Научная статья на тему 'Проблемы и направления повышения энергетической безопасности республики Беларусь'

Проблемы и направления повышения энергетической безопасности республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрашевская А.В.

В статье освещены вопросы повышения энергобезопасности Республики Беларусь. В условиях ограниченности собственных первичных топливно-энергетических ресурсов снижение энергоемкости ВВП и обеспечение энергетической безопасности остаются приоритетными направлениями государственной политики. На основе анализа динамики энергоемкости ВВП и существующей системы управления энергосбережением сделаны выводы о результативности и эффективности государственной политики в сфере энергосбережения. Отмечено, что энергоемкость ВВП республики существенно снизилась и приближается к уровню стран со схожими климатическими условиями и размером территории. Дальнейшая реализация Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь связана диверсификация используемых в топливно-энергетическом балансе республики видов топлива и поставщиков топливно-энергетических ресурсов. Особая роль отводится развитию атомной энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления повышения энергетической безопасности республики Беларусь»

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

© Петрашевская А.В.*

Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск

В статье освещены вопросы повышения энергобезопасности Республики Беларусь. В условиях ограниченности собственных первичных топливно-энергетических ресурсов снижение энергоемкости ВВП и обеспечение энергетической безопасности остаются приоритетными направлениями государственной политики.

На основе анализа динамики энергоемкости ВВП и существующей системы управления энергосбережением сделаны выводы о результативности и эффективности государственной политики в сфере энергосбережения. Отмечено, что энергоемкость ВВП республики существенно снизилась и приближается к уровню стран со схожими климатическими условиями и размером территории. Дальнейшая реализация Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь связана диверсификация используемых в топливно-энергетическом балансе республики видов топлива и поставщиков топливно-энергетических ресурсов. Особая роль отводится развитию атомной энергетики.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергетическая безопасность, топливно-энергетические ресурсы, топливноэнергетический комплекс.

В условиях ограниченности собственных первичных топливно-энергетических ресурсов (доля импорта в общем потреблении первичных ТЭР составляет около 85 %) и достаточно высокой энергоемкости ВВП, обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь остается приоритетным направлением государственной политики в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

В настоящее время основным документом, определяющим энергетическую политику страны, является Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 [3]. В Концепции констатируется, что низкая самообеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами представляет угрозу национальной безопасности государства в экономической сфере. Меры по обеспечению энергетической безопасности сводятся к трем основным направлениям, реализация которых в совокупности позволит минимизировать вышеуказанные риски:

* Аспирант кафедры Экономики и управления, магистр экономических наук.

Зарубежный опыт экономического развития

171

1) снижение энергоемкости ВВП, уменьшающее зависимость экономики от изменения цен и условий поставок топливно-энергетических ресурсов;

2) диверсификация используемых в топливно-энергетическом балансе республики видов топлива, которая заключается в расширении использования других видов топлива, кроме нефти и природного газа;

3) диверсификация поставщиков топливно-энергетических ресурсов, направленная на расширение международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере энергетики.

В Беларуси в рамках реализации энергосберегающей политики создана и действует система управления энергосбережением, включающая структуру управления, законодательную базу, инструменты управления (организация энергетического менеджмента и проведение энергетического аудита, стандарты и нормативы, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии, энергетическая паспортизация и пр.).

Результативность государственной политики характеризуется динамикой основных показателей, свидетельствующих что значительный рост ВВП Республики Беларусь за период 1995-2012 гг. не привел к существенному изменению уровней энергопотребления: при росте ВВП более чем в 2,9 раза, рост валового потребления ТЭР составил 123 % от уровня 1995 года, - это обеспечило сокращение энергоемкости ВВП Беларуси в 2,5 раза (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ВВП по ППС, энергоемкости ВВП и валового потребления первичной энергии в Республике Беларусь за период 1995-2012 гг.

Источник: составлено по [5].

Тем не менее, энергоемкость экономики Беларуси остается выше среднего уровня этого показателя в странах ОЭСР Европы в 1,5-1,8 раза, но существенно ниже, чем в таких странах, как Россия и Украина (рис. 2).

172 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

0,4

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

Энергоемкость ВВП по ППС в 2012 году

Рис. 2. Энергоемкость ВВП по ППС в Республике Беларусь и странах мира в 2012 г.

Источник: составлено по [5].

Термин «энергетическая независимость» использован наряду с понятием «энергетической безопасности» в Директиве Президента Республики Беларусь № 3 как важнейшая составляющая экономической безопасности государства [1]. Уровень энергетической безопасности оценивается набором индикаторов, сравниваемых с пороговыми значениями. Уровень энергетической независимости экономики оценивается двумя критериями, имеющими равные веса - показателем энергоемкости ВВП и показателем самообеспеченности ТЭР. При этом энергоемкость ВВП является обобщающим критерием энергоэффективности экономики.

Источником информации для расчета показателей энергоэффективности и самообеспеченности служат топливно-энергетические балансы. Методология и формат представления энергетических балансов разработаны Международным энергетическим агентством и изложены в Руководстве по энергетической статистике (OECD/IEA/Eurostat, 2007 г.).

В рамках реализации указанной Концепции в период 2006-2013 годов реализованы следующие стратегические задачи:

- функционирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечило потребности страны в топливно-энергетических ресурсах;

- улучшены пороговые уровни индикаторов энергетической безопасности, существенно повышена надежность работы энергосистемы;

- значительно снижен износ основных производственных фондов -до 41 % (с 60,7 % в 2005 году);

- обеспечен ввод в эксплуатацию 1 242 МВт качественно новых, высокоэффективных генерирующих мощностей, сэкономлено около 2,64 млн. т у.т.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.