Научная статья на тему 'Развитие и финансирование инновационной деятельности в Новосибирской области'

Развитие и финансирование инновационной деятельности в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Д.В.

В статье рассматривается необходимость формирования целостной системы инновационного законодательства в целях однозначного толкования понятий «инновации» и «инновационная деятельность», что необходимо для решения вопросов о формах и объемах государственной поддержки инновационной деятельности. Рассмотрены прогнозные источники финансирования некоторых долгосрочных программ в Новосибирской области. Отмечена необходимость усиления контроля за целевым использованием бюджетных субсидий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и финансирование инновационной деятельности в Новосибирской области»

УДК 336.5.02

РАЗВИТИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Д. В. ДЕМЕНТЬЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налоговой политики E-mail: ddw68@yandex. ru Новосибирский государственный технический университет

В статье рассматривается необходимость формирования целостной системы инновационного законодательства в целях однозначного толкования понятий «инновации» и «инновационная деятельность», что необходимо для решения вопросов о формах и объемах государственной поддержки инновационной деятельности. Рассмотрены прогнозные источники финансирования некоторых долгосрочных программ в Новосибирской области. Отмечена необходимость усиления контроля за целевым использованием бюджетных субсидий.

Ключевые слова: закон, инновации, инновационная деятельность, долгосрочная программа, субсидии, государственная поддержка.

Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные положения которой должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России. В этом документе отмечено существенное отставание развития системы государственно-частного партнерства в РФ от стран с развитой инновационной системой. Финансирование из бюджета инновационных проектов в России составляет менее 1 % (в Германии - 8,8 %, в Бельгии - 12,7 %). Отмечено, что структура статистических показателей не соответствует задачам текущего времени, указано, что целью является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В области

финансового обеспечения приоритетным названа поддержка инновационной деятельности [17].

В распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определен инновационный путь развития экономики Новосибирской области, исходя из конкурентных преимуществ, к которым отнесены:

- уникальный научно-образовательный комплекс;

- высокий уровень диверсификации экономики, невысокая доля сырьевого сектора;

- выгодное географическое положение и статус центра федерального округа [3].

Наличие предпосылок, очевидных преимуществ и условий для развития инноваций и инновационной деятельности предполагает необходимость государственной поддержки по их стимулированию, а также осуществление непрерывного мониторинга, контроля и оценки эффективности этой поддержки.

В Новосибирской области принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, в которых утверждены основы организации научной, инновационной деятельности и формирования научно-технической политики, определены условия и порядок ее реализации, а также формы государственной поддержки инновационной деятельности. Например, распоряжением губернатора области в октябре 2009 г. принята Концепция развития инновационной

деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области, в которой намечено устойчивое развитие инновационной системы для повышения конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения [14]. Механизм реализации этого документа, в частности, предусматривает максимальное развитие технопарковых структур, поддержку деятельности бизнес-инкубаторов, содействие созданию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Практика последних лет подтверждает, что прогнозирование инновационного развития, организация реализации принятых программ, осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств требуют наличия системы инновационного законодательства как на региональном, так и на федеральном уровнях. Учитывая, что правовое регулирование интеллектуальной собственности, являющееся правовой базой инновационного процесса, осуществляется в соответствии с ч. 4 Гражданского кодекса РФ, то необходимо установить единый подход к пониманию инноваций и инновационной деятельности.

В настоящее время в России отсутствует четко структурированное и целостное инновационное законодательство. В отдельных федеральных законах и законах субъектов РФ, словарях даются разные формулировки понятий «инновации», «инновационная деятельность». Такое разнообразие толкований не позволяет обеспечить сравнимость показателей в статистической отчетности, одинаковый подход при формировании программ развития инновационной деятельности.

Рассмотрим лишь некоторые примеры определений инноваций и инновационной деятельности в справочных и нормативных документах.

Например, в юридическом словаре дано такое определение: «Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке (в том числе организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий, патентно-лицензионная деятельность)» [1].

В этом определении процессы создания и внедрения интеллектуального продукта объединены, включены НИОКР, нематериальные активы, поэтому совершенно непонятно, что же можно отнести только к инновационной деятельности?

В постановлении Правительства РФ [4] инновация (нововведение) определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационная деятельность трактуется как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Из данного определения следует понимать, что первоначальный процесс - инновационная деятельность, в результате которой получаем инновацию. В ряде публикаций авторы акцентируют внимание на том, что вперед должны быть получены инновации, а потом организуется деятельность по их внедрению, тиражированию. Это могут осуществлять любые организации, которые сами не занимаются научными исследованиями, НИОКР. Этой позиции придерживается и автор статьи.

Известно, что необходимость определения сути инноваций обсуждалась в 1988 г. в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР / OECD) прежде всего для целей статистического учета, чтобы можно было собрать необходимые данные и сопоставить их по странам ОЭСР. Поэтому уже в 1992 г. появились Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (далее - Руководство Осло), в которых выделены четыре основных типа инноваций: продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые [19]. В последующие годы этот документ неоднократно обновлялся. Терминологию и методологию, сформулированные в Руководстве Осло, используют страны с развитой экономикой и страны, которые выбрали инновационный путь развития экономики, фактически она признана и в России. Существенно позже (2007-2009 гг.) в нормативных документах Федеральной службы государственной статистики РФ также появились определения ин-

Инновации

28 (166) - 2013

новаций и инновационной деятельности, схожие с Руководством Осло [16].

Определения инноваций и инновационной деятельности содержатся в специальных законах многих субъектов Федерации (более половины), но они, как правило, отражают видение представителей региональной власти, чем и объясняются разные формулировки дефиниций в законах разных областей и краев.

Почти 20 лет тому назад в областном законе Новосибирской области от 20.04.1995 № 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области» дано определение инновационной деятельность как деятельности по использованию научных знаний и опытных разработок в промышленном производстве, сфере услуг или в других областях хозяйствования [5]. Позже вносились уточнения и дополнения в это определение. В настоящее время в названном законе инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии» [5].

Последнее определение вообще вводит в заблуждение, ибо в этом случае любые научно-исследовательскую работу, опытно-конструкторские разработки, модернизацию производства можно квалифицировать, как инновационную деятельность. Что же должно относиться к НИОКР?

Периодическое уточнение содержания инновационной деятельности в областном законодательном акте обусловлено прежде всего необходимостью идентификации видов инновационной деятельности при формировании целевых программ, при обосновании объемов субсидий из областного бюджета на поддержку инновационной деятельности.

В связи с этим автор считает более правильной рекомендацию П. Уайта о том, что нужно различать понятия «изобретение» (конечный результат иссле-

дований) и «инновация» (она следует за изобретением и завершает успешные разработки). По его мнению, инновация представляет собой процесс, состоящий из пяти этапов, связывающих вход в виде ассигнований и рабочей силы с выходом в виде новой продукции или процессов [20, с. 160].

Первый законопроект об инновационной деятельности был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации в 1999 г., но отклонен в 2000 г. по ряду причин Президентом РФ. Известно, что в период с 1999 по 2012 г. в Государственную Думу были представлены еще пять законопроектов об инновационной деятельности в Российской Федерации, из которых четыре были сняты с рассмотрения Советом Государственной Думы, один законопроект отклонен.

Приведенные факты свидетельствуют о настоятельной необходимости принятия федерального закона, устанавливающего единые понятия, принципы и формы государственной поддержки инноваций и инновационной деятельности, а также полномочия региональных и местных органов власти в этой сфере.

В условиях ограниченных бюджетных ресурсов, направляемых на поддержку инновационной деятельности из региональных бюджетов, важным вопросом является обоснованный выбор хозяйствующих субъектов, которым целесообразно в первую очередь оказать государственную поддержку. Сложность выбора экономических субъектов объясняется тем, что пока нет общепринятых критериев определения инноваций и инновационной деятельности, нет конкретных статистических данных о результатах инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, неясны многие вопросы по содержанию классификационных групп инноваций, следовательно, практически невозможно обосновать первоочередность выделения субсидий конкретным организациям.

К проблемам инновационного развития экономики относятся выбор источников и форм финансирования разработок, вопросы их коммерциализации. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться прямым и косвенным методами. Прямой метод - это финансирование конкретных работ, услуг, а косвенный метод выражается в создании условий, направленных на привлечение в научно-инновационную сферу средств частных инвесторов и кредиторов, в том числе на стимулирование фирм к самофинансированию НИОКР, в установлении налоговых льгот или преференций.

Проблемой также является трудность в формировании государственного задания по видам инноваций. Так, например, под маркетинговыми инновациями Росстат понимает реализацию новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Под организационными инновациями понимается реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

Обеспечение развития науки и инноваций согласно закону [5] должно быть основано на множественности источников финансирования и его целевой ориентации. Этим законом (п. 4 ст. 48) предполагалось проводить финансирование научной деятельности согласно утвержденным программам из бюджета области. Планировалось направлять на эти цели бюджетные средства не менее 1,5 % от объема бюджета. Однако этот пункт не действовал в 2001-2007 гг. В трехлетнем плановом бюджетном законе на 2008-2010 гг. такие расходы отдельной строкой также не планировались, не предусматривалось это и в 2011-2012 гг., и опять его действие приостановлено в течение 2013 г.

По мнению автора, фактическое отсутствие отдельного финансирования скорее всего связано с тем, что расходы бюджета на научно-технический прогресс целесообразнее планировать и осуществлять программным методом, что и происходило и будет происходить фактически.

В областном законе от 15.12.2007 N° 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» [6] предусмотрены налоговые и неналоговые меры государственной поддержки инновационной деятельности. В Новосибирской области пока реализуются только неналоговые меры государственной поддержки, а именно:

- предоставление субсидий из областного бюджета;

- предоставление областных государственных гарантий;

- предоставление льгот по аренде областного имущества и др.

Правительством Новосибирской области утвержден порядок [15] предоставления субсидий бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям для возмещения затрат, связанных с предоставлением услуг по ценам ниже рыночных субъектам инновационной деятельности, и затрат, связанных с предоставлением в аренду имущества, оказанием консалтинговых, организационных и иных услуг. Бизнес-инкубаторы и управляющие компании имеют право на получение субсидии при документальном подтверждении и экономической обоснованности целей предоставления субсидий в соответствии с перечнем документов и при отсутствии у бизнес-инкубаторов или управляющих компаний недоимки по налогам.

Отдельными нормативными актами утвержден ряд долгосрочных целевых программ по поддержке инноваций в Новосибирской области, на основе которых утверждаются субсидии из областного бюджета.

По долгосрочной целевой программе «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы» [11] в составе источников финансирования около 70 % предусмотрены внебюджетные средства, около 22 % - субсидии областного бюджета и около 10 % - субсидии федерального бюджета (табл. 1).

По итогам реализации мероприятий данной программы прогнозируется получение выручки компаний резидентов в сумме около 24,2 млрд руб. На каждый вложенный бюджетный рубль прогнозируется привлечь примерно два рубля внебюджетных инвестиций. В период выполнения программных мероприятий предусматривается:

- строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры офисно-лаборатор-ных и производственных объектов;

Таблица 1

Прогноз источников финансирования технопарка в Новосибирском Академгородке

в 2011-2014 гг., млн руб. [11]

Источник 2011 2012 2013 2014 Всего

Федеральный бюджет 400 500 70 37,5 1 007,5

Областной бюджет 977,1 480,5 500 400 2 357,6

Местный бюджет 97,9 - - - 97,9

Внебюджетные источники 1 445,6 472,8 3 092,8 2 421,2 7 432,4

Итого... 2 920,7 1 453,3 3 662,8 2 858,7 10 895,4

- оснащение центров коллективного пользования специализированным технологическим оборудованием;

- обеспечение сотрудников и приглашенных специалистов компаний — резидентов технопарка, научных и учебных организаций Новосибирского научного центра жильем. Фактически из областного бюджета в 2011 г.

были осуществлены инвестиции по этой программе министерством строительства и ЖКХ Новосибирской области в сумме 862,1 млн руб., а также перечислен взнос в уставный капитал ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» в сумме 50 млн руб., т. е. субсидии из областного бюджета составили 912,1 млн руб. вместо 977,1 млн руб. по программе, недофинансирование - 65 млн руб., что составляет около 7 % от плановых ассигнований.

По отчету за 2012 г. из областного бюджета профинансировано 459,1 млн руб. в форме инвестиций на приобретение основных средств, недофинансирование составило 21,4 млн руб. Таким образом, за два года только из областного бюджета профинансировано меньше на 86,4 млн руб., чем прогнозировалось по программе.

По долгосрочной целевой программе «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы» предусмотрены ассигнования из областного и местного бюджетов, внебюджетные источники (табл. 2).

По результатам реализации мероприятий рассматриваемой программы к 2016 г. ожидается выручка от реализации продукции резидентов биотехнопарка не менее 1,85 млрд руб., количество компаний-резидентов — не менее 16, количество

Прогноз источников финансирова в наукограде Кольцово в

рабочих мест - примерно 940 чел., а также прогнозируются налоговые поступления в бюджетную систему области в сумме 1,5 млрд руб. [12].

Фактически в 2011 г. департаментом имущественных и земельных отношений по данной программе перечислен взнос в уставный капитал ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» в сумме 199 998,9 тыс. руб., т. е. 100 % от запланированной суммы.

В 2012 г. из областного бюджета профинансировано 105,2 млн руб., из них дополнительный взнос в уставный капитал ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» - 99 998,4 тыс. руб., недофинансировано из областного бюджета 21,8 млн руб. Таким образом, эти субсидии условно можно отнести к организационным, так как пока неизвестны будущие результаты работы этого агентства. Возможно, что оно не будет самостоятельно внедрять инновации.

По долгосрочной целевой программе «Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛО-НАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области в 2012-2016 годах» [13] основными источниками финансирования предусмотрены средства областного бюджета (более 60 %), в равной доле запланированы ассигнования из федерального бюджета и внебюджетные средства, но только на период 2013-2014 гг. (табл. 3).

Фактически в 2012 г. по этой программе профинансировано 73,3 млн руб., т. е. меньше только на 1 млн руб. против прогнозного значения.

Таблица 2

ия научно-технологического парка »011-2015 гг., млн руб. [12]

Источник 2011 2012 2013 2014 2015 Всего

Областной бюджет 200 127 105,7 5,7 5,7 444,1

Местный бюджет 1,1 50,6 1,1 40,1 59,6 152,5

Внебюджетные источники 88,3 75 50,1 50,1 50,1 313,6

Итого... 289,4 252,6 156,9 95,9 115,4 910,2

Таблица 3

Прогноз источников финансирования навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС в Новосибирской области в 2012 — 2016 гг., млн руб. [13]

Источник 2012 2013 2014 2015 2016 Всего

Федеральный бюджет Нет 54, 8 65, 2 Нет Нет 120,0

Областной бюджет 74,3 108,6 84, 4 82, 5 81, 0 430, 8

Внебюджетные источники Нет 54, 8 65, 2 Нет Нет 120,0

Итого... 74,3 218, 2 214, 8 82,5 81, 0 670,8

По долгосрочной целевой программе «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров Сибирского отделения РАН и Сибирского отделения РАМН на 2013 — 2017 годы» [10] прогнозируются источники финансирования, представленные в табл. 4.

Основные источники финансирования по рассматриваемой программе должны составлять внебюджетные средства (почти 50 %) и субсидии из федерального бюджета (около 30 %), и около 20 % составят расходы областного и местного бюджетов.

По закону об областном бюджете [8] по программе предусмотрено финансирование строительства консультационно-диагностической поликлиники, нового здания для поликлиники № 3, строительство многопрофильного стационара на 550 мест, создание научно-клинического центра неврологии, эндокринологии и метаболических заболеваний на 450 коек, строительство других объектов социальной сферы. Цель этой программы состоит в том, чтобы создать хорошие условия для проживания и работы в Советском районе всех жителей, включая научных работников.

По ведомственной долгосрочной целевой программе «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2015 гг. [9] основным источником финансирования должны быть средства областного бюджета, вдвое меньше запланированы внебюджетные источники и незначительные поступления из федерального бюджета (табл. 5).

В паспорте этой программы предусмотрено, что будет реализовано более 1 000 инновационных

Прогноз источников финансировани научных центров в г. Новосиби

проектов, количество действующих технопарков, бизнес-инкубаторов, высокотехнологичных кластеров, венчурных фондов составит не менее 50, будет повышена квалификация более 900 специалистов. Прогнозируются достижение объема инновационной продукции по целевой группе предприятий к 2016 г. в сумме 60 млрд руб. и развитие системы мониторинга инновационной деятельности путем формирования реестра инновационно активных предприятий.

Таким образом, по трем долгосрочным целевым программам за прошедшие два года (2011-2012 гг.) недофинансирование из областного бюджета составило 109,2 млн руб., что составляет небольшую долю от общей суммы прогнозируемых субсидий (около 6 %), но основная сумма недофинансирования приходится на технопарк в Академгородке - 79 %.

Осуществление контроля за выполнением любых планов, программ является важнейшей задачей и функцией исполнительных органов власти. Следовательно, они обязаны обеспечить прозрачность процессов выполнения программ и использования бюджетных субсидий путем регулярной публикации отчетов о ходе их выполнения с указанием использования всех источников финансирования программ.

Однако на практике гражданам самостоятельно затруднительно получить информацию о фактическом использовании внебюджетных источников по программам, о причинах недоиспользования утвержденных по бюджету субсидий по конкретным программам.

Кроме прямого финансирования расходов по отдельным целевым программам в Новосибирской области осуществляется субсидирование отдельных

Таблица 4

программы комплексной поддержки :ке в 2013-2017 гг., млн руб. [10]

Источник 2013 2014 2015 2016 2017 Всего

Федеральный бюджет 969,7 2 021,6 2 352,0 999,0 3 031,9 9 374,2

Областной бюджет 625,7 1 558,8 1 410,2 1 790,0 1 016,0 6 400,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местные бюджеты 371,0 165,2 98,2 321,0 153,6 1 109,0

Внебюджетные средства 1 240,2 1 797,5 4 994,5 5 918,1 2 787,7 16 738,0

Итого... 3 206,5 5 543,1 8 855,0 9 028,2 6 989,1 33 621,9

Таблица 5

Прогноз источников финансирования ведомственной целевой программы развития инновационной системы в Новосибирской области в 2013-2015 гг., млн руб. [9]

Источник 2013 2014 2015 Всего

Федеральный 8,6 8,6 8, 5 25, 7

Областной 273,0 273,0 273,0 819,0

Внебюджетные источники 140,9 158, 9 182,5 482, 3

Итого... 422, 5 440, 5 464, 0 1327, 0

организаций через государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» (далее - ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд»). Ежегодно министерством образования, науки и инновационной деятельности Новосибирской области утверждаются государственные задания по профилю деятельности ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд». На основе этих заданий формируются договорные отношения с разными организациями и учреждениями, обосновывается стоимость работ.

Используя классификацию инноваций Руководства Осло, можем сделать вывод, что Новосибирский областной фонд ежегодно финансировал в основном однотипные расходы организаций, которые можно отнести к маркетинговым и к организационным инновациям (табл. 6).

В 2009-2011 гг. выделяемые субсидии не использовались ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд» в полном объеме, хотя они были определены в соответствии с государственными заданиями для поддержки развития инновационной деятельности в Новосибирской области.

По мнению автора, руководитель ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд» не может оценивать результаты выполненных работ, если они действительно связаны с инновациями. В таких случаях необходима научная экспертиза результатов специалистами конкретной отрасли научных знаний.

Выяснить причины неполного использования выделенных субсидий ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд» для поддержки инновационной деятельности экономических субъектов не представилось возможным.

Таблица 6 Анализ использования субсидий на поддержку инновационной деятельности ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд» в 2009-2012 гг. [2]

К сожалению, в рамках данной статьи невозможно раскрыть все вопросы и проблемы по обеспечению условий для развития инноваций и инновационной деятельности в государстве и в конкретном субъекте Федерации. Назовем лишь некоторые проблемы, которые очевидны и требуют неотложного решения:

1) отсутствие системы специального инновационного законодательства, прежде всего федерального закона об инновационной деятельности, который должен устранить неоднозначность в определении наиболее существенных категорий в региональном законодательстве, чтобы можно было более корректно идентифицировать инновации и инновационную деятельность;

2) трудности в выборе субъектов хозяйствования для оказания государственной помощи, ибо проблематично выявить инновационно ориентированные организации (при отсутствии необходимой информации о внедрении инноваций) -по этой причине можно объяснить недофинансирование по программам в 2011-2012гг.;

3) слабая поддержка предприятий Новосибирской области по внедрению продуктовых инноваций, т. е. по производству действительно новых видов продукции либо с новыми свойствами;

4) использование средств областного бюджета в Новосибирской области в основном на оплату маркетинговых, рекламных услуг и работ, инновационный характер которых доказать либо опровергнуть проблематично. Взносы в уставный капитал организаций не означают, что организации готовы к осуществлению инновационной деятельности;

5) отсутствие публикуемых отчетов по выполнению долгосрочных программ в разрезе всех источников финансирования и по видам расходов, что затрудняет системный мониторинг и контроль за выполнением программ.

На настоящем этапе развития нашего общества исключительно важно, чтобы государственная поддержка была адресована тем организациям, которые действительно внедряют инновации, важно не тратить бюджетные средства на непонятные консультации, на популяризацию инновационной деятельности, если специалисты не могут разобраться в сути этой категории.

Правильное понимание инноваций и инновационной деятельности имеет большое значение при рассмотрении вопросов налогового стимулирования. В настоящее время существенные льготы и

Показатель 2009 2010 2011 2012

Субсидии из 6 588,2 10 388,2 23 026,5 19 047,9

областного бюджета,

тыс. руб.

Использованы 5 231,4 4 973,3 17 874,6 19 189,9

целевые источники,

тыс. руб.

Использованы 79,4 47,9 77,6 100,7

к сумме субсидий, %

преференции в Налоговом кодексе РФ предусмотрены для организаций, осуществляющих НИОКР, для участников проекта «Сколково», но нет специальных послаблений по налогам для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, хотя считается, что налоговые льготы менее обременительны для государства, чем прямая помощь из бюджетов на эти цели. Отсутствие преференций в налоговом законодательстве, по мнению автора, объясняется тем, что трудно выделить объемы выручки, суммы прибыли, приходящиеся на инновационную деятельность.

Список литературы

1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФ-РА-М, 2007.

2. Кассовое исполнение областного бюджета Новосибирской области за 2012 год - http: //roskazna.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. 08.08.2009).

4. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832.

5. О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области: закон Новосибирской области от 20.04.1995 № 17-ОЗ (в ред. от 01.04.2011, с изм. от 17.12.2012).

6. О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы: закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ (в ред. 01.04.2011).

7. Об исполнении областного бюджета Новосибирской области: закон Новосибирской области от 28.09.2012 № 251-ОЗ.

8. Об областном бюджете Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов: закон Новосибирской области от 17.12.2012 № 284-ОЗ (в ред. от 28.03.2013).

9. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013-2015 годы: приказ минобрна-уки Новосибирской области от 04.10.2012 № 2025.

10. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и Новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы»: постановление правительства Новосибирской области от 01.02.2013 № 41-п.

11. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы»: постановление правительства Новосибирской области от 30.09.2010 № 159-п (в ред. 29.12.2012).

12. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы»: постановление правительства Новосибирской области от 29.08.2011 № 381-п (в ред.

15.11.2012).

13. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области в 2012-2016 годах»: постановление правительства Новосибирской области от 03.10.2011 № 434-п (в ред.

28.02.2013).

14. Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области: распоряжение губернатора Новосибирской области от 19.10.2009 № 254-р.

15. Об утверждении Порядка предоставления субсидий, выделяемых в качестве государственной поддержки на возмещение бизнес-инкубаторам и управляющим компаниям технопарков в Новосибирской области затрат, связанных с предоставлением услуг: постановление правительства Новосибирской области от 30.05.2011 № 221-п.

16. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций: приказ Росстата от 30 октября 2009 № 237 (в ред. от 19.08.2011).

17. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227.

18. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р.

19. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 2010. Руководство Осло: Организация экономического сотрудничества и развития. URL: http:// mon. gov. ru/files/materials/7766/ruk. oslo. doc.

20. Уайт П. Управление исследованиями и разработками / под ред. Д. Н. Бобрышева. М.: Экономика, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.