РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Т.В. Зобнина
Статья посвящена исследованию истории развития гражданского общества в России. Возвращение в российское государство идей правовой государственности и гражданского общества способствовало ряду факторов: процессу преобразования государственной собственности, ликвидации однопартийной системы, реформированию судебных органов и т. д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности и взглядов на гражданское общество. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Ключевые слова: конституция, гражданское общество, правовое государство, демократия.
В нашей стране идеям о правовой государственности и гражданском обществе предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве», С.Е. Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи», реформаторские проекты М.М. Сперанского, а также революционные высказывания А.Н. Радищева, декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах [1].
Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве и гражданском обществе получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.М. Кор-кунов.
Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, который не
был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. [2].
С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Оно «так же далеко не сказало еще своего последнего слова, как и само право, господство которого оно гарантирует, и поддержание которого оно совершенствует в интересах развития человеческого общества».
После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б.А. Кистяковский и П.И. Новгородцев говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организа-
цией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. ХХ в. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т. д.
В годы существования СССР была развернута дискуссия, обозначившая две основные позиции. Одни авторы (А.И. Лукьянов, Б.М. Лазарев) выдвигали и аргументировали идею о передаче ряда функций государственных органов общественным организациям.
Другие авторы (Ц.А. Ямпольская, Ю.М. Козлов) полагали, что речь нужно вести не о передаче функций государства общественным организациям, а о демократизации принятия управленческих решений путем вовлечения в данный процесс широких народных масс, включении представителей общественности в состав государственных контрольных органов в качестве их постоянных членов.
По существу в советский период государственного строительства в России, любые формы участия общественности в деятельности государства носили формальный характер. Они организовывались и осуществлялись под руководством и жестким контролем неразрывно сросшихся друг с другом партийного и государственного аппаратов: общественный контроль до 1965 г. назывался партийно-государственным контролем, после 1965 г. - народным контролем. Данная система могла функционировать только в условиях всеобщей государственной собственности [3].
В советской исследовательской литературе, как пишет С.С. Худяков, проблема гражданского общества длительное время была «персоной нон грата». Тотальный режим не терпел даже теоретизирования, не то, что практических действий в отношении граж-
данского общества. Весьма робко понятие «гражданское общество» появляется в публикациях конца 60-х гг. и только в 80-х гг. понятие «гражданское общество» вводится в активный научный оборот с учетом разработок советских и зарубежных исследователей [4].
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности и взглядов на гражданское общество. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Новизна его состоит в том, что:
- принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР;
- Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере;
- она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства, что немыслимо без развитого гражданского общества.
Для России путь к правовому государству и гражданскому обществу не обещает быть простым.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т. д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструкту-рированность общества (политические пар-
тии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов - это не самое главное.
На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.
Опыт исторического исследования гражданского общества достаточно велик, однако ученые, философы, юристы до сих пор не пришли к единому пониманию этой категории. Каждая эпоха характеризовалась своим отношением к гражданскому обществу. Наше сегодняшнее общество, достигнув определенного развития, стало по-новому относиться к гражданскому обществу, рассматривая его с новых позиций, выделяя его значимость и весомость во взаимоотношениях с государством [4, с. 71-72].
В заключение следует отметить, что анализ основных теоретических концепций гражданского общества, имеющихся в отечественной литературе, приводит к выводу о том, что многовековая традиция изучения гражданского общества в силу исторической изменчивости самого объекта не позволила выработать какую-либо единую и общезначимую теорию. В современном обществе продолжается полемика о содержании понятия гражданского общества, его структуре, функциях, его исторических судьбах. В существующих толкованиях сущности гражданского общества иногда односторонне трактуются и некоторые производные проблемы. Становление государства, его эволюция тесно связаны с реальным и материальным процессами жизнедеятельности людей, с той сферой человеческих отношений, которая получила название «гражданского общества». Демократические преобразования в
современной России не могут достигнуть желаемого результата без развития полноценного гражданского общества. Представляется очевидным, что без хорошо отлаженного механизма правового регулирования институтов гражданского общества теория гражданского общества не будет воплощена в общественную практику. Являясь по происхождению западноевропейской, теория гражданского общества получила новую интерпретацию в современной России, чему способствовали идеи отечественного либерализма. Несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности и гражданского общества в их взаимосвязи неуклонно пробивали себе путь в российской политикоправовой мысли.
14. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004. С. 34.
15. Стешенко Л.А. История государства и права России: Академический курс. М., 2003. Т. 1. С. 103.
16. Васильев И.А, Титаренко В.А., Санжарев-ский И.И., Крупинина Е.А. О транспарентности органов власти, общественной палате и гражданском контроле. Тамбов, 2004. С. 19.
17. Худяков С.С. Генезис понятия «гражданского общества» в истории политико-правовой мысли // Роль общественных объединений в формировании институтов гражданского общества: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Тамбов, 2001. С. 71.
Поступила в редакцию 28.04.2008 г.
Zobnina T.V. Development of civil society in the Russian state. The article is devoted to research of the history of a civil society development in Russia. Return in the Russian State of the idea of legal statehood and civil society made for a number of factors: a process of state property transformation, one-party system liquidation, court bodies’ reformation, etc. Acceptance of the Constitution of the Russian Federation on December 12, 1993 testifies to preparatory period completion and signifies a new stage of development and realization of the ideas of legal statehood and views of a civil society. The process is characterized by novelty and succession.
Key words: constitution, civil society, legal state, democracy.
3Q3