Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ И КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ И КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальная идентичность / социальная идентичность / модернизационное обучение / образовательные технологии / цифровой социум / individual identity / social identity / modernization training / educational technologies / digital society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абылкасымова Алма Есимбековна, Шишов Сергей Евгеньевич, Жумалиева Ляззат Дауренбаевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования индивидуальной и социальной идентичности человека, которые играют важную роль в жизни общества. Выявлено отличие социальной идентичности (SIT) от идентичности личности (IT), это связано с тем, что в первом случае человек привязывает себя к определенным социальным группам (профессиональной, социальной, этнической или государственной), а во втором – к уникальным индивидуальным атрибутам собственной личности. Основные теории идентичности человека крайне актуальны в современный период развития различных обществ, так как все более широкое внедрение цифровизации во сферы деятельности государства и общества, в том числе в систему образования, серьезно повлияли как на систему обучения в различных учебных заведениях, так и на самих людей. В связи с чем предложены теория современного образования, теория модернизационного обучения в цифровом социуме, новые образовательные технологии, множественность интеллектуальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF IDENTIFICATION AND CATEGORICAL PROPERTIES IN CHILDREN AND YOUTH IN THE LIGHT OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATION SYSTEM

The article discusses the theoretical aspects of the formation of individual and social identity of a person, which play an important role in the life of society. The difference between social identity (SIT) and personal identity (IT) has been revealed, this is due to the fact that in the first case a person binds himself to certain social groups (professional, social, ethnic or state), and in the second – to the unique individual attributes of his own personality. The basic theories of human identity are extremely relevant in the modern period of development of various societies, since the increasing introduction of digitalization into the spheres of activity of the state and society, including the education system, has seriously affected both the system of education in various educational institutions and the people themselves. In this connection, the theory of modern education, the theory of modernization training in a digital society, new educational technologies, multiplicity of intellectual skills are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ И КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗВИТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ И КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Абылкасымова Алма Есимбековна

Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, иностранный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Республика Казахстан, г. Алма-Ата), e-mail: aabylkassymova@mail.ru

Шишов Сергей Евгеньевич

Доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского (г. Москва), e-mail: seshishov@mail.ru

Жумалиева Ляззат Дауренбаевна

Доктор философии, доцент, Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати (Республика Казахстан, г. Тараз), e-mail: lzdmath@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-53-75 Аннотация:

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования индивидуальной и социальной идентичности человека, которые играют важную роль в жизни общества. Выявлено отличие социальной идентичности (SIT) от идентичности личности (IT), это связано с тем, что в первом случае человек привязывает себя к определенным социальным группам (профессиональной, социальной, этнической или государственной), а во втором - к уникальным индивидуальным атрибутам собственной личности.

Основные теории идентичности человека крайне актуальны в современный период развития различных обществ, так как все более широкое внедрение цифровизации во сферы деятельности государства и общества, в том числе в систему образования, серьезно повлияли как на систему обучения в различных учебных заведениях, так и на самих людей. В связи с чем предложены теория современного образования, теория модернизационного обучения в цифровом социуме, новые образовательные технологии, множественность интеллектуальных навыков.

Ключевые слова: индивидуальная идентичность; социальная идентичность; модернизационное обучение; образовательные технологии; цифровой социум.

DEVELOPMENT OF IDENTIFICATION AND CATEGORICAL PROPERTIES IN CHILDREN AND YOUTH IN THE LIGHT OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATION SYSTEM

Abylkasimova Alma Yesimbekovna

Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, foreign member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Abai Kazakh National Pedagogical University (Republic of Kazakhstan, Alma-Ata), e-mail: aabylkassymova@mail.ru

Shishov Sergey Evgenievich

Doctor of Pedagogics, Professor, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (Moscow), e-mail: seshishov@mail.ru

Zhumalieva Lyazzat Daurenbaevna

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Taraz Regional University named after M.Kh. Dulati (Republic of Kazakhstan, Taraz), e-mail: lzdmath@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-53-75

Abstract:

The article discusses the theoretical aspects of the formation of individual and social identity of a person, which play an important role in the life of society. The difference between social identity (SIT) and personal identity (IT) has been revealed, this is due to the fact that in the first case a person binds himself to certain social groups (professional, social, ethnic or state), and in the second - to the unique individual attributes of his own personality.

The basic theories of human identity are extremely relevant in the modern period of development of various societies, since the increasing introduction of digitalization into the spheres of activity of the state and society, including the education system, has seriously affected both the system of education in various educational institutions and the people themselves. In this connection, the theory of modern education, the theory of modernization training in a digital society, new educational technologies, multiplicity of intellectual skills are proposed.

Key words: individual identity; social identity; modernization training; educational technologies; digital society.

Проблема. Для освещения данной проблемы необходимо представить основные теории идентичности, теории модернизационного обучения, применение современных образовательных технологий в условиях цифровизации системы образования.

Изучение эволюции мышления учащихся ведет к признанию наличия в их сознании ассоциативных рядов разного порядка. Ряды, относящиеся к человеческому обществу, мы соотносим с определенными группами людей, которые подразделяются по социально-ролевому, статусному, религиозному этническому, национальному, государственному признакам. Поэтому знания, приобретенные обучающимися, являются отношением к познаваемому субъекту, идентификация с ним и его рациональная категоризация.

В современной педагогике личность рассматривается как человек с многомерной и многоуровневой структурой сознания, в связи с чем анализу возрастной типологии субъективной интенции уделяется большое внимание. Любой обучающийся сталкивается с объективной (внешней) реальностью, в которой он осуществляет субъективные искания собственного «я». Именно на этом строится самоиндентификация личности обучающихся.

Для современных исследований мета-коммуникативных процессов в системе образования в мировой науке используется две теории. Теория социальной идентичности (social identity theory - SIT), анализирующая природу расовых, этнических, национальных и государственных отношений в системе образования под влиянием общественных процессов. Данные исследования в недалеком прошлом проводились сообразно идеологическим и политическим интересам общества и связывались с качественными изменениями социальных качеств личности. Теория социальной самокатегоризации (social self-categorization theory - SSCT), которую мы рассматриваем как категориальный метод анализа множества идентификационных параметров, также используется в анализе отношений в образовательных организациях в трансформирующихся обществах [1], соотносимое с теорией индивидуальной идентичности (identity theory - IT) [2].

Данные теоретические конструкции развиваются как концепции развития общества по множеству трансформирующихся характеристик человеческих сообществ.

Социальная трансформация современного общества в Казахстане и в России происходит настолько быстро, что ученые вынуждены пересматривать природу измерения культурного многообразия. Несмотря на это в мировой практике принято «этнос» связывать с исторической родиной, «нация» - с общей кодификацией и стандартизацией общественной жизни, а «раса» - с социально-биологической категорией, искусственно сконструированной и ломающей единую общность Америки, но сохраняющаяся в структуре общества в ее идентификационных характеристиках.

В мировой научной практике понятие «государство» обозначает суверенность политического образования с четкой социальной идентичностью, поддерживаемой правительством и обществом и не всегда соотносимой с определенными этническими, подэтническими (расовыми) и надэтническими (нация) общностями. Ибо современные государственные образования могут быть образованы этнонациональными структурами без гражданства, определенной нацией или несколькими нациями.

Поэтому возникают следующие вопросы:

Каково соотношение в мире современных молодых людей с индивидуальной и социальной идентичностью? Что представляет из себя субъективная идентичность как индивидуальная и социальная общность?

В чем важность социальной идентичности человека в жизни общества? С чем связано отличие социальной идентичности (SIT) от идентичности личности (IT)? Какие феномены должна анализировать теория социальной идентичности для адекватного отражения процессов в молодежной среде? Наряду с теоретическими вопросами идентичности человека необходимо осветить и дать ответы на вопросы теории модернизации цифрового образования.

Методология исследования. С целью анализа западного практико-ориен-тированного опыта исследования индивидуальной идентичности и социальной идентификации, анализа теории модернизационного обучения, а также определения основных факторов, влияющих на развитие современной системы образования в цифровом социуме в рамках выполнения проекта проведено системное изучение литературных источников, представленных в конце статьи в количестве 27 единиц. Работа велась с опорой на признание целостности, структурности, иерархичности и взаимозависимости описываемых явлений во внешней и внутренней среде обучающихся. Учитывалось наличие прямых и обратных связей, а также принцип множественности описаний каждой системы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведя анализ теорий с учетом различий в западной, казахстанской и российской науке остановимся на теории социальной идентичности в западной науке, которая была сформирована Анри Тайфелем в 1978 году. Он, анализируя психическую реальность, выраженную в семантических категоризациях и идентификациях, обнаружил явную сравнительную дифференциацию отношений между данными социальными группами людей. Любая их позитивная социальная идентичность является результатом сравнения и обособления «своей» идентификационной группы от другой, и присвоение им отрицательных качеств. Тем самым общество разделяется на автономные социальные или подэтнические сообщества, способные к самосохранению или распаду в зависимости от доминирования приобретенных черт и свойств. Он писал, что «социальная идентичность - это часть самоконцепции человека, позволяющая ему приобретать дополнительные способы для самопозиционирования и самоориентации в усложняющемся информационно-социальном мире [3].

Отличие социальной идентичности (SIT) от идентичности личности (IT) связана с тем, что в первом случае человек привязывает себя к определенным социальным группам (профессиональной, социальной, этнической или государственной), а во втором - к уникальным индивидуальным атрибутам собственной личности. Мотивационные свойства человека образовываются в социальной идентичности, когда он достигает социально-значимые установки и обретает позитивные самоощущения в внутригрупповых отношениях, т.е. теория социальной идентичности должна анализировать такие феномены стандартного мышле-

ния как внутригрупповой фаворитизм референтной группы или/и диффамация социальных черт у внешней индифферентной группы.

Социальная идентичность - это социальное самоопределение личности и наделения себя определенными свойствами референтной группы в ущерб индивидуальным атрибутам собственной личности, и это наиболее сильно проявляется в период кризисов. Определенные социальные черты приобретают основополагающие и устойчивые свойства в развитии этносов, выделяя их географические, этнолингвистические и социально-культурные характеристики.

А.Тайфель назвал «социальную идентичность» «частью самооценки человека, вытекающей из его знания о собственной принадлежности к группе». Если социальная оценка группы очень низкая, то он применяет альтернативные методы достижения положительной самооценки: стратегию индивидуальной мобильности для расширения своей социальной группы; стратегию социального творчества для изменения оценочных сравнений в пользу своей группы; стратегию социальной конкуренции для повышения социально-экономической и этнокультурной оценочных показателей «своей» референтной группы, с которой он себя идентифицирует [4].

А.Тайфель утверждал, что человеческие взаимодействия «балансируют» от системы межличностных отношений к межгрупповым. Если в первом случае человек апеллирует личностными качествами людей, то во втором - социальными понятиями и категориями (представлениями), т.е. переход от межличностных отношений к межгрупповым происходит через ментальное «скольжение» в том, как люди видят себя и друг друга. В структуре социального познания выделяют значимые различия между людьми. И если различия в категориях между группами людей сильно отличаются, то внутригрупповые черты становятся очень похожими, то есть «мы одинаковые» и «мы отличаемся от них». В процессе сравнения меняется самокатегоризация от другого уровня самооценки. На межличностном уровне «личная идентичность» включает в себя установки, воспоминания, поведение и эмоции, соотносимые с данной сравнительной самооценкой. На межгрупповом уровне «социальная идентичность» и самооценка человека вытекают из социальных категорий, т.е. от эмоциональных и оценочных последствий членства в группе.

Представители групп с низким статусом и самооценкой стремятся: а) выйти из группы (физически или психологически); б) провести позитивную переоценку ценностей своей группы; в) инициировать социальные изменения по «опрокидыванию» существующей иерархии отношений; г) усилить систему внутригруппового взаимодействия для достижения «успешных» видов деятельности, повышающие рейтинг группы. Выбор стратегии поднятия групповой самооценки зависит от множества обстоятельств, включая проницательность границ между группами, уровень восприятия различий (стабильность и/или законность). Если для А. Тайфеля теория социальной идентичности была теорией социальных изменений, то сейчас она является концепцией социальных отношений.

Теория идентичности человека апеллирует стратегией индивидуальной мобильности, в то время как теория социальной идентичности - к отношениям членов группы, влияющих на субъективную идентичность личности. Из этого вытекает, что теории IT и SIT анализируют как простые, так и социально-сложные акты самокатегоризаций личности человека (self-categorization theory -SCT). Любая структура общественных отношений в группах с высокими или низкими статусами выявляются идентификаторами, связанными со стратегиями социальной или/и индивидуальной мобильности ее членов.

В 1990-х годах эти теории стали широко использоваться международным научным сообществом. В настоящее время они являются наиболее влиятельными в анализе групповых процессов и межгрупповых отношений во всем мире. Данные теории осмысливали природу оценочных отношений и нормы конкурентного поведения групп.

Однако природа межгрупповых отношений взрослых проникает в систему образования, где могут наблюдаться некоторые особенности фаворитизма и социального неприятия, формируя у учащихся предпосылки для проявления немотивированной жестокости.

Теория социальной идентичности утверждает, что молодежь может «неосмысленно осуществлять» необоснованные дифференциации отношений, принятые среди взрослых (по этническим, национальным или гражданским признакам), «формируя» их субъективную идентификацию и самокатегоризацию. Следовательно, данная теория не может «описывать» общие и универсальные закономерности становления индивидуальной или социальной идентичности обучающихся в системе школьного и вузовского образования. Она варьирует оценочными социальными категориями, которые ребенок не очень осмысленно принимает от особенностей конкретной социальной структуры его родителей и родственников. Эти особенности в системе казахстанского и российского образования наблюдаются не всегда и не повсеместно, так как система социально-групповых отношений постоянно видоизменяется и трансформируется.

Теория социальной самокатегоризации. В 1982 году У Тернер разрабатывает когнитивные аспекты идентификационных теорий для того, чтобы прокомментировать внутригрупповые процессы. Свои идеи он изложил в книге «Rediscovering the Social Group: A self-categorization Theory» [5], которая стала основанием теории самокатегоризации. Хотя эти две теории имеют общие методологические и теоретические подходы в анализе природы межгрупповых отношений, но имеют разные фокусы и акценты.

У.Тернер не противопоставлял (биполярно) структуры межличностных и межгрупповых отношений, а стал выделять каждую идентичность как инклюзивную. Поэтому он обосновал три уровня самокатегоризации я-концепции: а) высшая общечеловеческая (биосоциальная или видовая) идентичность; б) промежуточная социально-групповая идентичность; в) подчиненная индивидуальная идентичность как система самокатегоризации межличностных сравнений себя с другими людьми [6].

Принимая во внимание разнообразие форм и проявлений социально-ролевых идентичностей, каждая из них формируется своими категориями. Любая категория (в том числе и личностная) рождается с функциями лингвистической доступности и социального соответствия определенным феноменам. Она отражает социальную реальность, диагностируя различия между ее объектами и явлениями. Поэтому люди могут определять высокий уровень соответствия, если максимум воспринимаемых различий связан с минимумом представлений и обоснований в категориях. Таким способом люди принимают внутригруппо-вые сходства и межгрупповые различия в сравнительном соответствии. В теории самокатегоризации этот принцип называется мета-контрастным соотношением, описывающим одновременно и динамичность, и устойчивость процессов восприятия реального человеком.

Теорию развития социальной идентичности (SIDT) предложил Д.Несдейл. Он выделил следующие модели межгрупповых отношений в различных возрастных группах. На первом этапе развития детей (до 3-х лет) социальная и эт-нонациональная идентичность никак не проявляется. На втором этапе (через 3 года) понимание социальной принадлежности только начинает осознаваться. На третьем этапе (через 4 года) ребенок начинает отдавать предпочтение «своей» социальной группе, при этом не проявляя никакой неприязни к другим. Просто его социальная жизнь разворачивается прямыми контактами в данной группе. На четвертом этапе развития (через 7 лет) ребенок в юном возрасте начинает проявлять негативные предубеждения к внешним социальным группам. По мнению Д.Несдейла, происходит это только в том случае, если молодой человек «усвоит» все предрассудки взрослого поколения людей [7].

Самодостаточные категории самоопределения «self-definition» человека заставляют людей воспринимать своих социальных партнеров как прототипов (деперсонализированных и взаимозаменяемых). Категориальный прототип - это не объективная реальность, а его субъективный признак. Поэтому, социальная идентичность не только описывает, но и предписывает внутригрупповые типы отношений и взаимодействий. Понятие деперсонализации лежит в основе таких групповых процессов, как сплоченность, влияние, соответствие и лидерство.

Теоретики самокатегоризации утверждали, что стереотипы - это не фиксированные ментальные презентации, а изменчивые представления в зависимости от сравнительного контекста. Он рождается в процессе поиска смысла бытия в социально-историческом контексте. Современный когнитивный анализ стереотипа предполагает, что он возникает в «горячем» социальном контексте, определяя структурные отношения между группами.

И.Тернер также утверждал, что человек обладает множеством различных индивидуальных и социальных идентичностей, которые подчиняются некой когнитивной иерархии. Он выделил три уровня такой иерархии: личностная идентичность подчиняется межличностной системе отношений; социальная идентичность сопрягается с межгрупповой структурой; общечеловеческая идентичность постигается при анализе организации межвидовых систем живой природы [5].

Теории социальной идентификации и самокатегоризации содержат ряд концептов, раскрывающих психологические факторы межгрупповых отношений людей, их предрассудков и технологий дискриминации. Внутригрупповое идентификационное смещение происходит от ожидания дискриминации со стороны внешней группы. Но некоторые исследования показали, что это смещение наблюдается даже тогда, когда внешняя группа поступает справедливо.

В начале 90-х годов прошлого столетия теории социальной идентичности и самокатегоризации перестали использовать общетеоретические подходы, а сконцентрировались на инструментах проверки конкретных гипотез, предложенных в теории. Именно с этого момента разворачиваются грандиозные и дорогостоящие полевые исследования. Затем последовало множество лабораторных исследований в малых социальных группах. Они проверяли аргументы А.Тайфеля о социально-структурных переменных в субъективных впечатлениях людей. Как процессы перестановки статусов властей, уровня ее легитимности, проницаемости и стабильности создавали условия для межгрупповых идентификационных смещений людей. Однако нашлось немало критиков анализа малых групп, так как они не могли объяснить большие социально-политические процессы.

В 1990-х годах исследователи пересмотрели методику использования переменных социальных категорий. В результате этого гипотезы А.Тайфеля и У. Тернера были обобщены и расширены. Для этого исследователи использовали два научных подхода к социальной идентичности. В первом случае, они моделировали идентификационные свойства с системой осознания социокультурного контекста. Во втором, измеряли уровень идентичности (индивидуального или социального) как определенного сдерживающего фактора. Высокая внутригруп-повая самозначимость и деперсонализация идентификационных свойств личности повышают самостереотипность и однородность восприятия группы.

Современную теорию самокатегоризации мы будем называть социальной «social self-categorization theory» (SSCT). Она не выделяет, а указывает на нетождественность когнитивных процессов идентификационным. Если для личности становится важно социальное членство в референтной группе, то в его системе самокатегоризации происходит когнитивное перераспределение: отказ от индивидуальной самости в пользу коллективной, то есть она становится социально-сложной.

Природа социальной самокатегоризации всегда остается динамичной и варьируется в зависимости от ситуации, активируясь в любом контексте и подчиняясь когнитивным свойствам человека. В системе социальной идентичности противопоставляются наиболее отдаленные социальные группы или образования. Если их нет, то они могут заменяться иными из своей социальной группы, обладающими наибольшими социальными отличиями.

Теория социальной самокатегоризации говорит об избирательности идентификационных предпочтений человека, активизируя определенные категории в системе его восприятия, так как они обусловливаются не только опытом предыдущих взаимодействий, но и текущими потребностями, целями и ожиданиями.

Данная теория обнаружила, что люди отдают предпочтение стереотипным (упрощенным) категориям, зависящим от социального контекста их использования, так как они являются продуктом когнитивного восприятия социальной группы значимых различий. Очень часто содержание стереотипа фиксирует не наборы наблюдаемых явлений, а их инвариантные шаблоны, зависящие от внешних стимулов и сравнительных представлений.

Теория социальной самокатегоризации доказывает, что социальная идентичность - это механизм сопоставления наиболее ярких поведенческих атрибутов социальной группы. Уровень их «социальной яркости» может свидетельствовать о частичной или абсолютной «деперсонализации» ее членов. Они «универсализируют» систему восприятий и модели поведения. Следовательно, категории социальной идентичности становятся активными и доминантными, формируя некую культурную однородность, подчиняя себе индивидуальную идентичность. Если статус социальной группы понижается, то значимость самокатегориальной идентичности возрастает. Поэтому статус и плотность внутригрупповых взаимодействий усиливают значимость социальных категорий данной группы. Но при этом надо помнить, что они «проявляются» в системе межгрупповых отношений, тогда как внутри социальной группы сохраняется значимость индивидуальной идентичности.

Современная социальная самокатегориальная теория возобновляет внимание к мотивационной структуре человека. Хотя она не предлагает явного моти-вационного анализа в объяснении межгруппового поведения людей, но процесс когнитивного противопоставления групп понимается как стратегия социального значения. В последние годы акцент с самооценки человека сместился на мотивацию самоопределения и самобытность. Эти категории стали элементом обнаружения мотивов группового поведения.

Акцент на групповую самобытность с определенной мотивационной силой заставил ученых уточнить следующие гипотезы: сходства и притяжения межгрупповых отношений; обновление способов группового мышления через отклонение, а не ассимиляцию; категория как когнитивная стратегия группового восприятия. Самобытность группы через идентификацию (identification), усвоение норм и межгрупповое смещение уменьшает субъективную неопределенность человека.

Теория развития социальной идентичности у обучающейся молодежи.

Теория развития социальной идентичности (Social identity development theory) анализирует отношение молодежи к другим народам и нациям, находясь в различных социокультурных контекстах. Первые географические знания о собственной стране дети начинают получать с 5 лет, наибольший интерес и значительное увеличение знаний происходит к 13 годам. И в большей степени знания о собственной и чужих странах обучающиеся получают на уроках истории, географии, общественное/гражданское образование, языка и литературы, ситуационно приобретает при просмотре фильмов, телепередач и поездок за границу. Эти знания варьируются от принадлежности обучающихся к определенному со-

циальному классу, национальности и этнической принадлежности и т.д. Обычно по школьной программе учащиеся получают подробные знания о собственной стране, ее истории и культуре, которые часто бывают более позитивные в сравнении с другими странами. Поэтому ученые стали исследовать процессы формирования идентификационных свойств у школьников, которые очень сильно варьируются. В западной науке для данных исследований используются пять теорий: теория когнитивного развития, Aboud, 2008; теория развития социальной идентичности, Nesdale 2008; теория социальной идентичности, Tajfel, 1978; теория социокогнитивной мотивации, Barrett, 2007; теория интегративного развития социокультурного контекста, Bar-Tal, & Teichman 2005) [3, 8, 9, 10, 11].

Теория социальной идентичности. Теория социальной идентичности (social identity theory, SID) не рассматривает возрастные изменения идентификационных свойств. Но она выдвигает гипотезу о возникновении предвзятости и предрассудков у школьников. Данную теорию разработал в 1978 году А.Тайфель, утверждая, что люди принимают членство в социальной группе как часть своей самооценки. Для этого люди используют сравнительные измерения в пользу своей группы. Происходит это при следующих обстоятельствах. Во-первых, индивид должен идентифицировать себя с группой, отношения с которой должны стать частью собственной самооценки. Во-вторых, его группа должна обрести «собственное самоопределение» для сравнительного анализа с другими. Иначе технология внутригруппового фаворитизма не выработается. В-третьих, социальная ситуация должна «соответствовать» параметрам социального сравнения и «задевать» самоопределение группы [12].

Если внешняя социальная группа имеет явный высокий статус, то группе для достижения положительной самооценки необходимо использовать альтернативные стратегии: а) выход из группы (проницаемость границ между группами и индивидуальная мобильность людей); б) изменение параметров категориального измерения и сравнения (социальное творчество); в) изменение статуса группы в социальной структуре общества (социальная конкуренция). Социальное творчество и социальная конкуренция возникают, когда границы между группами непроницаемы. Социальная конкуренция наиболее вероятна в случае признания чужого статуса незаконным и нестабильным.

В более поздних исследованиях изучались группы, находящиеся «под социальной угрозой». Эта работа показала, что члены групп имеют тенденцию к усилению социальной идентичности с внутригрупповым фаворитизмом и высокими предубеждениями к внешним группам, от которых исходят угрозы. Высокая сплоченность данной группы превращает ее в однородную, нивелирующую различия между ее членами. Если среди ее членов будут люди со слабой внутри-групповой идентификацией, то они будут стремиться к расширению собственной мобильности.

Таким образом, эти исследования показывают, что модели национальной идентификации и межгрупповых отношений будут отличаться между «мирными» странами и государствами, находящимся «под угрозой» со случаями ме-

жгруппового насилия и вооруженных столкновений.

Теория современного (смешанного или комбинированного) образования.

Современная западная модель образования начинала складываться с конструктивизма, поместившего в центр образовательного процесса не учителя, а ученика, который получает знания, размышляя над собственным опытом. Знания в конструктивизме - это сформированные убеждения на основе знания социального мира и культуры общества, т.е. теория обучения при этом является социальным конструктом знания.

Некоторые западные теоретики образования расширили образовательный конструктивизм моделью совместного обучения, где командные отношения между обучающимися становятся ключевым моментом для обеспечения успеха в образовании. А обсуждение и сотрудничество между преподавателем, учителем и обучающимися вносят новые смыслы понимания ими социальных событий и явлений.

Современное образование многие ученые называют смешанным или гибридным, так как современные электронные средства связи (гаджеты и интернет) соседствуют или частично комбинируются с элементами традиционного обучения. Преподаватель или учитель перестают быть единственными носителями знаний. Теперь обучающийся при приобретении академических знаний получает неограниченный доступ к знаниям, который он архивирует для повторного использования самостоятельно или с помощью учителя-гида.

Информатизация общества повлияла на всю структуру управления системой образования. Если раньше правительства различных государств регулировали учебно-воспитательные процессы и регламентировали систему взаимодействия ее участников, то сейчас они управляют учебно-воспитательными ситуациями, где ее участники самостоятельно актуализируют множество форм образовательных взаимодействий. Поэтому в системе образования знания стали шире дифференцироваться на наглядно-действенные (практическое решение), наглядно-образные (мыслительное представление) и словесно-логические (вербально-понятийное). Занятия стали проходить с использованием множества вспомогательных средств: видео- и аудио-, карты, схемы, модели, механизмы, знаки, символы и т.д. Но при этом они продолжают оставаться вспомогательными средствами для традиционных образовательных коммуникаций между учителями и учениками, которые были проверены веками и доказали свою эффективность.

Таким образом, учебное взаимодействие и современные коммуникации и остаются главными обучающими факторами как в утилитарных, так и в либеральных учебных заведениях. Меняется только уровень отношений между учениками и учителями.

Теория модернизационного обучения. Новые образовательные технологии [19-27].

В последние годы в системе образования формируется интегрированная информационная среда обучения, которая объединяет как образовательные ком-

муникации, так и информационно-коммуникативные технологии, где технические средства становятся полноценными участниками обучения. В истории развития образования использование информационных технологий имеет свою динамику развития: от простого печатного инструмента до виртуального образовательного пространства. Они выполняют две функции: технологию образования и технологию обучения. Технология образования является главным инструментом, используемым в системе образования (электронные учебные материалы, образовательные программы и приложения), тогда как в технологиях обучения электронные технические средства (IT) и информационно-коммуникативные технологии (ICT) становятся полноценными проводниками и коммуникаторами образовательного процесса, и они направлены на повышение эффективности процесса преподавания и обучения.

В истории развития образовательных технологий главными являются четыре инструмента, которые формируют информационно-коммуникативные технологии образования: кино, телевидение, компьютеры и интернет. Кино, как иллюстративный обучающий материал, в 1940-х годах впервые стали использовать военные. Видеоролики образовательных передач в телевидении стали использоваться в школах с середины 1950-х гг.. А с изобретением в 1970-х годах нового переносного компьютера началась новая эра в образовательных технологиях, названная компьютерным обучением (computer-aided instruction - (CAI). Стали активно разрабатываться учебные, игровые и развивающие электронные программы (инструменты учебных уроков), которые со временем стали коммерциализироваться. А новый электронный учебный материал объединил текст, звук и видео в единый программный пакет - мультимедийный (CD-ROM) с учебными энциклопедиями.

С приходом интернета (в конце 1990-х годов) и их активным внедрением во все страны мира обучающиеся стали использовать компьютеры для расширения коммуникаций через электронную почту, чаты, электронные социальные сети и мессенджеры. Интернет-коммуникации в системе образования стали развиваться в двух направлениях: расширение творческой итеративности человека, проецирующего свою самость в электронных ресурсах и поддерживающего их в сети интернета; появление профессионалов образовательных веб-сайтов. Новый тип обучения стали называть электронным. Сегодня существует множество инструментов электронного обучения: программы, методы управления, интернет-библиотеки, электронный деканат (служба поддержки студентов) и т.д.. Электронное обучение - это мультимедийная телекоммуникационная обучающая технология. Она расширяет систему взаимодействия не только с обучающимся материалом (по количеству), но и со сверстниками, преподавателями. Такое обучение также позволяет контролировать весь процесс получения знаний.

Современные информационные технологии, как дополнительный обучающий инструмент, позволили обучающимся использовать их как внешний «элемент» памяти, но без вдумчивого осмысления материала. Сейчас основное внимание в ICT сместилось с его использования в качестве оборудования для

обеспечения полноценной технологии обучения, к переходу на учет педагогической психологии и педагогики при обучении. Если первоначальные образовательные технологии давали дискретные знания и дифференцированные навыки (тесты, задачи и упражнения) в «личном кабинете» обучающегося, то теперь образовательный процесс происходит в «виртуальном классе», интегрируя коммуникативные и интеллектуальные навыки обучающихся. При этом использование обучающимися интернет-технологий стало обусловливаться учебными целями и образовательными стратегиями. Электронное обучение (E-Learning) позволило не только обучаться без отрыва от производства (Enterprise training), но и расширить географию образовательного пространства (Globalization of Education) и временные рамки (Lifelong Learning) их использования.

Формирование педагогики модернизационного обучения в цифровом социуме.

Несмотря на ожидаемую «революционность» IT и ICT в повышении эффективности образовательных технологий (улучшение результатов обучения и их качества), теория обучения с применением систем электронного обучения по-прежнему опирается на известные концепции бихевиоризма, когнитивизма и конструктивизма. Концепции образования - это отражение взглядов целого поколения ученых и педагогов на развитие педагогической практики, которые признаны теоретическими основаниями для их анализа и создания новых образовательных технологий.

Первоначальное освоение модернизационного образования было связано с развитием бихевиористской модели обучения. Это самостоятельные (базовые или дополнительные) педагогические программы 1990-х годов, известные как «computer-aided instruction» (CAI), которые учащийся должен был освоить в одиночку перед компьютером без интернет-ресурса.

Образовательная система второго поколения развивала когнитивную модель обучения, уделяя внимание способам мышления через насыщение обучающихся знаниями (разрабатывая библиотечные ресурсы). Ученик рассматривался активным субъектом образовательного процесса, а учитель организовывал информационную среду для эффективного усвоения знаний обучающимся.

Образовательная система третьего поколения - это конструктивистская модель обучения. Обучаемый является активным субъектом обучения, самостоятельно выстраивающим структуру собственных знаний. Учитель фасилитатив-но «руководит» учебным процессом учащегося, помогая ему ориентироваться в колоссальном потоке информации, которые должны усваиваться им в необходимых объемах. На основе своих рефлексивных свойств, опыта и взаимодействия с учителем ученик «выстраивает» личную интерпретацию изучаемых объектов. Он овладевает высшим порядком мышления (анализ, синтез и оценка) в интерактивном взаимодействии с учителем и учебной группой. Конструктивистская модель обучения развивает образовательную платформу (электронную среду с синхронными и асинхронными технологиями связи) и службу поддержки обучающихся, которая контролирует уровень и степень его учебной практики.

Концепция модернизационного обучения - это образовательная система четвертого поколения, объединяющая все учебные модели (традиционные, современные и модернизационные), где образовательная практика подстраивается под нужды и способности ученика обрабатывать огромные потоки информации, осваивать интерактивность взаимодействия в образовательном процессе, владеть вычислительной мощностью с помощью компьютерного программирования. Данная модель обучения развивает мощные перспективные пакеты интегрированных систем обучения. В данной концепции обучения нет доминирующей модели педагогической теории, так как они интегрируются для конкретных целей обучения. Поэтому каждое учебное заведение разрабатывает и использует наиболее эффективную модель обучения в соответствии с уровнем своей материально-технической оснащенности и педагогического мастерства педагогов. В настоящее время в зависимости от выбранной методики и целей обучения педагоги и инженеры образовательного процесса самостоятельно разрабатывают программное обеспечение для любой учебной программы и определяют объекты связи (E-mail, message, Fb, Wk...), при этом не закрывая обучающимся возможности пользоваться большими объемами знаний в интернет-среде. Для этого обучающиеся должны овладеть практикой критического мышления, развить у себя множество умений и навыков, а также определить идентификационные свойства своей личности, что требует их предварительной подготовки для включения в новую систему обучения [...].

Уровни готовности к модернизационному образованию.

Сейчас модернизационное обучение стоит у истоков своего развития, многие люди не знают «что это такое» и «какими терминами оно описывается», тогда как имея знания по этим вопросам они не знают «как это делается». Ибо новая модель обучения требует не только определенных знаний, навыков и умений, но и психологической адаптации. Поэтому диапазон чувств, сопровождающих данный этап развития педагогики, чрезвычайно широк. Не все педагоги понимают, что модернизационное обучение не исключает, а опирается (самокорректируется) на традиционную модель обучения.

На сегодня различные учебные заведения России и Казахстана можно разделить на три категории готовности к онлайн-образованию.

Сценарий низкой готовности.

Учебное заведение работает в классической (традиционной) модели обучения. Имеет минимальную административную инфраструктуру. Кафедры могут иметь доступ к интернет-сети, а аудитории - нет. Студенты пользуются личными техническими средствами для получения доступа в глобальную и(или) учебную интернет-среду. В учебном заведении немногие преподаватели могут предложить «частные» разработки онлайн-курсов и личных веб-страниц. Нет системной технической поддержки, доступной всем учащимся и преподавателям. Веб-сайты организации образования и кафедр имеют информативно-справочную структуру (план занятий, программ и мероприятий). Для выпуска электронных учебных материалов инструкторы приобретают собственное компьютерное оборудова-

ние, сканеры и программное обеспечение. Техническая поддержка студентов и преподавателей происходит только в рабочее время. Библиотека предлагает курс по интернет-поиску для студентов, которым доступны лишь учебные курсы по компьютерным навыкам. Сотрудники развития факультета или учебного заведения готовы помочь, но не разбираются в педагогике и методах модернизацион-ного образования.

Сценарий средней готовности.

Учебное заведение в структуре модернизационного обучения на своем веб-сайте имеет ссылки для отдельных онлайн-курсов. Все кафедры обладают интернет-ресурсами и образовательными платформами (программным обеспечением) для «смешанного или комбинированного» обучения. Учебное заведение развивает индивидуальное обучение студентов, которые иногда конфликтуют с онлайн инструкциями или моделями группового обучения. В целом, учебное заведение заинтересовано поддерживать систему непрерывного образования для своих студентов. В системе управления учебными курсами используются разные программы обеспечения, которые не предполагают единой модели принятия решений, при этом старые версии программного обеспечения соседствуют с новыми. Служба поддержки учебного процесса (технические инженеры и инструктора) знакома со всеми программными ресурсами и способна оказывать формальную и неформальную поддержку обучающимся и преподавателям. Вебсайт учебного заведения содержит учебные пособия для самостоятельного обучения того или иного курса (для самоподготовки или саморазвития), а также для ориентации студентов в интернет или интранет образовательной среде. Преподаватели имеют свободный доступ к ресурсам курсов и используют отдельные инструменты для контроля и управления его содержанием. Учебный процесс протекает с использованием «умных» классных веб-комнат, где коммуникации участников учебного процесса защищены учетными записями и соответствуют реальным группам обучающихся.

Сценарий высокой готовности.

Организации образования имеют полномасштабную систему управления электронными и реальными курсами в интранет-среде, которые обеспечиваются собственными лицензиями (на общий интерфейс) и внутренними веб-серверами. Преподавателям и студентам предоставляется круглосуточная техническая поддержка учебным заведением или внешним поставщиком ресурсов. В полном объеме используются библиотечные онлайн-услуги (полнотекстовые ресурсы), практикуется онлайн-репетиторство и(или) онлайн-консультирование обучающихся. Помимо классических моделей обучения студенты могут участвовать в экспериментальных проектах и программах. Они легко ориентируются в он-лайн-каталоге всех очных и заочных учебных курсов. В учебном заведении постоянно проходят бесплатные семинары по освоению новых навыков при работе с компьютерами, электронными инструментами и новыми учебными программами. Отдел развития учебного заведения полноценно опирается на современные академические технологии. Несмотря на широкое развитие интернета

и(или) интранет-среды обучения первый год обучения студентов проходит в традиционном стиле (начальная базовая программа) для обеспечения адаптации и приобретения ими навыков обучения в учебном заведении. Кроме того, имеются специальные учебные проекты для удаленных студентов, авторизующих свою личность в иных образовательных структурах учебного заведения.

Теория модернизационного обучения и множественность интеллектуальных навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование глобальной онлайн-культуры - важнейший организационный ресурс модернизационного обучения, меняющий технологию образования. Любая модель образования должна основываться на разумных принципах теорий обучения. Мета-коммуникация - это элемент поликультурного интернет-сообщества, основанного на «общем» знаний. Поэтому люди, работающие в сфере цифровых технологий (учебных, производственных или бизнес-процессов), должны уметь сосредотачиваться на сложных процессах коммуникаций с другими людьми для создания прогрессивного и интегрированного (глобального) интернет-сообщества.

Теория коммуникации исследует и измеряет особенности горизонтального взаимодействия людей: коллективные взаимодействия, альтернативные способы коммуникаций, онлайн-коммуникации, искусство ведения критического диалога, умение апеллировать разнообразными смыслами и значениями в интернет-коммуникациях. Теория обучения характеризует динамику вертикального взаимодействия: индивидуализм, статусно-ролевую коммуникацию, идентификационную целостность личности, ценности и перспективы целевой (образовательной) коммуникации, ориентацию на развитие личности (техническое, социальное и мировоззренческое).

Следовательно, в теории модернизационного обучения теория коммуникаций и теория обучения сливаются. Многогранность современного дистанционного образования - это построение веб-сообществ, где воссоздается диалектическая и демократическая педагогика, комбинирующая различные модели и стили обучения (в системе образования известны концепции бихевиоризма, когнити-визма и конструктивизма).

С началом XXI века в онлайн-сообществах происходят глубокие и глобальные политические, общественные, экономические и социальные изменения. В этих условиях дистанционное образование играет ведущую роль в глобальном осмыслении реформ общественного развития как России, так и Казахстана, а также других государств. Помимо этого, сама система модернизационного образования должна генерировать систему мультикультурных знаний с большим набором компетенций для последующей ориентации в усложняющихся сообществах мира. Она также должна реформировать коммуникации и систему управления знаниями, чтобы предоставить учащимся равный доступ к системе онлайн-образования. В современных условиях развитие государств в мире происходит по-разному и они постоянно усложняются. Объем информации растет в геометрической прогрессии, поэтому обучение молодежи должно продол-

жаться на протяжении всей жизни, тогда как идентификация сложных объектов познания и постоянное формирование новых навыков являются обязательными потребностями современного человека в условиях расширения информационно-глобальных обществ.

Современный человек должен научиться открывать новые коммуникационные технологии, меняя свое отношение к общественным и образовательным трансформациям; уметь сосредоточиться на совместной работе с другими людьми для приобретения практического опыта в совершенствовании изучаемых им процессов и дальнейшего творческого поиска новых идей; эффективно планировать свое развитие в профессиональной сфере, обучаясь в течение всей жизни; приобретать определенные навыки и умения, создавать новые знания.

Применение теории модернизационного обучения для системы организации образования является сложным процессом, но со временем она позволит персонализировать каждый реализируемый акт и вид обучения. Чтобы персонализировать обучение педагог должен хорошо понимать ученика (его способности к обучению и как мотивировать его на учебные успехи). Внедрение мо-дернизационного обучения технически дифференцирует образование, появятся новые концепции образования, при этом необходимо выделять стиль обучения, навыки мышления, множественность интеллектуальных способностей. Если в стиле обучения анализируются разные способы восприятия информации, то навыки мышления - это способность ученика обрабатывать, хранить и получать информацию, а множественность интеллектуальных способностей - это талант создания проекта, продукта, рационального решения, демонстрирующих осмысленность и понимание обучающимся новых учебных мероприятий и учебных материалов.

Выводы. В теоретическом аспекте мы можем выделять индивидуальную и социальную идентичность, но при описании практических аспектов должна быть характеристика субъективной идентичности, как индивидуальной и социальной общности.

Социальная идентичность человека играет важную роль в жизни общества. Сила национальной идентичности реализуется в чувстве гордости (культурным наследием, социальными и экономическими успехами государственного развития, системой ценностей и т.д.). И пока существует идентификационная система человечества, будут существовать и государства. Чувство социальной идентичности приобретается не только в детстве, но и в течение всей жизни, и более сопряжено не с эмоциональными свойствами мышления, а с рациональными, так как индивидуальная идентичность (как единица социальной системы) всегда субъективна, и поэтому чрезвычайна сложна как психологическая структура.

Отличие социальной идентичности (SIT) от идентичности личности (IT) связана с тем, что в первом случае человек привязывает себя к определенным социальным группам (профессиональной, социальной, этнической или государственной), а во втором - к уникальным индивидуальным атрибутам собственной личности. Мотивационные свойства человека образовываются в социальной

идентичности, когда он достигает каких-то социально-значимых установок и обретает позитивные самоощущения в внутригрупповых отношениях. Молодые люди принимают внутригрупповые сходства и межгрупповые различия в сравнительном соответствии. В теории самокатегоризации этот принцип называется мета-контрастным соотношением.

Теории социальной идентичности и самокатегоризации через понятие де-индивидуализации агрессии объясняют насилие в толпе и беспорядки. Такие факторы массового поведения, как «анонимность», «высокая сплоченность», «чрезмерное возбуждение» приводят к снижению самосознания и появлению антисоциального поведения.

Одной из значимых идентификационных моделей поведения являются гражданские. И какие параметры в их свойства вкладывают в «открытых» и «либерально-демократических» государствах, а какие характеристики гражданского позиционирования реализуются в восточных и постсоветских государствах. В одних странах исследования будут выявлять универсальные характеристики гражданской идентичности, а в других - регионально- или религиозно-специфические. И связано это с полиэтничностью или полирелигиозностью церкви (по уровню организации). Поэтому важен широкомасштабный международный опыт исследования, объединяющий несколько теоретических конструкций.

Стремительное развитие информационных технологий в мире меняет не только общество, но и систему образования. Теперь система онлайн образования дает большую свободу выбора студентам (ученикам), которые по своим интересам выбирают учебное заведение, образовательные программы, класс сокурсников (сокласников), инструкторов и педагогов. В процессе обучения они посещают виртуальные аудитории, где в режиме интерактивности обсуждают те или иные учебные темы. Виртуальная аудитория и виртуальная учебная среда - все в распоряжении дистанционного студента (учащегося). Он может самостоятельно изучить и восполнить недостаточный уровень знаний в необходимой для его обучения области. Новая модель образования настолько мобильна, что не зависит от места и времени обучения, и она технологически постоянно развивается. Единственное, что постоянно - это желание людей развиваться (интеллектуально, эмоционально и профессионально).

Система дистанционного образования - это динамично развивающаяся модель обучения, при этом она очень вариативна как в способах, методах и стилях обучения, так и в философских основаниях ее реализации. Педагоги становятся похожи на модераторов, тьюторов или «товарищей» по учебе. Поэтому авторы назвали эту модель образования - модернизационной, т.е. способной сочетать как традиционный стиль преподавания, так и инновационный (по уровню развития и освоения интернет технологий в образовании).

Мета-коммуникативное общение открывает новые возможности для исследования стилей и способов взаимодействия людей в сети интернета. Они позволяют улучшать, развивать, описывать и влиять на определенные стили коммуникаций в цифровом пространстве, которое все шире и шире внедряется в наших

странах.

В школах России и Казахстана (при сохранении фундаментального образования) выделение множественности интеллектуальных способностей может расширить возможности для профориентационной работы в системе образования, ввиду того, что существующая система общего образования оставляет обучающемуся возможность выбирать несколько специальностей. Поэтому современная школа (вуз) должна организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающийся мог развивать множество своих способностей и возможностей, а также научиться креативно воспринимать окружающую реальность.

Поддержка. Работа была поддержана Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (Грант № AP19680007, руководитель - А. Е. Абылкасымова).

Литература

1. Popey-ool Saida K. Теория самоидентификации и категориальный метод исследования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. №. 1. С. 17-25. DOI: https://doi.org/10.12737/ article_5c8f49fbadbbc6.99681771

2. Abylkassymova, A. E., Popey-ool, S. K., Shishov, S.E. (2019). On the theory of personal identification in the system of continuous pedagogical education (analysis of foreign experience). The bulletin. 3. 186-197. https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.85

3. Tajfel, H., Billig, M., Bundy, R. P., & Flament, C. (1971). Social categorization and intergroup behaviour. European Journal of Social Psychology, 1, 149-178.

4. Tajfel, H. (Ed.) (1978). Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press стр. 63

5. Turner, J. C., Hogg, M. A., Oakes, P. J., Reicher, S. D., & Wetherell, M. S. (1987). Rediscovering the Social Group: A self-categorization Theory. New York: Blackwell.

6. Hornsey, M. J., & Hogg, M. A. (2000). Assimilation and diversity: An integrative model of subgroup relations. Personality and Social Psychology Review,

4, 143-156.

7. Nesdale, D. (2008). Social identity development and children's ethnic attitudes in Australia. In S. M. Quintana & C. McKown (Eds.), The handbook of race, racism and the developing child (pp. 313-338). Hoboken, NJ: Wiley.

8. Aboud, F. E. (2008). A social-cognitive developmental theory of prejudice. In

5. M. Quintana & C. McKown (Eds.), The handbook of race, racism and the developing child (pp. 55-71). Hoboken, NJ: Wiley.

9. Nesdale, D. (2004). Social identity processes and children's ethnic prejudice. In M. Bennett & F. Sani (Eds.), The development of the social self (pp. 219-245). Hove, UK: Psychology Press.

10. Barrett, M. (2007). Children's knowledge, beliefs and feelings about nations

and national groups. Hove, UK: Psychology Press.

11. Bar-Tal, D. (1996). Development of social categories and stereotypes in early childhood: The case of ''the Arab'' concept formation, stereotype and attitudes by Jewish children in Israel. International Journal of Intercultural Relations, 20, 341-370.

12. Tajfel, H. (1978). Social categorization, social identity and social comparison. In H. Tajfel (Ed.), Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations (pp. 61-76). London, UK: Academic Press.

13. Oppenheimer, L. (2010). Are children's views of the ''enemy'' shaped by a highly publicized negative event? International Journal of Behavioral Development, 34, 345-353.

14. Amory, A. (2010). Education technology and hidden ideological contradictions. Journal of Educational Technology & Society, 13(1), 69-79.

15. Abdous, M. (2011). A process-oriented framework for acquiring online teaching competencies. Journal of Computing in Higher Education, 23(1), 60-77. https://doi.org/10.1007/s12528-010-9040-5

16. Gunderman, Richard B. (May 2011). «Emotional Intelligence». Journal of the American College of Radiology. 8 (5): 298-299.doi:10.1016/j.jacr.2011.02.007. Retrieved 26 February 2012.

17. Badia, A., Garcia, C., & Meneses, J. (2017). Approaches to teaching online: Exploring factors influencing teachers in a fully online university: Factors influencing approaches to teaching online. British Journal of Educational Technology, 48(6), рр.1193-1207. https://doi.org/10.1111/bjet.12475

18. Passey, Don. (2019). Technology-enhanced learning: Rethinking the term, the concept and its theoretical background. British Journal of Educational Technology. 50. 10.1111/bjet.12783.

19. Абылкасымова А.Е., Шишов С.Е., Жумалиева Л.Д. О теории модернизации цифрового образования, формирующего множественность идентичности и интеллект обучающихся //Научно-прак. журнал «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии». - №3(44). -Москва: ООО «ИНФРА-М», 2023. - С.3-16.

20. Семенов А.Л., Абылкасымова А.Е. и др. Полвека цифрового обновления отечественной школы //Научно-методический журнал «Информатика и образование». - Т.38. - №1. - Москва, 2023. - С.5-22.

21. A.E. Abylkassymova, S.K. Popey-ool, S.E. Shishov. On the theory of Personal identification in the system of Continuous Pedagogical Education (Analysis of foreign Experience) //Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. - ISSN 1991-3494. Volume 3, Number 379 (2019), 186-197. https:// journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/1477 (Web of Science).

22. A.E. Abylkassymova, M.V. Ryzhakov, S.E. Shishov. A Retrospective Analysis of the Reforms of the Content of General Secondary Education: How They Contribute to the Consolidation of Public Consciousness //Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). ISSN: 2251-6204. - Iran. Vol. 9, Issue 1, January 2019. - P.152-159. (Web of Science).

23. Influence of High-Tech Society on the Development of Modern Educational System //Journal of Higher Education Theory and Practice. North American Business Press. - Vol. 22. - No. 5 (2022). -P.201-206. DOI: https://doi.org/10.33423/jhetp.v22i5. (Scopus).

24. Шишов С.Е., Кальней В.А., Абылкасымова А.Е. К вопросу о ценностях образования при формировании технологического общества в России и Казахстане //Сборник трудов межд. научно-прак. интернет конф. «Развитие культурно-образовательной среды как фактор самореализации личности». - Москва, 2018. -С.9-18.

25. Абылкасымова А.Е., Кальней В.А., Шишов С.Е. Подготовка педагогических кадров в контексте введения новых цифровых технологий //Сборник матер. межд. научно-прак. конф. «Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды». - М.: «Ваш Формат», 2019. - С.10-16. https://elibrary.ru/item.asp?id=37193814.

26. Абылкасымова А.Е., Попей-оол С., Шишов С.Е. Формирование общественного сознания и цифровой культуры учащихся в системе непрерывного педагогического образования //Научно-прак. журнал «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии». - №4(33). -Москва: ООО «ИНФРА-М», 2020. - С.3-9.

27. Абылкасымова А.Е., Шишов С.Е., Кальней В.А. Воспитание цифрового поколения: опора на традиции и учет современных тенденций (на примере России и Казахстана) //Научно-практический журнал «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии». - Т. 10. -№1(34). - Москва: ООО «ИНФРА-М», 2021. - С.3-8.

References

1. Popey-ool Saida K. Teoriya samoidentifikatsii i kategorial'nyi metod issledovaniya [Self-identification theory and categorical research method]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2019. №. 1. P. 17-25. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c8f49fbadbbc6.99681771

2. Abylkassymova, A. E., Popey-ool, S. K., Shishov, S.E. (2019). On the theory of personal identification in the system of continuous pedagogical education (analysis of foreign experience). The bulletin. 3. 186-197. https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.85

3. Tajfel, H., Billig, M., Bundy, R. P., & Flament, C. (1971). Social categorization and intergroup behaviour. European Journal of Social Psychology, 1, 149-178.

4. Tajfel, H. (Ed.) (1978). Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press str. 63

5. Turner, J. C., Hogg, M. A., Oakes, P. J., Reicher, S. D., & Wetherell, M. S. (1987). Rediscovering the Social Group: A self-categorization Theory. New York: Blackwell.

6. Hornsey, M. J., & Hogg, M. A. (2000). Assimilation and diversity: An

integrative model of subgroup relations. Personality and Social Psychology Review,

4, 143-156.

7. Nesdale, D. (2008). Social identity development and children's ethnic attitudes in Australia. In S. M. Quintana & C. McKown (Eds.), The handbook of race, racism and the developing child (pp. 313-338). Hoboken, NJ: Wiley.

8. Aboud, F. E. (2008). A social-cognitive developmental theory of prejudice. In

5. M. Quintana & C. McKown (Eds.), The handbook of race, racism and the developing child (pp. 55-71). Hoboken, NJ: Wiley.

9. Nesdale, D. (2004). Social identity processes and children's ethnic prejudice. In M. Bennett & F. Sani (Eds.), The development of the social self (pp. 219-245). Hove, UK: Psychology Press.

10. Barrett, M. (2007). Children's knowledge, beliefs and feelings about nations and national groups. Hove, UK: Psychology Press.

11. Bar-Tal, D. (1996). Development of social categories and stereotypes in early childhood: The case of ''the Arab'' concept formation, stereotype and attitudes by Jewish children in Israel. International Journal of Intercultural Relations, 20, 341-370.

12. Tajfel, H. (1978). Social categorization, social identity and social comparison. In H. Tajfel (Ed.), Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations (pp. 61-76). London, UK: Academic Press.

13. Oppenheimer, L. (2010). Are children's views of the ''enemy'' shaped by a highly publicized negative event? International Journal of Behavioral Development, 34, 345-353.

14. Amory, A. (2010). Education technology and hidden ideological contradictions. Journal of Educational Technology & Society, 13(1), 69-79.

15. Abdous, M. (2011). A process-oriented framework for acquiring online teaching competencies. Journal of Computing in Higher Education, 23(1), 60-77. https://doi.org/10.1007/s12528-010-9040-5

16. Gunderman, Richard B. (May 2011). «Emotional Intelligence». Journal of the American College of Radiology. 8 (5): 298-299.doi:10.1016/j.jacr.2011.02.007. Retrieved 26 February 2012.

17. Badia, A., Garcia, C., & Meneses, J. (2017). Approaches to teaching online: Exploring factors influencing teachers in a fully online university: Factors influencing approaches to teaching online. British Journal of Educational Technology, 48(6), rr.1193-1207. https://doi.org/10.1111/bjet.12475

18. Passey, Don. (2019). Technology-enhanced learning: Rethinking the term, the concept and its theoretical background. British Journal of Educational Technology. 50. 10.1111/bjet.12783.

19. Abylkasymova A.E., Shishov S.E., Zhumalieva L.D. O teorii modernizatsii tsifrovogo obrazovaniya, formiruyushchego mnozhestvennost' identichnosti i intellekt obuchayushchikhsya [On the theory of modernization of digital education, forming the plurality of identity and intelligence of students]. Nauchno-prak. zhurnal «Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii». №3(44). Moskva: OOO «INFRA-M», 2023. P.3-16.

20. Semenov A.L., Abylkasymova A.E. i dr. Polveka tsifrovogo obnovleniya otechestvennoi shkoly [Half a century of digital renewal of the national school]. Nauchno-metodicheskii zhurnal «Informatika i obrazovanie». V.38. №1. Moskva, 2023. P. 5-22.

21. A.E. Abylkassymova, S.K. Popey-ool, S.E. Shishov. On the theory of Personal identification in the system of Continuous Pedagogical Education (Analysis of foreign Experience) //Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. - ISSN 1991-3494. Volume 3, Number 379 (2019), 186-197. https:// journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/1477 (Web of Science).

22. A.E. Abylkassymova, M.V. Ryzhakov, S.E. Shishov. A Retrospective Analysis of the Reforms of the Content of General Secondary Education: How They Contribute to the Consolidation of Public Consciousness //Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). ISSN: 2251-6204. - Iran. Vol. 9, Issue 1, January 2019. - P.152-159. (Web of Science).

23. Influence of High-Tech Society on the Development of Modern Educational System //Journal of Higher Education Theory and Practice. North American Business Press. - Vol. 22. - No. 5 (2022). -P.201-206. DOI: https://doi.org/10.33423/jhetp.v22i5. (Scopus).

24. Shishov S.E., Kal'nei V.A., Abylkasymova A.E. K voprosu o tsennostyakh obrazovaniya pri formirovanii tekhnologicheskogo obshchestva v Rossii i Kazakhstane [On the issue of educational values in the formation of a technological society in Russia and Kazakhstan]. Sbornik trudov mezhd. nauchno-prak. internet konf. «Razvitie kul'turno-obrazovatel'noi sredy kak faktor samorealizatsii lichnosti». Moskva, 2018. P.9-18.

25.AbylkasymovaA.E.,Kal'neiV.A., Shishov S.E. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v kontekste vvedeniya novykh tsifrovykh tekhnologii [Training of teaching staff in the context of the introduction of new digital technologies]. Sbornik mater. mezhd. nauchno-prak. konf. «Teoreticheskie i metodicheskie problemy sozdaniya sovremennoi obrazovatel'noi sredy». Moscow: «Vash Format», 2019. P. 10-16. https:// elibrary.ru/item.asp?id=37193814.

26. Abylkasymova A.E., Popei-ool S., Shishov S.E. Formirovanie obshchestvennogo soznaniya i tsifrovoi kul'tury uchashchikhsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Formation of social consciousness and digital culture of students in the system of continuing pedagogical education]. Nauchno-prak. zhurnal «Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii». №4(33). Moskva: OOO «INFRA-M», 2020. P.3-9.

27. Abylkasymova A.E., Shishov S.E., Kal'nei V.A. Vospitanie tsifrovogo pokoleniya: opora na traditsii i uchet sovremennykh tendentsii (na primere Rossii i Kazakhstana) [Raising the digital generation: relying on traditions and taking into account modern trends (using the example of Russia and Kazakhstan)]. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii». V.10. №1(34). Moskva: OOO «INFRA-M», 2021. P.3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.