Научная статья на тему 'Развитие игровых навыков аутичных детей средствами адаптивного физического воспитания'

Развитие игровых навыков аутичных детей средствами адаптивного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие игровых навыков аутичных детей средствами адаптивного физического воспитания»

-С"——

Соломко А.Д.

Развитие игровых навыков аутичных детей средствами адаптивного физического воспитания*

Аутизм, возникший у ребенка в раннем детском возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Это особая аномалия психического развития, главными проявлениями которой являются стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА - это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2-3-х лет. По данным отечественной медицинской статистики на 10 000 новорожденных рождается от 15 до 20 детей с синдромом РДА [4]. Однако по данным психолого-педагогических наблюдений частота нарушений такого рода возрастает до внушительной цифры: ими обладают 21-26 из 10 тысяч детей [2].

Игра является естественным для ребенка видом жизнедеятельности. В процессе игры формируется взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, происходит становление его личности в целом. Игра аутичного ребенка резко отличается от игры как ведущей деятельности здорового ребенка. На несформи-рованность игровой деятельности детей с аутизмом обращали внимание многие авторы, подчеркивая, что она в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению перекладыванию предметов, постукиванию предметом о предмет, обнюхиванию и другим примитивным действиям с предметами (Л.Каннер, Л. Винг). Игра детей-аутистов часто описывается как механическая, в которой отсутствует единство и внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами [3]. Таким образом, поиск методологических основ и инструментальных методов формирования игровых навыков аутичного ребенка является одной из актуальных психолого-педагогических проблем.

В качестве гипотезы проводимого нами исследования выступило предположение о том, что средства адаптивного физического воспитания образуют группу методов психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование игровых навыков ребенка с синдромом РДА.

Объектом исследования, проведенного в период с 1 октября 2006 по 1 мая 2007, выступили аутичные дети в возрасте от 4 до 7 лет, посещающие в Муниципальном образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад № 214

* Материалы представлены научным руководителем - профессором кафедры психологии Кубанского гос. университета физической культуры, спорта и туризма, доктором психологических наук Б.А. Ясько

WWW.PRO.RSU.RU

компенсирующего вида» г. Краснодара группу кратковременного пребывания. Выборка испытуемых составила 10 человек (2 девочки и 8 мальчиков), организационно объединенных в две коррекционно-образовательные группы (по пять человек в каждой).

Методы исследования: стандартизированное наблюдение (включенное и невключенное), формирующий эксперимент, а также методы математико-статистической обработки.

В процедуру наблюдения был введен контрольный список игровых навыков, содержащий следующие категории исследуемых параметров: базовые навыки

(A), навыки для игры в одиночестве (Б) и навыки для игр, с другими участниками

(B). Для оценки уровня развития игровых навыков введены следующие критерии оценки: «не делает» - 1 балл; «делает, когда ему оказывают существенную помощь» - 2 балла; «делает, когда ему оказывают некоторую помощь» - 3 балла; «делает сам» - 4 балла.

По итогам предварительной диагностики была составлена программа «Будем здоровы», направленная на развитие игровых навыков аутичного ребенка средствами адаптивного физического воспитания (АФВ). АФВ способствует развитию двигательных навыков ребенка, развитию интереса к различным видам двигательной активности, снятию психоэмоционального напряжения, саморегуляции поведения, развитию целостной и гармонично развивающейся личности ребенка-аутиста. Все занятия по АФВ проводились с учетом физической подготовленности, возраста и соматического состояния каждого ребенка [1]. В состав программы включены: игровые упражнения с предметами и без них; подвижные игры, утренняя гимнастика, психогимнастика, оздоровительные игры, игры малой, средней и большой активности, психотерапевтические прогулки, а также игры и упражнения для снятия психофизического тонуса во время игровой и учебной деятельности, физкультминутки упражнения на расслабление и др. Работа по данной программе осуществлялась совместно с узкими специалистами (дефектолог, логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию). Занятия проводились 4 раза в неделю, длительностью по 15-25 минут. Итоговое измерение игровых навыков было проведено в мае 2007 года.

Анализ результатов формирующего эксперимента обнаружил выраженную положительную динамику у всех детей, включенных в формирующий эксперимент (уровни достоверности указаны по данным сравнения диагностических параметров предварительного и итогового срезов). По игровым навыкам категории «А» (базовые игровые навыки) имеет место положительная динамика по 5-ти параметрам из 14-ти: выполняет инструкции «дай игрушку» или «возьми игрушку» ф<0,05); переносит игрушки с места на место по просьбе педагога ф<0,05); выстраивает в ряд игрушки на столе или на полу, выполняя инструкцию педагога, ф<0,05); имитирует жесты ф<0,05).

Наиболее выраженная динамика наблюдается по большинству игровых навыков категории «Б» (навыки для игр в одиночестве): надевает кольца на стержень ф<0,05);

строит башню из трех кубиков (р<0,01); строит башню из шести кубиков (р<0,05); опускает бусинки в емкость (р<0,01); нанизывает бусинки на нить (р<0,05); режет ножницами и приклеивает картинки (р<0,05); рисует мелком на бумаге каракули (р<0,01); раскрашивает картинки в книжке раскраске, в основном не выходя за линии (р<0,05); собирает простые головоломки, состоящие из отдельных картинок (р<0,01); собирает головоломки, состоящие из 4-6 элементов одной картинки (р<0,01); справляется с играми на подбор карточек по цвету и форме (типа «ЛОТО») (р<0,05); играет в лото на подбор предметных картинок (р<0,05). Положительная динамика отсутствует по двум навыкам: собирает головоломки, состоящие из 7-15 элементов одной картинки и более чем из 18 элементов одной картинки.

В игровых навыках группы «В» (игры другими участниками) дети со значительно более выраженным успехом выполняли 5 из 20-ти действий: бросает мешочек с песком (р<0,01); бросает и ловит средних размеров мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров (р<0,01); бросает и ловит маленький мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров (р<0,01); ударяет по мячу ногой, как в футболе (р<0,01); сбивает битой мяч с метки в бейсболе (р<0,01).

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента прошла практическое испытание методика развивающего психолого-педагогического воздействия на аутичного ребенка средствами адаптивной физической культуры. Сформированные игровые навыки рассматриваются нами как основа для дальнейшего когнитивного и личностного развития ребенка с синдромом РДА, постепенного перехода к функции игры как ведущей деятельности.

Литература

1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушениями общения. - М.: Просвещение, 1989.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., М.МЛиблинг, Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршат-ский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М.: Теревинф, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.