Научная статья на тему 'Развитие и опыт реализации теории педагогики личности в работах педагогов-реформаторов западной Европы в конце xix начале XX вв'

Развитие и опыт реализации теории педагогики личности в работах педагогов-реформаторов западной Европы в конце xix начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯЯ / HUMANIZATION / SELF-EDUCATION / PERSONALITY / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Светлана Игоревна

Статья раскрывает предпосылки становления и развития теории педагогики личности в рамках реформаторского течения, получившего большое распространение в Западной Европе и России в конце XIX начале XXвв. Рассмотрены основные теоретико-методологические аспекты теории педагогики личности, направленной на формирования свободной, творческой, активной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation of the theory which considers personality from the point of view its personal characteristics and value orientations in Europe and Russia in the end of 19th the beginning of the 20th centuries

The article analyses the process of formation and development of the theory which considers personality from the point of view of its personal characteristics, self-education and value orientations. Special attention is also paid to the role of pedagogical theorieswhich were relevant in Europe and Russia in the end of 19th the beginning of the 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Развитие и опыт реализации теории педагогики личности в работах педагогов-реформаторов западной Европы в конце xix начале XX вв»

 УДК 37(09) Проблема педагогики личности на

ББК Ч33(4) современном этапе является наиболее

С. И. Яворская актуальной. Процессы экономической,

культурной глобализации, стремитель-

Развитие и опыт реализации ный технический прогресс предъявля-

теории педагогики личности ют новые требования к системе образо-

в работах педагогов-реформаторов вания, которые противоречат стандар-

Западной Европы тизации личности и узкому решению

в конце XIX - начале XX вв. практических задач, отчуждению чело-

г ' ' 7 J ^ века от духовных ценностей. Современ-

Статья раскрывает предпосылки ста- .7 | г ными целями образования являются:

новления и развития теории педагоги- индивидуально-личностное развитие

ки личности в рамках реформаторского учеников, создание условий для мак-

течения, получившего большое распро- симального развития их личностного

странение в Западной Европе и России потенциала, что находит отражение

в конце XIX - начале XX вв. Рассмотрены в теории и практике личностно ори-

основные теоретико-методологические ентированного образования, в основу

аспекты теории педагогики личности, которого положены гуманистические

направленной на формирования свобод- идеи и культурологический подход,

ной, творческой, активной личности. ' J ;г 7 способствующие реализации целей об-

Ключевые слова: реформаторская пе- разования.

дагогика, свободное воспитание, теория Основная проблема на современном

педагогики личности, ценностная пара- этапе развития образования заключается

дигма воспитания. в обеспечении дальнейшей реализации

основных идей педагогики личности и

пересмотра ранее существовавших воспи-

S. I. Yavorskaya тательных парадигм воспитания. Реше-

ние глобальных проблем зависит от того,

The process of formation of the theory каким будет сформирован и воспитан

which considers personality from the человек в процессе его обучения. В науке

point of view its personal characteristics предпринимаются попытки рассмотреть

and value orientations in Europe and ряд ключевых теоретико-методологичес-

Russia in the end of ких аспектов педагогики личности в связи

19th - the beginning of the 20th centuries с тем, что изменилось общество, выдвига-

ющее новые требования.

The article analyses the process of forma- На протяжении длительной истории

tion and development of the theory which цивилизованных сообществ внимание

considers personality from the point of view ученых было сосредоточено на поиске

of its personal characteristics, self-educa- идеалов и ценностных устоев, которые

tion and value orientations. Special atten- отражают природный дар человека, его

tion is also paid to the role of pedagogical устремленность к всесторонней и пол-

theories which were relevant in Europe ноценной самореализации. Перед систе-

and Russia in the end of 19th - the begin- мой образования стоит осознанная пот-

ning of the 20th centuries. ребность государства в восстановлении

Keywords: humanization, self-education, г у г 1 1 воспитательной функции образования

personality, value orientations. ту ^ г и ее новом осмыслении, что приводит к

поиску новых смыслов воспитательной

деятельности.

Следует отметить, что понимание мические, социальные изменения при-

необходимости воспитания такой це- вели к новому положению в мировой

лостной, развитой, свободной лич- экономике.

ности появилось в новых социально- Обращение к политико-экономичес-

экономических, политических усло- ким и социокультурным преобразова-

виях развития общества, диктующих ниям рассматриваемого периода связа-

новые стандарты образования и вос- но с тем, что они повлияли на становле-

питания. Изменение общественного ние национальных систем образования

сознания уже в конце XIX в. привело и развитие педагогической мысли в За-

к изменению педагогического идеа- падной Европе и России [6, с. 15].

ла, повысился интерес к внутреннему Новая стадия развития общества из-

миру человека, который значительно менила сознание людей, способы их

усилился к настоящему времени. Со- общения, повлияла на развитие культу-

гласно данным концепциям, ребенок ры и образования. С этих позиций цель

должен находиться в центре учебного воспитания и образования была на-

процесса. Развитие личности и обще- правлена на формирования определен-

ства - это диалектически взаимосвя- ных потребностей, побуждающих к са-

занный процесс, поэтому необходимо моразвитию личности. С точки зрения

уделять особое внимание воспитанию Б.М. Бим-Бада, на рубеже XIX-XX вв.

и развитию активной личности. Как наблюдался взлет самосознания, реф-

показывает анализ историко-педаго- лексии и методологических исканий,

гического процесса, усиление педаго- связанных с необходимостью создания

гических исканий и реформы в обра- новых педагогических структур в обра-

зовании неразрывно связаны с проис- зовательном процессе. Данный период

ходящими историческими событиями, можно охарактеризовать как время пе-

социокультурными изменениями и реустройства личности, исходящее из

прогрессом науки, особенно в области антропологической основы педагогики

человекознания [7, с. 55]. [1, с. 9].

Рубеж Х1Х-ХХ вв. рассматривается Проблема педагогики личности при-

как определенный исторический этап, обрела масштабный характер, распро-

на котором произошли значительные странявшийся среди учительства Герма-

сдвиги в области философии, педагоги- нии в рамках различных педагогических

ки, связанные с несоответствием имею- течений, в том числе в педагогике сотруд-

щейся системы воспитания и образова- ничества. Познавательная деятельность

ния. Индустриальное развитие запад- школьников поддерживалась созданной

ноевропейских стран (Австро-Венгрия, педагогами-новаторами техникой собе-

Италия) способствовало росту городс- седования, которая вызывала глубокие

кого населения. Процесс промышлен- внутренние переживания. Данный при-

ного производства, происходящий в нцип, направленный на «внутренние

конце XIX в., способствовал изменению переживания» в процессе обучения, поз-

техники и структуры производства. На- волил по-новому воспринимать и осмыс-

учные открытия и технические новшес- ливать учебную деятельность, так как

тва привели к укреплению машинной для человека имеет значение только ис-

индустрии и инфраструктуры мирово- тинное переживание. В первой половине

го рынка. Развитие естественных наук, XIX в. в зарубежной педагогике просле-

технические новшества способствовали живаются две основные парадигмы вос-

социальным сдвигам в структуре об- питания: педагогический традициона-

щества. Таким образом, данные эконо- лизм и новое воспитание (реформатор-

ская педагогика, свободное воспитание), софских взглядов в обосновании своих

являвшееся альтернативой данной тра- концепций определяло специфичность

диции. Реформаторская педагогика ис- педагогического течения и способ их

кала новые пути формирования личнос- реализации.

ти, актуализируя теоретические обосно- Проблема педагогики личности при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вания, получает утверждение идея, что обрела масштабный характер, распро-

личность должна являться не объектом, странявшийся среди учительства Герма-

а субъектом педагогического процесса. нии в рамках различных педагогических

Несмотря на некоторые отличитель- течений, в том числе в педагогике сотруд-

ные черты, в целом все сторонники «ре- ничества. Познавательная деятельность

форматорской педагогики» видели в школьников поддерживалась созданной

природе ребенка огромные возможнос- педагогами-новаторами техникой собе-

ти, которые могут проявляться при оп- седования, которая вызывала глубокие

ределенных условиях. Одним из таких внутренние переживания. Данный при-

г ^ у ^ условий является внешняя свобода, спо- нцип, направленный на «внутренние

собствующая саморазвитию внутрен- / ^ У 1 переживания» в процессе обучения, поз-

них сил. Взгляды на сущность течений волил по-новому воспринимать и осмыс-

реформаторской педагогики полифо- ливать учебную деятельность, так как

ничны. С позиции ряда исследователей для человека имеет значение только ис-

(Л.Б. Баткин, Е.В. Иванов, Г.А. Новичко- тинное переживание.

ва), можно выделить следующие при- Названный подход поддерживался

чины существования различных трак- многими педагогами, реализующий

товок понятия «педагогика личности», познавательную деятельность учащего-

«свободное воспитание» и способов его ся и способствующий расширению гра-

реализации на практике: ниц индивидуального опыта ребенка

- изменение социокультурной ситу- через его личные переживания, отража-

ации в западноевропейских странах во ющие в его сознании эмоциональные и

второй половине XIX - начале XX вв.; личностно значимые явления. Педагоги

- углубление научных представле- Бременской школы разработали кон-

ний о человеке, увеличение значимости цептуальные основы теории свободной

интеллектуального образования; личности, что послужило творческим

- специфичность культурных исто- толчком для ряда работ педагогов-ре-

г V ков, оказавших влияние на формирова- форматоров. С этих позиций новая шко-

ние педагогических позиций деятелей ла направляла руководство учителя на

«свободного воспитания»; развитие эмоционального восприятия

- личностный подход к организации учащимися учебного материала, осно-

учебно-воспитательного процесса в ванного на художественных образах.

школах. Антропологические исследования

Указанные выше разнообразные трак- философов (Г. Гегель, И. Кант, И. Фих-

товки течений в рамках реформаторс- те) подчеркивали социальную значи-

кой педагогики являются также и при- / Г ■ У мость человека, углубили его познание

чинами подразделения представителей о себе, что позволило педагогам-новато-

данного течения на педагогов-анархис- рам создать новую систему воспитания,

тов (Г. Лейн, П. Робен, С. Фор), педаго- направленную на преобразование лич-

гов-естествоиспытателей (О. Декроли, ности. Для понимания взаимосвязи пе-

М. Монтессори), педагогов-индивиду- дагогической антропологии и реформа-

1 // ' 1 1 1 < V алистов-эстетов (Л. Гурлитт, Э. Линде, торских течений необходимо выделить

Г. Шаррельман). Доминирование фило- основные задачи, поставленные перед

данной наукой: деятельное изменение тип школы, отвергающий сословно-

и самоизменение человека (воспитание) прикладной характер учебных заведе-

с целью формирования высоконравс- ний [2, с. 28]. Так, в июле 1856 г. в жур-

твенной личности. Анализ концепций нале «Морской сборник» была опуб-

немецких философов позволяет сделать ликована ставшая программной статья

вывод о том, что ценностная парадиг- Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в

ма включала в себя такие ценности, как которой он выдвинул на первое место

свободная личность, нравственность, «общечеловеческую образованность» и

индивидуальность. Для определения ставил задачу воспитания «внутренне-

влияния философской антропологии на го» человека, проникнутого высокими

формирование педагогических течений нравственными убеждениями.

в рамках реформаторской педагогики Г У ^ ' Именно начало 60-х гг. XIX в. связа-

необходимо выявить ценностную пара- но с требованиями гуманности, сво-

дигму, которая являлась основой для их боды и самостоятельности мысли. Эти

создания [5, с. 102]. проблемы нашли отражение в работах

Вторая половина XIX в. - это яркий талантливого педагога изучаемого пе-

период в развитии педагогической на- риода П.Ф. Каптерева, теоретически

уки и практики в России, проходивший осмыслившего и обосновавшего целый

на фоне социальных преобразований, в ряд педагогических феноменов. В силу

центр которых был поставлен человек. г ^ ' I того, что педагогика того времени про-

Развивающаяся образовательная сис- ходила этап своего становления, она

тема и педагогическая мысль в непро- продуктивно осваивала ценные до-

стых условиях реформ способствовали стижения европейской педагогики, в

становлению научной и общественной частности Германии. Воспитание рас-

педагогики. В этот период начинают сматривалось как гармоничное и рав-

интенсивно оформляться как самосто- номерное развитие человеческих сил,

ятельные отрасли теория воспитания, воспитание прежде всего личности, в

обучения, история педагогики. Одно- которой человеческое стоит на первом

временно идут и интеграционные про- месте. Новый подход в воспитании и

цессы: педагогическая наука получает обучении призывал развивать в ребенке

дополнительный импульс от развиваю- индивидуальные способности [4, с. 95].

^ У Г щейся общей и возрастной психологии. Развитие системы народного про-

Заимствование методов психологичес- свещения в России во второй половине

кого исследования приводит, в свою XIX в. поставило власть и общество пе-

очередь, к образованию самостоятель- ред необходимостью решать проблему

ного направления - экспериментальной возрастающей потребности в учителях.

педагогики. В конце XIX в. ведущей тенденцией раз-

Несмотря на различные точки зре- вития отечественной педагогики стала

ния к определению перспектив разви- дифференциация педагогического зна-

тия образовательной системы, в этот ния. Объективными предпосылками для

период были достигнуты существен- развития проблемы свободной личнос-

ные научно-педагогические результа- ти являлись либеральные преобразова-

ты благодаря деятельности педагогов ния, осуществлявшиеся в стране в 60-

и учителей-практиков, создавших ряд 70-е гг. XIX в.: социально-экономические,

У 1 ' 1 теорий, ориентированных на гуманис- социально-политические и культурно-об-

тическое воспитание и образование. разовательные. Данные изменения при-

Под влиянием общественно-педагоги- вели к изменению сознания людей, за-

ческого движения стал складываться ставляя по-новому осмысливать ценность

свободы. Феномен свободы стал рассмат-

экономическому и культурному разви-

риваться в качестве важнейшего педагоги-

тию общества. Реализация данных идей

ческого явления, что привело, в свою оче-

нашла отражение во многих педагоги-

редь, к интенсивному развитию одного из

ческих течениях, главные направления

направлений гуманистической педагоги-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которых исходили из идеи о развитии

ки - теории свободного воспитания. Как

цельной личности, способной найти

отмечает Е.В. Иванов, свободное воспи-

опору внутри себя. В рамках исследо-

тание представлялось средством переуст-

вания процесса становления и форми-

ройства общества на новых началах, обес-

рования педагогики личности важно

печивающим всестороннее развитие ду-

отметить, что решающей предпосыл-

ховных и физических сил детей, их твор-

кой развития являлись филантропизм и

ческую активность; учителям — свободу

философия XIX в., ставшие теоретичес-

педагогического творчества [3, с. 180].

кой основой реформаторской педаго-

Анализ источников позволяет сде-

гики (педагогики личности, свободного

лать вывод о том, что индустриализация

воспитания). Педагоги-реформаторы

стран Западной Европы и России в рас-

расширили знания о формировании

сматриваемый период способствует ста-

свободной личности, об усовершенс-

новлению и развитию педагогической

твовании человеческой природы и ду-

мысли в рамках педагогики личности и

ховного развития. Педагогика личности

свободного воспитания. Социокультур-

(прогрессивная немецкая педагогика

ные и политико-экономические преоб-

свободное воспитание), имевшая цель

разования становятся источниками по-

обучения посредством деятельности

исков, провозглашающих основой обу-

и познания самого себя, представляет

чения и воспитания учение о внутрен-

большой интерес для педагогической

нем развитии человека. Ведущие педаго-

науки и истории педагогики, так как

гические концепции конца XIX - начала

теории и практическая деятельность из-

XX вв. имели общие цели, направлен ные на воспитание высоконравствен-

вестных педагогов-реформаторов лежат

в основе процесса совершенствования

ной личности, способной содействовать

современной практики.

Список

литературы

ичнос льтур 2. С.

1. Бим-Бад Б. М. Педагогические тече ции по педагогической антропологии и УРАО, 1998. 116 с.

2. Гончарова С. Б. Зарождение л ской классической педагогике и ку мониторинг в образовании. 2002. №

3. Иванов Е. В. Феномен свободы в пе, 208 с.

4. Минюкова С. А. Вопросы воспитан рой половины 19-го начала 20-го веков /

5. Новичкова Г. А. Историко-философ кой антропологии. М., 2001. 142 с.

6. Образова Л. В. Гуманистическая педа чала XX века (1870-1933). Пятигорск, 2004

7. Слепенкова Е. А. Развитие системы не XIX в. // Педагогика. 2007. № 10. С. 54

ния в начале двадцатого века : лек-философии образования. М.: Изд-во

тного подхода к образованию в русы XVШ-XIX веков // Стандарты и 27-29.

дагогике. Великий Новгород, 2002.

ия в отечественной педагогике вто/ Педагогика. 1999. № 7. С. 93-98. ские очерки западной педагогичес-

гогика и школа Германии к XIX - на. 342 с.

образования в России во 2-й полови--61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.