2. Конина, М.А. Стратегии сексуального поведения в современной культуре [Текст] / М.А. Конина, А.Б. Холмогорова// Культурно-историческая психология.- 2015. - № 1. - С. 61-70.
3. Кон И. С. Психология сексуальности [Текст] / И.С. Кон. — М., 2014.-135с.
4. Обухова, А.М. Психологические компоненты сексуальной ориентации [Текст] / М.А. Обухова, Д.Д. Исаев // Педиатр. - 2012. - № 4. - С. 78-80.
5. Голод, С. И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов [Текст] / С.И. Голов // Социологический журнал.- 1994. - № 4. - С. 127-133.
6. Кочнев В.А. Исследование типов полоролевой идентичности замужних женщин как фактора обуславливающего сексуалное поведение [Текст]
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин.- СПб.: «Питер», 2003.-544 с.
© Ефимова С.В., Харькова О.А., 2019
УДК 159.99
М.В. Полякова
Магистрант по психологии здоровья, Студентка 1 курса, СГМУСеверный государственный медицинский университет (СГМУ) г. Архангельск,РФ e-mail: maxno1988@yandex.ru О.А.Харькова Канд.психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ
г. Архангельск, РФ e-mail: harkovaolga@yandex.ru
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Аннотация
Целью работы явилась систематизация трудов зарубежных психологов по изучению их взглядов на понятие идентичность личности. Анализ и систематизация зарубежных подходов к изучению понятия идентичности личности показала, что у каждого подхода свой взгляд на становление и развитие идентичности. Исходя из этого также можно выделить обобщающие тезисы: идентичность можно рассматривать как структурную систему с точки зрения различных параметров - стадий развития, состояний идентичности, отдельной личности или в групповых взаимодействиях и т.д.; идентичность можно рассматривать как динамичный процесс развития на протяжении всей человеческой жизнедеятельности; на развитие идентичности влияют личностный и социальный аспект; а также идентичность для человека - это возможность успешного решения жизненно значимых проблем.
Ключевые слова: Идентичность, зарубежные подходы
Актуальность. Понятие идентичность для каждого человека в отдельности и при его социальном взаимодействии в группе играет важную роль и заключается в представлении человеком самого себя, своего «образа Я» и восприятии окружающей действительности для осуществления каких-либо действий,
реализации поставленных целей и задач. Важность данного термина подчеркивают два факта: во-первых, идентичность развивается на протяжении всего жизненного пути человека, и, во-вторых, затрагивает все сферы жизнедеятельности.
Целью работы явилась систематизация трудов зарубежных психологов по изучению их взглядов на понятие идентичность личности.
Для достижения цели были использованы такие методы изучения, как анализ и обобщение литературы.
Результаты исследования. В данной работе были определены несколько зарубежных психологических направлений по изучению личности и их взгляд на формирование и развитие идентичности личности. Результат анализа представлен в таблице 1.
Таблица 1
Интерпретация понятия идентичность с точки зрения представителей зарубежных
психологических подходов [1-9]
Характеристики Зарубежные подходы к пониманию «Идентичность»
Психодинамический Бихевиористский Когнитивно-ориентированный
Представители Э.Эриксон, Дж.Марсия М.Шериф, Д.Кэмпбелл Т.Тэджфел, Дж.Тернер, Г.Брэйкуэлл
Трактование понятия идентичность Идентичность - это: 1) тождественность человека самому себе. 2) структура эго-внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории Идентичность - это следствие осознания человеком своей причастности к какой-либо группе Идентичность - это когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях
Отличительная черта в изучении идентичности Построение схемы развития человека на основе «эпигенетического принципа» с выделением психосоциальных кризисов для каждой стадии. Изучение роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Выделение личностной и социальной идентичности.
Формирование и развитие идентичности Взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и эго-процессов. Происходит под влиянием социальных факторов, групповых норм. Идентификация физических, интеллектуальных и нравственных качеств.
Факторы, влияющие на развитие идентичности Эпигенетический процесс, психосоциальные кризисы. Межгрупповые отношения, конкуренция, конфликт интересов, совместная деятельность, изменение целей. Социальное окружение, уникальность проявлений человека.
Принцип к изучению понятия Создание модели идентичности на основе структурирования данных. Так, Э.Эриксон выделил 8 стадий развития идентичности личности: 1) Орально-сенсорная 2) Мышечно-анальная 3) Локомоторно-генитальная 4) Латентная 5) Подростковая 6) Ранняя зрелость 7) Средняя зрелость 8) Поздняя зрелость Дж.Марсия выделил 4 состояния идентичности: 1) Достигнутая 2) Позитивная (зрелая) 3) Мораторий 4) Диффузная Изучение идентичности на основе поведения человека в социальных взаимодействиях в группе, межгрупповых конфликтах. Дж.Тернер изучал понятие идентичности на основе идеи биополярного континуума и ввел понятие самокатегоризация. Г.Брейкуэлл выделил компоненты идентичности: 1) Биологический организм 2) Содержательное измерение 3) Ценностное измерение 4) Время
Таким образом, анализ и систематизация зарубежных подходов к изучению понятия идентичности личности показала, что у каждого подхода свой взгляд на становление и развитие идентичности. Исходя из этого также можно выделить обобщающие тезисы:
1. Идентичность можно рассматривать как структурную систему с точки зрения различных параметров: стадий развития, состояний идентичности, отдельной личности или в групповых взаимодействиях и т.д.
2. Идентичность можно рассматривать как динамичный процесс развития на протяжении всей человеческой жизнедеятельности.
3. На развитие идентичности влияют личностный и социальный аспект.
4. Идентичность для человека - это возможность успешного решения жизненно значимых проблем. Список использованной литературы:
1.Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2012. - 250 с.
2.Breakwell G.M.Coping with threatened identities. L.-N.Y.: Mithuen, 1986
3.Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W.W. Norton Company,1968.
4.Erikson E. H. (1963a). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton.
5.Marcia J.E. Identity in adolescence //Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
6.Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // Austin W.C., Worchel S. (cds.) The social psychology of intergroup relations. Montrey: Brooks/Cole, 1979.
7.Tajfel H.Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982.
8.Turner J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior// Lawler E.J. (ed.) Advances in group process.Theory and research.V. 2.Greenwich:Connect.,1985.
9.Threatened identities /Breakwell G.M. (ed.).Chichester: Wiley, 1983.
© Полякова М.В., Харькова О.А., 2019
УДК 159.9.01
М.В. Степухина
Магистрант Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ),
г. Архангельск e-mail: mprupes@yandex.ru О.А. Харькова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ
e-mail: harkovaolga@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Целью работы явилось историко-теоретическое осмысление становления и развития проблемы интуиции в различных направлениях и школах зарубежной философской и психологической мысли. Начиная с VI в. и до середины XIX в. отмечался философский период в развитии знания об интуиции, который характеризовался описательным подходом к ее исследованию. Со второй половины XIX в. и до настоящего времени появляется психологический период, который связан с превращением психологии в