УДК 620.9(571.66)
И.В. Фрумак
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ КАМЧАТКИ В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК
В контексте исторической ретроспективы в статье рассматриваются вопросы энергообеспечения Камчатки в 1928-1937 гг. Особое внимание уделено роли Акционерного Камчатского общества в электрификации ведущей отрасли экономики региона - рыбной промышленности.
Ключевые слова: энергетика, электрификация, энергообеспечение, Акционерное Камчатское общество.
I.V. Frumak
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF KAMCHATKA'S ENERGY SECTOR DURING THE FIRST FIVE-YEAR PLANS
In the context of historical retrospect, the article deals with the issues of energy supply of Kamchatka in 1928-1937. Special attention is paid to the role of the Joint-Stock Kamchatka Territory in the electrification of the leading branch of the economy region - the fishing industry.
Key words: power engineering, electrification, power supply, Kamchatka Joint Stock Company.
К началу первой пятилетки на Камчатке имелось несколько электростанций. Две из них -Петропавловская радиотелеграфная станция и клуб «Коминтерн» - были построены еще до революции. В 1927 г. электрические станции установили в Петропавловском морском порту, в механической мастерской Акционерного Камчатского общества (АКО), на Жупановском рыбокомбинате и рыбоконсервных заводах № 1, № 2 в поселке Усть-Камчатск [1].
Основное внимание руководство АКО обращало на электрификацию ведущей отрасли экономики региона - рыбной промышленности. Оно отказалось от строительства крупных электрических станций, возведение которых требовало значительных капитальных вложений,
а их эксплуатация в условиях сезонной деятельности рыбообрабатывающих предприятий являлась нерентабельной. Электрификацию рыбокомбинатов и консервных заводов решили осуществить на основе строительства небольших дизельных электростанций непосредственно на территории предприятий. Здания станций были небольшими, деревянными, поэтому каких-либо расчетов для возведения фундаментов и корпусов не производилось. На них устанавливалось от одного до трех дизелей различных марок: отечественных - «Победа» и «Червонный прогресс», зарубежных - «Акасака», «Ансальдо», «Сейсакуша». Там, где потребность в электроэнергии была незначительной, использовались тракторные двигатели мощностью 10, 18 и 22 кВт. Первые камчатские электростанции работали на нефти и дизельном топливе.
Электроэнергия, вырабатываемая на станциях, обеспечивала работу конвейеров, электротележек, подъемников, различных механизмов для разделки и консервирования рыбы. Часть ее отпускалась на освещение жилых зданий и социально-бытовых объектов.
Наглядное представление о работе рыбообрабатывающих предприятий Камчатки дает отчет Усть-Большерецкого рыбокомбината за 1937-1938 гг.:
«Рыбокомбинат имеет две рыбопромышленные базы и один рыбоконсервный завод. На центральной базе расположены: засольный сарай постройки 1932 г. каркасного типа, крытый оцин-
кованным волнистым железом; в цементном полу находится 31 деревянный чан общей емкостью 1 780 ц; икрянка постройки 1932 г. каркасного типа, крытая оцинкованным волнистым железом, с цементным полом; рыборазделочная пристань, построенная в 1935 г; элеваторная эстакада с ответвлениями в бункер консервного завода и на рыборазделочную пристань; два помещения каркасного типа для лебедок постройки 1934 г. с установленными в них тремя паровыми котлами системы Лошанеля; сетесносной склад; материальный склад; временный ледник, баня.
Рыбоконсервный завод расположен при центральной базе. В его состав входят: здание завода; склад консервов; лакировочный цех; кузница; мехмастерская; электростанция с двумя электрогенераторами в 30 и 7 кВт; котельная с двумя котлами. На второй рыбопромышленной базе имелись: засольный сарай, икрянка, временный ледник, два паровых котла, передвижная электростанция «Томано» мощностью 10 кВт и баня» [2].
Как видно из отчета, работа многих видов оборудования была основана на использовании электрической энергии.
Следует отметить, что электрификация предприятий рыбной промышленности осуществлялась достаточно быстрыми темпами. Так, к концу 1937 г. все рыбокомбинаты и рыбзаводы АКО, за исключением Крутогоровского рыбокомбината, на котором электростанцию установили в 1938 г., были обеспечены электрической энергией.
Ввод в эксплуатацию электростанций на предприятиях рыбной промышленности Камчатской области осуществлялся поэтапно: в 1928 г. - на Озерновском рыбокомбинате; в 1929 г. -на Кихчинском, Корфском, Олюторском рыбокомбинатах и Опалинском рыбзаводе; в 1930 г. -на Микояновском и Усть-Большерецком рыбокомбинатах; в 1931 г. - на Авачинском и Анадырском рыбокомбинатах; в 1932 г. - на Шубертовском и Жупановском рыбокомбинатах; в 1934 г. -на Ичинском рыбокомбинате; в 1935 г. - на Гижигинском рыбокомбинате; в 1936 г. - на Кировском рыбокомбинате; в 1937 г. - на Пымтинском рыбокомбинате [3].
В начале 1930-х гг. стала развиваться вторая по значению отрасль экономики Камчатки -лесная и деревообрабатывающая промышленность. Для разработки лесных богатств региона в системе АКО в 1930 г. организуются леспромхозы: Анадырский, Елизовский, Козыревский, Охотский, Тигильский и Усть-Большерецкий [4].
Они занимались заготовкой леса, его вывозом и сплавом. Дерево шло на строительство производственных помещений, жилья и для отопления зданий. За 1931 г. было заготовлено 81,7 тыс. куб. м древесины [5]. Для ее обработки был построен Петропавловский лесозавод и Ключевской лесокомбинат. Электрификация предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности осуществлялась так же, как и в рыбной, - за счет строительства небольших дизельных электростанций, работавших на нефти или дизельном топливе. В 1936 г. на Петропавловском лесозаводе установили четыре дизеля суммарной мощностью 138 кВт [6]. В 1937 г. в Козыревском леспромхозе стал эксплуатироваться дизель мощностью 11кВт [7].
Но небольшие дизельные станции не могли обеспечить энергией ведущее предприятие отрасли - Ключевской лесокомбинат, на котором изготовлялись кунгасы, бочки, ящики и т. п. Поэтому в 1932 г. в селе Ключи, расположенном в 120 км от устья реки Камчатки, была построена первая в области крупная локомобильная станция.
Первоначально на ней установили три локомобиля марки «Метрополитен-Виккерс» (два по 500 кВт и один - 200 кВт). В качестве топлива использовались дрова, измельченный горбыль, опилки. Обслуживанием станции в 1935 г. занимались 38 человек, из них 18 работали в котельной (кочегары, слесари), 17 - в машинном отделении (машинисты, электромеханики) и 3 относились к инженерно-техническому персоналу [8].
Электростанция обеспечивала работу 12 станков и транспортера в лесопильном цехе, 3 станка - в судостроительном, 12 - в бондарном, 8 - в ящичном и 4 - в механической мастерской. За 1935 г. было выработано 1 млн 133 кВтч, в том числе для работы электромоторов -838 кВтч и освещения производственных и жилых помещений - 205 тыс. кВтч [9].
Развитие морского транспорта и рыболовного флота требовало ремонта судов непосредственно в Камчатской области. С этой целью в январе 1934 г. была организована комиссия по составлению проекта судоремонтной верфи. Местом ее сооружения избрали бухту Раковую, расположенную в нескольких километрах от Петропавловска-Камчатского. Перед рабочими была поставлена сложная задача: в короткий срок возвести на берегу бухты причальную линию, корпуса судокотельного, механического, литейного, электромонтажного и других цехов.
Для обеспечения бесперебойной работы стройки установили электрическую станцию. «Первая электростанция на верфи была построена в 1935 году. Располагалась она в восточной части территории и представляла из себя деревянное каркасно-засыпное здание. Три дизель-генератора работало здесь: два - «Двигатель революции» и один японский - «Акасака». Мощность их равнялась всего 580 кВт. Первым начальником станции был В. Тиллер, а первым механиком - Б. Антонов» [10].
Станция обеспечивала электроэнергией не только стройку, а впоследствии - действующую судоверфь, но и отпускала часть ее на коммунальные нужды поселка Индустриального.
В этот период происходила электрификация других отраслей экономики Камчатки. В 1936 г. для Управления морского лова установили станцию в поселке Моховая, а в следующем году -в поселке Сероглазка при судоремонтных мастерских АКО. В 1932 г. на Камчатской МТС, расположенной в селе Хутор, электроэнергия впервые стала использоваться в сельскохозяйственном производстве. В 1936 г. построили две электростанции в Петропавловском совхозе: одну на центральной базе, а другую - на дальней [11]. Все эти станции были маломощные, по 15-20 кВт, за исключением электростанции мехмастерской АКО, суммарная мощность двигателей которой составляла 350 кВт.
В годы первой и второй пятилеток развитие коммунальной энергетики происходило в основном в городе Петропавловске-Камчатском. С началом промышленного освоения полуострова численность населения в городе увеличивалась быстрыми темпами. С 1926 по 1936 гг. число жителей возросло с 1,7 до 16,7 тыс. человек [12]. В связи с этим первостепенной задачей стало обеспечение учреждений, жилых зданий, улиц электрическим освещением.
В 1927 г. в Петропавловске-Камчатском началось строительство коммунальной электростанции. Среди тех, кто ее строил и принимал участие в монтаже оборудования, были четыре демобилизованных воина из Ленинграда: В. Барболин, М. Быстров, С. Вахомский, Г. Травин. «Пока плотники возводили здание, демобилизованные заготавливали в лесу дрова, а позже включились в электромонтажные работы. Травин взялся за главный щит, а его друзья тянули уличную и внутреннюю проводки. Другая бригада устанавливала двигатель, маховик которого, кстати сказать, везли из порта до электростанции на сорока собаках...18 марта 1928 г. состоялся пуск первой на полуострове коммунальной электростанции. Вспыхнули огни в домах на трех улицах, на Ленинской - также матовые уличные фонари [13].
На постройку станции было затрачено 67 тыс. руб., сюда же входила стоимость установки 8-километровой уличной сети [14]. Находилась электростанция по адресу: ул. Таможенная, 15. На ней установили двигатель «Фербенкс Морзе» мощностью 50 кВт, для которого в качестве топлива использовалась нефть, доставляемая из Владивостока в железных бочках. Штат станции состоял из трех человек: заведующего, электромонтера и моториста [15].
Вот так выглядели показатели работы электростанции в 1928 г.: произведено электроэнергии - 30 тыс. кВтч, отпущено на освещение помещений - 25,6 тыс. кВтч [16]. Остальная энергия использовалась на собственные нужды станции. Для увеличения мощности в 1934 г. на ней дополнительно установили двигатель «Отто Дейц» мощностью 65 кВт.
К концу 1937 г. в Петропавловске-Камчатском электроосвещением было оборудовано 5,0 тыс. кв. м жилья, а вся обобществленная жилая площадь в городе составляла 5,1 тыс. кв. м [17]. Кроме коммунальной, в городе насчитывалось еще одиннадцать электростанций, каждая из которых обслуживала своего потребителя. Часть электроэнергии они отпускали на коммунальные нужды.
Но вырабатываемой энергии не хватало. По расчетам специалистов Дальэнергопрома, в 1936 г. потребность промышленных предприятий и коммунально-бытовых учреждений города составляла 730 кВт [18], а установочная мощность не превышала 450-500 кВт. Учитывая сложившееся положение, в Далькрайкомхозе запланировали строительство новой городской коммунальной электростанции в Петропавловске-Камчатском.
4 августа 1936 г. президиум городского Совета депутатов трудящихся принял Постановление «Об отводе территории под строительство новой городской центральной электростанции», в котором было записано: «1. Учитывая необходимость расположения станции в центре нагрузок, а также требования ПВО и противопожарной охраны и удобства транспортировки горючего, отвести территорию под строительство станции на территории Озерновской кошки у подножья Никольской сопки. 2. Территорию под строительство станции установить площадью 2,25 га в пределах от сопки до существующих первых ворот. 3. Под нефтехранилище отвести берег
западного склона Никольской сопки на протяжении 300 м от расположения здания станции» [19]. Технический проект электростанции был выполнен в Сибирском отделении Электропрома, а ее пуск намечался в III квартале 1938 г.
На территории области коммунальные электростанции в этот период были установлены в Анадыре (1937 г., 13 кВт) и в Усть-Большерецке (1937 г., 10 кВт). Они вырабатывали электроэнергию для административных зданий, клубов, больниц, жилых домов.
На основании вышеизложенного материала можно отметить следующее:
1. За годы первой и второй пятилеток в Камчатской области было введено в строй 30 электростанций различной мощности.
2. Электрификация экономики полуострова осуществлялась на основе строительства небольших изолированных дизельных электростанций. Единственная локомобильная станция большой мощности имелась при Ключевском лесокомбинате.
3. Электрификация экономики области позволила успешно развивать ведущие отрасли промышленности, способствовала увеличению различной продукции; стало возможным использование электрической энергии для нужд коммунального хозяйства.
Литература
1. Кусков В.П. Первая электростанция на Камчатке. Интересная страница истории // Камчатская правда. - 1970. - 22 декабря.
2. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 719. - Оп. 2. - Д. 838. - Л. 1-4.
3. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 719. - Оп. 21. - Д. 91. - Л. 3, 4, 14, 67, 70, 71, 73.
4. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 271. - Л. 50.
5. Ситников Е. Леспромхоз и его будущее // Камчатская правда. - 1975. - 2 апреля, 4 апреля.
6. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 719. - Оп. 21. - Д. 91. - Л. 69.
7. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 719. - Оп. 10. - Д. 655. - Л. 112.
8. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 271. - Л. 2, 112.
9. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 271. - Л. 2, 121.
10. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 271. - Л. 120.
11. Билаонов К.Д. Развитие сельского хозяйства Камчатки. - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, 1971. - 52 с.
12. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 719. - Оп. 21. - Д. 91. - Л. 11, 70.
13. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 154. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 30.
14. Кудлин В. Как растут города // Камчатская правда. - 1974. - 17 мая.
15. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 743. - Оп. 1. - Д. 45. - Л. 73.
16. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 1. - Д. 271. - Л. 120.
17. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 154. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1.
18. Государственный архив Камчатского края. - Ф. 353. - Оп. 5. - Д. 19. - Л. 15.
19. Ильина В.А. Итоги хозяйственного освоения Камчатки к концу 1930-х гг. в контексте теории фронтира // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр». Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - № 1 (19). - С. 24-32.