И. И. Соколова
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приведен анализ состояния и перспектив развития фундаментальной науки в области педагогического образования. Раскрыта наиболее значимая проблематика исследования проблем развития и совершенствования профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов в области образования
Образование является социокультурным феноменом, имеющим приоритетное значение как для самого человека, так и для сохранения и развития общества. В этой связи модернизация института педагогического образования, в рамках которого осуществляется подготовка учителя как ключевой фигуры формирования интеллектуального капитала нации, выступает в качестве основной задачи образовательной политики государства.
Специфика педагогического образования обусловлена важнейшими из выполняемых им функций: педагогическое образование формирует стратегический ресурс самого образования - кадры; является аккумулятором и транслятором социокультурных ценностей общества; формирует в своей среде человека, который станет ответственным за освоение этих ценностей подрастающим поколением. Общество, признающее эти ценности, должно заботиться и о сохранении самого института педагогического образования, обеспечивающего особую гуманитарную среду формирования будущего учителя - его высокий образовательный и творческий уровень, социализацию, культурацию.
Особая роль института педагогического образования в большой многонациональной стране - России - определяется и тем, что профессия учителя становится все более массовой во времена демографического роста, тенденции которого фиксируются в настоящее время. Поэтому следует думать об укреплении института педагогического образования на фоне внесения инноваций в систему профессиональной подготовки будущих педагогов, структура которой сегодня слабо отвечает текущим и перспективным потребностям рынка труда.
Исследования четко фиксируют возросший уровень требований общества к совре-
менному педагогу, социальный заказ на повышение его мастерства и качества педагогического труда, которые диссонируют с фактическим отсутствием позитивного образа и социального престижа профессии учителя в общественном сознании. Проблемные поля системы педагогического образования характеризуются нарастанием внешнего давления на систему педагогического образования, усилением разрыва между декларируемой и реальной ролью системы педагогического образования в обществе, снижением социального статуса работников системы образования, ростом социальной незащищенности работников педагогической сферы.
Опережающий характер педагогического образования как важнейшего ресурса развития российского общества может быть обеспечен только на основе системных социальных решений и результатов комплексных научных исследований, всестороннего анализа прогностического потенциала и рисков принимаемых управленческих решений, разработки научно-обоснованной экспертизы инноваций. Выбор стратегии развития педагогического образования определит уровень развития общества на ближайшие десятилетия.
Модернизация института образования должна опираться на сохранение его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, государства и времени, одновременно предвосхищая неоправданные, явно преждевременные и скороспелые решения. Причем инновационное развитие педагогического образования связано прежде всего с ответом на вопросы: какие задачи стоят перед современным педагогическим образованием в условиях его модернизации, как они взаимосвязаны с процессами модернизации института образования в целом и всего обще-
ства и каким должен быть сам педагог, осуществляющий все предлагаемые реформы.
Именно поэтому научно-исследовательская деятельность Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования направлена на анализ состояния и перспектив развития фундаментальной науки в области педагогического образования и образования взрослых по тематике проводимых исследований и связана с наиболее значимой проблематикой, характеризующей возможные пути развития и совершенствования профессиональной педагогической подготовки будущих специалистов в области образования. Решая эти проблемы, мы опираемся на исследования реальных процессов, происходящих в системе образования.
В области педагогического образования институтом проводятся исследования по проекту «Социально-педагогические основы развития педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира» по следующим направлениям фундаментальных и прикладных исследований:
- методолого-теоретическое (научный прогноз, стратегия развития непрерывного педагогического образования в историческом, прогностическом и сравнительном аспектах, появление новых концепций и теорий, интегрирующих в себе раскрытие сущности его явлений и объектов];
- социально-психологическое и культурологическое направление (динамика развития социальных, личностных, культурологических качеств современного педагога, ценностно-смысловое содержание деятельности педагогов, самореализация педагога и развитие его творческого потенциала];
- профессиологическое (профессиональные аспекты деятельности педагога, его компетенция, новые профессии педагогического труда];
- педагогическое направление (инновационные пути повышения эффективности, мониторинга и оценки качества педагогического образования, внедрение и использование новых систем, технологий образования и управления, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров];
- дидактико-методическое (проблемы совершенствования содержания, обоснование закономерностей и принципов организа-
ции и проведения процесса педагогического образования в педагогических учебных заведениях различного уровня, их интеграция и стандартизация, внедрение современных форм, методов обучения, средств информационных и коммуникационных технологий].
Институт разрабатывает электронные образовательные ресурсы для подготовки преподавателей. Среди них дистанционный курс «Проектирование материалов для дистанционных образовательных технологий»; дистанционные тренинге «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся» и «Формирующее оценивание»; материалы для поддержки деятельности студентов-диплом-ников (будущих педагогов]; очно-дистанционный тренинг для преподавателей системы СПО и НПО по технологии развития критического мышления и по современным педагогическим технологиям; дистанционный курс для подготовки педагогов высшей школы (2 модуля] (размещение ресурсов производится на сайте iporao.org.ru/moodle].
Важным направлением работы Института является разработка проблем развития отечественного педагогического образования в тесной взаимосвязи с развитием образования в государствах СНГ и ЕврАзЭС. Институтом исследованы проблемы взаимодействия России с другими государствами СНГ и ЕврАзЭС в сфере управления педагогическим образованием и роль государственной образовательной политики в их решении; способы и формы взаимодействия педагогических вузов и структур управления России и других государств СНГ и ЕврАзЭС, возможности их согласования. Институтом разработаны Модельный закон для государств - участников СНГ «О начальном и среднем профессиональном образовании», Модельные рекомендации для государств - членов ЕврАзЭС «О подготовке и переподготовке преподавательских кадров». По Плану законотворческой деятельности Межпарламентской ассамблеи СНГ Институтом разработаны Модельные рекомендации о подготовке и повышении квалификации педагогических кадров государств Содружества, проведена международная конференция по теме «Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика» (октябрь, 2011 г.].
Институт все более активно осуществляет экспертную и координационную деятельность в сфере педагогического образования, в
том числе используя широкую базу экспериментальных площадок, где было изучено состояние основного и дополнительного педагогического образования в различных регионах России. Полученные результаты дают основание утверждать, что в целом построена система непрерывного педагогического образования, функционирует система массового обучения педагогов новым информационным технологиям на уровнях подготовки и повышения квалификации; усилена психологическая составляющая подготовки педагогов; внедряются в практику новые стандарты педагогического образования, учитывающие требования компетентностного подхода, разрабатываются системы менеджмента качества образования в соответствии с мировыми тенденциями, требованиями мирового информационного общества.
Однако требуют своего решения проблемы обновления содержания и форм постдипломного педагогического образования, и их закрепления в новых образовательных стандартах изучения и анализа изменений, а также профессионально-педагогического поля деятельности работников образования, необходимы разработка критериальной системы оценки и мониторинга качества педагогического образования, исследование проблем становления и развития профессиональной деятельности и карьеры педагога в условиях рыночной экономики, актуальные вопросы формирования профессиональных квалификаций педагога в России, сопряженные с проблемами требований к его базовой подготовке и аттестации.
Необходимы исследования по гармонизации наследия отечественных образовательных традиций и современных изменений, происходящих в образовании и социуме при вхождении России в интегрированное образовательное пространство современного мира. Назрела потребность в разработке философско-методологических механизмов прогнозирования развития системы педагогического образования (ее структуры, содержания и форм организации], определения ее социально-общественной значимости для развития отечественного образования в целом.
Актуальным является изучение влияния регионально-национальных особенностей социума на организацию педагогического образования, на содержание и характер деятельности педагогов с учетом современных образовательных парадигм и методологических
подходов к их реализации, создание и внедрение современных научно обоснованных средств мониторинга качества педагогического образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического профессионального образования.
Исследования института позволили выявить ряд тенденций и закономерностей в профессиональной деятельности учителя, преподавателей образовательных учреждений. Это прежде всего актуализация приоритета внутренней оценки и самооценки (в том числе и корпоративной] качества деятельности образовательного учреждения над внешней; внедрение инновационного инструментария организационно-управленческих действий образовательного учреждения на основе открытости и публичной отчетности руководства (различного уровня]; широкое привлечение к оценке качества деятельности образовательного учреждения референтного профессионального сообщества; учет региональной специфики требований, предъявляемых к подготовке будущего учителя приоритетным потребителем, в качестве которого могут выступать государство, общество, профессиональное сообщество, работодатели, собственно учащиеся студенты; развитие процедур рейтингования и презентации личных/корпоративных достижений в сетевом пространстве (Интернет].
В действующей в настоящее время системе постдипломного педагогического образования мы отмечаем возросшие потребности педагога в выборе индивидуального образовательного маршрута для своего профессионального развития и недостаточную разработанность технологий реализации нелинейных вариативных подходов в практике постдипломного педагогического образования, необходимость обновления нормативной базы, позволяющей реализовать накопительную кредитную систему зачетов, необходимость включения в научную рефлексию постдипломного профессионального образования педагогов психотерапевтического метаэффекта как индикатора реализации праксиологического контекста постдипломного образования - важнейшего условия дальнейшей практической успешности педагогов, их возможности адекватно ответить на социокультурный вызов системе образования; возросшее дискурсивное межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
В современном педагогическом образовании можно выделить, по крайней мере, две модели подготовки: адаптационную модель, направленную на адаптацию специалиста к условиям будущей работы, и модель профессионального развития, ориентирующую на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия. Сегодня как в базовом, так и в дополнительном образовании модель профессионального развития часто лишь декларируется, а осуществляется модель адаптационная, в результате чего образование находится в позиции «догоняющего» те изменения, которые реально происходят в обществе и, соответственно, в профессиональной деятельности. В практике реализации модели профессионального развития стала усиливаться роль неформального образования.
В ходе исследования установлено: в течение последних 10-15 лет у большинства педагогов усилилась потребность в повышении профессиональной квалификации: для углубления теоретических знаний среди «молодых» - 50,0%; среди «зрелых» - 45,7%; среди «пожилых» - 50,0%; для углубления практического опыта, соответственно - 50,0, 48,%, 41,7% опрошенных. 86,1% опрошенных педагогов отметили, что им «стало труднее работать». На факт снижения своей удовлетворенности отношениями с учащимися указывают 40,0% респондентов-педагогов. Не удовлетворены результатами обучения и воспитания молодежи соответственно 44,3 и 54,8% педагогов. Следует также указать, что по данным исследований, в жизненных ценностях педагогов также произошли заметные изменения, хотя как и прежде у них доминирует духовно-ценностная мотивация.
Расширение содержания и функций деятельности педагогов приобрело глобальные формы и тенденцию, которая недостаточно обеспечивается нормативно-правовой базой, регламентирующей труд педагога. Педагог должен обладать высокой культурой, постоянно самосовершенствоваться, уметь проектировать образовательную среду, активно использовать информационные и коммуникационные технологии, дистанционное обучение, выступать в роли создателя благоприятных условий для организации личностноориентированного, индивидуально-дифференцированного процесса обучения и воспитания, прививать интерес к самообразованию и фор-
мировать у обучаемых навыки самостоятельной работы. Наши исследования показывают растерянность учителей перед возросшим объемом требований к их деятельности, значительно изменяются условия учительского труда, происходит увеличение и усиление функциональной деятельности учителя. Ему приходится работать с изменившимися детьми и родителями в быстро меняющемся обществе. В связи с этим будущему педагогу необходим новый уровень знаний педагогики и психологии и новый опыт в том числе работы с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением. В квалификационных требованиях к педагогам нашей новой школы обязательно должно быть предусмотрено формирование у них готовности к развитию ценностей здорового образа жизни, к предотвращению любого насилия в отношении детей. Предотвращение негативного воздействия на детей агрессивной информационной среды Интернет в образовательной и внеучебной, досуговой их деятельности является сегодня актуальной психолого-педагогической проблемой модернизации педагогического профессионального образования в области подготовки педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников в образовательных учреждениях разного уровня.
Наличие определенного кризиса в педагогическом образовании, отражающегося на качестве общего и профессионального образования, и необходимость модернизации педагогического образования, их причины связаны не только с собственно научно-педагогическими проблемами, но и с общим духовным и экономическим кризисом в обществе.
Участники многих конференций и круглых столов неоднократно выражали обеспокоенность распространяющимся мнением о неспособности педагогических вузов подготовить современного педагога и о необходимости сокращения и закрытия педагогических учреждений. Вместе с тем свидетельством результативности работы педагогических вузов являются тысячи российских учителей - выпускников этих вузов, получившие награды за свой педагогический труд в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
В настоящее время ведущими педагогическими вузами страны внедряются в практику инновационные системы педагогического образования: бакалавриат и магистратура, разрабатываются современные, согласован-
ные с международными требованиями программы психолого-педагогической подготовки педагога; модели сопровождения подготовки молодого специалиста к работе на основе интернатуры; модели сетевого университета и университетских комплексов на базе классических университетов, включающих педагогические вузы. В Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской академии постдипломного образования разрабатываются инновационные механизмы обеспечения базового и постдипломного образования педагогов. Сегодня от науки требуется профессиональная экспертиза и помощь в распространении позитивного опыта и инноваций в сфере педагогического образования.
Обществу во всех сферах деятельности нужен широко образованный, мобильный «специалист-личность», владеющий методологией познания, исследования, коммуникаций. В этой ситуации совершенно оправданным является подготовка специалистов в области образования, направленная на развитие и саморазвитие мотивации, самоактуализации,
практического и социального интеллекта, рефлексии, эмпатии у будущего учителя.
Общество, объективно заинтересованное в повышении культурного уровня своих членов, рассматривает образование как общественное благо. Оно видит в нем эффективный инструмент социализации людей, связывает образованность не исключительно с профессиональной подготовкой, а с формированием и развитием личностных качеств индивидов.
Выделенные существенные изменения в российской экономике, культуре и образовании вообще и педагогов в частности имеют ярко выраженный противоречивый характер. Они заключают в себе как позитивные, так и негативные возможности влияния на процессы модернизации педагогического образования. В этой ситуации повышение его эффективности и качества будет непосредственно связано с усилением позитивных и нейтрализацией негативных сторон современных социокультурных факторов и условий педагогической деятельности, которые можно осуществить только при активном взаимодействии науки и образования.
Литература
1. Проблемы системного исследования педагогического образования : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 15 апреля 2010 г.) / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2010. - 232 с.
2. Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. -УРАО ИПО, 2010. - 284 с.
3. Кирьякова А. В., Повзун В. Д., Полякова А. А. и др. Аксиология образования : фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2008. - 575 с.
4. Шапкин В. В., Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования образования : моногр. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 93 с.
5. Исследования педагогического образования (педагогический аспект) / под ред. Н. Ф. Радионовой. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 215 с. (Герценовские чтения - 2006. Ч. 3)
6. Педагогическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике : сб. науч. тр. Регионал. науч.-практич. конф. - Владикавказ: СОГУ, 2009. - 210 с.
7. Kincheloe J. L., Berry K. S. Rigour and complexity in educational research: conceptualizing the bricolage. - Berkshire : McGraw-Hill ; Open University Press, 2004. - 190 pp. [Электронный ресурс]. - URL: http://books.google.ru/books?id=khliqOuJrLIC&printsec=front-cover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.
8. Lodico M. G., Spaulding D. T., & Voegtle K. H. Methods in Educational Research: From Theory to Practice. - 2nd edition - San Francisco : John Wiley and Sons, 2010. - 547 pp [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scribd.com/doc/29420246/Methods-in-Educational-Re-search-From-Theory-to-Practice.