Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
625
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕВОЕННЫХ МЕР / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лутовинов Владимир Ильич

В статье даны рекомендации по использованию политико-дипломатических, экономических и информационных мер в дело обеспечения военной безопасности государства. Рассмотрены также меры по повышению действенности невоенных средств в интересах обеспечения военной безопасности России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВОЕННЫХ МЕР ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Развитие и использование невоенных мер для укрепления военной безопасности Российской Федерации

Полковник в запасе В.И. ЛУТОВИНОВ, доктор философских наук

ЛУТОВИНОВ Владимир Ильич родился в 1952 году в Перми. После окончания Свердловского высшего военно-политического тан-ко-артиллерийского училища (1973) проходил службу в качестве офицера-политработника в Дальневосточном, Прибалтийском, Московском военных округах, а также в Северной группе войск (Польша). После окончания военно-педагогического факультета ВПА имени В.И. Ленина (1986) проходил службу в должностях преподавателя, затем заместителя начальника кафедры Военного университета Минобороны. В 1990 году защитил кандидатскую, а в 1998 — докторскую диссертации. С августа 1998 по апрель 2004 года — заместитель начальника отдела Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, начальник группы, заместитель начальника и начальник отдельного направления Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ. В мае 2005 года назначен заместителем директора издательского центра «Мос-квоведение». Имеет более 350 опубликованных научных, учебно-методических и публицистических работ. Академик Академии военных наук, Академии геополитических проблем и Международной педагогической академии. С 2001 года является профессором кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации, ведущий научный сотрудник ГНИИ семьи и воспитания РАО России, эксперт ГНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. Общий стаж преподавания в высшей школе — 22 года.

Награжден Большой серебряной медалью Международной педагогической академии за достижения в области образования, культуры и науки, в 2007 году — медалью «Патриот Отечества» за активное участие в работе по патриотическому воспитанию граждан России.

АНАЛИЗ истории войн свидетельствует о том, что высшее искусство войны заключается в победе над врагом без прямого столкновения с его армией.

Еще К. Клаузевиц писал, что в оценке военно-политического положения государства важно учитывать внутренние и внешние политические отношения, которые нередко могут играть более важную роль, чем все остальное. Он полагал, что умение «отколоть» или «парализовать» союзников противника, завербовать себе друзей, создать выгодные политические комбинации, обеспечить всенародную поддержку и тому подобное может значить в войне больше, чем непосредственное сокрушение военной силы противника1.

Развитие науки, технический прогресс создавали условия и предпосылки для жесткого противоборства государств и народов, их армий

1 Клаузевиц К.О. О войне. М., 1937. Т. 1, 2.

с применением самых различных видов огнестрельного оружия и военной техники, которые характеризуются постоянным возрастанием огневой мощи и поражающих факторов. Создание оружия массового поражения сделало традиционную войну с целью захвата и контроля территорий, использования ресурсов вообще бессмысленной2.

Под прикрытием «холодной войны» США и их союзники вели поиск и разработку принципиально новой модели ведения войн. При этом огромное внимание уделялось истории противоборства различных государств, дипломатии, деятельности разведывательных служб, самым различным способам, средствам и технологиям организации поражения противника без применения традиционной армии, вооружений, прежде всего оружия массового поражения.

Начиная с 80-х годов XX века все в большей мере стали учитываться глобализационные процессы, связанные с возрастанием динамики перемещения капиталов, финансовых и информационных потоков, материальных и людских ресурсов. Создатели «стратегии непрямых действий» (СНД) постоянно наращивали эффективность ее использования против СССР и его союзников путем применения новейших достижений науки и техники в организации и осуществлении идеологического, информационно-психологического воздействия, проведении специальных операций, в том числе по подрыву общества изнутри.

На основе симбиоза всех этих знаний и их реализации на практике (особенно в процессе сокрушения без прямой военной конфронтации Советского Союза и мировой социалистической системы) сформировался принципиально новый подход к войне, точнее, к противоборству постиндустриального поколения, изменивший представления о военном искусстве, роли и значении военной силы, возможностях вооруженных сил и т. д.*

По сравнению с прошлым значение и удельный вес невоенных мер осуществления межгосударственного противоборства значительно возросли. В условиях глобализации политико-дипломатические, экономические, информационные и другие невоенные силы и средства противоборства приобрели более целенаправленный и скоординированный характер, увеличились их масштабы и результативность.

В связи с этим требуется выработка адекватных, хорошо скоординированных мер реагирования, принятие кардинальных государственных решений по предотвращению и нейтрализации угроз и конфликтов политико-дипломатическими, экономическими, информационными средствами3.

Невоенные меры — это совокупность целенаправленных и конкретных действий во внутренней и внешней политике, осуществляемых государством в тех случаях, когда требуется дополнение или замена усилий в деятельности, относящейся к военной политике. При этом невоенные меры, не являясь составной частью военной политики, относятся к компетенции внутренней и внешней политики государства при решении проблем защиты (продвижения, обеспечения) своих жизненно важных интересов.

Невоенные меры предназначены для приобретения дополнительных сил (союзников и друзей), ослабления и устранения военных опасностей и угроз (договоры, соглашения, превращение потенциальных противников в нейтралов и т. п.), уменьшения возможностей агрессора

2 О б р е ж а В.В. Применение Западом новейшего оружия массового уничтожения — причина гибели СССР и разрушения России. М.: АлМи, 2006. С. 67.

* Более подробно эти вопросы рассматриваются в книге И. Попова «Война будущего: взгляд из-за океана. Военные теории и концепции современных США». (М.: Транзиткнига, АСТ, Астрель. 2004).

3 Гар е е в М.А. Уроки и выводы из Великой Отечественной войны, локальных войн и перспективы развития современной военной науки и военного искусства // Вестник АВН. 2005. № 2 (11). С. 18.

(изоляция, создание негативного имиджа в общественном мнении, разоблачение его планов и т. д.), ограничения, вплоть до полного отказа (при определенных условиях), от применения военной силы (табл. 1).

Таблица 1

Невоенные меры, их функции и субъекты, ответственные за их применение

№ п/п Невоенные меры Функции Субъекты, ответственные за применение

1 Политико-дипломатические Формирование благоприятной военно-политической обстановки Президент, Правительство, парламент, МИД, Совет безопасности, другие внешнеполитические ведомства

2 Экономические Развитие экономических, торгово-финансовых, научно-технических отношений, укрепляющих оборону страны Минэкономразвития и торговли, Министерство финансов, Министерство экономических связей, другие ведомства, отвечающие за развитие основных отраслей хозяйства

3 Правовые Нормативно-правовое закрепление военного сотрудничества и укрепление безопасности, создание правовых барьеров для развязывания войн и конфликтов Парламент, Совет безопасности, МИД, Минюст, Минобороны

4 Информационно-психологические Формирование благоприятного общественного мнения, использование информационных ресурсов, утверждение взглядов, идей и чувств, укрепляющих мир и обороноспособность государства Государственные органы управления информационными системами; информационные системы ведомств и регионов, СМИ; правительственные органы (министерства, ведомства, комитеты и т. д.) по делам науки, культуры, образования, религий; органы государства по осуществлению внешней политики

5 Информационно-технические Вскрытие агрессивных намерений, тайных операций, защита оборонных секретов СВР, ФСБ, ГРУ

6 Гуманитарные Преодоление духовно-культурных антагонизмов, развитие общественных межличностных связей Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Комитет по делам религий, общественные организации

7 Духовно-нравственные Воспитание населения в духе патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину, укрепление и формирование высокого морального духа и героической стойкости личного состава Вооруженных Сил, воспрещение проникновения элементов «чуждой» культуры Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Комитет по делам религий, общественные организации

8 Общественная (неправительственная) оборона Сдерживание и изгнание агрессоров ненасильственным сопротивлением Совет безопасности, Минобороны, Министерство образования и науки, общественные организации самообороны

Вся история человечества свидетельствует о том, что военная безопасность государств, а также ведение войн обеспечивались комплексным применением как военных, так и невоенных мер. Однако нередко невоенные меры рассматриваются лишь как защитные, хотя не только служат взаимовыгодному обмену товарами, услугами, духовными ценностями, но и создают невидимый барьер для возникновения вооруженных конфликтов в виде общих интересов по недопущению осложнений в отношениях между странами.

События последних десятилетий XX и начала XXI века свидетельствуют, что невоенные меры могут активно применяться для подготовки и развязывания войн и вооруженных конфликтов, подрыва и ослабления военной мощи, разрушения военных систем и поражения вооруженных сил жертв агрессии. Поэтому в условиях, когда на международной арене ведущие державы все больший упор делают на достижение политических целей путем применения новых изощренных форм борьбы, а Россия не имеет даже минимально необходимых сил и средств для противостояния крупномасштабной агрессии обычными средствами, необходимо полнее использовать возможности политико-дипломатических, экономических, информационных средств в деле обеспечения военной безопасности4.

К основным невоенным мерам, оказывающим наиболее существенное влияние на обеспечение военной безопасности, относятся: политико-дипломатические, экономические, правовые, информационно-психологические, а также информационно-технические, гуманитарные и духовно-нравственные.

Политико-дипломатические меры представляют собой комплексную многоплановую деятельность социальных и политических институтов, органов и организаций государства по созданию благоприятных политических условий для реализации его национальных интересов. Политические и дипломатические меры проявляются во внешней и внутренней политике государства и определяют выбор средств, форм и способов противодействия военным угрозам.

Основные цели политико-дипломатических мер, направленных на снижение и ликвидацию военных угроз, заключаются в формировании благоприятной внешней (на международном, региональном уровнях) и внутренней военно-политической обстановки, срыве агрессивных замыслов противостоящей стороны.

Для достижения этих целей государство должно решить целый комплекс задач, основными из которых являются: сокращение числа вероятных противников и приобретение новых союзников; установление отношений доверия, партнерства и сотрудничества с соседними государствами в различных областях межгосударственных отношений; предотвращение и локализация военных конфликтов; участие в оборонительных военно-политических и военных союзах для коллективного отпора возможной агрессии; участие в создании и последующей работе систем контроля за военной деятельностью различного масштаба; участие в договорных процессах по сокращению и ограничению вооружений и вооруженных сил; участие в создании на взаимной основе зон пониженных уровней вооружений, демилитаризованных зон, зон ядерной безопасности и открытого воздушного пространства; участие в ограничении на взаимной основе всех видов военной деятельности на суше, в воздухе и на море.

Эти задачи могут быть реализованы по следующим основным направлениям: определение целей и задач государственной политики в

4 Панарин И. Система информационного противоборства // ВПК. 2008. 15—21 октября.

вопросах обеспечения военной безопасности, разработка комплекса мер и способов их достижения; определение роли, места, задач и требований к государственным структурам, обеспечивающим военную безопасность государства; проведение двусторонних и многосторонних переговоров по урегулированию разногласий и конфликтов различного уровня и заключение соответствующих соглашений и договоров в области обеспечения военной безопасности; вступление в существующие либо создание новых коалиций (организаций, блоков, союзов) государств для защиты своих национальных интересов и интересов союзников в области обеспечения военной безопасности.

Основной формой политической и дипломатической деятельности государства по предотвращению военного конфликта является ведение переговорного процесса, который во многом определяет пути развития военно-политической обстановки.

В результате переговоров и консультаций стороны могут прийти к принятию решений, выраженных в форме договора, соглашения, конвенции и т. д.

Сотрудничество экономического, социального, демографического, гуманитарного, политического и военного характера предполагает партнерство, взаимовыгоду в совместной деятельности многих субъектов по реализации общих интересов государств-участников.

Для сохранения мира, поддержания безопасности, а также решения большинства глобальных проблем потребуется активизация международных и региональных организаций безопасности, совместная целенаправленная дипломатическая деятельность ведущих государств.

В этой связи задачами политико-дипломатической деятельности России в решении внешнеполитических проблем, влияющих на ее военную безопасность, должны стать: сохранение общей стабильности в мире, дающей возможность Российской Федерации избежать участия в локальных вооруженных конфликтах; предотвращение или ликвидация очагов напряженности вблизи территории России, чреватых возможностью перерастания в вооруженные конфликты; сохранение нормальных отношений со всеми государствами и перевод этих отношений на уровень партнерства; укрепление и развитие миротворческих возможностей России в рамках ООН, ОБСЕ, ОДКБ и других международных организаций в целях скорейшего урегулирования конфликтов, способных перерасти в вооруженное противостояние; дальнейшее углубление процесса разоружения, открывающего возможность сокращения вооруженных сил стран региона до минимального уровня; достижение соглашений с соседними государствами по взаимным территориальным претензиям; претворение в жизнь договоренностей между Россией и другими государствами СНГ о режиме обеспечения безопасности границы по периметру бывшего Советского Союза.

Экономические меры — это комплекс средств, форм и способов, применение которых позволяет влиять на создание достаточных и необходимых материальных ресурсов для устойчивого развития общества и государства. Он базируется на таких направлениях экономики, как природопользование, производство средств производства и предметов потребления, в том числе средств ведения вооруженной борьбы и другие.

Состояние экономики государства оказывает значительное влияние на решение вопросов как международного, так и внутреннего характера. В большинстве случаев сложное внутриэкономическое положение сопровождается обострением политических, социальных, этнических, религиозных и иных противоречий. Поэтому мероприятия экономического характера могут служить действенным инструментом оказания

влияния на развитие военно-политической и стратегической обстановки в регионе и в мире.

Экономическое обеспечение военной безопасности, являясь материальной основой военного потенциала и военной мощи государства, тесно связано с социальными и военно-политическими аспектами и находится с ними в диалектическом взаимодействии. Экономические меры включают, с одной стороны, развитие собственной экономики, с другой — ее защиту от воздействия противника путем проведения подрывных акций.

Экономические возможности конфликтующих сторон во многом определяют ход развития конфликтных ситуаций, а нередко напрямую способствуют обострению противоречий между ними. В частности, особую роль в отношениях многих государств имеют: наличие больших запасов энергоресурсов, других полезных ископаемых, особенно на спорных территориях (для Российской Федерации это, например, Южные Курилы, Шпицберген, Каспий); возможность привлечения иностранных инвестиций; перспективы использования своих территорий для транзитного перемещения товаров, энергоресурсов в третьи страны.

Можно выделить два основных направления экономического воздействия на военно-политическую и стратегическую обстановку в регионе: первое — управление объемом и структурой экспорта и импорта, а также контроль над рынками сбыта государств региона, второе — контроль над финансовой системой государств посредством воздействия на их внешний долг и курсы национальных валют.

Необходимо отметить, что ряд экономических мер воздействия на обстановку носит латентный (скрытый, неявный) характер. Многие из них на первый взгляд даже способствуют успешному развитию государства, его военного потенциала. Однако их реальный смысл становится понятен только после успешного применения методов достижения ожидаемого результата.

Выявить полный перечень таких методов достаточно трудно. Однако среди них можно выделить две основные группы.

Методы первой группы основаны на создании и поддержке в регионе адекватных соперников, что приводит к ослаблению конфликтующих сторон и не дает им возможности сосредоточиться на других проблемах. Если появление достойного соперника невозможно из-за недостаточного развития государств региона, то может происходить ослабление наиболее сильного из них, в частности путем расчленения его экономического пространства и недопущения последующего воссоединения.

Методы второй группы основываются на формировании (навязывании) ложных целей и стратегий развития государств и сфер их деятельности.

Важной особенностью ряда экономических мер воздействия является возможность использования хотя бы части из них даже отдельной страной. Так, если воздействие оказывает страна, выступающая основным потребителем продукции, экспортируемой объектом воздействия, то какие-либо изменения в правилах ее ввоза в условиях рынка покупателя способны кардинально повлиять на экономику государства-экспортера. Такое же эффективное воздействие на экономику государства может оказывать держатель ключевой суммы его внешнего долга.

Вместе с тем использование других методов позволяет достигнуть требуемого эффекта только при участии в программе сдерживания большинства государств мира или отдельного региона. Например, попытка одного из государств ввести ограничение на ввоз своих товаров и передачу технологий в какую-либо страну в условиях рынка приведет

к немедленному перераспределению освободившейся ниши в пользу третьих стран и вытеснению сдерживающего государства из региона. В этой ситуации существенно возрастают роль международных и региональных организаций (союзов), возможность оказывать влияние на принимаемые ими решения.

Меры экономического воздействия, как и другие невоенные меры, применяются и в мирное время, и в угрожаемый период, и в период войны.

Основу мер информационно-психологического характера составляют мероприятия, направленные на формирование необходимого общественного мнения внутри страны и за рубежом путем воздействия на сознание и информационно-технические средства.

Одной из особенностей современных международных отношений является наличие значительного числа организаций, специализирующихся на проведении акций различного характера с целью оказать влияние на позицию и поведение как всего населения определенных стран, так и его отдельных групп на основе этнических, классовых, религиозных, экономических, языковых и иных признаков.

В этой связи целесообразно обратиться к проблеме информационно-идеологического противостояния с учетом особенностей информационной войны, проводимой против России, направлений информационных ударов и методов ведения информационных операций и способов противодействия им5.

Основными целями информационно-психологических мер, направленных на развитие военного конфликта, являются: срыв замыслов противостоящей стороны; разрушение (нарушение) государственной и военной систем управления противостоящей стороны; отказ военно-политического руководства от действий, способных составить угрозу национальной безопасности своего государства; формирование благоприятного мнения на международном, региональном и государственном уровнях о политическом курсе военно-политического руководства (ВПР) своего государства; завоевание и удержание информационного превосходства над противником при подготовке и в ходе стратегических действий вооруженных сил.

Достижение этих целей обеспечивается решением государства следующих основных задач: сбор (добывание) сведений о противостоящей стороне, ее замыслах, условиях, обстановке и т. д.; нарушение (ослабление, блокировка, дезинформация, искажение и т. д.), разрушение государственной и военной систем управления противостоящей стороны; пропаганда, агитация (разъяснение) истинных намерений, навязывание неопределенных (ложных, противоречащих и т. д.) сведений или целевых установок) противостоящей стороне и формирование благоприятного мнения на международном, региональном уровнях о своем государстве; защита своей информационной среды, населения, ВПР от информационно-психологического воздействия противника; нейтрализация (разрушение) информационного ресурса противостоящей стороны и ее вооруженных сил на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В условиях массовой насыщенности государственных и военных структур автоматизированными системами сбора и обработки информации, глобальной компьютеризации практически всех сфер жизнедеятельности государства информационно-психологические меры будут играть важнейшую роль на всех этапах развития военного конфликта.

Сущностью информационно-психологических мер, осуществляемых в рамках информационных операций, является такое воздействие

5 Селиванов А.И. Как своя земля может стать чужбиной // ВПК. 2007. 21—27 марта.

на духовный мир и общественное сознание населения противоборствующей стороны, которое трансформирует ценности и цели, формируя у него необходимые представления о сути происходящих процессов, настроений и отношений к происходящему, подчиняя через них и посредством их его волю (а тем самым направления практических действий) целям, задачам и воле победителя6.

Основными направлениями информационно-идеологического и психологического воздействия являются: формирование общественного мнения (через СМИ, дипломатические службы, международные институты), разоблачение истинных намерений потенциального агрессора (враждующих сторон); оказание информационного содействия проведению международных конференций, направленных на осуждение мировой общественностью действий агрессора; развертывание пропаганды о необходимости соблюдения международных договоров и соглашений; информационно-дипломатическое воздействие на государства с целью удержать их от оказания помощи странам, готовящим конфликт (участвующим в конфликте); информирование населения и войск (сил) о причинах и истинных целях конфликта; информационно-идеологические операции по предотвращению разжигания национальной вражды, шовинистических, националистических и других деструктивных настроений; срыв психологических операций противника на международном (региональном) уровне и внутри страны; нейтрализация отрицательных последствий информационно-психологических операций противника на различных уровнях.

Необходимо отметить, что цели применения информационно-психологических мер не ограничиваются только формированием необходимого общественного мнения. Так, при наличии достаточно развитой информационной инфраструктуры в государстве на различных фазах развития конфликта на противостоящую сторону может оказываться информационно-психологическое несиловое и силовое воздействие, осуществляемое различными способами, которые, в свою очередь, носят как скрытый, так и явный характер. Опыт показывает, что такое воздействие на аппаратном, системном и программном уровнях может нанести противнику значительный ущерб на различных этапах эскалации конфликта.

Меры правового характера оказывают влияние на выработку законов и других нормативных актов, соответствующих международным правовым нормам и требованиям политики государства, проводимой в сфере обеспечения военной безопасности. Это деятельность государственных и негосударственных институтов, субъектов по подготовке законов, положений договоров, соглашений и других правовых актов, на основании которых осуществляется регулирование в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений в целях гарантированного предотвращения возможной агрессии и надежной защиты национальных интересов государства.

В угрожаемый период, как и в мирное время, невоенные меры применяются в целях предотвращения зарождения конфликта и направлены на укрепление стратегической стабильности, улучшение отношений со всеми странами, увеличение числа союзников, а также на нейтрализацию и устранение возможных военных угроз, исходящих от потенциальных противников. Они носят открытый характер, вызывают интерес к сотрудничеству, снимают подозрительность в проведении политики другими странами.

Системный подход к вопросам военной безопасности Российской Федерации требует существенного уточнения взглядов на

6 Селиванов А.И. Как своя земля может стать чужбиной.

роль Вооруженных Сил и других институтов государственной власти в предотвращении и урегулировании конфликтов.

На этапах зарождения и обострения конфликта, когда интенсивно применяются политико-дипломатические, экономические, информационно-психологические, правовые и другие меры, роль Вооруженных Сил — вспомогательная. Она заключается в сдерживании соперника от принятия поспешных опрометчивых решений, направленных на силовое разрешение противоречий.

В период кризиса, когда демонстрацией силы, решительным пресечением вооруженных провокаций или другими военными акциями необходимо убедить соперника в готовности и способности государства применить военную силу и эффективные невоенные меры, роль вооруженных сил становится более заметной. При этом и военные, и невоенные меры должны убедительно продемонстрировать готовность применения всех имеющихся в распоряжении Российской Федерации и ее союзников средств. Такая решимость должна вынудить противоборствующую сторону отказаться от развязывания с Российской Федерацией военного конфликта из-за неотвратимого возмездия.

С началом вооруженного конфликта роль вооруженных сил в обеспечении военной безопасности становится решающей: путем нанесения поражения агрессору они должны создать политическому руководству страны выгодные условия для разрешения конфликта. Однако и невоенные меры с началом вооруженного конфликта играют существенную роль.

При решении проблем применения невоенных средств в интересах обеспечения национальной безопасности России в современных условиях важно четко представлять принципиальные отличия их оборонного и агрессивного применения.

Политика России после Второй мировой войны все более отставала в понимании и умении эффективно использовать возрастающие возможности невоенных мер в соперничестве великих держав, поддержании безопасности и мира, защите страны и ее союзников от невоенных агрессивных действий Запада.

Еще в конце 1940-х годов, когда США развязали холодную войну против СССР, Сталин утвердил систему мер по защите от нее, которые Запад окрестил «железным занавесом»: ужесточение погранрежима, усиление КГБ, жесткий контроль за въезжающими и выезжающими из страны, строгая цензура, глушение западных радиопередач на СССР и тому подобное. Ставилась задача уберечь народ от разлагающей идеологии и морали, укрепить его духовную стойкость. Впоследствии эти меры были отброшены без анализа их сути и содержания, попыток найти взамен их более демократические способы борьбы с агрессией Запада с применением невоенных средств*.

Отсутствовали продуманная концепция и стратегия, координация усилий соответствующих ведомств, оперативное руководство, специальные органы, занимающиеся этим. Высшее руководство страны ни разу не рассматривало целостно вопросы применения невоенных средств в интересах безопасности. Это явилось одной из важнейших причин поражения СССР в холодной войне. Пассивность, неопределенность, а временами и полный хаос в деятельности российских невоенных ведомств по поддержанию европейской безопасности в борьбе против нарастающей воинственности Запада благоприятствовали подготовке и осуществлению натовской агрессии против Югославии.

* Более подробно эти и другие проблемы, характеризующие противоборство двух противоположных мировых систем, рассматриваются в книге А.С. Панарина «Правда железного занавеса» (М.: Алгоритм, 2006).

Напротив, успех НАТО (оккупация и последующее международно-правовое признание Косово) во многом обусловлен солидарностью с ним всех бывших членов Варшавского договора, умением США обеспечить сплоченность блока, а также манипулировать международными организациями, включая ООН и Совет Безопасности, завоевывать все большую долю мировой власти.

Для того чтобы более активно использовать невоенные средства в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, необходимо решить весь комплекс имеющихся политико-правовых, организационно-управленческих, кадрово-образовательных и научно-исследовательских проблем (табл. 2).

Таблица2

Меры по повышению действенности невоенных средств в интересах обеспечения военной безопасности

Перечень мер в различных сферах деятельности Субъекты, ответственные за применение мер

Политико-правовая сфера: принятие политических решений, доктринальных и правовых основ; закрепление обязанностей за госорганами; создание координирующей структуры в Совете безопасности РФ Президент — правительство — парламент — Совет безопасности

Образовательно-кадровая сфера: введение учебных курсов в вузах, готовящих кадры для высших сфер деятельности; подготовка специалистов для внешних госструктур (Президентской администрации, Совмина, Совета безопасности, МО, МИД, МЭ и т. д.) Минобразования и науки, АТС, АДС, АГШ, АЭ, АФ и др.; подготовка группы специалистов в АТС и АГШ

Организационно-управленческая сфера: порядок постановки целей и задач; оперативное руководство и контроль; обеспечение взаимодействия и единства в применении невоенных и военных средств Совет безопасности — руководство соответствующих несиловых и силовых ведомств

Научно-исследовательская сфера: разработка теории и целостной концепции; обобщение отечественного и зарубежного опыта; подготовка рекомендаций и предложений для госструктур Вице-президент РАН по проблемам безопасности — институты РАН: ИГП, ИСПИ, ИМЭМО, ИСИ; ЦВСИ ГШ, АВН, АИ, АПН РАЕН и др.

Положение в мире и состояние России делают необходимым юридически возложить на Президента Российской Федерации обязанность общего руководства по применению невоенных средств в интересах военной безопасности государства и определению политики и стратегии в этой области. В аппарате Совета безопасности целесообразно создать структуру, обеспечивающую подготовку проектов политических решений и директив, контроль за их исполнением, координацию деятельности государственных и негосударственных институтов в этой области.

Важно разработать и предложить мировому сообществу через ООН и другие институты пакеты соглашений, договоров и международных законов о запрещении агрессивного применения невоенных средств, объявлении холодной войны таким же преступлением перед человечеством, каким объявлена именно война, определение мер политической и уголовной ответственности за ее развязывание.

Назрела потребность обновления и конкретизации ряда положений Военной доктрины, связанных с рассматриваемой проблемой.

Необходимо более конкретное и полное отражение основных направлений, задач, принципов и способов применения невоенных средств в мирное время, в угрожаемый период, в ходе войны или конф-

ликта, в миротворческих операциях. Представляется особо важным определение роли этих средств в отражении, нейтрализации и устранении невоенных угроз военной безопасности (подрыв духа и деморализация народа, внедрение беспредельного пацифизма, продовольственная, финансовая и т. п. зависимость).

Нуждаются в уточнении и развитии руководящие политические документы и законы по обеспечению военной безопасности, правовое закрепление соответствующих обязанностей и ответственности органов власти и управления, общественных организаций и граждан; в организации координированного взаимодействия военных и невоенных средств.

В частности, основные усилия Совета безопасности целесообразно сосредоточить на координации деятельности различных ведомств по обеспечению безопасности страны именно невоенными средствами. При необходимости аппарат Совета безопасности может быть преобразован и усилен в соответствии с новыми задачами. Возможно, для этой цели потребуется создание нового государственного органа. Но при всех обстоятельствах в деле повышения эффективности невоенных средств необходимо повысить роль правительства РФ и других существующих госорганов7.

Поскольку невоенные средства могут эффективно применяться для подрыва оборонного потенциала государства, дезорганизации военно-политического руководства и управления, разложения и разгрома вооруженных сил, то встает вопрос о защите от подобных угроз своей системы военной безопасности, а также собственном применении этих средств для предотвращения войн и конфликтов, для обеспечения более эффективной вооруженной борьбы при отражении возможной вооруженной агрессии. Эти вопросы должны стать предметом изучения военной науки. Важно дать обоснованные ответы на вопросы, как и каким образом при помощи невоенных средств, особенно политических, избавить Россию от внутренних военных угроз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сложившихся условиях России следует полнее использовать возможности политико-дипломатических, экономических, информационных средств в деле обеспечения военной безопасности. Для этого требуется выработка адекватных, хорошо скоординированных мер реагирования на любые формы военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии, крупных государственных решений по этим вопросам. Необходимо, чтобы все субъекты, осуществляющие деятельность по предотвращению и нейтрализации угроз и конфликтов невоенными мерами, несли ответственность за ее результаты.

При этом следует отметить, что никакие меры политического, дипломатического, экономического и иного характера в решении этой важнейшей для государства и общества задачи не принесут результата, если Россия не будет обладать военной силой, сдерживающей экспансионистские, геостратегические и военно-политические устремления, проявляемые со стороны ряда государств. Всем хорошо известна «закономерность, суть которой состоит в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективными лишь в том случае, если они подкреплены и опираются на военную мощь, достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов»8.

7 Гареев М.А. Уроки и выводы из Великой Отечественной войны, локальных войн и перспективы развития современной военной науки и военного искусства С. 18.

8 Балуевский Ю.Н. Трансформация угроз безопасности // ВПК. 2007. 31 января — 6 февраля.

Россия и вызовы XXI века

Полковник И.А. ШАПОВАЛОВ Полковник Я.А. ЖАЛДЫБИН Капитан 1 ранга В.П. СТАРОДУБЦЕВ

КАК ИЗВЕСТНО, интересы любого суверенного, независимого государства, прежде всего экономические и политические, не могут всегда и во всем совпадать с интересами других государств, а противоречия между ними содержат в себе конфронтационный потенциал и являются источниками опасности. Именно из них возникают, с одной стороны, политические намерения, а с другой — практические действия государств по реализации своих интересов, которые трансформируются в различного рода угрозы и вызовы. В этом плане не является исключением и Россия: вероятность проецирования опасностей, угроз и вызовов ее безопасности со стороны стремительно меняющегося мира в среднесрочной перспективе, безусловно, сохраняется.

На наш взгляд, само понятие «вызов» можно интропретировать как получившую по ряду причин на определенном отрезке времени резонансное звучание и обостренно воспринимаемую проблему (совокупность однородных, близких проблем), имеющую приоритетное значение для национальной безопасности и национальных интересов государства, выдвигаемую «историческим» отрезком времени или геополитическими оппонентами и требующую оценки и адекватного ответа1. Даже ци-вилизационные вызовы, как правило, имеют своих конкретных носителей, свой пространственный вектор (например, экономический вызов для России — это вызов со стороны наиболее развитых стран мира). Следует, однако, отметить, что не всякая проблема является вызовом: вызовы конкретны во времени и пространстве, существуют для конкретной страны, на конкретном историческом отрезке ее развития. Более того, они становятся вызовами в силу восприятия их в качестве таковых.

По мнению ряда экспертов, многие современные вызовы безопасности России являются таковыми прежде всего потому, что наше государство, гражданское общество, правящие элиты дают для этого повод своей политикой, своим поведением, своими делами. Сегодня главная проблема для России — это даже не экономика периода реформирования, а психология уровня страны третьего мира, потеря способности к самооценке, нетребовательность и непритязательность в качестве нации-государства. Нынешний идеологический вакуум, практическая неразработанность и неосознанность национальных интересов России крайне затрудняют осуществление реформ, проведение эффективной внешней и внутренней политики.

Новый, постиндустриальный XXI век не принес подавляющему большинству стран спокойствия и процветания. Лишь небольшое число государств Европы, Америки и Азии смогли адаптироваться к новым условиям, хотя и в этих странах немало людей, недовольных своей жизнью. В целом облик мира в XXI веке определяется рядом глобальных негативных факторов, которые провоцируют нестабильность в отдельных регионах. Это прежде всего истощение невозобновляемых природныхре-сурсов, продолжающийся процесс раздела сфер влияния, наличие спор-

1 Как ответит Россия на вызовы переходного миропорядка? М.: ИНБСИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.