УДК 372.881.1
Сперанская Нина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация:
В статье рассматриваются истоки зарождения и развития гуманистических тенденций педагогики Западной Европы и США, особое внимание уделяется личностно ориентированной системе обучения; представлена попытка осмысления возможностей использования опыта прошлого в современной образовательной практике.
Ключевые слова:
гуманистическая педагогика, метод, дидактика, личность, самореализация, личностно ориентированное обучение.
Speranskaya Nina Ivanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
DEVELOPMENT OF WESTERN HUMANISTIC PEDAGOGY
Summary:
This article deals with the origin and development of humanistic trends in education of the Western Europe and the USA. Special attention is paid to the person-oriented teaching. The author considers the potential usage of the historical experience in the modern educational practice.
Keywords:
humanistic pedagogy, method, didactics, personality, self-actualization, person-centered training.
Современное общественное развитие характеризуется значительным повышением внимания к человеку, его потребностям и возможностям. Эти социальные тенденции имеют отражение и в системе образования: в педагогике наблюдается подъем развития гуманистических направлений.
Принято считать, что гуманистическая педагогика берет свое начало в США во второй половине ХХ в., когда отмечался расцвет гуманистической психологии (работы А. Маслоу, К. Роджерса). Альберт Маслоу, разработав иерархическую теорию потребностей - от примитивных до самых утонченных, доказывал, что любой человек стремится к самореализации, к собственному расцвету, но только после удовлетворения базовых потребностей (физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви, в причастности к группе).
Карл Роджерс показал необходимость организации осмысленного обучения, представляющего собой усвоение учебного материала как элементов личного опыта. Для взрослеющего человека появляется возможность проявиться разнопланово, найти достойное себя место в огромном мире, так как обучение является свободным, самостоятельным учением, идущим от самого ученика; только так может обогащаться и прирастать субъектный опыт, поскольку результатом такого процесса является изменение поведения, привычек, взглядов.
На наш взгляд, развитие гуманистической педагогики имеет значительно более глубокие корни. Анализ возникновения, становления и развития гуманистических тенденций позволяет рассмотреть данный процесс в динамике, что необходимо для научно обоснованного использования опыта прошлого при решении насущных проблем модернизации современного образования.
Изучение трудов западных философов и педагогов позволяет сделать вывод о зарождении гуманистических традиций уже в философии Сократа, который обучал своих воспитанников в беседах. Используя современную дидактическую терминологию, можно сказать, что именно он изобрел диалогический метод обучения, имеющий ряд преимуществ перед монологическими формами. Диалог, во-первых, дает возможность ученику размышлять, задавать вопросы, совместно с учителем искать убедительные доводы, а во-вторых, демонстрирует гуманное отношение педагога к обучающемуся, уважение и принятие его на равных.
Сократ считал, что знание зарождается в самом человеке, а учитель, как повивальная бабка, помогает через логически построенные вопросы идее, истине появится на свет, поэтому он и назвал свой метод «майевтикой», то есть повивальным искусством; разница лишь в том, что он помогает не женам, а мужьям, и принимает «роды души, а не плоти» [1]. Эти мысли созвучны тезисам К. Роджерса, который считал, что нельзя человека научить - он может только сам научиться чему-либо, и тогда знания, полученные как личное открытие, будут значимы для него. В этом случае меняется и роль педагога, который должен создать условия для такого образовательного процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В работах Аристотеля впервые появилась концепция души (правда, наивно определяемая как функция тела), которая позволяет живому существу самореализоваться. Аристотель ввел возрастную периодизацию, выделив три «седьмицы»; для каждого периода были сформулированы цели и методы воспитания, причем главное - достижение гармонии с миром и самим собой. Не правда ли, звучит весьма современно!
Развивая идеи философов Древней Греции, мыслители эпохи Возрождения в противовес догматизму и аскетизму Средневековья создали концепцию человека. Томас Мор, не противопоставляя физический и умственный труд, подчеркивал важность единства изучения наук и воспитания, отстаивал идеи равного общественного воспитания, обучения на родном языке, одинакового образования для мужчин и женщин.
Мишель Монтень писал о гармоничном развитии личности, если теоретическое образование дополняется физическими упражнениями, формированием эстетического вкуса и высоких нравственных качеств, поскольку воспитывается не отдельно или душа, или тело, а полностью человек, которого невозможно разделить надвое. Интересно подчеркнуть тот факт, что Монтень уже в XVI в. указывал на то, что учителя своим воспитанникам не просто «отдают на хранение торбу с разными знаниями, но для того, чтобы они были действительным благом, недостаточно их держать при себе, - нужно ими проникнуться» [2]. Напомним, что одним из принципов личностно ориентированного обучения, которое получило распространение в образовательной практике в конце XX в., является усвоение ребенком знаний через личностный опыт. М. Монтень развивал идею самостоятельности учащихся в приобретении знаний и формировании нравственных убеждений.
В эпоху капитализма продолжают развиваться гуманистические педагогические идеи. Большую роль в этом сыграл Я.А. Коменский, гуманизм которого заключался в отрицании всякого насилия, поскольку человек для него - это «удивительный микрокосм», а школы должны стать «мастерскими гуманности». К сожалению, его сейчас весьма часто критикуют, не всегда обоснованно, за разработанную им классно-урочную систему, забывая о созданной им «Великой дидактике», содержащей универсальное искусство учить всех всему [3]. Я.А. Коменский разработал очень стройную систему обучения, воспитания и развития ребенка и выступал за всеобщее и равное для всех образование, за единую бессословную школу.
Ж.Ж. Руссо требовал уважать личность ребенка, его свободу как естественное право человека, для чего необходимо считаться с его интересами и запросами на основе знаний возрастных особенностей, склонностей и способностей воспитанника. Он первый предложил создавать развивающую среду, где большая роль отводится воспитателю.
А.В. Дистервег, отойдя от индивидуалистической трактовки принципа природосообразно-сти в концепции Ж.Ж. Руссо, разработал дидактику развивающего обучения, включающего в себя три фактора: знание объекта (дела), любовь к субъекту (учащемуся) и субъективно-объективный метод (педагогические способности). Он огромное значение придавал развитию в детях самостоятельности, уделял большое внимание установлению тесной связи между воспитанием и жизнью общества, его культурой. Эти мысли имеют продолжение и в работах К. Роджерса, который доказывал, что знания нужны не ради знаний, а для того чтобы их использовать в жизни.
Период конца XIX - начала XX вв. ознаменовался бумом разнообразия гуманистических педагогических концепций и систем:
- вальдорфская педагогика, отдающая приоритет развитию чувственной сферы (эмоции, художественный вкус и т. д.) личности с целью приведения человека в контакт с миром и развития его скрытых способностей;
- школа диалога культур (В. Библер), где сутью обучения выступает «диалогика» - внешний диалог культур является выражением внутреннего диалога человека;
- прагматическая теория обучения (У. Джеймс, Д. Дьюи) с акцентуализацией на социализации, так как главной задачей выступает подготовка успешной личности в социальном и профессиональном плане;
- френопедагогика (С. Френе) значительную роль отводит ученическому коллективу, методам экспериментов, проб и ошибок;
- педология (О. Хрисман) опирается на идею целостного познания личности ребенка на основе учета результатов, полученных смежными науками; основным критерием отбора средств обучения являются особенности личности ученика, его мотивационной сферы;
- «педагогика сердца» Я. Корчака, которая строится не на формальной дидактике, а на любви педагога к своим воспитанникам; детство рассматривается как самоценный период жизни человека.
Таким образом, мы действительно видим, что человечество идет долгим и непростым путем к гуманистической педагогике, к пониманию истины, что мерой цивилизованности и культуры
общества является гуманное отношение к ребенку. Гуманистические концепции воспитания античного мира утверждали принципы всестороннего, гармоничного, природосообразного воспитания. Мыслители Возрождения создали достаточно целостную концепцию человека; именно в этот период начинает вводиться понятие «гуманистическая педагогика», разрабатываются идеи о гармоничном развитии личности, воспитании активности и самостоятельности учащихся. В XVII-XIX вв. усиленно разрабатывались дидактические принципы, идеи развития индивидуальности ребенка. А гуманистическая педагогика К. Роджерса, А. Маслоу, основанная на идеях самоактуализации и самореализации личности, дала основание для разработки личностно ориентированной концепции образования, когда ученик в образовательном пространстве представляет собой не только существо биосоциальное, но и одновременно духовное. В этом случае основной функцией педагога является фасилитация (помощь, поддержка, стимулирование), поскольку, как писал К. Роджерс, «учитель - это личность, а не безличное воплощение требований к учебному плану или стерильный трубопровод, по которому знание передается от одного поколения к другому» [4].
Ссылки:
1. Платон. Собрание сочинений. М., 2000. 224 с.
2. Монтень М. О воспитании детей // Перемены. 2007. № 3. С. 57-96.
3. Коменский Я.А. Педагогические сочинения. М., 1981. 656 с.
4. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотника. М., 2001. 416 с.