидуальности студентов средствами проектирования восточного костюма на занятиях по дизайну костюма.

Особыми возможностями в творческом выражении индивидуальности студента обладают подготовка и защита выпускной квалификационной работы по таким направлениям подготовки как «Художественный текстиль в интерьере», «Художественный металл», «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Хореографическое искусство», «Музы-

кально-компьютерные технологии». Выпускник использует все знания и навыки, полученные в процессе обучения в вузе, для творческого самовыражения. В дипломном проекте творчески раскрывается его индивидуальность, поэтому на защите выпускных квали-

фикационных работ проявляется полет фантазий, творческая смелость и жизненный оптимизм студентов, выраженные через созданные ими произведения искусства - результат выражения их творческой индивидуальности.

Литература

1. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности.- М., 1996.

2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2000. - 571 с.

3. Кривых С. В., Макареня А. А. Педагогическая антропоэколо-гия. Педагогика жизнедеятельности. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - 359

с/

4. Гербачевский В. К. Индивидуальность и развитие познавательной активности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1990. Сер. 6. Вып. 3. - С.49-54.

5. Гербачевский В. К. Категория активности и индивидуальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. -Сер. 6. - Вып.2. - С. 37-46.

6. Гербачевский В. К., Гербачевская Н. В. Концепция психологической индивидуальности : моногр. - СПб.: ИПК СПО, 2008. - 311 с.

7. Гербачевский В. К. Понятие индивидуальности // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. Вып. 2. - 1989. - № 13. -С. 48-56.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.