Научная статья на тему 'Развитие городской среды Санкт-Петербурга в современных экономических условиях'

Развитие городской среды Санкт-Петербурга в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
705
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ / URBAN ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF TERRITORIES / INDUSTRIAL ZONES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вахмистров Александр Иванович, Родионов Александр Павлович

В статье охарактеризована проблемная ситуация развития городской агломерации Санкт-Петербурга, на основе чего сделан вывод о том, что развитие городской агломерации Санкт-Петербурга должно проходить на системной основе с учетом принципов полицентричности, а также кластерного развития в отраслях народного хозяйства, традиционных для Санкт-Петербурга: судостроение, оборонно-промышленный комплекс, образование, наука, фарминдустрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an Urban Environment of Saint-Petersburg in Modern Economic Conditions

In the article the problem situation of development of city agglomeration of St. Petersburg is characterized. The conclusion that development of city agglomeration of St. Petersburg has to take place on a system basis taking into account the principles of a polycentrism, and also cluster development in the branches of a national economy traditional for St. Petersburg is made. Such branches, first of all are: shipbuilding, defense industry complex, education, science, farma industry.

Текст научной работы на тему «Развитие городской среды Санкт-Петербурга в современных экономических условиях»

А. И. Вахмистров A. I. Vakhmistrov

А. П. Родионов A. P. Rodionov

Развитие городской среды Санкт-Петербурга в современных экономических условиях

Development of an Urban Environment of Saint-Petersburg in Modern Economic Conditions

Вахмистров Александр Иванович Vakhmistrov Aleksandr Ivanovich

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National

ИО заведующего кафедрой экономики Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

и управления бизнесом Head of the Chair of Economy and Business

Доктор экономических наук, профессор Administration

[email protected] Doctor of Science (Economics), Professor

о <

Родионов Александр Павлович

Северо-Западный институт управления

[email protected]

Rodionov Aleksandr Pavlovich

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) North-West Institute of Management — branch

Старший преподаватель кафедры экономической of the Russian Presidential Academy of National

теории и прикладной экономики Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат экономических наук Senior lecturer of the Chair of Economic Theory and

[email protected] Applied Economics

PhD in Economic Sciences [email protected]

РЕФЕРАТ

В статье охарактеризована проблемная ситуация развития городской агломерации Санкт-Петербурга, на основе чего сделан вывод о том, что развитие городской агломерации Санкт-Петербурга должно проходить на системной основе с учетом принципов полицентричности, а также кластерного развития в отраслях народного хозяйства, традиционных для Санкт-Петербурга: судостроение, оборонно-промышленный комплекс, образование, наука, фарминдустрия.

ABSTRACT

In the article the problem situation of development of city agglomeration of St. Petersburg is characterized. The conclusion that development of city agglomeration of St. Petersburg has to take place on a system basis taking into account the principles of a polycentrism, and also cluster development in the branches of a national economy traditional for St. Petersburg is made. Such branches, first of all are: shipbuilding, defense industry complex, education, science, farma industry.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

городская среда, развитие территорий, промышленные зоны

KEY WORDS

urban environment, development of territories, industrial zones

Одной из важных задач для власти и бизнес-структур является сохранение и развитие города, так как сейчас все города как на территории Российской Федерации, так и в мире являются конкурирующими за вложение инвестиций.

В городе одновременно проявляется много разноплановых тенденций, которые выступают связанными и взаимо-влияющими друг на друга. Цель управления городом — сохранить темпы экономического развития и создать при

2 этом возможность гармоничного и без-^ опасного проживания для жителей. о При рассмотрении вопроса безопас-сз ного проживания горожан авторы имеют со в виду различные аспекты жизнедеятель-х ности, в частности экономику, экологию, н- коррупцию, криминогенность, здравоох-< ранение, миграцию, транспортную дога ступность, а также перенаселенность определенных районов. Кроме того, необходимо учитывать обеспеченность горожан новыми и современными рабочими местами. Во всем мире идет концентрация населения в крупных городах, поэтому правительства городов из расчета территориального и географического положения вырабатывают и развивают свою специализацию (кластеры развития).

Например, в Санкт-Петербурге ярко выраженными являются кластеры судостроения, автомобилестроения, туризма, фармацевтики. Также в Санкт-Петербурге необходимо отдельно выделить динамично развивающуюся строительную отрасль, формирующую большую составляющую часть бюджета города. В городе на протяжении более десяти лет, несмотря на кризисные явления в экономике, вводится от двух до трех миллионов квадратных метров только жилья, а также каждый год несколько сот тысяч квадратных метров торговых и офисных помещений, которые формируют новые рабочие места для горожан и жителей области.

Отметим, что под воздействием ряда негативных факторов жизнь в городе часто становится не только некомфортной, но и опасной для жизнедеятельности человека, который проживает в нем. И даже будущие поколения становятся в положение потенциальной опасности. Многие народы строят города без учета местной «розы ветров» и тем самым постоянно находятся в промышленных выбросах предприятий. Неуправляемое территориальное разрастание и рост автопромышленности создают не только проблемы траты времени на передвижения, но также и невозможность свободно дышать тем, кто находится

рядом с трассой или в центральной части города.

Город — это ареал глубоко измененной природной системы. Можно сказать, что это особая экосистема. На территории города сконцентрировано большое количество людей, транспорта и промышленных предприятий. В последние 50 лет наблюдается устойчивая тенденция прироста доли городского населения. Именно в городах сосредоточена половина жителей нашей планеты. Что касается России, то у нас 75% граждан живут в городах, соответственно, происходит увеличение объемов строительства в крупнейших городах России (табл. 1). Ухудшение качества жизни является распространенной и общей тенденцией роста и развития городов [1].

Особенность ситуации, сложившейся в настоящее время в Санкт-Петербурге, охарактеризована в статье Л. П. Совер-шаевой [2]. Она справедливо отмечает, что основным участником рынка земельных участков является Правительство Санкт-Петербурга, поскольку в собственности граждан и юридических лиц находится около 6% общей площади земель города и еще 10,7% предоставлено во владение и пользование или аренду гражданам и юридическим лицам.

Весь фонд недвижимости Санкт-Петербурга разделяется по своему функциональному назначению на жилой и нежилой. В каждой из этих групп рассматривается более подробное разделение.

В Санкт-Петербурге уже создан разнообразный рынок объектов производственной и промышленной недвижимости. Предложение на рынке сформировано как объектами, имеющими четкую отраслевую принадлежность, так и универсальными для большинства производств и видов деятельности.

Город нуждается в постоянном обновлении и инновациях для стабильного развития. Важную и заметную роль в развитии Санкт-Петербурга играет правительство города путем формирования и развития новых кластерных направлений. Но для плодотворного развития города требуются и новые рабочие ме-

Таблица 1

данные об объемах строительства в крупнейших городах России

Наименование города (региона), тыс. м2 Годы

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Москва 3342 4443 4579 4549 4780 4821 3280 2700 1768

Санкт-Петербург 1081 1758 2032 2273 2376 2637 3211 2603 2656

Новосибирск 342 369 498 502 828 918 127 815 1017

Екатеринбург 296 413 493 643 735 900 955 817 1027

о о

Примечание: построено авторами по данным официального сайта Федеральной службы статистики РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 21.07.2013).

ста, а также места проживания для людей, которые приезжают к нам из других городов и регионов. Для этого нужно создавать необходимые жизненные условия для высокообразованной и квалифицированной, активной части населения. В связи с тем что Санкт-Петербург является образовательным центром России, авторы считают необходимым создание благоприятных условий для дальнейшего трудоустройства выпускников и их проживания.

Наблюдается недостаточное предложение объектов промышленно-складской недвижимости, которое не обеспечивает увеличившегося спроса реального сектора экономики. Повышение спроса связано с ростом активности в торговле и промышленности. Основной проблемой, мешающей дальнейшему развитию данного сектора, является неопределенность прав на часть предлагаемой на продажу собственности. Промышленный пояс внутри города занимает свыше 11 000 га, половина территорий которого граничит с историческим центром Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург является не только российским городом, но также одним из регионов Балтийского моря. В этой связи, на наш взгляд, интересно обратиться к опыту стран Европейского союза в регионе Балтийского моря (РБМ), согласно которому сотрудничество городов по стратегическим вопросам является необходимым условием для усиления конкурентоспособности РБМ в глобальном масштабе. Города и регионы — это клю-

чевые фигуры при реализации Лиссабонской и Гетеборгской директив ЕС в регионе Балтийского моря. Они стимулируют экономическое развитие через предоставление государственных услуг и создание благоприятной среды для развития бизнеса. Успешная политика в этой сфере должна включать активное сотрудничество государственного и частного секторов. Местным и региональным правительствам необходима политическая поддержка на транснациональном уровне для лучшего участия в повышении конкурентоспособности и интеграции регионов Балтийского моря.

Стимулирование предпринимательской активности, привлечение прямых иностранных инвестиций, выработка корпоративных решений, повышение производительности труда и развитие деловой среды, развитие экономики, базирующейся на знаниях, — все эти важные меры требуют совместной деятельности как на региональном, так на местном и национальных уровнях власти, с вовлечением делового и научного сообществ. Основываясь на этом, правительство может улучшить процесс принятия решений и свою инвестиционную деятельность в экономическую и социальную сферы городов и окружающих регио-нов1.

1 Программа региона Балтийского моря на 2007-2013 гг. / Утв. 21 декабря 2007 г.

Норвегия, 2007 / Baltic Sea Region Programme 2007-2013, BSR Joint Programming Committee. CCI N 2007CB163PO020, Norway, 2007.

2 Взятый правительством Санкт-Петер-^ бурга курс на перенос промзон за черту о КАД и застройку освобождающихся участ-о ков жилыми комплексами приносит пост) степенно результаты1. «Согласно Гене-х ральному плану Санкт-Петербурга, к осн- вобождению запланировано 3,504 тыс. га < промышленных зон, из них 2,4 тыс. га — т в историческом центре города. Что строить на освободившейся площади, зависит от настроений рынка...» — сообщает портал BPN.ru в статье «Переезд промзон — процесс длительный».

В табл. 2 представлены проекты комплексного освоения территорий в Санкт-Петербурге, реализуемые в 2012 г.

Типология расселяемых площадок включает:

1. Промышленные участки, застроенные преимущественно в советское время. Такие площадки, как правило, не имеют в своем составе объектов культурного наследия, что позволяет использовать их полностью, т. е. наиболее эффективно.

2. Сельхозучастки (ЖК «Триумф Парк» на территории агрофирмы «Лето»).

3. Участки, закрепленные за Министерством обороны РФ (ЖК «Кантемиров-ский», ЖК «Калина-Парк» на пр. Блюхера).

4. Объекты транспортной инфраструктуры города, потерявшие свое значение (железнодорожная ветка закрытого Варшавского вокзала, Трамвайный парк на Московском пр., станция Московская товарная и др.). Суммарно в случае реализации всех

вышеописанных и других реализуемых проектов комплексного освоения территорий Санкт-Петербурга город получит более чем 6 000 000 м2 жилья, более чем 500 000 м2 офисных, гостиничных и торговых площадей. При этом предполагается, что будут выведены в пригород и Ленинградскую область промышленные предприятия и закрыты устаревшие

1 Редевелопмент промзон, или «Снести что-нибудь ненужное»: [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.spb4rent.ru/arenda/redevelopment-рготгоп/ (дата обращения: 21.06.2013).

объекты транспортной инфраструктуры, в общей сложности занимавшие ранее более 370 га.

Для понимания ситуации необходимо обратиться к истории развития городской агломерации Санкт-Петербурга, в которой, как и в других городах, заводы и фабрики строились в городской черте или возле нее. Так и рабочим добираться ближе, и продукцию доставлять дешевле. Но время шло, города росли, и со временем промышленные площадки оказались почти в центре мегаполисов. Переносом производств за городскую черту заинтересовались во многих странах Европы. В Москве, к примеру, к 2020 г. только из Центрального округа планируется вывести более 80 производств, освободив около 300 га. По сути, переезд — это и есть строительство новых зданий и перенос оборудования.

Если обратиться к немецкому опыту в обсуждаемом нами вопросе, весьма показателен пример города Дуйсбурга, который еще в 1980-х гг. называли «черным городом». В нем столетиями развивали металлургическую промышленность, сталелитейное производство. Плотность населения была очень высокой. Площадь заводских территорий, о которых идет речь, была значительно больше площади городских заводов и гораздо более загрязненной.

А в 1998 г., спустя всего 10 лет с начала реализации специальной экологической программы, Германия праздновала возрождение Дуйсбурга. Какие-то заводы перевели свои производства, на месте других сделали современные музеи. Были восстановлены земли и реки. Сегодня это чистый, здоровый город2. Все это явилось результатом успешной программы реиндустриализации города, и, на наш взгляд, исследование подобного опыта весьма полезно для российской практики.

В контексте вышеуказанного авторы присоединяются к позиции Л. П. Со-вершаевой [2], изложенной ниже. За-

2 Как освободить центр города: [Электронный ресурс]. URL: http://yuzle.com/socium/5289. html (дата обращения: 10.02.2010).

Таблица 2 <

Проекты комплексного освоения территорий санкт-Петербурга в 2012 г.*

_____ о

Наименование проекта Застройщик Местоположение проекта Общая площадь, м2 Срок сдачи, год

ЖК в Девят-кино Seti City Всеволожский район, Девяткино 380 000 2019

Австрийский квартал «Полис-групп» Всеволожский район, Кудрово — 2015

Семь столиц, Вена Seti City Всеволожский район, Кудрово 100 000 2016

Семь столиц, Весна ЦДС Всеволожский район, Кудрово 120 000 2016

Новый Оккер-виль ИСК «Отдел-строй» Всеволожский район, Кудрово 850 000 2014

Тридевяткино царство «УНИСТО Петросталь» Всеволожский район, Мурино 210 000 2018

Северная долина «Главстрой СПб» Выборгский район, пр. Энгельса / 3-й Верхний пер. 2 227 800 2014

Кантемиров-ский ЦДС Калининский район, пр. Маршала Блюхера / Кушелевская дорога 180 000 2017

Калина-парк ГДСК Калининский район, пр. Маршала Блюхера / Лабораторный пр. 350 000 2018

Прибалтийский «Город» Красносельский район — 2014

Ласточкино гнездо «ЛенСпецСМУ» Невский район, Октябрьская наб., 118 319 000 2014

Юнтолово «Главстрой СПб» Приморский район, Конная Лахта 2 200 000 2017

Riverside Seti City Приморский район, Ушаковская наб. 100 000 2014

Примечание: Составлена авторами по данным компании «Аверс» ((URL: http://www.avg. ru/ (дата обращения: 21.07.2012)).

дачей города является стимулирование предложения неиспользуемых земельных участков с помощью адресной работы с организациями, размещенными на них. Перспективными направлениями являются формирование рынка производственной недвижимости и реструктуризация предприятий. Земли промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки составляют около 12% от общей площади земель в преде-

лах Санкт-Петербурга. Из них 5,5% находятся в собственности граждан и юридических лиц, 32% предоставлено им во владение и пользование или в аренду, свыше 60% находится в государственной и муниципальной собственности без предоставления гражданам или юридическим лицам.

Также в этой связи необходимо формирование «Перечня объектов незавершенного промышленного строительства»

2 на основе информационного банка ^ данных по неиспользуемым объектам о недвижимости промышленных предпри-о ятий.

со Авторы данной статьи частично соглас-х ны с мнением С. Фивейского, представ-н- ленным в статье И. Бычиной «Неинтерес-< ные промзоны»1, который указывает три т причины не слишком успешного результата программы по продаже земель в Санкт-Петербурге в 2009 г. под промышленную застройку: «Во-первых, все новое вызывает в чиновничьей среде сопротивление. Во-вторых, подготовка и продажа

1 Бычина И. Неинтересные промзоны // Коммерсантъ С.-Петербург. № 28 (4813). 16.02.2012: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kommersant.ru/doc-rss/1874333 (дата обращения: 16.02.2012).

промышленной земли — это нестандартная по сравнению с продажей земли под жилье процедура. В жилом сегменте много игроков, и все требования понятны и стандартны. В промышленности, в зависимости от отрасли, требования к участку могут сильно отличаться. В-третьих, 2008-2009-е гг. — годы кризиса, тогда было отрицательное соотношение спроса и предложения».

По мнению авторов, развитие городской агломерации Санкт-Петербурга должно проходить на системной основе с учетом принципов полицентричности, а также кластерного развития в отдельных отраслях народного хозяйства, традиционных для Санкт-Петербурга: в первую очередь это касается судостроения, оборонно-промышленного комплекса, образования, науки, фарминдустрии.

Литература

1. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности. Часть 2. СПб.: СПбГУПМ, 2005. С. 34-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Совершаева Л. П. Особенности инвестирования в условиях Санкт-Петербурга // Перспективы развития России и Германии как членов ВТО: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. П. Совершаевой. СПб.: ГУАП, 2013. С. 161-165.

References

1. Lavrov S. B. Global problems of the present. Part 2. SPb.: SPbSUPM, 2005. P. 34-35.

2. Sovershaeva L. P. Features of investment in the conditions of St. Petersburg // Prospects of development of Russia and Germany as members of the WTO: The collection of scientific articles / Under edition of L. P. Sovershaeva. SPb.: GUAP, 2013. P. 161-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.