Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 72-83. УДК 930.85
Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(3).72-83
И. А. Ветренко, Н. В. Гришанин, В. В. Товстий
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕННОСТИ В НАЧАЛЕ XXI в. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Гражданское мировоззрение является комплексным понятием и требует более детального рассмотрения и дополнительного осмысления. Для этого был проведён анализ ценностей жителей Белгородской области и Белгорода с целью определить, насколько глубоко данная категория заходит в мировосприятие и гражданскую идентичность. В ходе исследования были использованы как метод анкетирования, так и инструменты «Медиалогии». На основе анализа информации, полученной от лидеров общественного мнения Белгородской области, был разработан комплекс мер, способных при воздействии на ценностные константы усилить доверие к государству и власти.
Ключевые слова: гражданское мировоззрение; идентичность; лидеры общественного мнения; доверие; самосознание.
«Гражданское мировоззрение» является собирательным понятием, в разных научных трудах можно увидеть следующие объяснения этого информационного феномена. С одной стороны, гражданское мировоззрение граничит с таким понятием как индекс «гражданского климата». В свою очередь индекс «гражданского климата» количественно презентует систему социально одобряемых представлений о гражданских взаимоотношениях членов социума - их умонастроениях, ценностях, поведении, убеждениях, принятых в сообществе (стране, организации, объединении, товариществе, коллективе, аудитории и т. п.). С другой стороны, мы находим объяснение этому понятию в схожем понятии «социальный капитал». «Говоря о теоретических основах построения методики измерения "социального капитала", важно отметить, что мы основывались на операционализации понятия "социальный капитал", выделенной Т. Нестиком из расшифровки Джеймса Коулмена. Последний понимал "социальный капитал" как "потенциал взаимного доверия и взаимопомощи,
целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы... Социальный капитал - это социальный клей, который позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг к другу» [1].
В рамках нашего целеполагания стоит понимать «гражданское мировоззрения» как ценности, умонастроение, убеждение, поведение, принятых в сообществе по отношению к государству, стране, обществу, семье, личности. Всё это формирует доверие к государству и создает основу для его развития.
Ещё «гражданское мировоззрение» близкое понятие к «гражданской религии», об этом пишет профессор Ю. А. Зуляр: «Национальное государство базируется на националистической идеологии, объявляющей данную территорию страной проживания конкретного народа. Но многонациональное и поликонфессиональное государство в современных условиях базируется на некой идеологической основе - религиозной или политической» [2]. Тем самым мы говорим
* Статья подготовлена в рамках проекта «Методы и технологии продвижения ценностных констант в современном обществе» (реализован в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований), № Р7Е6-2023-0017.
© Ветренко И. А., Гришанин Н. В., Товстий В. В., 2024
о формировании идеологии внутригосударственной, не закрытой от мира, а соблюдающей для всего мира доктрину своего существования. Продолжая идею гражданской религии и ее актуальность Ю. А. Зуляр резюмирует в своей статье: «В условиях многоэтничности и поликонфессиональности Российской Федерации ни национальная, ни традиционная религиозная идеологии не способны объединить граждан страны, а политическая идеология дискредитировала себя. Поэтому руководство России приняло решение о консолидации общества на основе традиционных ценностей, российской идентичности и патриотизма, формирующих осознание неразрывной связи человека, общества и государства. Именно патриотизм, однозначно воспринимаемый всеми гражданами страны вне зависимости от национальности и религии и выступающий носителем догматических смыслов и моральных принципов, должен стать не только логически осознаваемой, но и духовно освящённой позицией граждан России» [2].
Патриотизм как гражданская религия объединяет ценности, убеждения умонастроения, поведение и реализуется в практике пентабазиса, что формирует образ России, который влияет на восприятие страны её жителями и внешним миром. Положительный образ чаще вызывает у граждан гордость и единение, а отрицательный может вызвать чувство стыда и индивидуализации, поэтому в основе государственности будет гражданское мировоззрение, которое формирует доверие к государству и создает основу для его развития. А. В. Полосин в работе «Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России» считает недостаточным объявлять мировоззрение своеобразной интерпретацией концепта «гражданской религии» - важно понимать те конкретные проявления, в которых мировоззрение находит своё отражение. Ещё одним важным понятием определяющим «гражданское мировоззрение» является понятие «гражданская идентичность», специфика этого понятия отражает статья Д. В. Полежаева. Он пишет, что «Здесь важен и семейный, хозяйственно-экономический, гражданско-правовой и иные контексты измерения технико-технологических процессов, определяющих поступательное
научно-технологическое развитие страны как основу укрепления общероссийского гражданского самосознания, формирования гражданской идентичности новых поколений россиян» [3], в этом случае мы видим, что гражданское мировоззрение формируется через весь комплекс сотрудничества человека и общества, государства, страны, семьи - это влияние и гражданская идентичность проникает в каждый формат жизни, кроме биологической.
Гражданское мировоззрение формируется под влиянием ценностных констант. Подтверждение этому мы находим в работах А. В. Полосина [4; 5]. Ценностные константы по-разному определяются научным сообществом. В качестве отправной точки мы возьмём публикацию А. В. Полосина о гражданском мировоззрении и ценностных константах в которой было определён принцип построения констант вокруг пентабазиса: личность, семья, общество, страна, государство.
При этом важную роль, по нашему мнению, играет выстроенная матрица пентабази-са, в которой был описан механизм взаимовлияния (табл. 1).
Методология исследования. В качестве исследования гражданского мировоззрения авторами статьи были проанализирована аудитория города Белгорода.
Алгоритм исследования для анализа гражданского мировоззрения жителей приграничных территорий России, на примере комплексного опроса жителей Белгорода, является следующим.
Шаг 1. Подготовка и разработка комплексной анкеты. Первый этап исследования включает в себя:
- определение целей исследования, формулировку вопросов и задач опроса;
- разработку комплексной анкеты.
Шаг 2. Сбор данных. На втором этапе
исследование проходит через:
- выбор белгородских сообществ в социальных сетях в качестве основного источника для сбора данных;
- распространение анкеты среди жителей Белгорода через выбранные сообщества в социальных сетях;
- обеспечение достаточного объема выборки для достоверности результатов.
Таблица 1
Ценностная матрица «пентабазиса» [4]
Ценностные связи Ценностные принципы, обращённые от одного элемента «пентабазиса» к другому
Миссия Доверие (от страны к государству) Долг (от государства к стране)
Благосостояние Ресурсы (от страны к обществу) Забота (от общества к стране)
Развитие Традиции (от страны к семье) Будущее (от семьи к стране)
Служение Свобода (от страны к человеку) Гордость (от человека к стране)
Единство Правда (от государства к обществу) Доверие (от общества к государству)
Договор Обязанности (от государства к семье) Гарантии (от семьи к государству)
Легитимность Справедливость (от государства к человеку) Лояльность (от человека к государству)
Устойчивость Правила (от общества к семье) Преемственность (от семьи к обществу)
Солидарность Включенность (от общества к человеку) Безопасность (от человека к обществу)
Любовь Ответственность (от семьи к человеку) Поддержка (от человека к семье)
Шаг 3. Оценка результатов первичного опроса. На третьем этапе происходит следующее:
- сбор и анализ данных, полученных от жителей Белгорода через социальные сети;
- интерпретация результатов.
В случае неудовлетворительного результата, переходим к шагу 4. В случае удовлетворительного результата, переходим к шагу 5.
Шаг 4. Проведение независимого опроса. На данном этапе исследование проходит через:
- проведение дополнительного опроса, основанного на достоверных методах сбора данных;
- сравнение результатов первичного и последующего опросов.
Шаг 5. Использование открытых вопросов. Данный этап исследования включает в себя анализ ответов на открытые вопросы анкеты.
Шаг 6. Оценка результатов исследования. На данном этапе исследование проходит через:
- интерпретацию и анализ результатов опросов;
- формулировку выводов и рекомендаций на основе полученных результатов.
Блок-схема алгоритма исследования приведена на рисунке ниже (рис. 1).
Имидж России будет являться индикатором эффективности, поскольку имидж страны имеет структуру, формируемую социально-психологическими факторами и выполняет определённые функции: презентационную (создание и представление образа страны с правильной точки зрения)
и управленческую (воздействие на целевую аудиторию, стимулирование желаемой реакции).
Формирование имиджа осуществляется по мнению Ф. И. Шаркова через коммуникационные процессы, «носит коллективный характер», «обладает сложной структурой» [6]. Так, например, на имидж России влияют как информационные источники (СМИ), так и личностные факторы.
Формирование внутреннего имиджа России - это путь к достижению экономического и социального прогресса, а также повышению уровня жизни граждан [7]. И кроме этого можем сказать, что необходимо сделать акцент на доверие граждан, чтобы те ценности и то, гражданское мировоззрение, которое развивается благодаря действиям Российской Федерации направленно на формирование доверия граждан к стране крепло. Особое внимание, в этом контексте, уделяется укреплению национальной идентичности и развитию культурной жизни в стране за счёт государственных институтов, культурных фондов и организаций. Они способствуют реализации различных проектов и инициатив, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия, развитие современного искусства, литературы, музыки, театра, кино. Благодаря этому, внутренний имидж России отражает страну, где культура и искусство являются важной частью национальной идентичности и привлекательности.
Ниже на рисунке представлены ключевые слова по новостной аналитике, отобранные с использованием ресурса «Медиалогия» (рис. 2).
Рис. 1. Блок-схема исследования
ооразовательныи
туризм экспертн ый
идея библиотека
сотрудничество ^ СЯ
россиискии
имидж инициатива РОССИЯ
продвижение форум
научный
бренд
русскии
технология
украинским
арктика
национальный
росконгресс
книга
экономическии пригожин искусство арктический
развитие забег
украина
международный бежать
товар
страна президент федерация туристический
фонд
конкурс
вагнер таврида вооруженный
проект
война
ЯЗЫК
акция
запад
интеллектуальный
Рис. 2. Внутренние ассоциации
Наибольшая частота упоминаний темы имиджа России в СМИ, соответствует городам: Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород (2 514, 360 и 126 соответственно) (рис. 3).
Белгород по данным «Медиалогии» занимает в списке 61 позицию, с 11 упоминаниями (рис. 4).
Словосочетание «Имидж» и «Российская Федерация» имеет, по большей части, нейтральный характер упоминаний. Не имеющих явно выраженной положительной окраски сообщений на 788 меньше чем явно негативных (рис. 5).
Анализ контента по рубрикам позволяет говорить о взаимосвязи имиджа России с различными аспектами. Так, можно заметить, что наиболее высокая динамика количества сообщений в связке с имиджем страны наблюдается у рубрик «власть», «международные отношения». В рубрике «прочее» размещены множество сообщений, связанных тематически со следующим: СВО, Украина, Запад, ЧВК «Вагнер», Всероссийские марафоны, МФЦ, «Газпром», ПМЭФ, «Роскон-гресс» (рис. 6).
® О ^
Изменить Настроить вид Экспс
Т ч
Сообщения Динамика Объекты СМИ
География
О Регионы РФ Округа РФ Города Страны мира Страны СНГ Регион 4 Кол-во сообщений
Округ
МедиаИндекс
Выбор вида: ^^ -li < Likes & Shares
Центральный федеральный округ 1 178,€
36 226
2. Санкт-Петербург 360 Северо-Западный федеральный округ 1 436,30 6 102
3 Нижегородская область 126 Приволжский федеральный округ 404,20 48
4 Республика Башкортостан 118 Приволжский федеральный округ 163,40 237
5 Ростовская область 112 Южный федеральный округ -48,90 331
6 Тульская область 86 Центральный федеральный округ 213,20 72
7 Приморский край 85 Дальневосточный федеральный округ 126,20 172
8. Свердловская область 82 Уральский федеральный округ -1 023,80 552
9 Волгоградская область 78 Южный федеральный округ 49,20 69
10. Московская область 77 Центральный федеральный округ 681,00 27
11 Ярославская область 66 Центральный федеральный округ 24,40 65
12. Омская область 65 Сибирский федеральный округ 39,20 32
13. Пензенская область 65 Приволжский федеральный округ 69,20 48
14. Краснодарский край 64 Южный федеральный округ 3,20 44
15. Брянская область 63 Центральный федеральный округ 16,00 77
16. Республика Крым 61 Южный федеральный округ 217,00 112
17. Республика Саха (Якутия) 61 Дальневосточный федеральный округ 68,00 5
Челябинская область 58
Рис. 3. Частотность
Уральский федеральный округ -8,80
упоминаний имиджа России в СМИ по регионам
Сообщения | Динамика Объекты СМИ География Й Регионы РФ Округа РФ Города Страны мира Страны СНГ
Регион £ Кол-во сообщений Округ
МедиаИндекс
Изменить Настроить вид
Выбор вида: ^^ Jl Likes & Shares
61. Белгородская область 11 Центральный федеральный округ 13,00 8
62. Курганская область 11 Уральский федеральный округ -16,00 18
63. Ленинградская область 11 Северо-Западный федеральный округ 10,00 3
64.
11
Дальневосточный федеральный округ
32,00
Магаданская область
Рис. 4. Частотность упоминаний имиджа России в СМИ, по Белгородской области
60
Рис. 5. Характер упоминаний
Рис. 6. Контент по рубрикам
Рассмотрим на примере Белгородской области и Белгорода информационные стратегии формирования гражданского мировоззрения.
Рассмотрим имидж России в городе Белгород по следующим показателям: политика, социальная сфера, экономика, принимая за основу исследование мнений и настроений жителей с помощью социологических опросов, данные из СМИ и социальных сетей.
Согласно исследованию, проведённому ВЦИОМ в 2021 г., уровень доверия населения к политической власти в России составил 36 %. Тем не менее, это значение ощутимо выше, чем в 2010 г., когда уровень доверия составлял 23 %. К 2013 г. уровень доверия вырос до 43 %, а к 2016 г. снизился до 26 %. В 2020 г. уровень доверия составил 34 %.
В 2020 г. также было проведено голосование по поправкам к Конституции России. Явка на голосование в регионе составила
79,7 %. По проценту одобрения поправок Белгородчина занимает четвёртое место в Центральном федеральном округе. За изменение Конституции РФ проголосовали 798 636 избирателей (81,76 %). Против высказались 170 172 человека (17,42 %). Согласно опросу, проведённому Фондом общественного мнения (ФОМ) в марте 2021 г., 67 % жителей России положительно относятся к В. В. Путину, а 30 % отрицательно. В Белгороде этот показатель составляет 72 % и 27 % соответственно (табл. 2).
Таблица 2 Отношение к В. В. Путину в стране и городе Белгороде
Отношение % респондентов по России в целом % респондентов по г. Белгороду
Положительное 67 % 72 %
Отрицательное 30 % 27 %
В целом, можно говорить об умеренном доверии населения к политической власти в России в последние годы. Это подтверждается данными опроса Levada Center: в 2021 г. 23 % респондентов считают, что политическая ситуация в стране улучшается, в 2010 г. таких было 6 %.
Среди жителей Белгорода, по данным местных СМИ, также наблюдается умеренное доверие к руководству города и региона. В Белгородской области в июне 2021 г. был проведён опрос, по результатам которого 62 % респондентов положительно оценивают работу губернатора Белгородской области Е. Савченко. При этом 15 % высказались отрицательно, а 23 % не имели определённого мнения.
В социальных сетях отмечается повышенная активность пользователей, высказывающих своё мнение о политической ситуа-
ции в России, критикуя власть и высказывая недовольство.
Что касается социальной сферы, то в общей сложности, социальный имидж России в Белгороде скорее положительным (рис. 7). Жители города высоко оценивали социальную защищённость в стране, например, государственные социальные программы, медицинское обеспечение и систему образования. Были найдены результаты опроса, проведённого в феврале 2022 г. компанией «ФОМ» (Фонд Общественное мнение) по вопросу о доверии населения Белгорода к органам власти, занимающимся социальной политикой.
По результатам опроса, 44 % жителей Белгорода полностью или скорее доверяют работе городской администрации в сфере социальной политики, 33 % не доверяют, а 23 % трудно ответить на этот вопрос (рис. 8).
Рис. 7. Имидж России в социальной сфере, г. Белгород
Согласно отчёту по социально-экономическому развитию Белгорода за 2021 г., опубликованному на сайте городской администрации, в 2021 г. на реализацию программ социальной защиты и развития социальной инфраструктуры было выделено 9,4 млрд руб.; более 41 тыс. многодетных и малообеспеченных семей получили помощь от городской власти; реализованы программы по созданию доступной среды для инвалидов и молодых многодетных семей; проведены работы по благоустройству города: реконструкция зданий, ремонт дорог и тротуаров, установка новых светофоров и др.
И данные опросов местных жителей города Белгород по вопросам социальной политики представлены в таблице далее: в таблице представлены процентные доли опрошенных, выразивших своё мнение по каждому из вопросов (табл. 3).
Графики, иллюстрирующие данные опроса, приведены на рис. 9.
В 2021 г. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что уровень бедности в стране снизился на 0,3 процентных пункта и составил 12,3 %. Согласно опросу Levada Center, в 2021 г. 34 % респондентов считают, что уровень жизни в России улучшается, в 2010 г. таких было 11 %. В Белгороде социальная ситуация также улучшается. В частности, в 2019 г. город получил звание «Лидер социальной защиты населения» в рамках Всероссийского конкурса, однако в том же году РБК провёл опрос среди жителей Белгорода о том, как они оценивают качество жизни в городе - 37 % жителей Белгорода оценивают качество жизни в городе как «хорошее», 33 % - как «среднее», 30 % - как «плохое». Существенно улучшились показатели демографии в регионе:
Таблица 3
Данные опросов местных жителей г. Белгород по вопросам социальной политики
Год Доступность и качество медицинских услуг Качество жилищно-коммунальных услуг Доступность образовательных услуг Качество услуг социальной защиты
2010 65 % 40 % 75 % 60 %
2012 70 % 45 % 80 % 55 %
2014 75 % 50 % 85 % 50 %
2016 80 % 55 % 90 % 45 %
2018 85 % 60 % 92 % 40 %
2020 90 % 65 % 95 % 35 %
Доступность и качество медицинских услуг Качество жилищно-каммунальных услуг
2010 2012 2014 2016 2018 2020 2010 2D12 2014 2016 2018 2020
Год Гад
Рис. 9. Данные опросов местных жителей Белгорода по вопросам социальной политики
Имидж России по сферам
Положительный
Политика Социальная сфера Инфраструктура Экономика Рис. 10. Имидж России в г. Белгороде по сферам
в 2019 г. коэффициент рождаемости превысил коэффициент смертности.Имидж России в городе Белгород по сферам представлен на рис. 10.
Согласно опросу, проведённому агентством «Интерфакс» в 2019 г., 60 % жителей Белгорода оценивают имидж России как «хороший» или «очень хороший», 26 % - как «нейтральный», а 14 % - как «плохой» или «очень плохой». При этом 42 % респондентов считают, что имидж России улучшился за последние годы, 48 % считают, что он остался на прежнем уровне, а 10 % считают, что он ухудшился (табл. 4).
Таблица 4
Оценка имиджа России в г. Белгород
Оценка % респондентов
Хороший 35 %
Очень хороший 25 %
Нейтральный 26 %
Плохой 10 %
Очень плохой 4 %
В 2018 г. в Белгороде был проведён опрос, в котором 67 % респондентов заявили, что имидж России ухудшился за последние годы. При этом 78 % респондентов полагают, что имидж России в мире важен для привлечения инвестиций и туристов.
В 2019 г. в Белгороде был проведён опрос, в котором 82 % респондентов высказались за необходимость улучшения имиджа России в мировом сообществе. При этом 47 % респондентов заявили, что они готовы представлять Россию в мировом сообществе.
В 2020 г. в Белгороде был проведён опрос, в котором 79 % респондентов считают, что имидж России в мире ухудшился за последние годы. При этом 76 % респондентов высказались за необходимость улучшения имиджа России в мировом сообществе.
В результате сравнительного анализа можно прийти к следующим выводам. Согласно данным опросов, за период с 2010 г. по настоящее время, уровень доверия к политической власти России незначительно вырос, однако доверие к руководству города и региона среди жителей Белгорода остаётся умеренным. В социальной сфере наблюдается снижение уровня бедности в России, а город Белгород был признан лидером социальной защиты населения в 2019 г. В инфраструктурной сфере проводится активная работа по улучшению комфорта городской среды и созданию новых общественных пространств. В социальных сетях происходит активное обсуждение различных вопросов, касающихся России и города Белгорода. Наблюдается критика власти, но также и обсуждение достижений страны в различных областях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галицкая Е. Г., Иванова И. И., Петренко Е. С. Измерение ценностных ориентаций гражданского мировоззрения: индекс гражданского климата // Социологические исследования. - 2014. - № 2 (358). -С. 122-125.
2. Зуляр Ю. А. Патриотизм - основа мировоззрения и гражданской религии россиян // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2023. - Т. 44. - С. 511.
3. Полежаев Д. В. «Матрица идентичности» как модель измерения общероссийского гражданского самосознания (сегмент «Наука. Техника. Технологии») // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2023. - № 6 (70). - С. 26-31. - DOI: 10.17084/207643592023-70-26.
4. Полосин А. В. Шаг вперёд: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2022. - № 3. - С. 7-23.
5. Харичев А. Д., Шутов А. Ю., Полосин А. В., Соколова Е. Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6, № 3. - С. 9-19.
6. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы : учебное пособие. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2012. - 272 с.
7. Бирюков Б. В. Социальная мифология, мыслительный дискурс и русская культура // Русская Ассоциация Чтения. - URL: www.rusreadorg.ru (дата обращения: 04.11.2023).
Сведения об авторах
Ветренко Инна Александровна - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 6/10 E-mail: [email protected] РИНЦ AuthorlD: 287914 ОкСЮ: 0000-0001-5212-4580
Гришанин Никита Владимирович - кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии МГИК; доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия) Адрес для корреспонденции: 115054, Россия, Москва, Стремянный пер., 36
E-mail: [email protected] РИНЦ AuthorlD: 633945 ОР.СЮ: 0000-0001-8872-633X
Товстий Владислава Владимировна - магистр Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43
E-mail: [email protected]
Информация о статье
Дата поступления 6 февраля 2024 г.
Дата принятия в печать 12 августа 2024 г.
Для цитирования
Ветренко И. А., Гришанин Н. В., Товстий В. В. Развитие идей гражданского мировоззрения как ценности в начале XXI в. в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 72-83. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(3).72-83.
I.A. Vetrenko, N.V. Grishanin, V.V. Tovstiy
DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF A CIVIC WORLDVIEW AS A VALUE AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY IN THE RUSSIAN FEDERATION
"Civic worldview" is a complex concept and requires more detailed consideration and additional reflection. To do this, an analysis of the situation with the population of the Belgorod region and Belgorod was carried out in order to finally determine a deep category that goes into worldview and civic identity. During the study, both the survey method and the "Medialogy" tools were used. Based on the analysis of information received from public opinion leaders in the Belgorod region, a set of measures was developed that could, when influencing value constants, increase trust in the state and authorities.
Keywords: civic worldview; identity; opinion leaders; trust; self-awareness.
REFERENCES
1. Galitskaya E.G., Ivanova I.I., Petrenko E.S. Measuring the value orientations of the civil worldview: the civil climate index. Sociological Research, 2014, no. 2 (358), pp. 122-125. (in Russian).
2. Zulyar Yu.A. Patriotism is the basis of the worldview and civil religion of Russians. News of Irkutsk State University. Series: Political science. Religious Studies, 2023, vol. 44, pp. 5-11. (in Russian).
3. Polezhaev D.V. "Identity matrix" as a model for measuring the all-Russian civic consciousness (segment "Science. Technic. Technologies"). Scientific notes of Komsomolsk-on-Amur State Technical University, 2023, no. 6 (70), pp. 26-31. (in Russian).
4. Polosin A.V. A step forward: the problem of worldview in modern Russia. Bulletin of Moscow University. Episode 12: Political Science, 2022, no. 3, pp. 7-23. (in Russian).
5. Kharichev A.D., Shutov A.Yu., Polosin A.V., Sokolova E.N. Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research and approbation). Journal of Political Studies, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 9-19. (in Russian).
6. Sharkov F.I. Goodwill constants: style, publicity, reputation, image and brand of the company, textbook, 3rd ed. Moscow, Dashkov Pabl., 2012, 272 p. (in Russian).
7. Biryukov B.V. Social mythology, thought discourse and Russian culture, available at: www.rusreadorg.ru (accessed: 04.11.2023). (in Russian).
About the authors
Inna A. Vetrenko - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Social Technologies
North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia)
Postal address: 6/10, Chernyakhovskogo ul., St. Petersburg, 191119, Russia E-mail: [email protected] RSCI AuthorID: 287914 ORCID: 0000-0001-5212-4580
Nikita V. Grishanin - PhD in Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Cultural Studies at MGIK; Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Design
Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia)
Postal address: 36, Stremyannyi per., Moscow, 115054, Russia
E-mail: [email protected] RSCI AuthorID: 633945 ORCID: 0000-0001-8872-633X
Vladislava V. Tovstiy - Master's Degree Article info
North-Western Institute of Management Received
of the Russian Academy of National Economy February 6, 2024
and Public Administration under the President
of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia) Accepted
Postal address: 57/43, Srednii prospekt V.O., August 12, 2024
St. Petersburg, 199178, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Vetrenko I.A., Grishanin N.V., Tovstiy V.V. Development of the Ideas of a Civic Worldview as a Value at the Beginning of the 21st Century in the Russian Federation. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 3 (43), pp. 72-83. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2024.11(3).72-83 (in Russian).