Научная статья на тему 'Развитие и значение "Алпомиш" и "Барчиной" (ГТО) в высших учебных учреждениях'

Развитие и значение "Алпомиш" и "Барчиной" (ГТО) в высших учебных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
687
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГТО / КОМПЛЕКС «АЛПОМИШ» И «БАРЧИНОЙ» / НАСЕЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кострикова Ирина Васильевна, Хайрисламова Гульсина Мардгалямова

В статье представлены решения актуальных проблем в формировании мотивации внедрения и сдачи нормативов ГТО в вузе, которые способствуют совершенствованию двигательных и физических качеств не только у молодежи, а также всего населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кострикова Ирина Васильевна, Хайрисламова Гульсина Мардгалямова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и значение "Алпомиш" и "Барчиной" (ГТО) в высших учебных учреждениях»

актуальной проблемой высших учебных заведений. Несмотря на достаточно широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, представляемые вузами для студентов, двигательная подготовленность и как следствие физическое развитие и физическое состояние студентов гуманитарных вузов находится на низком уровне. Одна из причин сложившейся ситуации -отсутствие дифференцированных методик физического воспитания на основе популярных видов физкультурно-спортивной деятельности.

Список литературы

1. Абдиев А.Н. Физвоспитание в вузе. Ташкент, 1989. 179 с.

2. Агаев Н.Ф., Большев А.С., Джаруллаев Р.З. Влияние личностных факторов на формирование мотивации и ценностных ориентаций студентов 1 курса // Приволжский научный журнал. № 1 (17). ННГАСУ. Н. Новгород, 2011. С. 165-169.

РАЗВИТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ «АЛПОМИШ» И «БАРЧИНОЙ» (ГТО)

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1 2 Кострикова И.В. , Хайрисламова Г.М.

1Кострикова Ирина Васильевна - старший преподаватель;

2Хайрисламова Гульсина Мардгалямова - старший преподаватель, кафедра физической культуры, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены решения актуальных проблем в формировании мотивации внедрения и сдачи нормативов ГТО в вузе, которые способствуют совершенствованию двигательных и физических качеств не только у молодежи, а также всего населения.

Ключевые слова: студенты, ГТО, комплекс «Алпомиш» и «Барчиной», население, здоровый образ жизни.

Введенный в образовательный процесс учащихся комплекс ГТО дополнен на занятиях физической культуры и спорта нового поколения требованиями к уровню физической подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать физические качества.

Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при участии не только студентов и молодежи, но и их родителей, и преподавателей высших учебных учреждений [1].

Кабинет Министров Узбекистана подписал Постановление «О пропаганде здорового образа жизни и широком привлечении населения к физической культуре и спорту в Узбекистане». Согласно документу, в Узбекистане будут проводиться тестовые упражнения «Алпомиш» и «Барчиной», включающие в себе выполнение спортивных нормативов, определяющих уровень общей физической подготовки. За успешную сдачу тестов будут вручать нагрудные значки «Алпомиш» и «Барчиной» I, II, III степеней, а также спортивный разряд и звание [2].

Специальные тесты «Алпомиш» и «Барчиной», организуемые в виде соревнований, могут сдавать все желающие начиная с 6 лет. Тесты проводятся по разным видам в 12 возрастных категориях 2 раза в год.

К примеру, обязательные тестовые упражнения для возрастной категории 26 - 33 лет таковы:

- Бег на 30, 60 метров;

- Бег на 2000 метров;

- Поднятие тела с лежачего положения кверху;

- Наклон вперёд с гимнастического сиденья без сгибания ног;

- Поднятие одной руки с гирей весом 16 кг.

Среди желательных тестовых упражнений - прыжок в длину с разбега или с места, плавание на 100 метров в свободном стиле, дартс (метание в мишень с 3 метров) и другие.

Целью внедрения Комплекса ГТО в вузе в настоящее время является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни молодежи.

Для студентов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, так как тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает их автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта.

Время обучения в вузе - это период активного совершенствования личности, что делает особенно актуальным вовлечение студенческой молодёжи в единую физкультурную систему, которая будет влиять на их физическую подготовленность на протяжении всей жизни.

Для большинства студентов, подобное право сдачи ГТО предоставляет хорошую возможность в плане занятия собственным телом. Статистика говорит, что большой процент молодых ребят практически не интересуется спортом. Прослушивание музыки, ночные клубы и фильмы, занимают большую часть их жизни.

К нормам ГТО можно привлекать молодежь с разной категорией здоровья, ранжируя их на определенные группы, с определенной сложностью выполнения заданий.

Лучшие факультеты, группы, студенты учебного заведения могут поощряться за успехи в соответствии с порядком, установленным в учебном заведении. Это послужит мотивацией к сдаче ГТО.

Привлекая, необходимо прививать у студентов интерес к самостоятельным занятиям физической культурой, который может быть связан с общественными мероприятиями, посвящёнными сдачи нормативов ГТО. В задачи преподавателя входит полное обеспечение студентов методическими руководствами по самостоятельной работе, заданиями по изучаемой дисциплине, списком рекомендуемой литературы и формами контроля. Тестирование внутри вузов можно дополнить общей Государственной программой оценки физической подготовленности. Этим содержанием может стать стремление получить золотой значок за выполнение комплекса ГТО.

Таким образом, возращение к сдаче норм ГТО закладывает фундамент здоровой и активной жизни, ведь человек, приученный в студенческие годы, к занятиям спортом, будет продолжать их и в зрелые годы. В свою очередь бывшие студенты буду прививать навыки здорового образа жизни и своим детям.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев постановлением от 18 декабря утвердил концепцию и программу мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы.

Постановлением определено, что отныне одним из критериев оценки эффективности деятельности руководителей государственных органов и организаций

является поддержка здорового образа жизни коллектива работников и создание необходимых условий для повышения уровня их физической активности.

Среди населения проводятся специальные тесты «Алпомиш» и «Барчиной» на соответствие спортивным нормативам и государственным требованиям к уровню общефизической подготовленности, а также спортивные соревнования среди различных возрастных групп населения.

Для популяризации среди населения, особенно молодежи, занятий физической культурой и спортом должна быть обеспечена доступность спортивных сооружений и инвентаря для широких слоев населения.

В учебные программы образовательных учреждений будут включены мероприятия по формированию здорового образа жизни и обеспечению физической активности учащихся. На территории образовательных учреждений запретят реализацию продуктов питания, наносящих вред их здоровью.

Таким образом, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Список литературы

1. Садыкова С.В., Кузьмин А.А. «Роль и значение гто в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников» // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 6.

2. Постановление кабинета министров республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития физической культуры и массового спорта в республике Узбекистан на период 2019-2023 годов» ПК № 118 от 13.02.2019 г.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА

В УЗБЕКИСТАНЕ

1 2 Очилова Г.О. , Мусаханова Г.М.

'Очилова Гулноза Одиловна - старший преподаватель; 2Мусаханова Гулнора Мавляновна - старший преподаватель,

кафедра профессионального образования (экономика), Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются роль и значение гендерных аспектов семейного бизнеса в Узбекистане. Проводится работа по вовлечению женщин в экономические процессы, в том числе путем поддержки желающих заниматься предпринимательской деятельностью.

Ключевые слова: гендерные аспекты, права и возможности женщин, семейный бизнес и предпринимательство.

В конференции по обзору обязательств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области гендерного равенства, проходившей в г. Вене, которая состоялась 23.07.2014 г., были заслушаны доклады по регулированию кризисных ситуаций с учетом гендерных аспектов, по расширению экономических прав и возможностей женщин, их участию в общественно-политической жизни. Поднимались также вопросы борьбы с насилием в отношении женщин и институциональных механизмов обеспечения учета гендерной проблематики [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.