Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФОРМ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППИРОВОК АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ'

РАЗВИТИЕ ФОРМ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППИРОВОК АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППИРОВКИ АВИАЦИИ В ВОЕННОМ КОНФЛИКТЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреев Владимир Викторович

Рассматривается философский аспект развития и образования новых форм применения группировок войск в военных конфликтах будущего. Обосновываются основные направления развития форм применения авиационной группировки в военных конфликтах будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FORMS OF USING AIR GROUPS IN MILITARY CONFLICTS

The paper deals with the philosophical aspect of the development and formation of new forms of force grouping application in military conflicts of the future. It also substantiates the main directions of development of forms of air grouping application in military conflicts of the future.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФОРМ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППИРОВОК АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ»

Развитие форм применения группировок авиации в военных конфликтах

Генерал-майор В.В. АНДРЕЕВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматривается философский аспект развития и образования новых форм применения группировок войск в военных конфликтах будущего. Обосновываются основные направления развития форм применения авиационной группировки в военных конфликтах будущего.

The paper deals with the philosophical aspect of the development and formation of new forms of force grouping application in military conflicts of the future. It also substantiates the main directions of development of forms of air grouping application in military conflicts of the future.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Содержание, форма, процесс образования формы применения группировки авиации в военном конфликте.

Content, form and process of forming an air group in a military conflict.

НАЧАЛО ХХ! века характеризуется динамичной перестройкой миропорядка и пересмотром существующей архитектуры системы безопасности. Но политические и экономические авантюры Запада по-прежнему осуществляются с опорой на военную силу.

Иностранные военные специалисты и ученые продолжают системно разрабатывать ряд концепций, направленных на применение группировок

войск (сил) в интересах снижения уровня военной безопасности России, подрыва ее территориальной целостности и вмешательства во внутренние дела.

В условиях беспрецедентного давления Запада во всех сферах функционирования Российской Федерации весьма актуальными являются вопросы развития военного искусства как фундамента обеспечения необходимого уровня военной безопасности. В частном случае наиболее приоритетным направлением развития военного искусства является развитие и совершенствование форм применения группировок войск (сил) в ходе военных конфликтов различной степени интенсивности.

В научной и справочной литературе достаточно полно раскрывается понятие форма применения войск (сил), однако, по мнению автора, в интересах формулирования направлений развития и совершенствования форм следует предварительно рассмотреть философскую категорию — «форма». Но так как она диалектически связана и находится в непрерывном единстве с категорией «содержание», целесообразно рассматривать их во взаимосвязи.

В связке категорий «форма» и «содержание формы» первая является объектом, вторая — предметом по отношению к первой. Из этого следует, что значительные изменения содержания должны неизбежно вести к изменению формы. Содержание, являясь стороной формы, представляет собой внутреннее единство элементов, входящих в состав объекта, свойств, внутренних процессов и связей, а также диалектических противоречий и тенденций1.

Важно также заметить, что форма есть способ связи внутренних элементов, система внутренней организации, способ упорядочения и существования содержания.

Диалектическое противоречие рассматриваемых категорий заключается в том, что содержание представляет динамичный процесс целого, оно более подвижно, так как выражает по своей

сути изменяющуюся, противоречивую сторону бытия. Форма же, в свою очередь, выражает устойчивость объектов, их качественную определенность. Следовательно, форма — содержательна, а содержание — оформлено; содержание более изменчиво, а форма более устойчива.

Однако при несоответствии формы содержанию формируется новая форма, адекватная развившемуся содержанию. Разрешение противоречий между содержанием и формой в данном контексте, по мнению автора, может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остается прежней, новое содержание может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые2.

Основываясь на этом, действительный процесс образования новой формы можно представить в несколько этапов: устойчивое соответствие содержания и формы; «разбалан-сировка» указанного соответствия; критическое их несоответствие (кризис); формирование новой формы на основе нового содержания.

На первом этапе именно состояние полной устойчивости придает гармонию и проявляет наибольшую результативность функционирования элементов объекта.

На втором этапе состояние устойчивости начинает нарушаться вследствие начала изменений в качественных показателях элементов, а также вследствие внутренних процессов. В этом случае соответствие нарушено, но в допустимых пределах. Внутренняя организация измененного содержания еще незначительно

влияет на результаты функционирования. При определенных условиях существования старой формы такое состояние соответствия содержания и формы является еще приемлемым. Но на этом этапе уже неизбежно начинают формироваться условия для перехода на следующий этап.

На третьем этапе состояние несоответствия достигает критического значения, при котором возникают не только предпосылки, но и реальная необходимость развития или совершенствования существующей формы. Этот аспект соответствует закону материалистической диалектики — закону взаимного перехода количественных и качественных изменений. Из этого следует, что пока количественные и качественные изменения не достигли «критической массы», имеет место процесс развития или совершенствования. Критическое значение несоответствия содержания и формы выражается в итоге функционирования элементов объекта. Следует заметить, что в данном случае соотношение величины затрат и результат функционирования является недопустимым. Процесс организации эффективного функционирования при значительных количественных и качественных изменениях элементов содержания не позволяет достигать цели управления сложным объектом.

На четвертом этапе происходит скачок, момент перехода из одного качественного состояния в другое, тем самым процесс совершенствования старой формы переходит в революционную ситуацию, рождающую новую форму. В подобной ситуации управленческая деятельность претерпевает значимые изменения.

В свою очередь, процесс формирования новой формы на основе нового содержания циклично переходит на первый этап — этап гармонии, полного соответствия содержания и формы.

В связке категорий «форма» и «содержание формы» первая является объектом, вторая — предметом по отношению к первой. Поэтому значительные изменения содержания должны неизбежно вести к изменению

формы. Содержание формы представляет собой единство элементов, входящих в состав объекта, свойств, внутренних процессов и связей, а также диалектических противоречий и тенденций.

Также форма есть способ связи внутренних элементов, система внутренней организации, способ упорядочения и существования содержания.

Представленный процесс формообразования цикличен и бесконечен. Цикличность и бесконечность обусловлены крайней мотивацией человека на максимально возможную результативность своей деятельности при минимально возможных материальных, временных и психологических затратах.

Проводя аналогию, рассмотрим этот процесс через призму развития и совершенствования форм оперативного применения авиационных группировок. При этом целесообразно привести особенности применения группировок авиации в военных конфликтах будущего3:

• во внутренних вооруженных конфликтах: наиболее ярко проявятся высокие показатели боевой деятельности военно-транспортной авиации по перевозке войск (сил) и грузов по воздуху; отсутствие четко обозначенной линии боевого соприкосновения, применение незаконными вооруженными формированиями тактики партизанских действий; как следствие этого — необходимость увеличения количества полетов авиации на воздушную разведку;

• в локальных и региональных войнах: ведение боевых действий в составе межвидовых группировок войск (сил), возрастание значимости организации межвидового взаимодействия при выполнении оперативных задач; информационное обеспечение разведывательно-ударных действий авиационных формирований при постоянном воздействии противника на наши радиоэлектронные средства (РЭС); влияние на ход и исход военных действий, массовое применение беспилотных

летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения;

• в крупномасштабной войне: завоевание господства в воздушно-космической сфере; завоевание полного информационного превосходства над противником; бесконтактный способ поражения противника на дальних дистанциях.

Приведенные особенности будут непосредственно определять условия функционирования элементов содержания формы применения группировки авиации (рис. 1).

Рис. 1. Содержание формы оперативного применения группировки авиации

Так как в работе исследуются вопросы перспективных форм применения авиации, следующим шагом, в подсистемы, составляющие основу содержания формы, необходимо включить новые элементы. Возможности появления указанных элементов обусловлены достижениями науки и технологическими возможностями предприятий обо-

ронно-промышленного комплекса (ОПК) государства.

Так, новыми элементами в будущем могут быть:

первое — элементы подсистемы управления: оптимизированный под конкретные управленческие задачи оперативный состав основного пункта управления (КП) авиационного объединения; уточ-

ненное количество развертываемых запасных, тыловых командных пунктов (ЗКП, ТКП), передовых (ППУ) и других пунктов управления с возможностью оптико-электронной и радиоэлектронной маскировки; перспективные средства автоматизации управления авиацией и др.;

второе — элементы боевой подсистемы: пилотируемые перспективные авиационные комплексы с соответствующими бортовыми прицельно-навигационными системами; расширенная номенклатура артиллерийского, бомбардировочного и ракетного вооружения (в том числе интеллектуальное ВТО большой дальности, оружие на новых физических принципах (НФП)); беспилотные ударные летательные аппараты средней и большой дальности и др.;

третье — элементы подсистемы обеспечения: перспективные авиационные комплексы, выполняющие специальные боевые полеты на разведку, ретрансляцию, дозаправку, десантирование, постановку помех РЭС противника и др.; высокотехнологичные вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ) для оперативного и материально-технического обеспечения авиационной группировки и др.

Перечень представленных элементов не является исчерпывающим, для его конкретизации и дополнения

требуются дополнительные исследования по соответствующим отраслям военной науки.

Следует заметить, что в интересах формообразования применения авиации с учетом приведенных особенностей применения группировок авиации в военных конфликтах будущего необходимо сформировать перечень возможных оперативных задач в зависимости от интенсивности конфликта.

Также в содержание формы применения авиации следует включить проявляющиеся вновь связи, внутренние процессы, необходимые для внутреннего единства элементов авиационных подсистем. При совместном выполнении оперативной задачи с другими видами и родами войск (сил) целесообразно учесть и вопросы взаимодействия с ними.

В дальнейшем, а этот процесс очень важен, необходимо приступить к разработке способов (совокупности способов) выполнения оперативных задач группировкой авиации и в заключение формообразования сформулировать развитую, более совершенную или новую форму применения авиации на оперативном уровне при нахождении на третьем или четвертом этапе формообразования.

Предлагаемый алгоритм формообразования применения группировки авиации в военных конфликтах представлен на рисунке 2.

Новыми элементами перспективных форм боевого применения авиационных группировок в будущем могут быть: первое — элементы подсистемы управления: перспективные автоматизированные системы связи и управления авиацией и др.; второе — элементы боевой подсистемы: пилотируемые и беспилотные перспективные авиационные комплексы; интеллектуальное высокоточное оружие большой дальности; оружие на новых физических принципах; третье — элементы подсистемы обеспечения: перспективные авиационные комплексы разведки, радиоэлектронной борьбы; высокотехнологичные вооружение, военная и специальная техника для оперативного и материально-технического обеспечения боевых действий авиационной группировки и др.

Вероятный характер военных конфликтов будущего различной интенсивности

р

Особенности применения группировки авиации в военных конфликтах будущего

-

Элементы содержания формы применения группировки авиации (в том числе новые)

Возможный перечень оперативных задач в зависимости от характера действий противника

1 г

Связи между элементами содержания формы при выполнении оперативных задач боевой подсистемой группировки авиации

Способы (совокупность способов) выполнения оперативных задач группировкой авиации

1

Организация функционировании содержания формы (управленческая деятельности при подготовке и выполнении оперативных задач)

Развитая, более совершенная или новая форма применения группировки авиации (третий или четвертый этап образования формы)

Рис. 2. Алгоритм образования форм применения группировок авиации в военных конфликтах

Таким образом, процесс образования форм применения группировок авиации в военных конфликтах будущего обусловлен прежде всего философским законом материалистической диалектики, развитием науки и технологическими возможностями предприятий ОПК. Основными направлениями развития и совершенствования форм применения авиации являются: разработка новых способов выполнения оперативных задач группировкой авиации и новых подходов к органи-

зации совместного функционирования авиационных подсистем управления, боевой и обеспечения.

Творческая научная проработка указанных направлений создаст необходимый задел в интересах дальнейшего развития положений оперативного искусства и позволит эффективно применять авиационные группировки в составе межвидовых (межведомственных) группировок войск (сил) в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. С. 89.

3 Андреев В.В. и др. Особенности применения группировок авиации в военных конфликтах будущего / В.В. Андреев, Н.С. Кривенцов, Д.П. Пахмелкин, А.И. Антипов // Военная Мысль. 2022. № 6. С. 37—44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.