Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ
1.1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России
Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П.Огарева»
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»
Аннотация: Статья посвящена анализу современных этнических процессов у мордовского народа. Авторы показывают, что наибольшую опасность для сохранения мордвы как этноса представляют этническая ассимиляция, принявшая тенденцию депопуляции, а также попытки разделения мордвы на два народа - эрзю и мокшу
Ключевые слова: мордва, эрзя, мокша, этнические процессы, ассимиляция, депопуляция, перепись населения, демография, этническая консолидация, бинарность, этнос, субэтносы, этноструктура, этническое самосознание, этноним, этнофолизм.
ETHNIC PROCESSES OF THE MORDVINIANS ON THE
MODERN STAGE
Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: Mordovian State University.
Mokshina Elena N., doctor of the historical sciences, professor of the Russian history department Place of employment: Mordovian State University.
Abstract: The article is devoted to analysis of contemporary ethnic processes in the Mordvins. The authors show that the greatest dangerto the preservation of the ethnic group as a Mordovins represent ethnic assimilation, which took the trend of depopulation, as well as attempts at separation Mordovins two people -erzyu and moksha
Keywords: Mordvins, Erzya, Moksha, ethnic processes, assimilation, depopulation, population census, demography, ethnic consolidation, binary, ethnicity, subethnos, etnostruktura, ethnic identity, ethnonym, etnofolizm
Мордовский народ на современном этапе переживает несколько этнических процессов, из которых наибольшую угрозу для его самосохранения представляет этническая ассимиляция, принявшая тенденцию к депопуляции. Подтверждением тому служат данные ряда переписей населения. Если наивысший пик численности мордвы был зафиксирован Всесоюзной переписью населения 1939 г. - 1 млн. 456 тыс. (сравните: в 1897 - 1 млн. 24 тыс.; в 1926 - 1 млн. 340 тыс.), то в 1959 г. она составила 1 млн. 285 тыс.; в 1970 - 1 млн. 263 тыс.; в 1979 - 1 млн. 192 тыс. В 1989 г. состоялась последняя всесоюзная перепись населения, зафиксировавшая в СССР 1
млн. 153 тыс. мордвы, из которой 1 млн. 73 тыс. проживало в РСФСР. По Всероссийской переписи населения 2002 г. цифра эта уменьшилась до 845 тыс., а в 2010 г. до 744 тысяч.
Не разделяя утверждения некоторых современных авторов о том, что отмеченная тенденция есть следствие «настоящего геноцида», проводившегося де российским правительством, тем не менее она нуждается в объективной научной интепретации, ибо только профессиональный анализ проблемы может способствовать разработке возможных путей выхода из данной этно-демографической ситуации.
Важной особенностью мордовского народа (эт-
носа), сохраняющейся до настоящего времени, является его бинарность, наличие в его этност-руктуре этнических общностей вторичного порядка, говоря по-научному, субэтносов мокши и эрзи, что детерминирует и двуступенчатость этнического самосознания мордвы. Взаимодействие тенденции общемордовской интеграции, с одной стороны, мокшанского и эрзянского этноцентризма с другой, пронизывает почти всю этническую историю мордвы. С одной стороны, мы видим процессы микроконсолидации, устойчивость собственно эрзянского и мокшанского самосознания, с другой, марконсолидации, когда те же эрзя и мокша претендуют на исключительный, монопольный приоритет именоваться мордвой, отлучая от этого этнонима друг друга. Наконец, как те, так и другие все более осознают, что являются двумя слагаемыми, составляющими единый мордовский народ. Интенсивность этих тенденций, их соотношение не всегда были одинаковыми, зависела и зависит поныне от исторической обстановки, может испытывать взлеты и падения. Но мордва никогда не теряла окончательно веры в свои силы и чувства собственного этнического достоинства.
История сложилась таким образом, что мордовский этнос сохранил свою мокшэрзянскую бинарность поныне. Но она не мешала окружающим народам воспринимать мордву в качестве одного народа, как единое целое, а ее этническую территорию (страну) в виде особого геополитического пространства: в византийских источниках это Мордия, в древнерусских - Мордовская земля, которую следует считать первым раннегосударственным образованием мордовского народа, обладавшим определенными по-тестарными структурами в том числе вооруженными силами, которые неоднократно одерживали победы в войнах с этническими соседями.
Еще в условиях подчинения древнерусских княжеств Золотой Орде русские люди сложили поговорку «Хоть в Мордве, хоть в Орде, да в добре». Понятие «Мордва» на Руси и в Западной Европе в средневековье воспринималось не только как название народа (в качестве этнонима), но и его родины (страны). Именно с таких позиций можно достоверно интерпретировать подлинный смысл данной поговорки. Мордовская земля в пределах Золотой Орды обладала определенной автономией, что особенно проявилось в бытность улуса Мохши («Наручадской страны» русских летописей), именуемой некоторыми современными историками «Наровчаско-Мокшинским княжеством») 1.
Единство мордвы как народа ясно осознавали, не подвергали сомнению и первые представители мордовской интеллигенции, стоявшие у истоков Мордовского культурно-просветительного
1 Мокшин Н. Ф. Мохши - столица одноименного улуса и Золотой Орды // Социально-политические науки. М., 2011. № 1. С. 12-16.
общества, созданного в мае 1917 г. в Казани. Его основатели приняли разослали «Воззвание к мордовскому народу», в котором «граждане эрзя и мокша» призывались поддержать «великое и святое дело, дело просвещения своей нации». Возможно, по примеру некоторых народов (марийцев, удмуртов и др.), менявших после Октябрьской революции свои прежние официальные этнонимы, в среде части мордовской интеллигенции в 1920-х гг. также высказывались мнения о целесообразности замены этнонима мордва как аллоэтнонима автоэтнонимом. Некоторое хождение имели обывательские взгляды, что данное слово вообще не этноним, а этнофо-лизм, произведенный от русского слова морда. Это порождало в среде мордвы антирусские этнопсихологические настроения. Бытованию подобных взглядов способствовала слабая изученность этнического ономастикона мордвы.
В тех же годах мордовской гуманитарной творческой интеллигенцией были предложены эквиваленты аллоэтнониму мордва - автоэтнонимы мокшэрзят (от мокша + эрзя) и эрзямокшот (от эрзя + мокша), которыми в литературе и средствах массовой информации на мордовских языках стали называть мордву. Уже само по себе стремление соединить оба субэтнонима в один этноним отражало центростремительные, этно-консолидационные процессы. В мокша-мордовской печати наблюдалась тенденция употреблять его в форме мокшэрзят, в эрзя-мордовской, наоборот, эрзямокшот. В настоящее время использование указанного автоэтнонима стало более унифицированным, чаще в форме мокшэрзят, в том числе и в эрзянской печати. В мордовской национальной печати для обозначения всей мордвы используется и этноним мордва в форме мордват, мордватне. Вместе с тем продолжают оставаться обычными выражения «эрзят ды мокшот» или «мокшат ды эр-зят», которыми обозначается вся мордва как единый народ.
Этнографическими экспедициями Мордовского государственного университета под руководством авторов данного доклада исследуются
современные этнические процессы у мордвы,
- 2
нашедшие отражение в ряде их книг и статей .
2 См.: Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968, 1998; Он же. Этническая история мордвы. Саранск, 1977; Он же. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Он же. Тайны мордовских имен. Саранск, 1991; Он же. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993; Он же. Мордва // Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000; Он же. Материальная культура мордвы. Саранск, 2002; Он же. Мифология мордвы. Саранск, 2004; Он же. Мордва и вера. Саранск, 2005 (в соавторстве с Е. Н. Мокшиной); Он же. Мордва: мокша и эрзя. Саранск, 2008 (в соавторстве с А. С. Лузгиным); Он же. Мордовский народ в истории и культуре Российского государства. Саранск, 2012 (в соавторстве с А. С. Лузгиным); Мокшина Е. Н. Этническая ситуации в Мордовии на современном этапе. Саранск, 1998; Она же. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Саранск, 2003, 2006; Она же. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013; Она же. Мордовский народ в русских летописях и других письменных
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Массовые опросы, проведенные нами в мокша-мордовских селах Жуковка, Новое Бадиково Зу-бово-Полянского (1996 г.), Старое Синдрово (Краснослободского (1997 г.) районов, в эрзя-мордовских селах Большие Ремезенки Чамзин-ского (1995 г.), Ардатово Дубенского (1998 г.), Протасово Больше-Игнатовского (2015 г.) районов Республики Мордовия, в результате которых взяты интервью у 1206 человек, показали, что абсолютное большинство респондентов мордовской национальности (в Жуковке - 90%, в Новом Бадикове - 97%, в Старом Синдрове - 94%, в Больших Ремезенках - 91,5%, в Ардатове -89,2%, в Протасове - 68%) гордится этнонимом мордва, как названием своего народа, осуждает попытки расколоть мордовский народ на два народа (эрзю и мокшу). Эти попытки не нашли поддержки и на всех шести съездах мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, проходивших в столице Республики Мордовия г. Саранске в 1992, 1995, 1999, 2004, 2009, 2014 годах.
Как показывают ономастические исследования, в том числе наши, хотя этнонимы порой и содержат некую характеристику называемого народа, иногда несут идеологические функции, служа своеобразным лозунгом, знаменем, в смысловом отношении они обычно нейтральны и, в отличие от этнофолизмов не несут какой-либо экспрессивной нагрузки. Так, этнонимами часто становились слова с лексическими значениями «человек», «люди», «народ». То же этимологическое значение присуще этнониму мордва3.Многие народы, в том числе и финно-угорские, имеют эндоэтнонимы (автоэтнонимы) и экзоэтнонимы (алоэтнонимы), но, не в пример некоторым авторам, не требуют, чтобы окружающие народы именовали их только автоэтнонимами (эндоэтно-нимами). Было бы, на наш взгляд, странным, если, к примеру, венгры требовали от мировой этносферы именовать их только мадьярами, а финны - исключительно суоми. И, к примеру, марийцы, настояв в свое время на том, чтобы официально именоваться этим самоназванием (автоэтнонимом), придав ему и функции аллоэт-нонима, этническими соседями чувашами продолжают называться «сярмыс», татарами -«чирмеш», русскими - «черемис», а удмуртами -«пор» и не требуют от этих народов так их не называть.
Некоторые авторы полагают, что слово мордва не этноним (наименование народа, как этноса), а метаэтноним типа славяне, тюрки, финно-
источниках средневековья // Социально-политические науки. М. 2013. № 1. С. 27-30; Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы. Саранск, 2009 и др.
3 См.: Этнонимы. М., 1970. С. 3, 15; Мокшин Н. Ф. Мордва - этноним или этнофолизм? // Советская этнография. 1991. № 4. С. 84-93; Nikolai F. Mokshin. The Mordva: Ethnonym or Ethnopholism? // Culture incarnate. Native Anthropology from Russia. Edited by Mariorie Mandelstam Balzer. M. E. Sharpe. Armonk, New York. London, England, 1995. P. 31-45.
угры. Однако такое смешение ономастических дефиниций, а именно этнонима, служащего для номинации народов (этносов) и матаэтнонима, используемого для обозначения целой совокупности родственных народов, обладающих наряду с этническим еще и метаэтническим (надэтниче-ским) самосознанием, неверно. И тем более не следует путать этноним или метаэтноним с кон-фессионимом, хотя в принципе такие трансформации не исключены.
Проведенный нами анализ этнополитической ситуации в Республике Мордовия показывает, что стратегической задачей в сфере национальной политики, стоящей перед ее директивными органами, должно стать оптимальное удовлетворение интересов обоих субэтносов мордовского этноса, в том числе и в кадровой политике без перекосов в ту или иную сторону. Последовательное осуществление этой задачи сможет оказать позитивное воздействие на этнопсихологические установки мокши и эрзи как двух частей (слагаемых) единого мордовского народа, ускорит процесс его консолидации в современных условиях, ослабит внутриэтническую напряженность, укрепит мордовскую государственность, как составное структурное подразделение Российской Федерации.
Межэтнические отношения в нашей стране во многом определялись, определяются и будут определяться этническим самочувствием русского народа, являющегося важнейшей опорой российской государственности. Его потребности и интересы должны в полной мере учитываться в политической, социально-экономической и культурной жизни Мордовии. Тропа разъединения, антирусская стезя, на которую призывают встать наши недруги, - тупиковая, она не может привести к добру. И мордовский народ, много веков созидавший совместно с русским и нерусским народами многонациональное Российское государство, не пойдет по ней, ибо он отчетливо понимает, что лишь Россия - его Родина и его Отечество, что только вместе с ней, а не в противостоянии ей обретет он новое бытие, укрепит свою государственность, исходя из принципов равноправия и самоопределения народов, почитая «память предков, передававших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справед-
4
ливость» .
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
2. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск, 1968, 1998.
3. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. -Саранск, 1977.
4. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. - Саранск, 1989.
4 Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 3.
5. Мокшин Н. Ф. Тайны мордовских имен. - Саранск, 1991.
6. Мокшин Н. Ф. Мордва - этноним или этнофо-лизм? // Советская этнография. - 1991. - № 4.
7. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. - Саранск, 1993.
8. Мокшин Н. Ф. Мордва // Народы Поволжья и Приуралья. - М., 2000.
9. Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы.
- Саранск, 2002.
10. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. - Саранск, 2004.
11. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера.
- Саранск, 2005.
12. Мокшин Н. Ф., Лузгин А. С. Мордва: мокша и эрзя. - Саранск, 2008.
13. Мокшин Н. Ф. Мохши - столица одноименного улуса и Золотой Орды // Социально-политические науки. - М. - 2011. - № 1.
14. Мокшин Н. Ф., Лузгин А. С. Мордовский народ в истории и культуре Российского государства. -Саранск, 2012.
15. Мокшина Е. Н. Этническая ситуации в Мордовии на современном этапе. - Саранск, 1998.
16. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. - Саранск,
2003, 2006.
17. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск, 2013.
18. Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. - М. -2013. - № 1.
19. Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы. -Саранск, 2009.
20. Этнонимы. - М., 1970.
21. Nikolai F. Mokshin. The Mordva: Ethnonym or Ethnopholism? // Culture incarnate. Native Anthropology from Russia. Edited by Mariorie Mandelstam Balzer. M. E. Sharpe. - Armonk, New York. London, England, 1995.
Reference list:
1. The Constitution of the Russian Federation. - M., 1993.
2. Mokshin N. F. Mordovins religious beliefs. -Saransk, 1968, 1998.
3. Mokshin N. F. Ethnic history Mordovins. -Saransk, 1977.
4. Mokshin N. F. Mordovian ethnicity.- Saransk, 1989.
5. Mokshin N. F. Secrets Mordovian names. -Saransk, 1991.
6. Mokshin N. F. Mordva - etnonim or etnofolizm? // Soviet Ethnography. - 1991. - № 4 .
7. Mokshin N. F. Mordva eyes of foreign and Russian travelers. - Saransk, 1993.
8. Mokshin N. F. Mordva // The peoples of the Volga and Ural regions. - M., 2000.
9. Mokshin N. F. Materialnaya Mordovins culture. -Saransk, 2002.
10. Mokshin N. F. Mythology Mordovins. - Saransk,
2004.
11. Mokshin N. F., Mokshina E. N. Mordva and faith.
- Saransk, 2005.
12. Mokshin N. F., Luzgin A. S. Mordva: Moksha and Erzya. - Saransk, 2008.
13. Mokshin N. F. Mohshi - the capital of the same name ulus and of the Golden Horde // Socio-political Sciences. - M. - 2011. - № 1.
14. Mokshin N. F., Luzgin A. S. Mordovins in the history and culture of the Russian state. - Saransk, 2012.
15. Mokshina E. N. Ethnic situation in Mordovia at the present stage. - Saransk, 1998.
16. Mokshina E. N. Mordovians religious life in the second half of XIX - beginning of the XXI century. -Saransk, 2003, 2006 .
17. Mokshina E. N. Actual problems of history and ethnography of the Mordovian people. - Saransk, 2013 .
18. Mokshina E. N. Mordovian people in Russian chronicles and other written sources of the Middle Ages // Socio-Political Sciences. - M. - 2013. - № 1.
19. Sushkova Y. N. Etnopravosudie of Mordovins. -Saransk, 2009 .
20. Ethnonyms. - M., 1970 .
21. Nikolai F. Mokshin. The Mordva: Ethnonym or Ethnopholism? // Culture incarnate. Native Anthropology from Russia. Edited by Mariorie Mandelstam Balzer. M. E. Sharpe. - Armonk, New York. London, England, 1995.