Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВО / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репин А. А., Грешняков Е. А.

В данной статье рассматривается развитие государственного управления и государственной службы в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

Вестник магистратуры. 2018. № 12-5(87)

ISSN 2223-4047

УДК 340

А.А. Репин, Е.А. Грешняков

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В данной статье рассматривается развитие государственного управления и государственной службы в советский период.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, государство, советский союз, государственный аппарат.

Большевицкая революция 1917 года нанесла серьезный удар по старой государственной машине, из-за чего она была упразднена вместе со своей моделью государственной службы.

Данное событие было напрямую связано с идеями, которые большевицкая власть спешила претворить в жизнь, а именно: отмирание государства, как средства подавления угнетенного класса экономически господствующим; уничтожение прошлого государственного аппарата, а вместе с ним и всякого чиновничества.

Формированию пролетарской диктатуры, задачам построения новой общественной структуры служило создание государства нового типа, имеющего кардинальные отличия от предыдущего. Образование новых кадров органов государственной власти всецело перешло в распоряжение господствующей коммунистической партии большевиков.

Была сформирована новая система государственного строя, в которой начали работать новые люди, в основном пришедшие из победившего пролетариата.

Однако отсутствие комплекса необходимых знаний, а также багажа практического опыта, который так важен в государственной службе, отрицательно сказалось в дальнейших делах, что привело к падению результативности их работы на начальном этапе.

Решением проблемы являлось привлечение на государственную службу специалистов из ряда опытных чиновников, которые имели опыт в предыдущем государственном аппарате и которые питали лояльные чувства к господствующей власти.

Правовой институт государственной службы был вынужден официально прекратить своё существование. В Советском государстве сотрудники советских органов государственной власти и управления были приравнены ко всем другим работникам учреждений, предприятий и организаций, находившихся в собственности государства. На служащих органов советской власти, так же как на всех работающих, распространялось трудовое законодательство. Но, несмотря на упразднение института государственной службы, она существовала как социальный и организационный институт.

С середины 1920-х годов Учетно-распределительный отдел ЦК ВКП(б) становится главным органом управления советской государственной службы. В обязанности этого органа входил подбор и расстановка кадров «комсостава по предприятиям и по трестам, по хозорганам на местах и в центре, в советах и в партии. Оказавшись у власти, большевики сумели за малый срок сформировать дееспособную систему государственного управления. Ориентируясь на свои доктринальные положения, они строили управленческий аппарат, который мог реализовать намеченные социально-экономические и политические изменения.

Постепенно начал утверждаться административный институт государственной службы, однако стоит заметить, что такой термин, как «государственная служба» отсутствовал.

Государственная служба СССР в своей основе заключала принцип номенклатуры должностей. Его смысл заключался в том, что каждая должность государственных служащих делилась по признаку старшинства на ряд групп (номенклатур), составление каждой из которых поручалось конкретному должностному лицу или же органу. Также был список должностей (номенклатур), которые утверждались кандидатуры соответствующими партийными органами - от номенклатуры Политбюро до номенклатуры райкома. Тем самым, проявлялись важнейшие особенности советской государственной службы - партийность и политическая ангажированность.

© Репин А.А., Грешняков Е.А., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-5(87)

Деятельность высших, центральных, местных органов государственного управления основывалась на различных нормативно-правовых актах. Утвердилась официальная практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этапах управления, которая базировалась на статье 126 Конституции СССР 1936 года. Партия объединила управленческие структуры и властные.

В опыте Советского Союза содержатся недочеты и недостаточно проработанные моменты, но есть при этом ряд плюсов. Сюда входят централизм, организованность, целенаправленность, первоначальный демократизм. Главным недугом в первую очередь являлось отрицание государственной службы как правового института, второе отрицательное положение заключалось в слабости и недоработанности нормативно-правовой основы деятельности государственного механизма.

Во всех Конституциях Советского Союза были зафиксированы общие обязанности государственных служащих: обязанности служебной дисциплины, уважение личности граждан, укрепление и охрана социалистической собственности, соблюдение законов и т.д. Государственная служба 1991 года в своей нормативной базе располагала несистематизированным комплексом подзаконных актов, по большей части устаревших или противоречащих друг другу.

В нормативно-правовых актах разных уровней огромное внимание было нацелено на установление ответственности государственных служащих. Например, в уголовных кодексах союзных республик была глава «Должностные преступления».

Также предусматривались дополнительные меры наказания, выражавшиеся в запрете занятия конкретных должностей или занятием конкретной деятельностью, почетных званий, воинских и прочих, а также медалей и орденов.

Вместе с распадом Советского Союза была демонтирована и его партийно-государственная машина. При этом разрушили лишь ее часть - партийную надстройку, а советский аппарат остался почти в том же виде, что и прежде. Принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, также был сохранен при принятии Конституции Российской Федерации.

РЕПИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ГРЕШНЯКОВ ЕГОР АНДРЕЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.