О. А. Сорокина
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Анализируются факторы, влияющие на организацию делового общения в процессе профессиональной деятельности будущих выпускников. Рассматривается педагогическая система обеспечения развития готовности будущего специалиста к осуществлению эффективного делового общения и принципы её функционирования.
Реализация установки на модернизацию практически всех сторон жизни общества, необходимость в пополнении кадрового состава предприятий и фирм высококвалифицированными специалистами требуют от вузов осуществления активных усилий в целях построения эффективных педагогических систем и выпуска высококвалифицированных кадров.
Следует отметить, что уровень профессионализма делового общения менеджеров в организациях сферы туризма играет решающую роль в увеличении эффективности деятельности любого туристского предприятия. Опрос работников туристских предприятий (63 чел.] позволил определить, что на коммуникативный аспект приходится более 40% общего бюджета времени, отводимого на профессиональную деятельность. Однако, несмотря на этот факт, в большинстве российских туристских организаций продолжает наблюдаться слабая профессионально-коммуникативная подготовка значительной части сотрудников, проявляющаяся в неумении осуществлять эффективное деловое общение.
Исследование научной литературы [5, 7] и профессиональной деятельности работников туристских организаций позволяет нам сделать вывод, что под функциональной готовностью работника турорганизации (будущего выпускника] к эффективному деловому общению следует понимать его
- настроенность на продуктивное установление и развитие профессиональных и деловых контактов;
- нацеленность на результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников, а также на оказание влияния
на них знаковыми средствами в целях формирования необходимого психического состояния, поведения и установок;
- профессионально-коммуникативную компетентность выпускника;
- его волевое развитие;
- оптимальное протекание интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных процессов.
Специалисты в области коммуникации отмечают, что для полноценного общения молодой специалист должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; грамотно планировать свою речь, выбирать подходящее содержание акта общения; находить адекватные средства для передачи этого содержания; уметь обеспечивать обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения: оно будет малоэффективным или вовсе неэффективным [4, 8, 10].
В ходе опроса студентов туристского профиля (103 чел.] было выявлено, что для того, чтобы быть уверенными в своей высокой готовности к осуществлению эффективного делового общения в содержательном плане им не хватает компетенции и практики (62,5%); уверенности и эмоциональной устойчивости (7,6%); умения ясно и точно излагать свои мысли (4,1%); высокого статуса в обществе (3,9%); времени для подготовки (1,9%) и др.
Интересными представляются и данные о степени готовности к осуществлению эффективного делового общения с точки зрения самих выпускников вузов туристского профиля (табл. 1.).
Таблица 1
Самооценка готовности студентов к осуществлению эффективного делового общения
Параметры «5»
Умение ясно, лаконично и точно излагать свои мысли 20%
Умение грамотно и эффективно дискутировать, отстаивать своё мнение 25%
Умение быстро согласовывать точки зрения при взаимодействии 28%
Умение оказывать эффективное влияние на партнёров по общению 32,3%
Умение ненавязчиво и красиво презентовать себя перед партнёром по общению 39,3%
Стремление к обязательному достижению поставленных целей 40%
Таблица 2
Факторы, влияющие на организацию делового общения в процессе профессиональной деятельности
№ п/п Фактор %
1 Индивидуально-психологический 33,7
2 Предметное содержание общения 19,5
3 Специфика профессиональной деятельности 18,8
4 Социально-психологический 14,4
5 Организационный 13,6
Таблица 3
Анализ программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов
Блок дисциплин Цели и содержание дисциплин
Связаны с процессом развития готовности к осуществлению эффективного делового общения (%) Не связаны с процессом развития готовности к осуществлению эффективного делового общения (%)
Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины (ГСЭ) 50 50
Общие математические и естественно-научные дисциплины (ЕН) 0 100
Общепрофессиональные дисциплины (ОПД) 44 56
Специальные дисциплины (СД) 44 56
Дисциплины специализации (ДС) :
- менеджмент туризма 33 67
- менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий 39 61
- менеджмент санаторно-курортного дела 43 57
- управление проектами 75 25
- предпринимательство 33 67
Анализ факторов, влияющих на развитие готовности к осуществлению эффективного делового общения в процессе обучения, свидетельствует, что к причинам, оказывающим негативное воздействие на данный процесс, необходимо отнести [2]:
- индивидуально-психологические - недостаточно развитые мотивационные установки на осуществление высокоэффективного делового общения; негативные черты характера, сформировавшиеся до поступления в вуз (несобранность, непунктуальность, безответственность, невнимательность, замкнутость, неуравновешенность, нерешительности и др.); низкий уровень волевой регуляции поведения в ходе общения; слабая теоретическая подготовленность, несистемное представление о круге задач, которые решаются в ходе общения;
- профессионально-коммуникативные -отсутствие умений и навыков анализа коммуникативной ситуации, отсутствие у преподавателей единого понимания системы профессионально-коммуникативных компетентностей, которые необходимо сформировать, своей роли и единого подхода к организации деятельности по их формированию; недостаточно оптимизированное содержание коммуникативной подготовки будущих специалистов сферы туризма; низкий уровень педагогической культуры преподавателей; недостатки в управлении образовательной деятельностью студентов.
Опрос выпускников, уже работающих в сфере туризма (63 чел.), позволил выявить степень влияния на организацию эффективного делового общения ряда факторов, оказывающих воздействие уже в процессе профессиональной деятельности (табл. 2, с. 125).
Развитие у будущих специалистов готовности к осуществлению эффективного делового общения представляет собой управляемый процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результатом которого является появление, развитие и закрепление в психологии обучающихся психологических структур, необходимых для осуществления эффективного делового общения.
Данная педагогическая система включает в себя [1, 11]:
- комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся готовности к осуществлению эффективного делового общения, формиро-
ванием мотивации, побуждающей к полной реализации имеющегося познавательного и творческого потенциала в области коммуникации; развитие навыков и умений (уметь быстро ориентироваться в условиях общения и планировать свою речь, правильно выбирать содержание акта общения, находить адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечивать обратную связь); создание устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных результатов в ходе общения, а также уверенности в своих силах и возможностях;
- содержательный компонент, лежащий в основе профессионального кругозора и умений специалиста (система теоретических и практических коммуникативных знаний, умений и навыков выпускника);
- организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных программ дисциплин и учебно-методических материалов, высокое качество проведения теоретических и практических занятий, порядка управления их деятельностью;
- результирующий компонент, выражающийся в стартовой готовности выпускников к осуществлению эффективного делового общения и последующему повышению уровня коммуникативной компетентности.
Основными принципами эффективного функционирования названной педагогической системы являются [3]:
- принцип целеустремленности (четкая постановка целей и определение оптимальных способов их достижения, разработка всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в обеспечении развития коммуникативной компетентности, безусловная реализация намеченной программы);
- принцип творческого подхода (добросовестное отношение к процессу обеспечения развития коммуникативной компетентности, выражающееся в избегании шаблона и формализма, владении педагогической инициативой, стремлении все делать так, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свои учебно-познавательные возможности);
- принцип осознанности и мотивированности при овладении выпускниками коммуникативными компетентностями в процессе обучения (полное использование педагогического потенциала занятий, раскрытие роли и
значения коммуникативной компетентности в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, проведение активной и непрерывной консультационной работы, формирование чувства профессионального долга, предъявление высокой требовательности к обучающимся, показ со стороны преподавателей постоянного личного примера честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, соблюдение ими единства слова и дела, проявление четкой мировоззренческой позиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к образовательному процессу);
- принцип согласованности действий всех должностных лиц, принимающих участие в организации и осуществлении учебного процесса, в частности в обеспечении развития коммуникативной компетентности выпускников (обеспечение единого понимания всеми участвующими в организации и осуществлении учебного процесса стоящих целей и задач, способов их достижения, распределения ролей, прав и ответственности; четкое планирование, постановка задач и действенный контроль по их выполнению);
- принцип личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, всесторонний анализ факторной среды их личностного и профессионального развития при организации педагогических воздействий, оказание им необходимой помощи и поддержки, правильный подбор и расстановка педагогов).
Основные направления деятельности по повышению эффективности развития готовности к осуществлению эффективного делового общения реализуются следующим образом.
Нацеленность студентов на повышение эффективности деловой коммуникации вырабатывается путем придания ей посредством разъяснения и убеждения глубокого личностного смысла, организации личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса, создания реально достижимых перспектив в учебе и последующей профессиональной деятельности, стимулирования старательности, инициативы и активности обучающихся, профессионально направленной состязательности и др.
Развитие навыков и умений в операционально-коммуникативной сфере осуществляется посредством применения активных форм и методов обучения, организации выполнения студентами творческих заданий, обеспечения настроенности на полную реализацию своих сил и возможностей в ходе осуществления образовательного процесса, методического обеспечения учебной деятельности студентов, оптимизации содержания учебных программ, повышения педагогической культуры преподавателей [6].
Анализ программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов одного из вузов туристского профиля позволил получить следующие данные о том, в какой степени затрагивается процесс развития готовности к осуществлению эффективного делового общения в процессе преподавания различных дисциплин (см. табл. 3, с. 125).
Таким образом, функционирование педагогической системы обеспечения развития готовности выпускника вуза туристского профиля к осуществлению эффективного делового общения будет эффективным, если будут чётко сформулированы цели, определено содержание педагогического процесса, реализованы принципы, мотивированы субъекты образовательной деятельности, а преподаватели будут обладать высокой степенью педагогической культуры.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб., 2004. - 304 с.
4. Власова Т. И., Данилова М. М., Шарухин А. П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие. - СПб.: Д.А.Р.К.,2005. - 288 с.
5. Данилова М. М., Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: моногр. - СПб.: Изд-во Д.А.Р.К., 2006. - 328 с.
6. Закорин Н. Д. Профессиональная готовность менеджеров туристских предприятий как субъектов эффективной инновационной деятельности // Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма: мо-ногр. - СПб.: Изд-во Д.А.Р.К., 2005. - 224 с.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: МОДЭК, 2003. - 480 с.
8. Кирилина Л. И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьника // Сибирский учитель : науч.-методич. ж. - 2001. - №3 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sibuch.ru/_0LD/2_6-01/kirilova.htm (дата обращения 07.11.2010).
9. Кистанова Л. П. Иноязычная коммуникативная компетентность как основа профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии // Человек и образование. - 2009. - №1. -С. 170-174.
10. Снетков В. М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб., 2001. - 448 с.
11. Телевная Л. П. Формирование у студентов вузов туристского профиля основ профессионального мастерства в ходе прохождения практик : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 167 с.