Научная статья на тему 'Развитие Хельсинского процесса на местах: массовые выезды за границу и связи с городами-побратимами (на примере г. Ярославля)'

Развитие Хельсинского процесса на местах: массовые выезды за границу и связи с городами-побратимами (на примере г. Ярославля) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COLD WAR / HELSINKI CONFERENCE ON SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE / DéTENTE / YAROSLAVL AREA / SISTER-CITIES / FOREIGN TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шанина О.Н.

В статье демонстрируется, что реализация решений Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на местах являлась дуалистическим процессом. С одной стороны, претворение в жизнь постулатов Заключительного акта совещания способствовало развитию туризма и международных контактов на региональном уровне. С другой почва для реализации данных решений уже была подготовлена, как «сверху», под влиянием изменений во внешнеполитической линии КПСС, так и «снизу» на основе определенных социальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HELSINKI PROCESS IN THE FIELD: MASS TRAVEL ABROAD AND COMMUNICATIONS WITH SISTER-CITIES (FOR EXAMPLE OF YAROSLAVL)

The article demonstrate, that implementation of decisions of Helsinki Conference on Security and Cooperation in Europe in the field was dualistic process. On the one hand, exercise of postulates of Final Act of the Conference contributed to development of tourism and international contacts at the regional level. On the other hand the way for these decisions had already been drafted «from above» by changes in foreign-policy of CPSU and «from below» based on the social practices.

Текст научной работы на тему «Развитие Хельсинского процесса на местах: массовые выезды за границу и связи с городами-побратимами (на примере г. Ярославля)»

УДК 321

РАЗВИТИЕ ХЕЛЬСИНСКОГО ПРОЦЕССА НА МЕСТАХ: МАССОВЫЕ ВЫЕЗДЫ ЗА ГРАНИЦУ И СВЯЗИ С ГОРОДАМИ-ПОБРАТИМАМИ

(НА ПРИМЕРЕ Г. ЯРОСЛАВЛЯ)

Шанина О.Н., к.и.н., Государственное казенное учреждение Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» - Центр документации новейшей истории

e-mail: o-shanina@mail.ru

Аннотация

В статье демонстрируется, что реализация решений Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на местах являлась дуалистическим процессом. С одной стороны, претворение в жизнь постулатов Заключительного акта совещания способствовало развитию туризма и международных контактов на региональном уровне. С другой - почва для реализации данных решений уже была подготовлена, как «сверху», под влиянием изменений во внешнеполитической линии КПСС, так и «снизу» на основе определенных социальных практик.

Ключевые слова: холодная война, Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, разрядка, Ярославская область, города-побратимы, иностранный туризм

Основными вехами разрядки 1970-х гг. стали подписание Договоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ - 1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.), первый визит американского президента Никсона в Москву в мае 1972 г., признание ФРГ и ГДР друг друга и обмен дипломатическими представительствами и, наконец, Хельсинская конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, на которой были представлены 35 европейских государств и которая завершилась подписанием 1 августа 1975 г. Заключительного акта, утверждавшего основные принципы международной жизни. Хельсинское соглашение, подписанное в числе прочих Л. Брежневым и Дж. Фордом, явилось апогеем разрядки и провозглашало равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, самоопределение народов, незыблемость европейских границ и развитие сотрудничества.

Кроме того, Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе провозглашал намерение поощрять развитие туризма на индивидуальной и коллективной основе, рассматривал развитие контактов в качестве важного элемента в укреплении дружественных отношений и доверия между народами, и, как следствие, ставил своей целью облегчить свободное передвижение и контакты на индивидуальной и коллективной, официальной и неофициальной основе.

Цель данной статьи - на примере архивных материалов из фондов Центра документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО) показать, как повлияли ход Хельсинского совещания и его решения на развитие туризма и международных связей на местах (на примере г. Ярославля), а с научной точки зрения - затронуть такой важный аспект исторического исследовательского поля, как социальные практики. Опираясь на неиспользовавшиеся ранее исследователями архивные документы партийных и профсоюзных органов, показать, что реализация решений Хельсинского совещания на местах была дуалистическим процессом. С одной стороны, претворение в жизнь постулатов Заключительного акта совещания способствовало развитию туризма и международных контактов на региональном уровне. С другой - почва для реализации провозглашенных решений на местах уже была подготовлена как «сверху», под влиянием изменений в политической линии КПСС, взявшей курс на разрядку, так и «снизу». Во-первых, определенными социальными практиками, в основе которых лежал взаимный

интерес к познанию друг друга. В ходе этих социальных практик конкретно-исторический субъект (жители области), используя общественные организации (общества дружбы), оказывали свое воздействие на систему международных отношений. Во-вторых, интересами местных властей и элит, в послевоенный период все более активно заявлявшими о себе как «о подлинных представителях и выразителях интересов своего населения, от которого официальная дипломатия находится слишком далеко». Именно они стали «формировать и продвигать на международном уровне собственные представления о мироустройстве и своем участии в его процессах»1. Этот процесс исследователям теории международных отношений был обозначен термином «дипломатии городов». Примером «дипломатии городов» на практике выступает движение городов-побратимов.

Ярким свидетельством данного заключения является тот факт, что первые побратимские связи Ярославля с городами из несоциалистического блока были установлены до начала первой разрядки международных отношений. Так, Ярославль подписал Договор о дружбе и побратимстве с финским городом Ювяскюля в октябре 1966 г., с французским Пуатье - в 1970 г.

Ювяскюля - финский город, основанный в 1837 г., являлся и является центром области Средняя Финляндия, в которой на тот момент проживало 250 тысяч жителей. В 1960-70-е гг. город занимал 8 место в стране по численности населения, являлся крупным индустриальным центром, где располагались предприятия машиностроения, деревообрабатывающей и текстильной промышленности, бумажная фабрика. Помимо этого, город был известен как культурный и туристический центр, в котором были основаны первые в стране школы с обучением на финском языке, первое педагогическое учебное заведение, преобразованное со временем в университет2.

Пуатье являлся и является центром французского региона Пуату-Шаранта на западе страны, административным центром департамента Вьенна. Это университетский город с богатым культурно-историческим наследием.

Таким образом, Ювяскюля и Пуатье стали первыми в условиях холодной войны для Ярославля удаленными партнерами из Западного блока. Но, несмотря на то, что Договоры были заключены раньше Хельсинского совещания, именно потепление отношений на высшем уровне способствовало укреплению и бурному развитию этих связей в 1970-х гг.

Вся работа по связям с городами побратимами в Ярославле проводилась в основном исполкомом городского совета в строгом соответствии с разработанными и согласованными ежегодными Программами сотрудничества, которые в свою очередь утверждались Ассоциацией по связям советских и зарубежных городов, существовавшей с 1964 г. Ярославль, таким образом, присоединился к Всемирной Федерации Породненных Городов и стал активным участником ежегодного дня породненных городов, проводимого в последнее воскресенье апреля. В этот день на предприятиях, в вузах, школах проводились собрания общественности, вечера молодежи, беседы, выставки новых книг, спортивные соревнования.

Ежегодно исполкомом городского совета разрабатывались планы развития дружественных связей Ярославля с городами-побратимами, включавшие в себя личные встречи представителей городов-побратимов, взаимную переписку, взаимные приветствия в праздничнее и юбилейные дни, пресс-конференции, распространение устной и письменной информации друг о друге, взаимный обмен туристами, переписку учащихся школ и студентов, развитие культурных связей (проведение выставок, просмотр кинофильмов)3. Так, уже в 1971 г. французские школьники получили адреса ярославских ровесников, членов «Клуба друзей Франции», созданного на базе Дворца пионеров и школьников Северного жилого района4. Кроме того, завязались дружественные связи между студентами педагогического института и университета им. П.Г. Демидова г. Ярославля и студентами г. Ювяскюля. Ученики средней школы № 18 г. Ярославля тоже вели оживленную переписку со своими финскими сверстниками5.

Первая официальная французская делегация в соответствии с достигнутыми договоренностями посетила Ярославль в 1970 г., сразу после подписания Договора, и возглавлял ее лично мэр города Пуатье Пьер Вертадье. В 1971 г. с ответным визитом в город Пуатье выезжала делегация Ярославского горисполкома во главе с председателем М.К. Хреновым. Обе делегации подробно ознакомились с работой городского хозяйства, организацией коммунального обслуживания населения, проведением мероприятий по благоустройству6. В дальнейшем подобные встречи и поездки стали нормой, проходили в теплой, дружественной обстановке, сопровождались взаимными приветствиями и подарками'.

С Ювяскюля в 1970-е гг. был так же налажен регулярный обмен официальными делегациями (членов городского Совета из Ювяскюля и Исполкома горсовета Ярославля) с целью обмена опытом по различным вопросам жизни городов. Помимо этого Ярославскую область дважды посетили губернаторы Средней Финляндии: в 1976 г. А. Ямсен, в 1978 г. -К. Сиппонен. Главной целью подобных поездок было изучение и обмен опытом работы по руководству, благоустройству города, строительству, озеленению и другим насущным вопросам. За 1968-1978 гг. финские партийные делегации также неоднократно побывали в Ярославле: в 1968, 1969, 1972 и 1975 гг. - партийные делегации от коммунистической партии Финляндии, в 1974 г. - от социалистической рабочей партии8.редставители Ярославля принимали участие в первой и во второй встречах советских и финских породненных городов, проходивших в Ленинграде и в Хельсинки. На второй встрече в Хельсинки в августе 1971 г. от лица советской делегации с торжественной речью выступал председатель комитета дружбы городов-побратимов, ректор Ярославского государственного университета Сретенский Л.В.9

В середине 1970-х гг. помимо обмена делегациями по линии горисполкома и муниципалитетов ежегодно в Ярославль стали приезжать по 2 группы (30-40 человек) туристов из Ювяскюля и Пуатье и такое же количество туристов из Ярославля стало выезжать во Францию и Финляндию10. В целом за 1974 г. Ярославль посетили 600 французов (это рабочие, работники муниципалитетов и других государственных учреждений, преподаватели школ, вузов, студенты)11.

Иными словами, очевидно, что Хельсинкский процесс на местах вылился в укрепление дружественных связей и контактов с другими странами. Однако как свидетельствуют архивные материалы, почва для реализации решений Хельсинки была подготовлена заранее. Она формировалась, основываясь на искреннем стремлении простых граждан к дружбе и сотрудничеству, обмену опытом с другими странами и народами, а также на решениях и резолюциях КПСС, поменявших враждебную риторику во внешней политике СССР на поворот к разрядке. Так, местные руководители ссылались не на документы Хельсинки, а на документы КПСС и действовали в рамках политики разрядки. Заместитель председателя исполкома Ярославского городского совета депутатов трудящихся М.И. Коротков в своем докладе в 1973 г. подчеркивал, что установление и развитие дружественных связей между Ярославлем и городами-побратимами Пуатье и Ювяскюля является ярким свидетельством претворения в жизнь ярославцами Программы мира, принятой XXIV съездом партии в апреле 1971 г.12 Таким образом, побратимские связи идеально вписывались в миролюбивую риторику Советского Союза 1970-х гг., в рамки политики разрядки и преследовали очень важные идеологические цели пропаганды на Западе советского образа жизни через культурные связи и поездки групп туристов. Недаром руководитель каждой выезжающей группы внимательно отслеживал, освещается ли прибытие ярославцев в местной прессе и какие даются по этому поводу комментарии, а также перепечатывал выпущенные в местных газетах заметки.

Нельзя забывать, что развитию партнерских отношений способствовали существовавшие с 1944 г. в Финляндии «Общество дружбы Финляндия - СССР», с 1945 г. во Франции «Общество Франция - СССР», с 1957 года «Общество дружбы СССР - Франция», с 1958 года - «СССР - Финляндия» в Советском Союзе. Деятельность этих общественных

организаций приобрела широкую популярность, оказала значительное влияние на формирование позитивного общественного мнения друг о друге, внесла большой вклад в дело укрепления дружбы и сотрудничества. Так общество «Финляндия - Советский Союз» в 1970-е гг. являлось одной из самых массовых организаций в стране, насчитывало в своем составе около 230 тысяч индивидуальных и 1400 коллективных членов. Почетным председателем общества являлся президент республики У. Кекконен. Общество «СССР -Финляндия» в 1970-е годы также являлось одним из самых массовых обществ дружбы с капиталистическими странами и насчитывало в своих рядах 685 коллективных членов. Основными формами работы Обществ были проведение массовых кампаний, как то: месячников, недель дружбы, летних праздников дружбы - организация выставок и лекций друг о друге, показ фильмов, проведение спортивных мероприятий. Например, почти 80% гастролей советских артистов и художественных коллективов в Финляндии было организовано по линии общества «Финляндия - Советский Союз». А Обществом «СССР -Финляндия» только за 1976 г. было принято в СССР и направлено в Финляндию 21 делегация представителей советской и финской общественности, 13 лекторов и деятелей культуры, 10 художественных коллективов (всего более 400 человек, что в условиях «железного занавеса» выглядело очень внушительно)13.

В 1958 г. для координации деятельности обществ дружбы был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), объединивший все общества дружбы и ставящий своей целью развитие и укрепление дружбы и культурного сотрудничества народов Советского Союза и зарубежных государств. Так, к 1975 г. Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами насчитывал в своем составе уже 63 общества дружбы. В ССОД входила также Ассоциация по связям советских и зарубежных городов. Поэтому встреча ярославских туристов во многих странах (прежде всего Франции, Финляндии и Австрии) и организация их культурной программы проходила, как правило, при участии представителей Обществ дружбы. Например, по приезде в Париж туристов, как правило, встречал представитель общества Дружбы «Франция - СССР», который работал с группой в течение всего путешествия. А во время поездки 1972 г. 7 ноября в день 55-летия революции для группы советских туристов был устроен праздничный прием в обществе австрийско-советской дружбы14. Во время круиза по Дунаю в 1976 г. члены советской туристической группы также имели две встречи с представителями общества венгеро-советской дружбы и общества австро-советской дружбы15. В самом Ярославле были открыты несколько отделений обществ дружбы, которые сыграли значительную роль в развитии дружественных связей и обменов делегациями и группами туристов.

В 1978 г. по решению Ярославского исполкома городского совета народных депутатов в соответствии с Постановлением комиссии по иностранным делам Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1976 г. «О развитии дружественных связей городов РСФСР с городами капиталистических и развивающихся стран», а также Постановлением Президиума Ассоциации по связям советских и зарубежных городов от 26 января 1978 г. «О международных связях советских городов и Ассоциации по связям советских и зарубежных городов в год 60-летия Великого Октября и задачи дальнейшего повышения их эффективности в свете решения XXV съезда партии, пленумов ЦК КПСС, докладов и выступлений т. Л.И. Брежнева по вопросам внутренней и внешней политики и Конституции СССР» на базе Дворца культуры Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода был создан Городской клуб интернациональной дружбы. Главными задачами клуба были всемерное укрепление связей с зарубежными городами-побратимами путем проведения Дней и Недель дружбы городов, а также пропаганда среди представителей зарубежных стран достижений СССР и превосходства советского образа жизни16.

Данные общества стали выразителями искреннего стремления простых людей к миру и, учитывая их массовость, оказывали определенное влияние на систему международных отношений, способствуя развитию толерантности, взаимопонимания и взаимопознания.

Обозначенный в статье второй сюжет - развитие массового туризма - тоже может послужить подтверждением положительного влияния Хельсинкского процесса на местах. Именно в 1970-е гг. иностранный туризм в Ярославской области оформился как самостоятельное направление работы. И, несмотря на то, что в планах облсовпрофа поездки ярославцев в страны Запада по профсоюзной линии составляли не более 15% от общего числа заграничных поездок (около 300-400 человек в год), Франция и Финляндия постепенно заняли в них прочное место. С середины 1970-х гг. список посещаемых стран пополнился также Англией, Италией, Швецией, Данией, Норвегией и Австрией, Португалией.

В 1970-е гг. общее количество выезжавших за границу постепенно росло. Так, за 1976 г. было укомплектовано и отправлено за границу 79 туристических групп (2438 человек) на 373 человека больше, чем в 1975 г.17 И всю вторую половину 1970-х гг. в планах облсовпрофа по направлению советских туристов за границу закладывались цифры 23002400 человек18.

Причем важно заметить, что недовыполнение этих планов каралось строгим выговором, т. к. развитию зарубежного туризма придавалось большое значение в деле укрепления и расширения дружественных связей с народами посещаемых стран, пропаганды достижений Советского Союза, ознакомлении с достижениями зарубежной науки и техники.

Из Ярославля во Францию и Финляндию, помимо официальных делегаций, стали активно выезжать группы простых туристов (рабочие, инженеры, служащие, врачи, учителя) по линии областного совета профсоюзов. Безусловно, учитывая особенности существовавшего политического режима, выезжавшие за границу туристы проходили тщательный отбор (в основном это было поощрение за хорошую работу и активную общественную жизнь) и идеологически подготавливались к предстоящему путешествию. Так, например, при выезде ярославских групп во Францию с ними сначала проводилась беседа в облсовпрофе, затем беседа с представителем Главного управления по интуризму при Совете Министров СССР и, наконец, с представителем консульства СССР в Париже19. По приезде в Париж туристов, как правило, встречал представитель общества Дружбы «Франция - СССР», который работал с группой в течение всего путешествия. Среди посещаемых объектов помимо классических достопримечательностей (Эйфелева башня, Лувр, Версаль) обязательно были места, связанные с историей становления советского государства (такие, как, например, Дом-музей В.И. Ленина). Средняя продолжительность поездок составляла около 10-ти дней.

Однако, особый восторг по-прежнему вызывали те поездки, в маршрут которых было включено посещение г. Ювюскюля и г. Пуатье, т. к. здесь туристов обязательно встречал представитель местного комитета городов-побратимов и, как следствие, программа пребывания становилась наиболее интересной и насыщенной. Кроме того, туристы расселялись в лучшие гостиницы, для них организовывался прием в местном муниципалитете, сопровождаемый взаимным вручением сувениров и вечера франко-советской и финско-советской дружбы, проходившие в непринужденной обстановке с пением советских песен. Также программа пребывания включала в себя экскурсии по интересам (посещение фабрик, заводов, учреждений образования и здравоохранения) и возможность общения с простыми французами и финнами. В общем и целом в выводах руководителей групп по возвращению на родину после таких поездок значилось следующее: «Считаю поездку группы во Францию полезной, расширяющей кругозор, способствующей укреплению дружбы народа СССР и Франции, позволяющей полнее почувствовать гордость за нашу Родину»20 или «Пребывание в городе-побратиме, безусловно, оставило наибольшее впечатление от всей поездки. Буквально с первых шагов мы почувствовали особое дружеское расположение к нам... Эта очередная поездка ярославских туристов явилась важным вкладом в дело развития дружественных связей между нашими городами»21 (о г. Ювяскюля - примечание автора).

Цифры по посещаемости Ярославского края иностранными туристами, приведенные в отчете заведующего агентством ВАО «Интурист» по Ярославской области А. Старунова в

1975 г., также свидетельствуют о том, что, с одной стороны, Хельсинский процесс вызревал на местах, или как бы «снизу», в виде определенных социальных практик, но, с другой стороны, был подпитан «сверху» директивами КПСС и общим потеплением отношений на мировой арене. Так, на момент 1975 г. основную массу туристов, приезжавших в Ярославль (60%), составили туристы из капиталистических стран (в первую очередь Франции и Финляндии) и только 40% - из социалистического лагеря. Кроме того, если в 1968-1969 гг. Ярославскую область посещало в среднем около 1000 туристов из капиталистических стран в год, то с 1970 г. по 1974 г. отмечался неуклонный рост потока туристов из капиталистических стран (1515 человек в 1970 г., 2016 - в 1974 г.) и снижение потока туристов из социалистических стран (956 человек - в 1970 г. и 767 - в 1973 г.)22. Из Западной Европы в Ярославскую область чаще других приезжали граждане Франции, Бельгии, ФРГ, Финляндии и Голландии, из Восточной - граждане ГДР, ЧССР, Венгрии, Польши.

Что касается приема и обслуживания иностранных туристов в Ярославской области, то эти задачи решало отделение агентства «Интурист». Иностранные туристы приезжали в Ярославль, как правило, сроком на 1-2 дня (максимум 5). В Ярославскую область они попадали в основном автобусами из Москвы, на своих автомашинах или поездом. В 1970-е гг. преобладал групповой туризм.

В программу пребывания иностранных туристов в г. Ярославле входила обширная экскурсия по городу на тему «Ярославль - промышленный и культурный центр, хранитель памятников архитектуры XVI-XVII вв.», осмотр достопримечательностей и посещение художественного или исторического музея. Поскольку тема экскурсии была заявлена достаточно широко, она включала в себя рассказ не только об истории города, но и о достижениях ярославцев в здравоохранении, образовании, промышленном и жилищном строительстве. Так же, как и для наших туристов за границей, для иностранцев в г. Ярославле организовывалось посещение предприятий и учреждений города, только здесь они преследовали цель демонстрации достижений коммунистического строительства. Наибольшей популярностью у иностранцев пользовались детские учреждения, уникальные в своем роде, такие как детская железная дорога и киностудия «Юность». Иностранцам также предоставлялась возможность посещения Ярославского цирка, филармонии и Волковского театра. Экскурсии по городу проводились гидами-переводчиками «Интуриста» на английском, французском и немецком языках. Штатные гиды-переводчики «Интуриста» оканчивали Высшие курсы Главинтуриста в г. Москве. Внештатных переводчиков набирали, как правило, из числа студентов педагогического института по рекомендации руководства института23. Основными объектами показа по области для взрослых иностранных туристов, как и для молодежи, были г. Ростов, Переславль-Залесский и Карабиха. Список показываемых объектов утверждался постановлением бюро обкома КПСС. Например, в Ростовском районе в качестве объектов, предназначенных для показа иностранным делегациям и туристам, были: архитектурно-художественный музей, церковь Иоанна Богослова на Ишне, Международный молодежный лагерь «Ростов Великий», комплексно-механизированная ферма совхоза «Макаровский», Петровское грузовое автотранспортное предприятие. В Переславле-Залесском - историко-художественный музей, музей «Ботик Петра», Спасо-Преображенский собор, Красная площадь, набережная р. Трубеж24. Готовность данных объектов к показу проверялась лично членами городских комитетов КПСС.

Таким образом, из документов видно, что Хельсинский процесс на местах вызревал из определенных социальных практик, в основе которых лежал, во-первых, взаимный интерес к познанию друг друга, во-вторых, естественное стремление узнать, что же происходит по ту сторону железного занавеса. Данные социальные практики также складывались под влиянием интересов местных властей и местных элит, которым было выгодно экономическое, политическое и культурное сотрудничество. Кроме того, почва для развития Хельсинского процесса была подготовлена «сверху» определенными директивами КПСС, провозглашавшими начало курса на разрядку, а также особенностями советской пропаганды

(которая не прививала ненависти к другим народам, и давала в этом отношении четкие установки - «хороший народ», «плохое правительство»). То есть на местах под влиянием различных факторов формировались определенные модели поведения населения, которые затем оказывали свое воздействие на развитие международных отношений.

С другой стороны, именно Хельсинский процесс сам по себе способствовал эволюции отношений со странами Запада от единичных встреч на высшем уровне (до начала 1970-х гг.) к развитию массового туризма (в 1970-х гг.). А все обозначенные факторы в совокупности привели к тому, что, не смотря на начавшееся после Хельсинки похолодание в отношениях между Востоком и Западом, порожденные этим совещанием процессы на региональном уровне продолжили развиваться. Они способствовали культурному и экономическому сближению городов, развитию толерантности, поддержанию взаимного интереса к познанию друг друга, что в условиях холодной войны и железного занавеса было крайне важно. Именно тогда стали активно разрабатываться и внедряться туристические маршруты для иностранцев, популярные по сей день. Именно в 1970-е гг. были заложены основы международных связей, переросших потом в международное муниципальное сотрудничество и установление побратимских связей между Ярославлем и другими западноевропейскими городами (Кассель - 1988 г., Коимбра - 1984 г., Эксетер - 1989 г.). Кроме того, установленные в конце 1960-х - начале 1970-х гг. связи оказались достаточно прочными, чтобы пережить кризисы и серьезные изменения в мировой политике в 1990-е гг. и продолжить расширяться уже в наши дни.

Примечания

1 Саямов Ю.Н. Дипломатия городов // Международная жизнь. - 2008. - № 8-9. - С. 131.

2 Краткая информационная справка о Финляндии // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1023. Л. 30. Ф. 272. Оп. 239. Д. 4. Л. 1-4.

4 Всемирный день породненных городов // Северный рабочий. - 25 апреля 1971 г. - № 99. - С. 3.

5 Справка о развитии дружественных связей города Ярославля с зарубежными городами-побратимами в 1972 году // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 6. Л. 6.

6 Доклад т. Короткова М.И. о дальнейшем развитии дружественных связей с городами зарубежных стран от 13 июня 1973 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 12. Л. 12.

7 Отчет Ярославского горисполкома о развитии дружественных связей города Ярославля с зарубежными городами-побратимами в 1973 году // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 18. Л. 8.

8 Краткая информационная справка о Финляндии // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 1023. Л. 31-34.

9 Справка секретаря комиссии по иностранным делам РСФСР О.И. Аржанцевой о состоянии дружественных связей города Ярославля с городами-побратимами Ювяскюля (Финляндия) и Пуатье (Франция) // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 6. Л. 7.

10 Справки, отчеты о пребывании иностранных туристов в Ярославле // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 12.

11 Дружбе крепнуть // Северный рабочий. - 25 января 1975 г. - № 21. - С. 3.

12 Доклад т. Короткова М.И. о дальнейшем развитии дружественных связей с городами зарубежных стран от 13 июня 1973 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 12. Л. 10.

13 Краткая справка об обществе «Финляндия - Советский Союз» // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 270. Д. 895. Л. 50, 51, 59.

14 Отчет Ярославского облсовпрофа о поездке Ярославской группы туристов в Австрию в период с 2 ноября по 13 ноября 1972 года // ЦДНИ ГАЯО.Ф. 735. Оп. 3. Д. 655. Л. 5.

15 Отчет Ярославского облсовпрофа о поездке группы Ярославских туристов в круиз по Дунаю в мае 1976 года // ЦДНИ ГАЯО.Ф. 735. Оп. 3. Д. 976. Л. 70.

16 Решение исполкома Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от 22 февраля 1978 года о городском клубе интернациональной дружбы // ЦДНИ ГАЯО.Ф. 272. Оп. 270. Д. 895. Л. 64-67.

17 Отчет Ярославского облсовпрофа об итогах работы по организации зарубежных туристических поездок в 1975 году и плане распределения путевок за границу на 1976 год // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 972. Л. 1.

18 План направления советских туристов за границу Ярославским областным советом профсоюзов на 1980 год по линии Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР // ЦДНИ ГАЯО.Ф. 735. Оп. 3. Д. 1311. Л. 4; План направления советских туристов за границу Ярославским областным советом профсоюзов на 1978 год по линии Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР // Ф. 735. Оп. 3. Д. 1138. Л. 8.

19 Отчет Ярославского облсовпрофа о поездке группы туристов Ярославской области во Францию в июне 1971 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 511. Л. 74-75.

20 Отчет Ярославского облсовпрофа о поездке группы туристов Ярославской области во Францию в июне 1971 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 511. Л. 77.

21 Отчет Ярославского облсовпрофа о поездке группы Ярославских туристов в Финляндию с 22 мая по 1 июня 1972 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 735. Оп. 3. Д. 656. Л. 41.

22 Информация об организации приема и обслуживания иностранных туристов в г. Ярославле и Ярославской области Агентством ВАО «Интурист» от 11 августа 1975 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 239. Д. 129. Л. 27-28.

23 Информация об организации приема и обслуживания иностранных туристов в г. Ярославле и Ярославской области Агентством ВАО «Интурист» от 11 августа 1975 года // ЦДНИ ГАЯО.Ф. 272. Оп. 239. Д. 129. Л. 29.

24 Информация Переславль-Залесского горкома КПСС в Ярославский обком КПСС о мерах по подготовке объектов показа для иностранных делегаций и туристов от 17 июня 1974 года // ЦДНИ ГАЯО. Ф. 272. Оп. 237. Д. 118. Л. 9-11.

THE DEVELOPMENT OF HELSINKI PROCESS IN THE FIELD: MASS TRAVEL ABROAD AND COMMUNICATIONS WITH SISTER-CITIES (FOR EXAMPLE OF YAROSLAVL)

Shanina O.N., branch of state archive of Yaroslavl region - Centre of documentation of recent

history, e-mail: o-shanina@mail.ru

Abstract

The article demonstrate, that implementation of decisions of Helsinki Conference on Security and Cooperation in Europe in the field was dualistic process. On the one hand, exercise of postulates of Final Act of the Conference contributed to development of tourism and international contacts at the regional level. On the other hand - the way for these decisions had already been drafted «from above» by changes in foreign-policy of CPSU and «from below» based on the social practices.

Keywords: Cold War, Helsinki Conference on Security and Cooperation in Europe, détente, Yaroslavl area, sister-cities, foreign tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.