Научная статья на тему 'Развитие готовности выпускника вуза туристского профиля к осуществлению эффективного делового общения'

Развитие готовности выпускника вуза туристского профиля к осуществлению эффективного делового общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROFESSIONAL READINESS / EFFECTIVE BUSINESS COMMUNICATION / READINESS TO BUSINESS COMMUNICATION / PROFESSIONAL READINESS DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Ольга Андреевна

Анализируются факторы, влияющие на организацию делового общения в процессе профессиональной деятельности будущих выпускников. Рассматривается педагогическая система обеспечения развития готовности будущего специалиста к осуществлению эффективного делового общения и принципы её функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the readiness of the tourist college graduate for the implementation of effective business communication

The factors affecting the organization of business communication in the professional activities of future graduates are analyzed. The pedagogical system which provides development of future specialist's readiness for implementation of effective business communication and principles of its operation are studied.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности выпускника вуза туристского профиля к осуществлению эффективного делового общения»

О. А. Сорокина

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Анализируются факторы, влияющие на организацию делового общения в процессе профессиональной деятельности будущих выпускников. Рассматривается педагогическая система обеспечения развития готовности будущего специалиста к осуществлению эффективного делового общения и принципы её функционирования.

Реализация установки на модернизацию практически всех сторон жизни общества, необходимость в пополнении кадрового состава предприятий и фирм высококвалифицированными специалистами требуют от вузов осуществления активных усилий в целях построения эффективных педагогических систем и выпуска высококвалифицированных кадров.

Следует отметить, что уровень профессионализма делового общения менеджеров в организациях сферы туризма играет решающую роль в увеличении эффективности деятельности любого туристского предприятия. Опрос работников туристских предприятий (63 чел.] позволил определить, что на коммуникативный аспект приходится более 40% общего бюджета времени, отводимого на профессиональную деятельность. Однако, несмотря на этот факт, в большинстве российских туристских организаций продолжает наблюдаться слабая профессионально-коммуникативная подготовка значительной части сотрудников, проявляющаяся в неумении осуществлять эффективное деловое общение.

Исследование научной литературы [5, 7] и профессиональной деятельности работников туристских организаций позволяет нам сделать вывод, что под функциональной готовностью работника турорганизации (будущего выпускника] к эффективному деловому общению следует понимать его

- настроенность на продуктивное установление и развитие профессиональных и деловых контактов;

- нацеленность на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников, а также на оказание влияния

на них знаковыми средствами в целях формирования необходимого психического состояния, поведения и установок;

- профессионально-коммуникативную компетентность выпускника;

- его волевое развитие;

- оптимальное протекание интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных процессов.

Специалисты в области коммуникации отмечают, что для полноценного общения молодой специалист должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; грамотно планировать свою речь, выбирать подходящее содержание акта общения; находить адекватные средства для передачи этого содержания; уметь обеспечивать обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения: оно будет малоэффективным или вовсе неэффективным [4, 8, 10].

В ходе опроса студентов туристского профиля (103 чел.] было выявлено, что для того, чтобы быть уверенными в своей высокой готовности к осуществлению эффективного делового общения в содержательном плане им не хватает компетенции и практики (62,5%); уверенности и эмоциональной устойчивости (7,6%); умения ясно и точно излагать свои мысли (4,1%); высокого статуса в обществе (3,9%); времени для подготовки (1,9%) и др.

Интересными представляются и данные о степени готовности к осуществлению эффективного делового общения с точки зрения самих выпускников вузов туристского профиля (табл. 1.).

Таблица 1

Самооценка готовности студентов к осуществлению эффективного делового общения

Параметры «5»

Умение ясно, лаконично и точно излагать свои мысли 20%

Умение грамотно и эффективно дискутировать, отстаивать своё мнение 25%

Умение быстро согласовывать точки зрения при взаимодействии 28%

Умение оказывать эффективное влияние на партнёров по общению 32,3%

Умение ненавязчиво и красиво презентовать себя перед партнёром по общению 39,3%

Стремление к обязательному достижению поставленных целей 40%

Таблица 2

Факторы, влияющие на организацию делового общения в процессе профессиональной деятельности

№ п/п Фактор %

1 Индивидуально-психологический 33,7

2 Предметное содержание общения 19,5

3 Специфика профессиональной деятельности 18,8

4 Социально-психологический 14,4

5 Организационный 13,6

Таблица 3

Анализ программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов

Блок дисциплин Цели и содержание дисциплин

Связаны с процессом развития готовности к осуществлению эффективного делового общения (%) Не связаны с процессом развития готовности к осуществлению эффективного делового общения (%)

Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины (ГСЭ) 50 50

Общие математические и естественно-научные дисциплины (ЕН) 0 100

Общепрофессиональные дисциплины (ОПД) 44 56

Специальные дисциплины (СД) 44 56

Дисциплины специализации (ДС) :

- менеджмент туризма 33 67

- менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий 39 61

- менеджмент санаторно-курортного дела 43 57

- управление проектами 75 25

- предпринимательство 33 67

Анализ факторов, влияющих на развитие готовности к осуществлению эффективного делового общения в процессе обучения, свидетельствует, что к причинам, оказывающим негативное воздействие на данный процесс, необходимо отнести [2]:

- индивидуально-психологические - недостаточно развитые мотивационные установки на осуществление высокоэффективного делового общения; негативные черты характера, сформировавшиеся до поступления в вуз (несобранность, непунктуальность, безответственность, невнимательность, замкнутость, неуравновешенность, нерешительности и др.); низкий уровень волевой регуляции поведения в ходе общения; слабая теоретическая подготовленность, несистемное представление о круге задач, которые решаются в ходе общения;

- профессионально-коммуникативные -отсутствие умений и навыков анализа коммуникативной ситуации, отсутствие у преподавателей единого понимания системы профессионально-коммуникативных компетентностей, которые необходимо сформировать, своей роли и единого подхода к организации деятельности по их формированию; недостаточно оптимизированное содержание коммуникативной подготовки будущих специалистов сферы туризма; низкий уровень педагогической культуры преподавателей; недостатки в управлении образовательной деятельностью студентов.

Опрос выпускников, уже работающих в сфере туризма (63 чел.), позволил выявить степень влияния на организацию эффективного делового общения ряда факторов, оказывающих воздействие уже в процессе профессиональной деятельности (табл. 2, с. 125).

Развитие у будущих специалистов готовности к осуществлению эффективного делового общения представляет собой управляемый процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результатом которого является появление, развитие и закрепление в психологии обучающихся психологических структур, необходимых для осуществления эффективного делового общения.

Данная педагогическая система включает в себя [1, 11]:

- комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся готовности к осуществлению эффективного делового общения, формиро-

ванием мотивации, побуждающей к полной реализации имеющегося познавательного и творческого потенциала в области коммуникации; развитие навыков и умений (уметь быстро ориентироваться в условиях общения и планировать свою речь, правильно выбирать содержание акта общения, находить адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечивать обратную связь); создание устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных результатов в ходе общения, а также уверенности в своих силах и возможностях;

- содержательный компонент, лежащий в основе профессионального кругозора и умений специалиста (система теоретических и практических коммуникативных знаний, умений и навыков выпускника);

- организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных программ дисциплин и учебно-методических материалов, высокое качество проведения теоретических и практических занятий, порядка управления их деятельностью;

- результирующий компонент, выражающийся в стартовой готовности выпускников к осуществлению эффективного делового общения и последующему повышению уровня коммуникативной компетентности.

Основными принципами эффективного функционирования названной педагогической системы являются [3]:

- принцип целеустремленности (четкая постановка целей и определение оптимальных способов их достижения, разработка всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в обеспечении развития коммуникативной компетентности, безусловная реализация намеченной программы);

- принцип творческого подхода (добросовестное отношение к процессу обеспечения развития коммуникативной компетентности, выражающееся в избегании шаблона и формализма, владении педагогической инициативой, стремлении все делать так, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свои учебно-познавательные возможности);

- принцип осознанности и мотивированности при овладении выпускниками коммуникативными компетентностями в процессе обучения (полное использование педагогического потенциала занятий, раскрытие роли и

значения коммуникативной компетентности в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, проведение активной и непрерывной консультационной работы, формирование чувства профессионального долга, предъявление высокой требовательности к обучающимся, показ со стороны преподавателей постоянного личного примера честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, соблюдение ими единства слова и дела, проявление четкой мировоззренческой позиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к образовательному процессу);

- принцип согласованности действий всех должностных лиц, принимающих участие в организации и осуществлении учебного процесса, в частности в обеспечении развития коммуникативной компетентности выпускников (обеспечение единого понимания всеми участвующими в организации и осуществлении учебного процесса стоящих целей и задач, способов их достижения, распределения ролей, прав и ответственности; четкое планирование, постановка задач и действенный контроль по их выполнению);

- принцип личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, всесторонний анализ факторной среды их личностного и профессионального развития при организации педагогических воздействий, оказание им необходимой помощи и поддержки, правильный подбор и расстановка педагогов).

Основные направления деятельности по повышению эффективности развития готовности к осуществлению эффективного делового общения реализуются следующим образом.

Нацеленность студентов на повышение эффективности деловой коммуникации вырабатывается путем придания ей посредством разъяснения и убеждения глубокого личностного смысла, организации личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса, создания реально достижимых перспектив в учебе и последующей профессиональной деятельности, стимулирования старательности, инициативы и активности обучающихся, профессионально направленной состязательности и др.

Развитие навыков и умений в операционально-коммуникативной сфере осуществляется посредством применения активных форм и методов обучения, организации выполнения студентами творческих заданий, обеспечения настроенности на полную реализацию своих сил и возможностей в ходе осуществления образовательного процесса, методического обеспечения учебной деятельности студентов, оптимизации содержания учебных программ, повышения педагогической культуры преподавателей [6].

Анализ программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов одного из вузов туристского профиля позволил получить следующие данные о том, в какой степени затрагивается процесс развития готовности к осуществлению эффективного делового общения в процессе преподавания различных дисциплин (см. табл. 3, с. 125).

Таким образом, функционирование педагогической системы обеспечения развития готовности выпускника вуза туристского профиля к осуществлению эффективного делового общения будет эффективным, если будут чётко сформулированы цели, определено содержание педагогического процесса, реализованы принципы, мотивированы субъекты образовательной деятельности, а преподаватели будут обладать высокой степенью педагогической культуры.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб., 2004. - 304 с.

4. Власова Т. И., Данилова М. М., Шарухин А. П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие. - СПб.: Д.А.Р.К.,2005. - 288 с.

5. Данилова М. М., Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: моногр. - СПб.: Изд-во Д.А.Р.К., 2006. - 328 с.

6. Закорин Н. Д. Профессиональная готовность менеджеров туристских предприятий как субъектов эффективной инновационной деятельности // Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма: мо-ногр. - СПб.: Изд-во Д.А.Р.К., 2005. - 224 с.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: МОДЭК, 2003. - 480 с.

8. Кирилина Л. И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьника // Сибирский учитель : науч.-методич. ж. - 2001. - №3 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sibuch.ru/_0LD/2_6-01/kirilova.htm (дата обращения 07.11.2010).

9. Кистанова Л. П. Иноязычная коммуникативная компетентность как основа профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии // Человек и образование. - 2009. - №1. -С. 170-174.

10. Снетков В. М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб., 2001. - 448 с.

11. Телевная Л. П. Формирование у студентов вузов туристского профиля основ профессионального мастерства в ходе прохождения практик : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.