Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 – 1929 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 – 1929 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историография краеведения / государственное краеведение / общественное краеведение / педагогическое краеведение / образование и воспитание в школе / постреволюционный период / патриотическая идеология / трудовая школа / historiography of local lore studies / state local lore studies / public local lore studies / pedagogical local lore studies / school education and upbringing / post-revolutionary period / patriotic ideology / labor schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Солонович

Целью статьи является систематизированное описание подхода к развитию государственного и общественного краеведения и выявление роли краеведения в учебных процессах и внеклассной работе в школе в советский период после революции 1917 года до конца двадцатых годов двадцатого века. Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, значимостью краеведческого образования для формирования знаний и воспитания учащихся школ, с другой, – недостаточным освещением краеведения как элемента школьного образования в отечественной школе с исторической перспективы. Краеведение объединяет совместные усилия государства, школы, профессионалов и любителей. Социально-политические факторы оказывают решающее влияние на развитие краеведения в стране. Автор показывает, что в означенный период, который позднее назвали «золотым десятилетием» отечественного краеведения, были произведены количественные и качественные изменения в государственном, общественном и школьном краеведении. Было выявлено, что краеведение несет объединяющую патриотическую идеологию и в период становления нового государства позволяет сохранять и приумножать социально-культурные ресурсы страны. Представленный материал убедительно показывает, что общесоюзный опыт внедрения краеведения в школьные практики может найти свою нишу в системе образования и воспитания в современной школе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STATE, PUBLIC AND SCHOOL LOCAL COUNTRY STUDIES AT THE INITIAL STAGE OF THE FORMATION OF THE SOVIET STATE (1917 – 1929).

The task of the article is a systematic description of the approach to the development of state and public local studies and to identify the role of local country studies in educational processes and extracurricular work at schools in the soviet period following the revolution of 1917 up to the end of the twenties of the XX century. The relevance of the topic of the study is determined, on the one hand, by the importance of local studies education for the formation of knowledge and bringing up schoolchildren, on the other hand, by the insufficient coverage of local studies as an element of school education in the national school from a historical perspective. Local country studies unite the joint efforts of the state, schools, professionals and amateurs. Social and political factors have a decisive influence on the development of local country studies in the country. The author shows that in the designated period, which was later called the “golden decade” of national local country studies, quantitative and qualitative changes were made in state, public and school local lore studies. It has been revealed that local studies carry a unifying patriotic ideology, and in the period of the formation of the new state allow to preserve and increase the socio-cultural resources of the country. The presented material clearly shows that the all-union experience of introducing local lore studies into school practices can find its niche in the education and upbringing system in the modern school of Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 – 1929 ГГ.)»

10. Rodachin V.M. Bezopasnost kak social'noe yavlenie. Pravo ibezopasnost'. 2004; № 4 (3): 43 - 49.

11. Romanovich A.L. Perspektivy razvitiya i obespecheniya bezopasnosti: filosofsko-metodologicheskie problemy. Moskva, 2002.

12. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostiktrudovojdeyatel'nosti. Minsk, 1976.

13. Shumakov A.V., Yashutkin V.A. K probleme formirovaniya kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy obscheobrazovatel'noj shkoly. Novaya nauka: novye vyzovy: sbornik nauchnyh trudov XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2020: 10 - 14.

14. Shumakova A.V. Sravnitel'naya harakteristika prostranstvennogo i sistemnogo podhoda v proektirovanii sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Izvestiya TRTU. 2006; № 1 (56): 40 - 48.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 37.013.43

Solonovich M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Yessentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute

(Yessentuki, Russia), E-mail: msol_12@mail.ru

DEVELOPMENT OF STATE, PUBLIC AND SCHOOL LOCAL COUNTRY STUDIES AT THE INITIAL STAGE OF THE FORMATION OF THE SOVIET STATE (1917 - 1929). The task of the article is a systematic description of the approach to the development of state and public local studies and to identify the role of local country studies in educational processes and extracurricular work at schools in the soviet period following the revolution of 1917 up to the end of the twenties of the XX century. The relevance of the topic of the study is determined, on the one hand, by the importance of local studies education for the formation of knowledge and bringing up schoolchildren, on the other hand, by the insufficient coverage of local studies as an element of school education in the national school from a historical perspective. Local country studies unite the joint efforts of the state, schools, professionals and amateurs. Social and political factors have a decisive influence on the development of local country studies in the country. The author shows that in the designated period, which was later called the "golden decade" of national local country studies, quantitative and qualitative changes were made in state, public and school local lore studies. It has been revealed that local studies carry a unifying patriotic ideology, and in the period of the formation of the new state allow to preserve and increase the socio-cultural resources of the country. The presented material clearly shows that the all-union experience of introducing local lore studies into school practices can find its niche in the education and upbringing system in the modern school of Russia.

Key words: historiography of local lore studies, state local lore studies, public local lore studies, pedagogical local lore studies, school education and upbringing, post-revolutionary period, patriotic ideology, labor schools.

М.А. Солонович, канд. пед. наук, доц., филиал ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки,

E-mail: msol_12@mail.ru

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 - 1929 ГГ.)

Целью статьи является систематизированное описание подхода к развитию государственного и общественного краеведения и выявление роли краеведения в учебных процессах и внеклассной работе в школе в советский период после революции 1917 года до конца двадцатых годов двадцатого века. Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, значимостью краеведческого образования для формирования знаний и воспитания учащихся школ, с другой, - недостаточным освещением краеведения как элемента школьного образования в отечественной школе с исторической перспективы. Краеведение объединяет совместные усилия государства, школы, профессионалов и любителей. Социально-политические факторы оказывают решающее влияние на развитие краеведения в стране. Автор показывает, что в означенный период, который позднее назвали «золотым десятилетием» отечественного краеведения, были произведены количественные и качественные изменения в государственном, общественном и школьном краеведении. Было выявлено, что краеведение несет объединяющую патриотическую идеологию и в период становления нового государства позволяет сохранять и приумножать социально-культурные ресурсы страны. Представленный материал убедительно показывает, что общесоюзный опыт внедрения краеведения в школьные практики может найти свою нишу в системе образования и воспитания в современной школе России.

Ключевые слова: историография краеведения, государственное краеведение, общественное краеведение, педагогическое краеведение, образование и воспитание в школе, постреволюционный период, патриотическая идеология, трудовая школа.

В статье представлены аспекты развития государственного, общественного и школьного краеведения в советский период. В ней ставятся задачи определить ведущие идеи и тенденции развития отечественного краеведения, начиная с 1917 года и заканчивая двадцатыми годами двадцатого века, выявить специфику краеведческих движений, показать динамику влияния социальных и политических факторов на становление регионоведения в России, показать роль государства во внедрении краеведческого компонента в учебно-воспитательные процессы в школе. В работе выявлены основные проблемы и перспективы краеведения страны на государственном уровне, показана связь политических процессов с краеведческой темой, раскрыта роль краеведческого компонента в образовании и воспитании детей.

В отечественной педагогической науке накоплен обширный опыт в области школьного краеведения, который может использоваться в настоящее время в образовательном процессе с поправками на современность. Тема является актуальной в силу той решающей роли, которую краеведение играет в образовании и воспитании молодых людей, в формировании национальной и этнической идентичности, гражданственности, патриотизма, исторического и экологического сознания, в развитии навыков труда у молодёжи.

Методологически мы опирались на положение о том, что теория педагогики и ее история едины с историей гражданского общества и отражают основные вехи его развития. В целом была раскрыта прогностическая значимость истори-ко-педагогической теории.

Источниками исследовательского материала послужили официальные документы государства по вопросам краеведения, образования и воспитания школьников, труды педагогов советского и постсоветского периода, материалы средств массовой информации, справочная литература, исторические источники: мемуары, статьи.

Краеведение представляет собой научно-исследовательскую и научно-популяризаторскую активность, объектом которой являются предметы, события и явления, привязанные к определенному месту и времени и обладающие только им присущими культурно-социальными характеристиками. Относясь к различным областям жизнедеятельности отдельного человека и социальных групп, оно в своей основе несет объединяющую патриотическую идеологию, которая консолидирует общество. Краеведческий ресурс позволяет объединить молодежь и старшее поколение края на гуманистической основе. Краеведение призвано сохранять и приумножать социально-культурные ценности настоящего и прошлого и способствовать их передаче будущим поколениям [1].

Проблемы краеведения широко отражены в отечественной историографии науки. Важнейшие темы, затронутые в исследованиях краеведов, педагогов, просветителей, методистов, администраторов, политиков, литературоведов, социологов и психологов, энтузиастов-любителей, обращены к вопросам общего краеведения, разновидностей школьного краеведения (урочного и внеклассного), школьной политики, истории краеведения, поисково-исследовательской работы, экскурсионно-туристической деятельности, методики осуществления различных форм деятельности, музейного дела, охраны памятников, изучения регионального производства, экологии местного пространства и др. Ряд исследований показывают состояние краеведения на местах: в Башкорстане, на Урале, в Ставропольском крае и др. Несмотря на обширный ресурс теоретического и практического материала и опыт его применения многие аспекты культурно-образовательного и воспитательного компонентов краеведения в школьной практике требуют более проработанных эффективных подходов.

В нашем изложении мы будем придерживаться историко-хронологического подхода, в соответствии с которым история отечественного краеведения встраивается в рамки общеисторической периодизации страны. История краеведения

изучается в русле истории социально-политической жизни страны. Соответственно в истории краеведения выделяется дореволюционный период; период коренных преобразований, начиная с 1917 года и заканчивая концом двадцатых годов; период начала сталинского террора и централизации власти - 30-е годы до 1941 года; период Великой Отечественной войны и послевоенные восстановительные годы до начала 60-х годов; с начала 60-х до конца 80-х годов (от времени «оттепели» до начала «перестройки»); с конца 80-х годов XX века по настоящее время. В настоящей работе мы сосредоточимся на краеведении периода коренных преобразований, которые происходили в начале существования Советского государства.

По критерию роли участника краеведческого процесса краеведение подразделяется на государственное, общественное и школьное (педагогическое). Государственное краеведение находится в ведении исполнительных органов власти и лиц, наделенных особыми полномочиями во властных структурах, которые издают государственные законы, декреты, постановления и предписания (инсти-туциализированная регулятивная и контролирующая сфера), научно-исследовательских институтов, музеев, архивов, высших учебных заведений, библиотек, учреждений культуры и др. Общественное краеведение реализуется на добровольных началах местным населением, энтузиастами-краеведами, любителями и профессионалами в кружках, обществах, клубах, краеведческих центров по изучению территории родного края, его истории, культуры, социальной экономики, людей, связанных с жизнью региона (неинституциализированная краеведческая деятельность). Школьная краеведческая деятельность осуществляется силами учеников при активном участии педагогов. Материалы краеведения используются как в учебной, так и во внеклассной работе.

Школьное краеведение развивается в соответствии с задачами, поставленными на государственном уровне, параллельно общему краеведению. По существу, оно следует за общими тенденциями в социально-культурном пространстве страны.

В 1917 году произошла Октябрьская революция, большевики свергли монархический строй, установили власть Советов и приступили к коренным преобразованиям во всех сферах государственной жизни. Возрастающая роль краеведения в жизни новообразованного государства объяснялась беспокойством за сохранность объектов культуры и искусства, оставшихся без хозяина в годы Гражданской войны и революции семнадцатого года, значимостью культурной и социальной надстройки в формировании личности нового типа, воспитания молодого поколения, необходимостью вовлечения широких народных масс в культурное и хозяйственное строительство. 24 сентября 1918 года был опубликован декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» [2], подписанный В.И. Лениным, А.В. Луначарским, В. Бонч-Бруевичем, согласно которому было наложено вето на вывоз за границу предметов, имеющих особую художественную и историческую ценность, без разрешения Наркомата просвещения.

Важно отметить, что краеведение как наука и практика пережила во времена Советской власти как взлеты, так и падения. Двадцатые годы XX века можно назвать расцветом краеведческого движения по всей стране. С.О. Шмидт обозначил этот период как «золотое десятилетие» советского краеведения [3]. На уровне государства были разработаны официальные документы, устанавливающие основные направления, формы и методы краеведческой работы.

В это время возрастает количество активных любителей и профессионалов, которые собираются в кружки, общества и т.д., изучают исторические события и факты и занимаются распространением знания в массы народа. Краеведение перестает быть делом только специалистов и интеллектуалов и приобретает массовый народный характер [4, с. 306]. Масштабы движения краеведов возросли в десятки раз. Приблизительно 55 тысяч «организованных» краеведов, которые принадлежали к различным социальным слоям общества, активно участвуют в краеведческой деятельности. Справедливости ради следует сказать, что ядро краеведческих организаций формировали представители интеллектуальной элиты, получившие «старорежимное», добротное образование, представители интеллигенции, которые владели техниками и стратегиями краеведческой работы и не были склонны к идеологическим компромиссам нового времени.

Провинциальная интеллигенция создавала организации по сохранению культурного наследия. Поднялась и усилилась борьба за сохранение архивов, библиотек, исторических памятников, церквей и усадеб, которые подвергались разграблению, демонтажу и уничтожению. Небывалых размеров достигла издательская и исследовательская краеведческая деятельность. Выделились средства на создание и выпуск специализированного журнала «Краеведение». Открывались новые музеи и библиотеки, заповедники и биологические станции. Росли ряды добровольных участников краеведческого движения. Были созданы Всероссийский центр краеведческого движения, а затем Центральное бюро краеведения (ЦБК), в задачи которых входила координация краеведческой работы в стране [5]. Центральное бюро краеведения занималось организацией движения и научно-методической работой.

Бурный рост краеведческой активности на местах и в центре объясняется заинтересованностью государственных структур в формировании человека, готового к принятию идей социализма, и, используя краеведческую работу, новое государство стремилось создать «нового» человека. Кроме того, с закрытием по идеологическим причинам практически всех гуманитарных факультетов универ-

ситетов и институтов не у дел оказалось большое количество ученых-гуманитариев, которые смогли применить свой научный потенциал, заняв нишу краеведения. Отсюда возникает интенсивный рост научно-исследовательской работы по изучению истории провинции.

Следует отметить, что историко-революционная направленность краеведения наметилась сразу после революции семнадцатого года и достигла своего апогея к концу десятилетия. В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР», опубликованном в Известиях Центрального бюро краеведения, прямым текстом указывалось «на желательность образования историко-революционных отделов, по возможности, во всех краеведческих музеях» [6, с. 22]. Выдвигалось требование освещать положительное влияние революции на все стороны жизни общества: «на хозяйственную и бытовую жизнь края и на изменение психики, идеологии и культурного уровня населения» [7, с. 80]. Формы использования собранных источников были весьма разнообразны. Используя источники, краеведы создавали музеи и архивы революции, составляли хроники событий революции и первых лет новой власти, готовили биографические словари революционных деятелей края, публиковали статьи, документы и материалы, издавали библиографические указатели [8, с. 93 - 94]. При этом все краеведческие материалы, которые не вписывались в большевистскую доктрину, официальную концепцию отечественной истории, подвергались жесткой цензуре, замалчивались, запрещались и уничтожались (например, факты репрессий, гражданской войны, красного террора, депортаций народов, голода и др.). Владелец запрещенной «контрреволюционной литературы» подлежал расстрелу [9, с. 69].

Интересно и то, что послереволюционный период отечественная история и знания о ней отодвигаются на дальний план в официальном краеведении и замещаются историей революции и ее завоеваний. Достаточно отметить, что преподавание отечественной истории было отменено в школах и высших учебных заведениях в период после революции до середины 30-х годов XX века [10].

Характерными чертами краеведения того времени были: 1) привлечение специалистов из интеллигенции и ученых, которые традиционно занимались наукой и имели опыт исследовательской деятельности; 2) массовость краеведческого движения, вовлекшего в деятельность широкие слои населения; краеведение превращается в массовый вид науки; 3) просветительские и научные цели; 4) общая перестройка концепции краеведения с уклоном в историко-революционную составляющую (темы - общественные движения, политические ссылки, Гражданская война 1918 - 1920 годов, революция семнадцатого года); 5) целенаправленный характер, ориентированный на решение ряда народно-хозяйственных задач в построении нового типа общества; 6) активное влияние краеведения на преподавание предметов и воспитание школьников.

Школьное краеведение в России берет свое начало с дореволюционного периода. До революции 1917 года краеведение изучало в основном достопримечательности родного края либо знаменательные события, памятники архитектуры и жизни замечательных людей, местную историю. К.Д. Ушинский (1824 -1870) показал необходимость использования местного материала в школьной практике [11]. Ему принадлежит разработка концепции нравственного воспитания детей с помощью родного языка и познания местного края (идея народности школы). Идеи К.Д. Ушинского оказали стимулирующее влияние на развитие педагогического краеведения, эффективно решающего учебные и воспитательные задачи. В исследовании А.Е. Ставровского [12] показывается взаимосвязь учебных предметов и внеклассной работы и обосновываются принципы школьного краеведения.

Краеведение в школе предполагает массовое вовлечение учащихся в краеведческую активность и включает выполнение как общекраеведческих задач, так и задач образования и воспитания школьников. Школьное краеведение следует за тенденциями постреволюционного времени, однако важно и то, что оно также продолжает классические традиции отечественного педагогического краеведения.

Краеведение в школе является действенным педагогическим инструментом развития интеллектуальных способностей, мотивации и познавательных интересов учащихся, активизации творческих сил, формирования нравственной культуры, воспитания патриотических чувств, разносторонне развитой личности

[13]. Все его разновидности (познавательное, научное, культурно-просветительное, прикладное и др.) активно участвуют в образовании и воспитании школьника. Школьные программы обучения и воспитания учащихся предусматривали использование краеведческого материала (особенности промышленности и сельского хозяйства в конкретной местности). Достоинством этих инноваций были: тесная связь обучения с реальной жизнью, межпредметные связи, развитие творческой активности учащихся, а основным недостатком было отсутствие четкой системности знаний. Тем не менее многие позитивные черты дореволюционного педагогического краеведения были заимствованы и в новых реалиях.

После Великой Октябрьской революции государство начало реализовывать реформу школы, проходившую под знаком борьбы за знания и образованность

[14]. Школа прошлого была упразднена; появилась цель создания новой школы, в которой не было бы места старым ценностям. В 1918 году вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, содержащий «Положение о единой трудовой школе РСФСР» [15] и декларацию «Основные принципы единой трудовой школы» (16 октября 1918 г.) [16]. В этих документах

были сформулированы принципы новой школы как единой системы обучения с организацией учебного материала с опорой на общественно-трудовую деятельность. Содержание и методы обучения предусматривали развитие интересов ученика, его творческого потенциала, самостоятельности и самодеятельности, активности [17; 18]. Образовательные задачи реализовывались в комплексе с трудовым участием школьников в производственной деятельности, и при этом указывалось требование широкого использования краеведческого материала на всех этапах обучения. В объяснительных записках к программам школ, разработанных ГУСом (Государственным ученым советом), выделялось требование включения краеведческого компонента. Это способствовало развитию интереса учителей к краеведению. Так, например, для школы первой ступени было отмечено, что «третий год обучения носит преимущественно краеведческий характер. Здесь изучается в доступных для данного возраста формах «наша деревня, наш город, взаимоотношения города и деревни и наш край» [19, с. 20]. На второй ступени школы следовало изучение своего края, в пятых классах - темы «Местное сельское хозяйство», в шестых - темы «Связь города с деревней». Начиная с 1920/21 учебного года, школьные программы стали включать краеведение как предмет.

Таким образом, в декларации «Основные принципы единой трудовой школы», заложившей фундамент развития педагогического краеведения, и «Положении о единой трудовой школе РСФСР» было выделено особое место «краеведческому принципу» в воспитании и образовании учащихся школы, подразумевающему обширное использование краеведческих ресурсов на различных этапах обучения. Постепенно школьное краеведение склоняется к общественно-политической составляющей, служащей средством воспитания патриотических чувств у молодого поколения.

Школьно-краеведческая комиссия, входящая в состав ЦКБ, занималась разработкой и внедрением методики школьного краеведения. Это период отрицания урока в его академическом формате как формы обучения, создания комплексных учебных тем, открытия школьных экскурсионных станций в различных городах страны и бурного развития юннатского движения школьников. Учебный материал концентрировался вокруг трех тем: «Природа - Человек», «Труд», «Общество» [там же].

«Золотое десятилетие» закончилось к концу двадцатых годов, и начался следующий знаковый период в истории краеведения. В стране Советов происходят события, которые кардинально меняют ход истории краеведения. Происходит «сплошная коллективизация», провозглашен лозунг «ликвидации кулачества как класса», выдвигается требование «очистить ряды краеведов от чуждого элемента».

Если в начале 20-х годов краеведческое движение занималось преимущественно просветительскими и научными вопросами, то в дальнейшем, с централизацией государственной власти под руководством И.В. Сталина приоритет стал отдаваться прикладным задачам, а краеведческое движение приобрело политическую окраску. Краеведение стало использоваться как идеологическая платформа для скорейшего построения социализма в стране, повышения производительности труда, удовлетворения хозяйственно-промышленных нужд. На I Всесоюзной конференции историков-марксистов (конец 1928 - начало 1929 гг) [20, с. 64] было отмечено, что краеведы «к изучаемым вопросам подходят по-буржуазному».

В 1929 г была подавлена последняя легальная оппозиция сталинской политике в лице группы Бухарина, и этот год стал своего рода рубежом, с которого Сталин начал борьбу за установление неограниченной личной власти. Одним из

Библиографический список

сигналов гонений на краеведов послужила опубликованная 24 апреля 1929 года на страницах «Комсомольской правды» статья начальника Главнауки Лядова, в которой он заявил, что «сейчас почти вся сеть краеведческих обществ находится в чужих, враждебных руках» [21]. Краеведы в основной своей массе были переквалифицированы в «короедов».

К началу тридцатых годов все исторические исследования переходят на марксистско-ленинскую платформу, что неизбежно отражается на развитии краеведения. Бюро краеведческой секции при Академии ЦИК СССР официально определяет цель - вооружить краеведов «пониманием классовых задач» в организации исследования на местах, в необходимости заботливого использования богатого фактического материала, собранного на местах в предыдущее время», что естественно ограничивает развитие краеведения в стране. Многие краеведы, не вписывающиеся в эту жесткую идеологическую парадигму, отстраняются от работы, подвергаются гонениям со стороны государства. Таким образом, краеведческое движение снижается и подвергается формализации.

В качестве выводов отметим следующее. В статье показаны тенденции развития государственного, общественного и школьного краеведения в период после Октябрьской революции 1917 года. В результате проведенного исследования произведен системный анализ становления и развития краеведческой концепции в начальный период становления Советской власти (1917 - 1929 гг), выявлены характерные особенности начального этапа краеведческой деятельности в советский период на государственном уровне, показаны педагогические практики интеграции краеведческого компонента в преподавание предметов, а также внеучебную работу, проанализировано содержание и сущность использования краеведческого компонента в образовательной сфере в урочной и внеклассной творческо-познавательной обстановке.

Понимание сущности краеведения периода 1917 - 1929 гг. производно от политического контекста эпохи начала создания страны Советов, от тех задач, которое новое государство ставило в плане социально-культурного строительства. Старые парадигмы, которые сводились к сбору и анализу вещественных свидетельств прошлого, к изучению географии и природы родной местности, литературных памятников старины, постепенно стали дополняться идеологическим компонентом. Краеведение превратилось в общественное массовое движение, значительную роль в котором играли местные энтузиасты-любители. Кроме того, пополнился научный ресурс краеведения, так как его нишу стали занимать гуманитарии из многих областей. В школе нового типа краеведение заняло достойное место учебно-воспитательного инструмента: велось как отдельный предмет либо входило в комплексные учебные темы с акцентом на патриотическом воспитании и с опорой на общественно-трудовую деятельность. На государственном уровне создавались условия для сохранения памятников старины, предметов культурной и социально значимой ценности, активировалась работа музеев, пополнялись библиотеки, печатались специальные издания. В конце «золотого периода» происходят качественные и количественные изменения в положении краеведения в стране Советов, которые приводят к развалу краеведческого движения, его идеологической и производственно-трудовой переориентации. Происходит сдвиг от научных и просветительских задач краеведения к прикладным вопросам построения социализма в стране.

Проведенный анализ краеведческих практик советского периода дает возможность раскрыть учебно-воспитательный потенциал краеведческой деятельности советского периода и предлагает дальнейшие перспективы для использования ценного опыта в современной школе.

1. Карцев И. Что такое краеведение и в чем его сила? Местные возможности и сбывшаяся история. Дебаты. 05.12.2016. Available at: http://gefter.ru/archive/20294

2. «Известия ВЦИК» - декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины». Available at: https://pravo.ru/doc/view/367/

3. Шмидт С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения. Отечество. 1990; Выпуск 1: 11 - 27.

4. Святский Д. Проникает ли краеведение в массы? (К 10-летию Октябрьской революции). Краеведение. 1927; Т. 4, № 3: 306 - 308.

5. Соболев В.С. Академия Наук и краеведческое движение. Вестник РАН. 2000; Т. 70, № 6: 535 - 541.

6. Известия Центрального бюро краеведения. 1928; № 6.

7. Гринкевич В. Познай свой край: к основанию в Пскове Общества изучения местного края. Новая жизнь. Псков, 1922; № 3: 79 - 85.

8. Филимонов С.Б. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917 - 1929 гг). Под редакцией С.О. Шмидта. Москва, 1991.

9. Филимонов С.Б. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь, 2010.

10. Краеведы России и революция 1917 г. Available at: https://rusorel.info/kraevedy-rossii-i-revolyuciya-1917-g/

11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва, 1989; T.V.

12. Ставровский А.Е. Внеклассная краеведческая работа. Москва: АПН РСФСР 1951.

13. Иванов П.В. Современное школьное краеведение. Советская педагогика. 1990; № 10: 9 - 24.

14. Основные принципы трудовой школы. Available at: //http://narodnoe.org/old/lib/Science/Lunach/Lunacharskiy_AV_Main_principels_of_united_labour_School.htm

15. Декрет от 16 октября 1918 года «ОБ единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)». Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm

16. Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г Народное образование. 1999; № 10: 40 - 47.

17. Левитин С.А. Трудовая школа. Москва, 1919; Т. 1.

18. Синицкий Л.Д. Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом. Москва, 1922.

19. Строев К.Ф. Краеведение. Москва: «Просвещение», 1974.

20. Труды Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов. Москва: Издательство Коммунистической академии, 1930.

21. Лядов М. В первую очередь - внимание краеведческому музею. Комсомольская правда. 1929; 24 апреля.

References

1. Karcev I. Chto takoe kraevedenie i v chem ego sila? Mestnye vozmozhnostii sbyvshayasya istoriya. Debaty. 05.12.2016. Available at: http://gefter.ru/archive/20294

2. «Izvestiya VCIK» - dekret «0 zapreschenii vyvoza za granicu predmetov iskusstva i stariny». Available at: https://pravo.ru/doc/view/367/

3. Shmidt S.O. «Zolotoe desyatiletie» sovetskogo kraevedeniya. Otechestvo. 1990; Vypusk 1: 11 - 27.

4. Svyatskij D. Pronikaet li kraevedenie v massy? (K 10-letiyu Oktyabr'skoj revolyucii). Kraevedenie. 1927; T. 4, № 3: 306 - 308.

5. Sobolev V.S. Akademiya Nauk i kraevedcheskoe dvizhenie. Vestnik RAN. 2000; T. 70, № 6: 535 - 541.

6. Izvestiya Central'nogo byuro kraevedeniya. 1928; № 6.

7. Grinkevich V. Poznaj svoj kraj: k osnovaniyu v Pskove Obschestva izucheniya mestnogo kraya. Novaya zhizn'. Pskov, 1922; № 3: 79 - 85.

8. Filimonov S.B. Kraevedcheskie organizacii evropejskoj Rossii i dokumental'nye pamyatniki (1917 - 1929 gg.). Pod redakciej S.O. Shmidta. Moskva, 1991.

9. Filimonov S.B. Iz proshlogo russkoj kul'tury v Krymu: poiskii nahodkiistorika-istochnikoveda. Simferopol', 2010.

10. Kraevedy Rossii irevolyuciya 1917 g. Available at: https://rusorel.info/kraevedy-rossii-i-revolyuciya-1917-g/

11. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1989; T.V.

12. Stavrovskij A.E. Vneklassnaya kraevedcheskaya rabota. Moskva: APN RSFSR, 1951.

13. Ivanov P.V. Sovremennoe shkol'noe kraevedenie. Sovetskaya pedagogika. 1990; № 10: 9 - 24.

14. Osnovnye principy trudovoj shkoly. Available at: //<http://narodnoe.org/old/lib/Science/Lunach/Lunacharskiy_AV_Main_principels_of_united_labour_School.htm

15. Dekret ot 16 oktyabrya 1918 goda «OB edinoj trudovoj shkole Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (Polozhenie)». Available at: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_377.htm

16. Osnovnye principy edinoj trudovoj shkoly. Ot Gosudarstvennoj komissii po prosvescheniyu 16 oktyabrya 1918 g. Narodnoe obrazovanie. 1999; № 10: 40 - 47.

17. Levitin S.A. Trudovaya shkola. Moskva, 1919; T. 1.

18. Sinickij L.D. Trudovaya shkola, ee principy, zadachi i idejnye korni v proshlom. Moskva, 1922.

19. Stroev K.F. Kraevedenie. Moskva: «Prosveschenie», 1974.

20. Trudy Pervoj Vsesoyuznoj konferencii istorikov-marksistov. Moskva: Izdatel'stvo Kommunisticheskoj akademii, 1930.

21. Lyadov M. V pervuyu ochered' - vnimanie kraevedcheskomu muzeyu. Komsomol'skaya pravda. 1929; 24 aprelya.

Статья поступила в редакцию 21.09.20

УДК 372.881.1

Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk Russia), E-mail: nickan07@mail.ru

Belolyubskaya V.V., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk Russia), E-mail: vikabelolyubskay@mail.ru

INTEGRATED APPROACH FEATURES TO THE FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS AT ENGLISH LESSONS IN YAKUTIAN SCHOOLS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the possibility of using modern information technologies in integrated English language teaching in the Yakut school. Education using information and communication technologies (hereinafter referred to as ICT) is an integral part of the process of learning any subject, including a foreign language. ICT tools not only help in the formation of language skills in the classroom, but also contribute to the assimilation of material quickly and firmly. The peculiarity of the research is that the proposed method studies the consideration of the native language of students in the aggregate use of ICT capabilities in the joint development of lexical and grammatical skills of English and Yakut languages. The results of the experimental study are based on the testing of a specially developed application "Interactive English language exercise simulator for grade 5", which was successfully carried out in the MBOU SOSH No. 2 named after F. G. Okhlopkov in the village of Maya in Megino-Kangalassky Ulus, the Republic of Sakha (Yakutia), Russia.

Key words: integrated approach, native language accounting principle, information and communication technologies, foreign language training, interactive simulator.

A.И. Николаев, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: nickan07@mail.ru

B.В. Белолюбская, бакалавр, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: vikabelolyubskay@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается возможность использования современных информационных технологий при интегрированном обучении английскому языку в якутской школе. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) является неотъемлемой частью процесса изучения любого предмета, в том числе иностранного языка. Средства ИКТ не только помогают при формировании языковых навыков на уроке, но и способствуют усвоению материала быстро и прочно. Особенностью исследования является то, что в предлагаемой методике рассматривается учет родного языка обучаемых в совокупности с использованием возможностей ИКТ при совместном освоении лексико-грамматических навыков английского и якутского языков. Результаты экспериментального исследования основаны на апробации специально разработанного приложения «Интерактивный тренажер упражнений по английскому языку для 5 класса», которая успешно была проведена в МБОУ «СОШ № 2 имени Ф.Г. Охлопкова» с. Майа Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: интегрированный подход, принцип учета родного языка, информационно-коммуникационные технологии, обучение иностранным языкам, интерактивный тренажер.

В настоящее время интегрированный подход используется для преподавания различных предметов. Включение интегрированного подхода в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку активизирует ученика, побуждает его к самостоятельности при овладении английским языком, углубляет и расширяет интерес к знаниям. Вместе с тем интегрированные уроки положительно сказываются и на мотивации познавательного интереса учеников к изучению предмета.

Принцип учета родного языка является неотъемлемой частью методики преподавания иностранного языка в якутской школе. При обучении лексики и грамматики необходимо вовлекать учащихся в учебный процесс, основанный на сравнении и сопоставлении родного и иностранного языков, обеспечить достаточный уровень формирования лексико-грамматических навыков.

Нами было разработано приложение «Интерактивный тренажер упражнений по английскому языку», направленное на формирование лексико-грамматических навыков учащихся 5-х классов на основе УМК Spotlight 5 «Английский в фокусе».

«При интегрированном обучении формирование новых знаний, умений и навыков осуществляется с опорой на имеющийся опыт в другой деятельности, расширяются содержание, средства и способы обучения, варьируются ситуации и появляются возможности индивидуализации. Включение разнообразных видов деятельности, интегрированных занятий, уроков в учебный процесс содействует

его эффективности, поскольку каждый из них по-своему активизирует обучаемого, побуждает его к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, в том числе при овладении иностранным языком, углубляет и расширяет интерес к знаниям и учению в целом» [1].

В настоящей статье мы представляем методику интегрированного подхода и специально разработанный интерактивный тренажер лексико-грамматических упражнений для 5 классов якутской школы с использованием средств ИКТ для применения на уроках иностранного языка, направленный на формирование лексико-грамматических навыков в дополнение к УМК Spotlight 5 Student's Book «Английский в фокусе». (Английский язык. 5 класс, предназначенный для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс).

Согласно словарю методических терминов и понятий Азимова Э.Г, «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации» [2, 90].

«Преимущества использования ИКТ в обучении:

1. Информационные технологии расширяют возможности получения новой учебной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.