Научная статья на тему 'Дезинтермедиация в банковском секторе: сущность и особенности проявления'

Дезинтермедиация в банковском секторе: сущность и особенности проявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1916
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА / BANK / BANKING SECTOR / DISINTERMEDIATION / FINANCIAL INTERMEDIATION / FINANCIAL INTERMEDIARIES / FINANCIAL INTERMEDIATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается сущность дезинтермедиации в банковском секторе и особенности ее проявления в развитых и развивающихся странах, сформулированы условия, необходимые для эффективной реализации посреднических функций финансовыми институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISINTERMEDIATION IN BANKING SECTOR: ESSENCE AND FEATURES OF PRESENTATION

This article examines the essence of disintermediation in the banking sector and its features in developed and developing countries. The conditions which are necessary for effective implementation of the intermediation functions by financial institutions are defined.

Текст научной работы на тему «Дезинтермедиация в банковском секторе: сущность и особенности проявления»

УДК 336.71

Козлова Светлана Юрьевна

Kozlova Svetlana Yurievna

аспирантка кафедры банковского дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) тел.: (928) 60-44-357

post-graduate student of the chair of banking, Rostov State Economical University of (RINH) tel.: (928) 60-44-357

ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

DISINTERMEDIATION IN BANKING SECTOR: ESSENCE AND FEATURES OF PRESENTATION

Аннотация:

The summary:

В статье рассматривается сущность дезинтермедиации в банковском секторе и особенности ее проявления в развитых и развивающихся странах, сформулированы условия, необходимые для эффективной реализации посреднических функций финансовыми институтами.

This article examines the essence of disintermediation in the banking sector and its features in developed and developing countries. The conditions which are necessary for effective implementation of the intermediation functions by financial institutions are defined.

Ключевые слова:

банк, банковский сектор, дезинтермедиация, финансовое посредничество, финансовые посредники, функции финансового посредничества.

bank, banking sector, disintermediation, financial intermediation, financial intermediaries, financial intermediation functions.

Keywords:

Стремительное развитие финансовых инструментов и рынков в последние десятилетия привело к тому, что в качестве основной характеристики системы финансового посредничества в развитых странах на современном этапе многими учеными называется тенденция дезинтермедиации.

Термин «дезинтермедиация» (отрицательная приставка “dis” и “intermediation” - посредничество) является достаточно новым в экономической науке. Впервые он стал употребляться в середине 60-х гг. в США и первоначально возник, чтобы описать отток средств с депозитов финансовых посредников для вложения их в инвестиции с более высокой доходностью.

В последние десятилетия зарубежными авторами проводились исследования, направленные на изучение дезинтермедиации в разных странах и ее влияния на экономику [1, 2, 3, 4], однако при этом в их работах отсутствует четкое определение, характеризующее сущность данного явления.

Современный экономический словарь дает следующие определения «дезинтермедиации» [5]:

1) отказ от посредничества банков на рынке ссудных капиталов в пользу непосредственного прямого выпуска, распространения, продажи ценных бумаг их эмитентами;

2) изъятие клиентами депозитов из банков для помещения в инструменты денежного рынка в период роста процентных ставок;

3) отток части кредитных ресурсов за пределы национальной банковской системы;

4) ситуация, когда финансовые институты не имеют возможности выполнять свои посреднические функции.

Таким образом, дезинтермедиация представляет собой обусловленное экономическими, политическими, социальными факторами явление, результатом которого является дисфункция банковского посредничества. Согласно теории экономической дисфункции, основы которой были разработаны О.С. Сухаревым, под дисфункцией необходимо понимать снижение качественных характеристик конкретного экономического института, систем правил, организаций, а также экономики в целом. Причины этого процесса могут быть различными, однако признаком является потеря институтом цели, размывание области приложения усилий, функций, с вытекающим увеличением трансакционных издержек и снижением устойчивости к случайным модификациям [6]. Таким образом, дезинтермедиация в банковской отрасли проявляется в утрате и снижении эффективности функций банков как финансовых посредников.

Особенности и характер проявления дезинтермедиации в разных странах различны, поскольку различны факторы, приводящие к снижению реализации банками посреднических функций.

В развитых зарубежных странах тенденция дезинтермедиации развивалась под влиянием изменений, имевших место на международных финансовых рынках в последние десятилетия XX в. Под влиянием технологических инноваций, либерализации и глобализации финансовых рынков, открылись альтернативные варианты финансирования и вложения денежных средств для заемщиков и инвесторов, активизировалось участие финансовых посредников на финансовых рынках, усилилась конкуренция между банками и небанковскими финансовыми посредниками. Банки все больше отхо-

дят от своих традиционных функций по приему депозитов и выдаче кредитов, переключаясь на виды деятельности, обеспечивающие комиссионный доход. Широкое распространение получили операции секьюритизации банковских активов, прежде всего ипотечных и потребительских кредитов. Наблюдается изменение структуры финансового сектора: происходит эволюция от кредита к ценным бумагам, среди которых наиболее популярными становятся производные финансовые инструменты. Область реализации банковского посредничества смещается в сторону финансовых рынков. В этих условиях происходит трансформация традиционных посреднических функций банков. Использование производных финансовых инструментов, позволяющих перераспределять риски, снижает стимулы банка к мониторингу клиентов и реализации информационной функции. Рост объемов финансовых сделок, носящих преимущественно спекулятивный характер, приводит к отрыву финансового сектора от реального и снижению функции создания новой экономической стоимости. Н.И. Паруси-мова характеризует данный этап развития банковского дела как переход от финансового к информационно-гарантийному (виртуальному) бизнесу [7].

В развивающихся странах низкий уровень реализации функций финансового посредничества банками обусловлен состоянием экономики, при котором финансовые институты не имеют возможности выполнять свои посреднические функции.

Необходимыми условиями для реализации посреднических функций финансовыми институтами являются:

1) наличие в экономике эффективных механизмов аккумулирования денежных сбережений общества, исключающих вероятность обхода финансовой системы;

2) наличие объектов инвестирования денежных средств, обеспечивающих приемлемый уровень риска и дохода для инвесторов;

3) наличие институциональных механизмов, обеспечивающих реализацию прав экономических субъектов;

4) наличие благоприятной конкурентной среды, которая способствует снижению транзакционных издержек и улучшает качество услуг.

Отсутствие данных условий в экономике ведет к дисфункции банковского посредничества.

Финансовое посредничество российских банков имеет недолгую историю. В условиях плановой распределительной экономики многие функции финансового посредничества не были востребованы. Действовавшие в стране банки отвечали требованиям командно-административной системы управления экономикой. Они контролировали процесс производства обслуживаемых предприятий и организаций, наблюдали за правильностью накопления и расходованием сырья, оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств, формированием и использованием средств на капитальные вложения и т.д. Банки не ставили своей задачей решение проблем информационной асимметрии и поиск наиболее эффективных направлений вложения денежных средств. Финансирование и кредитование предприятий осуществлялось в строгом соответствии с государственным планом. Несмотря на то, что банки выполняли характерные для финансовых посредников операции - обеспечивали мобилизацию средств с последующим направлением их на кредитование, функции финансового посредничества они не реализовывали. Фактически банки играли роль второго бюджета, кредитуя под низкий процент, субсидируя убыточные предприятия и выполняя операции по перекредитованию.

Переход к рыночной экономике связан с появлением большого количества банков, однако до 1999 г. участие банковского сектора в финансовом посредничестве было очень незначительным. Неразвитость финансовых отношений и рынков, неадекватно низкий уровень монетизации экономики, высокие темпы инфляции, низкая рентабельность и неустойчивое финансовое состояние организаций нефинансового сектора, отсутствие работающих механизмов защиты прав кредиторов, высокие транзакционные издержки наряду с недостатком квалификации в сфере мониторинга и анализа проектов, привели к тому, что банки не имели возможности реализовывать свои посреднические функции. В то же время 90-е гг. характеризовались доминированием банковского сектора в экономической системе, сложившимся перекосом в сторону финансовой системы за счет реального сектора. С одной стороны, этому способствовало интенсивное развитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. С другой стороны, тяжелая ситуация в реальном секторе экономики делала практически невозможной развитие кредитных отношений с банками. В этих условиях кредитование реального сектора экономики являлось самым рисковым направлением деятельности банков. Им занимались, в основном, региональные банки. Основная же масса предприятий доступа к кредитным ресурсам не имела. Банки сосредоточили свое внимание на увеличении объема привлекаемых средств и их размещении на внутреннем финансовом рынке.

Таким образом, главным видом деятельности российских банков было не выполнение посреднической функции между владельцами сбережений и реальным сектором экономики, а инвестирование средств в ГКО и спекуляция на рынке форвардных контрактов. Государственные ценные бумаги стали основным источником доходов банковской системы: в 1996 г. доходы по государственным ценным бумагам составляли до 40 % всех доходов, в 1997 г. - до 30 %. В условиях, когда российская промышленность в 1995-1997 гг. имела уровень рентабельности примерно 4-8 %, а доходность вложений в ГКО превышала 200 % и была сравнима со ставками по кредитам, аккумулируемые бан-

ками финансовые ресурсы концентрировались на финансовых рынках. Бизнес российских банков имел не кредитно-депозитный, а ярко выраженный спекулятивный характер.

Подъем, последовавший за кризисом 1998 г., способствовал быстрому развитию банковского сектора и повышению эффективности реализации кредитными организациями посреднических функций. Однако анализ современной деятельности российских банков показывает, что, несмотря на положительные изменения, которые произошли в банковском секторе за последнее десятилетие, на рост финансовых потоков, направляемых банковским сектором в сферу материального производства, функции финансового посредничества не могут эффективно реализовываться банками. По-прежнему в экономике для этого не сформированы необходимые условия.

Реализуя задачу аккумулирования денежных сбережений общества, банки сталкиваются с проблемой общего многолетнего недоверия к финансовым институтам, низкой финансовой грамотностью населения, высоким уровнем «теневых» операций. Это обуславливает высокую долю наличных средств в денежном обращении, которая на 01.12.2011 составила 25 %. В результате значительная часть сбережений общества оказывается выведенной за рамки финансовой системы, что ограничивает ресурсную базу банков и сужает возможности реализации банковского посредничества.

Осуществлять эффективное инвестирование аккумулированных денежных средств банкам мешают высокие кредитные риски вложений в реальный сектор, низкий уровень рентабельности большинства российских предприятий, технологическая отсталость производства, вызывающая повышенную себестоимость продукции, ее низкую конкурентоспособность, отсутствие спроса, недостаточный уровень менеджмента. Следствием этого является принципиальный разрыв между возможностью банковского сектора предоставлять финансовые ресурсы и способностью нефинансового сектора эффективно использовать и обслуживать их.

Взаимодействие банков и заемщиков также осложняется существенными пробелами в законодательстве, обеспечивающем защиту прав кредиторов. В частности, речь идет о правовых нормах, регулирующих права кредиторов при банкротстве должника [8], залоговые отношения [9].

Остается недостаточно развитой система и инфраструктура оказания банковских услуг. Значительные операционные и накладные расходы банковской деятельности обуславливают высокую стоимость услуг. Необходимая для эффективного функционирования финансовых посредников конкурентная среда не сформирована. Несмотря на значительное количество участников, банковский рынок является сильно монополизированным из-за доминирующей роли государственных банков, а также ярко выраженной сегментированности клиентов. Это обуславливает неравный доступ к государственной помощи на основе критериев размера и значимости, способствует развитию внеэкономических методов конкуренции.

Описанные выше проблемы говорят о том, что в российской экономике не сформированы условия для эффективной реализации посреднических функций банками. Согласно точке зрения Н.И. Парусимовой, несмотря на положительную динамику макроэкономических показателей банковского сектора в последнее десятилетие, российский банковский бизнес не трансформировался из состояния депозитного в процентный, а банки не преобразовались из обменных в капиталистические, основной целью которых является создание новой стоимости [10]. Это говорит о том, что для российского банковского сектора характерна дезинтермедиация, которая проявляется в дисфункции банковского посредничества. В то же время модернизация экономики невозможна без активно участия финансовых посредников и, прежде всего, банков в этом процессе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в экономике условий, необходимых для реализации посреднических функций банками, что требует проведения комплекса мер общеэкономического и институционального характера.

Ссылки:

1. Buch C.M., Golder S.M. Foreign Competition and Disintermediation: No Threat to the German Banking System? Kiel Working Paper No. 960. 1999. uRl: http://www.ifw-kiel.de/ifw_members/publications/foreign-competition-and-disintermediation-no-threat-to-the-german-banking-system/kap960.pdf (дата обращения:

24.01.2012).

2. Roldos J. Disintermediation and Monetary Transmission in Canada. IMF Working Paper. March, 2006. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2006/wp0684.pdf (дата обращения: 24.01.20l2).

3. Schmidt R.H., Hackethal A., Tyrell M. Disintermediation and the Role of Banks in Europe: An International Comparison. No. 10. January 1998. URL: http://www.finance.uni-frankfurt.de/wp/345.pdf (дата обращения: 24.01.2012).

4. Lima F., Soares de Pinho P. Financial Desintermediation and the Measurement of Efficiency in Banking: the case of Portuguese Banks. European Financial

References (transliterated):

1. Buch C.M., Golder S.M. Foreign Competition and Disintermediation: No Threat to the German Banking System? Kiel Working Paper No. 960. 1999. uRl: http://www.ifw-kiel.de/ifw_members/publications/foreign-competition-and-disintermediation-no-threat-to-the-german-banking-system/kap960.pdf (date of access:

24.01.2012).

2. Roldos J. Disintermediation and Monetary Transmission in Canada. IMF Working Paper. March, 2006. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2006/wp0684.pdf (date of access: 24.01.2012).

3. Schmidt R.H., Hackethal A., Tyrell M. Disintermediation and the Role of Banks in Europe: An International Comparison. No. 10. January 1998. URL: http://www.finance.uni-frankfurt.de/wp/345.pdf (date of access: 24.01.2012).

4. Lima F., Soares de Pinho P. Financial Desintermediation and the Measurement of Efficiency in Banking: the case of Portuguese Banks. European Financial

Management Association 2008 Annual Meeting. URL: http://www.efmaefm.org/0EFMAMEETINGS/EFMA% 20ANNUAL%20MEETINGS/2008-athens/Lima.pdf (дата обращения: 24.01.2012).

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Современный экономический словарь. М., 2006. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения:

24.01.2012).

6. Сухарев О.С. Анализ экономической дисфункции с

использованием моделей логистической динамики. URL: http://science-bsea.narod.ru/2000/perspektiv_

2000/suharev.htm (дата обращения: 24.01.2012).

7. Парусимова Н.И. Ступени трансформации банковского дела // Вестник ОГУ. № 1. 2006. C. І35-143.

8. Сбоева Ю. Проблемы защиты кредиторов в делах о банкротстве. URL: http://www.kuzin-partners.ru/ node/997 (дата обращения: 24.01.2012).

9. Анализ основных проблем российского законодательства о залоге движимого имущества и возможные способы их разрешения. URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 24.01.2012).

10. Парусимова Н.И. Тенденции развития банковского дела и трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем: автореф. ... д-ра эконом. наук. СПб., 2006.

Management Association 2008 Annual Meeting. URL: http ://www .efmaefm.org/0EFMAMEETINGS/EFMA% 20ANNUAL%20MEETINGS/2008-athens/Lima.pdf (date of access: 24.01.2012).

5. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.SH., Starodubtseva E.B.

Sovremenniy ekonomicheskiy slovar'. M., 2006. URL: http://slovari.yandex.ru (date of access:

24.01.2012).

6. Sukharev O.S. Analiz ekonomicheskoy disfunktsii s ispol'zovaniem modeley logisticheskoy dinamiki. URL: http://science-bsea.narod.ru/2000/perspektiv_2000/ suharev.htm (date of access: 24.01.2012).

7. Parusimova N.I. Stupeni transformatsii bankovskogo dela // Vestnik OGU. No. 1. 2006. P. 135-143.

8. Sboeva YU. Problemy zashchity kreditorov v delakh o

bankrotstve. URL: http://www.kuzin-partners.ru/

node/997 (date of access: 24.01.2012).

9. Analiz osnovnykh problem rossiyskogo za-konodatel'stva o zaloge dvizhimogo imushchestva i vozmozhnye sposoby ikh razresheniya. URL: www.raexpert.ru (date of access: 24.01.2012).

10. Parusimova N.I. Tendentsii razvitiya bankovskogo dela i transformatsiya bankovskikh produktov v raznykh tipakh ekonomicheskikh sistem: avtoref. ... d-ra eko-nom. nauk. SPb., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.