Научная статья на тему 'Развитие этических качеств учителя начальных классов'

Развитие этических качеств учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИСТИННОЕ Я / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ / PERSON'S ENTITY / PRIMARY SCHOOL TEACHER'S ETHICAL QUALITIES DEVELOPMENT / PERSONALITY / TRUE SELF / PEDAGOGICAL ETHICS / MENTAL STRESS PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садартынова Эльмира Радиковна

Статья посвящена проблеме развития этических качеств учителя начальных классов. В ней рассматриваются теоретические основы развития этических качеств учителя начальных классов. Данный процесс представляет собой целенаправленную работу, которая основывается на теориях личности и сущности, содержащей безграничный потенциал для развития личности учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary School Teacher's Ethical Qualities Development

The article is devoted to the problem of primary school teacher's ethical qualities development. Theoretical bases of primary school teacher's ethical qualities development are considered in the article. The process mentioned represents purposeful work based on the personality and entity theories containing infinite potential for primary school teachers' personality development.

Текст научной работы на тему «Развитие этических качеств учителя начальных классов»

УДК 37.0 ББК 74.200

Садартынова Эльмира Радиковна

соискатель кафедра педагогики и психологии Сибайский филиал Башкирского государственного университета

г.Сибай

Sadartynova Elmira Radikovna

Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Psychology Sibay Branch of Bashkir State University Sibay

Развитие этических качеств учителя начальных классов Primary School Teacher’s Ethical Qualities Development

Статья посвящена проблеме развития этических качеств учителя начальных классов. В ней рассматриваются теоретические основы развития этических качеств учителя начальных классов. Данный процесс представляет собой целенаправленную работу, которая основывается на теориях личности и сущности, содержащей безграничный потенциал для развития личности учителя начальных классов.

The article is devoted to the problem of primary school teacher’s ethical qualities development. Theoretical bases of primary school teacher’s ethical qualities development are considered in the article. The process mentioned represents purposeful work based on the personality and entity theories containing infinite potential for primary school teachers’ personality development.

Ключевые слова: личность, сущность личности, истинное Я,

педагогическая этика, развитие этических качеств учителя начальных классов, профилактика эмоционального сгорания.

Key words: personality, person’s entity, true self, pedagogical ethics, primary school teacher’s ethical qualities development, mental stress prevention.

Преобразования в современном обществе происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, в том числе и в сфере образования. От современных приоритетов в образовании зависит будущее общество. Современные открытия изменяют наши знания о мире. Рождается новая парадигма мышления. В настоящее время приоритетным направлением является высокий уровень научно-технического развития общества, в то время как духовно-нравственный уровень развития общества остается низким. Свидетельством этого являются негативные социальные явления: алкоголизм, наркомания, преступность, погоня за материальными ценностями и т.д.

Будущее благополучие общества определяет духовно-нравственное развитие детей. Духовно-нравственные ценности детей формируются под

влиянием окружающей среды. Особую роль в этом играет учитель, так как личность ученика формируется под влиянием личности учителя.

В послании президента РФ Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. определены приоритетные цели и задачи современного российского образования: «...Для достижения стратегических планов начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе».

В федеральном образовательном стандарте второго поколения о духовнонравственном воспитании младших школьников сообщается:

«. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...».[ 4]

Решение этих задач, и соответствие системы образования требованиям современной жизни и государства возможно, только при участии самого учителя с высоким уровнем профессионализма, основой которого являются личностные качества.

Современное общество желает видеть в учителе личность, имеющую высокую духовно-нравственную культуру, которая является образцом поведения, отношения к окружающим людям, желают видеть учителя понимающего особенности развития детей как личностей, содействующего им в этом процессе.

На современном этапе развития педагогической науки накоплен богатый материал и проведены многие исследования в сфере личности в профессиональной деятельности учителя: В. А. Сластенин, А.Г. Асмолов,

В.Д. Щадриков, А.Б. Орлов, Н.Р. Битянова, С.Д. Смирнов, Н.А. Асташова, Л.М. Митина, Н.Н. Никитина.

Анализируя научную литературу по проблеме личности и профессионального развития учителя начальных классов определены противоречия между:

• Усилением внимания со стороны государства и общества к проблемам нравственного развития подрастающего поколения и снижением воспитывающей функции школы, как одного из главных социальных институтов.

• Потребностью современного общества в учителе начальной школы с приоритетом этических качеств и распространенной практикой работы учителя, отдающего предпочтение только интеллектуальным качествам;

• Заложенным в сущности личности каждого человека богатейший потенциал и недостаточным использованием его для личностного и профессионального развития учителя начальной школы.

• Потребностями педагогической практики в разработке педагогических условий развития этических качеств учителя начальной школы, и недостаточностью их разработанности в современной педагогической науке.

Вопрос о личности педагога, ее особенностях, нравственной основе и ее значении рассматривали: Я. Коменский, М. Монтень, Д. Локк, Ж. Руссо, Ф. Дистервег, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.

Современные исследования, касающиеся личности и этических качеств педагога, особенностей педагогической работы проводили Кузьмина Н., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В, Митина Л.М., Рогов Е.И., Асташова Н.А., Белухин Д.А. и др. Анализ литературы и исследований ученых, позволяет определить, что ведущими профессиональными качествами для учителя начальной школы являются этические качества.

В современном учителе, как и во все времена, ценятся его личностные качества и, прежде всего этические. Вслед за ними приобретают значение академическая и методическая подготовка учителя. Данная тенденция становится актуальной в системе образования, в эпоху развития информационных технологий, когда необходимую информацию можно получить из различных источников. Полученная информация для личности младшего школьника во многом определяется личностью учителя. Значение формирования личности ученика определяется в Федеральном Государственном Образовательном стандарте: «Личность несвободна, если она

не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.» [ 4]

Развитие необходимых этических качеств детей происходит лишь при наличии соответствующих этических качеств у педагога. Подтверждением являются работы ученых, педагогов: Ушинского К.Д., Каптерева П.Ф., Асташовой Н.А., Никитиной Н.Н., Кислинской Н.В., Митиной Л.М., Гоноболина Ф.Н., Кузьминой Н.В., Белухина Д.А. и т.д .

Одновременно этические качества учителя решают главные вопросы педагогики: интерес учеников в учебе, их активность и желание учиться,

доверие к учителю, уважение к нему, и самое главное влияют на формирование ценностей и развитие личности ученика. Важным моментом является тот факт, что дети перенимают любые личностные качества учителя: как этические качества, так и качества не соответствующие этике.

Из этого можно предположить, что главными профессиональными качествами учителя являются этические качества, а основной задачей профессионального образования и профессионального развития - развитие этических качеств, а уж затем владение научными знаниями и умениями.

Развитие этических качеств является актуальной проблемой, требующей разработки. Мы выявили психолого-педагогические условия развития этических качеств учителя начальных классов, теоретическое и опытноэкспериментальное обоснование, разработали содержание программ развития этических качеств учителя начальных классов.

Основанием исследования стали философские, психолого-

педагогические положения о понятиях личность и сущность личности, их взаимосвязи; этики и нравственности. Согласно нашему исследованию, мы определяем личность во взаимосвязи с сущностью. Где сущность является подлинным субъектом, при этом личность является лишь внешним атрибутом человека. Существует взаимосвязь личности и сущности человека. В гармоничной личности, доминирует сущность, при этом личность подчинена

сущности [7, 70]. Сущность имеет высшую природу, по своей сути она совершенна и имеет безграничный потенциал своего развития. Сущность является истинным Я человека, в то время как личность, лишь внешнее проявление человека, которая не всегда выдает истинное Я человека.

Проявление истинного Я в личности человека, является проявлением этики или этических качеств человека. Согласно нашему исследованию этика -это проявление сущности человека в личности. Развитие этических качеств -способствует проявлению сущности в личности. Таким образом, уровень развития этических качеств зависит от степени проявления в себе истинного «Я».

Истинное Я - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие. Она представляет собой самое высшее, светлое, доброе начало человека и содержит безграничный потенциал для развития личности человека, в том числе имеющие вечную ценность этические качества: любовь, совесть, нравственную волю, стремление к самосовершенствованию и т. д . Сущность личности человека по своей природе этична. Развитие этических качеств и есть раскрытие истинной природы человека. Поэтому мы в нашем исследовании рассматриваем сущность личности как источник проявления этики. Развитие этических качеств, согласно нашему исследованию предполагает актуализацию и развитие, то есть проявление истинного Я человека в личности.

Актуализация - воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоциональных состояний, а также отдельных психических процессов, перевод их из скрытого, латентного состояния в явное, действующее. Актуализация этических качеств подразумевает воспроизведение их из скрытого состояния в явное действующее.[3] Именно актуализация характеризует раскрытие имеющихся в учителе этических качеств.

Развитие - процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений [3]. Развитие этических качеств, предполагает совершенствование имеющихся или актуализированных качеств личности учителя.

С понятием актуализация взаимосвязано понятие самоактуализация, которая, согласно гуманистической психологии, является универсальной функцией человека, присущая всем людям от рождения.[8, 529]

Согласно нашему исследованию, основными и ведущими этическими качествами необходимыми для эффективной работы учителя начальных классов являются: любовь, совесть, стремление к самосовершенствованию, нравственная воля. Из основных качеств следуют остальные этические качества такие как: принятие, оптимизм, эмпатия, альтруизм, тактичность,

толерантность, искренность, свобода, соборность и т. д.

Определены критерии развития этических качеств учителя. На первом уровне определяющим является отношение учителя к себе и к общечеловеческим ценностям. Учитель сам предъявляет себе этические требования, и главный судья его - собственная совесть. На втором уровне главным для учителя является соответствие специальным профессиональным требованиям, предъявляемым обществом к учителю. Мы выделяем три

критерия:

1. Критерий высокой требовательности учителя к самому себе -отношение человека к самому себе. Показатели: совесть, стремление к самосовершенствованию

2. Критерий отношение к людям. Показатели: любовь к детям и людям вообще, в широком смысле, принятие, эмпатия, терпение, оптимизм, альтруизм.

3. Критерий профессиональной ответственности за результаты педагогической деятельности - отношение к профессии. Показатели: дисциплинированность, требовательность к себе, нравственная воля, тактичность.

Ведущим критерием является отношение учителя к самому себе. Описанные качества и критерии этических качеств личности, помогают определять стратегические и тактические ориентиры в развитии этических качеств личности учителя.

Развитие исследуемых качеств, происходит наиболее эффективно на занятиях, тренингах, консультациях, которые способствуют системной

организации личностного развития учителя начальных классов. Разработанная программа развития этических качеств учителя начальных классов способствует развитию этических качеств учителя на занятиях, переходит в процесс постоянного саморазвития, личностного и профессионального роста учителя.

В основе нашего исследования лежат:

- сущностный подход, рассматривающий в личности истинное Я человека, которое содержит большой потенциал для развития. [ 10]

- аксиологический подход представляющий человека как высшую, бесконечную ценность, способствующий раскрытию и развитию гуманистических качеств в личности учителя [1]

- личностно-ориентированный подход способствует личностному росту ребенка и педагогов.

- деятельностный подход способствует реализации процесса саморазвития, самосовершенствования учителя, с помощью активной позиции самого учителя.

- гуманистический подход определяет безграничность возможностей человека. [ 8,515]

На основе описанных принципов, мы разработали основные положения развития этических качеств личности учителя начальных классов: содержание данного процесса, программу развития этических качеств

личности учителя начальных классов; организовали опытноэкспериментальную работу по развитию этических качеств личности учителя начальных классов.

В процессе опытно-экспериментальной работы подтверждена

эффективность психолого-педагогических условий реализации данного процесса, усилением проявления описанных нами этических качеств в педагогической деятельности по отношению к детям, к себе, переход на субъект - субъектные отношения, появление активной позиции по саморазвитию.

Главной идеей является развитие потенциала личности учителя. Итоговый результат - развитие этических качеств учителя начальных классов,

важной составной частью его профессиональной компетенции. Учитель принимает активную позицию в реализации процесса развития этических качеств личности.

Реализация процесса развития этических качеств личности учителей начальной школы начинается с актуализации и развития качеств у учителей начальных классов на занятиях: с помощью сообщения информации по теме, чтения лекций, сообщения результатов диагностики, анализа педагогических ситуаций, дискуссии, наблюдения, проведения тренингов с активной деятельностью самих учителей. Следующий этап реализации - самостоятельная работа учителей по саморазвитию, самопознанию, раскрытию своего личностного потенциала и развитию своих лучших качеств: творческие работы, самостоятельная работа с тетрадью, наблюдения, выводы, имеющие личностный и профессиональный смысл.

В основе профессионального роста лежит личностный рост, предполагающий развитие этических качеств. В результате наблюдаются:

• подъем на более высокий уровень личного и профессионального

самосознания;

• происходит преобразование личной жизни и деятельности учителя;

• движущей силой развития становится исключение противоречий

между личностью и сущностью.

• творческая самореализация учителя, проявление индивидуальности личности учителя и как следствие его учеников.

В нашем исследовании подтверждена взаимосвязь уровня развития этических качеств учителя и развития личности младших школьников.

Определена взаимосвязь этических качеств учителя начальных классов и эффективность педагогического труда. Изучение динамики ценностных ориентаций учителей начальных классов, позволяют сделать вывод о положительном влиянии на изменение ценностных приоритетов. Это имеет значение, так как ценностные ориентации определяют последующее самостоятельное развитие учителя начальных классов и обуславливают сознательное развитие этических качеств педагога.

По единой методической программе проведено комплексное экспериментальное обследование групп учителей начальных классов с различным педагогическим стажем и студентов - будущих учителей начальных классов. Экспериментально доказана неэффективность неосознанного развития этических качеств учителя, характерная для современного учителя начальной школы. Отказ педагога от усилий по раскрытию своего потенциала способствует возникновению нервных, психологических расстройств, эмоциональному сгоранию и развитию соматических заболеваний.

Положительной динамикой развития этических качеств учителя начальных классов является занятие активной этической позиции учителя по отношению к себе и своим ученикам. Разработанная методика по развитию этических качеств учителя способствует стимулированию педагога к осознанию своей сущности, заложенного в ней потенциала, сознательному изменению и саморазвитию учителя, влияет на эффективность педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.[ Текст]/ Асташова Н.А. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.

2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./ Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики.[Текст]/ Белухин Д.А. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.- 128 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.[Текст]/ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-448 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия Стандарты второго поколения основана в 2008 г. [Текст]/Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В. А.-М.: Просвещение, 2009.

5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений.[Текст]/Митина Л.М. -М.:Издательский центр «Академия,2004.-320 с.

6. Никитна Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений[Текст]/ Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224 с.

7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. [Текст]/Орлов А.Б. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.

8. Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение.[Текст]/ Хьелл Л., Зиглер Д. - СПб: Издательство «Питер», 1999.- 608 с.

Bibliography

1. А81а8Ьоуа, NA. A Teacher: Problem of Values Choice and Formation [Text] / N.A. Astashova. - М: Moscow Psychological-and-Social Institute; Voronezh: Publishing House of "МОБАК" SPS, 2000. - 272 p.

2. Belukhin, D.A. Pedagogical Ethics: Desired and Reality / The Analysis of Essence and Content of General Concepts in Pedagogical Ethics [Text] / D.A. Beluhin. - M: Moscow Psychological-and-Social Institute, 2007. - 128 p.

3. Helle, L. Personality Theories. Basic Assumptions, Research and Applications. [Text] / L. Helle, D. Zigler. - SPb: "Piter" Publishing House, 1999. - 608 p.

4. Kodzhaspirova, G. M, Kodzhaspirov, A.Yu. Pedagogical Dictionary [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - Moscow: "MarT" PBC; Rostov-on-Don: "MarT" Publishing Centre, 2005. - 448 p.

5. Mitina, L.M. Psychology of Labour and Teacher’s Professional Development: Study Guide for Higher Pedagogical School Students [Text] / LM. Mitina. - M.: "Academiya" Publishing Centre, 2004. - 320 p.

6. Nikitina, N.N. Introduction into Pedagogical Activity: Theory and Practice: Study Guide for Higher School Students [Text] / N.N. Nikitina, N.V. Kislinskaya. - 3rd Ed., Stereotyp. - М: "Academiya" Publishing Centre, 2007. - 224 p.

7. Orlov, A.B. Psychology of a Man’s Personality and Self: Paradigms, Projections, Practices. Study Guide for Higher School Students [Text] / А.B. Orlov. - М: "Academiya" Publishing Centre, 2002. - 272 p.

8. The Concept of Spiritual-and-Moral Development and the Russian Citizen’s Personality Education: Educational Edition. The Standards of the Second Generation Series is based in 2008 [Text] / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A.Tishkov. - M.: Education, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.