Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование инновационного экономического развития на субфедеральном уровне'

Бюджетное финансирование инновационного экономического развития на субфедеральном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / НАУКОГРАД / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Д.В.

В статье рассмотрены основные направления организации и финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации и Новосибирской обл. в 1995-2011 гг. Приведены данные по финансированию ведомств, целевых программ и сделаны выводы о динамике и структуре бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование инновационного экономического развития на субфедеральном уровне»

Бюджетная политика

Удк 336.5.02

бюджетное финансирование инновационного экономического развития на субфедеральном уровне

Д. В. ДЕМЕНТЬЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налоговой политики Е-mail: kafedrafinp@yandex.ru Новосибирский государственный технический университет

В статье рассмотрены основные направления организации и финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации и Новосибирской обл. в 1995-2011 гг. Приведены данные по финансированию ведомств, целевых программ и сделаны выводы о динамике и структуре бюджетных расходов.

Ключевые слова: инновационная политика, бюджетное финансирование, эффективность, государственные расходы, целевая программа, наукоград, технопарк.

В настоящее время в России на законодательном уровне отсутствует общепринятый термин «инновация». Такая ситуация постоянно создает проблемы: какие продукты или услуги считать инновациями, как их финансировать, каким образом осуществлять контроль за использованными государственными и муниципальными финансовыми ресурсами [3]. В связи с этим повышается актуальность анализа расходов бюджетов на инновации и финансового контроля за такими расходами.

Определения инновационной деятельности встречаются в законах ряда субъектов Федерации (г. Москва, Республика Башкортостан и Республика Бурятия, Томская обл.). Но они обычно ограничены сферами деятельности, отражают специфику

территорий и поэтому не могут быть универсальными. Следует отметить, что понятийный аппарат по инновационной деятельности, который должен быть закреплен в законе на федеральном уровне, очень важен для конкретизации субъектов финансирования, для оценки целесообразности и эффективности использования выделенных бюджетных ресурсов [9].

С другой стороны, на уровне словарей и публикаций термин «инновация» означает [10] «...нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта. »; либо [2] «... вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии. экономические новшества, являющиеся результатом научно-технического прогресса».

На федеральном уровне необходимость стимулирования инновационной деятельности была осознана в самом начале становления рыночных отношений, о чем свидетельствует постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». Однако и в данном документе не было определения понятия «производственная инновация».

Фонд производственных инноваций (далее -фонд) создавался в целях государственной поддержки

важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Основными задачами фонда были:

- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсного отбора и реализации инновационных проектов;

- поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств;

- участие в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе.

Логично, что реализация перечисленных задач должна была осуществляться за счет финансирования из федерального бюджета. Однако в 1996-1999 гг. субсидии в фонд вообще не планировались, но даже запланированные суммы за четыре следующих года не были фактически исполнены (табл. 1). Это с точки зрения финансового контроля можно считать неэффективным планированием бюджетных расходов

В 2004-2011 гг. финансирование фонда было не предусмотрено федеральными законами о федеральном бюджете, однако в Налоговом кодексе РФ Фонд производственных инноваций упоминается при льготировании налогоплательщиков налога на прибыль организаций при получении хозяйствующими субъектами средств фонда (ст. 251 п. 1 подпункт 14).

Таблица 1

Финансирование Фонда производственных инноваций в 2000-2003 гг., млн руб.

Год План Факт

2000 2 -

2001 10 -

2002 5,5 -

2003 - -

Немного позднее термин «инновационная деятельность» появился в Концепции инновационной политики государства на период 1998-2000 гг. (далее -Концепция), которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 № 832.

В этом документе инновационная деятельность определялась как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок... в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый... технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим.. .научные исследования и разработки».

Концепция состояла из шести разделов:

- введение;

- состояние инновационной деятельности;

- направления инновационной политики;

- методы реализации инновационной политики;

- законодательно-правовые условия реализации инновационной политики;

- экономические основы активизации инновационной деятельности.

В Концепции государственная инновационная политика предполагала:

- ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений мирового уровня;

- развитие экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики;

- решение проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС.

Концепция отмечала особое значение экологических приоритетов инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Финансовая сторона реализации инновационной политики предусматривала систему возвратного финансирования проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе, а также необходимость привлечения средств из дополнительных источников -собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов.

Реализация Концепции политики возлагалась на шесть ведомств федерального уровня.

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации (научные, конструкторские, испытательные, внедренческие фирмы), важно обеспечить последовательное финансирование всех ее этапов:

- исследования;

- разработка опытного образца;

- создание производственного образца;

- серийное производство новой продукции.

Поэтому для решения задач по управлению финансированием инновационных программ в 2004 г. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 281 было утверждено Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям. Основные задачи Федерального агентства по науке и инновациям предусматривали:

- заключение государственных контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;

- разработку прогнозов развития инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу проектов федеральных инновационных программ;

- ведение реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

- ведение реестра отраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета;

- осуществление функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов.

Динамика финансирования Федерального агентства по науке и инновациям отражена только за период 2004-2010 гг. (табл. 2), так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271 оно было упразднено, а его функции переданы Министерству образования и науки РФ.

Таблица 2

Финансирование Федерального агентства по науке и инновациям в 2004-2010 гг., млн руб.

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что в 2008-2010 гг. фактическое финансирование существенно превышало плановое. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (Министерство образования и науки РФ, протокол № 1 от 15.02.2006) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Документ, который не был опубликован, предусматривал реализацию стратегии в три этапа и в соответствии с основными целями на этапах определял приоритеты, принципы и объемы финансирования необходимых мероприятий. Паспорт стратегии содержал описание системной проблемы и задачи в инновационной политике, перечень целевых программ и основных мероприятий.

Ответственность за реализацию стратегии возлагалась на Министерство образования и науки РФ, которое выступало координатором деятельности по нормативному стимулированию инноваций. Другие ведомства (Минпромэнерго России, Министерство природных ресурсов РФ, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Росатом и Роскосмос) должны были организовать выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.

Инновационная политика подлежала реализации не только на федеральном уровне. Например, в областном бюджете Новосибирской обл. показатель «расходы на освоение инноваций в дорожном хозяйстве» впервые был предусмотрен в 2001 г. в сумме 2,5 млн руб. Он был исполнен на 95 % - в сумме 2,38 млн руб. [4].

Областной орган финансового контроля - Контрольно-счетная палата Новосибирской области (КСП НСО) обратила внимание на положение в сфере дорожного хозяйства только в 2006 г. [5]. В результате контрольных мероприятий было установлено следующее:

- выделяемых из областного бюджета средств недостаточно для содержания дорог в нормативном состоянии (в 2006 г. потребность была больше утвержденной в бюджете суммы примерно на 260 млн руб.);

- значительная часть средств идет на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, средства направляются на содержание муниципальных дорог (более 19 млн руб. в 2006 г.);

- не выполнено постановление губернатора области в части внедрения системы оценки качества дорожно-строительных работ;

Год План Факт Процент выполнения

2004 7313 7 256 99,2

2005 10 171 10 280 101,1

2006 11 214 11 281 100,6

2007 19 307 19 385 100,4

2008 17 999 23 490 130,5

2009 19 207 23 782 123,8

2010 23 011

- неэффективное использование бюджетных средств составило почти 126 млн руб. (просроченная дебиторская задолженность, предоставление средств коммерческим организациям); нерациональное - 2,4 млн руб. (расходы на разработку региональной целевой программы).

Кроме того, установлены нарушения в порядке применения бюджетной классификации, факты недостоверности отчетности. По результатам проверок утверждались планы мероприятий по устранению нарушений. Однако они были рассчитаны на длительный период - до конца 2007 г. и в ряде случаев, по мнению ревизоров, не могли привести к положительным результатам [5].

В последующие годы в новосибирском областном бюджете планировались и финансировались конкретные инновационные проекты, что подтверждают данные табл. 3.

Анализ данных табл. 3 показывает, что финансирование инноваций в основном предусматривалось по разделам «национальная экономика» и «образование», в плане развития инновационной структуры наукоградов. Также плановые объемы бюджетного финансирования инновационной деятельности не имеют четкой тенденции - они «скачкообразны». Но фактическое финансирование всегда меньше запланированного объема, что свидетельствует о нерациональности бюджетного планирования необходимых расходов.

По результатам проверок КСП НСО финансирования приоритетных национальных проектов за

2006 г. в отчетах было отмечено следующее:

- расходы на реализацию национальных проектов в бюджетах не выделены в отдельные коды бюджетной классификации, что затрудняет мониторинг их финансирования;

- на стимулирование образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» из областного бюджета направлено 987 тыс. руб. без утверждения соответствующего порядка расходования средств;

- не организована система сбора и обобщения информации о реализации нацпроектов;

- установлены случаи недостоверности отчетности.

В соответствии с предложениями КСП НСО, направленными по результатам мониторингов, департамент образования должен был разработать порядок отбора и условия финансирования учреждений в рамках нацпроекта за счет средств областного бюджета. Следует отметить, что расходы на национальные проекты не были выделены и в областном бюджете на 2007 г. [5, 6].

В результате проверок бюджетных ресурсов за

2007 г. было установлено:

- неэффективное использование областной собственности - в бизнес-инкубаторе в р. п. Коль-

Таблица 3

Финансирование инновационных проектов в бюджете Новосибирской обл. в 2005-2011 гг., млн руб.

Год Направление расходов и раздел финансирования План Факт Процент выполнения

2005 Научное сопровождение инновационных проектов (национальная экономика) 6,4 5,4 87

Научное сопровождение инновационных проектов (образование) 2,5 0,7 29

2006 Научное сопровождение инновационных проектов (национальная экономика) 30,0 30,0 100

Субсидии бюджетам на внедрение инновационных образовательных программ (образование) 54,0 54,0 100

2007 Научное сопровождение инновационных проектов (национальная экономика) 35,0 35,0 100

Внедрение инновационных образовательных программ (образование) 35,0 35,0 100

Внедрение инновационных образовательных программ (межбюджетные трансферты) 10,0 9,4 94

2008 Мероприятия по пропаганде науки и инновационной деятельности (национальная экономика) 22,7 9,2 41

Внедрение инновационных образовательных программ (образование) 74,0 74,0 100

2009 Мероприятия по развитию инновационной системы в области 32,5 31,1 96

Развитие инновационной структуры наукоградов 23,1 10,0 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 Мероприятия по развитию инновационной системы в области 34,3 -

Развитие инновационной структуры наукоградов 45,3 -

2011 Мероприятия по развитию инновационной системы в области 42,8 -

Развитие инновационной структуры наукоградов 5,3 -

цово занятая площадь составляет всего 10 % от полезной площади здания;

- в Новосибирской обл. нет нормативных актов, определяющих порядок осуществления расходов на создание технопарка. При этом средства в сумме 17 млн руб., предназначенные для прикладных научных исследований, неправомерно направлены на разработку проектной документации инженерных коммуникаций технопарка;

- инновационные проекты на сумму 21,6 млн руб. были рекомендованы научным экспертным советом для оказания финансовой поддержки уже после фактического осуществления их финансирования из областного бюджета.

С учетом предложений был принят областной закон о политике в сфере развития инновационной системы, устанавливающий полномочия области по созданию технопарков, в котором в качестве одного из основных направлений реализации политики определено создание технопарков.

Также было утверждено положение [7] о порядке и условиях предоставления государственной поддержки за счет средств областного бюджета областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы.

Проверки за 2008 г. выявили следующие недостатки:

- исключительные права на программные продукты и базы данных, которые являются нематериальными активами области, в бюджетном учете департамента науки не отражены, реестр приобретенного программного обеспечения с неисключительными правами отсутствует;

- средства областного бюджета в сумме 39,2 млн руб., код бюджетной классификации которых указывал на их предназначение для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, были использованы на проектно-сметную документацию объектов технопарка и иные мероприятия, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

В связи с этим администрацией области был утвержден порядок [8] предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности, внесены изменения в бюджетную классификацию расходов областного бюджета, направленные на приведение наименования целевых статей в соответствие с плановыми мероприятиями.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных КСП в 2009 г., позволяют сделать вывод о

сохранении в условиях финансового кризиса позитивных тенденций в ряде сфер деятельности областных органов исполнительной власти: увеличились расходы на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, малого и среднего предпринимательства, реализовывались приоритетные для развития области инвестиционные и инновационные проекты.

В 2010 г. прошли 25 проверок, 4 экспертизы и 11 аналитических мероприятий. Результаты контроля показали:

- основной показатель результативности поддержки малого и среднего предпринимательства в кризисном 2009 г. не достигнут (соотношение прироста налоговых поступлений и объема господдержки 0,81 при плане 1,3);

- в 2009 г. из-за несвоевременного софинанси-рования расходов федерального бюджета и неготовности муниципальных образований к реализации мероприятий не были использованы средства в сумме 103,8 млн руб.;

- предназначенные для развития малых предприятий средства фактически использовались на оплату заказанных у них работ и услуг;

- из-за несвоевременного утверждения перечня, объемов и стоимости государственных услуг в 2009 г. не в полном объеме использованы субсидии и не выполнено государственное задание ГАУ «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности»;

- в 2008-2009 гг. в области отсутствовала комплексная система мер по реализации политики энергосбережения; полномочия по ее реализации не были распределены между органами исполнительной власти, не завершена работа по установке приборов учета в областных учреждениях и предприятиях, отсутствует полная информация о результатах реализации мер;

- деятельность Межотраслевого фонда энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса, созданного по постановлению администрации области, осуществлялась без контроля с ее стороны (в настоящее время постановление об утверждении попечительского совета фонда утратило силу).

С учетом предложений КСП, сделанных по результатам контроля, в настоящее время следует принять меры по правовому регулированию, усилению контроля за деятельностью и повышению эффективности областных фондов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

науки и инновационной деятельности, энергосбережения.

Общие масштабы финансирования инновационной деятельности, которые предназначались департаменту науки, инноваций, информатизации и связи, отражены в табл. 4.

Целесообразно обратить внимание на такую организационную форму содействия инновационной стратегии, как наукоград - муниципальное образование, в котором управленческие функции выполняет местная администрация. Наукоград получает целевое государственное финансирование.

Необходимо отметить, что в Новосибирской обл. наукоградом является рабочий поселок Коль-цово, которому этот статус был присвоен Указом Президента РФ от 17.01.2003 № 45. Менее чем через два месяца распоряжением главы администрации Новосибирской области от 11.03.2003 № 152-р была создана рабочая группа в количестве 12 чел. по подготовке мероприятий для реализации программы развития поселка. Контроль за исполнением распоряжения возлагался на заместителя главы администрации области. Исполнительная дирекция программы и состав наблюдательного совета на 2002-2007 гг. были утверждены постановлением главы администрации области от 27.10.2003 № 714.

Финансовые проблемы для пос. Кольцово (результаты проверки КСП за 2009 г.) выражаются в том, что отрицательный трансферт из бюджета сопровождается встречным перечислением средств для обеспечения сбалансированности бюджета городского округа.

Важно обратить внимание на тот факт, что по-прежнему межбюджетные трансферты остаются основным источником средств большинства местных бюджетов (не соблюдается требование о передаче местным бюджетам не менее 10 % доходов консолидированного бюджета от налога на доходы физических лиц). Растет число бюджетов городских

Таблица 4

Финансирование департамента науки, инноваций,

информатизации и связи в 2005-2011 гг., млн руб.

Год План Факт Процент выполнения

2005 127,3 101,4 80

2006 162,4 151,5 93

2007 191,8 156,5 82

2008 538,1 383,9 71

2009 239,8 196,4 82

2010 73,7 -

2011 18 766,2 -

округов и муниципальных районов, исполненных с дефицитом (с 4 до 28).

В настоящее время распоряжением правительства Новосибирской области от 02.12.2010 № 241 -рп утверждена концепция долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы» (далее - областная концепция).

Областная концепция утверждена в целях развития инновационной инфраструктуры Новосибирской обл., в соответствии с законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» [6], порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 № 289-па.

Областная концепция состоит из девяти разделов.

1. Цели и задачи программы, их соответствие приоритетам экономического развития.

2. Целевые индикаторы программы.

3. Анализ проблем.

4. Необходимость решения проблем.

5. Механизмы реализации программы и система управления.

6. Оценка рисков при различных вариантах решения проблем.

7. Оценка объема финансирования и предложения по его источникам.

8. Перечень проектов и мероприятий по реализации программы.

9. Обоснование эффективности реализации программы.

В частности, общая потребность в финансовых затратах на создание и развитие биотехнопарка в наукограде Кольцово в 2011-2015 гг. оценивается на уровне 8,2 млрд руб. (табл. 5).

В результате реализации мероприятий программы ожидается достижение следующих показателей бюджетной эффективности:

- объем налоговых поступлений от компаний-резидентов биотехнопарка в бюджетную систему Новосибирской обл. к 2015 г. вырастет до 2 млрд руб. в год;

- за весь период реализации программы на каждый вложенный бюджетный рубль придется более 11,6 руб. частных инвестиций в основной капитал.

Таблица 5

Прогнозируемые источники финансирования по реализации областной целевой программы

в 2011-2015 гг., млн руб.

источники финансирования расходов Финансовые затраты, млн руб.

Всего 2011 2012 2013 2014 2015

Областной бюджет Новосибирской обл. 1 900 200 350 450 450 450

Местный бюджет пос. Кольцово 100 10 15 20 25 30

Частные инвесторы 6 200 700 900 1 200 1 500 1 900

Итого 8 200 910 1 265 1 670 1 975 2 380

Порядок предоставления финансовой помощи из областного бюджета утверждает правительство Новосибирской области, а финансирование социальной и инновационной инфраструктуры пос. Кольцово, контроль за использованием бюджетных средств осуществляет областное министерство финансов.

В Российской Федерации также реализована такая организационная форма содействия инновационной деятельности, как технопарки. Особенность создаваемых технопарков в том, что их инфраструктура финансируется за счет средств федерального бюджета при объединении средств хозяйствующих субъектов.

В Новосибирской обл. постановлением областного правительства от 30.09.2010 № 159-п утверждена долгосрочная целевая программа «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы». Программа преследует две цели:

1) создание в области условий для научно-технической деятельности, для формирования производств научными, образовательными организациями, промышленными предприятиями и бизнес-структурами;

2) формирование привлекательных условий для жизни и профессиональной деятельности высококвалифицированных научных, управленческих и производственных кадров. Основные целевые индикаторы данной программы:

- выручка от продаж продукции компаний -резидентов технопарка;

- количество проектов;

- объем жилищного строительства;

- привлеченные внебюджетные инвестиции. Прогнозный объем финансирования технопарка на 2011-2014 гг. составляет около 9,782 млрд руб., в том числе 1,9 млрд руб. из областного бюджета, 633 млн руб. из бюджета г. Новосибирска и 7,249 млрд руб. из внебюджетных источников.

Кроме того, в целях реализации областных бюджетных законов и повышения эффективности расходования государственных средств на 2011-2013 гг. постановлением от 07.02.2011 № 37-п утвержден порядок расходования средств бюджета Новосибирской обл. на осуществление мероприятий в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Порядок устанавливает правила расходов по трем направлениям.

1. Именные стипендии правительства Новосибирской области.

2. Мероприятия по развитию инновационной системы области.

3. Обеспечение жильем ученых в Академгородке и пос. Кольцово.

Контроль за исполнением постановления возложен на министра образования, науки и инновационной политики области.

Также в регионе действует государственное автономное учреждение «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности». Этот фонд был создан путем изменения типа существующего научного учреждения согласно постановлению администрации Новосибирской области от 01.07.2008 № 182-па.

Таким образом, перспективный источник финансирования инноваций - это бюджетные ресурсы и частные инвестиции, которые должны стимулироваться на уровне государственной власти и местного самоуправления [1]. Одновременно весьма актуален вопрос адекватного и эффективного финансового контроля - как государственного, так и корпоративного (аудит).

Список литературы

1. Дадашев А. З., Басс А. Б. Бюджетный механизм развития инвестиционных процессов: региональный аспект // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 3.

2. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. М.: Азбуковник. 2003.

3. Кочергин А. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции // Финансовая газета. 2011. № 7.

4. Об исполнении бюджета Новосибирской области за 2001 год: закон Новосибирской области от 22.10.2002 № 52-ОЗ.

5. Отчеты о работе Контрольно-счетной палаты Новосибирской области. URL: http://www. kspnso. ru.

6. О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы: закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ.

7. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления государственной поддержки государственным бюджетным образовательным учреждениям Новосибирской области и муниципальным бюджетным обра-

зовательным учреждениям в Новосибирской области, активно внедряющим инновационные программы, новые информационные технологии: постановление губернатора Новосибирской области от 19.03.2007 № 115.

8. Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам научно-технической и инновационной деятельности на выполнение мероприятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности из областного бюджета Новосибирской области: постановление администрации Новосибирской области от 17.02.2009 № 66-па.

9. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утверждены постановлением Правительством РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7.

10. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.