Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / КОНТРОЛЬ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / БЮДЖЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ACCOUNTS CHAMBER / CONTROL / REPUBLIC OF DAGESTAN / BUDGET / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Заур Абдулгамидович, Ступникова Оксана Емельяновна

В статье проводится анализ основных направлений деятельности субфедерального контрольного органа на примере Счетной палаты Республики Дагестан в 2019 году. Особое внимание уделено мониторингу национальных (региональных) проектов, реализуемых на территории рассматриваемого субъекта. Также в статье определены основные направления деятельности Счетной палаты Республики Дагестан, связанные с повышением ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL AT THE REGIONAL LEVEL

In this article has analyzed the main activities of the sub-federal control body using the example of the Accounts chamber of the Republic of Dagestan in 2019 year. Particular attention is paid to the monitoring of national (regional) projects implemented in the territory of the considered entity. Also, the article deals with the main directions of activities of the Accounts chamber of the Republic of Dagestan, related to increasing its efficiency.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ФИНАНСЫ

УДК 336.132.11

Магомедов З.А.1 Ступникова О.Е.2

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье проводится анализ основных направлений деятельности субфедерального контрольного органа на примере Счетной палаты Республики Дагестан в 2019 году. Особое внимание уделено мониторингу национальных (региональных) проектов, реализуемых на территории рассматриваемого субъекта. Также в статье определены основные направления деятельности Счетной палаты Республики Дагестан, связанные с повышением ее эффективности.

Ключевые слова: счетная палата, контроль, Республика Дагестан, бюджет, эффективность.

Magomedov Z.

Stupnikova O.

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract. In this article has analyzed the main activities of the sub-federal control body using the example of the Accounts chamber of the Republic of Dagestan in 2019 year. Particular attention is paid to the monitoring of national (regional) projects implemented in the territory of the considered entity. Also, the article deals with the main directions of activities of the Accounts chamber of the Republic of Dagestan, related to increasing its efficiency.

Keywords: accounts chamber, control, Republic of Dagestan, budget, efficiency.

На современном этапе экономического развития необходимо не только соблюдение законности, но также эффективности и результативности расходования бюджетных средств. При этом важно соблюсти их целевую привязку и обеспечить сохранность государственной собственности, в связи с чем необходима система эффективного и действенного финансового контроля на всех уровнях власти.

Обзор различных трактовок понятия «госу-

дарственный финансовый контроль» показывает значительный разброс в наполнении его экономическим содержанием. Мы исходим из того, что «государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью механизма управления общественными финансами и государственными финансовыми ресурсами в целях обеспечения проводимой финансовой политики, а также осуществляется в форме, имеющей собственные параметры практи-

1 Магомедов Заур Абдулгамидович, начальник Махачкалинского центра организации работы железнодорожных станций, e-mail: zamagomedov90@mail.ru

Zaur Magomedov, head of the Makhachkala Center for the Organization of Railway Stations, e-mail: zamagomedov90@ mail.ru

2 Ступникова Оксана Емельяновна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: oks-ev@yandex.ru, т. (879397-38-54)

Oksana Stupnikova, candidate of economic sciences, North-Caucasus institute-brunch of the Russian Presidential academy of national economy and public administration, e-mail: oks-ev@yandex.ru, phone: (8793-97-38-54)

ческой деятельности специально уполномоченных лиц, путем проведения контрольных процедур для достижения поставленных конкретных целей и задач».

Что касается принципов деятельности контрольно-счетных органов, то в Законе № 6-ФЗ [1] их число гораздо меньше по сравнению с Декларацией [2]. Более того, в отдельных законах, принятых субъектами РФ, данные принципы расширены и дополнены. Однако это не говорит о том, что в федеральном законодательстве отражен неполный перечень принципов деятельности. Полагаем, что в Законе № 6-ФЗ установлены широкие по своему смыслу взаимосвязанные принципы деятельности, которыми охвачены все стороны деятельности контрольно-счетных органов, а указанные в Декларации и законах субъектов Российской Федерации «дополнительные» признаки так или иначе уже содержатся в них. Сами принципы находятся в тесной увязке друг с другом. Они представляют собой целостную систему, которая призвана обеспечить выполнение задач, стоящих перед органами внешнего государственного финансового контроля.

Строгое следование указанным принципам должно стать главной задачей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении внешнего государственного финансового контроля.

В сфере бюджетных правоотношений внешний государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, а также контрольно-счетные палаты субъектов РФ, юридический статус которых законодательно закреплен, а также прописано, что данные органы функционируют на постоянной основе, обладают организационным и функциональным суверенитетом, осуществляют свою деятельность независимо от других государственных органов власти, но подотчетны соответствующим законодательным и представительным органам государственной власти субъекта РФ.

Высшим контрольным органом в субъекте РФ является Счетная палата Республики Дагестан. Ее деятельность направлена на то, чтобы государственные средства и активы использовались эффективно и обеспечивал-

ся принцип законности. Поскольку Счетная палата создана Парламентом Республики Дагестан, в ее основной функционал входит контроль за исполнением бюджета посредством осуществления контрольных мероприятий, а также, что немаловажно, проведение экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих бюджетное законодательство.

Важно то, что в последние годы Счетная палата все больше акцентирует внимание на оценке результативности и эффективности бюджетных расходов. Значимой задачей в ее деятельности является анализ налогового потенциала территории, проверка соблюдения законодательства в процессе управления и распоряжения государственным имуществом. Помимо этого, Счетная палата готовит предложения по увеличению доходов и возможным направлениям снижения налоговой нагрузки.

В соответствии с действующим законодательством Счетная палата Республики Дагестан осуществляет следующие виды деятельности:

- контрольно-ревизионную;

- экспертно-аналитическую;

- информационную.

В 2019 году Счетной палатой было проведено 77 контрольных и экспертно-аналитичес-ких мероприятий, охвативших деятельность 438 учреждений и организаций, по результатам которых было направлено 476 документов информационно-аналитического характера.

Результатом данной работы стало выявление бюджетно-финансовых нарушений на общую сумму 6 689,5 млн. руб. [3]. Для того, чтобы сократить объемы нарушений, Счетной палатой были предприняты ряд мер, направленных на профилактику нарушений, что позволило снизить общий объем нарушений почти на 30%.

Сокращение нарушений произошло по таким показателям как: нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок (в 10 раз); нарушения при формировании и исполнении бюджетов (в 1,5 раза); неэффективные расходы (в 1,3 раза).

Также положительным результатом являет-

ся то, что данные мероприятия позволили возместить бюджетные средства в размере 100,5 млн. рублей, а также внести имущество в реестр общей стоимостью 89,7 млн. рублей [3].

В рамках профилактической работы к дисциплинарной ответственности было привлечено 110 должностных лиц, из которых 14 освобождены от занимаемых должностей. Результатом рассмотренных материалов контрольных мероприятий стало возбуждение 16 уголовных дел, вынесение 4 судебных приговоров.

Важное место в деятельности Счетной палаты занимает экспертно-аналитическая работа, направленная на выявление причин отклонений от установленных показателей и нарушений в процессе формирования доходов и расходов субфедерального бюджета, эффективности использования республиканской собственности. Так, в 2019 году была проведена экспертиза 405 проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан [3].

Счетная палата неоднократно акцентировала внимание на вопросах формирования и реализации государственных программ Республики Дагестан. По сравнению с прошлым годом в реализации программных мероприятий наблюдается положительная динамика. В то же время остается проблема, которая заключается в том, что средства на реализацию ряда государственных программ Республики Дагестан предусматривались значительно ниже уровня, утвержденного паспортами программ, т.е. можно констатировать факт их недофинансирования.

Особое внимание Счетная палата уделяет мониторингу национальных (региональных) проектов, которые реализуются на территории Дагестана.

Проведенный анализ показал, что те нарушения и недостатки, которые были выявлены Счетной палатой Республики Дагестан в ходе исполнения национальных (региональных) проектов, говорят о недостаточном контроле за организацией и реализацией мероприятий региональных проектов со стороны кураторов и ответственных исполнителей национальных проектов.

В связи с этим необходимо:

- провести детальный анализ итогов реализации национальных проектов в целях исключения возможных рисков их выполнения в будущем году;

- принять комплекс мер, направленных на устранение нарушений и недостатков, допущенных в ходе реализации национальных (региональных) проектов;

- актуализировать состав целей, задач, мероприятий и целевых показателей государственных программ Республики Дагестан и региональных проектов, привести объемы финансирования в соответствие с показателями, предусмотренными в республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной год;

- обеспечить синхронизацию сроков и мероприятий региональных проектов и государственных программ Республики Дагестан (до 2024 года);

- обеспечить ритмичное финансирование мероприятий национальных (региональных) проектов, а также своевременное освоение выделяемых средств;

- определить приоритетность финансирования и реализации мероприятий по строительству объектов, запланированных в рамках национальных (региональных) проектов;

- обеспечить качественную подготовку аукционной документации и соблюдение требований законодательства в сфере закупок в целях исключения рисков приостановления процедур по заключению контрактов;

- принять меры по своевременной подготовке проектно-сметной документации по объектам, начало строительства которых планируется в очередном году. При этом обеспечить соблюдение нормативных сроков строительства объектов;

- обеспечить эффективное взаимодействие министерств и ведомств Республики Дагестан, ответственных за реализацию национальных (региональных) проектов и участвующих в процессе реализации национальных проектов в целях оперативного контроля за своевременным выполнением целевых показателей;

- закрепить персональную ответственность должностных лиц органов исполни-

тельной власти за достижение утвержденных целевых показателей национальных (региональных проектов);

- обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в процесс реализации национальных (региональных) проектов;

- принять меры по информированию населения о реализации национальных (региональных) проектов в средствах массовой информации, используя возможности социальных сетей и телекоммуникационной сети «Интернет».

Анализ результатов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, показал наличие типичных нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в частности:

- несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд;

- включение в документацию (извещение) о закупке требований к участникам закупки, влекущих ограничение конкуренции;

- отсутствие обеспечения исполнения контракта (договора);

- нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана- графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;

- формальный подход к проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом (договором) и отчету о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора) о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге.

Определяя дальнейшее развитие деятельности Счетной палаты Республики Дагестан, можно выделить следующие основные направления:

- проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по тематике национальных целей и реализации национальных (региональных) проектов посредством мониторинга достижения национальных це-

лей, а также проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета и бюджета ТФОМС, на основании которых будут подготовлены заключения;

- исполнение постановления Народного Собрания Республики Дагестан от 28 ноября 2019 года № 998-У1 НС «О поручении Счетной палате Республики Дагестан», в котором обозначается необходимость проведения анализа реализации мероприятий по ряду приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, повышения эффективности государственных капитальных вложений и инвестиционной политики, жилищно-коммунального хозяйства, повышения эффективности использования государственного имущества и земельных ресурсов и др.;

- проведение анализа резервов увеличения доходов регионального бюджета; налогового потенциала; реализации государственных программ; качества макроэкономического прогнозирования;

- экспертиза проектов нормативных правовых актов, затрагивающих расходы субфедерального бюджета;

- оценка выполнения государственных программ с точки зрения создания условий для социально-экономического развития республики;

- мониторинг реализации национальных проектов;

- анализ результативности мер, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства.

Также важными для Республики Дагестан являются мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности системы управления государственным имуществом, включая земельные ресурсы. Поэтому к мероприятиям в данной сфере будет обращено особое внимание Счетной палаты республики.

Если же обозначать стратегические направления развития, то среди основных можно выделить:

- повышение результативности контроля через аудит эффективности;

- внедрение и использование контрольно-счетными органами стратегического аудита, для чего необходимо в ближайшее время разработать методики и стандарты организации и проведения стратегического аудита;

- внедрение и использование информационных технологий в деятельности контрольно-счетных органов.

В целом, следует сказать, что результативность государственного финансового контро-

ля является важным компонентом оценки эффективности использования государственных средств, являющейся современной тенденцией развития всей системы государственного финансового контроля, а поэтому принятие мер по повышению результативности контроля будет способствовать усилению его действенности, что скажется положительно и на процессе модернизации государственных финансов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ (последняя редакция) // Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110266/

2. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Режим доступа: URL: http://www. ksp.mos.ru/documents/deklaratsii/

3. Отчет Счетной палаты Республики Дагестан за 2019 год // Режим доступа: URL: http://www. spdag.ru/activities/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.