Научная статья на тему 'Развитие форм взаимодействия с банками и страховыми компаниями'

Развитие форм взаимодействия с банками и страховыми компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ И СТАНДАРТ / BANKS / INSURANCE COMPANIES / fi NANCIAL TRAINING / EDUCATIONAL PRODUCTS AND STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парусимова Надежда Ивановна

В статье исследуются вопросы и проблемы, обусловленные, с одной стороны, переходом на новую образовательную парадигму, а с другой тесным взаимодействием финансовых посредников, освоением новых финансовых технологий, новых вызовов времени. Обозначены требования к современному банковскому и страховому бизнесу: способность создавать новые стоимости, сохранять доверие, удовлетворять потребности клиентов и повышать свою ответственность перед ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INTERACTION BETWEEN BANKS AND INSURANCE COMPANIES

The article deals with the issues and problems caused, on the one hand, by the transition to a new educational paradigm and, on the other hand, by increasing interaction with fi nancial intermediaries, development of new fi nancial technologies, and other new challenges. The article defi nes the requirements for modern banking and insurance busi-ness: the ability to create new added value, maintain consumer confi dence, meet the needs of customers and take more responsibility towards their clients

Текст научной работы на тему «Развитие форм взаимодействия с банками и страховыми компаниями»

post@mail.osu.ru Надежда Ивановна Парусимова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой банковского дела и страхования, удк336.7:368 Оренбургский государственный университет

РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БАНКАМИ И СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ

В статье исследуются вопросы и проблемы, обусловленные, с одной стороны, переходом на новую образовательную парадигму, а с другой - тесным взаимодействием финансовых посредников, освоением новых финансовых технологий, новых вызовов времени. Обозначены требования к современному банковскому и страховому бизнесу: способность создавать новые стоимости, сохранять доверие, удовлетворять потребности клиентов и повышать свою ответственность перед ними.

Ключевые слова: банки, страховые компании, финансово-кредитное образование, образовательные продукты и стандарты.

N.I. Parusimova

DEVELOPING INTERACTION BETWEEN BANKS AND INSURANCE COMPANIES

The article deals with the issues and problems caused, on the one hand, by the transition to a new educational paradigm and, on the other hand, by increasing interaction with financial intermediaries, development of new financial technologies, and other new challenges. The article defines the requirements for modern banking and insurance business: the ability to create new added value, maintain consumer confidence, meet the needs of customers and take more responsibility towards their clients.

Keywords: banks, insurance companies, financial training, educational products and standards.

Переход на новую образовательную парадигму обусловил ряд новых вопросов и решение новых проблем.

1. В каком соотношении должны быть профессиональные компетенции и компетенции, присущие образованному человеку?

2. Как должны соотноситься аналитический, исследовательский и практико-ориентированный компоненты при подготовке бакалавра и магистра?

3. Что важнее для студента финансово-кредитного профиля: фундаментальность образования или профессионально-ориентированные знания?

4. Какова степень участия работодателя в формировании ОПП?

5. В какой форме банки и страховые компании могут участвовать в подготовке кадров финансово-кредитного профиля, гарантируя трудоустройство выпускнику?

На наш взгляд, обеспечение соответствия знаний, умений и опыта выполняемым задачам и решаемым в данный момент проблемам банковского и страхового бизнеса - опасная тенденция. При реализации стратегии опережающего развития подготовка кадров финансово-кредитного профиля должна ориентироваться не столько на классические функции банков и страховых компаний, которые выполняются в данный момент, сколько на будущие направления их бизнеса и переход на новые технологии [1; 4].

Успешность развития современного банковского и страхового дела во многом зависит от разработки эффективной стратегии, которая подвергалась значи-

тельным трансформациям. Если в начале пути российские банки и страховые компании были нацелены на рост своего бизнеса и увеличение доли на рынке, то повышение конкурентной борьбы за клиента обусловило необходимость разработки клиентоориенти-рованной стратегии [1].

Появление новых информационных технологий, новых форм взаимодействия финансовых посредников, новой культуры управления рисками потребовало ориентированности на сотрудничество, партнерство финансовых посредников и их клиентов. Мотивы сотрудничества определяет ряд факторов: спрос на долгосрочные ресурсы, потребность в хеджировании рисков, в минимизации трансакционных издержек, несоответствие активов и пассивов и др. Развитие форм взаимодействия банков, страховых компаний и других финансовых посредников может способствовать росту стабильности и инвестиционной активности. Для этого должна быть создана новая модель банка и страховой компании, которые знают свои стратегические цели, обладают видением будущего, производят продукты, стимулирующие создание новой стоимости.

Для обеспечения восприятия новых финансовых технологий выпускники финансово-кредитного профиля должны иметь глубокие знания и хорошие навыки в рамках банковской и страховой деятельности, быть высокоорганизованными и уметь быстро оценить ситуацию на рынке, оперативно принять правильное решение, скорректировать стратегию поведения. Осваивая сверхосторожную культуру риска, страховые компании и банки должны так строить свой

бизнес, как будто не существует надзора и системы регулирования.

Главное требование к современному банковскому и страховому бизнесу - это способность создавать новые стоимости, сохранять доверие, удовлетворять потребности клиентов и повышать свою ответственность перед ними. Поэтому работник банка или страховой компании должен понимать цель и этапы развития бизнеса, обеспечивать инвариантность путей ее достижения с учетом влияния внешней и внутренней среды. Надо дать время поработать новациям, идти на дополнительные издержки по повышению квалификации персонала, его переобучению. Важно готовить персонал банков и страховых компаний на сочетании ранее несочетаемого [2, с. 68].

Перед работодателем при отборе на работу выпускников стоит непростая задача. Опрос показал, что:

- во-первых, работодатель исходит из оценки профессиональных возможностей работника с многолетним опытом, что приводит к недоразумениям при оценке качества молодого специалиста;

- во-вторых, основное требование современного работодателя - получить исполнителя определенной профессиональной деятельности.

Для решения этой проблемы разделение финансово-кредитного образования на отдельные уровни представляется вполне обоснованным.

Целью бакалавриата, на наш взгляд, должна стать подготовка исполнителей-операционистов. На стадии подготовки бакалавра не стоит нагружать программу общетеоретическими дисциплинами. Достаточно получения исчерпывающего представления о конкретных вещах, с которыми предполагается работать непосредственно. С целью выработки практических навыков следует увеличить долю интерактивных тренингов и других форм активного обучения. Для качественного исполнения своих функциональных обязанностей выпускник кафедры по окончании обучения должен испытывать потребности в каких-либо дополнительных знаниях, которые приобретаются через бизнес-подготовку или магистратуру.

Особенностью бизнес-образования является наличие предварительного опыта работы в банке или страховой компании. Тогда кажущиеся банальными и простыми для юного студента положения менеджмента относительно стратегии и тактики, постановки задач, мотивации, организации и т.д. при изучении опытным слушателем вызывают живые реальные ассоциации с прошлым опытом, что значительно повышает эффективность обучения.

При обучении магистров требуется более глубокое погружение в теорию. Руководители определенных направлений бизнеса и структурных подразделений должны соответствовать высокому уровню развития личности, обладать комплексными знаниями и навыками в сфере управления, планирования и организации банковского и страхового бизнеса. Планирование деятельности банков и страховых компаний, опирающееся на систему мотиваций и сводных показателей, позволит согласовать все направления их многоотраслевого бизнеса, связать целевые результаты с интересами коллектива.

Процесс финансово-кредитного образования должен быть непрерывным. Но при переходе на многоуровневую систему надо четко осознавать, что не добиться качественного сдвига в решении данной проблемы простым механическим разделением существующей учебной программы на ряд ступеней.

При разработке образовательной программы финансово-кредитного профиля важно определить, какие фундаментальные знания и практические навыки приобретет студент и в каком объеме, как связан данный курс с ранее изученными дисциплинами, чему может он научить и какими средствами обеспечит достижение запланированной цели.

Новые вызовы времени на рынке банкострахова-ния, переход на новые образовательные стандарты требуют дальнейшего развития традиционных и новых форм взаимодействия выпускающей кафедры с работодателями.

Ситуация на современном рынке финансовых услуг сложилась таким образом, что банковский и страховой бизнес тесно взаимодействуют: банки довольно часто предлагают застраховать тот или иной вид кредита. Поэтому принятое решение объединить кафедры банковского дела и страхового дела оказалось очень своевременным. У студентов с «двойными» компетенциями повысилась конкурентоспособность, с полученным образованием они могут трудоустроиться и в банк, и в страховую компанию, работодатели стали проявлять к ним повышенный интерес.

Конечно, удачное организационное решение еще не гарантирует тесных взаимосвязей с бизнесом. Постоянный диалог - вот что лежит в их основе. Каждый год мы проводим круглый стол с работодателями, на котором обсуждаются варианты комфортного взаимодействия сторон.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о компетенциях, которыми должен обладать молодой специалист по окончании вуза, ведь практические навыки работника формируются в основном непосредственно на производстве. С переходом на новые образовательные стандарты практическая составляющая образовательного процесса значительно выросла. Теперь практика у студента начинается с первого курса, когда спецпредметы еще не изучаются. Естественно, возникает вопрос о ее содержании: чем может быть полезен бизнесу такой студент?

В диалоге с работодателями выход был найден: сейчас студенты проходят практику в качестве консультанта банка или страховой компании, во время которой могут познакомиться со структурой учреждения. Такая модель сотрудничества имеет свои преимущества: студенты с первого курса получают реальное представление о месте своего возможного трудоустройства, что помогает им точнее определиться с выбором вариативной части спецкурса; а работодатель, в свою очередь, может заранее, задолго до выпуска, «присмотреть» интересующие его кадры.

За годы совместной работы с банками и страховыми компаниями на кафедре заключено большое количество договоров о сотрудничестве, поэтому можно сказать, что у наших студентов стопроцентная обеспеченность рабочими местами. Сложилась даже определенная практика по «квотированию» мест

практики: так, например, в ОАО «Банк "Оренбург"» каждый год направляются 10 человек, в Сбербанк - 15, Банк «Форштадт» - 10, ГУ Банка России по Оренбургской области - 5, СК «Энергогарант» - 10, СК «Росгосстрах» - 5. Заключаются разовые соглашения и с другими банками и страховыми компаниями. Большой интерес к практикантам проявляют московские банки, которым необходимы работники офисов в Оренбурге.

Одним из самых приятных видов взаимодействия с работодателем для студентов является выплата именных стипендий. Основоположник этого вида сотрудничества - компания «Росгосстрах». Два года назад в данное направление включился Сбербанк. В этом году счастливчиками, получающими дополнительно материальное стимулирование Сбербанка, оказались три студента, которых отбирали по показателям успеваемости. Стипендиат автоматически направляется на практику в организацию, которая выплачивает ему стипендию, а по окончании учебы выпускник обязан несколько лет отработать в данном учреждении.

Наши работодатели тоже частые гости в вузе. Последние два года членами государственной аттестационной и экзаменационной комиссий являются начальник Главного управления Банка России по Оренбургской области А.В. Стахнюк, председатель совета Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья Ю.В. Самойлов, председатель правления банка АКБ «Форштадт» Галина Григорьевна Сухоносенко и др.

Также на защите выпускных квалификационных работ присутствуют сотрудники других банков города. Мы считаем, что студентов это дисциплинирует и мотивирует: одно дело сдавать преподавателю, которого ты видишь каждый день, и совсем другое - работодателю, задающему вопросы, как правило, практического характера.

Сами выпускные квалификационные работы уже в течение нескольких лет выполняются по заказу работодателя. Кафедра предоставляет работодателям список тем квалификационных работ в соответствии с программами ФГОС, из которых они выбирают интересующие их. Если студент пишет выпускную работу по данной теме, то он направляется на практику именно в данную страховую компанию или банк. Такой подход увеличивает шансы студента попасть в штат сотрудников, а учреждения - найти нужного специалиста. Как правило, через некоторое время после защиты выпускник становится работником данной компании или банка.

Хороший эффект дает организация мастер-классов ведущих специалистов банков и страховых компаний. Поэтому мастер-классы от работодателей стали также неотъемлемой частью организации учебного процесса по нашей кафедре.

В рамках национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ регулярно проводятся круглые столы с участием ведущих банкиров и страховщиков Оренбурга. К тому же многие работодатели по совместительству являются преподавателями кафедры.

Суть всего взаимодействия с работодателями, с бизнесом, которое в конечном счете и обеспечивает успешное продвижение по всем направлениям со-

трудничества, - стремление к постоянному и конструктивному диалогу.

Важной формой сотрудничества явилось проведение ряда круглых столов с работодателями по проблемам подготовки специалистов для банковского и страхового бизнеса, по модернизации банковского и страхового образования. Результатом стала модернизация учебного плана: добавились новые спецкурсы по рекомендации работодателей, которые отвечают специфике регионального рынка. Здесь же обнаружилась проблема: оренбургским банкам и страховым компаниям требуются специалисты, занимающиеся продвижением банковских продуктов. Оказалось, многие банковские и страховые специалисты сходятся во мнении, что им нужен «продавец» - молодой активный человек, способный доступно объяснить преимущества определенного продукта.

По мнению представителей страховых компаний, теорию знают многие. Ее можно усвоить с помощью учебников, специальных программ. Страховым компаниям нужны кадры, которые повышали бы культуру страхования общества, объясняли необходимость, важность страхования и квалифицированно предлагали страховой продукт. Здесь важны психология и, конечно, практика.

В процессе диалога многие работодатели отмечают, что от выпускников им требуются не только профессиональные компетенции. Они просили готовить в первую очередь человека. Среди прочих общекультурных компетенций были названы технология ведения переговоров, культура речи, психологические аспекты в страховом деле, организаторские способности, умение учиться.

Такие заявления практиков вполне оправданы: разработкой продуктов, аналитикой рынка, решением сложных организационно-технических проблем, используя принципы общей теории систем и методы системного анализа, в основном занимаются головные московские банки. Цель оренбургских филиалов - продвинуть готовые продукты на региональный рынок, продать их. В итоге был найден компромисс. Так как студенты после окончания вуза часто уезжают работать в другие города, в том числе в Москву и Питер, образовательные программы должны давать знания, обеспечивающие широкий круг компетенций; а вопросы, интересующие оренбургского работодателя, включены в курсы по выбору студента - вариативную часть учебного плана, которую можно корректировать каждый год.

Кстати, именно на решение этих проблем направлены стандарты среднего специального образования. В чем же тогда отличие бакалавров, которых готовят колледжи, от вузовских? Пока видимых различий нет. В некоторых случаях выпускники средних специальных учебных заведений более приспособлены к практической деятельности.

В ходе бесед с работодателями было принято решение: развивать межпредметные связи, модифицировать формы и задания самостоятельной работы, организовать для студентов мастер-классы экспертов банков и страховых компаний, проводить на базе университета тренинги, курсы, ориентированные на получение практических навыков.

В результате обсуждения были выработаны рекомендации по повышению квалификации преподавателей, внедрению эффективных методов организации учебного процесса при переходе на уровневую систему образования, совершенствованию методов и форм самостоятельной работы студентов.

Контрольные задания должны опираться на изучение как текущего, так и ранее пройденного материала. При этом контрольные вопросы для повторения должны сочетаться с ситуационными задачами из практики, предложениями для деловой игры, практикумами и сборниками комплексных сквозных задач.

Важно стимулировать навыки добывания знаний и нестандартный подход студента при решении поставленной задачи с использованием специально подготовленных материалов.

Следует обеспечить напряженность труда преподавателей и студентов, используя интерактивные формы проведения занятий, разнообразные формы заданий текущего, промежуточного и итогового контроля знаний.

Архиважно привести нормативы учета нагрузки преподавателей в соответствие с новыми задачами. На данный момент трудоемкость по организации активных методов обучения и самостоятельной работы студентов выросла в несколько раз, а нормы времени, наоборот, сократились.

Таким образом, в условиях перехода к новой ступени развития бизнеса и к новой образовательной парадигме следует организовать и развивать разнообразные формы сотрудничества выпускающей кафедры с работодателями. Выпускающая кафедра должна иметь программные продукты, которые используются банками и страховыми компаниями, и научить студентов с ними работать. Выполнение курсовых, дипломных и других видов самостоятельной работы по заказам банков и страховых компаний, прием защиты исследовательских работ практическими работниками позволяет обеспечить оптимальное соотношение теоретических и практических навыков в организации деятельности банков и страховых компаний. Успешное решение этой задачи позволит сократить разрыв между образовательным продуктом вуза и потребностью работодателя.

1. Кислое В.Н. Мобильный банк как инструмент в борьбе за клиентов // Банковское дело. 2016. № 12. С. 82-84.

2. Парусимова Н.И. Банковский сектор катализатор роста // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 11. С. 67-69.

3. Парусимова Н.И. Пути развития банковского и страхового образования // Денежное обращение, кредит, банки и другие финансовые посредники в трансформационной экономике. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. С. 94-96.

4. Саунина Е.Н. Интернет - эффективный канал обратной связи с клиентом // Банковское дело. 2016. № 10. С. 76-80.

Надежда Ивановна Парусимова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет

РОСТ АКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

В статье исследуются условия роста инвестиционной активности российских банков. Обозначены признаки оживления банковского рынка наряду с наличием тревожных тенденций. Выявлены факторы, сдерживающие спрос и предложение инвестиционных банковских продуктов. Отмечается, что стимулирование роста инвестиционной активности российских банков должно осуществляться параллельно с созданием благоприятной бизнес-среды.

Ключевые слова: банковский сектор, инвестиционные кредитные продукты, стимулирование роста банковской активности, банковские продукты.

N.I. Parusimova GROWTH OF THE BANKING SECTOR ACTIVITY

The article studies the conditions for stimulating investment activity of Russian banks, identifies signs of a revival in the banking market along with the presence of alarming trends, and reveals the factors that constrain the demand and supply of investment banking products. It is noted that stimulation of the growth of investment activity of Russian banks should be carried out along with the creation of a favorable business environment.

Keywords: banking sector, investment loan products, stimulation of banking:! activity/growth, banking products, cost, cash registers, tax incentives.

post@mail.osu.ru

УДК 336.7

При исследовании уровня активности банковского сектора во взаимоотношениях с реальным сектором экономики важно учитывать специфику становления и развития национального рынка.

В странах Европы с медленным и плавным развитием капиталистических отношений промышленный капитал нарастал постепенно и, соответственно, более равномерно накапливался ссудный капитал. Рост про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.