Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ИСТОРИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берестова Е.М., Баталова Л.В., Оконникова Т.И., Рогозина Э.Р.

Цель исследования - выявление основных подходов, используемых современными отечественными исследователями при изучении истории развития физической культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. Методика и организация исследования. В работе используется историко-сравнительная методология историографического исследования. Результаты исследования и выводы. В современной отечественной историографии истории развития физической культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. можно выделить три основных подхода: исторический, культурологический и историко-педагогический. В рамках первого подхода исследователи представляют результаты анализа архивных и опубликованных документов, посвященных отдельным проблемам истории физической культуры и спорта, используя при этом как общероссийские материалы, так и данные по отдельным городам и губерниям Российской империи. В рамках второго подхода исследователи изучают физическую культуру и спорт с позиции культурологии. Третий подход изучает методологические аспекты и педагогические приемы проведения занятий по физической культуре и спорту в Российской империи. Проведенное исследование показывает, что в последние десятилетия отечественная историография значительно продвинулась в изучении данного вопроса, однако в истории российской физической культуры и спорта по-прежнему есть слабо изученные аспекты и перспективные направления, которые ждут своего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN RUSSIAN PROVINCE IN XIX - EARLY XX CENTURY IN CONTEMPORARY DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

Objective of the study was to identify the main approaches used by modern domestic researchers in studying the history of the development of physical culture and sport in the Russian province in the late XIX - early XX centuries. Methods and structure of the study. The study uses a comparative-historical methodology of historiographic analysis. Results and conclusions. In the modern domestic historiography of the development of physical culture and sport in the Russian province in the late XIX - early XX centuries, three basic approaches can be identified: historical, cultural and historical-pedagogical. Within the first approach, the researchers present the results of the analysis of the archived and published documents on the specific problems of the development of physical culture and sport, using both Russian materials and data on individual cities and provinces of the Russian empire. Within the second approach, the researchers study physical culture and sport from a cultural perspective. The third approach examines the methodological aspects and pedagogical techniques of physical education and sports classes in the Russian empire. The study shows that, in recent decades, domestic historiography has made significant progress in studying this issue; however, there are still insufficiently studied aspects and promising directions in the history of the Russian physical culture and sport that require further study.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

развитие физическом культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале хх веков в освещении современной отечественной историографии

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 27.04.2021 г.

□ и

£ г. CL

ч—

о

OJ и

CL

■ -О

с

га

^

о

(U .с

н

Информация для связи с автором: kaberestova@mail.ru

Аннотация

Кандидат исторических наук, доцент Е.М. Берестова1 Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Баталова1 Кандидат исторических наук, доцент Т.И. Оконникова1 Кандидат философских наук, доцент Э.Р. Рогозина1

Удмуртский государственный университет, Ижевск

DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN RUSSIAN PROVINCE IN LATE XIX - EARLY XX CENTURY IN CONTEMPORARY DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

PhD, Associate Professor E.M. Berestova1 PhD, Associate Professor L.V. Batalova1 PhD, Associate Professor T.I. Okonnikova1 PhD, Associate Professor E.R. Rogozina1

1Udmurt State University, Izhevsk

Цель исследования - выявление основных подходов, используемых современными отечественными исследователями при изучении истории развития физической культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв.

Методика и организация исследования. В работе используется историко-сравнительная методология историографического исследования. Результаты исследования и выводы. В современной отечественной историографии истории развития физической культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. можно выделить три основных подхода: исторический, культурологический и историко-педагоги-ческий. В рамках первого подхода исследователи представляют результаты анализа архивных и опубликованных документов, посвященных отдельным проблемам истории физической культуры и спорта, используя при этом как общероссийские материалы, так и данные по отдельным городам и губерниям Российской империи. В рамках второго подхода исследователи изучают физическую культуру и спорт с позиции культурологии. Третий подход изучает методологические аспекты и педагогические приемы проведения занятий по физической культуре и спорту в Российской империи. Проведенное исследование показывает, что в последние десятилетия отечественная историография значительно продвинулась в изучении данного вопроса, однако в истории российской физической культуры и спорта по-прежнему есть слабо изученные аспекты и перспективные направления, которые ждут своего исследования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, история, российская империя, историография.

Abstract

Objective of the study was to identify the main approaches used by modern domestic researchers in studying the history of the development of physical culture and sport in the Russian province in the late XIX - early XX centuries. Methods and structure of the study. The study uses a comparative-historical methodology of historiographic analysis.

Results and conclusions. In the modern domestic historiography of the development of physical culture and sport in the Russian province in the late XIX - early XX centuries, three basic approaches can be identified: historical, cultural and historical-pedagogical. Within the first approach, the researchers present the results of the analysis of the archived and published documents on the specific problems of the development of physical culture and sport, using both Russian materials and data on individual cities and provinces of the Russian empire. Within the second approach, the researchers study physical culture and sport from a cultural perspective. The third approach examines the methodological aspects and pedagogical techniques of physical education and sports classes in the Russian empire. The study shows that, in recent decades, domestic historiography has made significant progress in studying this issue; however, there are still insufficiently studied aspects and promising directions in the history of the Russian physical culture and sport that require further study.

Keywords:physical education, sports, history, the Russian empire, historiography.

Введение. Всестороннее и объективное изучение разнообразных процессов, связанных с развитием физической культуры и спорта, в современной России не может обойтись без вдумчивого исследования исторического багажа, накопленного предыдущими поколениями. Именно поэтому анализ предшествующего опыта развития физической культуры и спорта является значимым направлением исследований.

Цель исследования - выявление основных подходов, используемых современными отечественными исследователями при изучении истории развития физической культуры

и спорта, в российской провинции во второй половине XIX -начале XX вв.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования является использование исто-рико-сравнительного метода, направленного на изучение имеющихся концепций и сравнение позиций разных авторов по определенному кругу вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение. К современной отечественной историографии принято относить исследования, появившиеся в период с 90-х гг. XX в., вплоть

88

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

до настоящего времени. Подобный подход обусловлен кардинальной сменой исторической парадигмы в отечественной науке, наблюдаемой в постсоветский период. Именно благодаря этому в рассматриваемый период стало появляться большое количество работ, посвященных изучению исторического опыт Российской империи по развитию физической культуры и спорта. В работах авторов, занимающихся изучением данной проблематики, можно выявить несколько наиболее распространенных концептуальных подходов.

В рамках одного из таких подходов, который можно назвать историческим, исследователи представляют результаты анализа архивных и опубликованных документов, посвященных отдельным проблемам истории физической культуры и спорта, используя при этом как общероссийские материалы, так и данные по отдельным городам и губерниям Российской империи. К числу авторов, работающих в данном направлении, можно отнести М. А. Смирнова [12]. В своих исследованиях автор рассматривает особенности развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения Вятской губернии. Как отмечает М. А. Смирнов, спорт стали рассматривать как одну из полезных форм досуга, в Вятской губернии появились отдельные личности, чьи усилия и достижения сделали спорт более привлекательным в глазах населения. Истории развития физической культуры и спорта в отдельных уездах Вятской губернии, что составляют территорию современной Удмуртии, посвящена и статья Г. В. Мерзляковой [7].

Становлению физической культуры и спорта в Приамурье посвящена работа С. А. Кашуба [5]. Автор сравнивает отношение к физической культуре крестьянского и казачьего населения Приамурья, а также рассматривает особенности развития физической культуры среди эвенкийского населения. Интересным представляется и исследование Д. Г. Ефимова [4], в котором автор рассматривает отдельные аспекты внедрения физической культуры и спорта в армии, столичных и провинциальных учебных заведениях, как военного, так и гражданского назначения. Отдельным аспектам законодательного регулирования физической культуры и спорта посвящена работа С. В. Алексеева [1]. Важное значение для понимания истоков развития в России олимпийского движения имеет фундаментальное исследование А. Б. Суника [13]. Все приведенные выше работы являются добротными историческими исследованиями, авторы которых рассматривают разнообразный круг вопросов, связанных с историей развития физической культуры и спорта в отдельных регионах Российской империи. Однако не сложно заметить, что история физической культуры и спорта в отдельных губерниях еще ждет своих исследователей.

В рамках второго концептуального подхода исследователи изучают физическую культуру и спорт с позиции культурологии. Так, Н. В. Макарова [6] рассматривает развитие физической культуры населения через традиционные ценности народов Поволжья. Т. В. Слепцова [11] осмысливает физическую культуру и спорт как культурный феномен в аспекте его отражения в отдельных видах искусства, в частности в литературе. Автор отмечает, что физическая культура рассматривалась как полифункциональное явление - способ укрепления здоровья, модное увлечение, проверка своих физических возможностей, форма проведения досуга, игра и состязание. Следует отметить, что культурологический подход представляется достаточно перспективным, особенно в аспекте изучения роли физической культуры и спорта в повседневной жизни российской провинции.

Следующий концептуальный подход связан с историко-педагогическими исследованиями. В русле данного подхода выстроена работа В. Е. Петраковой [9]. Автор изучает исторические предпосылки развития спорта во второй поло-

вине XIX в., а также методологические основы и педагогические приемы проведения спортивных тренировок. Г. М. Алимов [2] изучает историю внедрения физической культуры в программу учебных заведений, а также выявляет наиболее распространенные в России того периода концепции физического воспитания - оздоровительно-адаптивную, социально-ориентированную, личностно-ориентированную. И. В. Волкова [3] рассматривает физкультуру как часть общей культуры личности, изучает роль государства, общества и периодической печати в формировании интереса к физической культуре и спорта на примере Нижнего Новгорода, а также выявляет основные педагогические подходы, связанные с преподаванием физической культуры как учебной дисциплины. Представляют интерес исследования А. М. Ростовцева [10] и Е. А. Парыгиной [8], связанные с изучением процесса становления в Российской империи научной и педагогической парадигмы в области физической культуры и спорта. Вышеперечисленные работы позволяют говорить о проработанности отдельных аспектов вопроса, но также обнаруживают некоторые пробелы, предоставляющие возможности для дальнейших исследований.

Вывод. В последние десятилетия отечественная историография значительно продвинулась в изучении истории развития физической культуры и спорта в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. Современные исследователи используют различные концептуальные подходы, позволяющие изучить вопрос наиболее полно и объективно. Однако в истории российской физической культуры и спорта по-прежнему есть слабо изученные аспекты и перспективные направления, которые ждут своего исследования.

Литература

1. Алексеев С.В. История регулирования физической культуры и спорта в российской империи в период XVIII - начале XX вв. / Алексеев С.В. Алексеев // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 5 (137). - С. 98-107.

2. Алимов Г.М. Становление и развитие концепций физического воспитания в России XVIII - начала XX вв. / Г.М. Алимов, Н.А. Кар-гапольцева. - Орск: Изд-во Орского гуманитарного технологического ин-та, 2015. - 243 с.

3. Волкова И.В. Педагогические основы развития физкультурно-спортивного движения в России: середина XIX - начало XXI вв.: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.В. Волкова. - Н. Новгород,

- 2011. - 61 с.

4. Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России в 1861-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук / Д.Г. Ефимов - СПб., 2000. - 385 с.

5. Кашуба С.А. Становление физкультуры и спорта в процессе освоения Приамурья во второй половине XIX - начале XX веков: На матер. Амурской области: автореф. дис. ... канд. ист. наук / С.А. Кашуба - Благовещенск, 2004. - 2б с.

6. Макарова Н.В. Культура здоровья народов Среднего Поволжья в

XIX столетии: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н.В. Макарова -Тольятти, 2013. - 19 с.

7. Мерзлякова Г.В. Физкультура и спорт в дореволюционной Удмуртии (конец XIX - начало XX в.) / Г. В. Мерзлякова, Н. В. Казакова, Л. В. Баталова // Теория и практика физ. культуры. - 2018.

- № 12. - С. 3-5.

8. Парыгина Е.А. Эволюция системы российской науки в области физической культуры и спорта: вторая половина XIX - начало XXI вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Парыгина - Омск, 2010.

- 24 с.

9. Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Петракова

- М., 1999. - 23 с.

10. Ростовцев А.М. У истоков физической культуры как самостоятельной научной и учебной дисциплины в дореволюционной России / А.М. Ростовцев // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 1. - С. 282-287.

11. Слепцова Т.В. Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Слепцова - Омск, 2013. - 24 с.

12. Смирнов М.А. Развитие физической культуры и спорта в Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук / М.А. Смирнов - Киров, 2013. - 264 с.

13. Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-

XX веков / А. Суник. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 764 с.

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

References

Alekseev S.V. Istoriya regulirovaniya fizicheskoy kultury i sporta v rossiyskoy imperii v period XVIII - nachale XX vv. [History of regulation of physical education and sports in the Russian Empire in the period of the 18th - early 20th centuries]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. no. 5 (137). pp. 98-107.

Alimov G.M., Kargapoltseva N.A. Stanovlenie i razvitie kontseptsiy fizicheskogo vospitaniya v Rossii XVIII - nachala XX vv. [Formation and development of physical education concepts in Russia in the 18th -early 20th centuries]. Orsk: Orsk Humanitarian Technological Institute publ., 2015. 243 p.

Volkova I.V. Pedagogicheskie osnovy razvitiya fizkulturno-sportivnogo dvizheniya v Rossii: seredina XIX - nachalo XXI vv. [Pedagogical foundations of development of physical education and sports movement in Russia: middle of XIX - early XXI centuries]. Doct. Diss. Abstract (Hab.) N. Novgorod, 2011. 61 p.

Efimov D.G. Stanovlenie i razvitie fizicheskoy kultury i sporta v gosudarstvennykh uchrezhdeniyakh Rossii v 1861-1917 gg. [Formation and development of physical education and sports in state institutions of Russia in 1861-1917]. PhD diss.. St. Petersburg, 2000. 385 p. Kashuba S.A. Stanovlenie fizkultury i sporta v protsesse osvoeniya Priamurya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vekov: Na mater. Amurskoy oblasti [Formation of physical education and sports in the process of development of Amur region in the second half of the XIX - early XX centuries: Case study of Amur Region]. PhD diss. Abstract. Blagoveshchensk, 2004. 26 p.

Makarova N.V. Kultura zdorovya narodov Srednego Povolzhya v XIX stoletii [Health culture of peoples of Middle Volga region in the XIX century]. PhD diss. abstract. Togliatti, 2013. 19 p.

7. Merzlyakova G.V., Kazakova N.V., Batalova L.V. Fizkultura i sport v dorevolyutsionnoy Udmurtii (konets XIX - nachalo XX v.) [Physical education and sports in imperial Udmurtia of the late XlX to early XX century]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 12. pp. 3-5.

8. Parygina E.A. Evolyutsiya sistemy rossiyskoy nauki v oblasti fizicheskoy kultury i sporta: vtoraya polovina XlX - nachalo XXI vv. [Evolution of Russian science system in physical education and sports: the second half of the XIX - early XXI centuries]. PhD diss.. Omsk, 2010. 24 p.

9. Petrakova V.E. Osnovnye tendentsii razvitiya sporta v Rossii v kontse

XIX veka [Key trends in development of sports in Russia in the late 19th century]. PhD diss. Abstract. Moscow, 1999. 23 p.

10. Rostovtsev A.M. U istokov fizicheskoy kultury kak samostoyatelnoy nauchnoy i uchebnoy distsipliny v dorevolyutsionnoy Rossii [Origins of physical education as independent scientific and educational discipline in pre-revolutionary Russia]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2010. No. 1. pp. 282-287.

11. Sleptsova T.V. Fenomen fizicheskoy kultury i sporta v otechestvennoy literature XIX - nachala XX vv. [Phenomenon of physical education and sports in domestic literature of the XIX - early XX centuries]. PhD diss. Abstract. Omsk, 2013. 24 p.

12. Smirnov M.A. Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v Vyatskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Development of physical education and sports in the Vyatka province in the late XIX - early XX century]. PhD diss.. Kirov, 2013. 264 p.

13. Sunik A. Rossiyskiy sport i olimpiyskoe dvizhenie na rubezhe XIX-XX vekov [Russian sport and Olympic movement at the turn of the XIX -

XX centuries]. 2nd ed.. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 764 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

спортивная культура как элемент развития человеческого капитала

Доктор экономических наук, и.о. профессора М.М. Зияева1 Аспирант А.С. Гонашвили2, 3 4

"Ташкентский государственный экономический университет, Ташкент

2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

3Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС, Санкт-Петербург "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербург

УДК/UDC 331.108

Ключевые слова: спорт, человеческий капитал, физическая культура, развитие экономики Узбекистана, здоровье, спортивная культура.

Введение. Развитие человеческого капитала через исследование и повышение роли спортивной культуры в образе жизни людей на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем для экономического развития Узбекистана [1].

Цель исследования - выявление способов формирования спортивной культуры как средства развития человеческого капитала на примере Узбекистана.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день мало исследованным является вопрос о вкладе спортивной культуры в процесс совершенствования человеческого капитала. В данном контексте распространение в Узбекистане порядков рыночной конкуренции показало большое значение опыта состязательности, получаемой в спорте. Примером чего служат многие успешные карьеры, как в бизнесе, так и в политике, которые состоялись благодаря навыкам, приобретенным через усвоение спортивной культуры. Ярким примером вышесказанного является Равшан Ирматов, который будучи рефери ФИФА стал одним из самых узнаваемых людей не только в Узбекистане, но и в мире международного футбола. После завершения спортивной карьеры Равшан Ирматов был назначен первым заместителем министра физической культуры и спорта. Конкурентоспособ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sports culture of uzbekistan as element of human capital development

Dr.Sc.Econ., Professor M.M. Ziyayeva' Postgraduate student A.S. Gonashvili23, 4 'Tashkent State University of Economics, Tashkent 2Saint Petersburg State University, Saint Petersburg 3University under the IPA EurAsEC, Saint Petersburg 4Saint-Petersburg State Institute of Technology, Saint Petersburg

Поступила в редакцию 02.10.2021 г. ность любого индивида на рынке труда повышается, если он занимался и продолжает заниматься спортом.

Свидетельством этому является авторский социологический опрос работников умственного труда, проведенный в рамках пилотажного исследования. В опросе участвовали 150 респондентов. В результате полученных данных была обнаружена высокая самооценка состояния здоровья и работоспособности у занимающихся спортом респондентов. Удалось зафиксировать тенденцию к усилению вовлеченности работников высшей школы в спортивные досуговые практики по мере получения более высокой научной степени.

Вывод. Таким образом, развитие человеческого капитала находится в плоскости социальной сферы государственной политики страны, поэтому важно разрабатывать теоретические концепции до формулировки практической схемы совершенствования человеческого капитала путем развития спортивной культуры и инвестиций в спортивную социализацию индивидов, способствующих развитию потенциала индивидов и страны в целом.

Литература

1. Гонашвили А.С. Спорт как фактор развития человеческого капитала в эпоху цифрового ускорения общества: социологический анализ / А.С. Гонашвили // Цифровое ускорение общества: социологический взгляд. Материалы Международного науч.-практ. семинара. - Ижтимоийфакр, 2020. - С. 71-75.

Информация для связи с авторами: gon.01.07.94@yandex.ru

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.