чения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / А.Э. Болотин. - СПб., 2001. - 287 с.
2. Марищук, В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики /
B.Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2000. - 186 с.
3. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Здоров’я, 1984. - 350 с.
4. Сидоров, А.А. Педагогика : учеб. по дисциплине «Физическая культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. - СПб. : Изд-во СПбГИЭА, 1996. - 272 с.
5. Бодров, В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 3. - С. 107-117.
6. Горелов, А.А. Взаимосвязь уровня развития некоторых психофизических качеств курсантов-летчиков с успешностью овладения ими перспективной авиационной техникой / А.А. Горелов, Н.И. Варжаленко // Тез. докл. науч. конф. за 1981 год / ВДКИФК. - Л. : [б.и.], 1982. - С. 89-90.
7. Платонов, К.К. Психология летного труда / К.К. Платонов. - М. : Воениздат, 1960. - 34 с.
8. Поляков, С.В. Зависимость кинестетической чувствительности от величины межзвенных углов при движении рук / С.В. Поляков, А.М. Доронин, О.Б. Немцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". - СПб. : [б.и.], 2000. -
C.138-139.
9. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : [б.и.], 2001. -110 с. - (Б-ка журн. "Теория и практика физической культуры").
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКРАННОЗАВИСИМЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛЯХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
О.И. Волков
Общеизвестна чрезмерная привязанность детей и школьников к теле- и видеоэкрану, к аудио-наушникам, мобильному телефону, компьютерным играм. Ныне эта привязанность, основанная на природной и естественной любознательности молодежи, уже превратилась в своеобразный «электронноинформационный бич» общества, болезненные удары которого по телу общества вызвали протестную реакцию государства. Госдумой уже приняты решения об очищении наших городов и поселков от частных заведений азартного игрового бизнеса путем переселения игровых заведений на специально выделенные в стране территории вдали от жизни и учебы детей, школьников и студентов. Наряду с этими глобальными государственными мерами в нашей стране стихийно расширяется и фронт инициативных научных исследований, тематика которых лежит за границами официальных государственных решений и педагогических доктрин о реформах образования в духе Болонского процесса.
К числу общеизвестных негативных зависимостей, основанных на жажде новых острых впечатлений, деформирующих и взрывающих социопсихиче-ский внутренний мир еще не зрелой личности школьников и подростков, мы относим экранную, алкогольную, наркотическую, познавательно-сексуальную
(садомазохистскую), экстремистскую зависимости, питаемые потребностью в острых впечатлениях и восприятии новой информации из внешнего мира. Став взрослыми эти люди будут страдать от фиксированных в их подсознании и бессознательной сфере психики психосоматических дисфункций, невротических симптомов и душевных расстройств.
Социально-психологическое и педагогическое исследование вышеуказанных зависимостей необходимо с тем, чтобы, в конце концов, помочь обществу, его системе образования и воспитания, эффективно решать задачи обеспечения национальной психологической безопасности.
Такая форма национальной безопасности может быть обеспечена только научно обоснованной системой образования и воспитания молодежи на базе исторического и патриотического опыта борьбы предыдущих поколений за выживание и передачу следующим поколениям позитивных интеллектуальных и социокультурных национальных и религиозных ценностей.
Анализ социально-психологических исследований по проблеме эффектов СМИ, осуществленных отечественными и зарубежными учеными за период 1960-2005 г.г. (Б.Д.Парыгин, 1965; Б.Г. Ананьев, 1969; Г.М. Андреева, 1969; В.В.Бойко, 1969; Ю.А.Шерковин, 1973; В.Е.Семёнов, 1975; Г.С. Мельник, 1996; В.П. Шейнов, 2001; Е.В.Шорохова, 2002;А.Лебедев-Любимов, 2002; Д.Я. Райгородский, 2002; В.В.Козлов. 2006; L .Festmger, 1964; G.Jouett, V.O'Donnel, 1988; E.Shostrom, 1990; H.Schwalbe, 1993; H.Cantril,1995; B.Woodward,1996;
D.Martm,1997; P.Ekman.1999; D.M. Wegner, 2000, и др.), свидетельствуют о неуклонном наращивании темпов и объемов информационного воздействия СМИ на различные категории потребителей информации, и прежде всего на молодежную аудиторию.
В зарубежных исследованиях отмечается сходство по своим социальнопсихологическим последствиям для телезрителей синдрома «экранной зависимости» - ежедневной привычки взрослого населения смотреть телевизор по 3-5 часов, - с табачной, алкогольной и наркотической зависимостью. Отмечается, что школьный и ранний юношеский возраст является наиболее сенситивным периодом для процессов гендерной социализации и акселерации, полового созревания и формирования нравственных убеждений личности. (В. Reeves, 1986; E.Thorson.1987; A. Land, 1990; P.Tannenbaum, 1992; R.Bagozzi.1998).
Результаты нашего исследования, осуществленного в целях поиска работающих форм и методов психологической защиты школьников от «экранной зависимости» было осуществлено в 2001-2002 г.г.
Выборка состояла из школьников 10-11 классов средних школ г. Санкт-Петербурга в количестве 209 чел. Экспериментальная группа состояла из не занимающихся спортом старших школьников (102 чел.) 10-11 классов средних школ Калининского района г. Санкт-Петербурга, успевающих по всем предметам школьной программы. Контрольная группа была образована из 107 школьников старших классов, регулярно занимающихся спортом. (Слушатели подготовительных курсов СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, имеющие спортивную квалификацию не ниже 2-го взрослого разряда).
Результаты эмпирического исследования, показали, что школьники экспериментальной группы многократно сильнее страдают «экранной зависимостью» по сравнению с испытуемыми контрольной группы школьников, систематически занимающихся спортом в платных секциях спортивных клубов и
ДЮСШ. Структурно-концептуальная модель нашего исследования представлена на рис.1.
В данной модели показано, что факторы СМИ обладают прямым программирующим воздействием на психику школьника, в то время как защитно-корригирующей обратной связи от школьника к социальной системе воздействий по каналом СМИ в социальной реальности нет. Психофизиологическая защита от прямого внушающего воздействия СМИ на психику школьника, формирующего «экранную зависимость», может успешно формироваться в процессах систематических занятий спортом, основанных на познавательных интересах школьников, их стремлений к самоутверждению в спортивном индивидуальном и командном соперничестве т.е. это систематическая тренировка школьников, приобщающая их к участию в спортивных соревнованиях.
Рис. 1. Структурная модель защитной функции спорта от влияний СМИ на психику школьников
Школьники-спортсмены, помимо ежедневных школьных уроков, три-четыре раза в неделю заняты по 2-3 часа спортивной деятельностью, что автоматически уменьшает возможности их сидения перед экраном ТУ или компьютера даже при их желании. Наиболее предпочтительными занятиями в досуге школьников не спортсменов является общение со сверстниками в малых группах - компаниях дворовых встреч, , совместные компьютерные игры, посещение зрелищ, прогулки, дискотеки (20,6%), что можно объяснить более острой, чем у спортсменов - школьников контрольной группы , их потребностью в активном эмоциональном общении, поиске способов самоутверждения в межличностном общении, в то время как для школьников-спортсменов контрольной группы неформальное общение со сверстниками больше решает задачи их отдыха нагрузок (табл.1).
Интерес к аудио, видео, кино и телевизионным передачам, к компьютерным играм, согласно нашим исследованиям, в большей степени присущ школьникам, экспериментальной группы (23,8%). Эти существенные различия между сравниваемыми группами испытуемыми можно объяснить тем, что за-
нимающиеся спортом школьники менее озабочены проблемой «карманных денег», необходимых им для развлечений в компаниях сверстников
Таблица 1
Структура свободного времени школьников по характеру и содер-
жанию познавательных интересов ( N=209, в %)
№ п/п Виды и содержание занятий в свободное время Контр группа (N=107) Экспер. группа (N=102) Индекс сходст. (%)*
1. Вечеринки, зрелища, дискотеки, тусовки 14,7 20,6 71,3
2. Аудио, видео, ТУ, компьютерные игры 19,5 23,8 81,9
3. Чтение литературы по интересам 10,2 23,5 43,4
4. Поиск заработка, хобби 14,2 31,3 45,4
5. Просто досуг без определенных занятий 6,8 21,3 31,9
6. Затруднились ответить («не знаю») 0,9 14,2 06,3
* Индекс сходства - отношение меньшего показателя к большему (в %).
Существенные различия между сравниваемыми группами школьников выявились в предпочтении отдыха без определенных занятий (индекс сходства 31,9%). Такая форма отдыха, в основном, типична для школьников, не занимающихся спортом (21,3%) по сравнению со школьниками-спортсменами (6,8 %).
Наименьший индекс сходства (0,6,3%) обнаружен в отсутствии у школьников не спортсменов перспективы завтрашнего дня кроме обязательных школьных занятий, т.е. в их незнании, чем же они будут заниматься сегодня или завтра в свободное время («затрудняюсь ответить»)? Эта не структурированность смыслов жизни в досуге без определенных занятий и есть одна из причин тяги старших школьников к неожиданным и острым впечатлениям, толкающим к знакомству с вредными привычками - курение, пиво, секс, тайные гулянки, алкоголь, наркотики.
Выводы:
1)Систематические занятия старшеклассников спортом являются не только как эффективным метод физического воспитания, но и педагогическое средством формирования социально-психологической защиты личности юного спортсмена-школьника от чрезмерной «экранной зависимости».
2)Требуются дальнейшие теоретические и эмпирические исследования неконтролируемых обществом воздействий электронных СМИ на формирование познавательных интересов школьников в целях совершенствования школьной методики их нравственного и физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волков, О.И. О негативном влиянии СМИ на сознание учащихся // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 28-й науч. конф. Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - С. 75-76.
2. Волков, О.И. Спорт как противовес негативному влиянию СМИ на психику школьника // Материалы итоговой науч.-практ. конф. Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, посвящ.165-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. Ч. 2. - СПб. : [б.и.], 2002. - С. 72- 73.
3.Волков, О.И. Изучение познавательных интересов учащейся молодежи // Физическая культура и здоровье студенческой молодёжи : материалы меж-дународ. межвуз. конф. 22.12.2003 г. - СПб. : Изд-во СПб ГУП, 2004. - С. 2223.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ ПО ПЕРИОДАМ ВЕДЕНИЯ СХВАТКИ
В.В. Вольский, А.В. Громов
Особенности влияния новых правил проведения соревнований по грекоримской борьбе на характер проявления технико-тактических возможностей спортсменов в условиях поединка до настоящего времени изучались недостаточно (В.В. Шиян, 1997; М.Г. Мамиашвили, 1998).
В связи с этим, нами была поставлена задача, исследовать характер изменения показателей соревновательной деятельности борцов в условиях проведения схватки, длительностью три периода.
В таблице 1 представлены усредненные значения показателей соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля.
Таблица 1
Изменение показателей соревновательной деятельности борцов
в различных периодах поединка (n = 43)
Показатели Первый период Второй период Третий период
Активность (к-во действий/мин) 1,84 ± 0,63 0,85 ± 0,57 0,87 ± 0,43
Надежность техники(%) 64,5 ± 25,6 30,1+19,6 20,2 ±14,7
Результаты проведенного исследования показали, что физическое утомление, развивающееся по ходу проведения соревновательной схватки, приводит к снижению абсолютных значений показателей соревновательной деятельности борцов. При этом необходимо отметить, что если темпы снижения показателя, характеризующего активность ведения поединка уменьшаются достоверно (Р<0,01) только после первого периода и в дальнейшем остаются весьма стабильными, то изменение показателя надежности техники имеет несколько иную картину.
Отличия заключаются в достоверном снижении показателя надежности атакующих действий во всех периодах поединка. Это указывает на то, что стабильность проведения технических действий борцов в значительной ме-
ре определяется устойчивостью двигательного навыка спортсмена к влиянию физического утомления.
Проблема изучения надежности проявления технико-тактических возможностей борцов неразрывно связана с количественной оценкой основных составных частей, определяющих биомеханические характеристики двигательного навыка. Как правило, оцениваются временные показатели темповой структуры технического действия, характеризующие латентное время двигательной реакции (ЛП), длительность фазы подхода (ФП), фазы отрыв-полет (ФОП), а также общее время броска (ОВ) (А.В. Дадаян, 1996; Н.Г. Кулик, 1967; А.А. Новиков, В.С. Дахновский, Л.А. Самвелян, 1970 и др.).
При экспериментальном моделировании параметров физической нагруз-