9. Копылов, Ю.А. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физ. культура в школе. - 1998. - № 5. - С. 2-6.
10. Кустов, А.Н. Прикладная подготовка самбистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Кустов. - М., 1988. - 24 с.
11. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 2. - С. 12-16.
12. Момот, В. Традиционное оружие ниндзя / В. Момот. - Киев : София, 1997. - 254 с.
13. Попенко, В.И. Холодное оружие / В.И. Попенко. - М. : Воениздат, 1996. - 474 с.
14. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. - М. : Горизонт, 1995. - 208 с.
15. Сонькин, В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / В.Д. Сонькин. - М., 1990. - 50 с.
16. Тарас, А.Е. Рукопашный бой / А.Е. Тарас. - Минск : Харвест, 1996. -
400 с.
17. Тарас, А.Е. Боевая машина : руководство по самозащите / А.Е. Тарас. - Минск : Харвест, 1997. - 592 с.
18. Чернов, Ю.А. Развивать физические качества у юношей 9-10 классов : (на уроках физической культуры) // Физ. культура в школе. - 1988. - № 10. -С. 23-27.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ НОВЫХ ТИПОВ
САМОЛЕТОВ
Ю.А. Важенин
В обозримом будущем будут повышены требования к вопросам совершенствования авиационной техники и роли человеческого фактора в ее освоении.
Качество профессиональной готовности летчиков к освоению техники зависит от адекватности средств подготовки, обуславливающих формирование специфических способностей (А. А.Горелов, 1980; А.М. Доронин и соавт., 2003;
Н.Ю. Просоедов и соавт., 2003).
Эффективность обучения курсантов - летчиков зависит от функционального состояния различных систем организма. Продолжительное и интенсивное влияние летной деятельности на организм летчиков, чрезмерные умственные и нервно-эмоциональные нагрузки, не подкрепленные достаточным уровнем предварительной физической подготовки, ведут к ухудшению их работоспособности, снижению уровня развития двигательных и психофизиологических способностей (В.Л.Марищук,1982).
Вопросы физической подготовки курсантов-летчиков изучались многими специалистами (Н.К.Меньшиков, 1957 1959; В.Г.Стрелец, 1970;
А.А.Горелов, 1980 и др.), которые обосновали роль и место физической подготовки в их профессиональном становлении и предупреждении влияния неблагоприятных факторов полета на организм человека. Данные работы касались, главным образом, исследования вопросов и обоснования системы воздействия
средствами физической подготовки общего характера. Решаемые средствами физической подготовки общей направленности, вопросы формирования специфических способностей замыкаются в узкоспециализированные проблемы. Эти проблемы, в определенной степени, отвлечены от главной целевой деятельности летчика. Кроме того, существующая на практике система физической подготовки во время формирования летных навыков и их переноса на профессиональную деятельность имеет существенный недостаток, который заключается в том, что на всех этапах обучения не учитывается должная специфичность средств воспитания профессиональных способностей с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Практика профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости выделения физической подготовки летчиков на этапе обучения и переучивания в отдельное направление. Постоянное переоснащение Вооруженных Сил новыми образцами современной техники, обучение и переучивание на нее требует серьезного пересмотра подходов к решению данного вопроса. Это обуславливает разработку специфических средств и методов физической подготовки, обеспечивающих эффективное формирование двигательных и психофизиологических способностей, ускоренное их совершенствование, повышение работоспособности и устойчивость к неблагоприятным факторам полета (Н.Ю. Просоедов и соавт.,1999).
Проблемная ситуация заключается: с одной стороны, в повышенных требованиях к функциональной подготовке организма, формированию специальных двигательных и психофизиологических способностей, необходимости повышения специальной работоспособности, с другой - в преимущественной направленности физической подготовки курсантов-летчиков на специальную физическую подготовленность.
Для оценки степени эффективности разработанной программы по физической подготовке курсантов-летчиков при переучивании на другие типы самолетов проведен педагогический эксперимент. Пилоты контрольной группы реализовывали традиционную программу, а экспериментальной группы - инновационную программы. (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей координационных взаимоотношений мышц - разгибателей верхних конечностей между курсантами-летчиками контрольной (п=108) и экспериментальной (п=52) групп на
всех этапах переучивания.
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Р 1 Р
В начале 1-го этапа
До полетов, М ± м 2,54 <0,05 0,89 >0,05
После 1-ой смены полетов М ± м 1,54 >0,05 0,29 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 1,56 >0,05 0,26 >0,05
В конце 1-го этапа
До полетов, М ± м 2,14 <0,05 3,19 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 1,0 >0,05 1,25 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 0,31 >0,05 1,8 >0,05
В конце 2-го этапа
До полетов, М ± м 2,69 <0,01 2,50 <0,05
После 1-ой смены полетов М ± м 1,38 >0,05 1,96 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 0,15 >0,05 0,82 >0,05
В конце 3-го этапа
До полетов, М ± м 0,70 >0,05 0,35 >0,05
После 1-ой смены полетов М ± м 0,27 >0,05 0,7 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 0,17 >0,05 0 >0,05
Таблица 2
Сравнительный анализ психофизиологических показателей курсан-тов-летчиков контрольной и экспериментальной групп в конце 3-го этапа
переучивания.
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа і Р
Кожно-гальванический рефлекс, мВ
До полетов, М ± м 44,1±3,4 22,3±2,5 5,2 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 47,2±3,1 28,1±2,9 4,5 <0,001
После 2-ой смены полетов М ± м 49,2±3,7 33,3±2,2 3,69 <0,001
Переключение внимания, с
До полетов, М ± м 174,3±3,8 151,2±2,7 4,95 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 173,4±2,9 140,1 ± 2,3 9 <0,001
После 2-ой смены полетов М ± м 175,5±3,3 145,2±2,7 7,11 <0,001
Переключение внимания, к-во ошибок
До полетов, М ± м 1,0±0,1 0,30±0,11 7,2 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 0,5±0,9 0,2±0,3 0,31 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 0,34±0,7 0,3±0,1 0,05 >0,05
Мышление, к-во решений
До полетов, М ± м 25,3±1,4 33,1±1,9 3,3 <0,01
После 1-ой смены полетов М ± м 26,4±1,49 34,40±1,25 4,12 <0,001
После 2-ой смены полетов М ± м 24,2±1,5 32,10±0,29 5,19 <0,001
Мышление, к-во ошибок
До полетов, М ± м 1,3±0,12 0,20±0,09 8,46 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 0,7±0,85 0,50±0,11 0,23 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 0,9±0,7 0,70±0,15 0,28 >0,05
Теппинг-тест, к-во движений
До полетов, М ± м 266,50±1,25 272,30±1,41 3,22 <0,01
После 1-ой смены полетов М ± м 270,40±1,29 273,40±1,28 1,66 >0,05
После 2-ой смены полетов М ± м 269,50±1,23 271,30±1,25 1,02 >0,05
Статическая выносливость, с
До полетов, М ± м 33,4±3,2 49,2±2,3 4,05 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 35,5±3,7 49,30±2,27 3,17 <0,01
После 2-ой смены полетов М ± м 35,6±3,31 48,4±2,3 3,18 <0,01
Вестибулярная устойчивость, с
До полетов, М ± м 7,3±1,8 1,2±1,1 2,9 <0,01
После 1-ой смены полетов М ± м 6,40±1,75 0,3±0,9 3,11 <0,01
После 2-ой смены полетов М ± м 7,50±1,84 1,2±0,2 2,87 <0,01
Физическая работоспособность, кгм/мин
До полетов, М ± м 1160,6±11,1 1230,3±12,2 4,22 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 1170,5±9,2 1230,3±11,1 4,14 <0,001
После 2-ой смены полетов М ± м 1166,5±8,3 1221,4±7,2 5,0 <0,001
ЧСС, уд/мин
До полетов, М ± м 74,3±3,1 60,1±0,15 3,67 <0,001
После 1-ой смены полетов М ± м 78,3±2,3 67,2±2,31 3,37 <0,001
После 2-ой смены полетов М ± м 80,4±3,3 68,2±2,35 3,01 <0,01
Обсуждение результатов
Прежде всего, установлено, что курсанты опытных групп до начала курсов переучивания практически не отличались друг от друга по показателям точности воспроизведения заданного мышечного усилия левой и правой рукой, как до полетов, так и после каждой из 2-х смен полетов.
Традиционная программа по физической подготовке способна к окончанию 3-го этапа переучивания оказать существенное положительное воздействие лишь на количество ошибок при решении задач на быстроту мышления и частоту элементарных движений после каждой из 2-х смен полетов.
Таким образом, показано, что в отличие от традиционной, инновационная программа физической подготовки курсантов-летчиков при их переучивании на новые типы самолетов способна оказывать более мощное и всестороннее воздействие на профессионально важные способности и свойства, обусловливающие эффективность осуществления летной деятельности.
В частности, показатели точности воспроизведения заданного мышечного усилия правой и левой рукой у курсантов-летчиков экспериментальной группы существенно улучшились уже на 2-ом этапе переучивания, тогда как у контрольной группы - лишь на 3-ем этапе.
Психофизиологические показатели у курсантов-летчиков экспериментальной группы вообще обнаружили свою существенную положительную динамику, начиная с 1-го этапа переучивания. Причем это преимущество над динамикой показателей испытуемых контрольной группы сохранялось на протяжении всех последующих этапов.
Лишь по влиянию на координационные взаимоотношения мышц-разгибателей правой и левой руки курсантов-летчиков ни одна и апробированных программ физической подготовки не обнаружила своего превосходства.
Завершение 3-го этапа переучивания на новые типы самолетов характеризуется тем, что реализация инновационной программы по физической подготовке позволила добиться или сохранить преимущество курсантов-летчиков экспериментальной группы по 86,7% психофизиологическим показателям, по сравнению с аналогичными показателями у испытуемых контрольной группы (табл. 2). В частности, подавляющее большинство анализируемых показателей (кожно-гальванический рефлекс, быстрота переключения внимания и количество ошибок при этом, быстрота мышления, статическая выносливость) имеют статистически значимые отличия.
Представляется, что переориентация содержания физической подготовки в период переучивания пилотов на другие типы самолетов с преимущественного развития физических качеств на преимущественное развитие и совершенствование двигательных и психофизиологических способностей, лежащих в основе эффективной летной деятельности, позволит в короткие сроки существенно повысить качество подготовки курсантов-летчиков по управлению
новыми типами самолетов. При этом отчасти возможное снижение уровня развития физических качеств за 3,5 месяца переучивания вполне может быть успешно восстановлено после окончания курсов в условиях последующей служебной деятельности.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что развитие и совершенствование ведущих двигательных и психофизиологических способностей пилотов может вполне успешно осуществляться при включении в программы физической подготовки групп упражнений обеспечивающих сона-стройку систем жизнеобеспечения (дыхательной, кровеносной, ССС и др.), повышения функционального состояния систем проприорецепции, координационных взаимоотношений мышц нижних конечностей, на специальной аппаратуре (лопинг, стационарное колесо и др.) для регуляции вестибулорефлек-сов, сонастройки систем специфического перераспределения крови.
С учетом вышеизложенного содержание и направленность инновационной программы по физической подготовке курсантов-летчиков, переучивающихся на новую авиационную технику, определялись спецификой периодизации и конкретных задач различных этапов переучивания.
Таким образом, инновационная программа физической подготовки кур-сантов-летчиков, переучивающихся на новую авиационную технику, имела следующие принципиальные отличия от той, которая традиционно реализовывалась до настоящего времени:
1. Процесс физической подготовки курсантов-летчиков в процессе переучивания строится, исходя из трех этапов формирования летных навыков, напряженности деятельности, изменения функционального состояния с дифференцированным решением задач в каждом из них.
2. Ударное освоение программы физической подготовки курсантами-летчиками предусматривалось осуществлять на 2-ом этапе переучивания.
3. В дни полетов и предшествующие им дни применялись выявленные нами оптимальные величины нагрузок на различных формах физической подготовки.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что разработанные средства и методы профессионально ориентированной физической подготовки летчиков при освоении новых типов самолетов оказывают положительное влияние на специальную работоспособность курсантов.
Кроме этого, обучение координационно-сложным физическим упражнениям, на фоне летного утомления, перевозбуждения, с физиологопедагогических позиций может быть оправдано. Поскольку, как указывают
А.Э. Болотин (2001),В.А. Бодров (1987), С.В. Голомазов (2001) и др., особенно заметно ухудшающее действие утомления в тех двигательных навыках, от которых требуется точность или высокий уровень качества. Поэтому только оптимальное сочетание процесса переучивания в основном виде деятельности, с одной стороны, и обучение приемам и действиям с высокой «психофизиологической стоимостью» нагрузки на занятиях по физической подготовке, с другой, способны эффективно решать вопросы профессионального становления курсантов-летчиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обу-
чения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / А.Э. Болотин. - СПб., 2001. - 287 с.
2. Марищук, В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики /
B.Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2000. - 186 с.
3. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Здоров’я, 1984. - 350 с.
4. Сидоров, А.А. Педагогика : учеб. по дисциплине «Физическая культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. - СПб. : Изд-во СПбГИЭА, 1996. - 272 с.
5. Бодров, В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 3. - С. 107-117.
6. Горелов, А.А. Взаимосвязь уровня развития некоторых психофизических качеств курсантов-летчиков с успешностью овладения ими перспективной авиационной техникой / А.А. Горелов, Н.И. Варжаленко // Тез. докл. науч. конф. за 1981 год / ВДКИФК. - Л. : [б.и.], 1982. - С. 89-90.
7. Платонов, К.К. Психология летного труда / К.К. Платонов. - М. : Воениздат, 1960. - 34 с.
8. Поляков, С.В. Зависимость кинестетической чувствительности от величины межзвенных углов при движении рук / С.В. Поляков, А.М. Доронин, О.Б. Немцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". - СПб. : [б.и.], 2000. -
C.138-139.
9. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : [б.и.], 2001. -110 с. - (Б-ка журн. "Теория и практика физической культуры").
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКРАННОЗАВИСИМЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
О.И. Волков
Общеизвестна чрезмерная привязанность детей и школьников к теле- и видеоэкрану, к аудио-наушникам, мобильному телефону, компьютерным играм. Ныне эта привязанность, основанная на природной и естественной любознательности молодежи, уже превратилась в своеобразный «электронноинформационный бич» общества, болезненные удары которого по телу общества вызвали протестную реакцию государства. Госдумой уже приняты решения об очищении наших городов и поселков от частных заведений азартного игрового бизнеса путем переселения игровых заведений на специально выделенные в стране территории вдали от жизни и учебы детей, школьников и студентов. Наряду с этими глобальными государственными мерами в нашей стране стихийно расширяется и фронт инициативных научных исследований, тематика которых лежит за границами официальных государственных решений и педагогических доктрин о реформах образования в духе Болонского процесса.
К числу общеизвестных негативных зависимостей, основанных на жажде новых острых впечатлений, деформирующих и взрывающих социопсихиче-ский внутренний мир еще не зрелой личности школьников и подростков, мы относим экранную, алкогольную, наркотическую, познавательно-сексуальную