РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ФИТНЕС-КЛУБЕ В АСПЕКТАХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Ек.В. Князева, Т.В. Платонова
Проблема здорового образа жизни, актуальная в современных социальноэкономических условиях труда и быта, связанная с профессиональным долголетием, качеством жизни, динамикой общественно-значимых мотиваций, включает в себя изучение различных эмоциональных переживаний, иногда весьма негативных, например, на уровне дистресса.
В то же время психическим состоянием в определенной мере можно управлять, снижая уровень негативных эмоций (Алексеев А.В., 1978; Бедров В.А., 1995; Евдокимов В.И., 2001; Евдокимов М.А., 2006; Ильин Е.П., 2001, Лункин А.Н., 2003, Марищук В.Л., 1969, 2001, Платонов К.К., 1960,1969; Строганов Н.В., 1974; Черникова Ю.А., 1980 и др.). Все это укладывается в представления о развитии эмоционально-волевой устойчивости. Это не только теоретически, но и практически осуществлялось в процессе подготовки летчиков, космонавтов, моряков, военнослужащих ряда операторских профессий (Алякринский Б.С., 1975; Бодров В.И., 2001, Лобода М.Т., 1996; Макаров Р.Н., 1980; Марищук В.Л., 1963, 1969, 2000; Платонов К.К., 1960, 1969 и др.). Но эмоциональная устойчивость может играть важную роль не только в экстремальных военных профессиях, но и любых видах профессиональной деятельности, и в быту и, как показали наши исследования, может развиваться в процессе обычных занятий оздоровительной физической культурой без воздействия каких-либо экстремальных факторов. Специальные упражнения по мышечной релаксации, медитации, дыхательные упражнения мы успешно использовали в процессе работы выездных школ здорового образа жизни (Платонова Т.В., 2003) и на оздоровительно-развлекательных занятиях в фитнес-клубе (Князева Ек.В., 2006). В школах здорового образа жизни (ЗОЖ) упражнения на мышечную релаксацию (Марищук В. Л., 2001 и др.) иногда завершались бегом в умеренном темпе с одновременной медитацией (самовнушением оптимального психического состояния). В результате обычно двухнедельного (иногда трехнедельного) пребывания в такой школе всегда наблюдалось значимое улучшение общего функционального и психического состояния, улучшение самочувствия, преобладание положительных эмоций, снижение биологического возраста (Платонова Т.В., 2003).
В фитнес-клубе (Князева Ек.В., 2006) было дано обоснование методики исследования эмоциональной устойчивости и рассмотрены критерии ее оценки в условиях занятий оздоровительной физической культурой. Определена следующая методика.
Оценивались: частота пульса, мимические реакции, проявление непроизвольного напряжения мышц, выполнялись психологические тесты на оперативную память и отысканием чисел с переключением по красно-черным таблицам (числа с буквами в адаптации данного теста по В. Л. Марищуку с соавт., 2005) и проводилась адаптированная проба Ромберга (Марищук В.Л.с соавт., 2005).
После этого осуществлялся 5-минутный просмотр нескольких жутких кадров из кинофильма. Учитывались также случаи побледнения, покраснения кожных покровов появление зрачкового рефлекса по причине эмоций, явно заметные изменения в ритме и структуре дыхательных движений.
Результаты тестирования переводились в 5-балльную шкалу: 5 баллов - улучшение не менее трех показателей при сохранении остальных; отсутствие упомянутых заметных вегетативных реакций. 1 балл - понижение не менее четырех тестовых показателей и наличие неблагоприятных вегетативных реакций.
Другие баллы выставлялись по промежуточным показателям.
Была также проведена сравнительная оценка освоения различных упражнений в аэробике, шейпинге, пилатесе с результатами пробы на эмоциональную устойчивость.
Значимые связи определились в отношении йога-аэробики, танцевальной (ритмической) аэробики и др. На основании анализа данных связей и с учетом пожеланий занимающихся в содержание занятий по программе фитнеса мы включили упражнения на мышечную релаксацию специальные дыхательные упражнения и приемы управления мимикой лица (используя в обучении зеркало для самоконтроля). Проведено также ознакомление со схемой преодоления эмоциональной напряженности путем выработки специальных навыков самоконтроля за внешними проявлениями эмоций и произвольного устранения этих внешних признаков напряженности: в мимике, мышечной скованности, вегетативных реакциях, особенно при резком учащении дыхательных движений. Их устранение, как правило, весьма способствовало восстановлению более высокого уровня внимания, памяти, мышления, координации движений. Применение этой методики В. Л. Марищук, адаптированной нами («С-КР», что означает «самоконтроль-саморегуляция»), с акцентом на овладение навыками мышечной релаксации и установление ритмичного дыхания с несколько удлиненной фазой выдоха (взамен укороченной фазы) было апробировано трижды по периодам 4; 3 и 4 месяца (20042006 гг.) и во всех случаях оказалось успешным. У участников занятий снижалась общая эмоциональная напряженность, они отмечали улучшение самочувствия, настроения, рост положительных эмоций.
Проведенные исследования подтверждают реальную возможность и прямую целесообразность использования физических упражнений с целью повышения эмоциональной устойчивости, самообладания в процессе занятий различными видами физической культуры, в том числе в школах здорового образа жизни, фитнес-клубах и др. Мы полагаем, что подобные упражнения целесообразно включать в содержание занятий по физическому воспитании старших школьников и школьниц. Материалы по «С-КР» содержатся в учебнике и пособиях по психологии ВИФК, монографии В. Л. Марищук и В. И. Евдокимова «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса» (2001) и в ряде других изданий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Д.В. Себя преодолеть / Д.В. Алексеев. - М. : [б.и.], 1978. - 41 с.
2. Бодров, В.А. Эмоциональный стресс / В.А. Бодров - М. : Пер. СЭ, 2000. -
351 с.
3. Евдокимов, В. И. Качество жизни оперативного персонала особо сложных систем управления / В.И.Евдокимов, Г.Н. Ролдугин ; ГНИИВМ. - Воронеж : [б.и.], 2003. - 152 с.
4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувство / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 749 с.
5. Князева, Ек.В. Обучение мышечной релаксации на занятиях в фитнес-клубе / Ек.В. Князева, Н.П.Князева // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта за 2005. - СПб. : [б.и.], 2006. - С. 56-57.
6. Лункин, А.Н. Повышение эффективности профессионального образования слушателей вузов МВД России путем применения средств физической подготовки /
A.Н. Лункин / УМВД России. - СПб. : [б.и.], 2003. - 147 с.
7. Марищук, В.Л. Напряженность в полете / В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Е.А. Плетницкий. - М. : Воениздат, 1969. - 75 с.
8. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса /
B.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 260 с.
9. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 2005. - 150 с.
10. Платонов, К.К. Психология летного труда / К.К. Платонов. - М. : Воениздат, 1960. - 78 с.
11. Платонова, Т.В. Школа здорового образа жизни / Т.В. Платонова, Д.Н. Гаврилов, А.В. Мелинин ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгаф-
та. - СПб. : [б.и.], 2002. - 86 с.
12. Психология физической подготовки спорта : учебник / под ред. А.С. Яцков-ца ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 270 с.
13. Строганов, Н.В. Физическая подготовка как средство повышения профессиональной эффективности штурмана ВВС / Н.В. Строганов. - Челябинск : ЧВВАУШ, 1974. - 120 с.
14. Психология физической подготовки спорта. Учебник /Под ред. А.С. Яцков-ца. - СПб: ВИФК, 2005. - 270с.
15. Строганов, Н.В. Физическая подготовка как средство повышения профессиональной эффективности штурмана ВВС /Н.В. Строганов. - Челябинск: ЧВВАУШ, 1974. - 120с.
МЕТОДИКА РЕГИСТРАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЫШЦ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ (ЭМГ)
В.Ф. Костюченко, В. С. Степанов, С. В. Вадюхин, С. Л. Вадюхина
Электромиография (ЭМГ) - метод регистрации электрической активности мышц - нашла широкое применение в изучении естественных и трудовых движений как в норме, так и в патологии. Н.А. Бернштейн (1947) одним из первых оценил возможности электромиографического метода для решения задач спортивной тренировки. Однако широкое использование электромиографии в спорте было затруднено из-за несовершенства метода.
Огромные возможности дает сочетание электромиографии с другими методами исследования движений, такими как кино-, цикло- или стробосъемка, тензодинамо-графия. В связи с этим в настоящее время для решения проблем спортивной тренировки используются комплексные методы исследования.
Регистрация электрической активности мышц без помех в условиях зала или стадиона достигается благодаря применению усилителей биопотенциалов с достаточным коэффициентом усиления, низким уровнем шумов, симметричным входом и высоким входным сопротивлением. Для регистрации электромиограммы в спортивных упражнениях со значительным перемещением применяют предусилители, которые размещают на теле спортсмена, а также телеметрический канал.
В настоящее время достаточно хорошо разработана методика отведения потенциалов и регистрации ЭМГ отдельных мышц в лабораторных условиях. К сожалению, эта методика и обеспечивающая ее аппаратура не могут в полной мере быть использованы для регистрации электрической активности мышц при спортивных движениях. Последнее обусловлено тем, что для регистрации биопотенциалов мышц при спортивных движениях допустимы только накожные электроды, а используемая аппаратура не должна мешать спортсмену выполнять движения. Кроме того, требуется, как правило, одновременная регистрация активности нескольких, участвующих в движении мышц. Перечисленные ограничения обусловили разработку специальной аппаратуры для регистрации электрической активности мышц при спортивных движениях. В разработке аппаратуры принимали участие И.М. Козлов, В.С. Иванов, О.А. Станиславский.
Рис. 1. Схема соединения блоков, входящих в устройство для регистрации биопотенциалов мышц
Используемое устройство для записи биопотенциалов мышц состоит из усилителя биопотенциалов (1), коммутационного устройства (2), соединительного кабеля