Научная статья на тему 'Развитие и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России и на муниципальном уровне'

Развитие и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России и на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2223
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ГЧП / РЫНОК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕХАНИЗМА ГЧП / РАЗВИТИЕ РЫНКА ГЧП В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / MARKET INFRASTRUCTURE PROJECTS / INSTITUTIONAL COMPONENTS OF THE PPP MECHANISM / PPP MARKET DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемная Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации. Раскрываются особенности и тенденции развития ГЧП в различных отраслях экономики, выявляются ключевые политические и социально-экономические факторы, оказывающие влияние на перспективы развития рынка инфраструктурных проектов, анализируются институциональные составляющие механизма ГЧП. Автор обосновывает вывод о том, что в ближайшей перспективе в России ожидается активное развитие рынка ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTS OF PUBLICPRIVATE PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN REGIONS AND MUNICIPAL LEVELS

The article deals with the mechanisms of public-private partnership (PPP) and municipal-private partnership in the Russian Federation. Disclosed features and trends of development of PPPs in various sectors of the economy, identifies the key political and socio-economic factors influencing the market prospects of infrastructure projects at the institutional components of the PPP mechanism. The author substantiates the conclusion that in the near future in Russia expected to actively develop the PPP market in the sphere of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Развитие и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России и на муниципальном уровне»

 Развитие и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах России и на муниципальном уровне *

Т.С. Черемная руководитель рабочей группы по государственно-частному партнерству Делового Союза Евразии, руководитель Центра эффективного развития территорий, кандидат политических наук (г. Москва)

Татьяна Сергеевна Черемная, tatiana.cheremnaya@mail.ru

Сегодня взаимодействие органов власти и бизнеса объективно является движущей силой современного государства. В России этот процесс сопряжен со спецификой политической и социально-экономической реальности:

• санкционное давление со стороны стран Запада;

• острая необходимость перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу;

• необходимость более эффективного сбалансированного использования бюджетных средств и привлечения дополнительных внебюджетных источников, позволяющих государству успешнее выполнять возложенные на него обществом социально-политические и экономические функции.

В настоящее время государственная социально-экономическая политика характеризуется рядом основных стратегических направлений государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016 годы), сформулированных Президентом Российской Федерации В. Путиным в Бюджетном послании о бюджетной

политике в 2014-2016 годах. Среди них выделены следующие:

• обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;

• оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

• развитие программно-целевых методов управления;

• создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

• повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса [1].

Эксперты утверждают, что новая стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год является достаточно оптимистичной, поскольку согласно ее положениям внутренний валовой продукт вырастет, а инфляция к концу 2017 года снизится до 5,5 процента. Часть экспертов придерживаются мнения, что инфляция может снизиться до 4 процентов, а курс американского доллара - до 40-45 рублей [2].

При этом ключевой проблемой современного развития России эксперты называют экономический рост. Начиная с 2013-2014 годов экономисты и политики признают, что

* При подготовке статьи использованы материалы Третьего инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства», проходившего 29-31 марта 2016 года. Частично материал статьи был изложен на секции «Инвестиции в национальную экономику. Защита интересов отечественного бизнеса» Международного бизнес-конгресса «Безопасность и защита предпринимательства», проходившего в Москве 24 ноября 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

торможение определяется не конъюнктурными, а институциональными факторами. Все чаще речь идет о необходимости проведения институциональных реформ, формирующих стабильные «правила игры», понятные хозяйствующим субъектам и позволяющие прогнозировать последствия тех или иных экономических решений [3].

В таких условиях именно государственно-частное партнерство (далее также - ГЧП) и муниципально-частное партнерство (далее также - МЧП) рассматриваются как неотъемлемый элемент, обеспечивающий эффективное взаимодействие заинтересованных сторон в решении важнейших инфраструктурных проблем современной России.

Глобальный экономический и политический характер взаимоотношений по поводу инициации и реализации крупных инфраструктурных проектов подтверждается данными об объемах современного рынка инфраструктуры, который оценивается более чем в 30 триллионов рублей. В настоящее время в России реализуются уже более 1 300 проектов государственно-частного партнерства, что подтверждает особую потребность в развитии его механизмов [4]. При этом существенной проблемой является отсутствие достаточного опыта у региональных властей и интереса инвестора. И та, и другая стороны пока не готовы на прозрачных и понятных условиях договариваться о реализации стратегически важных для региона проектов. Для решения указанных проблем необходимо следующее:

• активное формирование рынка ГЧП;

• внесение законодательных корректировок (в частности, в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее - Закон о ГЧП);

• популяризация механизма реализации проектов ГЧП;

• обучение представителей власти и бизнеса структурированию проектов ГЧП, что является слабым местом, по оценкам экспертов.

И без того достаточно сложно «идущие» проекты сталкиваются с неготовностью бизнеса и власти, обусловленной сложной социально-экономической и политической ситуацией, ограниченностью бюджетных ресурсов и высокой стоимости финансирования, что усиливает риски досрочного расторжения контрактов. Так, некоторые эксперты в тяжелых экономических условиях прогнозируют замораживание части существующих проектов и инициацию новых. Кроме того, определенный период может потребоваться и для адаптации нового Закона о ГЧП под условия рынка, внесения соответствующих изменений в него, а также для приведения региональной и смежной федеральной нормативной правовой базы в соответствие с требованиями закона.

Что касается отраслевой специфики реализации проектов государственно-частного партнерства, то стоит отметить, что здесь ключевым лидером является сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Однако большая часть проектов в этой сфере реализуется в рамках концессий согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Перспективы развития рассматриваемой области открывает законодательная инициатива об упразднении таких прав собственности на муниципальное имущество, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, к 2018 году, озвученная заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибисом [7]. Еще одним стимулом к развитию рынка ГЧП в сфере ЖКХ является готовность использования средств пенсионных фондов при осуществлении проектов ГЧП в этой сфере При этом задача Министерства - передача неэффективных муниципальных унитарных предприятий в частные руки.

Одной из перспективных с точки зрения государственно-частного партнерства является сфера переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Задача решения проблемы ТБО становится все более актуальной, подчас требующей принятия немедленных решений со стороны муниципальных органов власти, однако реализация функций утилизации и переработки ТБО за счет частного бизнеса возможна только при наличии конкретных условий:

• необходимый объем ТБО;

• связка различных фаз транспортировки и переработки;

• активная поддержка органов власти.

Другой традиционно популярной сферой

для реализации проектов государственно-частного партнерства является транспортная. Именно здесь в настоящее время реализуются наибольшее количество федеральных и региональных проектов ГЧП с наибольшей капиталоемкостью, что неудивительно, учитывая, что к сфере транспорта относятся и аэропорты, и автомобильные дороги, и железнодорожный транспорт. Среди перспективных проектов в этой сфере эксперты отмечают реконструкцию небольших региональных аэропортов, предусматривающую их расширение и увеличение количества рейсов. К примеру, через механизм ГЧП аэропорт, выполняющий 1-2 рейса, может быть реконструирован за счет частного партнера и значительно увеличить количество рейсов (до 15). Безусловно, эффективность такой реконструкции не является однозначной, здесь требуются расчеты как востребованного финансово обеспеченного трафика, так и перспектив получения прибыли в определенный период времени частным партнером.

Также стоит отметить сферы, которые являются проблемными с точки зрения применения к ним механизма государственно-частного партнерства. К таковым можно отнести проекты в сфере фотовидеофик-сации. В настоящее время реализация таких проектов затруднена ввиду отсутствия прямого упоминания объектов фотовидео-

фиксации в Законе о ГЧП и концессиях. Это связано с закрытым перечнем объектов ГЧП, предусмотренным законом, поэтому реализация указанных проектов может иметь трудности с точки зрения их законодательного обоснования.

Еще одна неоднозначная сфера с позиции ГЧП - электроэнергетика. Эксперты склоняются к мнению о невозможности реализации проектов ГЧП в сфере электроэнергетики, поскольку она традиционно является государственной и передача части функций от государства частнику здесь возможна на особых условиях и только на принципах квазиГЧП, что подтверждает практика реализации проектов в этой сфере. Для активизации реализации энергетических ГЧП-проектов требуется внесение существенных законодательных изменений.

И наконец, самая необходимая, но пока наиболее слабая сфера с точки зрения ГЧП - социальная инфраструктура. Причина отсутствия большого количества инициатив в низкой рентабельности таких проектов, поскольку их реализация напрямую зависит от платежеспособности населения. Но все же лидером социальной сферы сегодня можно смело назвать здравоохранение. Причина популярности и экономической целесообразности реализации проектов ГЧП в здравоохранении в том, что из всех социальных сфер она является наиболее жизненно необходимой, а потому и востребованной даже на коммерческой основе, чего нельзя сказать, к примеру, о спорте или культуре.

Самыми яркими примерами последнего года в сфере здравоохранения можно назвать комплексный проект передачи в частные руки «Скорой помощи» в 6 регионах России (в качестве пилотного проекта с последующей трансляцией на другие регионы). Также важным является и инициирование создания специализированных медицинских центров на принципах ГЧП. В частности, такие проекты есть и в Москве, и в Московской области. Предпола-

гается, однако, что оказание медицинских услуг в таких медицинских организациях будет осуществляться как за счет средств обязательного медицинского страхования (по большей части), так и на платной основе. Таким образом, «медицинские» проекты ГЧП имеют практически гарантированный возврат инвестиций, а следовательно, и очевидные перспективы развития.

Совсем иную ситуацию мы можем наблюдать в сфере спорта. Для реализации проектов в этой сфере требуются высокая платежеспособность населения и существенная поддержка государства. Так, интересанты частного бизнеса из сферы спорта на встрече с В. Путиным просили о создании преференций для частных инвесторов, желающих вкладывать в сферу спорта [8]. Предложения представителей частного бизнеса были поддержаны Президентом Российской Федерации, и в ближайшее время можно ожидать существенного развития этой сферы на принципах ГЧП.

Остальные проекты социальной сферы (детские сады, образовательные учреждения, культурные проекты) только начинают активно инициироваться бизнесом и властью. Низкая рентабельность ввиду низкой платежеспособности населения подталкивает законодательные органы к внесению соответствующих законодательных инициатив, которые будут способствовать созданию преференций и полноценного правового поля для реализации таких проектов в целом. Ведь зачастую ГЧП является единственной возможностью для реализации социальных объектов из-за ограниченности муниципальных и региональных бюджетов.

Вместе с тем необходимо отметить, что становление рынка и институциональной базы ГЧП-проектов до сих пор не закончено. Этому препятствовали:

• затянувшаяся на 4 года процедура принятия Закона о ГЧП;

• отсутствие понимания некоторых аспектов реализации проектов органами власти (так называемая пробле-

ма отсутствия квалифицированного заказчика);

• недоверие бизнеса к власти, что подтверждается данными социологических опросов;

• отсутствие узкоспециализированных консультантов в регионах;

• сложность получения финансирования на мелкие и средние по стоимости проекты, поскольку финансовым институтам интересны только крупные инфраструктурные проекты с высокой рентабельностью и стабильными гарантиями.

Здесь же отметим и небольшое количество реализуемых в классической форме проектов ГЧП. В настоящее время из 1 300 проектов, реализуемых в России, в форме классического ГЧП реализуются около 15 проектов, а в общей сложности на разных стадиях - не более 100. Таким образом, сегодня большая часть проектов реализуется на основе концессионного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Однако концессии являются только одной из форм реализации такого рода проектов, а не ГЧП в классическом виде. Такая же система используется и в странах БРИКС, где концессионное законодательство и законодательство о ГЧП отделены друг от друга.

Также серьезными, на мой взгляд, вопросами являются такие, как значение, роль и место механизма государственно-частного партнерства в системе государственного и муниципального управления. Сегодня понимание сути ГЧП в большинстве случаев сводится к одному из способов ведения современного бизнеса, что подтверждает идеология обязательной рентабельности проектов государственно-частного партнерства, при этом часть затрат перекладывается на потребителя, поэтому и появляются платные автомобильные дороги, другие платные услуги для населения. В целом такая система соответствует критериям рыночной экономики, но зачастую противоречит инте-

ресам потребителей, принципам социального государства. Однако в настоящее время ситуация меняется, чему способствует реализация нескольких важных мер. Прежде всего речь идет о принятии Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступил в силу с 1 января 2016 года. Хотя эксперты отмечают наличие большого количества недостатков, он, наконец, четко определяет понятие «государственно-частное партнерство» как «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничества публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». В законе четко определены признаки ГЧП и обязательные элементы, при которых проект может быть реализован на принципах государственно-частного партнерства.

Еще одним, хотя и не совсем положительным драйвером, можно назвать санкци-онную политику со стороны стран Запада, которая поспособствовала необходимости реализации политики импортозамещения. Отметим, что создание новых производств и бизнеса не подпадает под определение ГЧП. Однако развитие бизнеса невозможно без создания соответствующей инфраструктуры - дорог, объектов ЖКХ и т. д., что может быть реализовано на условиях партнерства государства и бизнеса в форме ГЧП. Сюда же можно отнести и создание государством дополнительных механизмов:

• предоставление гарантий, в том числе для получения финансирования от кредитной организации;

• политическая поддержка проектов региональных органов власти;

• возможность реализации проектов в рамках территорий опережающего развития, особых экономических зон, технопарков, кластеров;

• помощь в получении или предоставлении земельных участков на определенных условиях.

Однако указанные формы поддержки нельзя назвать свойственными классическому ГЧП, представляющему собой именно софинансирование государством (муниципалитетом) и бизнесом объектов социальной инфраструктуры в форме заключения соглашения о государственно-частном партнерстве или контракта жизненного цикла.

Особенно необходимо отметить проблематику инициации и реализации небольших по капиталоемкости муниципальных проектов. Сегодня такие проекты составляют почти 80 процентов от их общего количества.

Степень важности реализации муниципальных ГЧП-проектов определяется тем, что эффективное развитие муниципальных территорий является резервом, предоставляющим возможность поднять уровень жизни населения. При этом возникает комплексная задача развития муниципалитетов, которая, в свою очередь, предполагает корректировку, а иногда и полное реформирование существующей системы управления муниципалитетом, разработку новой программы развития муниципального образования. В с вязи с этим система государственно-частного партнерства должна постепенно все более адаптироваться к регионам и муниципалитетам, чтобы способствовать территориальному региональному развитию, наращиванию новых производств, а значит, и развитию инфраструктуры под их создание. Еще более значимым является развитие муниципально-частного партнерства. И в этом направлении постепенно ведется работа. Так, прошедший в марте 2016 года

Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» был посвящен теме развития территорий посредством использования инструментов государственно-частного партнерства. И это неудивительно, учитывая, что из 1 300 проектов ГЧП в России почти 1 000 приходятся как раз на муниципальные [9]. К масштабным проектам по строительству дорог все чаще добавляются небольшие, но жизненно важные проекты ЖКХ (реконструкция котельных, модернизация систем теплоснабжения и водоотведения), появляются проекты и в новых сферах -спорт, культура, образование, медицина.

Кроме того, в Законе о ГЧП содержится формулировка и муниципально-частного партнерства, что также законодательно урегулирует отношения по поводу муниципальных проектов. Однако законодательство на современном этапе не выделяет специфичность реализации таких разных по объему, качеству, значимости, срокам реализации проектов. А ведь между крупными ГЧП и мелкими МЧП зачастую есть существенная разница. В частности, в случае реализации МЧП возникает проблема с получением финансирования со стороны частного инвестора.

В числе «тормозов» развития механизма МЧП необходимо отметить ограниченность бюджетных возможностей муниципалитетов. В настоящее время основными источниками дохода муниципальных образований являются подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход и налог на имущество. Отсюда следует, что величина бюджета муниципального образования зависит от количества действующих предприятий и роста числа рабочих мест. Таким образом, наиболее действенный инструмент развития экономики - привлечение инвестиций в реальный сектор, создание современных промышленных и сельскохозяйственных производств.

Механизм поддержки инвестиционной активности в муниципалитете включает использование всех инструментов поддержки предпринимательской сферы с целью соз-

дания благоприятной среды для развития экономики, а именно:

• содержание в надлежащем состоянии существующей инфраструктуры и создание новой;

• информационная поддержка;

• долевое финансирование;

• уплата процентов по кредиту;

• налоговые льготы;

• устранение бюрократических барьеров для вхождения в бизнес и т. д. [10].

Особое внимание, безусловно, следует уделять развитию проектов в сфере сельского хозяйства. В последнее время с этой целью начали действовать поддерживающие инструменты. Сегодня мерами государственной поддержки агропромышленного комплекса являются:

• предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования;

• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

• предоставление грантов из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов.

Кроме этого, государство предоставляет для сельхозпроизводителей кредиты на инвестиционный проект по льготной ставке, а также финансирование за счет средств Инвестиционного фонда. При существенной государственной поддержке уже реализованы проекты птицеводческого комплекса «Птицефабрика Акашевская» в Республике Марий Эл, свиноводческого комплекса в Приморском крае, животноводческого комплекса в Воронежской области и другие проекты. Внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправки в Закон о ГЧП предоставили право заключать соглашения о ГЧП и концессионные соглашения в отношении объектов сельского хозяйства, что является

очень важным в существующих условиях действия санкций и будет способствовать развитию импортозамещения. Кроме того, по мнению экспертов, изменения позволят обеспечить привлечение инвестиций в развитие индустрии хранения овощей, что позволит снизить инфляционное давление. Безусловно, такие изменения коснутся и стратегической для сельских территорий отрасли сельского хозяйства.

Здесь также необходимо отметить возможности, предусматривающие использование механизма государственно-частного партнерства для передачи неэффективных муниципальных унитарных предприятий в руки частного бизнеса для повышения их эффективности, что может заметно сказаться не только на модернизации инфраструктуры, но и на повышении общего уровня социально-экономического развития страны. Однако стоит отметить и сложности привлечения инвестора в муниципальные проекты ГЧП по причине низкой рентабельности проектов, а следовательно, и отсутствие их интереса к таким проектам. К этому можно добавить практически полное отсутствие возможности финансирования проектов банками, опять же по причине отсутствия интереса из-за недостаточных масштабов и низкой рентабельности.

Здесь речь не идет о реализации убыточных проектов, скорее, мы говорим о кооперации и создании новых механизмов развития территорий, в том числе сельских. К ним относится строительство школ, больниц, спортивных объектов, культуры и т. д. при использовании адаптированного к условиям муниципально-частного партнерства, что потребует принятия политических решений в сфере государственного и муниципального управления, корректировки существующего смежного законодательства, инициации создания действенного механизма муниципально-частного партнерства, основанного на эффективной системе комплексного развития территорий России, поддержки государством инициатив муниципалитетов в сотрудничестве с института-

ми гражданского общества.

Таким образом, именно государственно-частное и муниципально-частное партнерства могут стать драйверами для развития как отдельных территорий, так и страны в целом.

Говоря о перспективах рынка, которые открываются перед его участниками, стоит отметить несколько серьезных инициатив, предложенных ими в последнее время. В частности, это обращение участников рынка к Правительству Российской Федерации с просьбой о внесении изменений, предусматривающих возможности финансирования региональных проектов ГЧП из федерального бюджета (имеется в виду софинансирование), поскольку возможности регионов не позволяют им осуществлять такие проекты, что ставит сферу ГЧП практически в безвыходное положение, ведь именно на долю региональных и муниципальных проектов приходится их большая часть. Также участники рынка ГЧП отмечают проблему тарификации, а именно заморозку тарифов на время реализации проектов (а в некоторых случаях их рост) и полагают необходимым скорейшее решение этой проблемы для повышения экономической целесообразности реализации таких проектов для частного партнера (см. [9]).

Следующий вопрос - это гарантии бюджета на реализацию проекта, то есть закрепление обязанности бюджета финансировать проект не только в рамках 3-годичного бюджетного цикла. Такие изменения позволили бы заметно усилить позицию инвестора. Депутаты обещают принять соответствующие поправки в самое ближайшее время.

И, пожалуй, самой ключевой системной проблемой, по моему мнению, является неготовность региональных органов власти передавать муниципальное и региональное имущество в частные руки.

Качественно новыми инициативами, способными оказать существенное влияние на количество и качество проектов ГЧП, можно

назвать предложение о включении в объекты соглашений о ГЧП не только недвижимого имущества (как это предусмотрено законом), но и движимого, а также создание Гарантийного страхового фонда, который будет страховать обязательства регионов и муниципалитетов по проектам ГЧП, что позволит снизить риски для обеих сторон. Эта инициатива была озвучена руководством Центра развития ГЧП на VII съезде Торгово-промышленной платы Российской Федерации [12]. Кроме того, в ближайшее время ожидается внесение законодательных поправок, предусматривающих включение в федеральные целевые программы статей по финансированию региональных проектов ГЧП, что будет большим шагом к активизации роста количества и качества региональных проектов, предусматривающих финансирование за счет средств федерального бюджета.

Еще одним важным изменением может стать возможность реализации промышленных проектов на принципах государственно-частного партнерства.

Таким образом, практика показывает, что в настоящее время рынок проектов ГЧП стремительно растет, хотя эксперты и прогнозируют его некоторое замедление в ближайшие 2 года из-за кризисных явлений в экономике. Вместе с тем улучшение экономической ситуации и постепенное накопление опыта на этапе формирования рынка позволяют прогнозировать значительный бум в сфере ГЧП в среднесрочной перспективе, что подтверждает мировая практика. Эксперты всего мира сходятся во мнении о том, что государственно-частное партнерство является лекарством для экономики и, пожалуй, самым эффективным из всех возможных.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О бюджетной политике в 2014-2016 годах : Бюджетное послание Президента Российской Федерации, 2013. URL: http://

www.kremlin.ru/ (дата обращения: 24 марта 2016 года).

2. Прогноз социально-экономического развития России на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. URL: http://econ оту.регткгакги/ир1оа0/1-Прогноз+на+2016. pdf

3. Мау В. А. Социально-экономическая политика России в 2014 г.: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. № 2.

4. Ассоциация «Центр развития государственно-частного партнерства» : [официальный сайт]. URL: http://pppcenter.ru/

5. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ.

6. О концессионных соглашениях : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.

7. Доклад заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса. URL: http://p3week.ru/

8. Встреча представителей частного бизнеса из сферы спорта с Президентом Российской Федерации В. Путиным. URL: http:// p3week.ru/

9. Третий инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частного партнерства» : [официальный сайт]. URL: http://p3week.ru/

10. Филатов В. Зачем муниципалитету стратегия? // Деловой журнал «Финансово-Экономический Бюллетень». 2011. № 129.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 391-Ф3.

12. VII съезд Торгово-промышленной платы Российской Федерации. Москва, 20 апреля 2016 года. URL: http://pppcenter. ru/29/novosti/pppcenter-news/pavel-seleznev-prinyal-uchastie-v-pervom-zasedanii-soveta-tpp-rf.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.