Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОРДВЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОРДВЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЭТНОС / СУПЕРЭТНОС / ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ / ЭТНОКУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ / КУЛЬТУРА / АССИМИЛЯЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Емелькина Ирина Владимировна

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ этнического самосознания мордвы, динамики взаимоотношений русского (российского) и мордовского менталитетов в полиэтнической среде. Определить общий контур этнических процессов в глобальном информационном пространстве на примере их межкультурной коммуникации. Выявить наиболее значимые тренды трансформации этнического самосознания, влияние на них процессов глобализации. Обосновать необходимость обращения к изучению национального самосознания мордвы. Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной литературы по изуча-емой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация) и эмпирических (метод экспертных оценок) методов. Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы (отдельными экспертами вопросы этнического самосознания воспринимаются очень остро. Появляются работы, в которых внимание уделяется не столько постижению сущности феномена, сколько его политизированной интерпретации). Отмечены позитивные (сохранение культурной самобытности) и негативные (ассимиляция, депопуляция, рост числа межэтнических контактов, противоречивый характер этнического самосознания) тенденции в развитии этнического сознания мордовского народа. Выявлены изменения этнического сознания в условиях трансформации российского общества, а также их последствия. Затронуты вопросы современных этнокультурных векторов развития самосознания мордвы. Сделан вывод, что развитие этнического сознания мордовского этноса в условиях глобализации достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного вмешательства. Обсуждение и заключение. Этническое самосознание связано с развитием и конструированием собственной идентичности. Последние два десятилетия под влиянием ряда факторов этническое самосознание подвергается трансформации. Несмотря на положительную динамику в области развития этнического сознания, в представлении населения республики стали наблюдаться обновления культурной сферы, препятствующие сохранению этнической идентичности (постепенная утрата этнического самосознания, языка). Катализатором этих тенденций становятся глобализация, влияние СМИ, тиражирующие образцы нового поведения. В соответствии с этим необходима грамотная и теоретически продуманная внешняя и охватывающая все сферы жизни систематическая деятельность всех структур общества, реагирующая на изменения в социуме. Существенны систематический, критически обобщенный анализ социокультурных процессов, осмысление и сохранение элементов народной мордовской культуры, их встраивание в процесс общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ETHNIC CONSCIOUSNESS OF MORDOVIA PEOPLE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Introduction. The aim of this article is to conduct a theoretical analysis of the ethnic self-awareness of the Mordovians, the dynamics of interaction between the Russian and Mordovian mentalities in a multi-ethnic environment. To determine the general outline of ethnic processes in the global information space on the example of their intercultural communication competence. To identify the most significant trends in the transformation of ethnic identity and their globalization processes impact. To justify the need to address the study of the national identity of the Mordvins. Materials and methods. The solution to research problems was provided by a set of complementary theoretical (scientific literature analysis of the problem under investigation, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (expert evaluation method) methods. results. A number of preliminary observations were made, indicating the peculiarities of the problem under investigation (some experts perceive issues of ethnic identity very acutely. There are works in which attention is paid not so much to understanding the essence of the phenomenon as to its politicized interpretation). Positive (preservation of cultural identity) and negative (assimilation, depopulation, growth in the number of inter-ethnic contacts, contradictory nature of ethnic identity) trends in the development of ethnic consciousness of the Mordovian people are noted. Changes in ethnic self-awareness in the conditions of transformation of Russian society, as well as their consequences, are revealed. The issues of modern ethno-cultural vectors of development of Mordovian self-awareness are discussed. It is concluded that the development of the ethnic self-awaress of the Mordovian ethnic group in the context of globalization is quite successful, but requires serious intervention. Discussion and Conclusion. Ethnic self-awareness is associated with the development and construction of one’s own identity. Over the past two decades, under the influence of a number of factors, ethnic identity has been transformed. Despite the positive dynamics in the development of ethnic consciousness, the population of the Republic of Mordovia began to experience the renewal of culture, which is hindering the preservation of ethnic identity (gradual loss of ethnic identity, language). The catalyst for these trends is globalization, the influence of mass media, which replicate patterns of new behavior. Accordingly, it is necessary to have a competent and theoretically thought-out external and systematic activity of all structures of society that covers all spheres of life and responds to changes in society. A systematic, critically generalized analysis of socio-cultural processes, understanding and preserving elements of Mordovian culture, embedded in the process of social development is essential.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОРДВЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.051.020.202003.237-248

УДК 316 3/4

И. В. Емелькина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: zagirina71@yandex.ru

Развитие этнического самосознания мордвы в условиях глобализации

Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ этнического самосознания мордвы, динамики взаимоотношений русского (российского) и мордовского менталитетов в полиэтнической среде. Определить общий контур этнических процессов в глобальном информационном пространстве на примере их межкультурной коммуникации. Выявить наиболее значимые тренды трансформации этнического самосознания, влияние на них процессов глобализации. Обосновать необходимость обращения к изучению национального самосознания мордвы. Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация) и эмпирических (метод экспертных оценок) методов. Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы (отдельными экспертами вопросы этнического самосознания воспринимаются очень остро. Появляются работы, в которых внимание уделяется не столько постижению сущности феномена, сколько его политизированной интерпретации). Отмечены позитивные (сохранение культурной самобытности) и негативные (ассимиляция, депопуляция, рост числа межэтнических контактов, противоречивый характер этнического самосознания) тенденции в развитии этнического сознания мордовского народа. Выявлены изменения этнического сознания в условиях трансформации российского общества, а также их последствия. Затронуты вопросы современных этнокультурных векторов развития самосознания мордвы. Сделан вывод, что развитие этнического сознания мордовского этноса в условиях глобализации достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного вмешательства. Обсуждение и заключение. Этническое самосознание связано с развитием и конструированием собственной идентичности. Последние два десятилетия под влиянием ряда факторов этническое самосознание подвергается трансформации. Несмотря на положительную динамику в области развития этнического сознания, в представлении населения республики стали наблюдаться обновления культурной сферы, препятствующие сохранению этнической идентичности (постепенная утрата этнического самосознания, языка). Катализатором этих тенденций становятся глобализация, влияние СМИ, тиражирующие образцы нового поведения. В соответствии с этим необходима грамотная и теоретически продуманная внешняя и охватывающая все сферы жизни систематическая деятельность всех структур общества, реагирующая на изменения в социуме. Существенны систематический, критически обобщенный анализ социокультурных процессов, осмысление и сохранение элементов народной мордовской культуры, их встраивание в процесс общественного развития.

Ключевые слова: самосознание, менталитет, ментальность, этнос, суперэтнос, этноменталитет, этнокультура, национальное, культура, ассимиляция, глобализация.

Для цитирования: Емелькина И. В. Развитие этнического самосознания мордвы в условиях глобализации // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. -№ 3. - С. 325-333. DOI: 10.15507/2078-9823.51.020.202003.325-333.

© Емелькина И. В., 2020

Irina V. Emel'kina

National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: zagirina71@yandex.ru

Development of Ethnic Consciousness of Mordovia People in the Conditions of Globalization

Introduction. The aim of this article is to conduct a theoretical analysis of the ethnic self-awareness of the Mordovians, the dynamics of interaction between the Russian and Mordovian mentalities in a multi-ethnic environment. To determine the general outline of ethnic processes in the global information space on the example of their intercultural communication competence. To identify the most significant trends in the transformation of ethnic identity and their globalization processes impact. To justify the need to address the study of the national identity of the Mordvins. Materials and Methods. The solution to research problems was provided by a set of complementary theoretical (scientific literature analysis of the problem under investigation, comparative analysis, comparison, generalization, systematization) and empirical (expert evaluation method) methods. Results. A number of preliminary observations were made, indicating the peculiarities of the problem under investigation (some experts perceive issues of ethnic identity very acutely. There are works in which attention is paid not so much to understanding the essence of the phenomenon as to its politicized interpretation). Positive (preservation of cultural identity) and negative (assimilation, depopulation, growth in the number of inter-ethnic contacts, contradictory nature of ethnic identity) trends in the development of ethnic consciousness of the Mordovian people are noted. Changes in ethnic self-awareness in the conditions of transformation of Russian society, as well as their consequences, are revealed. The issues of modern ethno-cultural vectors of development of Mordovian self-awareness are discussed. It is concluded that the development of the ethnic self-awaress of the Mordovian ethnic group in the context of globalization is quite successful, but requires serious intervention. Discussion and Conclusion. Ethnic self-awareness is associated with the development and construction of one's own identity. Over the past two decades, under the influence of a number of factors, ethnic identity has been transformed. Despite the positive dynamics in the development of ethnic consciousness, the population of the Republic of Mordovia began to experience the renewal of culture, which is hindering the preservation of ethnic identity (gradual loss of ethnic identity, language). The catalyst for these trends is globalization, the influence of mass media, which replicate patterns of new behavior. Accordingly, it is necessary to have a competent and theoretically thought-out external and systematic activity of all structures of society that covers all spheres of life and responds to changes in society. A systematic, critically generalized analysis of socio-cultural processes, understanding and preserving elements of Mordovian culture, embedded in the process of social development is essential.

Keywords: self-awareness, mentality, mentality, ethnos, superethnos, ethno-mentality, ethnoculture, national, culture, assimilation, globalization.

For citation: Emelkina I. V. Development of Ethnic consciousness of Mordovia People in the Conditions of Globalization. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(3): 325-333 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.051.020.202003.325-333.

Введение риканизация, славянизация, германизация,

В условиях взаимодействия культур в русификация и др.

современном мире «глобальные культуры» Британским историком, русистом и со-

могут стихийно образовываться или фор- ветологом Д. Хоскингом [6] было высказа-

мироваться целенаправленно, возникать но мнение, что русификация ставила своей

в результате ассимиляции. Есть термины, задачей придать всем народам России лишь

отражающие аналогичные процессы: аме- ощущение принадлежности к России, а

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„

~ й том 20, № 3, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

понятие идентичности является неясным и заключает в себе ряд аспектов, которые непросто соотнести друг с другом. В ответ на данное утверждение мы можем предположить, что британский ученый трактует непосредственный контакт с культурой русского народа других народов категорично. Нельзя не согласиться с ним в том, что в XX в. многие народы сблизились и стали унифицироваться в мышлении через математизацию в науках, компьютеризацию; в быту (все большее число людей становится подверженным воздействию СМИ). Но означает ли это, что и мордовский народ, поддаваясь воздействию «иллюзий», будет ассимилировать под влиянием происходящих процессов?

Позволим себе предположить, что каждый народ в своей основе остается собой до тех пор, пока сохраняются особенности этнического типа - образа и склада жизни и мысли, национальной пищи, ибо все это уникально и позволяет воспроизводить и сохранять национальную субстанцию, а значит, и его ядро. Об этом же свидетельствуют имеющиеся научные изыскания в области этнического самосознания мордвы.

Отдельные аспекты, связанные с самосознанием мордвы, затрагивались этнографами: Н. Ф. Беляевой, М. Е. Евсе-вьевым, П. И. Мельниковым-Печерским, В. Н. Майновым, М. Т. Маркеловым, Н. Ф. Мокшиным, И. Н. Смирновым; историками: В. А. Балашовым, Н. В. Зава-рюхиным, В. А. Юрченковым, Е. Н. Мок-шиной и др.; фольклористами: А. И. Маска-евым, К. Т. Самородовым, В. К. Радаевым, Л. С. Кавтаськиным, А. Д. Шуляевым, А. М. Шароновым; искусствоведами: Н. И. Бояркиным, В. С. Брыжинским; культурологами: А. Г. Бурнаевым, Н. Г. Юрчен-ковой, М. И. Каргиной и др. В конце XX в. появились труды по этноэтике.

Этноконфессиональная ситуация мордвы, в том числе в контексте процессов гло-

бализации, является областью научных интересов Е. Н. Мокшиной [3].

Языческий, «постхристианский» (после принятия христианства) и современный -это три периода, которые выделяются в развитии культуры и самосознания мордовского этноса.

Мы затронем время развития Мордовии и самосознания мордовского этноса - конец XX, начало XXI в. - современный период. В процессе исследования будет отображен визуальный слой менталитета, а значит, и самосознания, поскольку под менталитетом подразумевается не только совокупность культурных особенностей, ценностных ориентаций, но и установок самосознания.

Материалы и методы

Почвой исследования послужили этнокультурные очерки о мордве. В процессе подготовки статьи автор опиралась на мнения отечественных ученых - исследователей этнических особенностей мордвы, взгляды которых анализировались, сопоставлялись и обобщались. В качестве организационного метода выступил сравнительный подход. Для интерпретации полученных результатов использовались методы анализа, синтеза, сравнения. Метод экспертной оценки сводился к роли обыденных интерпретаций. Интерпретация результатов проводилась с помощью структурного подхода. Применены принципы системного и комплексного подходов.

Результаты исследования

По сути, этническое самосознание - это постепенно формирующийся и развертывающийся жизненный план, который с большой силой толкает этнос вперед, в будущее. Этническое самосознание - это то, что формирует некий каркас, именуемый в дальнейшем ментальностью, характером народа... Это своего рода «императивное ядро», которое показывает, каким будет этнос, как он будет себя воспринимать, преподносить, как себя будут идентифицировать его

представители, мыслить себя частью национального Целого... Самосознание предопределяется народом, однако оно не будет жизненным до тех пор, пока человек его не примет (объективное и субъективное в самосознании).

История развития самосознания каждого народа - это движение от минувшего к грядущему. Каждая его черта - это соединение будущего и настоящего. Это взаимодействие через связи внутри общности, потому что не может быть народа, который состоит из отчужденных, разобщенных индивидуумов.

Применительно к периоду конца XX -начала XXI в. и не только можно говорить о наиболее значительном влиянии российского менталитета на поведение, мышление, сознание и деятельность мордвы.

В. А. Юрченков в своих трудах упоминал о наличии противоречивых оценок, касавшихся вхождения и интегрирования мордовского народа в состав Российского государства. Причиной их появления был, как он полагал, конфликт новшеств и традиций.

Конец XX - начало XXI в. - время формирования «нового самосознания» мордвы, его культуры, существенных перемен в ментальности этноса [1; 3]. Перед нами стоит задача дать оценку состоянию самосознанию мордвы в целом, его сущностным основаниям.

На развитие культуры мордвы в период реформ повлияли изменения в российском обществе (в социальной, экономической и культурной сферах жизни). Пространство культуры любого народа постоянно подвержено изменениям. Мордовия, исторически связанная с Российским государством, прошла период трансформаций, подвергших испытанию все звенья социума, включая культуру. Середина 1990-х гг. в Мордовии у многих ассоциировалась с апатичностью и безысходностью.

328

После разрушения единого поля нравственных ценностей состояние сознания человека отличалось противоречивостью. На данные перемены повлияла прежде всего смена государственного устройства, целиком переменившая «картину мира» человека. Постепенно обрушивались прочные, традиционные, смыслообразующие социальные формы стабилизации жизненных процессов - семья и Церковь.

Опыт распада СССР показал, что в нашем сознании осуществляется разрыв с подлинной исторической идентификацией, поскольку на протяжении многих лет своего рода проводниками для Мордовии были Россия и коммунистическая идеология. Задача формирования идеала, выполняющего роль направляющей и регулирующей инстанции, которая придает жизни стабильность, целенаправленность в развитии, вставшая перед Республикой Мордовия, реанимировала и проблему идентичности.

Поэтому время, о котором мы говорим, -это период пристального внимания к разработке вопросов культуры (ценностей, норм, идеалов) в Республике Мордовия.

С появлением в обществе более четких ориентиров вопросы социализации молодежи приобрели перспективу развития. Результатом ослабления роли школы и семьи (в плане воспитания) стали опасения разобщения поколений.

Круг интересов и потребностей, отражающих базовые ориентиры молодежной аудитории Мордовии конца XX в., были непосредственно связаны с основаниями российского социума, с общепринятыми представлениями о добре и зле, патриотизме, ответственности, с которыми в отмеченный период ассоциировался процесс воспитания, но деидеологизация сказалась главным образом на системе воспитания и образовании, разрушив привычные стереотипы.

Динамику приобрели ассимиляционные процессы, связанные с проживанием мордвы

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„

том 20, № 3, 2020 гуманитарной науки и образования ' '

в многонациональной русскоязычной среде. Все это нашло выражение в оторванности представителей этноса от литературного языка, национального книгоиздания и т. д. Существенно сократилась численность мордовского населения, говорящего на родном языке. Специфичной для рассматриваемого периода стала динамика развития наук о человеке и обществе. Происходящие процессы привлекли внимание к этнической тематике.

Начало 1990-х гг. - это время формирования современной национальной политики в Мордовии. Благодаря руководству республики была предпринята попытка использовать национальный характер региона, что способствовало созданию национального законодательства и декларации о суверенитете.

Развитие национального законодательства ознаменовалось принятием блока законов: законов о сохранении культурно-исторического наследия, статусе национального села, об образовании, о библиотечном деле, о СМИ и др., обеспечивающих в том числе межнациональное сотрудничество.

Созданию системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением национальных мордовских языков содействовал Закон «О государственных языках». Благодаря этому в детских садах и школах появились группы детей, изучающих мокшанский и эрзянский языки. Активно формировалась проблематика, посвященная этноэтике, взаимному влиянию культур народов, проживающих на территории Мордовии и за ее пределами.

На 1-м Всероссийском съезде финно-угорских народов в 1992 г. были созданы конгрессы финно-угорских народов; принята Декларация о сотрудничестве; сформирован Консультативный комитет; было решено издавать журнал «Финно-угорский вестник».

Конгрессы налаживали сотрудничество финно-угорских народов России, взаимодействие их общественных организаций,

представляли их интересы. Способствовали сохранению и развитию языков народов, культур народов, защите права и интересов; занимались активизацией взаимодействия в области науки, культуры, развитием социальных контактов на государственном и межгосударственном уровнях. Участие в конгрессах укрепляло самосознание народов, развивало представление о целостности и духовной общности этносов.

Упрочению и развитию самосознания мордовского этноса способствовали народные празднества и гулянья: «Акша келу», «Раскень озкс», «День славянской письменности и культуры». Ежегодное проведение таких народных праздников предусматривалось Указом Главы РМ.

С 1992 г. в Саранске начали проводиться съезды мордовского народа.

Вторая половина XX в. - время развития в Мордовии этнопедагогики мордовского народа, фундаментом которой стали исследования, посвященные культуре финно-угорских народов. Представителями ученого мира Республики Мордовия предпринимались активные действия, направленные на сохранение языков мордовского народа. В организации самосознания этноса центральное положение занимали язык, миф, обычаи, ставшие проявлением внутреннего состояния души народа, арсеналом национальной культуры.

2000 г. стал временем кардинальной корректировки политического курса в стране: стартовала кампания, касающаяся законодательств субъектов Федерации по соответствию федеральным стандартам.

Взаимодействие культур всегда диалогично (Ю. М. Лотман), поэтому вместо понятия «влияние» стало использоваться слово «диалог». Опираясь на опыт сосуществования России и Мордовии, можно обозначить смысл их соседства и соработниче-ства посредством понятий «сотворчество», «сотрудничество».

Усвоению гуманистических традиций культуры мордовского народа способствовало формирование национального сознания и самосознания.

Православное духовенство, несмотря на негативное отношение к консерватизму, содействовало сохранению социальной стабильности. 1991 г. стал точкой отсчета восстановления монастырей как памятников архитектуры. Развитие духовной и государственной созидательности проявилось и в строительстве храмов.

В обществе постепенно возрастала роль патриотизма. Он стал почвой, на которой взращивались основания национального духа и самосознания. Патриотизм в первую очередь отражал духовное и нравственное состояние социума. Патриотическое объединение «Поисковиков» в масштабах всей республики активно участвовало в формировании культуры, самосознания, духа патриотичности, в развитии гражданских чувств.

Конец XX в. также обусловил смену общественного, экономического, социального и психологического уклада; реформ и в литературе. «Разлом бытия» обратил людей к проблеме поиска осмысленности жизни и ценностей в ином измерении, породил интерес к «пробелам» истории Отечества, обострил конфликтные ситуации личности со средой.

В области музыкального творчества также происходили обновления, проявившиеся в стремлении преодолеть скованность традиционного стиля. Вследствие этого наблюдалось совершенствование жанровых и выразительных возможностей этнического и национального в области музыки; стремление овладеть сложными формами современной профессиональной музыки. Произведения мордовских композиторов Г. Г. Вдовина, Г. И. Сураева-Королева характеризовались глубиной философского осмысления действительности и использованием новых средств языка музыки.

В народном искусстве с XX в. в условиях развития промышленности и производства

330

стал реже применяться ручной способ изготовления. С этим была связана угроза исчезновения отдельных видов народного искусства, так как народными ремесленниками все чаще применялись современные элементы. Это коснулось узоров в вышивке, современной бижутерии в изготовлении украшений. Традиционные виды народного искусства, такие как биссероплетение, вязание, резьба по дереву, постепенно возрождались.

Народный театр в Мордовии конца XX в. отличался углубленной разработкой традиционных персонажей, центральное место в построении сценария уделялось эпизодам, отображающим бытовые и общественные темы.

1980-1990-е гг. обозначили новые тенденции и в танцевальном искусстве в Мордовии, его развитии. В столице Мордовии стали открываться хореографические школы танцев (бальных и современных).

Пластика, поэзия, костюм, основы празднично-обрядовой культуры стали тщательно изучаться; велась подготовка специалистов по мордовской хореографии.

История становления и развития самосознания мордвы, ее мировоззрения подвергалась воздействию многочисленных факторов, особым в ряду которых был религиозный, явившийся своего рода «ферментом» в этом процессе. Культура и самосознание мордовского народа несут глубочайший отпечаток деятельности Русской православной церкви и православия, результатом воздействия которого стал комплекс верований и обрядов, синтезировавших компоненты дохристианского и русского православного вероисповеданий.

Духовность для самосознания мордовского народа представляла собой фактор, интегрирующий весь социум. Она объединяла представителей мордовского народа и других этносов, проживающих на территории республики. Первостепенная роль отводится религиозной и мифологической системам,

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„

том 20, № 3, 2020

гуманитарной науки и образования

отражающим ключевые воззрения, связанные с язычеством и с христианизацией [4].

Итак, конец XX - начало XXI в. - время интенсивного культурного, исторического развития республики, укрепления культуры, духовных связей с традицией, преодоления всевозможных противоречий. Доказательством являются многочисленные труды, актуализирующие проблемы финно-угорских этносов1 [5].

Для Республики Мордовия и самосознания мордвы это был период значительных трансформаций. Время перемен в прямом и переносном смысле: смены установок и моделей поведения, выступающих фундаментом, образующим в переходный для культуры период «картину мира» человека и обеспечивающих не только сохранность традиций, но и жизнедеятельности в целом [2]. Коренным образом менялись смысл и содержание сознания людей. Деидеологизация для России и Мордовии сменилась темой формирования стратегии развития.

Национальная культура, национальное развитие в этот период были ориентированы на выбор таких средств, которые соответствовали национальной традиции и содействовали достижению равновесия между «общественной» и «индивидуальной» ориентациями. Вместе с тем нельзя не отметить и то, что стержневая направленность сводилась к воспроизведению ценностей российского (русского) народа.

Развитие научной мысли, литературы, искусства указывает на их взаимосвязь с культурой русского народа. Этот этап символизировал появление тенденций, способствующих укреплению национального мировосприятия мордовского народа, его национального самосознания. Он содействовал социальной интеграции молодого поколения, включению молодежи в систему общественных связей. Это было время вос-

1 Актуальные проблемы исследования финно-угорской культуры. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2014. -

164 с. ; Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск : Мордов. кн.

изд-во, - 2004. - 992 с.

произведения и формирования основ, связанных с возрождением самобытности.

Обсуждение и заключение

Реформы в республике конца XX в. - начала XXI в. нашли отражение в развитии не только системы образования, но и литературы, искусства, живописи... Было взято направление на укрепление этнических, духовных основ человека и общества. Этот курс стал главным условием выживания всей общественной системы республики, обеспечил ее высокую устойчивость и адаптируемость, стимулировал созидательность и плодотворность социальных и культурных процессов.

Характеризуя сознание мордовского этноса и связанное с ним «новое» самосознание, отметим самые значимые моменты.

Ценности западной культуры, популяризировавшиеся на данном этапе в связи с вторжением в жизнь рыночной экономики, воспринимались мордвой как чуждые, а российский менталитет и ценности - как родственные. Затрагивая вопрос осмысления перспектив развития нового сознания, стоит напомнить о тенденции органического сплетения российской и мордовской ментальностей.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что из самосознания мордовского и русского народов никогда не сотрется представление об общей исторической судьбе, поскольку опыт и менталитет русского (российского) народа для мордвы всегда служил ориентиром.

Мордве в настоящее время важно сохранить национальное самосознание, уяснив смысл утраченного «положительного» в его содержании. Кризис национального самосознания должен стать предметом изучения и его изменения, поскольку есть некая закономерность, подтверждающая связь самосознания с жизнедеятельностью: каково самосознание, такова и жизнь.

Взаимодействие, взаимосвязь российского менталитета и мордовского менталитета позволяют сделать предварительный вывод о том, что сохранение ключевых структурных элементов менталитета, их защита тесно связаны с религией, этической системой (в силу определенного их сходства с национальной «картиной мира»). Основой национальной «картины мира» мордовского этноса являются инвариантные общечеловеческие ценности и аксиологические основания российского социума. Современные мордовские ученые отмечают, что, несмотря на влияния и целенаправленные воздействия со стороны России, мордва «сохранила этническую идентичность» [1, с. 70]. Русские для мордвы - это «державотворящая нация», «держатель равновесия». Мордва и русские связаны между собой миросозерцанием, верой, духом, едиными представлениями о добре и зле, историческими переживаниями, исторической памятью, которые в современном полиэтническом мире способствуют формированию национального самосознания, гармонизации межнациональных отношений.

Глобальные проблемы планетарного масштаба XXI в. и вопросы, с ними связанные, -это аспекты, которые и в настоящее время остаются острыми для российской действительности. Роль России, республики, новый порядок в современном глобальном мире -одна из животрепещущих тем, обсуждаемых учеными, представителями властных структур, серьезными публицистическими и научными изданиями. Вырабатывая свою линию, Россия пытается совместить императивы глобализации, великий дух и национальные традиции народов.

Проведенный нами анализ этнического сознания мордвы показывает, что только вместе с Россией Мордовия обретает свое-бытие, определяет этническое самосознание исходя из принципов равноправия и само-

определения народов. Как свидетельствует практика, без ущерба для своего исторически сложившегося представления о себе.

Для отношений России и Республики Мордовия характерна взаимная дополнительность, в которых национальные мир и ум - инструменты, создающие особенный тембр в богатом спектре звучания современной действительности. Это некое разумное единство в признании равноценности опытов. Такой эвристический подход позволяет воспринять национальное как особый дар, в силу которого каждый этнос открывает для себя определенные аспекты бытия. Такой подход призван содействовать взаимопониманию между народами.

Рассматриваемый нами период подтверждает, что Республика Мордовия способна следовать исторически преемственному пути национального и государственного развития, самоопределяться в качестве самостоятельного субъекта в системе отношений, сохранить уважение к своей самобытности, традициям, культуре. Мордва - это этнос, способный к самовоспроизводству, находящий в самосознании отражение своего единства и отличия от других общностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время необходимо помнить, что всегда в нашем обществе есть и такие представители, чей уровень этнического сознания остается «нулевым - слабым», и это тоже определенная угроза для развития этноса [2, с. 49]. Не случайно национальному вопросу, изучению специфики самосознания этносов, национальных менталитетов и их взаимодействию в контексте глобализации сегодня уделяется пристальное внимание учеными всех этнических республик Российской Федерации [5]. Только осознание ценностей национального бытия придает жизненность происходящим процессам, наделяет уникальной ролью в мире, а для того, чтобы это происходило, необходима духовная сила.

1гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„ „„„„

332 том 20, № 3, 2020

гуманитарной науки и образования

Библиографический список

1. Абрамов В. К., Савкин Н. С. К вопросу о самосознании культуры мордвы // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2 (18). - С. 69-72.

2. Березин О. Н. Архетипические образы в менталитете мордвы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 4 (104). - С. 43-49.

3. Мокшина Е. Н. Этноконфессиональная ситуация у мордвы // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - С. 498506.

4. Мокшин Н. Ф. Российская наука о мордве // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - С. 19-37.

5. Никитина Э. В. Специфика менталитетов Поволжья и Приуралья (татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев). - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - 200 с.

6. Хоскинг Д. Правители и жертвы русские в советском союзе. М. : Новое лит. обозрение, 2012. - 540 с.

References

1. Abramov V. K., Savkin N. S. On the question of self-awareness of the culture of the Mordovians. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2012; 2 (18): 69-72. (In Russ.).

2. Berezin O. N. Archetypal images in the mentality of the Mordovians. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social University. 2012; 4(104): 43-49. (In Russ.).

3. Mokshina E. N. Ethno-confessional situation among the Mordovians. In book: Mordva. Essays on the history, ethnography and culture of the Mordovian people. Saransk, 2004, P. 498-506. (In Russ.).

4. Mokshin N. F. Russian science of Mordovians. In book: Mordva. Essays on the history, ethnography and culture of the Mordovian people. Saransk, 2004, P. 19-37. (In Russ.).

5. Nikitina Je. V. Specifika mentalitetov Povolzh'ja i Priural'ja (tatar, bashkir, chuvashej, mordvy, udmurtov, marijcev). Cheboksary, 2015. 200 p. (In Russ.).

6. Hosking D. Rulers and victims of the Russians in the Soviet Union. Moscow, 2012, 540 p. (In Russ.).

Поступила 20.05.2020

Сведения об авторе

Емелькина Ирина Владимировна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: философия образования и воспитания; социально-философский анализ менталитета, логика. Автор более 130 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: zagirina71@yandex.ru

Submitted 20.05.2020

About the author

Irina V Emelkina - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: philosophy of education and upbringing; socio-philosophical analysis of mentality, logic. The author of more than 130 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0071-0163.

E-mail: zagirina71@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.