УДК 330.342
А.Д. Плохутина
студент,
кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития государственно-частного партнерства. Подчеркивается важность формирования и развития государственно-частного партнерства в современных условиях российской экономики. Рассматриваются факторы, сдерживающие развитие государственно-частного партнерства в России и особенности его форм относительно российской практики.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, строительство, инновации, концессия, инфраструктура.
A.D. Plohutina, Saint-Petersburg State University of Economics
THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA
Abstract. The article is devoted to the theme of public-private partnership. Necessity of formation and development of public-private partnership in the formation of innovative economy in Russia. Peculiarities of Russian forms of public-private partnership, contemporary problems and the factors constraining its development. Identifies the main directions of improving the effectiveness of partnerships in Russia.
Keywords: public-private partnership, construction, innovations, concession, infrastructure.
Во многих развитых странах происходят важные изменения в отраслях, ранее находившихся под управленческим контролем государства или в его собственности: электроэнергетике, строительстве, коммунальном хозяйстве и др. Государство передает объекты инфраструктуры во временное пользование, осуществляя функции контроля и регулирования их деятельности. Объекты таких инфраструктурных отраслей не могут быть переданы из государственной собственности в частную из-за их экономической и стратегической значимости. Однако в бюджете государства не хватает необходимого количества средств, для воспроизводства таких объектов. Поэтому для реализации таких важных инфраструктурных объектов в ряде других зарубежных стран получила свое широкое распространение концепция государственно-частного партнерства (Public-Private Partnership), при которой решается сразу два вопроса: во-первых, исключена необходимость приватизации важных объектов, имеющих огромное стратегическое значение для их реализации, во-вторых, за счет частных специализированных организаций и их капитала становится возможно строительство таких важных объектов высокого качества и по минимальной цене благодаря проведению отбора среди таких специализированных звеньев [1].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это документально подтвержденное соглашение между государством и предприятием для реализации национальных и международных, масштабных и локальных, общественно значимых проектов: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Обычно такое партнерство носит временный характер, так как оно создается на заранее определенный в договоре срок в целях реализации конкретного проекта и заканчивается после реализации предмета контракта.
ГЧП имеет различные формы. Первой формой являются краткосрочные контракты: на выполнение работ и оказание услуг, на поставку продукции для нужд государства, на оказание технической поддержки и т.д. Второй формой - арендные (лизинговые) отношения. Третьей формой является договор (соглашение) о разделе продукции, при котором произведенная продукция разделяется между государством и частной организацией.
В российской практике существует еще одна форма ГЧП - государственно-частные предприятия, то есть создается общее предприятие и проводится совместное акционирование. Доля в акционерном капитале определяет величину ответственности и возможности принятия административно-хозяйственных решений частным предприятием. Если доля частного сектора меньше доли государства, то тем меньший спектр действий и решений они осуществят самостоятельно, без вмешательства государства или учета его мнения [2].
В нашей стране находят свое применение все формы ГЧП, кроме концессий. Концессии являются очень перспективной и развитой формой сотрудничества, так как их заключают на длительный срок для возможности реализовать стратегическое планирование своей деятельности обоим сторонам [3]. Сегодня в России производятся только концептуальные разработки понятия и основы концессий. В данном случае, в стране не существует законодательства, способного регулировать отношения между субъектами в этой области, нет четкого представления о том, как применить концессию на практике, несмотря на то, что возможный экономический потенциал концессий в России можно оценить как высокий. Основными перспективными направлениями концессий в России являются объекты производственной, социальной и транспортной инфраструктуры.
ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций в любую сферу деятельности, позволяющим совершенствовать отношения бизнеса и государства, а объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в условиях определенных проектов создает их дополнительные конкурентные преимущества. В современной России ГЧП - механизм, способный стать базисом для создания высокотехнологичных корпоративных организаций, способных обеспечить возможность бизнеса решать задачи, связанные с выходом реального сектора экономики из кризисного состояния [4].
Относительно российской практики в настоящее время применимы следующие формы ГЧП:
- средства Инвестиционного фонда РФ и использование иных источников финансирования со стороны государства для поддержки частного предпринимательства при выполнении стратегических проектов;
- создание особых экономических зон (производственных, портовых, опытно-внедренческих, туристско-рекреационных) и предоставление льгот частным компаниям при реализации проектов на данной территории;
- заключение договоров о реализации проектов;
- создание корпораций со смешанным капиталом для поддержания и развития определенных отраслей;
- сотрудничество государственного и частного капитала для развития науки, технологий и техники;
- взаимодействие государства и частного бизнеса в развитии социальной сферы [5].
Таким образом, исходя из вышеотмеченного, ясно, что в РФ складывается уникальное
понимание форм и методов реализации ГЧП. Заинтересованность государства, бизнеса и гражданского общества в развитии социально-экономического комплекса страны создают хорошие перспективы для разработки требуемого законодательства, которое может быть создано при взаимодействии региональных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, частного бизнеса и гражданского общества.
Список литературы:
1. Селютина Л.Г. Современные аспекты процесса управления инвестиционной деятельностью в сфере воспроизводства жилищного фонда // Paradigmata poznani. 2014. № 2. С. 28-30.
2. Есина Ю.Л. Правовые основы частно-государственного партнерства // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. № 1 (1). С. 3-6.
3. Селютина Л.Г. Методологические основы формирования и развития системы управления процессом преобразования жилого фонда крупного города // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 212-218.
4. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2015. № 1. С. 9-10.
5. Селютина Л.Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28, № 1. С. 5-10.