УДК 725. 42: 620.9
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Н.А. Смольская
Для обеспечения экономической безопасности, являющейся важнейшим условием стабильного и устойчивого развития государства и общества, существенное значение имеет состояние отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Энергетика в Беларуси является одной из важнейших отраслей национальной экономики. Для Беларуси, лишь на 16% обеспеченной собственными энергетическими ресурсами и обладающей комплексом энергоемких отраслей промышленности, проблема энергообеспечения становится особенно актуальной.
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию обозначены пять стратегических направлений экономической политики, реализация которых позволит обеспечить динамичный прорыв в экономике страны и в решении социальных задач. Среди них существенное место занимает энергетическая стратегия [1].
Цель исследования заключалась в анализе современных тенденций и в обосновании закономерностей развития отраслей ТЭК, в том числе в условиях преодоления экономического кризиса и посткризисной стабилизации. Важнейшими задачами исследования являлись выявление потенциала энергосбережения и разработка приоритетных направлений повышения энергоэффективности в национальной экономике.
В республике на протяжении последних двадцати лет объем производства первичных энергоресурсов (ПЭР) остается практически неизменным. В 1990 г. в Беларуси было произведено 5,4 млн. т у.т. ПЭР в пересчете на условный эквивалент, в 2005 г. и 2009 г. - соответственно 5,4 и 5,3 млн. т у.т. [2, с. 333]. При сохранении уровня производства ПЭР в республике наблюдается тенденция снижения объемов добычи основных видов топлива. Так, за 1990 - 2009 гг. темп роста добычи нефти составил 83,7%, естественного газа - 69,0%, топливного торфа (условной влажности) - 64,3%.
Направления развития энергетики определяются стратегией социально-экономического развития государства и обосновываются положениями ряда программ, обеспечивающих динамичное развитие общества. Достижение установленных в отрасли приоритетов возможно лишь при поддержке и соответствующих гарантиях на государственном уровне.
В состав Министерства энергетики Республики Беларусь включены 94 организации с общей численностью более 107 тысяч человек. В структуру центрального аппарата Минэнерго включен Департамент по ядерной энергетике, главные управления, отделы и секторы. В подчинении Минэнерго находятся головные производственные организации, представляющие различные направления деятельности ТЭК республики: ГПО «Белэнерго», ГПО «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз». Деятельность всех структурных подразделений Минэнерго нацелена на удовлетворение потребности народного хозяйства и населения в различных видах топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и на рациональное и экономное их использование. К важнейшим видам ТЭР, потребляемым в Республике Беларусь, относятся природный газ, древесное и мазутное топливо, газ нефтепереработки, торф, лигнин, сжиженный газ, уголь и прочие. Наибольший (свыше 82%) удельный вес в структуре потребления ТЭР для получения тепловой и электрической энергии составляет природный газ. Древесное и мазутное топливо составляют в структуре ТЭР соответственно 6,0 и 4,1%, остальные структурные элементы имеют удельный вес от 0,5 до 2,5 %.
В последние годы выполняются задания по увеличению мощности энергоисточников и наметился соответствующий их рост в перспективе. Общая установленная мощность энергоисточников белорусской энергосистемы увеличилась за 2005 - 2009 гг. на 1,5% и составила 7837,8 МВт, а за 2010 г. намечено увеличить ее еще на 7,8 %.
Основным топливом электростанций и котельных ГПО «Белэнерго» является природный газ, а резервным - мазут. В рамках выполнения государственной программы по энергосбережению в целях увеличения использования местных энергоресурсов с 2007 года начато использование древесного топлива.
Электроэнергетика республики, являясь одним из основных потребителей ТЭР и учитывая вышеназванные тенденции, импортирует от 20% до 30% потребляемой электроэнергии. За двадцатилетний период снизился объем производства электроэнергии на 23,1%. Однако следует отметить разнонаправленность динамики в исследуемый период. После резкого (на 37%) падения объемов производства электроэнергии в республике за 1990 - 1995 гг., в дальнейшем до 2009г. наблюдался систематический рост этого показателя более чем на 40%. Последствия экономического кризиса, вызвавшие спад производства электроэнергии в 2009г. на 11,6%, отразились и на финансовом состоянии отрасли. Запланированная Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 17,9% тенденция роста рентабельности реализованной продукции в отрасли на 2006 - 2010 гг. не была реализована, а за четыре исследуемых года фактически была снижена с 12,9% до 4,5%. Посткризисная стабилизация, приведшая к росту объемов производства электроэнергии за первое полугодие 2010 г. на 11,5%, все же не изменила тенденцию ухудшения рентабельности реализованной продукции, которая в мае текущего года составила лишь 1,5% [3].
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА) о тенденциях развития мировой экономики, ожидается дальнейший рост ее электрификации. При этом потребление электроэнергии будет расти быстрее, чем потребление первичных энергоресурсов. При ожидаемом среднегодовом темпе прироста конечного потребления электроэнергии в мире в 2,6%, для промышленно развитых стран этот показатель составит 1,7, для развивающихся - 4,2%. При этом среднегодовые темпы потребления ПЭР за этот же период составят 1,47%, по промышленно развитым странам - 1,24%, по развивающимся - 2,07% [4, 5].
В целях дальнейшего развития отечественной электроэнергетики, связанного со снижением зависимости от природного газа, целесообразно разработать комплекс мер, способствующих внедрению высокоэффективных парогазовых технологий, строительству Белорусской АЭС, гидроэлектростанций, тепловых электростанций на местных видах топлива, комплекса ветряных установок, запланированного ветропарка и др.
В связи с сокращением объемов переработки нефти (только за первое полугодие текущего года на 32,8%) и с необходимостью с 01.01.2010 г. стопроцентной уплаты российской экспортной пошлины, запланированные Программой-2010 темпы роста объемов производства топливной промышленности не будут выполнены. При запланированной на пятилетие рентабельности отрасли в 25 - 26% фактический ее уровень составлял лишь 6 - 13%. Глубина переработки нефти, равная сегодня в республике 70 - 75%, не способствует улучшению финансового состояния нефтеперерабатывающей промышленности. По состоянию на 01.01.2010 г. рентабельность реализованной продукции в нефтепереработке составила 3,3%, что в 6,8 раза ниже уровня 2006 г.
Аналогичное сложное финансовое положение торфяной отрасли с рентабельностью в 2,7% обусловлено многими причинами, среди которых -высокий уровень износа производственных фондов и мощностей, требующий дальнейшего технического переоснащения торфобрикетных цехов.
С целью выполнения заданий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг. и Государственной комплексной
программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы в национальной экономике увеличился объем финансирования. За 2002 - 2008 гг. объем инвестиций в основной капитал организациями ГПО «Белэнерго» увеличился почти в 4,8 раза. Государственная финансовая поддержка энергосберегающих проектов осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет части средств государственных целевых бюджетных инновационных фондов. За период 2006 -2009 гг. на повышение энергоэффективности за счет этих источников использовано соответственно 1065 и 624 млн. долл. США [6]. Наиболее крупными инвестиционными проектами, осуществляемыми и планируемыми «Белэнерго», являются: строительство нового парогазового блока мощностью 450 МВт; реконструкция Барановичской и Брестской ТЭЦ с планируемым увеличением электрической мощности на 31 МВт по каждому объекту; строительство Бешенковичской и Верхнедвинской гидроэлектростанций с проектными показателями устанавливаемой мощности по 30 МВт (планируемые показатели выработки электроэнергии составляют соответственно 122 и 116 млн. КВт*ч.); строительство угольной Зельвенской КЭС с предполагаемой установленной электрической мощностью 600 - 900 МВт; реконструкция Витебской, Новополоцкой, Мозырской, Гомельской и Светлогорской ТЭЦ и др. Планируется строительство линий электропередач между Украиной и Беларусью (Ровенская АЭС -Микашевичи) протяженностью 235,5 км, в т.ч. по РБ - 145,5 км, а также между Польшей и Беларусью (Россь - Нарев) протяженностью 215,5 и 131,5 км по Беларуси. Первый проект позволит в перспективе обеспечить услуги по транзиту электроэнергии из Украины в страны Балтии, а затем и в Польшу, а второй -расширить экспортно-импортные операции по транзиту электроэнергии со странами ЕС. Сооружение линий электропередач позволит диверсифицировать поставки электроэнергии в Беларусь. Наиболее экономичным вариантом с целью повышения энергоэффективности, на наш взгляд, является установка парогазового оборудования.
Для надежного энергообеспечения потребностей страны, обеспечения ее энергетической безопасности и энергетической независимости, являющихся основной целью развития ТЭК, необходимо разработать и реализовать широкий комплекс эффективных и действенных мер. В их числе - снижение энергоемкости ВВП на основе реализации технологического, структурного, организационного потенциалов энергосбережения и, прежде всего, за счет структурного преобразования экономики, направленной на развитие менее энергоемких отраслей, а также посредством ввода новых энергетически малозатратных технологий.
Благодаря системному подходу в реализации энергосберегающей стратегии в республике за последние двадцать лет были достигнуты существенные результаты. Если учесть, что в начале 90-х гг. Беларусь являлась одной из самых энергоемких стран СНГ, за последние пятнадцать лет энергоемкость ВВП снизилась более чем в 2,8 раза. Если в 1990 г. в республике потреблялось топливно-энергетических ресурсов в объеме 63,1 млн. т у.т., то в 1998 г. - 36,6 млн. т у.т., в 2009 г. - 39,2 млн. т у.т.
Рисунок 1 - Динамика ВВП, валового потребления ТЭР и энергоемкости ВВП в 1997 - 2009 гг. (в %) в Республике Беларусь
Источник: Рассчитано по [2, с.288, 333]
На рисунке 1 представлено соотношение тенденций изменения объемов ВВП, валового потребления ТЭР и энергоемкости ВВП. Результаты исследования свидетельствуют, что за период 1997 - 2009 гг. темп роста валового потребления ТЭР составил лишь 101,3% при темпе роста ВВП в размере 223,4%. За анализируемый период энергоемкость ВВП снизилась на 54,7%. Однако, учитывая отставание Беларуси по уровню энергоэффективности от экономически развитых стран, к 2015 г. планируется снизить данный показатель не менее чем на 50%, а к 2020 г. - 60% к уровню 2005 г. во всех сферах деятельности [7].
Анализ действующей в Беларуси нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения свидетельствует о ее постоянном развитии и совершенствовании.
Основные требования национальной экономики, предъявляемые к энергетическому сектору, изложены в многочисленных программных документах республики. Формирование основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 г., после одобрения Правительством Энергетической программы РБ на период до 2010 г. За прошедшие годы перечень законодательных и нормативно-правовых материалов пополнился не менее тремя десятками соответствующими документами. К наиболее значимым относятся Закон РБ "Об энергосбережении", Директива Президента Республики Беларусь № 3, Концепция энергетической безопасности и различного характера государственные программы [6, 7].
В мировой практике используются не столько методы директивного воздействия на сдерживание уровня энергопотребления, сколько рыночные механизмы и экологические ограничения. Один из таких механизмов - Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Ключевое требование этой конвенции и Киотского протокола к ней - повышение энергоэффективности во всех секторах национальной экономики и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Еще один важный позитивный фактор,
вытекающий из решений Киотского протокола, - это возможность продажи (переуступки) сокращения выбросов парниковых газов (перепродажа квот), полученных в результате реализации соответствующих проектов энергосберегающей направленности в рамках так называемых механизмов гибкости. Реализация этих механизмов (проекты совместного осуществления и международная торговля квотами на выбросы) позволит привлечь дополнительные финансовые средства для выполнения крупных проектов в сфере энергосбережения и развития альтернативной энергетики в республике.
К приоритетным направлениям энергосбережения организационно-экономической направленности следует отнести:
- принятие Закона Республики Беларусь "Об использовании возобновляемых источников энергии";
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере производства и использования местных видов топлива;
- развитие новых рыночных механизмов финансирования энергосбережения в государственном секторе;
- повышение эффективности механизма разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения;
- совершенствование государственной экспертизы энергетической эффективности развития отраслей экономики и проектных решений;
- обеспечение контроля за своевременным выполнением мероприятий, запланированных по результатам энергетических обследований;
- развитие системы прогрессивных норм расходования ТЭР;
- сертификация продукции по энергоемкости и энергопотреблению;
- увеличение доли финансирования энергосберегающих мероприятий из средств инновационных фондов на возвратной основе;
- создание условий для расширения использования банковских кредитов для реализации энергоэффективных инновационных проектов;
- активное внедрение новых энергоэффективных технологий, оборудования и материалов, разработанных в рамках научно-технических программ;
- внедрение повсеместного институционального и персонального стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из бюджета, и в иных государственных организациях;
- создание экономических и институциональных условий для снижения сроков окупаемости проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для их последующего масштабного внедрения;
- повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, а также информационного обеспечения энергосберегающей деятельности в Беларуси и иностранных государствах.
Эффективная реализация перспективной энергосберегающей политики позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции и по важнейшим показателям использования ТЭР достичь уровня экономически развитых стран.
Энергоэффективное направление развития является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики республики и успешного ее функционирования.
Список использованных источников
1. Динамичный прорыв в развитии страны - путь к новому качеству жизни. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию // СБ Беларусь сегодня. - 2010. - 21 апр. - №71.
2. Статистический ежегодник - 2010. Республика Беларусь / Национальный стат. комитет РБ, 2010.
3. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2010 г. - Минск : Национальный стат. комитет Республики Беларусь, 2010.
4. International Energy Outlook. 2001. Wash., DOE/IEA, 2001.
5. Monthly Electricity Survey. IEA.P., April 2001.
6. Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 - 2010 годах: утв. указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г., № 399 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 137, 1/6735.
7. Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007г. Режим доступа: http://www.president.gov.by/press38819.html .
Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.
SUMMARY
The article shows the tendencies of development of Belarusian fuel and power complex, priority directions of energy-saving activities which include technical and technological as well as organizing and economical measures. Special attention is given to the drawing in of local raw materials, non-traditional and renewable energy resources into fuel and power balance of the country. Belarusian long-term energy-effective invest projects, including projects in the sphere of cooperation with foreign countries are spoken about.