12. Vygotsky L. S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. M. 2008. P. 112.
13. Zeer E. F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie. 2 e izd [Psychology of professional education: tutorial]. 2nd is. M. 2003. P. 129.
14. Glossary of intercultural communication. Op. cit. P. 422.
15. Petrovskaya L. A. Kompetentnost' v obshchenii: social'no psihologicheskij trening [Competence in communication: a social psychological training]. M. 1989. P. 66.
16. Feldstein D. I. Psihologiya vzrosleniya: strukturno soderzhatel'nye harakteristiki processa razvitiya lich-nosti [Psychology adulthood: structural and substantial characteristics of the process of personality development]. 2nd is. M. 2004. P. 190.
УДК 378.147
А. Л. Каткова
Развитие ИКТ-компетентности преподавателей педагогического вуза
Статья освещает актуальную проблему развития ИКТ-компетентности преподавателей педагогического вуза и повышения их компьютерной грамотности. Автор затрагивает важный вопрос большинства педагогов, не владеющих знаниями в области информационных технологий. Возрастающие требования к уровню профессиональной деятельности педагога показывают неподготовленность и неспособность организации занятий с использованием информационных технологий, но в то же время стремление и желание получить знания и практические умения создания цифровых образовательных ресурсов по преподаваемым дисциплинам. В связи с возникшей проблемой была проведена серия мастер-классов в рамках научно-методической работы, которая состояла из трех этапов: подготовленного, основного и заключительного. В статье подробно описывается выполнение задач мастер-класса, его проведение и основные результаты работы.
The article deals with the actual problem of development of ICT-competence of teachers of pedagogical University and improve their computer literacy. The author addresses the important question of the majority of teachers, who does not possess knowledge in the field of information technology. Growing demands on the level of professional activity of a teacher show unpreparedness and inability of the organization exercises using information technology, but at the same time, the desire and the desire to gain knowledge and practical skills in the creation of digital educational resources on teaching disciplines. In connection with the problem, a series of workshops in the framework of the scientific-methodical works, which consisted of three phases: drafting, basic and final. The article describes in detail the tasks of the master class, its implementation and the main results.
Ключевые слова: компьютерные технологии, ИКТ-компетентность, цифровой образовательный ресурс.
Keywords: computer technology, ICT competence, digital educational resource.
Компьютерные технологии являются современным техническим средством, применяемым в процессе обучения. Студенты широко используют различные гаджеты для образовательной деятельности, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, сотовые телефоны, что повышает мобильность обучаемых и скорость поиска информации. В таких условиях современного мира педагогам приходится подстраиваться под ритм постоянного ускорения движения образовательного процесса.
Описывая подобную ситуацию, С. Д. Каракозов и А. Ю. Уваров подробно излагают в своей статье развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды педагогического вуза [Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование. 2014. № 8 (257). С. 12]. Они показывают, что такая среда вуза предоставит членам педагогического коллектива все необходимое для продуктивной работы.
Работая в педагогическом вузе и наблюдая за преподавателями, понимаешь, что педагоги, которые проводят лекции с использованием проектора, компьютера, электронной доски, наличия сети Интернет, а также применяющие мультимедиа-элементы на занятиях, обладают качественным преимуществом перед преподавателями, такими навыками не владеющими. Обсуждая данную тему с коллегами, мы пришли к выводу, что важной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов. Преподаватель вуза, вне зависимости от преподаваемой дисциплины, должен владеть ИКТ-компетентностью. При актуальности этой проблемы стала очевидной необходимость работы в данном направлении.
© Каткова А. Л., 2015 132
Рассмотрение проблемы позволило выявить следующие противоречия:
- между стремлением педагогов и их неспособностью организации проведения занятий с использованием информационных технологий;
- между возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неподготовленностью его к созданию высококачественных методических материалов, включающих цифровые образовательные ресурсы.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий привела к возможности решения проблемы: организовать серию мастер-классов в рамках прикладного научно-методического проекта, направленных на повышение ИКТ-компетентности преподавателей различных факультетов педагогического вуза, в том числе деканов и заведующих кафедрами.
Цель научно-методического мероприятия: совершенствование ИКТ-компетентности преподавателей педагогического вуза. Прикладной научно-методический проект направлен на подготовку профессорско-преподавательского состава вуза к созданию цифровых образовательных ресурсов по преподаваемым дисциплинам, а также подготовке методических материалов, направленных на совершенствование умений создавать собственные электронные ресурсы.
Работа по решению проблемы проводилась в основном с помощью эмпирических методов: наблюдение, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы; обсуждение данной проблемы на форумах, количественная и качественная обработка результатов анкетирования, изучение результатов деятельности педагогов в образовательном процессе. Проект подразумевал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Начиная работу по решению поставленной проблемы на подготовительном этапе, мы убедились, что преподаватели стремятся использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности и хотят получить достаточно знаний и практических умений для создания электронных материалов, необходимых для преподавания дисциплин. На поставленный вопрос, для каких целей они желают применять электронные материалы (допускался выбор нескольких вариантов), 62% опрошенных ответили «в ходе проведения лекции», 41% - «при объяснении практического материала», 57% - «для самостоятельной работы студентов».
Проведенное анкетирование позволило определить интересы педагогов и помочь в подборе тем для мастер-классов. Мы выяснили, какие электронные материалы, по мнению преподавателей, применимы в профессиональной деятельности в педагогическом вузе:
- презентации (представление основных моментов теоретического материала);
- электронная таблица (построение графиков и диаграмм на основе данных);
- текстовые документы (подготовка лекционного материала);
- звуковые фрагменты (прослушивание докладов, музыкальных произведений);
- изображения (представление на занятиях схем, графиков, иллюстраций, разработка грамот, плакатов);
- видеофрагменты (создание видеороликов для занятий).
Большее количество опрашиваемых выделяли преимущество создания видеоресурса, поясняя это удобством визуального запоминания и возможностью высвобождения времени преподавателя для более подробного объяснения материала. Педагоги указывали, что занятия, содержащие мультимедиа элементы, стимулируют внимание обучаемых благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, а также позволяют объединить информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, музыка, текст, изображения). На изучение этой темы было решено направить время, предоставленное для проведения мастер-классов.
Цель мастер-класса: совершенствование умений педагогов по вопросам создания цифровых ресурсов для образовательного процесса и подготовке соответствующих учебно-методических материалов.
Задачи мастер-класса
1. Определить уровень подготовленности участников мастер-класса к последующим заданиям.
2. Сформировать знания в ходе объяснения теоретического материала, направленные на дальнейшую практическую работу.
3. Развить практические умения создания цифрового образовательного ресурса.
Форма организации мастер-класса: практическая работа одновременно с выполнением задания преподавателем.
В проекте участвовало пять групп преподавателей по 15 человек в группе. Мастер-классы проводились в свободное от занятий время. В течение четырех часов, отведенных для проведения работы, группы изучали основы видеомонтажа собственного видео в соответствии с составленным планом работы (см. таблицу). Для создания видеоресурса организатором мастер-класса была выбрана профессиональная программа "Sony Vegas Pro" версия 11.0.
Темы занятий Кол-во часов Знания Умения
1. Интерфейс программы, редактирование видеофрагментов и изображений 1 - Понятия видеодорожки, предпросмотра, панорамирования; - виды графической информации; - форматы видеофайлов - Распределять видео и графические материалы относительно друг друга; - редактировать фрагменты (разрезать, склеивать); - панорамировать (увеличивать, уменьшать и поворачивать) фрагмент
2. Звуковой ряд видеоролика 1 - Понятия аудиодорожки, временной линии; - форматы аудиофайлов - Распределять несколько звуковых файлов относительно друг друга; - редактировать звуковые фрагменты (разрезать, склеивать); - устанавливать смещение нарастания и затухания звука; - правильное смешение музыки и звуков видео
3. Запись авторского видео и закадрового текста 1 - Средства записи авторского видео (веб-камеры) и записи закадрового текста (микрофон) - Работать с веб-камерой и микрофоном; - использовать подготовленные записи в сочетании с музыкальной обработкой видеоролика
4. Создание титров и видеоэффектов, сохранение проекта 1 - Виды видеоэффектов и переходов между кадрами; - форматы оптимального сохранения готового проекта - Создавать титры (форматировать шрифты, добавлять анимацию); - вставлять эффекты в видео; - обрабатывать переходы между кадрами; - сохранять готовый проект в форматах, оптимальных для последующего показа
Перед началом мастер-классов был определен уровень подготовленности участников мастер-класса к последующим заданиям. В ходе беседы организатор выяснила, какими знаниями в области информационных технологий владеют педагоги различных факультетов. В зависимости от полученной информации произошло разделение на группы с целью приблизительно одинаковой скорости выполнения заданий без задержек и отставаний на ожидание педагогов трудно осваиваемых материал мастер-класса.
Основной этап проекта начался с изучения первой темы мастер-класса «Интерфейс программы, редактирование видеофрагментов и изображений», было рассмотрено главное окно программы: меню и панель инструментов, монтажный стол, окно предварительного просмотра, окно проекта; подобраны материалы: фильмы, видеоклипы, flash-анимация, музыка, звуки, фотографии и изображения, а также несколько футажей - видеофайлов, содержащих какое-либо ани-мированное или просто снятое изображение, используемое при видеомонтаже. Мастер-класс продолжился объяснением правильного расположения видеофрагментов и изображений, их редактирования: разделения и склеивания, использования инструмента панорамирование для увеличения, уменьшения или поворота фрагмента. Параллельно с практическими действиями организатор мастер-класса давал пояснения таким понятиям, как видеодорожка (видеотрек), панорамирование; рассказывал о видах графической информации и распространенных форматах видеофайлов.
Продолжился мастер-класс второй темой «Звуковой ряд видеоролика», где подробно разъяснялись понятия аудиодорожки (аудиотрека), временной линии (таймлайн), популярные форматы аудиофайлов. Педагоги учились распределять звуковые файлы на временной линии, устанавливать смещение нарастания и затухания звука.
Третья тема «Запись авторского видео и закадрового текста» вызвала особый интерес преподавателей, поскольку были изучены средства для записи собственного видео - веб-камера и микрофон. Это удобный способ создания видеолекций, пояснения теоретических знаний, объяснения сложных моментов занятия, которые можно подготовить в свободное время и предоставить студентам для повторения ранее изученного материала.
Окончание мастер-класса завершалось четвертой темой «Создание титров и видеоэффектов, сохранение проекта», которая позволяла изучить виды видеоэффектов, добавить переходы между кадрами, понять разницу в форматах видеофайлов и найти оптимальный для сохранения готового проекта.
В ходе проведения мастер-классов были выполнены поставленные задачи: определен уровень подготовленности участников мастер-класса к последующим заданиям (в связи с чем произошло разделение на отдельные группы), сформированы знания теоретического материала и развиты практические умения создания видеоматериалов, а соответственно достиг-134
нута цель - совершенствование умений педагогов по вопросам создания цифровых ресурсов для образовательного процесса и подготовки соответствующих учебно-методических материалов.
Заключительный этап проекта состоял в представлении преподавателями готового видеоресурса, содержащего различные виды информации и имеющего значение для преподаваемых ими дисциплин. Педагоги обменивались мнениями и готовыми цифровыми продуктами в виде небольших видеофильмов, были высказаны предложения для будущих мастер-классов. Все обучаемые подтвердили, что изученная тема необходима в их профессиональной деятельности, и они обязательно будут применять знания и умения, полученные на мастер-классах, для создания новых цифровых ресурсов и дальнейшего их использования. Таким образом, цель научно-методического мероприятия выполнена, и качество ИКТ-компетентности преподавателей педагогического вуза повысилось.