policy has been promoting self-sufficiency in certain sectors for many years. In conclusion, the author noted that it takes at least 3-4 years to restructure high-tech industries and deepen import substitution. It is necessary to work together with regional ministries, associations, development institutions, business associations. Keywords: state support, domestic production, import substitution, sanctions pressure, support system
ЗАХАРОВ Виктор Михайлович — доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected])
ШМИГИРИЛОВА Лариса Николаевна — кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected])
КАЧУРОВА Елена Владимировна — аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления Белгородского государственного национального иссле-довательскогоуниверситета (308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85; [email protected]) САПРЫКА Василий Александрович — аспирант кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46; [email protected])
Аннотация. В статье утверждается, что представители общественности в рамках функционирования общественных палат призваны консолидировать гражданское общество, могут более эффективно выстраивать связи населения с органами власти по сравнению с официальными институтами. Особое внимание авторы уделяют созданию положительного цифрового контента, который позволит максимально консолидировать гражданское общество, показывают необходимость реальных мер информационной поддержки общественного сектора Белгородской обл. и инициатив лидеров общественного мнения. В работе представлены некоторые результаты социологических исследований, проведенных в регионе и направленных на оценку готовности граждан к участию в деятельности общественного сектора и взаимодействию с лидерами общественного мнения.
Ключевые слова: публичное управление, лидеры общественного мнения, доверие органам власти, консолидация гражданского общества, социально значимые проекты, Белгородская область
Общественные палаты как социальные институты федерального, регионального и местного значения созданы для взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Имея добровольный статус участия, представители общественности в рамках функционирования общественной палаты призваны консолидировать гражданское общество, тем более что «сегодня наблюдается формирование общественного мнения, в основе которого лежит не реализованный... выбор каждого отдель-
ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
КОНСОЛИДАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ного гражданина, а специально созданный и грамотно внедряемый информационный поток» [Рыгина 2017: 127]. И здесь особая роль принадлежит лидерам общественного мнения, которые могут более эффективно выстраивать связи населения с органами власти по сравнению с официальными институтами.
Лидер общественного мнения, согласно А.С. Ваторопину и М.С. Семиной, -это «авторитетная персона, мнение которого оказывает существенное влияние на мнения других индивидов или социальных групп» [Ваторопин, Семина 2014: 25]. При этом лидеры мнения в современном обществе могут оказывать воздействие в любой сфере. Так, с развитием блогосферы взгляды лидеров общественного мнения поддерживаются в социальных сетях и приобретают характер «сетевости». Фактически уводя сегменты целевой аудитории, в т.ч. их внимание и доверие, в цифровое пространство, они формируют новые каналы коммуникации.
В научном пространстве изучение роли и участия лидеров общественного мнения в единении гражданского общества представлено в работах отечественных и зарубежных ученых-исследователей. Например, исследованием лидеров общественного мнения в широком смысле занимались такие ученые, как С.С. Бодрунова, Н.В. Дергунова, М.Ю. Завгородняя, Б.З. Докторов, М.А. Плотникова, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, X. Годе, В.Р. Нойман, Л. Гуггенхайм и др. [Бодрунова 2021; Дергунова, Завгородняя 2014; Докторов 2006; Плотникова 2021; Lazarsfeld, Berelson, Gaudet 1944; Neuman, Guggenheim 2011].
С развитием сетевого пространства коммуникаций увеличивается интерес исследователей к данному сектору взаимодействия аудитории и общественных лидеров. Так, Д.А. Юров исследует влияние лидера общественного мнения в интернет-коммуникации XXI в., показывает, как аудитория позитивно и негативно реагирует на провокации лидеров общественного мнения. Автор полагает, что лидеры интернет-коммуникации могут воздействовать на общественное мнение по-разному, в зависимости от мировоззрения самого лидера общественного мнения и его посыла в блоге [Юров 2022: 49].
Исследования медийных лидеров, лидеров в цифровом пространстве, их влияние на молодежь описаны И.В. Домасевич, Л.Б. Зубановой, Е.В. Лазуткиной, Х.С. Боговой, Е.В. Бродовской, А.Ю. Домбровской, Д.Н. Карзубовым и др. [Домасевич 2013; Зубанова 2009; Лазуткина 2016; Богова 2021; Бродовская, Домбровская, Карзубов 2020].
Последние «зафиксировали увеличение гражданской активности представителей поколений "миллениалов" и "Z", составляющих ядро российской интернет-аудитории: каждый третий молодой россиянин имеет опыт объединения усилий с другими для реализации гражданских инициатив; каждый четвертый - хотел бы включиться в совместные действия с другими гражданами». Существенное влияние на формирование установок гражданского активизма оказывают социальные медиа, на основе которых «происходит развитие гражданских инфраструктур (платформ, лидеров мнений, партнерских сетей, комьюнити, интернет-культур и т.д.), выполняющих функции рекру-тинга, артикулирования и агрегирования интересов, мобилизации ресурсов» [Бродовская, Домбровская, Карзубов 2020: 24].
Роль влияния лидеров общественного мнения на политические взгляды населения представлены в научных трудах Е.В. Бродовской, В.А. Лифановой, В.А. Кораевой, С.В. Рябцева, П.Е. Кириллова, Е.Г. Крыловой, Д. Ливена, А.В. Соловьева, Е.В. Рыгиной и др. [Бродовская, Лифанова 2021; Кораева, Рябцев, Кириллов 2021; Крылова 2022; Ливен, Соловьев 2020; Рыгина 2017].
Так, Е.В. Рыгина выделяет несколько характеристик лидеров общественного мнения и подчеркивает, что их влияние «на уровне местного самоуправления гораздо выше, чем на уровне региона и страны, в связи с целым рядом специфических тенденций и характеристик местной политической жизни. ...в городских и сельских поселениях повседневная жизнь субъектов политики круглосуточно является публичной, поскольку в рабочее и свободное время должностные лица всегда на виду у населения» [Рыгина 2017: 127].
Согласимся с мнением М.А. Плотниковой, что «формирование общественного мнения на сегодня важно, поскольку ни один социальный проект на муниципальной территории не проходит без общественного обсуждения социально-территориальной общностью. И помочь в этом прерогатива местных Общественных палат» [Плотникова 2021: 57].
Лидерам общественного мнения отводится особое место в формировании доверия органам власти в настоящее время. В Белгородском регионе, по нашему мнению, необходима максимальная консолидация гражданского общества для противостояния современным геополитическим и цивилиза-ционным вызовам. Проведение специальной военной операции, постоянное напряжение на границе, разрушения и жертвы не только максимально затрудняют обычную работу общественных структур, но и дают возможность сплотиться нашему обществу. Работа волонтеров, Союза поддержки матерей и жен военнослужащих, обычных жителей Белгородской обл. по поддержке военнослужащих и членов их семей, беженцев и нуждающихся позволяет отметить огромную солидарность нашего областного сообщества.
Большую роль в процессе играет общественный сектор Белгородской обл. Тем не менее последние социологические исследования показывают, что доверие общественным структурам у населения недостаточно велико. Так, общероссийский индекс доверия составляет 25% (Индекс ВЦИОМ), а региональный - 33,9% (лаборатория развития гражданского общества НИУ БелГУ)1. При этом Общественная палата Белгородской области показывает средний уровень эффективности, согласно рейтингу региональных общественных палат2.
Обратимся к результатам социологического исследования, которое показывает, насколько граждане готовы к участию в деятельности общественного сектора. Так, исследование, проведенное лабораторией развития гражданского общества НИУ БелГУ (2022 г.), показало, что «участие в деятельности общественных объединений является важным фактором вовлечения граждан в социально значимую деятельность, развития "гражданского чувства" и приобретения навыков коммуникации за пределами "приватных" кругов общения». Однако систематическое участие в различных институциональных группах и локальных инициативах характерно для меньшинства россиян.
На региональном уровне это подтверждают и данные опроса. Так, лишь 10,7% респондентов отметили факт своего участия в каких-либо общественных объединениях (союзах, советах, комиссиях, клубах и пр.), действующих на территории Белгородской обл. (см. рис. 1). Отрицательный ответ дали 88,8% респондентов. Если же учесть тот факт, что активное участие в деятельности
1 Информация официального канала лаборатории развития гражданского общества НИУ БелГУ. Доступ: Ы^:/Д.те^М> (проверено 02.03.2023).
2 Рэнкинг: Рейтинг региональных общественных палат (2022 год). Доступ: Ы^://гаех-rr.com/pro/NKO/regional_ риЬИс_ ЛатЬеге/риЬНс_ ЛатЬеге_ mssia/2022/aшlytics/regюшl_ стс_ЛатЬеге_2022/ (проверено 02.03.2023).
объединений принимают далеко не все формальные участники, то реальная картина институционализированного гражданского участия выглядит еще более скудной. Низкая вовлеченность граждан в общественные объединения, в свою очередь, снижает потенциал самоорганизации граждан в целом.
Рисунок 1. Участие респондентов в каких-либо общественных объединениях, %
Бросается в глаза возрастной дисбаланс среди участников общественных объединений (см. рис. 2). Если среди респондентов старше 60 лет в общественных объединениях, клубах, советах и пр. состоит каждый пятый (20,5%), а среди тех, кому 46-60 лет, - каждый десятый (9,8%), то в более молодых группах ситуация принципиально иная: в группе респондентов 30-35 лет доля формальных активистов составляет 6,2%, в группе 18-29-летних - 5,3%.
Рисунок 2. Возрастной дисбаланс участников общественных объединений
О действии административного фактора в привлечении жителей области к деятельности общественных объединений говорит более высокая доля их участников среди военнослужащих (18%) и работников бюджетных организаций (16%)1.
На наш взгляд, для повышения доверия необходима активизация работы палаты с лидерами общественного мнения. Мотивация участия лидеров общественного мнения должна заключаться не только в выражении собственной позиции или стремлении получить реальные рычаги влияния на общество, но
1 Информация официального канала лаборатории развития гражданского общества НИУ БелГУ. Доступ: https://t.me/csdlab (проверено 02.03.2023).
и в привлечении их к реализации социально значимых проектов и дальнейшем оформлении общественных организаций.
Практика показывает, что реализация общественным сектором социально значимых проектов (при помощи грантов фонда Президента и региональной субсидии) привлекает не только население, но и лидеров общественного мнения, которые готовы реализовывать общественные инициативы при соответствующей поддержке. Наполнение информационного пространства позитивным опытом реализации социально значимых проектов является одной из задач публичного управления.
Но нужно остановиться и на проблемах: ситуация с распространением дезинформации, фейковых новостей, а иногда и реальные социально-психологические операции в поле цифровых сетевых взаимодействий заставляют искать новые методы информационной политики и развития массовых коммуникаций. Мы отмечаем, что в социальных сетях появляются сообщества, которые дублируют официальные и наполняют контент негативными новостями, которые потом выдаются за основную информационную повестку нашего региона. В цифровом пространстве видна попытка сформировать негативные образы региональной власти, общественных институтов и России в целом.
Перед нами сейчас стоит непростая задача - не только противодействовать данным мероприятиям, но и создавать положительный цифровой контент, который позволит максимально консолидировать гражданское общество. В условиях глобальной трансформации системы восприятия населения необходимы реальные меры информационной поддержки как общественного сектора Белгородской обл., так и инициатив лидеров общественного мнения. Необходимо перестроить каналы трансляции соответствующих месседжей. Это ставит перед ними задачу выстраивания прямой аффилиации с потенциально дружественными лидерами общественного мнения внутри сетевого сообщества, создания сети общественников-блогеров, адаптации контента к популярным форматам и переноса части ресурсов, в т.ч. их аудитории, на новые площадки.
Активное продвижение положительного имиджа институтов гражданского общества в средствах массовой информации и более значительная финансовая поддержка гражданских инициатив позволят власти и населению противодействовать информационной агрессии и обеспечивать своевременное заполнение информационного вакуума.
Таким образом, предлагаются следующие рекомендации:
- активизировать работу с общественными организациями, которые реализуют социально значимые проекты на территории области;
- создать базу данных потенциально дружественных сетевых сообществ на региональном и муниципальном уровнях, которые могут транслировать положительную повестку или опровержение фейковых новостей;
- обучить руководителей общественных организаций и лидеров общественного мнения работе в цифровом пространстве и социально-сетевому взаимодействию, а также технологиям публичного управления;
- привлечь активную молодежь к продвижению социально значимых проектов, поддерживать инициативу молодых лидеров в информационно-коммуникативном пространстве области;
- активизировать работу с общественными палатами и лидерами территорий для привлечения их к процессам публичного управления.
Список литературы
Богова Х.С. 2021. Новые онлайн-коммуникации: новые лидеры общественного мнения и их влияние. — Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. С. 175-178.
Бодрунова С.С. 2021. Теория инфлюенсинга: от лидеров мнений к точкам кристаллизации общественного мнения. - Социодиггер. Т. 2. № 5(10). С. 30-35.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. 2020. Цифровые сообщества гражданских и политических активистов в России: интегрированность, управление и мобилизационный потенциал. - Вестник Московского государственного областного университета. № 4. С. 3-27.
Бродовская Е.В., Лифанова В.А. 2021. Политические интернет-мемы как инструмент формирования общественного мнения о политических лидерах и политических партиях (на примере пенсионной реформы в России). -Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 1. С. 3-14.
Ваторопин А.С., Семина М.С. 2014. Управление формированием имиджа губернатора как лидера общественного мнения. - Вопросы управления. № 6. С. 24-27.
Дергунова Н.В., Завгородняя М.Ю. 2014. Теории Пола Лазарсфельда вне «власти времени». - Власть. № 8. С. 123-126.
Докторов Б.З. 2006. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: ЦСП. 488 с.
Домасевич И.В. 2013. Формирование лидеров общественного мнения в вузовской среде. - Весщ БДПУ. Серыя 2. Псторыя. Фiласофiя. Палгталоия. Сацыялопя. Эканомжа. Культуралопя. № 3(77). С. 11-15.
Зубанова Л.Б. 2009. Действительность в суждениях медийных лидеров мнений. - Социологические исследования. № 10. C. 109-119.
Кораева В.А., Рябцев С.В., Кириллов П.Е. 2021. Формирование политических взглядов у молодежи посредством влияния новых лидеров общественного мнения. - Modern Science. № 3-1. С. 409-413.
Крылова Е.Г. 2022. Влияние интервью с политическими лидерами на формирование общественного мнения. - Вопросы национальных и федеративных отношений. Т. 12. № 3(84). С. 929-936.
Лазуткина Е.В. 2016. Лидеры мнений в информационном пространстве бло-госферы Рунета. - Вестник НГУ. Сер. История, филология. № 6. С. 51-59.
Ливен Д., Соловьев А.В. 2020. Политическому лидеру необходимо тщательно управлять общественным мнением... - Россия в глобальной политике. Т. 18. № 1(101). С. 48-58.
Плотникова М.А. 2021. Роль института Общественной палаты в формировании общественного мнения на муниципальной территории. - Социология. № 6. С. 56-63.
Рыгина Е.В. 2017. Лидеры общественного мнения в политических процессах местного самоуправления. - Вестник Поволжского института управления. Т. 17. № 6. С. 124-130.
Юров Д.А. 2022. Лидеры общественного мнения как явление интернет-коммуникации XXI века. - Дискурс современных массмедиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сборник трудов международной научно-практической конференции. Белгород: ООО «Космос». С. 49-54.
Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. 1944. The People's Choice. How the Voter Makes up His Mind in a Presidential Campaign. N.Y.: Columbia University Press. 384 p.
Neuman W.R., Guggenheim L. 2011. The Evolution of Media Effects Theory: A Six-Stage Model of Cumulative Research. - Communication Theory. Vol. 21. Is. 2. P. 169-196.
ZAKHAROV Viktor Mikhailovich, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of Social Technologies and Public Service, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (85 Pobedy St, Belgorod, Russia, 308015; [email protected])
SHMIGIRILOVA Larisa Nikolaevna, Cand. Sci., Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Social Technologies and Public Service, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (85 Pobedy St, Belgorod, Russia, 308015; [email protected])
KACHUROVA Elena Vladimirovna, postgraduate student of the Chair of Social Technologies and Public Service, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (85 Pobedy St, Belgorod, Russia, 308015; [email protected])
SAPRYKA Vasiliy Aleksandrovich, postgraduate student of the Chair of Sociology and Management, Shukhov Belgorod State Technological University (46Kostyukova St, Belgorod, Russia, 308012; [email protected])
LEADERS OF PUBLIC OPINION
IN THE PROCESSES OF CONSOLIDATION OF CIVIL
SOCIETY AND PUBLIC ADMINISTRATION
Abstract. The paper proceeds from the fact that the public representatives within the framework of functioning of the public chamber are called upon to consolidate civil society, can more effectively build public relations with authorities, compared with official institutions. The authors pay a special attention to the creation of positive digital content that will maximize the consolidation of civil society, to the need for real measures of information support for both the public sector of the Belgorod Region and the initiatives of public opinion leaders. The paper presents some results of sociological studies conducted in the region and aimed at assessing the readiness of citizens to participate in the activities of the public sector and interact with public opinion leaders.
Keywords: Public Chamber, public opinion leaders, trust in authorities, consolidation of civil society, socially significant projects, Belgorod Region