Научная статья на тему 'Значение специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» в процессе физической подготовки учащихся колледжей и лицеев Узбекистана'

Значение специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» в процессе физической подготовки учащихся колледжей и лицеев Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3402
2369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ «АЛПОМИШ» И «БАРЧИНОЙ» / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SPECIAL TEST «ALPOMISH» AND «BARCHINOY» / CAPACITY FOR WORK / IMPELLENT ACTIVITY / PROFESSIONAL-APPLIED DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маматкулов А. А.

В статье рассматриваются тенденции уровня развития физических качеств учащихся колледжа. Автор знакомит с экспериментальными показателями физической подготовленности учащихся колледжей и лицеев республики, основанных на специальных тестах «Алпомиш» и «Барчиной».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маматкулов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of «Alpomish» and «Barchinoy» special tests in physical training of college and lyceum students in Uzbek Republic

Тhеlevelі tеndеnсу of phуsicаl quаlitу development of the colleges’ students is considered in this article. The author introduces the results of physical preparation of colleges and lyceums students of the republic, based on special tests «Alpomish» and «Barchinoy».

Текст научной работы на тему «Значение специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» в процессе физической подготовки учащихся колледжей и лицеев Узбекистана»

ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕСТОВ «АЛПОМИШ» И «БАРЧИНОЙ»

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ И ЛИЦЕЕВ УЗБЕКИСТАНА

А.А. МАМАТКУЛОВ, Гулистанский государственный университет, Республика Узбекистан

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции уровня развития физических качеств учащихся колледжа.

Автор знакомит с экспериментальными показателями физической подготовленности учащихся колледжей и лицеев республики, основанных на специальных тестах «Алпомиш» и «Барчиной».

Ключевые слова: специальные тесты «Алпомиш» и «Барчиной», работоспособность, двигательная активность, профессиональноприкладная направленность.

Аbstract

The level tendency of physical quality development of the colleges’ students is considered in this article.

The author introduces the results of physical preparation of colleges and lyceums students of the republic, based on special tests «Alpomish» and «Barchinoy».

Key words: special test «Alpomish» and «Barchinoy», capacity for work, impellent activity, professional-applied direction.

Введение

На современном этапе развития общества оздоровление, сохранение и укрепление здоровья молодежи приобретают важное государственное значение. В целях дальнейшего развития физической культуры и спорта в Узбекистане утверждено Положение о специальных тестах «Алпомиш» и «Барчиной», определяющих уровень физической подготовленности и здоровья населения Республики. Тесты «Алпомиш» и «Барчиной» впервые ставят задачу сформирования физической подготовленности населения страны и создания единой системы физического воспитания.

Специальные тесты «Алпомиш» и «Барчиной» являются программной и нормативной основой системы физического воспитания населения. Посредством контрольных нормативов определяется общий уровень физической подготовки населения к учебной, трудовой деятельности и к военной службе. Тесты способствуют укреплению здоровья, повышению творческой и трудовой активности. Тесты «Алпомиш» предназначаются для мужского населения, «Барчиной» - для женщин.

Сдача специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной», как правило, проводится в коллективах физической культуры, что способствует формированию у учащейся молодежи чувства коллективизма, развитию высоких нравственных идеалов и психологической совместимости. Также высокий уровень физической подготовленности способствует преодолению тяжелых, подчас экстремальных ситуаций и различных заболеваний.

Практика работы в колледже показывает, что часто в учебные заведения приходят учащиеся с низким уровнем физической подготовленности [1].

Средства физической культуры и спорта, используемые в процессе обучения и воспитания современной

молодежи, обладают широким спектром воздействия на формирование личности учащихся. Укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности также являются важными условиями обеспечения всестороннего, гармоничного развития личности, сохранения и повышения работоспособности в учебно-трудовой деятельности [2]. Роль этих факторов непрерывно возрастает в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, который, в свою очередь, оказывает влияние на интенсификацию учебно-познавательной деятельности.

Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой и спортом на жизненную деятельность в целом [4].

В связи с этим данная проблема остается открытой и не теряет своей актуальности по многим важным теоретическим, педагогическим, социологическим и оздоровительным направлениям [3].

Исходя из актуальности исследования, в нашей работе предпринята попытка внедрения оздоровительных и самостоятельных занятий в образ жизни учащихся колледжей и лицеев с учетом их двигательной активности, физического состояния и профессиональноприкладной направленности, а целью исследования стало определение взаимосвязи между специальными тестами «Алпомиш» и «Барчиной» и физической работоспособностью учащихся средних специальных учреждений.

В задачи исследования входило определение динамики показателей физической подготовленности учащихся колледжей и лицеев в г. Гулистане в процессе подготовки к сдаче тестов «Алпомиш» и «Барчиной».

Методика

Для решения поставленной задачи проводилось тестирование по следующим нормативам: бег на 100 м, бег на 1000 (у девушек) и на 3000 м (у юношей), метание гранаты, прыжок в длину с разбега, подтягивание на высокой перекладине (у юношей) и подъем туловища из положения лежа на спине (у девушек), плавание на 50-метровую дистанции вольным стилем.

Динамика показателей физической подготовленности определялась в ходе основного педагогического эксперимента. Этот эксперимент имел сравнительный характер.

Эксперимент продолжался в течение трех учебных лет на базе педагогического колледжа в г. Гулистане, что соответствовало сроку обучения в колледже и лицее. В ходе эксперимента обследованы 150 юношей и 50 девушек в возрасте 15-17 лет.

Экспериментальная часть

Анализируя результаты бега на 100 м (табл. 1), отражающие развитие скоростных качеств, было определено, что данные качества у учащихся находятся на недостаточно должном уровне. В нормативах специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» эти показатели для

юношей определены: на значок - 13,5 с, на зачет -14,2 с; у девушек соответственно: на значок - 15,7, на зачет - 16,5 с. По результатам приема нормативов отмечается, что у юношей на момент эксперимента он составил в среднем

15,4 с, а у девушек - 17,7 с.

В свою очередь, результаты бега на 3000 м у юношей и 1000 м у девушек, отражающие уровень развития общей выносливости, показали, что если в нормативах специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» эти показатели для юношей определены: на значок - 13.00,0 с, на зачет -13.40,0 с; у девушек: на значок - 4.20,0, на зачет - 4.40,0 с, то учащиеся колледжа по результатам исследований показали норматив в среднем: у юношей - 14.06,0, а у девушек - 5.07,0.

Что касается показателей норматива в прыжках в длину с разбега, отражающих уровень развития скоростносиловых качеств учащихся, можно сказать следующее: если нормативные требования тестов «Алпомиш» и «Барчиной» для юношей в этом упражнении определены: на значок - 450 см, на зачет - 420 см, а у девушек соответственно: на значок - 460 см, на зачет - 340 см, то юноши показали результат в среднем 358 см, а девушки - 280 см.

Таблица 1

150)

Показатели физической подготовленности учащихся первого года обучения (п =

№ п/п Наименование показателей ФП Юноши Девушки

Х ± а V% X ± а V%

1. Бег 100 м 15,4 ±1,2 7,7 17,7 ±0,5 2,8

2. Бег 1000 м 5,07 ±0,3 5,3

3. Бег 3000 м 14,06 ±0,7 4,7

4. Прыжки в длину с/р 358 ±0,4 11,1 280 ±0,16 5,7

5. Метание 700 гр. гранаты 23,9 ±3,8 15,8 16,0 ±0,4 2,5

6. Подъем туловища из положения лежа, руки за головой 21,0 ±1,4 6,7

7. Подтягивание на высокой перекладине 6,7 ±2,4 35,8

8. Плавание вольным стилем на дистанции 50 м 1.16,04 ±9,7 12,6 1.54,04 ±11,7 10,2

Интересными представляются упражнения в метании гранаты (юноши - 700 гр., девушки - 500 гр.), развивающие координацию и точность движений.

Согласно нормативным требованиям тестов для юношей определены: на значок - 35 м, на зачет - 30 м; у девушек соответственно: на значок - 22 м, на зачет - 18 м. Необходимо отметить то, что юноши показали средний результат 23,9 м, девушки - 16,0 м.

Подобная тенденция наблюдается и в показателях подтягивания на высокой перекладине у юношей и поднимания туловища из положения лежа у девушек. Согласно нормативным требованиям тестов «Алпомиш» и «Барчиной» для юношей был определен данный норматив: на значок - 12 раз, на зачет - 10 раз; у девушек соответственно: на значок - 25 раз, на зачет - 20 раз. Тем не менее юноши контрольной и экспериментальной групп выполнили в среднем 6,7 подтягиваний, девушки контрольной и экспериментальной групп показали в среднем 21,0 подъема туловища.

Результаты в плавании способом кроль на дистанции 50 м показали: если в нормативах специальных тестов «Алпомиш» и «Барчиной» эти результаты для юношей определены: на значок 45,0 с, на зачет - 50,0 с; у девушек: на значок - 60,0; на зачет - 65,0 с, то учащиеся, по результатам фоновых исследований, выполнили норматив: в среднем у юношей - 1.16,04 мин, а у девушек -

1.54,04 мин.

Как видно из первоначальных исследований, юноши и девушки показали средние результаты несколько ниже тестовых нормативов.

Результаты и их обсуждение

По окончании педагогического эксперимента нами была определена следующая тенденция в уровне развития физических качеств учащихся колледжа (табл. 2).

В данном случае результаты обследования групп 3-го года обучения, показанные в табл. 2, свидетельствуют

а

Таблица 2

Показатели физической подготовленности учащихся колледжа третьего года обучения (п = 150)

№ п/п Наименование показателей ФП Юноши Девушки

X ± о V% X ± о V%

1. Бег 100 м 12,0 ±0,3 2,5 16,1 ±1,0 6,2

2. Бег 1000 м 4,6 ±0,7 15,2

3. Бег 3000 м 11,0 ±1,6 14,5

4. Прыжки в длину с/р 4,5 ±0,14 3,1 3,4 ±0,3 8,8

5. Метание 700 гр. гранаты 35,9 ±2,6 7,2 21,3 ±3,4 16,0

6. Подъем туловища из положения лежа, руки за головой 32,1 ±6,4 19,9

7. Подтягивание на высокой перекладине 13,9 ±1,1 7,9

8. Плавание вольным стилем на дистанции 50 м 53,9 ±8,3 15,4 1.05,05 ±21,4 32,9

о том, что уровень результатов физической подготовленности у учащихся, занимающихся по рекомендуемой нами программе по подготовке к сдаче тестов «Алпомиш» и «Барчиной», имеет значительное увеличение по сравнению с первоначальными данными.

Сравнительный анализ показывает то, что в конце эксперимента показатели физической подготовленности

у учащихся, как юношей, так и девушек, превосходят значения первоначальных показателей.

Таким образом, мы убедились в том, что в конце основного педагогического эксперимента уровень физической подготовленности учащихся, занимающихся по рекомендуемой нами программе, достоверно повысился по отношению к первоначальным показателям.

Литература

1. Бондаревский Е.Я., Ханкельдыев Ш.Х. Физическая подготовленность учащейся молодежи. - Ташкент: Медицина, 1986. - С. 60-75.

2. Касимбекова С.И. Физическая работоспособность как количественный показатель здоровья //ТиМФК. -2000. - № 1. - С. 58-59.

3. Сеитхалилов Э.А., Бадаева 3., Сарибоев И. Физическое воспитание учащейся молодежи и оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса/ А. Авлоний номидаги халк таълими ходимлари малака-сини ошириш марказий иснтитутининг - 60 йиллигига

багишланган илмий-услубий ишлар туплами. Ташкент, 1994. - С. 83-85.

4. Хайдаров К.С. Методика повышения физической подготовленности учащихся в условиях школы-интерната: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент, 1998. - 17 с.

5. Юнусов Т.Т. Твое здоровье - в твоих руках: методическое пособие по специальным тестам «Алпомиш» и «Барчиной», определяющим уровень физической подготовленности и здоровья населения Узбекистана. -Ташкент, 2002. - 54 с.

References

1. Bondarevsky E.Y., Khankeldyev S.H. Physical fitness of young students. - Tashkent: Medicina, 1986. - P. 60-75.

2. Kasimbekova SI. Physical working capacity as guan-titative indicator of health / TiMPhK. - 2000. - № 1. -P. 58-59.

3. Sentkhalilov E.A., Badaeva Z, Sariboev I. Physical education of students and recreational trend in learning process /A. Avlonij nomidagi halk tailimi hodimlari malakasini oshirish markazij institutietining. 60 jilliggiga

bagishlangan ilmij-uslubij ishlar tuplami. - Taskent, 1994. -P. 83-8.

4. Khaidarov K.S. Methodic for improvement of physical preparedness in boarding school students: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Tashkent, 1998. - 17 p.

5. Yunusov T.T. Your health in your hands: methodical manual on special tests «Alpomish» and «Barchinoy» for assessment of physical fitness and health levels in Uzbek population. - Tashkent, 2002. - 54 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.