Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / функциональная грамотность / обучение / education / functional literacy / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян О.Н.

В работе рассмотрено влияние функциональной грамотности на качество современного образования как эффективный метод повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багдасарян О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY AS URGENT DIRECTION FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM

The paper considers the influence of functional literacy on the quality of modern education as an effective method of improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Багдасарян О.Н.

магистрант кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в работе рассмотрено влияние функциональной грамотности на качество современного образования как эффективный метод повышения качества образования.

Ключевые слова: образование, функциональная грамотность, обучение.

Одна из основных приоритетов системы современного российского образования является включение Российской Федерации в перечень ведущих стран мира по качеству предлагаемого образования.

Для начала нужно определиться с пониманием термина «качество образования» и c его современными характеристиками. Понятие «качество образования» проанализированы и описаны в многочисленных научных работах [2,4,5,6,8]. Важно отметить, что качество образования изменяется в соответствии с меняющимися потребностями и целями общества, а качество образовательного процесса влияет на качество образования в целом, качество образования определяется внутренним и внешним потенциалом системы образования, требованиями общества и государства к ожидаемым результатам образования и к условиям его осуществления. Эти потребности и требования имеют иерархическую структуру: от потребностей международного сообщества, государства, национальной общности, сообществ региона, муниципалитета,

образовательной организации до образовательных потребностей и целей каждого человека, качество образования является механизмом и результатом образовательной системы, который регулирует интересы и потребности различных заинтересованных субъектов, качество образования определяется степенью соответствия целей и полученных результатов образования на уровне конкретной системы образования, соответствия между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека и группы людей, степенью соответствия образовательных результатов обучающегося и его востребованностью в жизни с учётом постоянно изменяющегося мира.

В Российской Федерации определение качества образования представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [4]: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». В нашей стране основными ориентирами качества образования являются международные и национальные стандарты, в которых определены ожидаемые результаты образования. Повышение качества образования необходимо для удовлетворения актуальных образовательных потребностей субъектов, которые возникают в результате их стремления к успешной жизни и намерения быть готовым существовать в постоянно изменяющейся реальности.

Поиску продуктивной модели образования XXI века отводится особое внимание в образовательном сообществе [8]. Педагоги разрабатывают наиболее удобные и эффективные способы повышения качества образования в быстро изменяющемся мире. Они ориентированы на развитие soft skills и hard skills обучающихся, позитивных установок и мотивации к обучению. К сожалению, зачастую выпускники российских образовательных организаций, успешно

овладевшие академическими знаниями в различных предметных областях, демонстрируют неспособность использовать эти знания в практическом применении.

В современном обществе формируется (и закрепляется) понимание, что государственное и общественное благополучие - это не только высокий экономический и технологический ресурс, это, прежде всего, ресурс человеческий [1]. Его необходимо постоянно увеличивать образованными, обладающими высоким уровнем творческой силы, желанием жить и трудиться во благо своей страны, людьми. Именно с таким набором качеств личности молодежь будет способна к принятию нового мира и преобразованию окружающей действительности. Однако, на сегодняшний день уровень личностной и профессиональной подготовки обучающихся не отвечает в полном объеме требованиям современного общества [3,7]. Это противоречие обусловило появление в педагогической науке новых концепций о полноценной самореализации подрастающего поколения. В основу этих концепций положены идеи о личности, способной критически и творчески мыслить, успешно взаимодействовать в социуме, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Одной из таких концепций, утвердившейся в мировом образовательном пространстве, стала концепция формирования функциональной грамотности обучающихся как показателя уровня благосостояния населения и государства в целом.

Понятие «функциональная грамотность» [11] впервые было предложено использовать на организованном под эгидой ЮНЕСКО Всемирном конгрессе министров просвещения в 1965 году. Несмотря на достаточно продолжительное время использования этого термина в настоящее время данное понятие не только не потеряло своей актуальности, а, напротив, получило широкое распространение в образовательной среде. Обусловлено это тем, что образовательная система в современном мире переживает серьезную трансформацию, основу которой составляет идея обучения не только академическим знаниям, но и подготовки личности к постановке и достижению

функциональных и операционных задач, связанных с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Отмеченное указывает на необходимость формирования у обучающегося разных видов грамотности, как возможности осознания и реализации им собственных образовательных потребностей [9].

Существенные изменения, повлиявшие все сферы социально-экономической жизни мирового сообщества (глобализация, цифровизация, интеграция и др.) повлекли за собой «пересмотр содержания образования со смещением акцентов с получения предметных знаний на развитие универсальных «навыков XXI века» [10]. В соответствии с этим возникла необходимость уточнения понятия «функциональная грамотность» и определения его значения в современном образовании. Функциональная грамотность понимается как «необходимый для личности, повышаемый по мере развития общества уровень знаний, умений, навыков, сущность которых раскрывается в различных сферах общественной жизни, жизни страны в целом».

С позиций многокомпонентного подхода в формировании функционально грамотной личности основными компонентами функциональной грамотности выступают следующие: компетентности мышления, взаимодействия с другими и собой. Ученые отмечают, что эти компетентности отличаются всесторонним характером. Их развитие определяется тем, насколько успешно человек может принимать решения и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях, а также насколько он способен к саморазвитию. Формирование у личности компетентностей мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собой рассматривается как одна из основных задач современного образования.

Также актуальным и справедливым остается высказывание М. Барбер и М. Муршеда [2] (2008), о том, что «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Оценка диагностических материалов и результатов диагностики дефицитов знаний и умений учителей, необходимых для данной работы,

проведенная в 2018-2020 гг., в нашей стране показывает необходимость учета факторов при осуществлении исследований такого рода.

Первым фактором выступает необходимость анализа образовательных результатов обучающихся. Именно это помогает педагогу осознать затруднения, ориентировать свою работу на выявление «слабых мест» в собственной деятельности. Вторым фактором является использование самодиагностики и самоанализа профессиональных действий. Только активная личная заинтересованность и участие педагога в исследовании дефицитов даст объективные результаты и может стать опорой для улучшения качества профессиональной деятельности в будущем. Распространённые сегодня методы тестирования, решения кейсов и компетентностно-ориентированных ситуаций являются действенными лишь тогда, когда педагоги принимают их результаты как достоверные и независимые. Третьим фактором выступает осознание и принятие учителями собственных профессиональных дефицитов и формирование запроса на их компенсирование. Это реализуется путем вовлечения педагогов в экспертное обсуждение результатов профессиональной деятельности (анализ уроков, фокус-группы, интервью, и др.).

Большинство педагогов уверены, что для формирования функциональной грамотности требуется отдельный комплекс знаний, который нужно давать детям помимо предметной программы и разработка самостоятельного комплекса оценочных материалов. Но учителям важно понимать, что для формирования функциональной грамотности необходимо развивать в рамках школьных уроков и на базе того учебного материала, который существует. Для формирования этих компетенции в рамках урока нужно предлагать детям нестандартные задания, решение которых подразумевают больше одного или множество решений, самостоятельный поиск источников, работу в группе, создание творческого продукта в процессе самостоятельного интеллектуального поиска.

Подводя итог, еще раз отметим, что формирование функциональной грамотности является одной из приоритетных задач современного образования, и подготовленность учителя к ее решению является одним из существенных

факторов. Недостаточное в этой области количество компетентных педагогов - а педагог, это, в сущности, «локомотив» педагогической системы, сильно затрудняет реализацию поставленной современным обществом задачи. Формирование у учителя потребности постоянного самообразования и восполнения профессиональных дефицитов будут способствовать улучшению качества профессиональной деятельности. Педагогам необходимо формировать у обучающихся потребность в получении знаний. В том числе, собственным примером. Также значимым условием развития функциональной грамотности является организация научно-методического сопровождения педагогов в этой области на основе анализа профессиональных дефицитов педагогов. Исследование развития функциональной грамотности актуально для развития системы российского образования в целом. Её основная цель: развитие личности, готовой к современным вызовам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев, науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. - 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО);

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3;

3. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61);

4. Действующая редакция государственной программы «Развитие образования» утверждена Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ;

5. Жмуров Д.В. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: открытый образовательный ресурс;

6. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О.Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса,2006. - 160 с;

7. Ковалева Г.С. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС общего образования [Электронный ресурс];

8. Тимохина Е. 5 вызовов системе образования [Электронный ресурс] // РБК+. Образование. Выпуск 5. 10 апреля 2018 года;

9. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС [Электронный ресурс];

10. Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике [Электронный ресурс];

11. Функциональная грамотность как методическое понятие [Электронный ресурс]

Bagdasaryan O.N.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY AS URGENT DIRECTION FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM

Abstract: the paper considers the influence of functional literacy on the quality of modern education as an effective method of improving the quality of education.

Keywords: education, functional literacy, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.