_
РАЗВИТИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ*
УДК 332.1
Владимир Григорьевич Систер
Член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Инженерной экологии городского хозяйства ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет инженерной экологии» Тел.: (499) 267-19-70, Эл. почта: [email protected] Елена Михайловна Иванникова к.т.н., доцент кафедры Инженерной экологии городского хозяйства ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет инженерной экологии» Тел.: (499) 267-19-70, Эл. почта: [email protected] Ел исеева Ол ьга Анатол ьевна
Аспирант кафедры Инженерной экологии городского хозяйства ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет инженерной экологии» Тел.: (499) 267-19-70, Эл. почта: [email protected] Наталья Алексеевна Кох
Аспирант кафедры Инженерной экологии городского хозяйства ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет инженерной экологии», Тел. (499) 267-19-70,
начальник отдела ООО «Национальная инновационная компания»
Тел.: (495) 623-58-77, Эл. почта: Flame [email protected] Анастасия Игоревна Ямчук
Начальник отдела ООО «Национальная инновационная компания»
Тел.: (495) 623-58-77, Эл. почта: [email protected] В статье рассматриваются наиболее распространенные формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого инновационного предпринимательства на региональном уровне.
Ключевые слова: государственная поддержка, бизнес, инновации, малое предпринимательство, бюджетные средства.
Vladimir G. Sister
Corresponding member of the RAS, PhD in Engineering Science, Professor, the head of the chair of Environmental Engineering of urban economy
Moscow State University of Environmental Engineering Tel.: (499) 267-19-70, E-mail: [email protected] Elena M. Ivannikova
Doctorate in Engineering Science, Associate Professor, the Department of Environmental Engineering of urban economy
Moscow State University of Environmental Engineering Tel.: (499) 267-19-70, E-mail: [email protected] Olga A. Eliseyeva
Post-graduate student, the Department of Environmental Engineering of urban economy
Moscow State University of Environmental Engineering Tel.: (499) 267-19-70, E-mail: elisolga [email protected] Natalia A. Koch
Post-graduate student, the Department of Environmental Engineering of urban economy
Moscow State University of Environmental Engineering Tel. (499) 267-19-70,
Head of Department OOO Natsionalnaya innovatsionnaya
companiya (LLC National innovative company)
Tel. (495) 623-58-77,
E-mail: Flame [email protected]
Anastasia I. Yamchuk
Head of Department OOO Natsionalnaya innovatsionnaya companiya (LLC National innovative company) Tel.: (495) 623-58-77, E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF THE STATE-FINANCING BACKING OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE IN REGIONS
The most commonly encountered forms and methods of the state-financing backing of innovative activities of small innovative enterprise on the region level are considered in the article.
Keywords: state-financing backing, business, innovations, small enterprise, budgetary funds.
1. Введение
Наиболее динамичным элементом инновационной экономики, как показывает опыт передовых мировых экономик, является малый инновационный бизнес. Однако имманентная малому предпринимательству нестабильность, короткий жизненный цикл, делают важнейшим условием эффективного функционирования малого инновационного бизнеса широкую и постоянную поддержку со стороны государства. В России, как и в других европейских странах, государство формирует нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность малого инновационного бизнеса, выделяет соответствующие бюджетные средства, в возмездной или безвозмездной форме передаваемые субъектам малого инновационного бизнеса, предоставляет данному сектору экономики налоговые льготы, наконец, создает соответствующую инфраструктуру поддержки малого инновационного бизнеса, через которую и реализуется подавляющее большинство видов помощи. Существуют два основных уровня системы государственной поддержки малого бизнеса - общенациональный (федеральный) и региональный. Необходимо также упомянуть, что определенную поддержку малый инновационный бизнес получает и на уровне местного самоуправления от администраций многочисленных муниципальных образований РФ.
2. Поддержка инновационных проектов
К настоящему времени инфраструктура государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве в России в основном сложилась. Тем не менее, она продолжает развиваться, адаптируясь к новым тенденциям, появление которых связано как с накоплением определенного опыта самими организациями инфраструктуры, ростом их потенциала, так и с поступательным развитием собственно инновационных процессов в малом предпринимательстве. Основной целью здесь должно стать достижение комплексного характера инфраструктуры поддержки. Важнейшими элементами системы государственной поддержки инноваций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие поддержку инновационным проектам на различных этапах инновационного цикла. Для части фондов поддержка инноваций является основным видом деятельности (но не только в разрезе малого предпринимательства). Другая часть оказывает поддержку малому предпринимательству в целом, а инновационные проекты составляют лишь часть их портфеля, причем далеко не основную. Тем не менее, очевидно, что сложившаяся система в принципе охватывает все этапы инновационной деятельности: от фундаментальных исследований до рынка научно-технической продукции [1].
Одной из наиболее крупных структур, оказывающих государственную поддержку инновационной деятельности малых предприятий, является Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФФРМФПНТС). При этом фонд ориентирован исключительно на поддержку инновационных малых предпринимателей.
Согласно многочисленным отзывам предпринимателей, ФФРМФПНТС является наиболее открытым к сотрудничеству фондом, и пользуется в среде предпринимателей заслуженным признанием. Отмечаются его мобильность, активность, гибкость и последовательность в реализации своей стратегии.
Хотя конечно надо понимать, что в целом объемы государственной поддержки малого предпринимательства в России не сопоставимы с крупнейшими экономиками мира. Например, в США объем двух важнейших
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка методологической основы системы по развитию и поддержке научных разработок», проект .№ 110200690а.
№6, 2011
84
федеральных программ поддержки малого инновационного бизнеса составляет 2 млрд. долл., а в России - порядка 200 млн. долл. На региональном уровне ответственность за поддержку малого инновационного бизнеса возложена на администрации субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов РФ созданы финансовые структуры поддержки аналогичные федеральным фондам, малому инновационному бизнесу предоставляются финансовые и налоговые льготы в рамках возможностей региональных бюджетов, создана инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса. Практически во всех регионах РФ разработаны и реализуются программы поддержки малого предпринимательства, в которых в той или иной степени затрагиваются и проблемы малого инновационного бизнеса.
3. Формы поддержки малых инновационных предприятий
В РФ основными формами поддержки малых инновационных предприятий на региональном уровне являются:
• предоставление налоговых (в соответствии с законодательством) и та--рифных льгот субъектам малого предпринимательства промышленной сферы, создающим и развивающим у себя научные, научно-конструкторские, научно-технологические и т. п. подразделения, создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких малых предприятиях региона;
• долевое участие органов региональной администрации в финансировании научных и технологических исследований субъектов малого предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития региона, потребностей местного хозяйства и научно-производственной инфраструктуры, включая оплату патентно -лицензионных расходов;
• организационное содействие и компенсация затрат по патентова-нию, лицензированию и сертификации высокотехнологичной продукции, новых технологий, ноу-хау, создаваемых субъектами малого предпри-ниматель-ства;
• информационное, организационное и финансовое содействие субъ-ек-там малого предпринимательства в развитии научно-производственной кооперации, субконтрактации и партнерства в области производства и по-ставок наукоемкой продукции и (или) оказания
наукоемких услуг, выходе на рынок высокотехнологичной продукции, коммерциализации интеллек-туальной собственности;
• финансирование инновационных малых предприятий в форме госу-дар-ственных инвестиций или бюджетных кредитов;
• компенсация части процентной ставки по кредитам и займам, идущим на разработку и освоение новой техники субъектам малого предпринима-тель-ства региона, до момента ее коммерческой реализации.
4. Поддержка малого инновационного бизнеса в регионах
Наиболее масштабная (по объемам выделяемых средств) работа по поддержке малого инновационного бизнеса проводится в Москве, что обусловлено ведущей ролью этого региона в экономике страны, сосредоточением в столице наибольшего числа малых инновационных предприятий России. В Москве создана и действует широкомасштабная инфраструктурная сеть поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая в себя венчурные фонды, государственные фонды, консалтинговые фирмы, технопарки и бизнес-инкубаторы и др. [2].
Сравнительно развитая инфраструктура малого инновационного предпринимательства сложилась в регионах Уральского федерального округа. Она включает в себя следующие элементы: патентные агентства; венчурные фонды; технопарки и технополисы; центры научно-технической информации; центры трансфера технологий; наукограды; инновационные фонды и центры; бизнес-инкубаторы; консалтинговые и экспертные компании; центры научно-технического маркетинга; учебные центры; лизинговые компании; кадровые и рекрутинговые центры; инженерные центры; объединения рационализаторов и изобретателей [3].
_
5. Совершенствование направлений и форм государственной поддержки малого инновационного бизнеса
Однако, крайне актуальная для нашей страны задача формирования инновационной экономики делает необходимым дальнейшее совершенствование направлений и форм государственной поддержки малого инновационного бизнеса. Одним из них должно стать развитие интернет-коммерции научно-технических продуктов и создание всероссийского электронного рынка инноваций. Передовая инновационная экономка не может развиваться без новейших инновационных механизмов товародвижения, какими и являются сети электронной коммерции. Как показывает мировой опыт интернет-услуги и электронная коммерция - наиболее быстро развивающийся сектор рыночной инфраструктуры [4].
Специалисты на основе анализа мирового опыта выделяют несколько видов электронного бизнеса. Все они могут применяться в РФ для вывода продукции малых предприятий на региональные и международные рынки. Основные типы электронного бизнеса в сфере реализации научно-технической продукции создаваемой МИП и применимые, с нашей точки зрения, в России приведены в таблице 1 [5].
Такие виды электронной инфраструктуры могли бы создаваться в регионах, в том числе за счет государственной поддержки, на условиях аналогичных господдержке выставочно-ярмарочной и маркетинговой деятельности малого бизнеса.
6. Заключение
Однако, усилий одного государства в сфере поддержки малого инновационного бизнеса в настоящее время недостаточно. Необходимо объединение возможностей и ресурсов государства и частного капитала (так называемые механизмы государственно-частного партнерства). Организовывать электро-
Таблица 1. Типология систем электронной коммерции
Инструмент Описание
Интернет-магазин Полнофункциональная система ведения Интернет-торговли, с индивидуальными схемами активного взаимодействия с потребителями
Электронные торговые ряды Интернет-система, объединяющая в единый каталог много каталогов Web -витрин и Интернет-магазинов, что облегчает покупателю выбор интересующего его товара среди нескольких предложений от разных поставщиков.
Интернет-аукцио н Интернет-система для проведения виртуальных аукционов.
Электронная торговая площадка (e-marke1place) Система ведения торговых операций через Интернет, которая позволяет совершать торговые сделки одновременно многим продавцам, поставщикам и покупателям.
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2011
85
ны торговые площадки, Интернет-магазины, сети коммерциализации результатов НИОКР, могут не только региональные власти в масштабе своих регионов, но и корпоративные объединения предпринимателей - ассоциации, союзы, торгово-промышленные палаты.
Сейчас в России наметилась продуктивная тенденция формирования смешанных венчурных компаний (фондов) за счет привлечения финансовых ресурсов из различных источников, включая бюджетные, частные, зарубежные гранты и пр. Если для государственного фонда создание венчурного фонда - это стремление увеличить эффективность использования ресурсов, то для частной компании - это бизнес, в эффективности которого она кровно заинтересована. Будущее именно за реализацией таких механизмов, сочетающих интересы государства, опыт и профессионализм современного менеджмента, частного капитала.
В рамках государственно-частного партнерства, поддержки малого инновационного бизнеса важным партнером, взаимодействующим с государством от лица субъектов малого инно-
вационного бизнеса, являются их ассоциации, союзы и объединения. В настоящее время, такие саморегулирующиеся организации созданы практически во всех регионах страны. Однако, их вклад в решение проблем малого инновационного предпринимательства пока весьма ограничен, что объясняется малочисленностью самих организаций, отсутствием опыта работы, дефицитом средств. Представляется, что одним из перспективных направлений их деятельности, как раз может стать участие в создании объектов инфраструктуры коммерциализации результатов НИОКР.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка методологической основы системы по развитию и поддержке научных разработок», проект № 110200690а.
Литература
1. Абрамов Р. А. Региональные особенности инновационной деятельности в Российской Федерации. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2010. - 25,1 п. л.
2. ЮВАО - территория инновационного развития. [Под. ред. В .Б. Зотова]. -М.: 2007.
3. www.invur.ru
4. Спиридонов Э.С. Информационная экономика. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
- 288 с.
5. Бурак П.И., Ростанец В.Г, Топи-лин А.В. Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития. - М.: Экономика, 2009. - 368 с.
References
1. Abramov R. A. Regional features of innovative activity in the Russian Federation. - М.: Open Company «ИПЦ the Mask», 2010. - 25.
2. SEAD - territory of innovative development. [Under edition VB. Zotova].
- М.: 2007.
3. www.invur.ru
4. Spiridonov E. S. Information economy. - М: ЛИБРОКОМ, 2010. - 288 с.
5.Burak P.I., Rostanets V G, TopilinAV Infrastructure of inter-regional economic cooperation and imperatives of innovative development. - М.: Economy, 2009. - 368 c.
№6, 2011
86