Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

Раскрываются сущность механизма государственно-частного партнерства, различные подходы к его определению как на уровне законодательных актов Российской Федерации, так и международных организаций (ООН). Характеризуются различные формы ГЧП-проектов, их особенности и отличительные черты в соответствии с федеральными законами о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях. Рассматриваются инструменты поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты социальной инфраструктуры на основании ГЧП, со стороны федеральных и региональных институтов развития, а также органов государственной власти. Проводится анализ уровня развития ГЧП в Удмуртской Республике, приводятся конкретные примеры успешного сотрудничества частных и публичных сторон по организации финансирования и осуществления проекта на основании государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Применение данного механизма позволяет получить существенный экономический эффект за счет того, что существует личная заинтересованность частного лица в получении доходов от построенного или модернизированного объекта. Кроме того, немаловажную роль играет социальная составляющая, ГЧП позволяет направить средства в те отрасли, которые изначально считаются недостаточно перспективными для ведения бизнеса, однако часто имеют ключевое значение для развития региона и обеспечения комфортной городской среды населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE UDMURT REPUBLIC

The article discloses the essence of the public-private partnership mechanism, various approaches to its definition, both at the level of legislative acts of the Russian Federation and international organizations (UN). Different forms of PPP projects, their peculiarities and distinctive features are described in accordance with federal laws on public-private partnership and concession agreements. Instruments are being considered to support investors implementing investment projects of social infrastructure on the basis of PPPs, from federal and regional development institutions, as well as state authorities. An analysis of the level of PPP development in the Udmurt Republic is carried out, concrete examples of successful cooperation between private and public parties on the organization of financing and implementation of the project on the basis of public-private or municipal-private partnership are given. The use of this mechanism allows to obtain a significant economic effect due to the fact that there is a personal interest of a private person in obtaining income from a built or modernized facility. In addition, the social component plays an important role, PPP allows you to direct funds to those industries that are initially considered not promising enough to conduct business, but are often of key importance for the development of the region and ensuring a comfortable urban environment for the population.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 330.322.4 С.В. Радыгина

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Раскрываются сущность механизма государственно-частного партнерства, различные подходы к его определению как на уровне законодательных актов Российской Федерации, так и международных организаций (ООН). Характеризуются различные формы ГЧП-проектов, их особенности и отличительные черты в соответствии с федеральными законами о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях. Рассматриваются инструменты поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты социальной инфраструктуры на основании ГЧП, со стороны федеральных и региональных институтов развития, а также органов государственной власти. Проводится анализ уровня развития ГЧП в Удмуртской Республике, приводятся конкретные примеры успешного сотрудничества частных и публичных сторон по организации финансирования и осуществления проекта на основании государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Применение данного механизма позволяет получить существенный экономический эффект за счет того, что существует личная заинтересованность частного лица в получении доходов от построенного или модернизированного объекта. Кроме того, немаловажную роль играет социальная составляющая, ГЧП позволяет направить средства в те отрасли, которые изначально считаются недостаточно перспективными для ведения бизнеса, однако часто имеют ключевое значение для развития региона и обеспечения комфортной городской среды населения.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственно-частное партнерство, концессия, институты развития, государственная поддержка.

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-783-790

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) в мировой экономике приобретает особую значимость как один из способов реализации государственных функций, основанный на долгосрочном сотрудничестве с бизнесом и привлечении с его стороны дополнительных средств. В развитых зарубежных странах механизм ГЧП уже активно применяется и рассматривается в качестве важного элемента на пути формирования устойчивой экономики государства, однако в России ГЧП находится лишь на стадии становления и поступательного развития его инструментов.

Определение ГЧП закрепляется в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ: «государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнера, которое осуществляется на основании соглашения, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Среди ключевых форм ГЧП выделяют:

1. Концессионные соглашения, регулирование отношений которых осуществляется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В соответствии со ст. 3 Закона, в рамках такой формы сотрудничества концессионер обязан за счет своих средств реконструировать и/или создать определенное имущество - объект концессионного соглашения - и осуществлять деятельность с его использованием (эксплуатацией), при этом право собственности на объект принадлежит другой стороне (конценденту). Стоит отметить некоторые существенные положения данных соглашений. Во-первых, все имущество, в том числе и которое будет создано в процессе реализации договора, принадлежит конценденту. Во-вторых, концессионер обязан использовать объект концессии только согласно его целевому назначению. В-третьих, концендент имеет право лишь осуществлять контроль по соблюдению условий договора и ни в коем случае не может принимать участие в хозяйственной деятельности концессионера по использованию данного имущества. Кроме того, в соглашении обосновываются и закрепляются конкретные количественные и качественные показатели исполнения проекта, сроки каждого этапа и состояние имущества к моменту его возвращения [2].

2. Соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ. Законодательно устанавливается, что минимальный срок, на который заключается соглашение в форме гражданско-правового договора между публич-

2021. Т. 31, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ным и частным партнером - три года. Также данным законом определяются другие обязательные элементы:

а) частный партнер обязуется построить или произвести реконструкцию существующего объекта соглашения;

б) привлечение финансирования полностью или частично для создания объекта;

в) техническое обслуживание и эксплуатация объекта относятся к обязанностям частного партнера;

г) объекты, созданные в рамках соглашения, переходят в собственность частной стороны [1].

По общему правилу заключение соглашений о концессии и ГЧП осуществляется или посредством проведения публичных торгов в формате конкурса, или в рамках частной инициативы. При этом инициатором и заказчиком в первом случае может выступать Российская Федерация, ее отдельный субъект либо муниципальное образование в лице компетентных органов, во втором - частное лицо.

Процедурой выдвижения проекта в ходе частной инициативы предусматривается вынесение частной стороной предложения о ГЧП. После согласования информация размещается в открытом доступе для приема заявок от других лиц. При отсутствии заявлений соглашение заключается с инициатором без проведения конкурса, однако в случае заинтересованности в реализации проекта третьих лиц проводится конкурс на общих основаниях: оцениваются планируемые результаты каждого предложения с точки зрения наиболее эффективного использования предоставляемого имущества.

По общему правилу частное лицо осуществляет финансирование проекта на всех стадиях цикла его создания, начиная от подготовки проектной документации и заканчивая непосредственным строительством или реконструкцией и вводом в эксплуатацию, а инвестиционные вложения окупаются в процессе ведения экономической деятельности по использованию объекта соглашения. Вместе с тем законы и о концессии, и о ГЧП предусматривают возможность привлечения финансовых средств публичной стороны, а также возмещения недополученных расходов частного лица.

Также ключевой особенностью механизма ГЧП является долгосрочный характер партнерских отношений между публичной и частной стороной - по законодательству не менее 3 лет. Однако в среднем в России этот срок доходит до 13 лет. Среди главных причин выделяют необходимость возврата частных инвестиций и, как правило, комплексность таких проектов.

В международной практике (Европейская экономическая комиссия ООН) понятие ГЧП определяется более узко и конкретно: ГЧП представляет собой долгосрочные контрактные формы кооперации государства и частного сектора по организации производства общественно-значимых услуг, традиционно за предоставление которых ответственно государство, путем привлечения дополнительных финансовых средств и управленческого потенциала частного сектора [3].

Государство несет ответственность за организацию и управление совокупностью отраслей социальной сферы, создание и эксплуатацию городской и транспортной инфраструктуры, а также выполняет целый ряд экономических функций. Обладая множеством инструментов управления и полномочий в указанных областях, государство заинтересовано в повышении эффективности систем их функционирования и роста качества предоставляемых услуг.

ГЧП в отличие от прямого бюджетного финансирования можно рассматривать в качестве инвестиционного рычага для развития социально значимых объектов. В рамках имеющихся ресурсов государство может сделать значительно больше, отдавая часть своих полномочий частному бизнесу, при этом оставляя за собой контрольные функции. Также государство с позиции публичных интересов устанавливает цели и задачи проектов, определяет их качественные и количественные показатели и результаты достижения, а частная сторона ответственна за текущую, оперативную деятельность по управлению имуществом и реализации стадий исполнения программ. Таким образом перераспределяются риски проекта, и при этом отношения между государством и частным сектором строятся на основе равноправия и партнерства сторон.

Такое сотрудничество обеспечивает взаимную выгоду для обоих участников: государство получает преимущества от увеличения эффективности инвестиционных вложений, создание благоприятной обстановки в экономической системе, возможности для привлечения квалифицированных кадров и современного менеджмента; интерес инвестора заключается в распределении рисков проекта, получении прибыли от его реализации и использовании административного ресурса.

Важным способом для достижения конкретных целей и обеспечения экономического роста в определенной области может стать применение различных инструментов государственно-частного

партнёрства: ГК «Внешэкономбанк», ГК «Роснанотех», ГК «Ростехнологии» и другие. Ранее финансовую поддержку ГЧП-проектам осуществлял также ныне ликвидированный Инвестиционный фонд Российской Федерации. С привлечением средств Инвестиционного фонда РФ был реализован первый проект ГЧП в Удмуртии - проект «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул -Камбарка - граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике» с общим объемом инвестиций более 14 млрд руб.

Данные инструменты ГЧП также называют институтами развития.

Именно ГЧП-проекты реализуются посредством участия институтов развития, в том числе путем долевого финансирования проектов.

В Удмуртской Республике формирование системы управления государственно-частным партнерством началось с принятия Закона УР от 9 ноября 2009 г. № 39-РЗ «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах» и образование Управления инвестиций и государственно-частного партнерства в Министерстве экономики Удмуртской Республики [4].

Необходимость создания системы управления государственно-частным партнерством была связана с назревшей проблемой недостатка финансирования на развитие социальной, транспортной и производственной инфраструктуры.

Для обеспечения притока в республику долгосрочных инвестиционных вложений со стороны крупных инвесторов и их сопровождения на всех этапах реализации инвестиционных проектов в 2010 г. была организована специальная рабочая группа во главе с Председателем Правительства УР. Деятельность группы направлена на рассмотрение масштабных проектов, обозначенных в качестве приоритетных для социально-экономического развития Удмуртии.

Заседания проходят в целях обсуждения и решения возникающих проблем при реализации проектов. Также ключевое направление функционирования группы занимает рассмотрение возможности привлечения в проект различных форм государственной поддержки. В настоящее время в работе находится 12 крупных инвестиционных проектов. Координируя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, рабочая группа способствует устранению ряда административных барьеров для успешной реализации запланированных мероприятий.

Перспективными ГЧП-проектами, рассматриваемыми на заседаниях рабочей группы, является ряд следующих проектов.

Региональный концессионный проект «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул - Камбарка - граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике». Общий объем инвестиций в проект составляет около 14 млрд руб., часть из них были привлечены за счет Инвестфонда РФ и ГК «Внешэкономбанк». Реализация проекта стала важным этапом на пути создания качественной транспортной инфраструктуры, увеличения транзитного потенциала и развития устойчивых экономических связей между регионами Приволжского, Центрального и Уральского федеральных округов. Его значение и актуальность подчеркивается тем, что он вошел в перечень приоритетных проектов Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 г. В июле 2011 г. проект получил одобрение Правительственной комиссии Российской Федерации и на его реализацию из Инвестиционного фонда Российской Федерации выделено более 3,5 млрд руб. Был проведен конкурс на выбор концессионера, то есть частного инвестора, который реализовал проект, вкладывая собственные средства (около 10 млрд руб. из общего объема инвестиций 14 млрд руб.) и распоряжаясь средствами республиканского и федерального бюджетов. Данный проект стал первым проектом ГЧП, реализованным на территории Удмуртской Республики.

С целью модернизации технологии очистки воды и обеспечения населения города Ижевска питьевой водой хорошего качества и в требуемых объёмах с 2007 г. поэтапно реализуется проект «Водоснабжение и канализация (реконструкция и расширение) г. Ижевска Удмуртской Республики, 1 очередь». Реализация проекта «Реконструкция системы водоснабжения г. Воткинска» позволит вывести из эксплуатации существующие сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, увеличить запас чистой воды и повысить надежность водоснабжения. Данные два проекта реализуются на территории республики за счет привлечения средств ГК «Внешэкономбанк».

Большое внимание в республике уделяется отрасли агропромышленного комплекса. Реализуется инвестиционный проект «Реконструкция животноводческого комплекса ОАО «Удмуртская птице-

2021. Т. 31, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

фабрика», который позволит обеспечить население Удмуртии и близлежащих регионов качественным диетическим мясом цыплят, а также снизить риски экологического состояния развития производства на Удмуртской птицефабрике.

Для обеспечения населения доступным качественным жильем, а также строительства объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры реализуется проект «Индивидуальная жилая малоэтажная застройка «Зеленодолье».

Приоритетное направление развития ГЧП сегодня связано с реализацией инфраструктурных проектов в области физической культуры и спорта, мощный толчок которому был дан за счет проведения в России крупных спортивных мероприятий. Согласно данным НАКДИ (Национальной ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру), на конец 2019 г. в стадии реализации находится 21 крупный инвестиционный проект, основанный на ГЧП, на общую сумму около 14 млрд руб. [5].

Одним из самых крупных ГЧП-проектов в сфере спорта считается строительство ледового дворца «Волга-Спорт-Арена» с искусственным льдом с использованием механизма концессии. Данный проект был реализован в целях подготовки к проведению в 2016 г. в Ульяновской области чемпионата мира по хоккею с мячом. В 2012 г. было объявлено о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения; опубликовано Постановление Правительства Ульяновской области от 29 февраля 2012 г. № 95-П [6].

По результатам проведенного конкурса победителем стал ЗАО «Волга-Спорт», с которым 18 июня 2012 г. было заключено концессионное соглашение сроком на 12 лет. В целях реализации инвестиционного проекта концессионеру предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в собственности Ульяновской области, на срок действия Соглашения. Размер концессионной платы установлен в объеме 10 тыс. рублей, сумма которой должна быть перечислена в первый год эксплуатации объекта.

Средства для строительства недвижимости были получены посредством облигационного займа в размере 1,9 млрд руб. Организатором финансирования выступил ЗАО «Лидер» - компания, осуществляющая управление средствами пенсионного фонда, а приобретатели облигаций - крупнейшие негосударственные пенсионные фонды. Выплата купона по облигациям происходит ежегодно в начале сентября, ставка - 11 % [7].

Таким образом, используя инструмент государственно-частного партнерства, был реализован крупный инвестиционный проект по строительству объекта социальной инфраструктуры международного уровня. Такие проекты не только решают поставленную бизнес-задачу, но и позволяют качественно улучшить социальную и экономическую характеристику региона.

Удмуртская Республика также имеет успешный опыт реализации подобных ГЧП-проектов, например, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Гулливер» в Октябрьском районе г. Ижевска, инициатива создания которого исходила от публичной стороны. Паспорт инвестиционного проекта и формы участия УР в ГЧП утверждены Распоряжением Правительства Удмуртии от 25 марта 2013 г. № 168-р [8]. Инвестор - ООО «Универсал-строй». Соглашение о государственно-частном партнерстве было реализовано в июне 2018 г. Общий объем инвестиций по проекту составил 231,4 млн руб., из них 14,6 млн руб. было выделено из бюджета Удмуртской Республики на проектирование, строительство и ремонт дорожной инфраструктуры в целях реализации проекта - были реконструированы дороги с асфальтовым покрытием по ул. 6-я Подлесная и ул. Металлистов [9].

Министерством экономики УР еще на этапе принятия паспорта были определены формы участия региона в реализации проекта. Кроме строительства и реконструкции дорожной и инженерной инфраструктуры предполагалось предоставление определенных налоговых льгот и субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам в рамках Постановления Правительства УР от 2 мая 2012 г. №183 [10].

Возмещение основных затрат инвестора было осуществлено за счет эксплуатации возведенного объекта путем получения денежных средств от прямого предоставления услуг, а также посредством иной коммерческой деятельности, в том числе субаренды, торговли, рекламы и т.д.

Кроме очевидных экономических результатов реализации проекта, был получен существенный социальный эффект, включающий:

- создание более 50 новых рабочих мест;

- обслуживание близлежащей школы на 1150 мест и дошкольного образовательного учреждения на 240 детей;

- популяризация и создание инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом -ежедневно в ФОК смогут заниматься более 2500 человек.

Все перечисленные проекты предполагают участие в их реализации федеральных институтов развития.

Одним из таких институтов, оказывающим государственную поддержку в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (Внешэкономбанк).

Реализация программ Внешэкономбанка возможна по двум разным схемам. Первая подразумевает строительство инфраструктурного объекта и право частной собственности на него инвестора. Вторая модель ГЧП направлена на передачу объекта соглашения в аренду частному лицу, который за право пользованиям им должен произвести реконструкцию и модернизацию имущества. При этом в частную собственность объект инфраструктуры не передается.

Рассмотрим первую модель (см. рис.).

Рис. Первая модель ГЧП-проекта

В соответствии с первой схемой реализации проекта, основанного на ГЧП, инфраструктурный объект должен быть спроектирован и построен частным лицом полностью на свои средства, а далее это имущество закрепляется за ним на праве частной собственности. Возмещение затрат происходит путем получения арендных платежей от оператора, которому по завершении строительства объект передается в аренду. Таким образом, инвестор не несет риски, связанные с эксплуатацией объекта в процессе коммерческой деятельности. Публичная сторона в таком случае выступает гарантом по обязательствам оператора.

Финансирующий банк получает выгоду либо от прямых платежных обязательств со стороны государства (муниципалитета), либо обеспечиваются интересы посредством независимой бюджетной гарантии. Когда инвестиционные затраты полностью компенсируются, объект инфраструктуры переходит в собственность публичной стороны.

Вторая модель ГЧП основывается на осуществлении реконструкции и (или) модернизации объекта, который арендуется инвестором. Им проводятся проектные и конструкторские работы, переоборудование и усовершенствование состояния арендуемой общественной инфраструктуры за счет собственных средств. Далее, как и в первом случае, объект передается в субаренду оператору, который осуществляет его эксплуатацию и возмещает посредством субарендных платежей затраты инвестора. Инвестор также не несет коммерческих и эксплуатационных рисков.

Роли государства (муниципалитета) и финансирующего банка такие же, как при использовании первой модели. После полного покрытия затрат инвестора право аренды прекращается и объект остается в собственности муниципалитета.

Правительство Удмуртской Республики успешно развивает механизм государственно-частного партнерства в регионе, в том числе благодаря активному сотрудничеству с ГК «Внешэкономбанк».

2021. Т. 31, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Возможности данной финансовой организации позволяют осуществлять финансирование крупных инвестиционных проектов, включая межмуниципального и регионального значения.

По состоянию на конец 2020 г. в Правительство УР поступили заявления, в которых выражена заинтересованность от 23 муниципальных образований об участии в программах типовых проектов Внешэкономбанка по модернизации и новому строительству объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры на условиях ГЧП. Всего была получена информация по 64 проектам.

Наибольший интерес к Программам проявили Алнашский, Воткинский, Завьяловский, Кизнер-ский, Сарапульский, Шарканский районы, г. Глазов.

Дальнейшим шагом станет формирование заявок во Внешэкономбанк по приоритетным инвестиционным проектам, отобранным на заседании рабочей группы по рассмотрению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики для привлечения в республику долгосрочных стратегических инвестиций.

Поддержку инновационной и инвестиционной деятельности в отдельных отраслях экономики осуществляют ОАО «Роснано», ГК «Ростехнологии», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», ГК «Росатом» и другие организации.

Кроме вышеперечисленных мер поддержки ГЧП-проектов со стороны институтов развития активно применяются и государственные преференции частным лицам, с которыми заключено Соглашение о государственно-частном партнерстве или концессии [11]:

- предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов в целях реализации инвестиционных проектов и установление льготного размера арендной платы;

- финансирование на основе программно-целевого бюджетирования, то есть предоставление материальных средств напрямую посредством бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, в также государственных кредитов;

- заключение государственных контрактов на выполнение работ в рамках конкретного проекта;

- использование механизма проектного финансирования, в том числе создание Специальной Проектной Компании (СПК) в форме ОАО с последующей продажей доли государства инвестору. Риски распределяются между всеми участниками проекта пропорционально доле вклада в уставный капитал Общества;

- Использование государственных гарантий в целях минимизации рисковой составляющей для кредиторов и инвесторов в случае снижения уровня спроса и появления других непредвиденных обстоятельств.

Среди преимуществ такого инструмента, как государственно-частное партнерство, можно выделить следующие:

- использование финансовых возможностей бизнеса для создания общественно значимых объектов и сокращение расходов со стороны государства на их обслуживание;

- снижение материальных затрат и уменьшение временных интервалов от оформления проектной документации до ввода готового объекта в эксплуатацию, что связано с личной заинтересованностью инвестора в получении прибыли в минимальные сроки, а также осуществлением с этой целью оптимизации всех процессов и использование инновационных технологий;

- передача функций управления текущей хозяйственной деятельностью частному сектору позволяет обеспечить высокую эффективность управления проектом;

- государство может оставлять за собой право собственности на реконструированные или вновь созданные инфраструктурные объекты;

- часть коммерческих рисков инвестора и кредитора перераспределяется на государство;

- способствует улучшению инвестиционного климата региона.

В заключении необходимо отметить: механизм государственно-частного партнерства является эффективным инструментом реализации масштабных инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Привлечение частного бизнеса в совокупности с участием государства в форме предоставления инвестору определенных преференций (субсидий, налоговых льгот, земельных участков в аренду без проведения торгов) позволяет аккумулировать финансовые средства и использовать их наиболее эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 13.07.2012 № 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О концессионных соглашениях».

3. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. URL: http://safbd.ru/sites/ default/files/rukovodstvo_eek_oon_po_gchp.pdf.

4. Закон Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 39-Р3 (ред. от 30.06.2016) «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах».

5. Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. Ежеквартальный мониторинг «Концессионные конкурсы и реализация инфраструктурных проектов в России» 4 квартал 2019 года. URL: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/NAKDI-KII-4Q2019.pdf.

6. Постановление Правительства Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 95-П «О заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного имуществом и оборудованием».

7. Цифровая экосистема участников рынка ГЧП Росинфра. Создание и эксплуатация имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащенного имуществом и оборудованием по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, 26. URL: https://rosinfra.ru/project/full-project/sozdanie-i-ekspluatacia-imusestvennogo-kompleksa-sostoasego-iz-krytogo-sportivnogo-kompleksa-s-iskusstvennym-ldom-na-5000-mest-osnasennogo-imusestvom-i-oborudovaniem-po-adresu-ulanovskaa-oblast-g-ulanovsk-ul-oktabrskaa-26.

8. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 марта 2013 года (ред. от 28.10.2015) № 168-р «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частном партнерстве при реализации инвестиционного проекта «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Гулливер» в Октябрьском районе г. Ижевска».

9. Цифровая экосистема участников рынка ГЧП Росинфра. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Гулливер» в Октябрьском районе г. Ижевска. URL: https://rosinfra.ru/project/short-tender/ stroitelstvo-fizkulturno-ozdorovitelnogo-kompleksa-gulliver-v-oktabrskom-rajone-g-izevska.

10. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 мая 2012 года (ред. от 18.11.2017) № 183 «Об утверждении Положения о порядке предоставления хозяйствующим субъектам за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам».

11. Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf.

Поступила в редакцию 19.07.2021

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедры экономической теории и предпринимательства ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) ведущий научный сотрудник

Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: rsv_prepod@mail.ru

S.V. Radygina

DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE UDMURT REPUBLIC

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-5-783-790

The article discloses the essence of the public-private partnership mechanism, various approaches to its definition, both

at the level of legislative acts of the Russian Federation and international organizations (UN). Different forms of PPP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

projects, their peculiarities and distinctive features are described in accordance with federal laws on public-private partnership and concession agreements. Instruments are being considered to support investors implementing investment

790_С.В. Радыгина_

2021. Т. 31, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

projects of social infrastructure on the basis of PPPs, from federal and regional development institutions, as well as state authorities. An analysis of the level of PPP development in the Udmurt Republic is carried out, concrete examples of successful cooperation between private and public parties on the organization of financing and implementation of the project on the basis of public-private or municipal-private partnership are given. The use of this mechanism allows to obtain a significant economic effect due to the fact that there is a personal interest of a private person in obtaining income from a built or modernized facility. In addition, the social component plays an important role, PPP allows you to direct funds to those industries that are initially considered not promising enough to conduct business, but are often of key importance for the development of the region and ensuring a comfortable urban environment for the population.

Keywords: investment activities, public-private partnership, concession, development institutions, state support.

Received 19.07.2021

Radygina S.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of Department of the economic theory and business Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 Leading researcher

Udmurt branch of the Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004 E-mail: rsv_prepod@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.