Научная статья на тему 'Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса'

Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ETHNIC AND CULTURAL NEEDS OF THE POPULATION / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLITICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Денисова Галина Сергеевна, Лубский Анатолий Владимирович

В статье освещаются результаты социологического опроса населения Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Крым, Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края, проведенного в 2016 г. по проблемам межэтнических отношений. В число задач опроса входили определение оценки степени удовлетворенности этнокультурных потребностей населения, которое является необходимым условием консолидации различных народов, и выявление понимания цели этнокультурной политики формирования общероссийской идентичности при поддержке развития этнических культур как инструмента интеграции поликультурного населения РФ. Авторы приходят к выводу, что в регионах Юга России политика, направленная на удовлетворение этнокультурных потребностей населения, сохраняет свою актуальность и соответствует ожиданиям населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Денисова Галина Сергеевна, Лубский Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of ethnic cultures as an instrument of national policy in the South of Russia: on materials of sociological survey

The article highlights the results of the sociological survey of the population of the Republic of Adygea, Kabardino-Balkar Republic, Republic of Crimea, Krasnodar Territory, Rostov Region and Stavropol Territory on the problems of inter-ethnic relations. One of the object of the survey was the assessment of the degree of satisfaction of ethnocultural needs of the population, which is a necessary condition for the consolidation of the various peoples and revealing understanding of the purpose of ethnocultural policy formation of Russian national identity with the support of the development of ethnic cultures as a tool for integrating multicultural population of the Russian Federation. The authors come to the conclusion that in the regions of the South of Russia policy aimed at meeting ethno-cultural needs of the population remains relevant and meets the expectations of the population.

Текст научной работы на тему «Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса»

Общество: вчера, сегодня, завтра

Ю.Г. Волков

заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Южного федерального университета*

Г.С. Денисова

доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета**

А.В. Лубский

доктор философских наук, профессор Южного федерального университета***

Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса1

В декабре 2012 г. после длительных обсуждений на региональном и федеральном уровнях проблемы гармонизации межэтнических отношений в России была утверждена Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г.2 В этом документе были определены основные принципы, приоритетные направления и задачи государства в данной сфере. О сущности и основных задачах Стратегии государственной национальной политики (ГНП), смещении ее цели с этно-политики на политику культурной интеграции, формирования национальной солидарности и общероссийской идентичности в настоящее время написано много работ, в том числе учеными, разрабатывавшими ее концепцию3. В рамках данной статьи достаточно указать, что в Стра-

* Волков Юрий Григорьевич, e-mail: infoippk@sfedu.ru. ** Денисова Галина Сергеевна, e-mail: denigs@aaanet.ru. *** Лубский Анатолий Владимирович, e-mail: n_lav@mail.ru.

1 Статья выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда № 15-18-00122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях».

2 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102161949 (дата обращения: 10.09.2016).

3 Межнациональное согласие в региональном контексте [Электронный ресурс] / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2015. 1 элект. опт. диск (CD ROM).

тегии ГНП, а также в последующей за ней федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» акцентируется внимание на кризисе гражданской идентичности и существующем риске дезинтеграции общества. На важность этой проблемы для страны обращал внимание президент России В.В. Путин, выступая на Валдайском форуме 2013 г.: «Вопрос обретения и укрепления идентичности носит для России фундаментальный характер... Идентичность не может быть навязана сверху»1. Масштабность проблемы обусловливает актуальность цели достижения укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Она опирается на реализацию указанной федеральной целевой программы, на которую направлено 6766,35 млн руб. В паспорте программы выделены важнейшие целевые показатели ее эффективности и ожидаемые конечные результаты. В частности, планируется достижение позитивной оценки гражданами состояния межнациональных отношений -65 % и уровня толерантного отношения к представителям другой национальности - 85 %2. Выдвижение индикаторов определяет необходимость постоянного мониторинга общественного мнения по вопросам удовлетворения этнокультурных потребностей, понимания смысла национальной политики и оценки деятельности управленческих элит в этой сфере.

Задачи и выборка опроса. Летом 2016 г. в шести регионах Юга России Институтом социологии и регионоведения ЮФУ был проведен анкетный опрос, направленный на выявление оценки населением эффективности реализации национальной политики РФ на региональном уровне. В число задач опроса, в частности, входили определение оценки степени удовлетворенности этнокультурных потребностей населения, которое является необходимым условием консолидации различных народов, и выявление понимание цели этнокультурной политики - формирования общероссийской идентичности при поддержке развития этнических культур как инструмента интеграции поликультурного населения РФ.

Опрос проводился в трех республиках (Адыгея, Кабардино-Балкария, Крым), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и в Ростовской области. Выбор регионов определялся рядом позиций: их поликультурностью, территориальной близостью, которая обусловливает схожесть социально-экономических проблем, развитыми межрегиональными связями населения и региональных органов власти (исключая Республику Крым). Однако разный полиэтничный состав регионов, специфика их исторического развития в составе России и разная этнополитиче-ская ситуация в кризисные 90-е гг. оказывают различное влияние на со-

1 Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 19 сентября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 08.02.2014).

2 О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» : Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ipsdata/?doc_itself=&backlink=1&nd=102167407&page= 1&rdk=5#I0 (дата обращения: 08.02.2014).

временное состояние межэтнических взаимодействий в данных субъектах РФ и процесс конструирования в них общероссийской идентичности.

Всего было опрошено 2360 чел.: 380 - в Адыгее; 390 - в Кабардино-Балкарии; 400 - в Республике Крым; 410 - в Краснодарском крае; 380 - в Ставропольском крае; 400 - в Ростовской области. Распределение всех опрошенных по полу составило: 44,7 % мужчин и 55,3 % женщин. Возрастные группы в опросе: 18-29 лет - 30,1 %, 30-44 года - 28,3 %, 4559 лет - 22,7 %, 60 лет и старше - 18,9 %. Этнический состав опрошенных: 48,4 % - русские; 12 - кабардинцы; 7,1 - адыгейцы; 3,8 - армяне; 3,7 - украинцы; 2 - представители народов Дагестана; 1,9 - татары; 1,9 -чеченцы; 1,3 - балкарцы; 0,5 - казаки; 0,4 - ингуши; 0,4 - азербайджанцы; 0,2 - белорусы; 0,2 % - греки; указали другие этнические группы 11,9 %, 4 % отказались указывать свою этническую принадлежность. По религиозной идентичности среди респондентов признали себя: христианами - 47,2 %; мусульманами - 25,2; буддистами - 1,1; иудеями - 2 %. Кроме того, 16,2 % затруднились с выбором религиозной идентичности, 10,1 - отметили позицию «другое».

Реализация этнокультурных потребностей. В России, особенно в ее южных регионах, сложный этнический состав населения обусловил не только языковое и религиозное многообразие общества, но и значительную группу людей, рожденных в смешанных браках и обладающих двойной этнической идентичностью. Реализация этнических потребностей возможна в созданных институциональных условиях выбора языкового обучения и проявления многообразия культур. Такие возможности обеспечивают самостоятельный выбор этнической идентичности и снимают социальную напряженность в этой сфере, переводят ее в область приватной жизни индивида. Институциональные условия формирования и реализации этнокультурных потребностей обеспечиваются Конституцией РФ, на основании которой реализуются возможности этнокультурного образования в системе образования, свободное функционирование религиозных институтов, развитие народного творчества, литературы, искусства и на языках народов России. Эти вопросы находятся в центре внимания региональных органов власти с начала 90-х гг., продемонстрировавших в регионах России «парад суверенитетов».

Произошедшие сдвиги в сфере консолидации народов на базе развития этнических культур отмечаются экспертами уже в первом десятилетии XXI в.: «Сегодня мы видим высокую степень консолидации российского общества, позитивные устремления граждан, возросшую активность общественных объединений, способствующих этноконфессио-нальному диалогу»1. Достигнутые результаты обусловили сдвижку коллективных представлений в сторону потребности более активного во-

1 Единство и многообразие России : материалы комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести / под ред. В.А. Тишкова. М., 2007. С. 58.

влечения населения в решение управленческих проблем, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какие меры необходимы для удовлетворения этнокультурных потребностей населения, _проживающего в Вашем регионе?», % __

Ответы РА КБР РК СК КК РО

1. Поддержка национально-культурных центров 47,6 51,8 45,1 21,6 36,5 38,8

2. Содействие в организации изучения родного языка 40,4 35,4 31,0 24,6 32,9 21,6

3. Содействие открытию национальных школ 17,6 22,3 23,7 13,5 21,5 16,8

4. Освещение в СМИ этнокультурных традиций и истории 49,8 52,2 40,6 38,5 31,2 45,9

5. Организация этнокультурных фестивалей, праздников разных народов 50,4 35,4 33 31,8 21,4 48,3

6. Активное вовлечение общественных организаций в сотрудничество с органами власти в решении этнических и межэтнических проблем 47,1 48,2 35,6 34,0 20,3 50,2

7. Другое 0,6 0,8 3,2 0,8 0,5 2

8. Затрудняюсь 3,3 4 3,2 12,1 4,8 2,4

Примечание. РА - Республика Адыгея; КБР - Кабардино-Балкарская Республика; РК - Республика Крым; СК - Ставропольский край; КК - Краснодарский край; РО -Ростовская область.

Материалы опроса, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что основное количество опрошенных связывает реализацию этнокультурных потребностей с их более широкой представленностью в жизни общества в целом. Для этого требуются продвижение этнокультурных традиций и истории народов в медиапространстве, поддержка национально-культурных центров - общественных организаций, представляющих эти интересы в публичной жизни регионов, развитие государственно-гражданского партнерства в сфере решения проблем этнической жизни и межэтнического сотрудничества. В наибольшей степени эти потребности испытывает население республик, в меньшей степени они выражаются населением краев и области, которые образованы преимущественно русским населением. В Ставропольском крае, который на протяжении постсоветского периода испытывает давление миграции из республик Северного Кавказа, опрошенное население более сдержанно относится к этим вопросам. В Ростовской области и Краснодарском крае, где активно поддерживается развитие культуры казачества, занимающего «охранительные» позиции и уравновешивающего развитие культур других этнических общин, указанные позиции также достаточно

распространены. Можно отметить также, что проблема специализированных национальных школ1 сдвинулась на периферию общественного сознания даже в республиках. Более популярна позиция поддержки и развития этнического языка в других формах - например, дополнительного образования или в форме курсов национальных языков. Вместе с тем, по мнению опрошенных, сохраняется потребность в том, чтобы в школе уделяли внимание этнокультурному образованию (история, культура, обычаи, народные ремесла, танцы и пр.). Об этом заявили более 60 % респондентов в республиках и около половины - в регионах с преимущественно русским населением. Сторонники позиции, согласно которой этническая культура формируется не в школе, а в сфере семейного воспитания, составляют только треть опрошенных в республиках и 40 % в «русских» регионах. Эта потребность удовлетворяется не в полной мере, особенно в поликультурных республиках (табл. 2). Сумма позиций 3 и 4 приведенной табл. 2 показывает, что дефицит этнокультурного образования отметили от 20 % в Краснодарском крае до 50 % в Кабардино-Балкарии.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, система образования в Вашем регионе удовлетворяет потребность

населения в поддержании этнической культуры (преподавание национальных (родных) языков, истории,

элементов культуры, тр >адиций ?», %

Ответы РА КБР РК СК КК РО

1. Да, полностью 20,1 17,7 13,0 13,2 17,7 11,4

2. В большинстве случаев достаточно 42,7 28,8 54,6 50,4 49,1 42,4

3. В большинстве случаев недостаточно 26,3 36,9 21,4 18,3 15,0 24,7

4. Нет, этой потребности не уделяется внимание 8,4 13,6 6,5 10,2 5,6 16,9

5. Другое 1,1 0,9 3,2 0,5 0 0,8

6. Затрудняюсь 1,3 2,1 1,2 7,3 2,7 3,8

Можно отметить также, что от четверти до 40 % респондентов в регионах считают, что вопросы этнокультурного образования, его формы и объемы должны определяться не административным способом, т.е. не Министерством образования, а самим образовательным учреждением и родителями. Однако в республиках более 50 % респондентов все же выступают за восстановление ответственности Министерства образования за преподавание в этой сфере (включая контроль объема часов, методические материалы, финансирование, подготовку учителей и др.).

Эти две альтернативные позиции активно дискутировались экспертным сообществом и законодателями в регионах и в Государствен-

1 В них обучение в начальных классах ведется на национальном языке, а в классах общей и средней школы национальный язык преподается как предмет.

ной думе РФ. В 2007 г. в закон «Об образовании» была внесена поправка № 309, которая отменяла деление на компоненты и отдавала право школе самостоятельно определять вариативный компонент образования. И эта поправка вызвала критическую реакцию в ряде регионов. По проблеме преподавания дисциплин этнорегиональной направленности 19.02.2009 в Госдуме РФ была проведена дискуссия. В ней этнокультурное образование обсуждалось в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и тормозящего влияния на этот процесс предметов с этнокультурным содержанием1. Проведенный в 2016 г. опрос показывает, что значительная часть населения сохраняет приверженность практике администрирования в этой сфере и не считает, что этнокультурное образование в школе может косвенно оказать негативное воздействие на обострение межэтнических отношений в регионе. Следует отметить, что население поликультурных регионов в своем большинстве поддерживает концепт этнокультурного образования в школе, не усматривая в нем рисков для межэтнических отношений. Более осторожной точки зрения придерживаются респонденты Краснодарского края и Ростовской области, в которых более ярко присутствует «охранительная» позиция. В этих регионах более трети респондентов усматривают в этнокультурном образовании, направленном на актуализацию этнического самосознания, риск обострения межэтнических отношений (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, изучение

родных языков и этнических культур в образовательных учреждениях может обострять межэтнические отношения

в Вашей республике (области, крае)?», %

Ответы РА КБР РК СК КК РО

Может 10,4 11,6 21,4 18,6 36,4 38,0

Не может 63,1 73,2 55,4 47,2 37,5 35,3

Затрудняюсь ответить 26,6 15,1 23,2 33,9 26,1 26,7

Приведенные результаты коррелируют с коллективными представлениями населения в регионах о влиянии этнокультурного образования на формирование гражданского (национально-государственного) самосознания. Большинство опрошенных в республиках полагают, что этот компонент образования способствует развитию и этнокультурного, и гражданского (общероссийского) самосознания (табл. 4).

В этом контексте следует рассматривать и поддержку респондентами проведения различных массовых мероприятий с этнокультурным содержанием - фестивалей, выставок, ярмарок, проведения различных праздников сел, республик и др. По мнению большинства опрошенных в

1 Шнирельман В.А. Образовательный стандарт и национальная школа // Этнокультурное образование: Методы социальной ориентации российской школы / ред. В.В. Степанов. М., 2010. Вып. 1. С.189-192.

республиках и значительной части респондентов в других регионах, эти мероприятия выступают эффективным инструментом консолидации народов региона, создают дополнительные возможности для межкультурной коммуникации (табл. 5).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Как может повлиять изучение родных языков и этнических культур на этническое и гражданское

самосознание населения Ва шего егиона?», %

Ответы РА КБР РК СК КК РО

Этническое самосознание усиливается, а общероссийское - слабеет 16,6 13,6 20,5 20,5 37,4 32,2

Общероссийское самосознание усиливается, а этническое - слабеет 5,5 14,4 3,8 3,8 8,5 7,5

Оба вида самосознания развиваются 69,0 56,1 53,1 53,1 40,3 45,9

Оба сознания вступают в конфликт друг с другом и ослабевают 4,4 9,8 7,5 7,5 8,0 11,0

Другой ответ 1,3 1,3 0,5 0,5 0 0,8

Затрудняюсь 3,1 4,8 14,6 14,6 5,8 2,7

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Какое влияние оказывает проведение в Вашем регионе массовых этнокультурных праздников, фестивалей и других на межэтнические отношения?», %

Ответы РА КБР РК СК КК РО

Они формируют любовь к народной культуре и сплоченность народов региона 56,2 51,8 41,1 28,8 35,0 32,5

Это просто праздники, люди используют возможность для развлечения 19,7 20,7 26,9 33,7 23,4 29,0

Это формальные мероприятия власти, никакого влияния на регулирование межэтнических отношений они не оказывают 17,3 14,4 19,7 22,9 29,2 25,9

Эти праздники могут провоцировать конфликты, конкуренцию между представителями разных этносов 2,4 8,8 7,2 12,9 10,1 7,1

Другое 0,4 0,3 1,7 0,3 0,1 0

Затрудняюсь 4 3,6 3,2 1,6 2,2 5,5

При наличии в коллективных представлениях населения Юга России в целом позитивного отношения к перспективам развития культур народов региона и понимания значимости культурной консолидации общества следует обратить внимание на то, что не эта проблематика населением рассматривается как наиболее актуальная для реализации национальной политики. Результаты опроса показали, что во всех регионах опроса от 50 до 58 % респондентов оценили межэтнические отношения на Юге России как спокойные. В самих же регионах позитивная оценка межэтнических отношений еще выше, об этом заявили более 70 % опрошенных в каждом из них. Однако сложная экономическая си-

туация, которая выдвинулась в качестве доминирующей причины, способствующей формированию межэтнической напряженности, обусловливает также и распространение практик нарушений гражданских прав из-за этнической или религиозной принадлежности. Раскрывая ограничения, которые возникают в регионах на почве этнической принадлежности (исключая Республику Крым), респонденты выделили экономическую сферу, институты государственной власти и органы правосудия (табл. 6).

Таблица 6

Распределение позитивных ответов на вопрос «Как Вы считаете, в Вашем регионе влияет ли национальная принадлежность человека на реализацию его возможностей

в сферах <?», %

Ответы «Да» РА КБР РК СК КК РО

1. Устроиться на хорошую работу 48,7 35,9 15,7 36,9 35,0 40,4

2. Занять высокий пост в органах власти 53,1 44,7 17,7 39,1 28,0 37,3

3. Открыть свое дело 23,9 25,3 7,5 21,6 25,4 14,5

4. Поступить в вуз на престижную специальность 20,8 12,1 7,2 18,3 26,8 20,0

5. Добиться справедливого решения вопроса в органах власти и органах правосудия 31,2 24,7 19,5 24,8 28,3 27,1

Видимо, эта ситуация объясняет смещение акцентов в понимании населением основной цели национальной политики РФ на обеспечение гражданского равноправия независимо от этнической или религиозной принадлежности. В Стратегии ГНП указывается пять основных целей, в числе которых также обеспечение равноправия граждан. Но в инструментарии опроса было предложено выделить главную цель. В этом качестве во всех регионах опроса выдвинулась задача обеспечения равноправия, которая собрала в целом по массиву четверть (25,3 %) ответов (табл. 7).

Немногим меньшая часть респондентов указали в качестве главной цели национальной политики «поддержание правил взаимодействий между различными этническими группами». Можно напомнить, что такие юридические правила (нормы) отсутствуют. Однако в различных регионах сложились неформальные правила, например, представительства народов в органах власти или в престижных областях занятости. Эти неформальные правила опираются на стереотипное восприятие этничности как социальной группы, а не как культурной идентичности индивида. Указанная позиция как значимая выявилась при опросе в тех регионах, где этнические отношения проявились как межгрупповые (особенно в 90-е гг.) и так были восприняты массовым сознанием. Ответы по регионам, представленные в табл. 7, свидетельствуют о том, что задача формирования российской гражданской нации на основе интеграции культур всех народов России занимает третье место во всем спектре перечисленных целей.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Межэтнические отношения регулируются национальной

Ответы РА КБР РК СК КК РО

1. Поддерживать правила взаимодействий между различными этническими группами 23,0 19,4 15,2 30,2 28,5 12,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сформировать гражданскую нацию на основе русской культуры при сохранении 14,8 15,4 19,5 7,0 31,7 28,2

культур всех народов России

3. Оптимизировать государственное

управление в регионах России, исходя из предоставления широкой автономии народам (этносам) 5,1 7,6 9,2 9,2 10,6 6,3

4. Обеспечить равноправие гражданам, независимо от этнической и конфессио- 27,2 25,5 22,4 31,8 19,8 25,9

нальной принадлежности

5. Поддержать русский народ как самый многочисленный в Российской Федерации 6,2 7,6 9,2 7,8 3,6 7,5

и русский язык как государственный

6. Другое 0,4 9,8 1,5 11,6 3,1 0,4

7. Затрудняюсь ответить 23 11,9 22,9 2,4 2,7 18,9

Выводы

Собранный материал показывает, что в регионах Юга России политика, направленная на удовлетворение этнокультурных потребностей населения, сохраняет свою актуальность и соответствует ожиданиям населения. Более того, значительная часть населения в различных регионах возлагает на государственные органы функции по обеспечению этнокультурной социализации молодежи и финансирования развития этнических культур. При этом обнаружилась сдвижка коллективных представлений в сторону необходимости более активного вовлечения населения в решение управленческих проблем, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей. Большинство опрошенных по регионам Юга России в развитии этнических культур и этнокультурном образовании усматривают средство, способствующее формированию этнической и общероссийской идентичности. Вместе с тем наиболее актуальной в спектре проблем межэтнических (межнациональных) отношений на Юге России является обеспечение гражданского равенства, независимо от этнической или религиозной принадлежности. Ущемление в этой сфере выступает значимым фактором накопления межэтнической напряженности.

Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Развитие этнических культур как инструмент национальной политики на Юге России: по материалам социологического опроса. В статье освещаются резуль-

таты социологического опроса населения Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Крым, Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края, проведенного в 2016 г. по проблемам межэтнических отношений. В число задач опроса входили определение оценки степени удовлетворенности этнокультурных потребностей населения, которое является необходимым условием консолидации различных народов, и выявление понимания цели этнокультурной политики - формирования общероссийской идентичности при поддержке развития этнических культур как инструмента интеграции поликультурного населения РФ. Авторы приходят к выводу, что в регионах Юга России политика, направленная на удовлетворение этнокультурных потребностей населения, сохраняет свою актуальность и соответствует ожиданиям населения.

Ключевые слова: межэтнические отношения, этнокультурные потребности населения, общероссийская идентичность, национальная политика.

Volkov Y.G., Denisova G.S., Lubsky A.V. The article highlights the results of the sociological survey of the population of the Republic of Adygea, Kabardino-Balkar Republic, Republic of Crimea, Krasnodar Territory, Rostov Region and Stavropol Territory on the problems of inter-ethnic relations. One of the object of the survey was the assessment of the degree of satisfaction of ethnocultural needs of the population, which is a necessary condition for the consolidation of the various peoples and revealing understanding of the purpose of ethnocultural policy formation of Russian national identity with the support of the development of ethnic cultures as a tool for integrating multicultural population of the Russian Federation. The authors come to the conclusion that in the regions of the South of Russia policy aimed at meeting ethno-cultural needs of the population remains relevant and meets the expectations of the population.

Keywords: interethnic relations, ethnic and cultural needs of the population, national identity, national politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.