ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
© Петрашевская А.В.*
Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
В статье освещены вопросы повышения энергобезопасности Республики Беларусь. В условиях ограниченности собственных первичных топливно-энергетических ресурсов снижение энергоемкости ВВП и обеспечение энергетической безопасности остаются приоритетными направлениями государственной политики.
На основе анализа динамики энергоемкости ВВП и существующей системы управления энергосбережением сделаны выводы о результативности и эффективности государственной политики в сфере энергосбережения. Отмечено, что энергоемкость ВВП республики существенно снизилась и приближается к уровню стран со схожими климатическими условиями и размером территории. Дальнейшая реализация Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь связана диверсификация используемых в топливно-энергетическом балансе республики видов топлива и поставщиков топливно-энергетических ресурсов. Особая роль отводится развитию атомной энергетики.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергетическая безопасность, топливно-энергетические ресурсы, топливноэнергетический комплекс.
В условиях ограниченности собственных первичных топливно-энергетических ресурсов (доля импорта в общем потреблении первичных ТЭР составляет около 85 %) и достаточно высокой энергоемкости ВВП, обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь остается приоритетным направлением государственной политики в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
В настоящее время основным документом, определяющим энергетическую политику страны, является Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 [3]. В Концепции констатируется, что низкая самообеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами представляет угрозу национальной безопасности государства в экономической сфере. Меры по обеспечению энергетической безопасности сводятся к трем основным направлениям, реализация которых в совокупности позволит минимизировать вышеуказанные риски:
* Аспирант кафедры Экономики и управления, магистр экономических наук.
Зарубежный опыт экономического развития
171
1) снижение энергоемкости ВВП, уменьшающее зависимость экономики от изменения цен и условий поставок топливно-энергетических ресурсов;
2) диверсификация используемых в топливно-энергетическом балансе республики видов топлива, которая заключается в расширении использования других видов топлива, кроме нефти и природного газа;
3) диверсификация поставщиков топливно-энергетических ресурсов, направленная на расширение международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере энергетики.
В Беларуси в рамках реализации энергосберегающей политики создана и действует система управления энергосбережением, включающая структуру управления, законодательную базу, инструменты управления (организация энергетического менеджмента и проведение энергетического аудита, стандарты и нормативы, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии, энергетическая паспортизация и пр.).
Результативность государственной политики характеризуется динамикой основных показателей, свидетельствующих что значительный рост ВВП Республики Беларусь за период 1995-2012 гг. не привел к существенному изменению уровней энергопотребления: при росте ВВП более чем в 2,9 раза, рост валового потребления ТЭР составил 123 % от уровня 1995 года, - это обеспечило сокращение энергоемкости ВВП Беларуси в 2,5 раза (рис. 1).
Рис. 1. Динамика ВВП по ППС, энергоемкости ВВП и валового потребления первичной энергии в Республике Беларусь за период 1995-2012 гг.
Источник: составлено по [5].
Тем не менее, энергоемкость экономики Беларуси остается выше среднего уровня этого показателя в странах ОЭСР Европы в 1,5-1,8 раза, но существенно ниже, чем в таких странах, как Россия и Украина (рис. 2).
172 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
0,4
0,35
0,3
0,25
0,2
0,15
0,1
0,05
0
Энергоемкость ВВП по ППС в 2012 году
Рис. 2. Энергоемкость ВВП по ППС в Республике Беларусь и странах мира в 2012 г.
Источник: составлено по [5].
Термин «энергетическая независимость» использован наряду с понятием «энергетической безопасности» в Директиве Президента Республики Беларусь № 3 как важнейшая составляющая экономической безопасности государства [1]. Уровень энергетической безопасности оценивается набором индикаторов, сравниваемых с пороговыми значениями. Уровень энергетической независимости экономики оценивается двумя критериями, имеющими равные веса - показателем энергоемкости ВВП и показателем самообеспеченности ТЭР. При этом энергоемкость ВВП является обобщающим критерием энергоэффективности экономики.
Источником информации для расчета показателей энергоэффективности и самообеспеченности служат топливно-энергетические балансы. Методология и формат представления энергетических балансов разработаны Международным энергетическим агентством и изложены в Руководстве по энергетической статистике (OECD/IEA/Eurostat, 2007 г.).
В рамках реализации указанной Концепции в период 2006-2013 годов реализованы следующие стратегические задачи:
- функционирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечило потребности страны в топливно-энергетических ресурсах;
- улучшены пороговые уровни индикаторов энергетической безопасности, существенно повышена надежность работы энергосистемы;
- значительно снижен износ основных производственных фондов -до 41 % (с 60,7 % в 2005 году);
- обеспечен ввод в эксплуатацию 1 242 МВт качественно новых, высокоэффективных генерирующих мощностей, сэкономлено около 2,64 млн. т у.т.;