УДК 37(09) Проблема педагогики личности на
ББК Ч33(4) современном этапе является наиболее
С. И. Яворская актуальной. Процессы экономической,
культурной глобализации, стремитель-
Развитие и опыт реализации ный технический прогресс предъявля-
теории педагогики личности ют новые требования к системе образо-
в работах педагогов-реформаторов вания, которые противоречат стандар-
Западной Европы тизации личности и узкому решению
в конце XIX - начале XX вв. практических задач, отчуждению чело-
г ' ' 7 J ^ века от духовных ценностей. Современ-
Статья раскрывает предпосылки ста- .7 | г ными целями образования являются:
новления и развития теории педагоги- индивидуально-личностное развитие
ки личности в рамках реформаторского учеников, создание условий для мак-
течения, получившего большое распро- симального развития их личностного
странение в Западной Европе и России потенциала, что находит отражение
в конце XIX - начале XX вв. Рассмотрены в теории и практике личностно ори-
основные теоретико-методологические ентированного образования, в основу
аспекты теории педагогики личности, которого положены гуманистические
направленной на формирования свобод- идеи и культурологический подход,
ной, творческой, активной личности. ' J ;г 7 способствующие реализации целей об-
Ключевые слова: реформаторская пе- разования.
дагогика, свободное воспитание, теория Основная проблема на современном
педагогики личности, ценностная пара- этапе развития образования заключается
дигма воспитания. в обеспечении дальнейшей реализации
основных идей педагогики личности и
пересмотра ранее существовавших воспи-
S. I. Yavorskaya тательных парадигм воспитания. Реше-
ние глобальных проблем зависит от того,
The process of formation of the theory каким будет сформирован и воспитан
which considers personality from the человек в процессе его обучения. В науке
point of view its personal characteristics предпринимаются попытки рассмотреть
and value orientations in Europe and ряд ключевых теоретико-методологичес-
Russia in the end of ких аспектов педагогики личности в связи
19th - the beginning of the 20th centuries с тем, что изменилось общество, выдвига-
ющее новые требования.
The article analyses the process of forma- На протяжении длительной истории
tion and development of the theory which цивилизованных сообществ внимание
considers personality from the point of view ученых было сосредоточено на поиске
of its personal characteristics, self-educa- идеалов и ценностных устоев, которые
tion and value orientations. Special atten- отражают природный дар человека, его
tion is also paid to the role of pedagogical устремленность к всесторонней и пол-
theories which were relevant in Europe ноценной самореализации. Перед систе-
and Russia in the end of 19th - the begin- мой образования стоит осознанная пот-
ning of the 20th centuries. ребность государства в восстановлении
Keywords: humanization, self-education, г у г 1 1 воспитательной функции образования
personality, value orientations. ту ^ г и ее новом осмыслении, что приводит к
поиску новых смыслов воспитательной
деятельности.
Следует отметить, что понимание мические, социальные изменения при-
необходимости воспитания такой це- вели к новому положению в мировой
лостной, развитой, свободной лич- экономике.
ности появилось в новых социально- Обращение к политико-экономичес-
экономических, политических усло- ким и социокультурным преобразова-
виях развития общества, диктующих ниям рассматриваемого периода связа-
новые стандарты образования и вос- но с тем, что они повлияли на становле-
питания. Изменение общественного ние национальных систем образования
сознания уже в конце XIX в. привело и развитие педагогической мысли в За-
к изменению педагогического идеа- падной Европе и России [6, с. 15].
ла, повысился интерес к внутреннему Новая стадия развития общества из-
миру человека, который значительно менила сознание людей, способы их
усилился к настоящему времени. Со- общения, повлияла на развитие культу-
гласно данным концепциям, ребенок ры и образования. С этих позиций цель
должен находиться в центре учебного воспитания и образования была на-
процесса. Развитие личности и обще- правлена на формирования определен-
ства - это диалектически взаимосвя- ных потребностей, побуждающих к са-
занный процесс, поэтому необходимо моразвитию личности. С точки зрения
уделять особое внимание воспитанию Б.М. Бим-Бада, на рубеже XIX-XX вв.
и развитию активной личности. Как наблюдался взлет самосознания, реф-
показывает анализ историко-педаго- лексии и методологических исканий,
гического процесса, усиление педаго- связанных с необходимостью создания
гических исканий и реформы в обра- новых педагогических структур в обра-
зовании неразрывно связаны с проис- зовательном процессе. Данный период
ходящими историческими событиями, можно охарактеризовать как время пе-
социокультурными изменениями и реустройства личности, исходящее из
прогрессом науки, особенно в области антропологической основы педагогики
человекознания [7, с. 55]. [1, с. 9].
Рубеж Х1Х-ХХ вв. рассматривается Проблема педагогики личности при-
как определенный исторический этап, обрела масштабный характер, распро-
на котором произошли значительные странявшийся среди учительства Герма-
сдвиги в области философии, педагоги- нии в рамках различных педагогических
ки, связанные с несоответствием имею- течений, в том числе в педагогике сотруд-
щейся системы воспитания и образова- ничества. Познавательная деятельность
ния. Индустриальное развитие запад- школьников поддерживалась созданной
ноевропейских стран (Австро-Венгрия, педагогами-новаторами техникой собе-
Италия) способствовало росту городс- седования, которая вызывала глубокие
кого населения. Процесс промышлен- внутренние переживания. Данный при-
ного производства, происходящий в нцип, направленный на «внутренние
конце XIX в., способствовал изменению переживания» в процессе обучения, поз-
техники и структуры производства. На- волил по-новому воспринимать и осмыс-
учные открытия и технические новшес- ливать учебную деятельность, так как
тва привели к укреплению машинной для человека имеет значение только ис-
индустрии и инфраструктуры мирово- тинное переживание. В первой половине
го рынка. Развитие естественных наук, XIX в. в зарубежной педагогике просле-
технические новшества способствовали живаются две основные парадигмы вос-
социальным сдвигам в структуре об- питания: педагогический традициона-
щества. Таким образом, данные эконо- лизм и новое воспитание (реформатор-
ская педагогика, свободное воспитание), софских взглядов в обосновании своих
являвшееся альтернативой данной тра- концепций определяло специфичность
диции. Реформаторская педагогика ис- педагогического течения и способ их
кала новые пути формирования личнос- реализации.
ти, актуализируя теоретические обосно- Проблема педагогики личности при-
вания, получает утверждение идея, что обрела масштабный характер, распро-
личность должна являться не объектом, странявшийся среди учительства Герма-
а субъектом педагогического процесса. нии в рамках различных педагогических
Несмотря на некоторые отличитель- течений, в том числе в педагогике сотруд-
ные черты, в целом все сторонники «ре- ничества. Познавательная деятельность
форматорской педагогики» видели в школьников поддерживалась созданной
природе ребенка огромные возможнос- педагогами-новаторами техникой собе-
ти, которые могут проявляться при оп- седования, которая вызывала глубокие
ределенных условиях. Одним из таких внутренние переживания. Данный при-
г ^ у ^ условий является внешняя свобода, спо- нцип, направленный на «внутренние
собствующая саморазвитию внутрен- / ^ У 1 переживания» в процессе обучения, поз-
них сил. Взгляды на сущность течений волил по-новому воспринимать и осмыс-
реформаторской педагогики полифо- ливать учебную деятельность, так как
ничны. С позиции ряда исследователей для человека имеет значение только ис-
(Л.Б. Баткин, Е.В. Иванов, Г.А. Новичко- тинное переживание.
ва), можно выделить следующие при- Названный подход поддерживался
чины существования различных трак- многими педагогами, реализующий
товок понятия «педагогика личности», познавательную деятельность учащего-
«свободное воспитание» и способов его ся и способствующий расширению гра-
реализации на практике: ниц индивидуального опыта ребенка
- изменение социокультурной ситу- через его личные переживания, отража-
ации в западноевропейских странах во ющие в его сознании эмоциональные и
второй половине XIX - начале XX вв.; личностно значимые явления. Педагоги
- углубление научных представле- Бременской школы разработали кон-
ний о человеке, увеличение значимости цептуальные основы теории свободной
интеллектуального образования; личности, что послужило творческим
- специфичность культурных исто- толчком для ряда работ педагогов-ре-
г V ков, оказавших влияние на формирова- форматоров. С этих позиций новая шко-
ние педагогических позиций деятелей ла направляла руководство учителя на
«свободного воспитания»; развитие эмоционального восприятия
- личностный подход к организации учащимися учебного материала, осно-
учебно-воспитательного процесса в ванного на художественных образах.
школах. Антропологические исследования
Указанные выше разнообразные трак- философов (Г. Гегель, И. Кант, И. Фих-
товки течений в рамках реформаторс- те) подчеркивали социальную значи-
кой педагогики являются также и при- / Г ■ У мость человека, углубили его познание
чинами подразделения представителей о себе, что позволило педагогам-новато-
данного течения на педагогов-анархис- рам создать новую систему воспитания,
тов (Г. Лейн, П. Робен, С. Фор), педаго- направленную на преобразование лич-
гов-естествоиспытателей (О. Декроли, ности. Для понимания взаимосвязи пе-
М. Монтессори), педагогов-индивиду- дагогической антропологии и реформа-
1 // ' 1 1 1 < V алистов-эстетов (Л. Гурлитт, Э. Линде, торских течений необходимо выделить
Г. Шаррельман). Доминирование фило- основные задачи, поставленные перед
данной наукой: деятельное изменение тип школы, отвергающий сословно-
и самоизменение человека (воспитание) прикладной характер учебных заведе-
с целью формирования высоконравс- ний [2, с. 28]. Так, в июле 1856 г. в жур-
твенной личности. Анализ концепций нале «Морской сборник» была опуб-
немецких философов позволяет сделать ликована ставшая программной статья
вывод о том, что ценностная парадиг- Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в
ма включала в себя такие ценности, как которой он выдвинул на первое место
свободная личность, нравственность, «общечеловеческую образованность» и
индивидуальность. Для определения ставил задачу воспитания «внутренне-
влияния философской антропологии на го» человека, проникнутого высокими
формирование педагогических течений нравственными убеждениями.
в рамках реформаторской педагогики Г У ^ ' Именно начало 60-х гг. XIX в. связа-
необходимо выявить ценностную пара- но с требованиями гуманности, сво-
дигму, которая являлась основой для их боды и самостоятельности мысли. Эти
создания [5, с. 102]. проблемы нашли отражение в работах
Вторая половина XIX в. - это яркий талантливого педагога изучаемого пе-
период в развитии педагогической на- риода П.Ф. Каптерева, теоретически
уки и практики в России, проходивший осмыслившего и обосновавшего целый
на фоне социальных преобразований, в ряд педагогических феноменов. В силу
центр которых был поставлен человек. г ^ ' I того, что педагогика того времени про-
Развивающаяся образовательная сис- ходила этап своего становления, она
тема и педагогическая мысль в непро- продуктивно осваивала ценные до-
стых условиях реформ способствовали стижения европейской педагогики, в
становлению научной и общественной частности Германии. Воспитание рас-
педагогики. В этот период начинают сматривалось как гармоничное и рав-
интенсивно оформляться как самосто- номерное развитие человеческих сил,
ятельные отрасли теория воспитания, воспитание прежде всего личности, в
обучения, история педагогики. Одно- которой человеческое стоит на первом
временно идут и интеграционные про- месте. Новый подход в воспитании и
цессы: педагогическая наука получает обучении призывал развивать в ребенке
дополнительный импульс от развиваю- индивидуальные способности [4, с. 95].
^ У Г щейся общей и возрастной психологии. Развитие системы народного про-
Заимствование методов психологичес- свещения в России во второй половине
кого исследования приводит, в свою XIX в. поставило власть и общество пе-
очередь, к образованию самостоятель- ред необходимостью решать проблему
ного направления - экспериментальной возрастающей потребности в учителях.
педагогики. В конце XIX в. ведущей тенденцией раз-
Несмотря на различные точки зре- вития отечественной педагогики стала
ния к определению перспектив разви- дифференциация педагогического зна-
тия образовательной системы, в этот ния. Объективными предпосылками для
период были достигнуты существен- развития проблемы свободной личнос-
ные научно-педагогические результа- ти являлись либеральные преобразова-
ты благодаря деятельности педагогов ния, осуществлявшиеся в стране в 60-
и учителей-практиков, создавших ряд 70-е гг. XIX в.: социально-экономические,
У 1 ' 1 теорий, ориентированных на гуманис- социально-политические и культурно-об-
тическое воспитание и образование. разовательные. Данные изменения при-
Под влиянием общественно-педагоги- вели к изменению сознания людей, за-
ческого движения стал складываться ставляя по-новому осмысливать ценность
свободы. Феномен свободы стал рассмат-
экономическому и культурному разви-
риваться в качестве важнейшего педагоги-
тию общества. Реализация данных идей
ческого явления, что привело, в свою оче-
нашла отражение во многих педагоги-
редь, к интенсивному развитию одного из
ческих течениях, главные направления
направлений гуманистической педагоги-
которых исходили из идеи о развитии
ки - теории свободного воспитания. Как
цельной личности, способной найти
отмечает Е.В. Иванов, свободное воспи-
опору внутри себя. В рамках исследо-
тание представлялось средством переуст-
вания процесса становления и форми-
ройства общества на новых началах, обес-
рования педагогики личности важно
печивающим всестороннее развитие ду-
отметить, что решающей предпосыл-
ховных и физических сил детей, их твор-
кой развития являлись филантропизм и
ческую активность; учителям — свободу
философия XIX в., ставшие теоретичес-
педагогического творчества [3, с. 180].
кой основой реформаторской педаго-
Анализ источников позволяет сде-
гики (педагогики личности, свободного
лать вывод о том, что индустриализация
воспитания). Педагоги-реформаторы
стран Западной Европы и России в рас-
расширили знания о формировании
сматриваемый период способствует ста-
свободной личности, об усовершенс-
новлению и развитию педагогической
твовании человеческой природы и ду-
мысли в рамках педагогики личности и
ховного развития. Педагогика личности
свободного воспитания. Социокультур-
(прогрессивная немецкая педагогика
ные и политико-экономические преоб-
свободное воспитание), имевшая цель
разования становятся источниками по-
обучения посредством деятельности
исков, провозглашающих основой обу-
и познания самого себя, представляет
чения и воспитания учение о внутрен-
большой интерес для педагогической
нем развитии человека. Ведущие педаго-
науки и истории педагогики, так как
гические концепции конца XIX - начала
теории и практическая деятельность из-
XX вв. имели общие цели, направлен ные на воспитание высоконравствен-
вестных педагогов-реформаторов лежат
в основе процесса совершенствования
ной личности, способной содействовать
современной практики.
Список
литературы
ичнос льтур 2. С.
1. Бим-Бад Б. М. Педагогические тече ции по педагогической антропологии и УРАО, 1998. 116 с.
2. Гончарова С. Б. Зарождение л ской классической педагогике и ку мониторинг в образовании. 2002. №
3. Иванов Е. В. Феномен свободы в пе, 208 с.
4. Минюкова С. А. Вопросы воспитан рой половины 19-го начала 20-го веков /
5. Новичкова Г. А. Историко-философ кой антропологии. М., 2001. 142 с.
6. Образова Л. В. Гуманистическая педа чала XX века (1870-1933). Пятигорск, 2004
7. Слепенкова Е. А. Развитие системы не XIX в. // Педагогика. 2007. № 10. С. 54
ния в начале двадцатого века : лек-философии образования. М.: Изд-во
тного подхода к образованию в русы XVШ-XIX веков // Стандарты и 27-29.
дагогике. Великий Новгород, 2002.
ия в отечественной педагогике вто/ Педагогика. 1999. № 7. С. 93-98. ские очерки западной педагогичес-
гогика и школа Германии к XIX - на. 342 с.
образования в России во 2-й полови--61.