O. A. Sokolova, candidate of juridical sciences, associate Professor, doctoral student of the faculty of preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, phone 8-916-358-57-81, [email protected] (Russia, Moscow)
УДК 342.571
РАЗВИТИЕ ФОРМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ
ГОСУДАРСТВА
А.А. Спиридонов, К.С. Евсиков
Рассмотрены формы участия граждан в управлении делами государства, появившиеся в нашей стране в связи с совершенствованием механизмов социальной коммуникации и развитием современных технологий. Определено, что формы участия целесообразно классифицировать по трем ветвям власти. На основании проведенного анализа сделан вывод, что совершенствование форм участия граждан в управлении делами государства является необратимым процессом, доказавшим свою эффективность, что требует дальнейшего детального исследования данного явления.
Участие граждан в управлении делами государства, разделение властей, политические права граждан.
Согласно части 1 статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация является демократическим государством. Демократический режим - это один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, при этом решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства [1, С. 15]. То есть каждый член общества участвуют в осуществлении государственной власти. Как справедливо отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое свойство демократических начал в ее организации [2, С. 204].
В Конституции Российской Федерации право граждан на участие в управлении делами государства закреплено в статье 32, включенной во вторую главу «Права и свободы человека и гражданина». Данное конституционное право позволяет гражданам оказывать влияние на принятие государственных решений и активно участвовать в политической жизни своей страны.
Право граждан на участие в управлении делами государства базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права: статья 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно
избранных представителей [3]; статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что каждый гражданин без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей [4].
Таким образом, право граждан на участие в управлении делами государства обусловлено естественной свободой и равенством людей. Под участием граждан в управлении делами государства необходимо понимать подлинные права, реальные возможности населения, осуществляемые в условиях полного равенства и абсолютной заинтересованности государственных органов, использовать свой личный или коллективный потенциал, реализуемые в различных самостоятельных или рекомендованных государственными органами формах, во всех действиях по осуществлению эффективного управления, а также в ведении различных максимально допустимых государственных и общественных дел [5, С.15-16].
Участие граждан в управлении делами государства может осуществляться в различных формах, перечень которых является открытым. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие организационно-правовые формы участия населения в управлении делами государства: референдум, выборы, местное самоуправление, собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, общественные объединения, профессиональные союзы, агитацию, представительство в парламенте, обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д. Следует также назвать народные (публичные) обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов и иных общественно значимых решений; публичные (общественные) слушания; народную правотворческую или гражданскую инициативу; опросы общественного мнения (плебисциты, консультативные референдумы) - все вышеизложенное следует также рассматривать как формы демократического участия граждан в управлении делами государства.
Вышеназванные формы участия граждан в управлении делами государства доказали свою значимость и эффективность. При этом, совершенствование механизмов социальной коммуникации и развитие современных технологий создают предпосылки для изменения форм реализации рассматриваемого конституционного права.
Новые формы участия граждан в управлении делами государства, появившиеся в нашей стране за последние годы, целесообразно рассматривать по классам. В основу используемой классификации целесообразно положить принцип разделения властей. Соответственно, можно выделить формы участия граждан в управлении делами государства в сфере законодательной ветви власти, в сфере исполнительной ветви власти и в сфере судебной ветви власти.
Рассмотрим современные формы участия граждан в управлении делами государства, на разных ветвях власти.
1. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере законодательной ветви власти.
При этом можно выделить:
- участие граждан в формировании органов законодательной власти;
- участие граждан в законотворчестве.
Современные формы участия граждан в управлении делами государства не нашли пока своего применения в формировании органов законодательной власти, но активно и успешно применяются для обеспечения участия граждан в законотворчестве.
1.1. Народная (законодательная, правотворческая) инициатива как форма участия граждан в управлении делами государства заключается в разработке гражданами проекта закона или иного нормативного правового акта и внесении его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия. В 2013 году издан Указ Президента Российской Федерации «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», закрепивший понятие общественных инициатив, а также Правила их рассмотрения.
Направить общественную инициативу с помощью интернет-ресурса «Российской общественной инициативы» может совершеннолетний гражданин, зарегистрированный на портале государственных услуг.
1.2. Участие граждан Российской Федерации в обсуждении проектов законов также необходимо рассматривать как одну из форм демократического законотворчества. Участвовать в обсуждении законопроектов могут представители гражданского общества с помощью следующих инструментов: Общественная палата; общественные объединения; некоммерческие неправительственные организации; коммерческие организации; напрямую через Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, например, на сайте -regulation.gov.ru.
1.3. Граждане могут принимать участие в качестве экспертов в рабочих группах, комитетах, комиссиях, парламентских слушаниях, в экспертных советах палат парламента и внутрипарламентских органах.
2. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере исполнительной ветви власти.
При этом можно выделить:
- участие граждан в формировании органов исполнительной власти;
- участие граждан в деятельности органов исполнительной власти.
2.1. К участию граждан в формировании органов исполнительной власти можно отнести их работу в конкурсных и аттестационных комиссиях, создаваемых для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и для проведения аттестации
государственных служащих. Согласно части 8 статьи 22, пункту 10 статьи 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе», не менее одной четверти членов комиссии должны составлять независимые эксперты -представители научных и образовательных учреждений, других организаций [6].
В качестве особой формы участия граждан в управлении делами государства выступает их деятельность в качестве членов экспертных и общественных органов, которые формируются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
2.2. К участию граждан в деятельности органов исполнительной власти можно отнести подачу обращений в органы исполнительной власти с использование сети Интернет.
2.3. К участию граждан в деятельности органов исполнительной власти можно отнести различные формы общественного контроля.
Например, можно отметить опыт Казани, где в июне 2014 года стартовал проект по оценке действий сотрудников ГИБДД. В рамках указанного проекта водитель-волонтер, зарегистрировавшись на сайте www.far-kzn.ru, получает анкету для оценки сотрудника полиции.
По нашему мнению, использование технологий оценки работы органов публичной власти по аналогии с системой менеджмента качества - «тайный покупатель» - является одним из перспективнейших направлений развития института участия граждан в управлении делами государства.
3. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере судебной ветви власти.
Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 123 закрепляет лишь одну форму участия граждан в отправлении правосудия - участие в качестве присяжных заседателей.
Однако институт мировых судей также можно рассматривать как форму участия граждан в отправлении правосудия. С одной стороны, граждане могут участвовать в формировании корпуса мировых судей через органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, граждане могут непосредственно участвовать в отправлении правосудия в сфере мировой юстиции посредством прямых выборов мировых судей или замещением должности мирового судьи в порядке, установленном законом [7].
По мнению М.А. Липчанской, в качестве косвенной формы участия граждан в деятельности судебной власти можно рассматривать работу граждан в квалификационных коллегиях судей [8, С.258]. В данном случае граждане не влияют на судебное решение непосредственно, а только опосредованно, путем участия в формировании судейского корпуса.
На основании изложенного, можно сформулировать следующие выводы.
Право граждан на участие в управлении делами государства является основным политическим правом, характеризующим политический режим любого государства. В нашей стране данное конституционное право является основой для реализации декларируемого Конституцией Российской Федерации принципа народовластия. Как справедливо отмечает в своей монографии судья Конституционного суда Российской Федерации Н.С.Бондарь: «Будучи
проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные правопритязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти» [9]. Действительно, наличие у населения действенных механизмов влияния на власть делает нецелесообразным использование дестабилизирующих инструментов участия в управлении делами государства, таких как вооруженные выступления, акции протеста, массовые беспорядки и т.п.
Появление новых форм участия граждан в управлении делами государства способствует вовлечению большего числа лиц в политические процессы, происходящие в обществе. Данный эффект следует оценить положительно, как способствующий развитию принципов народовластия в Российской Федерации.
В эпоху развития современных информационных и телекоммуникационных технологий у государства появляются все более совершенные возможности принимать и обрабатывать сигналы от населения, поступающие по каналам «обратной связи», а также обеспечивать оперативное реагирование на них. Развитие средств коммуникации, а конкретнее сети интернет способствует внедрению новых, а также совершенствованию существующих форм участия граждан в управлении делами государства, которые характеризуются следующим: представители публичной власти становятся ближе к обществу, ликвидируются коммуникационные барьеры, существовавшие ранее, все большее количество населения вовлекается в процесс управления.
Данный процесс необратим и рассчитан на долгосрочную перспективу, что позволяет утверждать, затронутая в настоящей статье тема является перспективной и требует глубокого и всестороннего исследования.
Список литературы:
1. Большой юридический словарь // под ред. А.В. Малько. - М.: «Проспект», 2009. - 703 с.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, - М.: Юрист, 1995. - 480 с.
3. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - № 67.
4. Международный Пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
5. Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации // Широбоков Сергей Анатольевич. Автореферат дисс. д.ю.н. - Екатеринбург 2011. - 400 с.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст.
3215.
7. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6270.6. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 21. - Ст. 2930.
8. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: дис. ... д.ю.н. / М.А. Липчанская. - Саратов, 2012.- 474 с.
9. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия // Бондарь Николай Семенович. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 544 с.
Спиридонов Андрей Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права Тульского государственного университета, т. 33-41-20, e-mail: [email protected] (Россия, Тула)
Евсиков Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права Тульского государственного университета, т. 33-41-20, e-mail: [email protected] (Россия, Тула)
THE DEVELOPMENT FORMS OF THE CITIZENS' PARTICIPATION IN MANAGEMENT
OF PUBLIC AFFAIRS А.А. Spiridonov, K.S. Evsikov
Consider the form of citizens' participation in managing ofpublic affairs, which appeared in our country in connection with the improvement of mechanisms of social communication and the development of modern technologies. The participation forms is advisable classified into three branches of government. The review finds that the improvement of the citizens ' participation in the administration of public affairs forms is an irreversible process that has proven to be effective, it requires further detailed study of this phenomenon.
Participation of citizens in managing the affairs of the state, branches of government, the political rights.
Spiridonov Andrei Alekseevich, PhD, assistant professor of public and administrative law department of the Tula State University, t. 33-41-20, e-mail: [email protected] (Russia, Tula)
Evsikov Kirill Sergeevich, PhD, assistant professor of public and administrative law department of the Tula State University, t. 33-41-20, e-mail: [email protected] (Russia, Tula)