Научная статья на тему 'Развитие и формирование коммуникативной компетентности врача как показатель качества современного медицинского образования'

Развитие и формирование коммуникативной компетентности врача как показатель качества современного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАЦИЕНТ / ВРАЧ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Ирина Александровна, Дайнеко Ирина Александровна

В настоящее время коммуникативная компетентность врача становится важнейшим показателем качества современной медицины, так как общение врача и пациента направленно на решение проблем, связанных с собственным здоровьем, так и со здоровьем близких ему людей, а также обучением и просвещением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и формирование коммуникативной компетентности врача как показатель качества современного медицинского образования»

The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.

УДК 610.2:65.018

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дроздова И. А., кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-методического отдела взаимодействия с территориями ГБОУ ВПО Московской области "Академия социального управления "

Дайнеко И.А., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно- Ясенецкого, Красноярск, Россия

В настоящее время коммуникативная компетентность врача становится важнейшим показателем качества современной медицины, так как общение врача и пациента направленно на решение проблем, связанных с собственным здоровьем, так и со здоровьем близких ему людей, а также обучением и просвещением. Под педагогическим общением понимается многоплановый процесс организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися. Способы общения, сформированные в ходе социальной адаптации, жизненного опыта, а также индивидуальных личностных особенностей и черт характера должны быть целенаправленно использованы для решения поставленной профессиональной задачи. В своей практической деятельности врач действует согласно этическим и профессиональным нормам. В деятельности врача существуют ситуации, которые требуют не только принятие решения о необходимом назначении лечения, но и повлиять на действия другого коллеги, близкого окружения пациента. Общение с пациентом невозможно без доверия к врачу, полноценного партнерства, уважительного отношения к его личности. В практике повседневной работы врач занимает позицию педагога в ситуации врач-пациент, врач - врач; врач-медицинская сестра (санитарка), врач и ближайшее окружение пациента, врач и социальные службы и др. Сотрудничество приобретает важное значение для взаимоотношений пациента и врача в рамках медикаментозного лечения и психологической поддержки. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает формирование у студентов-медиков, начиная с первого года обучения, коммуникативных навыков и умений.

Согласно исследованиям, человек тратит около 45% времени своей жизни на участие в процессе коммуникации. В профессии врача эти навыки приобретают особую значимость.

Общение врача может быть эффективным, если он освоил и умеет применять на практике ряд коммуникативных навыков и умений:

вступать в контакт и быть заинтересованным в эффективной коммуникации; понимать и передавать информацию; удерживать внимание к содержанию и форме коммуникации (использование открытых и закрытых вопросов, правильно выдерживать паузы), концентрироваться на партнере;

проявлять эмпатичность, теплоту, восприимчивость, внимательность, заботливость;

поддерживать позитивный настрой в процессе разговора (гибкость мышления, креативность).

Не менее важным является внешний вид врача; его поведение, которое включает в себя: уверенность, доверительность, профессионализм и способность справиться с ограничением во времени.

Для выявления уровня профессионально-психологической компетентности у студентов-медиков первого года обучения был использован опросник «Профессионально-психологическая компетентность в работе врача», которая оценивается по основным блокам умений (восприятие и хранение информации, переработка информации, эмоционально - волевая регуляция, речь и культура общения, умение входить в контакт, умение вести диалог, умение воздействовать), разработанный Н.В. Яковлевой. Данный опросник способствует развитию рефлексивных навыков, так как студенты, оценивая себя, получали некоторый показатель (%) по блокам, сравнивали его с максимально приближенным к норме.

Показатель профессионально-

психологической компетентности в вопросе коммуникации у студентов-медиков оказался 34%, что указывает на ее недостаточную сформированность. Самые низкие показатели были выявлены при умении входить в контакт и умении вести диалог. В связи с этим, преподавателям необходимо уделить особое внимание на учебных занятиях развитию и формированию коммуникативных умений. Важным в педагогическом общении является совместная организация деятельности; анализ мотивации студентов, повышение их самооценки и самовосприятия. Одной из эффективных форм активного обучения современности является тренинг, который направлен на формирование и отработку умений и навыков. Ниже приводятся примеры упражнений, помогающие студентам-медикам входить в контакт и умение вести диалог с пациентами.

Упражнение: «Угадай заболевание» Цель: отработка техники

формулирования закрытых вопросов в общении пациент-врач.

Инструкция: Участники распределяются по парам. Каждому участнику на спину прикрепляется листок бумаги с названием

The Newman In Foreign Policy №34 (78), ноябрь-декабрь 2016 г.

распространенного симптома. После этого группа получает следующую инструкцию: «У вас на спине прикреплен листок бумаги с названием заболевания или симптома. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать название заболевания или симптома. Угадывать можно только с помощью только закрытых вопросов, партнер может говорить только «да» или «нет». Вы не можете сами посмотреть написанное, но это может сделать ваш партнер.

Обсуждение: Какой алгоритм построения закрытых вопросов? Как формулируются открытые вопросы, закрытые вопросы? В каких случаях в общении пациент-врач используются эти виды вопросов?

Следующее представленное упражнение было из блока «Аргументация, способы убеждения»

Упражнение: Зеркало

Цель: развитие невербальных коммуникативных способностей, поиск способа расположение людей к себе, упрочнение благоприятного климата для отношений врач-пациент.

Инструкция: Проводится в группах по 10 человек. Участники сидят в кругу. Задача участников передать эмоцию с помощью жестов, мимики, рукопожатий по кругу. Каждый участник передает эмоцию своему соседу слева, при этом глаза других участников закрыты. По завершению круга оценивается правильность передачи (та ли эмоция пришла к первому участнику).

Обсуждение: какие чувства испытывали? Каков механизм узнавания чувств? Что помогает и мешает в процессе общения?

Упражнение: «Умение убеждения»

Цель: отработка навыка убеждения людей в обоснованности своих слов. Этот навык потребуется студентам, в их дальнейшей работе в качестве врачей для того, чтобы доказывать свою позицию в правильной постановке диагноза пациенту.

Инструкция: Их всех участников выбираются двое человек. Каждому из них выдается маленькая коробочка. В одной из них лежит мягкая игрушка. Участнику нужно доказать, что именно в его коробочке находится сюрприз, даже если его коробочка пуста.

Обсуждение: Какие методы убеждения являются наиболее эффективными? Как эти методы могут использоваться в общении пациент-врач?

Повысить качество современного медицинского образования и сформировать у студентов компетенции, заявленные в стандарте:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,

- способность соблюдать профессионально-этические требования в

процессе осуществления профессиональной деятельности,

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты профессиональной деятельности в общении с коллегами, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками, быть способным к созданию социально и этически благоприятной среды в социальных организациях и службах

позволяют современные

образовательные технологии, такие как: технологии активизации и интенсификации деятельности обучающихся на основе схемных и знаковых моделей, блочно-модульной подачи материала, укрупнение дидактических единиц, новые информационные технологии обучения, майнд-менеджмента и др.

Источники и литература

1. Авдеева Е.А., Дроздова И.А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы// «Высшее образование в России» - 2016 - № 1 - С.155-157

2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. - М., ГЭОТАР -Медиа, 2006 - 320с.

3. Педагогика в медицине / Под ред. Н.В.Кудрявой. - М.: Академия, 2006 - 320с.

4. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 -е Ростов на Дону.: Феникс,2006 - 704с.

5 . Никуленков В.В. Моделирование в преподавании общественных дисциплин студентам негуманитарных специальностей Препринт / Красноярск, 2014.

публичной дипломатии

:«ii:i»' ззсшеесе 332

<£Люября объявляем набор на

очно-заочное обучение по специальности:

специалист в сфсрс общественной дипломатии

72

специалист в области молодежного гуманитарного сотрудничества и миротворчества

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.