УДК 658.114 ББК 65.292.34 М 52
А.Ш. Меретуков
Аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г.
Ростов-на-Дону. Тел.: (928) 42 00 430.
Развитие финансовой подсистемы корпорации в условиях постиндустриальных преобразований
(Рецензирована)
Аннотация. В статье предложен подход к исследованию процесса развития финансовой подсистемы современной корпорации, определены основные инструменты развития данной подсистемы.
Ключевые слова: финансовая подсистема, корпорация, развитие, институт.
A.S. Meretukov
Post-graduate student of Rostov State Economic University (RINH), Rostov - on - Don. Ph.:
(928) 4200430
The evolution of a financial subsystem of corporation in conditions of post-industrial transformations
Abstract. The paper discusses the approach to research of evolution of a financial subsystem of modern corporation and defines the main instruments of development of this subsystem.
Keywords: financial subsystem, corporation, development, institute.
Формирование особой финансовой подсистемы корпорации происходит в процессе упорядочивания и структуризации пространства развития корпоративных отношений. Для современной экономики характерна тенденция к общей реорганизации различных форм рыночных связей, обусловливающая утверждение специфицированного способа взаимодействия экономических субъектов, для которого характерны следующие черты:
- соответствие друг другу сторон трансакций, составляющих устойчивую пару субъектов экономического взаимодействия;
- закрепление трансакционных связей посредством заключения долгосрочных договоров, формирования традиций и создания организаций;
- интенсивное переплетение связей между субъектами взаимодействия, в котором складывается системное качество экономических отношений [1].
Поскольку специфицированное взаимодействие локализовано во внутренней среде какой-либо сложной системы экономических отношений, то на его основе происходит структуризация среды и формируется ряд подсистем; применительно к корпорации -финансовая, логистическая, инновационная и другие подсистемы. При этом институционально упорядочиваются и организуются «внутренние рынки» корпорации, становящейся «системой систем» или мета-системой. В основе локализации особой финансовой подсистемы в корпорации лежит спецификация взаимодействия действительного и фиктивного капиталов [2].
В первом приближении обороты действительного и фиктивного капиталов корпорации представляются независимыми друг от друга, однако дальнейшее исследование приводит к раскрытию способа связи между ними. Первичная эмиссия фиктивного капитала позволяет сформировать вещественные и субъектные элементы действительного капитала; в
свою очередь, воспроизводство действительного капитала приносит прибыль, расщепление которой обеспечивает доход на обращающиеся элементы фиктивного капитала и, соответственно, обусловливает периодическую коррекцию их курсов.
Спецификация взаимодействия действительного и фиктивного капиталов детерминирует основные характеристики финансовой подсистемы:
- концентрацию управляющих воздействий - финансовая подсистема берет на себя управление развитием других компонентов корпорации;
- формирование устойчивой совокупности базисных функций, реализующих основные потребности корпорации и обеспечивающих эффективное и устойчивое развитие ее как системного субъекта;
- гибкий способ структурной организации, позволяющий данной подсистеме адаптироваться к изменениям на финансовом рынке;
- высокий уровень требований к субъектам, поскольку финансовая подсистема выступает в качестве ядра развития системы корпорации;
- противоречивость институциональных параметров - с одной стороны, финансовые отношения корпорации нуждаются в строгом упорядочивании и стандартизации; с другой стороны, их динамичное развитие обусловливает потребность в регулярном обновлении норм, форм контрактов и статусов.
Позицию финансовой подсистемы во внутренней среде корпорации правомерно определить следующим образом: приоритетный компонент системы корпорации,
концентрирующий ее созидательные ресурсы; ядро развития; центр системной ответственности корпорации. Определяя роль финансовой подсистемы в эволюционном процессе корпорации, необходимо исходить из разграничения процессов функционирования и развития, что позволяет выделить в исследуемой подсистеме два вида ресурсов:
- стабилизирующие ресурсы, ориентированные на потребности функционирования (простого воспроизводства) действительного и фиктивного капиталов; оценивая совокупные финансовые ресурсы данного рода, следует квалифицировать их как фонд функционирования системы корпорации.
- развивающие ресурсы, ориентированные на потребности количественного роста и качественного преобразования действительного и фиктивного капиталов; оценивая финансовые ресурсы данного рода, следует квалифицировать их как фонд развития (инвестиционный фонд) корпорации (см. табл. 1) [3].
Таблица 1
Два вида ресурсов, образуемых и используемых в финансовой подсистеме корпорации
Ресурсы, образуемые в финансовой подсистеме Целевая ориентация использования ресурсов Тип воспроизводства, который обеспечивают ресурсы Фонды, образуемые данными ресурсами
Стабилизирующие ресурсы Оплата труда, амортизация, налоговые платежи, возмещение затраченных материалов, возврат кредитов и др. Простое воспроизвод- ство Фонд функционирован ия корпорации
Развивающие ресурсы Накопление и модернизация физического капитала, человеческого фактора, дополнительная эмиссия ценных бумаг и др. Расширенное воспроизвод- ство Фонд развития корпорации (инвестиционны й фонд)
Постиндустриальные преобразования обусловливают становление корпорации
системным субъектом экономики знаний, что предполагает интеграцию процессов воспроизводства финансового капитала и воспроизводства знаний, а также выделение в составе инвестиционного фонда корпорации следующих элементов, приоритетных для ее эволюционного процесса:
- инвестиций в инновационные нематериальные активы (права на инновационные технологии, способы продвижения продуктов, способы организации и управления бизнесом, ноу-хау и др.);
- инвестиций в человеческий капитал, обеспечивающий корпорации ключевые компетенции, необходимые для ее конкурентоспособности.
Усиливающееся в ходе постиндустриальных преобразований господство финансовой надстройки над базисом экономических отношений обусловливает превращение финансовой подсистемы в центр управления развитием системы корпорации. При этом используются следующие возможности, заложенные в форме корпорации и финансовых механизмах публичного инвестирования: информационная насыщенность финансовых отношений;
высокая скорость финансовых трансакций; использование механизмов формирования доходных ожиданий инвесторов для реализации корпоративных инвестиционных решений; сетевая реорганизация корпораций, позволяющая создавать «решетки интеллектуальных моделей» на основе анализа разносторонней финансовой информации [4].
Вместе с тем динамизм преобразований обусловливает неустойчивость финансовой подсистемы корпорации, поток финансовых инноваций не обеспечивает адекватных преобразований в состоянии действительного капитала, что приводит к деформации данной подсистемы, потере ею собственных инвестиционных ресурсов и созданию высоких барьеров для притока данных ресурсов из внешней среды. Переходу в фазу рецессии предшествует формирование «финансового пузыря», то есть масштабного разрыва между рыночными котировками элементов фиктивного капитала и реальным экономическим состоянием действительного капитала.
Один из уроков глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. состоит в том, что первыми из рецессии выходят корпорации, сумевшие обеспечить фокусирование своих инвестиционных ресурсов на инновационных технологиях, механизмах хозяйствования и продуктах, а также на воспроизводстве человеческого капитала в своей внутренней среде.
В исследовании функций и инструментов развития финансовой подсистемы корпорации в условиях постиндустриальных преобразований необходимо исходить из ориентации на познавательные возможности системного подхода, в частности, его функциональной составляющей, поскольку речь идет о формировании новых функций и инструментальной поддержке возникающих изменений. Вместе с тем, с учетом природы исследуемого объекта здесь востребованы эвристические возможности следующих направлений экономической науки:
- институционального подхода, поскольку функциональные изменения в финансовой подсистеме, обусловленные динамичными и глубокими постиндустриальными преобразованиями, проецируются на институты, а также сталкиваются с институциональными ловушками и ограничениями;
- теории корпоративных отношений, поскольку постиндустриальные преобразования формируют разрывы и асимметрии в движении фиктивного и действительного капиталов корпорации;
- теории социально-экономических трансформаций, поскольку ее познавательный потенциал ориентирован на исследование результатов преобразовательных процессов, в том числе - на обеспечение их коррекции [5].
Глобальная интеграция финансовых отношений усиливает внешнее воздействие на финансовую подсистему корпорации, фокусируя внимание на ключевых компетенциях, что обусловливает следующие приоритеты процесса институционального закрепления функций данной подсистемы:
- введение правовых норм и стандартов, обеспечивающих защиту интеллектуальной
собственности разработчиков финансовых инноваций;
- разработка эффективных контрактов между владельцами человеческого капитала и корпорацией как интегрированным субъектом, позволяющих стабилизировать инвестиционный процесс в данной сфере;
- закрепление рациональных форм экономического поведения корпорации и субъектов ее внутренней среды в условиях динамичных постиндустриальных преобразований [6].
Выделим основные принципы развития финансовой подсистемы современной корпорации в условиях постиндустриальных преобразований:
A. Становление финансовой подсистемы центром системной ответственности процессов модернизации и инновационного развития корпорации, что предполагает создание специальных фондов, обеспечивающих ответственность за результаты преобразований, а также внедрение новых технологий управления возникающими здесь рисками.
Б. Инвестиционное обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала и инновационных нематериальных активов, что предполагает создание специальных фондов финансовой подсистемы, образуемых из прибыли, порядок формирования и использования которых устанавливается советом директоров.
B. Разработка новых технологий генерирования капитала, отвечающих требованиям экономики знаний; совокупность таких технологий обеспечивает устойчивое воспроизводство финансовых инноваций, применяемых для преобразования и развития всех подсистем корпорации.
Г. Обеспечение соразмерности в развитии фиктивного капитала и действительного капитала корпорации, что предполагает разработку специальных индикаторов оценки и расчета их пороговых значений применительно к взаимодействию между указанными капиталами.
Реализация указанных принципов предполагает соответствующую инструментальную поддержку, разрабатывая которую целесообразно сфокусировать внимание на двух группах инструментов:
- инструменты оценки взаимодействия между действительным и фиктивным капиталом;
- институциональные инструменты развития финансовой подсистемы современной корпорации в условиях постиндустриальных преобразований [7].
С учетом приоритетности нематериальных активов и человеческого капитала востребованы следующие инструменты оценки характера взаимодействия между действительным и фиктивным капиталом современной российской корпорации:
- изменение рыночной стоимости (котировки) эмитированных корпорацией ценных бумаг, приходящееся на единицу изменения стоимости нематериальных активов в составе действительного капитала. Экономический смысл данного инструмента состоит в определении вклада фиктивного капитала в движение стоимости приоритетного для современной корпорации элемента действительного капитала - нематериальных активов;
- изменение рыночной стоимости (котировки) эмитированных корпорацией ценных бумаг, приходящееся на единицу изменения оценочной стоимости накопленного корпорацией человеческого капитала. Экономический смысл данного инструмента состоит в определении вклада фиктивного капитала в движение стоимости наиболее развитой составляющей человеческого фактора современной корпорации - ее человеческого капитала.
Поскольку для современной корпорации характерно наложение процессов вхождения интенсивного роста и участия в постиндустриальных преобразованиях, то в данном случае наиболее востребованы институциональные инструменты, позволяющие решить комплекс взаимосвязанных задач:
- обеспечить достижение проектируемых параметров финансовой подсистемы, а также наращивание ее вклада в развитие системы корпорации;
- провести коррекцию институциональных параметров финансовой подсистемы
(правовых норм, стандартов, контрактов и др.), сдерживающих дальнейшее развитие корпорации;
- преодолеть институциональные ловушки, складывающиеся в процессе становления новых форм корпоративных отношений.
Обобщение результатов анализа, полученных в данном исследовании, позволяет предложить следующие институциональные инструменты развития финансовой подсистемы современной российской корпорации, участвующей в процессе постиндустриальных преобразований:
- фонд развития человеческого капитала корпорации, создаваемый в целях финансово-инвестиционной поддержки приоритетных для нее направлений развития применяемого человеческого фактора. Данный инструмент ориентирован на использование финансовых возможностей корпорации в фокусированном развитии тех элементов человеческого капитала, которые востребованы в финансовой подсистеме. Фонд развития человеческого капитала целесообразно формировать в процессе распределения прибыли. В институциональном плане он обеспечивает планомерную адаптацию финансовой подсистемы корпорации к задачам интенсивной эволюции креативной составляющей человеческого фактора, заменяя разовые расходы на развитие указанной составляющей систематическими расходами;
- долгосрочные контракты с обладателями человеческого капитала, заключаемые корпорацией и собственниками данного капитала в целях стабилизации отношений инвестирования процесса развития человеческого капитала. Данный инструмент позволяет ускорить накопление человеческого капитала во внутренней среде и сконцентрировать его на решающих направлениях развития корпораций, в том числе в финансовой подсистеме. Благодаря долгосрочным контрактам корпорация получает возможность защитить свои вложения в созидательный потенциал креативных сотрудников; при изменении интересов участников контракт может быть продан третьей стороне, что обеспечивает корпорации возврат ее средств. В институциональном отношении данный инструмент обеспечивает адаптацию контрактных отношений к условиям воспроизводства человеческого капитала.
Примечания:
1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
2. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2- е изд. М.: Политиздат, 1960. 924 с.
3. Нижегородцев Р.М. Экономика инфляционного разрыва // Альтернативы. 2012. №
3.
4. Кидуэлл Д., Петерсон Р., Блэкуэлл Д. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2003.
5. Ермоленко А.А. Методология политической экономии в исследовании неоднородных систем // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2.
6. Хэгстром Р. Инвестирование. Последнее свободное искусство. М.: Олимп-Бизнес,
2005.
7. Ермоленко А.А., Шарапов М.В. Финансовые рынки: структурный аспект // Новые технологии. 2012. № 2.
References:
1. Williamson O. Economic institutes of capitalism. SPb.: Lenizdat, 1996.
2. Marx K. Capital. V.1 // Marx K., Engels F., Compositions. 2-nd issue. V23.
3. Nizhegorodtsev R.M. Economies of an inflationary gap // Alternatives. 2012. No. 3.
4. Kidwell D., Peterson R., Blackwell D. Financial institutions, markets and money. SPb.: Peter, 2003.
5. Ermolenko A.A. Methodology of political economy in research of non-uniform systems // Scientific Thought of the Caucasus. 2012 . No. 2.
6. Hegstrom R. Investment. Last free art. M.: Olymp-Business, 2005.
7. Ermolenko A.A., Sharapov M.V Financial markets: structural aspect // New Technologies. 2012. No. 2.