Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вектор ГеоНаук
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР / СОБСТВЕННИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёва Е.В., Нугаева Е.В.

Рассмотрено проведение государственного земельного контроля на территории Белгородской области. При проведении мероприятий по государственному земельному надзору управлением Росреестра по Белгородской области анализируется выполнение обязательных требований, установленных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ. В рамках исполнения ранее вынесенных постановлений о нарушениях земельного законодательства, осуществляются мероприятия по взысканию штрафов, взаимодействие со службой судебных приставов по указанному вопросу; составление протоколов по фактам неуплаты административных штрафов. В течение 2020 года на территории Белгородской области государственными инспекторами Управления Росреестра по Белгородской области по использованию и охране земель проведено 1896 проверок соблюдения требований земельного законодательства. В ходе проверок было выявлено 1381 нарушение требований земельного законодательства. 737 нарушителей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 12,06 млн. руб. В результате проделанной госземинспекторами работы 96 % нарушений земельного законодательства устранены (в частности, 1332 нарушения). По оставшимся нарушениям до настоящего времени не истекли установленные предписаниями сроки их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалёва Е.В., Нугаева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STATE LAND CONTROL AT THE PRESENT STAGE (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

The article considers the implementation of state land control in the territory of the Belgorod region. When carrying out measures on state land supervision, the Department of the Federal Register for the Belgorod Region analyzes the implementation of the mandatory requirements established by Articles 25, 26, 42 of the Land Code of the Russian Federation. As part of the execution of earlier decisions on violations of land legislation, measures are taken to collect fines, interact with the bailiff service on this issue; draw up reports on the facts of non-payment of administrative fines. During 2020, in the Belgorod Region, state inspectors of the Rosreestr Department for the Use and Protection of Land in the Belgorod Region conducted 1,896 inspections of compliance with the requirements of land legislation. During the inspections, 1,381 violations of the requirements of the land legislation were revealed. 737 violators were brought to administrative responsibility with the imposition of fines totaling 12.06 million rubles. As a result of the work done by the state land inspectors, 96% of violations of land legislation were eliminated (in particular, 1332 violations). For the remaining violations, the time limits set by the regulations for their elimination have not yet expired.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI: 10.24412/2619-0761-2021-4-4-10 УДК 332 (470.325)

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ковалёва Е.В. *, Нугаева Е.В.

Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, г. Белгород, Россия

*Е-таИ: eie-serikova@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрено проведение государственного земельного контроля на территории Белгородской области. При проведении мероприятий по государственному земельному надзору управлением Росреестра по Белгородской области анализируется выполнение обязательных требований, установленных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ. В рамках исполнения ранее вынесенных постановлений о нарушениях земельного законодательства, осуществляются мероприятия по взысканию штрафов, взаимодействие со службой судебных приставов по указанному вопросу; составление протоколов по фактам неуплаты административных штрафов. В течение 2020 года на территории Белгородской области государственными инспекторами Управления Росреестра по Белгородской области по использованию и охране земель проведено 1896 проверок соблюдения требований земельного законодательства. В ходе проверок было выявлено 1381 нарушение требований земельного законодательства. 737 нарушителей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 12,06 млн. руб. В результате проделанной госземинспекторами работы 96 % нарушений земельного законодательства устранены (в частности, 1332 нарушения). По оставшимся нарушениям до настоящего времени не истекли установленные предписаниями сроки их устранения.

Ключевые слова: государственный земельный контроль, земельный участок, административное правонарушение, государственный инспектор, собственник.

Введение.

Государственный земельный надзор представляет собой одну из пяти общих функций управления земельными ресурсами наряду с планированием, организацией, распорядительством и мотивацией. В этом контексте надзор выступает как инструмент реализации земельной, экономической, социальной и экологической политики государства.

Вместе с тем, государственный земельный надзор и сам, непосредственно, представляет собой обособленный вид управленческой деятельности государства, имеющий свои самостоятельные цели, задачи, функции и формы реализации. В этом контексте он выступает как нераздельная часть единой системы государственного механизма управления.

Осуществление государственного и частного управления земельными ресурсами должно осуществляться в соответствии с установленными нормами и правилами, з акрепленных законодательно как на государ ственном, так и на региональном уровнях.

Но в современных условиях правообладатель стремится получить наибольшую вы год у от использования земельных ресурсов, иногда за счет нарушения законов. Стремительное развитие з а к о н о д ате льной базы и изменение структуры органов управления, также могут способствовать этому. Поэтому важно изучение и совершенствование системы государственного земельного надзора как государственного, так и муниципального.

Белгородская область - субъект Российской Федерации, расположен в юго-западной части России в 500...700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.

(сер Cl) Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

Земли, находящиеся в пределах Белгородской области, составляют земельный фонд области. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель осуществляется по категориям земель и земельным угодьям в установленном порядке.

Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах области, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Официальные статистические сведения о наличии и распределении земель отражают фактическое правовое положением земель. В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Белгородской области на 01.01.2020 г. составила 2713,4 тыс. га. В земельном фонде Белгородской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения, которые занимают 2088,9 тыс. га и составляют 77 % от общей площади региона.

Основная часть. При проведении мероприятий по государственному земельному надзору управлением Росреестра по Белгородской области анализируется выполнение обязательных требований, установленных статьями 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ.

Руководитель Управления Росреестра по Белгородской области является главным государственным инспектором Белгородской области по использованию и охране земель. Заместитель руководителя, курирующий деятельность Управления, связанную с осуществлением государственного земельного надзора на подведомственной территории, является заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель области. Ответственный за исполнение функции по государственному земельному надзору в каждом территориальном отделе - начальник отдела - главный государственный инспектор соответствующего района (районов). Кроме главных государственных инспекторов в каждом муниципальном районе специалистами,

непосредственно исполняющими функцию по государственному земельному надзору являются заместителями главных государственных инспекторов района (районов) по использованию и охране земель.

В рамках исполнения функции по государственному земельному надзору инспекторами проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения з е ме л ь н о г о законодательства физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случае выявления нарушений составляются протоколы об административных правонарушениях,

рассматриваются протоколы об административных правонарушениях инспекторов, поступившие постановления прокуроров о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях,

протоколы и материалы проверок других государственных и правоохранительных орг а н ов.

В рамках исполнения ранее вынесенных постановлений о нарушениях земельного законодательства, осуществляются мероприятия по взысканию штрафов, взаимодействие со службой судебных приставов по указанному вопросу; составление протоколов п о ф актам неуплаты административных штра фов. В целях устранения нарушений з е ме л ь н о г о законодательства осуществляется контроль за ранее выданными предписаниями, составлялись протоколы за неисполнения предписаний. Кроме того в рамках исполнения функции по государственному з е мельному надзору происходит сбор и обобщение ведомственной, статистической отчетности и другой информации. Рассмотрение поступающих заявлений, жалоб и обращений в части своей компетенции, а также исполнение иных функций и поручений.

В течение 2020 года на территории Белгородской области государственными инспекторами Управления Росреестра по Белгородской области по использованию и охране земель проведено 1896 проверок соблюдения требований земельного законодательства.

В ходе проверок было выявлено 411 нарушений требований земельного законодательства (рис. 1).

Рис. 1. Информация о выявленных нарушениях земельного законодательства на территории Белгородской

области по районам на 30.09.2020 г.

Исходя из данных диаграммы, можно сделать вывод, о том, что на территории Краснояружского района выявлено наибольшее количество нарушений требований земельного законодательства, в количестве 55 нарушений. Не смотря на это, по данным проверки на 30.09.2020 г. на территории Белгородской области имеется ряд районов, нарушения требований земельного законодательства в которых не было выявлено вовсе, сюда входят: Алексеевский, Белгородский и Корочанский районы, а также территория г. Белгород. На территории Новооскольского и Красногвардейского районов также выявлено наименьшее количество нарушений.

В перечне нарушений земельного законодательства самыми распространенными остаются случаи самовольного занятия земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих хозяйственную деятельность, неиспользование земель в соответствии с их целевым назначением, невыполнение предписаний госземинспекто-ров по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, а также неуплата административного штрафа в срок.

За допущенные нарушения земельного законодательства государственными земельными инспекторами Управления составлено 659 протоколов об административных правонарушениях и выдано 693 предписания об

устранении нарушений земельного законодательства. 584 нарушителя привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 7,3 млн. руб. В результате проделанной госземинспекторами устранены 488 нарушений земельного законодательства (рис. 2). По оставшимся нарушениям до настоящего времени не истекли установленные предписаниями сроки их устранения.

Таким образом, можно сказать, что наибольшее количество устраненных нарушений отмечается в Волоконовском (57 нарушений), Ивнянском (44 нарушений) и Старооскольском районе (42 нарушений). Данные районы показывают положительную тенденцию по устранению всех выявленных нарушений.

Несмотря на большое количество выявленных нарушений требований земельного законодательства на территории Прохороского района (36 нарушений), устранено было всего лишь 7 из них, что показывает низкую степень ответственности с о б с твенников.

С тоить отметить, что собственники земельных участков, допустившие нарушения, вправе досрочно устранить нарушения и оплатить штрафы. В случае досрочного исполнения предписания необходимо обратиться к инспектору с соответствующим ходатайством о сокращении срока

предписания и проведении проверки его исполнения. В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок нарушитель может не позднее указанного в предписании срока направить ходатайство о продлении указанного в

предписании срока с приложением документов, подтверждающих, что нарушитель принял необходимые меры по устранению нарушения. В данном случае можно избежать назначения штрафа судом за неисполнение предписания.

Рис. 2. Информация о количестве устраненных нарушениях земельного законодательства на территории

Белгородской области по районам на 30.09.2020

Заключение. Собственникам и лицам, не являющимся собственниками земельных участков, рекомендуется использовать земли в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в границах соответствующих правоустанавливающим и право удостоверяющим документам, а также исключить из использования земли, земельные участки или их части, не оформленные в установленном порядке. Соблюдение указанных правил поможет избежать штрафных санкций и споров с соседями - владельцами смежных земельных участков.

Литература

1. Российская Федерация. Конституция РФ // РГ. 1993. № 237.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.

3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федер альный закон от 25.10.2001 №136 (ред. от 23 . 05 .2016) // Справочно-правовая система «Гарант», 2016.

4 . Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонаруше-н иях Р Ф : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Справочно-п р авовая система «Гарант», 2016.

5. Российская Федерация. Законы. Угол о вный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.

6. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства. М.: Новый индекс, 2012. 192 с.

7. Байков К.С., Ильиных А.Л., Гиниятов И.А., Новоселов Ю.А. К вопросу о применении геопортальных технологий при осуществлении муниципального земельного контроля // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2015. № 55. С. 123-128.

8. Доклад о состоянии и использовании земель в Белгородской области в 2020 г. // Управление Росреестра по Белгородской области. 84 с.

9. Ибрагимов К.Х. Правовые проблемы государственного земельного контроля в России // Режим доступа: http:// cyberienmka.ru/artide/n/pravovye-problemy-gosudarstvennogo-zemelnogokontrolya-v-rossii#ixzz48KeJ9XFj

10. Информация о проверках Росрпирод-надзора по Белгородской области. 2016.

1 1 . Лойко П.Ф. Организационно-управленческие аспекты землепользования в России // Современное сельскохозяйственное землепользование в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2007. С. 14-70.

Контактные данные:

Ковалёва Елена Владимировна, эл. почта: eie-serikova@yandex.ru Нугаева Екатерина Владимировна, эл. почта: ekaterinanug.97@icioud.com

© Ковалёва Е.В., Нугаева Е.В., 2021

DEVELOPMENT OF STA TE LAND CONTROL A T THE PRESENT STAGE (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

E. V. Kovalyova, E. V. Nugaeva

Belgorod state agrarian university named after V. Ya. Gorina, Belgorod, Russia

*E-mail: ele-serikova@yandex.ru

Abstract. The article considers the implementation of state land control in the territory of the Belgorod region. When carrying out measures on state land supervision, the Department of the Federal Register for the Belgorod Region analyzes the implementation of the mandatory requirements established by Articles 25, 26, 42 of the Land Code of the Russian Federation. As part of the execution of earlier decisions on violations of land legislation, measures are taken to collect fines, interact with the bailiff service on this issue; draw up reports on the facts of non-payment of administrative fines. During 2020, in the Belgorod Region, state inspectors of the Rosreestr Department for the Use and Protection of Land in the Belgorod Region conducted 1,896 inspections of compliance with the requirements of land legislation. During the inspections, 1,381 violations of the requirements of the land legislation were revealed. 737 violators were brought to administrative responsibility with the imposition of fines totaling 12.06 million rubles. As a result of the work done by the state land inspectors, 96% of violations of land legislation were eliminated (in particular, 1332 violations). For the remaining violations, the time limits set by the regulations for their elimination have not yet expired.

Keywords: state land control, land plot, administrative offense, state inspector, owner.

References

1. Rossijskaya Federaciya. Konstituciya RF [Russian Federation. Constitution of the Russian Federation] // RG. 1993. № 237. (rus)

2. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Grazhdanskij kodeks RF (chast' pervaya): federal'nyj zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 23.05.2016) [Russian Federation. The laws. Civil Code of the Russian Federation (part one): Federal Law of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended on 23.05.2016)] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus», 2016. (rus)

3. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 25.10.2001 №136 (red. ot 23.05.2016) [Russian Federation. The laws. The Land Code of the Russian Federation: Federal Law No. 136 of October 25, 2001 (as amended on May 23, 2016)] // Spravochno-pravovaya sistema «Garant», 2016. (rus)

4. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheni-yah RF: federal'nyj zakon ot 30.12.2001 № 195 -FZ (red. ot 02.06.2016) [Russian Federation. The laws. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation: Federal Law of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on June 2, 2016)] // Spravochno-pravovaya

sistema «Garant», 2016. (rus)

5. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 01.05.2016) [Russian Federation. The laws. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 01.05.2016)] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus», 2016. (rus)

6. Anisimov, A.P., Ryzhenkov, A.Ya. Zemel'naya funkciya sovremennogo gosudarstva [Land function of the modern state]. M.: Novyj indeks, 2012. 192 p. (rus)

7. Bajkov, K.S., Il'inyh, A.L., Giniyatov, I.A., Novoselov, Yu.A. K voprosu o primenenii geoportal'nyh tekhnologij pri osushchestvlenii municipal'nogo zemel'nogo kontrolya [On the question of the use of geoportal technologies in the implementation of municipal land control] // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Geodeziya i aerofotos"emka. 2015. № 55. Pp. 123- 128. (rus)

8. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Belgorodskoj oblasti v 2020 g. [Report on the state and use of land in the Belgorod region in 2020] // Upravlenie Rosreestra po Belgorodskoj oblasti. 84 p. (rus)

9. Ibragimov, K.H. Pravovye problemy gosudarstvennogo zemel'nogo kontrolya v Rossii [Legal problems of state land control in Russia] // Rezhim dostupa: http:// cyb erleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-gosudarstvennogo-zemelnogokontrolya-v-rossii#ixzz48KeJ9XFj (rus)

10. Informaciya o proverkah Rosrpirod-nadzora po Belgorodskoj oblasti [Information about inspections of Rosrpirodnadzor in the Belgorod region]. 2016. (rus)

11. Lojko, P.F. Organizacionno-upravlencheskie aspekty zemlepol'zovaniya v Rossii [Organizational and managerial aspects of land use in Russia] // Sovremennoe sel'skohozyajstvennoe zemlepol'zovanie v Rossii: sostoyanie, problemy i perspektivy. M., 2007. Pp. 14-70. (rus)

Contacts:

Elena V. Kovaiyova, eie-serikova@yandex.ru Ekaterina V. Nugaeva, ekaterinanug.97@icioud.com

© Kovalyova, E.V., Nugaeva, E.V., 2021

Ковалёва Е.В., Нугаева Е.В. Развитие государственного земельного контроля на современном этапе (на примере Белгородской области) //Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №4. С. 410. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-4-4-10.

Kovalyova, E.V., Nugaeva, E.V., 2021. Development of state land control at the present stage (on the example of the Belgorod region). Vector of Geosciences. 4(4). Pp. 4-10. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-4-4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.